Выявляет структуру и механизм регуляции психической деятельности. Рассматривает деятельность как сложный, многомерный, многоуровневый динамический процесс.
Составляющими деятельности являются:
Цель, Планирование, Переработка информации, Оперативный образ, Концептуальная модель
Принятие решения, Действие, Проверка результатов,Коррекция деятельности
Ведущий регулятор здесь вектор «мотив – цель». В ходе деятельности цель развертывается в систему частных задач на выполнение определенных целей. Она может быть представлена в виде системы взаимодействующих задач, связь между которыми отражает план деятельности.
1. Работа по ориентирам.
2. Работа по образу – некий стандартизированный план, не учитывающий нештатную ситуацию, требует определенной квалификации.
3. Прогнозирование (антиципация) – может быть элементарным, то есть определяется линейной последовательностью основных фаз при некоторых событиях. Может быть развитым многовариантным, то есть оценка по цепочкам. Из всех сигналов человек отбирает те, которым соответствуют задаче.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Объединяет их в структуры, которые позволяют оценить состояние предмета деятельности относительно образа цели. Идеальное отражение предмета деятельности представленный оперативный образ. Благодаря ему обеспечивается адекватность действий целям, предметам, средствам и условиям. Оперативный образ позволяет связать их в единую систему. При управлении техникой оперативный образ принимает вид концептуальной модели.
Рассогласование между оперативным образом (концептуальная модель) и образом-целью приводит к принятию решения. Это выдвижение гипотез о развитии ситуации, их проверка, оценка и т.д. В результате выбирается оптимальный вариант действий. Действия могут происходить с реальными и идеальными (знаковыми) предметами. Регулирование осуществляется на основе обратной связи.
Отражением в этой модели (концепция психологической составляющей) является главной специфической особенностью. Ломов выделил 3 основных уровня отражения:
1. Сенсорно-перцептивный – обеспечивает адекватность действий реальной ситуации.
2. Представление – воображение, образная память, формирующая образ предмета, явления. В них присутствует наглядность, обобщенность. Представления формируются в процессе многократного восприятия. Особенность — это панарамность, позволяющая выходить за пределы ситуации.
3. Вербально-логический (рече-мыслительный) – понятийное мышление. Оно отражает существующие связи и отношения явлений. Итог – принятие наиболее сложных и ответственных решений. Психическое отражение осуществляется в разных форматах и их сочетаниях.
Отражение первого уровня происходить в основном в образно форме. Второго уровня в образной с элементами обобщения и схематизации и на третьем уровне на понятийном уровне.
КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МНОГОУРОВНЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитывает особенности многоуровневой регуляции деятельности. Антиципацией называется психический процесс предвидения, прогнозирования, упреждения событий. Выделяется 5 его уровней:
Общая неврология. Лекция 6 «Высшие мозговые функции и их нарушения»
Субсенсорный, Сенсомоторный, Перцептивный, Представлений, Вербально-логический
Особенности этой концепции:
Каждый уровень соответствует определенной сложности задач
Дальность прогноза увеличивается с ростом уровня
При переходе с уровня на уровень усложняется структура прогноза и способ интегрирования информации
КОНЦЕПЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОБРАЗА
Психический образ рассматривается как отражение объективной реальности и как важное звено в системе регулирования деятельности человека. Эта концепция используется для оценки субъективных элементов формирования образа. Психический образ характеризуется многомерностью и многоуровневостью.
Уровни отражения в этой концепции:
1. Сенсорно-перцептивный и представлений
Цель выступает в форме образа. Сличение образа текущих ситуаций с образом цели является важнейшим компонентом регуляции
КОНЦЕПЦИЯ АНАЛИЗА ПРОБЛЕМНОСТЕЙ
Здесь рассматривается ситуация, что человек существует в условиях непрерывного изменения мира (объективной реальности) и их психическое отражение в форме событий (субъективный мир). Основой избирательности отношений к миру и к себе является оценка субъективной значимости происходящих событий. Многообразие форм несоответствия сводят к 3 видам:
Неопределенность, Неоднозначность, Затруднение
Проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения реальности и его психического отражения и представляющего одну из форм несоответствия между ними. Преодоление этого обеспечивается механизмами психической регуляции.
Виды проблемости (классы):
Проблемные моменты – длятся не долго и решаются быстро.
Проблемные ситуации – требуется осмысление в определении временных интервалов и поиска решений.
Проблемы – ситуации не встреченные ране. Необходимо формирование общей стратегии поведения, долгосрочного отношения к действительности и принципиально нового знания.
Главной основой при выборе уровня отражения является направленность и назначении регуляции, которое зависит от класса проблемности. Характер проблемностей разных классов определяет особенности и закономерности процессов психической регуляции, а разных уровнях. Выбор уровня определяется направленностью, назначение регуляции.
Проблемность возникает в процессе деятельности. Она разрешается за счет актуализации одного из уровней. В общем случае может возникнуть последовательность переходов между проблемностями разных уровней. Она определяется как алгоритм разрешения проблемности. В итоге вся деятельность в динамике рассматривается как последовательность смены алгоритмов разрешения проблемности разных классов.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
![]() |
![]() ![]() |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Среди профессионально важных признаков выделяют:
Психологические особенности сенсорной, мыслительной, сенсорно-моторной деятельности.
Внимание, Память, Эмоционально-волевая сфера, Особенности личности
ВЗАИМНАЯ АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В адаптацию входит:
Профессиональная ориентация, Профессиональная консультация
Отбор, Обучение, Профилактика
Психофизиологический профессиональный отбор – система мероприятий, направленная на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам и свойствам личности, профессиональным способностям соответствуют требования конкретной специальности и наиболее пригодны к обучению. Выполняется он на научной основе.
Целью профессионального отбора является определение уровня способностей к обучению и предсказание эффективных действий человека в рабочей обстановке, включая экстремальные условия.
В зависимости от целей отборы различают:
Психологический, Медицинский, Образовательный, Социальный
Выявляются соотношения врожденных и приобретенных свойств личности, которые формируют способности к данного вида деятельности под влиянием конкретных условий. Врожденными являются анатомо-физиологические особенности мозга и его функций (психологические свойства нервной системы).
Профессиональный отбор – допуск человека к определенной профессиональной деятельности. Он проводится по определенной системе, которая включает:
Определение групп специальностей
Прогнозирование пригодности к обучению и практической деятельности в нормальных и экстремальных условия
Изучение физиолого-гигиенических и психологических особенностей трудовой деятельности
Анализ трудового процесса для предъявления требований к кандидатам
Разработка методических приемов оценки профессионально важных качеств личности
Оценка точности, прогнозируемости, надежности и дифференцируемости методических приемов психофизиологических исследований
Разработка критериев оценки профессионально важных качеств личности
Разработка форм организации и методического проведения профессионального отбора
Основные направления проведения профессионального отбора:
1. Выявление индивидуальных психологических особенностей личности, препятствующих освоению и выполнению профессиональной деятельности.
2. Получение дополнительных психофизиологических данных для уточнения отклонений в состоянии здоровья.
3. Определение уровня группового взаимодействия.
4. Определение функционально-психологических возможностей кандидата в деятельности в специфических условиях.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
Психофизиологический профессиональный отбор – система мероприятий, направленная на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам и свойствам личности, профессиональным способностям соответствуют требования конкретной специальности и наиболее пригодны к обучению. Выполняется он на научной основе.
Целью профессионального отбора является определение уровня способностей к обучению и предсказание эффективных действий человека в рабочей обстановке, включая экстремальные условия.
В зависимости от целей отборы различают:
Психологический, Медицинский, Образовательный, Социальный
Выявляются соотношения врожденных и приобретенных свойств личности, которые формируют способности к данного вида деятельности под влиянием конкретных условий. Врожденными являются анатомо-физиологические особенности мозга и его функций (психологические свойства нервной системы).
Профессиональный отбор – допуск человека к определенной профессиональной деятельности. Он проводится по определенной системе, которая включает:
Определение групп специальностей
Прогнозирование пригодности к обучению и практической деятельности в нормальных и экстремальных условия
Изучение физиолого-гигиенических и психологических особенностей трудовой деятельности
Анализ трудового процесса для предъявления требований к кандидатам
Разработка методических приемов оценки профессионально важных качеств личности
Оценка точности, прогнозируемости, надежности и дифференцируемости методических приемов психофизиологических исследований
Разработка критериев оценки профессионально важных качеств личности
Разработка форм организации и методического проведения профессионального отбора
Основные направления проведения профессионального отбора:
1. Выявление индивидуальных психологических особенностей личности, препятствующих освоению и выполнению профессиональной деятельности.
2. Получение дополнительных психофизиологических данных для уточнения отклонений в состоянии здоровья.
3. Определение уровня группового взаимодействия.
4. Определение функционально-психологических возможностей кандидата в деятельности в специфических условиях.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ОБУЧЕНИЯ ФОРМА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ОРУДИЙ ТРУДА
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРУДИЯМ ТРУДА
Они определяются возможностью анализаторов человека. Анализаторы состоят из трех частей:
1. Рецепторы (нервные окончания) – в них энергия раздражителя превращается в нервный импульс
2. Проводящие нервные пути
3. Участок головного мозга, где обрабатываются сигналы и вырабатывается управляющий сигнал, который отправляется в рецепторы.
Различают следующие виды анализаторов:
Зрительный, Слуховой, Тактильный, Вкусовой, Обонятельный, Кинестетический, Внутримышечный
Чувствительность, Адаптивность, Избирательность
Нижний абсолютный порог чувствительности – величина вызывающая едва заметные ощущения
Верхний абсолютный порог чувствительности
Требования к сигналам раздражителя:
Интенсивность сигнала (среднее значение диапазона чувствительности)
Различия между сигналами должны быть больше оперативного порога различия
Не должны вызывать утомления
Наиболее значительный и ответственный раздражитель необходимо располагать в тех зонах сенсорного поля, которые соответствуют участкам рецепторной поверхности с наибольшей чувствительностью
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧЕМУ МЕСТУ
Техническая оснастка – обеспечивает эффективную эксплуатацию основного оборудования (средства наладки, ремонта, заточки и т.д.).
Организационная оснастка – обеспечивает эффективную организацию труда (рабочая мебель, тумбочки, сиденья, лифты и т.д.)
Перечень элементов технической и организационной оснастки указывается для каждого рабочего места в технической документации к основному производственному оборудованию.
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОЧЕГО МЕСТА
Параметры, учитывающие антропометрические данные подразделяются на 3 группы:
1. Габаритные параметры – характеризуют размеры очертаний (высота, глубина, широта) и габаритные параметры элементов. Характеризует суммарный объем, занятый элементами и проходы. Также учитывается «мертвое» пространство.
2. Свободные, не сопряженные параметры – не имеют общих баз отсчета (единичные подлокотники, скамейки, сиденья). Подразделяются на:
3. Компоновочные (сопряженные) – элементы характеризуют положение отдельных элементов рабочего места относительно друг друга. Обеспечивают возможность совершать движения в оптимальном диапазоне и увязать все элементы с едиными базами отсчета. Пример: параметры рабочей поверхности, досягаемость в моторном пространстве.
ОСНОВНЫЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ РАБОЧЕГО МЕСТА
Факторы, определяющие организацию рабочего места:
Положение тела, Рабочая поза, Рабочие движения, Максимальный темп движения, Зоны деятельности
Положение тела – влияет на пространственную компоновку рабочего места, на величину усилий, на органы управления и параметры обзорности.
Распространенные положения тела бывают:
Стоя, Сидя, Лежа (реже)
Каждое положение характеризуется условиями равновесия, степенью напряженных мышц, состоянием дыхания и кровеносной системы, расходом энергии.
Рабочая поза – обозначает наиболее частое и предпочтительное взаиморасположение звеньев тела при выполнении трудовых операций. На ее поддержку тратится нервно-мышечная энергия. Рабочая поза характеризуется величиной тонуса отдельных элементов и суставных узлов.
Рабочие движения – механическая, физиологическая, психическая, функциональная формы движения.
Механическая форма движения – характеризуется пространственными параметрами (длинна, форма, направление), временными параметрами (скорость, ускорение, темп), силовыми параметрами (направление и величина усилий), точностными параметрами (во времени и пространстве).
Психическая форма движения – определяется по функции в трудовом процессе, степени контроля за рабочими движениями.
Функциональная форма движения – подразделяет все комплексы движений на основные и вспомогательные.
Максимальный темп движений – зависит от типа движения:
Вращательное (об/сек), Нажимное для ведущей и не ведущей руки (нажимы/сек), Ударные (удары/сек)
От усилий, развиваемых при различных движениях и точности движения рук.
Зоны досягаемости: Максимальная, Оптимальная, Легкая
Необходимо обеспечить на рабочем месте выполнение трудовых операций в пределах зоны максимальной досягаемости моторного поля. Для часто выполняемых операций в пределах легкой досягаемости, для очень частых – в оптимальной досягаемости.
В положении сидя зона досягаемости определяется при выпрямленном и фиксированном относительно спинки стула корпусе. Испытуемый описывает правой и левой рукой дуги в вертикальной и горизонтальной плоскости.
Параметры рабочего места измеряются в различных положениях тела и позах, имитирующих рабочие движения. Используются ограничительные плоскости для базы отсчета.
Эргономические и антропометрические параметры рабочего места:
Динамические (габаритные, размеры отдельных звеньев тела)
При использовании числовых значений антропометрических признаков учитывают особенности рабочих, обусловленных полом, возрастом, национальностью и другими факторами. Эти различия могут быть велики как для положения стоя, так и для положения сидя.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАСЧЁТА РАБОЧИХ МЕСТ
Источник: studopedia.info
Психологическая структура профессиональной деятельности
Труд, трудовой процесс и трудовая деятельность. Психологические признаки труда (Е.А.Климов). Модели трудового процесса: структурные и функциональные (А.Н.Леонтьев, В.Д.Шадриков, Е.А.Климов, Е.М.Иванова, М.А.Котик и др.). Функциональная модель трудовой деятельности В.Д. Шадрикова и основные компоненты инвариантной структуры деятельности: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, принятие решения, планирование, контроль, коррекция и др.
Труд является основным и исторически первичным видом деятельности человека. С помощью труда человек удовлетворяет свои материальные и духовные потребности, познает и изменяет окружающий мир, создает все необходимые предпосылки для существования и развития человеческого общества. С общефилософской точки зрения труд — это основная форма связи и взаимодействия человека с окружающей средой.
Понятие деятельность в психологии необходимо отличать от других форм активности, процессов. Е.А.Климов предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака:
— имеет место процесс действий (совокупность, последовательность неких актов);
— процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование;
— процесс действий имеет значение для существования и развития человека и (или общества).
Труд, по мнению Е.А.Климова, отличается от игры, учения, общения тремя признаками, так что всего получается четыре существенных признака труда:
1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.
Аналоги этих признаков есть и в других видах деятельности, но именно в труде степень социальной регламентации, нормированности, заданности оказывается самой высокой по всем четырем признакам
Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный: труд общественно-полезный и труд по самообслуживанию.
Непрофессиональные виды труда обладают теми же психологическими признаками (Климов Е.А.,), что и труд профессиональный.
Предмет труда — это то, на что направлена трудовая активность человека. К средствам труда относятся любые реальные вещи и приспособления, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Целесообразная деятельность — это проявление психической и физической активности человека, направленной на достижение сознательно поставленных целей. Трудовая деятельность, следовательно, есть такая активность, которая идет от человека, и в этом смысле о нем говорят как о субъекте труда. Деятельность субъекта труда характеризуется определенной структурой, важнейшими элементами которой являются следующие.
1. Цель деятельности, т. е. то, ради чего действует человек.
2. Мотивы деятельности. Активность человека как субъекта труда всегда направлена на удовлетворение тех или иных потребностей, которые, осознаваясь, становятся движущей силой поведения человека.
3. Действия. Действия — это отдельные акты деятельности, направленные на определенные частные цели. Наряду с действиями, в качестве составных частей деятельности выделяют операции — элемент деятельности, который постоянно выполняется на одном рабочем месте одним работником или группой работников.
4. Результат деятельности. Под результатом понимается реальное воплощение цели деятельности, которая в ее начале выступала как мысленный образ-цель.
Таким образом, постановка мотивированной цели, выбор системы оптимальных действий, планирование, переработка текущей информации, контроль результатов, принятие решений и некоторые другие элементы являются важнейшими структурно-функциональными составляющими сознательной деятельности субъекта труда.
Хотя труд в целом, как уже отмечалось, является категорией не психологической, а социально-экономической, он имеет и свою психофизиологическую основу. Это значит, что в ходе трудовой деятельности происходит реализация психических и физических сил человека, его возможностей и способности превращать вещество природы в полезные для общества продукты и предметы.
В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности: предметно-действенный (как процесс, в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда); физиологический (как функции человеческого организма); психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т.д.). В психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль.
Структурная модель трудового процесса, предложенная А.И Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная характеристика и характеристика надежности. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется: на оперативном уровне; на уровне решения одной задачи; на уровне алгоритма; на уровне блока операций; на уровне операции.
Методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.
Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с другой. Степенью взаимного соответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения.
На уровне компонентно-целевого анализа выявляются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей структуре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности.
В процессе информационного анализа деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т.д. Психофизиологический анализ деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.
В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.
Эргатическая система и эргатические функции
Понятие об эргатической системе. Эргатические, трудовые функции и функции средств труда. Структура трудового процесса: подсистемы объекта труда и субъекта труда. Объекты труда и основные их разновидности. Средства, орудия труда и их разновидности.
Эргатическая система — совокупность взаимосвязанных элементов, включающая и исполнителя, и непосредственно связанных с ним деловыми отношениями членов сообщества, и предмет, и средство, и условия труда. Эта система имеет субъект и объект, субъектом трудаявляются люди или трудовой коллектив, предметом трудаявляются средства труда (субъект – предмет – средства – среда). Эргатическая система производит не саму по себе работу в физическом смысле, а потребительную стоимость.
Под термином трудовые функции следует понимать любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами труда. Трудовая функция может быть притом неявной, мысленная переработка сложной информации, сличение текущего процесса с мысленным его эталоном, волевые усилия по саморегуляции, преодолению неблагоприятных функциональных состояний, таких, как усталость, сонливость, тревожность и др.
Трудовые функции отражены в нормативных актах, предписаниях, рекомендациях, должностных обязанностях.
Трудовую функцию, переданную от человека техническому устройству, уже неуместно продолжать называть собственно трудовой, поскольку труд есть специфически человеческая деятельность, предполагающая сложную, в частности, сознательную регуляцию и юридическую ответственность.
Трудовая функция, будучи передана средству труда, начинает существовать в неузнаваемо преобразованном, овеществленном виде. Вот почему и приходится использовать более общее понятие — эргатическая функция. Этому общему понятию логически соподчинены два более частных: «трудовая функция» (человека) и «функция средства труда». То, что сегодня является трудовой функцией, завтра может быть передано техническому средству труда.
Функция средств труда — снятие ограничений и увеличение возможностей человека (или группы) как субъекта труда при достижении целей в определенных обстоятельствах.
Эргатическая функция — любое уменьшение неопределенности связей элементов внутри эргатической системы и ее связей с внешними обстоятельствами, рассматриваемое с точки зрения тех целей, ради достижения которых эта система создана. Проще говоря, под «эргатической» будем понимать любую функцию, характеризующую данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средства труда).
Среди эргатических функций следует выделить следующие:
— функции духовного производства: построение идеологии, построение ближайших перспектив развития сообщества, целеполагание, накопление истинных знаний, накопление эмоционального опыта, построение смыслов трудовой деятельности;
— функции производства упорядоченности социальных процессов: построение общественных норм, правил; построение социальной коммуникации и власти; средств совоздействия на членов общества; построение стратегических (общих) планов деятельности; построение тактических (оперативных) планов; построение охраны, защиты эргатической системы от помех, отклонений, разрушения;
— функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания: построение жизнеобеспечения субъекта труда; построение средств стабилизации, восстановления, развития (выбор, построение режима работы; инструктаж, обучение, самообучение; самоорганизация внутренних средств; лечение, самолечение; ремонтное обслуживание средств (внешних) и предметной обстановки труда; совершенствование эргатической системы;
— Функции материального производства:
оперативно- гностические (прием информации (наблюдение, поиск, обнаружение, испытание; переработка информации (сравнение, классифицирование, оценка, обобщение, запоминание, построение прогнозов, промежуточных целей; принятие ответственных решений (выбор предмета, условий, средств, способов действия, заключение о достижении цели труда, об обращении за помощью);
оперативно-практические (организация предметной среды и внешних средств работы; организация непосредственной социальной среды; оперативная самоорганизация субъекта труда в конкретной обстановке; перемещение предмета и средств труда (транспортная функция); приложение физических усилий (энергетическая функция); управление средством, предметом, обстановкой труда; взаимодействие средства и предмета труда (собственно технологическая функция)
Субъект труда и его развитие
Субъект труда как осознающий и активный компонент эргономической системы. Уровни изучения субъекта труда: деятельность, действия и операции, психические функции и процессы. Когнитивные, регулятивные и коммуникативные процессы в структуре субъекта труда. Этапы развития человека как субъекта труда в онтогенезе. Становление профессионализма.
Стороны и уровни профессионализма. Профессиональное и личностное самоопределение.
Субъект деятельности является носителем активности, он формирует замысел (цели), планирует деятельность, подбирает средства, условия деятельности. Человек как субъект труда может исследоваться на разных уровнях: на уровне деяния как единицы деятельности; на уровне действий как процессов, направленных на достижение целей; на уровне операций как способов осуществления действий.
Е.А.Климов предлагает под деятельностью понимать такую форму активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака: место процесс действий; процесс действий сознательно направлен в целом на приспособление к требованиям среды и некоторое ее преобразование; процесс действий имеет значение для существования и развития человека
Труд в психологическом понимании — это деятельность, результатом которой является социально-ценный продукт. Труд характеризуется четырьмя существенными признаками:
1. труд ориентирован на заданный социально-ценный результат;
2. труд регламентирован социальными нормами, правилами, традициями;
3. в труде используются орудия, имеющие культурно-историческое происхождение и способы употребления;
4. в труде люди вступают между собой в особые межлюдские производственные отношения.
Кроме профессионального труда, с помощью которого люди получают вознаграждение и социализируются, существует и непрофессиональный труд: общественно-полезный и труд по самообслуживанию.
Субъект труда адекватно отображать в своем сознании все четыре признака труда. Каждая единица сознания имеет два компонента: познавательный (когнитивный) и аффективный (эмоциональный).
При определении стадий развития субъекта труда ориентируются на принятую в возрастной психологии периодизацию по хронологическому возрасту или выделяют качественные стадии профессионального развития, типичные для большинства людей в процессе освоения одной профессии.
Е. А. Климов рассматривает профессиональное развитие человека, выделяя три хронологических периода: период допрофессионального развития; период выбора профессии; период собственно профессионального развития.
Маркова А. К. и Бодров В. А. выделяют еще один период — послепрофессионализм. Кроме того, А. К. Маркова выделяет псевдопрофессионализм (непрофессионализм) как уровень профессионального развития субъекта труда, при котором субъект, несмотря на значительный стаж работы в профессии, допускает грубые ошибки, брак, проявляет безнравственное отношение к делу.
Понятие профессионализм используется в разных смыслах. В одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии к личности человека — нормативный профессионализм, в других — обладание человеком необходимым нормативным набором психических качеств, когда профессионализм становится внутренней характеристикой человека — реальный профессионализм.
Компетентность — это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. А.К.Маркова выделяет следующие виды компетентности:
социальная компетентность — владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно;
личностная и индивидуальная компетентность — владение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности
Выделяют следующие уровни профессионализма.
Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.
Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала).
Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.
Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.
Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.
Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.
Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения — личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения постоянно взаимодействуют.
Жизненное самоопределение — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.
Личностное самоопределение — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.
Социальное самоопределение — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.
Профессиональное самоопределение — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.
stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда.
Источник: stydopedya.ru
Эссе — Психика человека и ее функции в процессе труда
Учеб. пособие / Е. Г. Ефремов, Ю. Т. Новиков. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008 – 128 с. Теоретические основы психологии труда. Психология труда как наука и социальная практика. Психология труда как отрасль науки. Связь психологии труда с другими науками. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Задачи психологии труда. История психологии труда.
История зарубежной психологии. Психология труда в России. Психологическое понимание труда. Тр.
Лекции — Сборник материалов по психологии труда (для заочников)
- формат doc
- размер 381 КБ
- добавлен 06 марта 2010 г.
ЧелГУ, кафедра педагогики и психологии, издательство ЧелГУ, 61 стр. Возникновение и развитие психологии труда. Проблематика предмета и метода психологии труда. Цели и задачи. Основные направления изучения человека в трудовой деятельности. Инженерная психология и эргономика. Методы психологии труда. Труд как фактор исторического развития человека. Стадии профессионализации.
Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии. Нормальное профразв.
Носкова О.Г. Психология труда
- формат djvu
- размер 5.63 МБ
- добавлен 03 мая 2011 г.
М.: Академия, 2007. — 384 с. В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и тра.
Носкова О.Г. Психология труда
- формат doc
- размер 1.14 МБ
- добавлен 06 июня 2011 г.
В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, соц.
Ответы на билеты к экзамену Психология труда
- формат doc
- размер 278 КБ
- добавлен 19 июня 2010 г.
МГПУ, 3 курс, 2 семестр. Ответы на следующие вопросы: Определение стресса и дистресса в труде. Основные виды профессионального стресса. Стрессовые сценарии и варианты проявления стресса в труде. Основные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные виды коммуникативного стресса в организации. основные причины низкой удовлетворенности трудом.
Основные источники стресса в организации. Психологическое определение безработицы.
Ответы на вопросы к экзамену по психологии труда
- формат doc
- размер 100.6 КБ
- добавлен 05 мая 2010 г.
1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Краткая история психологии труда в России. 2. Основные проблемы психологии труда. Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками. 3. Психология труда, инженерная психология и эргономика (сравнительный анализ).
4. Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология (сравнительный анализ). 5. Эр.
Ответы по Психологии труда
- формат docx
- размер 627.99 КБ
- добавлен 14 января 2011 г.
ДИРСП, 0301, 4 курс, 70 вопросов, Донецк/ Украина, Меняйло Н. И. , 2011 Психологические и физиологические признаки трудовой деятельности. Психологическое понимание труда и профессии. Социологические концепции управления людьми в условиях производства. Задачи психолога труда на предприятии. Психологические особенности психолога-профессионала.
Качества, которые препятствуют эффективному выполнению профессиональных обязанностей. Кризисы разочаровани.
Павлова А.М. Психология труда: учеб. пособие
- формат doc
- размер 211.13 КБ
- добавлен 15 апреля 2011 г.
А. М. Пав-лова; под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф. -пед. ун-т, 2008. 156 с. Введение. Общая характеристика психологии труда. Введение в психологию труда. История и тенденции развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.
Процесс труда как объект комплексного исследования. Характеристика эргатической системы. Психологический анализ профессиональной деятельности. Психология субъекта труда. Развитие ч.
Реферат — Психология Профессиональной Деятельности
- формат doc
- размер 678.5 КБ
- добавлен 10 апреля 2010 г.
Психология, Психология Труда, Психология управления, Предмет изучения, Основные методы, Психологические законы, Психика и деятельность, Эффективное собеседование, Новичок в коллективе, Личность внутри корпорации, Мотивация, конфликтные личности, Стресс, Моббинг: травля на рабочем месте, Конфликты в организациях, Манипуляции на переговорах, Умение увольняться
Учебник по психологии труда Юнита 1 — Развитие человека как субъекта труда. Мир профессий
- формат doc
- размер 372.5 КБ
- добавлен 20 ноября 2010 г.
Предлагаемое пособие рассматривает психологические аспекты трудовой деятельности; раскрывает психологический подход к процессу труда, развитие человека как субъекта труда; рассматривает область знания, касающуюся выбора профессии, а также затрагивает проблемы профотбора и профконсультации. Предназначен для студентов Современнго гуманитарного университета.
Источник: www.studmed.ru