Профессионально трудовая культура личности это

Презентация, доклад на тему Профессиональная культура педагога в общем смысле слова – этовсе виды преобразовательной деятельности человека, общества и...
Содержание

в общем смысле слова – этовсе виды преобразовательной деятельности человека, общества и результаты этой деятельности.Материальная и духовная культураявляются существенной характеристикойжизни общества. Сам человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредствомусвоения языка, приобщения к имеющимся

  • Главная
  • Русский язык
  • Профессиональная культура педагога

Слайд 1Профессиональная культура педагога

методики п/о ФПО НИРО, доцент,К.П.Н.

Слайд 2

в общем смысле слова – это
все виды преобразовательной
деятельности человека, общества

и результаты этой деятельности.
Материальная и духовная культура
являются существенной характеристикой
жизни общества. Сам человек
формируется в процессе своей
деятельности как культурно-
историческое существо посредством
усвоения языка, приобщения к
имеющимся в конкретном обществе

2001067 26 Аудиокнига. «Лекции по культурологии». Культура личности


ценностям, традициям, овладения
присущими этому обществу и его культуре
приемами и навыками деятельности.
Человек является
продуктом общечеловеческой
культуры, ее представителем
и носителем.

в общем смысле слова – этовсе виды преобразовательной деятельности человека, общества и результаты этой деятельности.Материальная и духовная

Слайд 3 «Профессиональная культура» — это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей

полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой деятельности, необходимые для обслуживания, исторического процесса смены поколений, социализации личности, осуществления образовательных процессов.
Е.В. Бондаревская

«Профессиональная культура» - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности

Слайд 4Профессиональная культура – это характеристика уровня компетентности работника (специалиста) и отношения

его к труду и себе как субъекту труда
(Энциклопедический словарь профессионального образования).

Профессиональная культура – это характеристика уровня компетентности работника (специалиста) и отношения его к труду и себе как

Слайд 5Структура профессиональной культуры включает:
Социальный
Собственно-профессиональный
Нравственно-мотивационный компоненты

Структура профессиональной культуры включает:СоциальныйСобственно-профессиональныйНравственно-мотивационный компоненты

Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Слайд 6Социальный компонент
Социальный компонент отражает умение работать в коллективе, самодисциплину, инициативность, социальную

и творческую активность, ответственность за результаты и последствия труда.

Социальный компонентСоциальный компонент отражает умение работать в коллективе, самодисциплину, инициативность, социальную и творческую активность, ответственность за результаты

Слайд 7Профессиональный компонент
Профессиональный компонент характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением

времени, ритмичностью, технологической дисциплиной, экономической и экологической грамотностью.

Профессиональный компонентПрофессиональный компонент характеризуется компетентностью, высоким уровнем организации труда, рациональным распределением времени, ритмичностью, технологической дисциплиной, экономической и

Слайд 8Нравственно-мотивационный компонент
Нравственно-мотивационный компонент проявляется в отношении к труду как потребности, сознательности,

добросовестности, гуманных отношениях к партнерам по совместной деятельности, потребности в самообразовании и самосовершенствовании, богатстве духовной культуры.

Нравственно-мотивационный компонентНравственно-мотивационный компонент проявляется в отношении к труду как потребности, сознательности, добросовестности, гуманных отношениях к партнерам по

Слайд 9«Педагогическая культура» — это

а) интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство непосредственной

деятельности людей по передаче накопленного социального опыта и ее результатов, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.
(В.Л. Бенин)

б) характеристика состояния педагогической науки, управления школой и деятельностью институтов народного образования, материальной обеспеченности учебно-воспитательного процесса, педагогической техники, педагогической документации и самой педагогической деятельности.
(И.Я. Лернер)

в) результат педагогического творчества.
(В.А. Сластенин)

«Педагогическая культура» - этоа) интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального

Слайд 10Концептуальные модели личности педагога
Модель специалиста по В. П. Беспалько – это

«любое описание, в котором отражаются тем или иным способом основные качества, свойства и способности личности специалиста, соотнесенные с определенными условиями его функционирования»

Концептуальные модели личности педагога Модель специалиста по В. П. Беспалько – это «любое описание, в котором отражаются тем

Слайд 11Модель профессионально- самоопределившейся личности
Структурируя модель профессионально самоопределившейся личности, выделим следующие аспекты:

аспект (анализ таких компонентов деятельности как мотивы, цели, результаты);

Внешний аспект, который рассматривает отношение общества к профессии учителя: роль и место профессии учителя в обществе, ее престиж;

Профессиональный аспект, включающий такие компоненты как: профессиональные взгляды, образ жизни учителя, педагогическое мышление, профессиональные и личностные качества;

Аксиологический аспект (ценностные ориентации, мотивационная направленность).
И.В. Романов, А.А. Хван

Модель профессионально- самоопределившейся личностиСтруктурируя модель профессионально самоопределившейся личности, выделим следующие аспекты:Деятельностный аспект (анализ таких компонентов деятельности

Слайд 12Профессиограмма специалиста системы образования
Профессиограмму педагога мы рассматриваем
как качественно-описательную модель
специалиста системы образования.
Профессиограмма, разработанная

под
руководством В.А. Сластенина, включает
следующие разделы:

Личностные и профессиональные качества;
Психолого-педагогическая подготовка специалиста;
Методическая подготовка по специальности;
Качество и уровень специальной подготовки.

Профессиограмма специалиста системы образованияПрофессиограмму педагога мы рассматриваемкак качественно-описательную модельспециалиста системы образования.Профессиограмма, разработанная под руководством В.А. Сластенина, включаетследующие

Слайд 13Ролевой репертуар учителя (по В. Леви)

Ролевой репертуар учителя (по В. Леви)

Слайд 14

В представлении Е.В. Бондаревской учитель, обладающий высшим уровнем педагогической культуры –

это человек, который:

Любит детей, защищает их права и интересы, заботится об их здоровье и самочувствии, проявляет доброту и уважение к каждому школьнику независимо от успехов в учебе, авторитетен среди детей и родителей;
Понимает психологию учащегося, применяет разумные требования к организации обучения и воспитания, умеет анализировать образовательную ситуацию, причины неадекватного поведения учащегося, способен принимать обоснованные решения, предвидеть их социальные последствия;
Интересуется наукой, владеет глубокими знаниями и разносторонними знаниями по предмету, умеет самостоятельно выбирать и разрабатывать оригинальные технологии и индивидуальные программы обучения, вызывает интерес к учению, добивается положительных результатов в обучении и развитии учащихся;
Творчески подходит к обучению и воспитанию, имеет индивидуальный педагогический почерк, совершенствует систему (дидактической, воспитательной, методической) деятельности, имеет авторские методические разработки, участвует в инновационной или научно-исследовательской работе, создает новые образцы педагогической практики, оказывает методическую помощь коллегам в освоении новшеств;
Во всех ситуациях педагогического взаимодействия проявляет высокую культуру поведения, способен к нравственно-волевой саморегуляции, занимается профессиональным самообразованием и самовоспитанием, служит образцом культурного человека.

В представлении Е.В. Бондаревской учитель, обладающий высшим уровнем педагогической культуры – это человек, который: Любит детей, защищает

Слайд 15Модель личности педагога (по Л.С. Зауэр)

Личность с объективным само-
восприятием. позитивной Я-
концепцией,

способная к
самовоспитанию, самообразованию,
саморазвитию, адекватному
взаимодействию с социумом.

Профессионализм:
1. Готовность к инновационным
преобразованиям и творческой
деятельности.
2. Владение современными
подходами к детям, к учебно-
воспитательному процессу.
3. Культура познавательной
деятельности.
4. Создание психологически
комфортной обстановки для
самоактуализации и творчества
школьников.
5. Индивидуальный стиль
педагогической деятельности.

Компетентность:
1. Высокий уровень психолого-
педагогических, теоретических
знаний преподаваемого предмета.
2. Способность постижения науки,
искусства, потребность в непре-
рывном самообразовании.
3. Готовность к разноуровневому и
многовариантному преподаванию.
4. Владение совокупностью техно-
логических знаний и умений.
5. Умение оптимально решать
педагогические задачи.
6. Творчество, мастерство.

Продуктивность:
1. Достижение запланированного
результата в отношении всех или
подавляющего большинства уча-
щихся за отведенное время.
2. Умение разрабатывать и ис-
пользовать систему критериально-
оценочных показателей, развития
познавательных интересов и
интеллектуальных умений
школьников.
3. Высокий уровень педагогической
культуры.

Личностные качества:
1. Высокая гражданская активность
и социальная ответственность.
2. Гуманистическая направленность,
духовные потребности, эрудиция.
3. Честность, искренность, сочувствие
в отношении детей и взрослых.
4. Доброжелательность в сочетании
с разумной требовательностью к
себе и другим.
5. Интеллигентность.
6. Инициативность, оптимизм,
жизнерадостность.
7. Искусство общения,
коммуникативность, культура речи.
8. Добросовестность, трудолюбие.

Модель личности педагога (по Л.С. Зауэр)Личность с объективным само-восприятием. позитивной Я-концепцией, способная к самовоспитанию, самообразованию,саморазвитию, адекватномувзаимодействию с

Слайд 16Модель оценки профессиональной деятельности педработников УНПО
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

I блок
Учебная деятельность
1. Наличие необходимой

учебно-
планируемой документации.
2. Разработка адаптированных,
профилированных программ.
3. Знание и применение современных
технологий.
4. Знание норм оценок и объективное
оценивание достижений учащихся.
5. Проведение открытых уроков.

II блок
Методическая работа
1. Пополнение КМО предмета.
2. Пополнение методического
аппарата контроля качества
обучения.
3. Разработка частных методик
преподавания предмета.
4. Индивидуальный план работы
по единой методической теме.
5. Участие в работе методических
объединений педагогическом
совете.

Модель оценки профессиональной деятельности педработников УНПОРЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКАI блокУчебная деятельность1. Наличие необходимой учебно-планируемой документации.2. Разработка адаптированных, профилированных

Слайд 17РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

III блок
Инновационная деятельность
1. Проектирование
педагогического процесса
(технологических,
инструкционных карт).
2. Внедрение

новых
педагогических технологий.
3. Организация, выступление на
научно-практических
конференциях.
4. Издание публикаций, брошюр,
учебных пособий.
5. Рецензирование методических
разработок.

IV блок
Результаты обучения
1. Средняя успеваемость групп
по предмету.
2. Среднее качество обучения
по группам.
3. Участие обучающихся в
конкурсах.
4. Призовые места в конкурсах.
5. Сохранность контингента.

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКАIII блокИнновационная деятельность1. Проектирование педагогического процесса (технологических, инструкционных карт).2. Внедрение новых педагогических технологий.3. Организация, выступление на

Слайд 18V блок
Повышение квалификации
1. Посещение уроков коллег.
2. Самообразование.
3. Изучение педагогического
опыта.
4. Обобщение

собственного
опыта.
5. Курсы повышения
квалификации и ИПК.

VI блок
Внеурочная работа
1. Организация
дополнительной работы с
учащимися, консультации.
2. Проведение предметной
недели, открытых
общеучилищных мероприятий.
3. Руководство предметным
кружком.
4. Творческая работа с
учащимися (изготовление
стендов, образцов).
5. Участие в конкурсе
профмастерства,
технического творчества.

V блокПовышение квалификации1. Посещение уроков коллег.2. Самообразование.3. Изучение педагогического опыта.4. Обобщение собственного опыта.5. Курсы повышения квалификации и

Слайд 19VII блок
Воспитательная работа
1. Индивидуальная работа с
учащимися.
2. Работа с родителями учащихся.
3.

Проведение мероприятий
спортивных, по
гражданско-правовому воспитанию
4. Разработка сценариев и
проведение конкурсов,
тематических вечеров.
5. Наличие в группе
самоуправления.

VIII блок
Исполнительская дисциплина
1. 100% выполнение учебных
планов и программ.
2. Выполнение требований к
ведению учебно-планирующей
документации.
3. Соблюдение правил
внутреннего распорядка.
4. Выполнение плана работы
по кабинету.
5. Соблюдение графика
дежурства групп.

VII блокВоспитательная работа1. Индивидуальная работа с учащимися.2. Работа с родителями учащихся.3. Проведение мероприятий спортивных, по гражданско-правовому воспитанию4.

Слайд 20Модель преподавателя спецдисциплин профессионального учебного заведения (по А.Н. Лейбовичу)
Образовательный ценз:
высшее профессиональное

образование
2. Профессиональная характеристика

Источник: shareslide.ru

Культура труда и обучение труду

профессионального училища №19, г. Петрозаводск, Карелия.

По выражению К.Н. Вентцеля – культура предполагает культ человека. Настоящее время может быть охарактеризовано «культом человека совершенного», но будущее должно быть ориентировано на «культ обучаемого и обучающегося».

В научной литературе приводится множество определений понятия КУЛЬТУРА. В комплексном понятии, культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Критерии культуры обладают показательной степенью инертности. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (сооружения, машины, произведения искусства, науки, техники, нормы морали и права), а также реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения и т.д. Культура – эволюционирующий во времени, многообразный в своих проявлениях, специфический способ бытия человека и бытия самого мира для человека – два нераздельных полюса. Это – форма социальной жизни, для которой характерны устойчивые способы поведения и разрешения проблем, определенные прошлым, настоящим и планируемым будущим общества. Подобная классификация приведена А.Тойнби – он исследовал 21 культурную цивилизацию [1]. Маргарет Мид выделяет следующие виды культур:

– постфигуративная – дети учатся у родителей,

– кофигуративная – дети и взрослые учатся у своих сверстников,

– префигуративная – взрослые учатся у своих детей [2].

Технологическая культура, являясь, в общем понимании, материальным выражением совершенства производительных сил, подчеркивает единство духовных и материальных начал в совершенствовании человека. Материальная и духовная культуры находятся в органическом единстве, интегрируясь в некоторый единый тип культуры, который исторически изменчив, но на каждом новом этапе своего развития наследует все наиболее ценное, созданное предшествующей культурой. Воплощенная в содержании, средствах и продуктах труда, направленного на преобразование предметного мира и развитие сферы человеческих взаимоотношений, культура представляет собой, таким образом, способ обеспечения, организации и совершенствования жизнедеятельности людей, с необходимостью воспроизводимой сменяющимися поколениями.

Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но, выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности во взаимодействии с миром материальных предметов и социальных отношений, явлений.

Трансляция культуры от поколения к поколению включает освоение накопленного человечеством опыта, но не совпадает с утилитарным овладением результатами предшествующей деятельности. Взаимодействие отдельного человека с культурой никогда не бывает полностью гармоничным и всеохватывающим. Культура всегда остается величайшим резервом опыта и ценностей.

Из него непрерывно черпают живущие поколения, и его же непрерывно пополняют. Усвоение культуры – это взаимонаправленный процесс, для которого справедливы все основные закономерности коммуникативной деятельности. Именно культура осмысления и переживания физической или иной реальности, требующая индивидуального творческого восприятия, обусловливает становление целостной личности как носителя культуры.

Человек может быть рассмотрен как целостная сумма функциональных сущностей: природной, социальной и культурной. Основа развития человека на всех возрастных этапах лежит в плоскостях противоречий между социальным и биологическим, природным началами. Но одновременно вся история развития человека – это развитие его культуры. Между природой и социумом лежит культура!

Т.е. есть нечто, соединяющее биологическое и социальное начала человека, личности, индивида. Культура человека – это форма социальной жизни, для которой характерны устойчивые способы поведения и разрешения проблем, при этом общественное сознание отстает от реальной динамики развития глобальных процессов, проявляя себя объективным критерием правоты действия личностей. Однако чаще всего это осуществляется с позиций большинства, далеко не всегда выражающего исторически верные взгляды и решения.

Противоречия между хаосом и упорядоченностью, трактуемые как противоречие между личностью (обучаемым) и педагогической системой, между традициями и новациями, проявляются и разрешаются в воспитательной системе и лежат преимущественно в личностной плоскости. Воспитательная система развивается быстрее остальных социальных сфер и в силу перманентной смены объема и вектора собственной ориентации никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. «Разрешить кризис современной системы образования можно только путем модернизации последовательной реализации ее культурологически ориентированной концепции, рассматривая не отдельно среднее, среднее специальное и высшее образование, а систему в целом» [3]. Таким образом, требуются совершенно иные формы дидактического взаимодействия, ориентированного именно на трансляцию (!) культуры и только в этом контексте – на овладение «знаниями, умениями и навыками».

Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя, созидая ее. Культурная [именно созидающая] сущность человека является системообразующим компонентом его целостности. «Целостное мировосприятие зиждется на приобщении к трем способам миросозерцания: рационально-логическое (наука); эмоционально-образное (искусство); провиденциально-аксиологическое (религия) [4].

Гессен С.И. считал, что «человеческий индивид существует в четырех планах воспитания: индивид как организм психофизический; как социальная личность; как личность, включенная в культурную традицию; как член «царства духовных существ»[5].

Синтез усилий преобразований личности в этих плоскостях и должен породить “общественного” человека – практика показывает, что элитарность образования, будучи ущербно односторонней, в равной (по крайней мере, сравнимой) мере приводит к воспитанию таланта и диссидента. Необходима многосторонность, соревновательность просвещения – в особенности это касается среднего профессионального образования: будущих рабочих нельзя учить только профессиональным навыкам – требуются высоко развитые способности и склонности к умениям саморазвития, самообразования, рефлексии и т.д.

Современное общество рассматривает и принимает к анализу в составе действующей педагогической парадигмы экономические, социальные, политические и духовные детерминанты эволюции педагогических феноменов, воспринимаемых в контексте диалога эпох и культур, с учетом данных философии, истории, этнографии, социологии, культурологии, антропологии, психологии. Живым и социальным системам свойственно стремиться к сохранению КУЛЬТУРЫ – системы модулей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру. Представление деятельности человека как создателя и потребителя информации позволяет утверждать, что способ информационного производства лежит в основе человеческой деятельности и во многом определяет тип культуры.

При этом ведущим остается профессионально-техническое направление, где выделяются:

– знания как категория педагогики,

– знания о знаниях,

– знания о технологиях, методах, методиках,

– знания о производителях,

– знания об изделиях и т.д.

Наука – часть того, что принято называть материальной и духовной культурой человечества. Однако культурологическая концепция содержания образования не сводит его к науке. Человеческая история доказала, что нужна специализация систем знаний в сочетании с глубокой их социокультурной дифференциацией. В общем случае под образованием понимается процесс взаимодействия взрослых и детей, имеющих целью создание культурных условий (как внешних, так и внутренних) для саморазвития личности.

«Необходимость образования предопределена: невозможностью культурной преемственности поколений по механизмам биологического наследования; принципиальной недостаточностью стихийного опыта [этот факт интересен в приложении к лагу (временной оси) причин перехода от семейного (кланового) образования к классно-урочной системе и далее к другим системам]; диверсифицированностью квалифицированного труда в современном обществе; сложностью передаваемых и приобретаемых в процессе образования пластов культуры» [6].

субъектное – обучение приемам, методам различного вида труда с погружением до личностной оценки результата деятельности;

коммуникативное – обучение-общение в труде, совместной продуктивной (научной, практической, социальной и другой) деятельности,

проблемное – раскрытие комплексности, вложенности, многоуровневости организации человеческого бытия и передача ответственности за практическое решение раскрываемых проблем;

культурологическое – систематизация, оценивание и наследование структурированных материальных и социально-этических ценностей человечества.

При этом в свою очередь образовательный процесс включает в себя:

— культуру педагогической деятельности,

— культуру среды образования,

— преодоление препятствий научению приемам овладевания культурным наследием.

В некоторой трактовке образование – это форма и практика культуры и реальная, на уровне, планируемом самой личностью, возможность осуществления человека в культуре. В то же время, любые культурные начинания в нынешней цивилизации проходят фильтр научной рефлексии. Обществу, при объективном понимании образования как динамичного образа окружающего мира, необходимо твердо выдержать преемственность процессов и методик передачи культурных пластов знаний от поколения к поколению, создавая и постоянно совершенствуя систему подготовки соответствующих специалистов, обеспечивающих непрерывный развивающийся процесс обучения, как в средней, так и высшей школе.

Социокультурные сдвиги соответствуют эпохальным переменам, вызывающим смену образовательных парадигм. Но социокультурные перемены достаточно производны от мобильности, предрасположенности и способности к реформированию самой системы образования. Перемены в обществе вызываются радикальными экономическими переменами, изменяющими представление личности об образовании. Для профессиональной школы, прежде всего, важна изменяющаяся позиция «заказчиков»: родителей, социума, самого обучаемого.

Сферой социального познания, обогащающего и раскрывающего рассматриваемый потенциал, являются, принимаемые в современной трактовке:

— синергетика – научная дисциплина о самоорганизации сложных систем,

— акмеология – система наук (при главенстве и патронаже психологии) о развитии взрослого человека,

— герменевтика – искусство (наука) дискурсивного толкования смыслов символов, знаков, текстов и др.

Развитие культуры с одной стороны предопределяется активными воздействиями вектора трансформации образования, а с другой – самой, формирующейся в качестве базисной функции, парадигмой образования.

По своей сути культуроцентрическая образовательная парадигма предполагает:

  • возвышение роли воспитания как механизма формирования психической и нравственной готовности жить в быстроменяющемся, пересматривающем ведущие ориентиры, мире;
  • разработку и апробацию технологий и методов воспитания человека труда, ориентирующегося в своей трудовой деятельности на ориентиры и ценности человека-творца, человека ищущего, человека созидающего;
  • принятие как стратегической задачи утверждения мировоззренческих приоритетов, формирование разносторонне развитой личности;
  • оптимальное сочетание профессионализма и универсализма;
  • ориентацию на принципы партнерства и социальной ответственности, составляющих основу социально-культурной формулы предпринимательства; учет специфики современного предпринимательства и его основных целей: совместное достижение личностных, групповых и коллективных целей с последующим удовлетворением потребностей и заказов общества;
  • развитие – как средства обучения и воспитания – созидающей, преобразующей роли индивидуально-коллективного творческого [учебного] труда в малых коллективах (что соответствует задачам современной организации труда);
  • построение образовательного и воспитательного процессов на принципах диалогичности информационно-ценностного поля обучения;
  • уважение и принятие ценностей в позиции обучаемого, соревновательность и доказательность при сообщении учебного материала и признание неполноты учебной истины, а равно отсутствие непогрешимости партнеров, как и признание права на пресечение агрессивности;
  • понимание образования и воспитания (в том числе, производственного воспитания) как важнейших социальных институтов культурной преемственности и в первую очередь – преемственности технологий изготовления орудий труда;
  • расширение гуманитарного ядра образования путем органичного включения в образовательный процесс духовно-нравственного потенциала российской культуры.

1. Корнетов Г.В. Всемирная история педагогики: Цивилизационный подход// Педагогика.–1995. № 3. C.23-28.

2. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства – М.:1988. – С.360

3. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России// Педагогика.–1998. № 3. C.30-38.

4. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика.–1998. №2. C.3-9.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию /Отв.ред. и сост. П.В.Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

6. Бим-Бад Б.М. Образование для свободы России//Педагогика.–1993. № 6. C.3-9.

Источник: pedagogika-cultura.ru

Профессиональная культура

Обладателя профессиональной культуры часто называют профессионалом, подразумевая человека высокой квалификации и мастерства. Нередко для оценки профессиональной культуры специалиста используют термин «профессионализм».

На первый взгляд, понятия «профессионализм» и «профессиональная культура» можно рассматривать как равноценные при характеристике трудовой деятельности субъекта, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков. Вместе с тем между этими понятиями имеется существенное различие.

На наш взгляд, следует согласиться с утверждением, что понятие «профессионализм» раскрывает преимущественно технологическую, функциональную сторону любой деятельности, выступая как итог и своего рода критерий деятельности. Профессиональная культура есть способ и одновременно оценка деятельности.

Включая в себя содержательную область профессионализма, она отражает и сам процесс приобретения профессионализма. Культурный компонент определяет уровень развития самого субъекта деятельности, его личностно-деловые качества. В своем единстве понятия «культура» и «профессионализм» отражают многоаспектность и динамичность профессиональной культуры как социального феномена [10, с. 86]. Профессиональная культура включает в себя совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации, которую условно можно разделить на формальную, удостоверяемую сертификатом об окончании определенного учебного учреждения и подразумевающую систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, и реальную, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт [6, c. 256], который, с нашей точки зрения, и является неотъемлемой частью профессиональной культуры специалиста.

Сущность профессиональной культуры на личностном уровне, как справедливо отмечает П.В. Кузьмин, выражается мерой освоения необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, профессионального опыта, степенью интеграции профессиональных и социальных качеств личности; способностью применять совокупность наиболее рациональных способов, приемов работы в различных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность. В своем реальном функционировании профессиональная культура личности выступает прежде всего как совокупность конкретных социально-значимых профессиональных действий.

5 стр., 2022 слов

Общее представление о процессе общения, его роль в социальных .

. на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо. Они имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры . предпринимать обоснованные действия. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она . деятельности. Моральные нормы В основу формулирования моральных норм как одобряемых правил поведения .

Профессиональная культура, по мнению Кузьмина, разделена, условно говоря, на две сферы: духовную и деятельностно-поведенческую. Духовная сторона, представляющая диалектическое единство профессионально-идеоло- гического и психологического компонентов, включает в себя систему профессиональных знаний, убеждений, культуру профессионального мышления, профессиональные потребности, чувства, волевую готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Деятельностно-поведенческая сторона объединяет профессионально-целесообразные способы деятельности и культуру поведения [8, c. 27].

Если судить с позиций классической англосаксонской социологии профессий, профессиональная культура формируется из людей, «которые обладают высоким статусом, материальным достатком и вузовским дипломом по соответствующей специальности, состоят в профессиональной ассоциации, имеющей властные полномочия, например, выдавать лицензию на ведение практики или лишать ее» [2, c. 13]. С нашей точки зрения, это определение или взгляд весьма узки, так как отсекают массу профессиональных сообществ, которые обладают профессиональной культурой.

Оцените статью
Добавить комментарий