Работу по организации, нормированию, оплате и стимулированию труда возглавляют отделы организации труда и заработной платы (ООТиЗы). Это самостоятельные подразделения , подчиненные директору предприятия или его заместителю по экономике. Их структура определяется масштабом и спецификой производства, принятой системой организации нормирования с учетом разделения труда между технологической службой и ООТиЗом. На крупных предприятиях это могут быть управления организации труда и заработной платы, на средних — отделы, на небольших — бюро, группы в составе планово-экономических отделов.
Эти службы организационно строятся либо по принципу производственной структуры, либо по функциональным направлениям деятельности, либо по смешанной системе.
Формирование ООТиЗов по принципу производственной структуры обычно имеет место при наличии и равнозначности всех стадий производственного процесса — заготовительной, обрабатывающей, сборочной. При этом каждое подразделение службы выполняет все виды работ по организации, нормированию труда и управлению и поэтому комплектуется специалистами в области организации, нормирования и управления трудом, психологии, социологии и условий труда и др.
Экономика труда. Управление нормированием труда.
При функциональной схеме построения службы ООТиЗ ее подразделения формируются по направлениям деятельности. При достаточном объеме работ выделяют подразделения (бюро, группы), работающие в области:
- организации и нормирования труда основных рабочих;
- организации и нормирования труда вспомогательных рабочих;
- организации и нормирования труда руководителей, специалистов и служащих;
- совершенствования управления предприятием;
- планирования и учета, социально-экономического развития;
- социальных и психофизиологических исследований;
- заработной платы и материального стимулирования.
- разрабатывают руководящие и методические материалы по вопросам организации, нормирования и оплаты труда, управления производством, организуют по этим вопросам создание планов по цехам и предприятию в целом и осуществляют контроль за их выполнением, а также расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию организации и нормирования труда;
- участвуют в разработке планов внедрения новой техники и технологии производства, механизации и автоматизации ручного труда, в работе по анализу использования производственных мощностей машин, механизмов, экономичности технологических процессов (по затратам труда);
- организуют работу по учету, паспортизации, аттестации и рационализации рабочих мест, разрабатывают мероприятия по результатам аттестации и внедряют их совместно с другими службами предприятия;
- осуществляют расчет и внедрение норм труда, анализируют выполнение норм выработки, обслуживания и их качества, обеспечивают в установленном порядке своевременный пересмотр действующих норм, не соответствующих достигнутому уровню организации производства и труда, а также контролируют правильность применения утвержденных норм;
- руководят разработкой и внедрением рациональных форм организации труда и управления производством, прогрессивных методов труда специалистов и служащих, осуществляют работу по совершенствованию структуры аппарата управления, организуют разработку штатных расписаний, положений о структурных подразделениях и должностных инструкций;
- участвуют в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия по вопросам, связанным с организацией труда и управления;
- осуществляют работу по аттестации рабочих мест по условиям труда, по результатам которой вводят доплаты и компенсации за отклонения от нормальных условий труда.
Для выполнения этих и многих других возложенных на ООТиЗ задач его руководитель наделен соответствующими правами и несет ответственность за состояние организации и нормирования труда на предприятии в целом и в его структурных подразделениях.
Паскина М.В. Основные методики разработки и применения сметных норм
На крупных предприятиях в составе ООТиЗов создаются лаборатории, специализирующиеся на проведении нормативно-исследовательских работ в области разработки нормативов и методологии организации и нормирования труда.
Опыт предприятий по организации управления трудом весьма разнообразен как по разделению труда в этой сфере, так и по методам и средствам работы. Наибольшее распространение получили централизованная, децентрализованная и смешанная системы организации данной работы.
При централизованной системе работа по организации и нормированию труда сосредоточена в общезаводский службе — ООТиЗе. Это обеспечивает единство методологии, специализацию по видам работ и категориям работников, независимость от цехов, что положительно влияет на качество норм.
Организационные формы централизованной системы нормирования труда могут быть разными, однако среди них можно выделить три основные разновидности:
- расчет норм труда полностью сосредоточен в ООТиЗе;
- в отделе главного технолога при разработке технологических процессов рассчитываются нормы времени на операции основного производства. В этом случае отдел главного технолога отвечает за состояние нормирования труда рабочих основного производства, а ООТиЗ — за нормирование труда во вспомогательном производстве. Для обеспечения единой политики в области нормирования труда на предприятии в целом за ООТиЗом сохранена функция методического руководства, планирования и организации внедрения норм и нормативов. Кроме того, они отвечают за состояние нормирования труда на предприятии;
- технологической службой рассчитываются режимы работы оборудования и машинное или машинно-автоматическое время, а окончательно нормы времени разрабатываются в ООТиЗе.
При децентрализованной системе помимо общезаводского ООТиЗа в цехах создаются бюро организации труда и заработной платы (БОТиЗы). При этом работники бюро находятся в двойном подчинении, в административном — у начальника цеха, в методологическом — у ООТиЗа. Расчет норм при такой системе осуществляется в цехах. Отметим, что здесь сложно обеспечить высокий качественный уровень нормирования труда ввиду отсутствия специализации среди работников, разного уровня их специальной подготовки, обеспеченности нормативными материалами, воздействия руководства цеха и рабочих на величину норм времени, которые часто используются в качестве регулятора уровня заработной платы.
На некоторых предприятиях применяется смешанная система организации работы по нормированию труда, при которой в ООТиЗе организуется только расчет норм, а текущая работа по их внедрению, контролю за выполнением, анализу качества возлагается на цеховых нормировщиков.
При любой системе организации нормирования труда работа по установлению норм труда включает несколько последовательных этапов. Наиболее эффективной зарекомендовала себя система, принятая на ВАЗе (рис. 13.1). Организационно этой системой предусматривается выполнение четырех этапов.
Схема разработки, внедрения и изменения норм времени
На первом этапе технологическими службами рассчитывается машинное или машинно-автоматическое время. Такие расчеты выполняют, руководствуясь требованиями рабочих чертежей, проектируемыми технологическими процессами, оптимальной подборкой оборудования, на основе паспортных данных оборудования, характеристик инструмента и приспособлений.
Второй этап является продолжением первого, так как здесь заканчивается цикл окончательной разработки проектной нормы. В этот период окончательно определяются проектные организационно-технические условия, рассчитываются элементы работ , относящиеся ко времени обслуживания рабочих мест и вспомогательному времени. При этом могут быть использованы как централизованно разработанные общемашиностроительные и отраслевые нормативы, так и микроэлементное нормирование.
Третий этап начинается с момента начала производства новой продукции. В этот период с помощью хронометража проверяются все установленные расчетным путем нормы времени на рабочих местах. Выявленные отклонения проектных норм от фактических затрат являются предметом анализа и разработки мероприятий по приведению их в соответствие. Таким образом устанавливаются окончательные нормы затрат труда по операциям.
Четвертый этап продолжается до снятия изделия с производства. Изменение действующих норм происходит в соответствии с внедрением организационно-технических мероприятий, оказывающих влияние на изменение трудовых затрат.
Описанный порядок нормирования труда позволяет еще до запуска нового изделия в производство рассчитать технически обоснованные нормы времени и поддерживать высокий уровень их напряженности до снятия изделия с производства.
Работа ООТиЗов в области нормирования труда строится на основе планов, которые обеспечивают организованность и последовательность процесса работы. Планирование заключается в разработке следующих планов и плановых заданий:
- план нормативно-исследовательской работы (текущий и перспективный);
- план снижения трудоемкости работ при внедрении комплекса организационно-технических мероприятий (в масштабе предприятия, цеха, участка, рабочих мест);
- календарные планы пересмотра действующих норм;
- план-задание по анализу использования рабочего времени (с помощью соответствующих методов);
- анализ качественного уровня действующих норм;
- план подготовки и повышения квалификации специалистов по нормированию труда.
Источник: intuit.ru
Разработка норм трудовых затрат это
Экономика и управление: мир необъятного:
Монография для студентов технических и
экономических специальностей
3.3 Организация, нормирование и оплататрударуководителей,
специалистов,техническихисполнителей
Организация и нормирование труда специалистов и технических
исполнителей, занятых конструкторской и технологической подготовкой производства
tшт = ∑tоп * Кдоп, (67)
где tоп– оперативное время на выполнение каждой единицы работы;Кдоп– коэффициент, учитывающий время на выполнениедополнительных работ, время на обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности.
Трудоемкость конструкторских работ по стадиям конструкторской подготовки производства определяют по формуле (68):
Тсi = tштi* Ni, (68)
где Тсi– затраты времени на соответствующую стадию выполнения конструкторской подготовки производства;tштi– норма времени на единицу работы i-го вида, определяемаяпо нормативам;Ni– количество выполняемых или подлежащих выполнениюработ.
Виды норм, применяемых при нормировании труда специалистов и технических исполнителей, представлены в таблице 17.
Виды норм и сфера их применения при нормирование труда специалистов и технических исполнителей
Категория
работников
Характер работы
Рекомендуемые виды норм
основные
дополнительные
однородные по составуи постоянно повторяющиеся
нестабильные по составуи повторяемости
однородные по составуи постоянно повторяющиеся
нестабильные по составуи повторяемости
В настоящее время созданы и применяются типовые нормы времени на разработку конструкторской и технологической документации, единые нормы времени на чертежные и копировальные работы, типовые нормы времени на перевод и обработку научно-технической литературы и документации, нормативы численности инженеров по научно-технической информации, отраслевые нормы трудовых затрат на конструкторские работы наиболее массовых должностей.
Типовые нормы времени построены главным образом в зависимости от группы сложности деталей или изделий.
Единые нормы времени на вычерчивание и копирование установлены в нормативных таблицах в зависимости от сложности и насыщенности чертежей. На эти работы предусмотрены 6 показателей сложности и 10 показателей насыщенности чертежей при их вычерчивании и копировании, при нормальной (100 %) степени заполнения применяют поправочный коэффициент на норму времени, соответствующий фактической степени заполнения чертежа.
Разновидностью дифференцированного нормирования является установление норм труда специалистам и техническим исполнителям по типовым нормам времени на эталоны работы. При нормировании чертежных и копировальных работ применяются сравнительные способы нормирования по чертежам-эталонам, оформленным в альбом и утвержденным в установленном порядке.
Процесс нормирования этим способом осуществляется в два этапа: составление альбомаэталонов работ и оперативное нормирование. В каждой организации подбирают чертежи различной сложности и насыщенности, степень заполнения, которые нормируют строго по Единым нормам времени. B альбомах эталонных чертежей проставляются показатели сложности, насыщенности, степень заполнения чертежа и нормы времени: чертежные и копировальные работы. Нормы времени на конкретные работы устанавливаются путем сравнения нормируемой работы c эталоном в нормативах времени.
B настоящее время на различных предприятиях машиностроения используют множество разнообразных местных норм и нормативов времени на работы по конструкторской и технологической подготовке производства. Местные нормы и нормативы времени по труду конструкторов и технологов характеризуются в основном следующими элементами: объектом нормирования; оценкой сложности и новизны объекта нормирования; единицей нормирования; корректировки полученных значений нормативных величин с учетом специфики конструируемого объекта; оценкой квалификационного уровня трудовых процессов; показателями, характеризующими организационно-технические условия выполнения работ.
При определении трудозатрат конструкторов пользуются поправочными коэффициентами, учитывающими принципиальную новизну, уровень унификации, актуальность, прогрессивность, оригинальность, особые условия эксплуатации, характер выпускаемой продукции.
Организация и нормирование труда руководителей и специалистов,
занятых линейным руководством в экономических
и административно-хозяйственных службах
При нормировании труда этих категорий работников используются два метода:
1) дифференциальное прямое нормирование по единым и типовым нормам и нормативам времени;
2) укрупненное – по нормативам численности, обслуживания, управляемости и соотношений.
При первом подходе применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени (выработки) на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных и перфорационных вычислительных машинах, типовые нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду, на программирование задач на ЭВМ, на работы, выполняемые мастерами производственных участков, экономистами по финансовой работе и другие заботы массовых должностей.
Типовые нормы времени на работы, выполняемые экономистами по труду, включают нормы времени на разработку перспективного плана по труду и заработной плате, годового плана по труду и заработной плате, на расчет баланса рабочего времени. Численность экономистов по труду (нормативная) определяется c учетом выполнения работ, не предусмотренных типовыми нормами, по формуле (69):
Чн = (Т1 * К1) / Fд) * Кпз, (69)
где Т1– затраты времени на работы, предусмотренные нормативнойчастью сборника;К1– коэффициент, учитывающий выполнение работ, не предусмотренных нормативной частью сборника.
Нормативы времени, выполняемые экономистами по финансовой работе, содержат оперативное время на разработку финансовогоплана, планирование кредита, кредитование под материально-товарные ценности, отчетность предприятия по финансовой деятельности, расчет норм (нормативов) оборотных средств, учет и контрольрасчетов c поставщиками и потребителями, оперативную работу, контрольно-аналитическую деятельность, претензионную работу, оформление платежей работающих. При расчете нормативной численности экономистов по финансовой работе учитывается также трудоемкость работ, не предусмотренных сборником (уточнение финансовых показателей, информация o выполнении плановых заданий по реализации в вышестоящие финансовые органы, согласование и решение вопросов c финансовыми органами, банками, поставщиками, потребителями и др.).
Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков, предназначены для расчета укрупненных норм времени, установления нормированных заданий, разработки и корректировки отраслевых нормативов численности мастеров, а также планирования их численности на предприятиях. Они содержат затраты оперативного времени по видам работ в зависимости от влияющих факторов. При расчете нормативной численности мастеров производственных участков, кроме трудоемкости нормируемых работ, рассчитанных по нормативам времени, учитывают также трудоемкость работ, не предусмотренных нормативами, численное значение которых не должно превышать 10 % трудоемкости нормируемых работ (участие в разработке положений o премировании, в комиссиях по тарификации рабочих, в организации смотров по организации труда и т. п.).
По аналогичной методике определяется нормативная численность других специалистов и технических исполнителей, работающих в экономических и административно-хозяйственных службах, для которых разработаны единые и типовые нормы и нормативы времени.
При прямом дифференцированном нормировании применяют межотраслевые нормативные материалы: единые нормы времени на машинописные работы, на работы, выполняемые на клавишных вычислительных машинах, типовых нормы времени на работы по делопроизводственному обслуживанию, на подготовку и оформление документов по материально-техническому снабжению и сбыту продукции, на техническое оформление документов по учету личного состава, на работы, выполняемые экономистами по труду, и др.
Источник: www.aup.ru
Порядок введения, замены и пересмотра норм труда
Согласно ст. 160 ТК РФ нормы труда должны устанавливаться в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
Введение, а также замена и пересмотр норм труда оформляются локальными нормативными актами организации (приказом, распоряжением, положением по нормированию и др.) и с учетом мнения представительного органа работников (профсоюзного органа, совета трудового коллектива и др.).
Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого на предприятии (в учреждении, организации), и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчетов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод).
Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности производства.
Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ.
Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, — опытно-статистическими.
Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: анали-тически-исследовательским или аналитически-расчетным.
При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям.
При аналитически-расчетном способе затраты рабочего времени на нормируемую операцию определяют по нормативам времени на отдельные рабочие операции, разработанным ранее на основе хронометражных наблюдений, или расчетом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования.
Аналитически-расчетный способ наиболее рациональный и предпочтительный способ проектирования нормативных материалов, так как он наиболее совершенный и экономически эффективный способ нормирования.
Для разработки норм труда организуются и проводятся следующие мероприятия.
1. Подготовительные и организационно-методические работы.
В ходе работ определяются цели и задачи разработки нормативных материалов для нормирования труда, уточняются виды норм, составляется техническое задание.
Техническое задание разрабатывается организацией-исполнителем нормативно-исследовательской работы и утверждается организацией-заказчиком.
Разрабатывается методическая программа проведения работ по разработке нормативного документа, отражающая следующие вопросы:
- • выбор предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений, на основе организации производства и труда которых будут разрабатываться прогрессивные технологические (трудовые) процессы и рациональные организационно-технические условия их выполнения, предусматриваемые при проектировании норм затрат труда;
- • использование действующих нормативных материалов для нормирования труда, в том числе и микроэлемент-ных нормативов;
- • определение факторов, влияющих на затраты времени при выполнении отдельных работ и обеспечивающих наибольшую точность нормативов и норм при наименьшей сложности и трудоемкости их разработки;
- • инструктаж работников, осуществляющих наблюдения и анализ затрат рабочего времени и проектирование норм и нормативов, использование для этой работы приборов, видеотехники, компьютерной техники, данных статистической, оперативной и другой отчетности;
- • проверку проекта нормативных материалов в производственных условиях;
- • оформление сборника нормативных материалов в целом.
- 2. Изучение затрат рабочего времени на рабочих местах.
Указанные работы включают:
- • подготовку к наблюдениям. Выбираются исполнители, за работой которых будут вестись наблюдения, уточняется соответствие технологии, организации рабочего места и его обслуживания проектируемым;
- • проведение непосредственных замеров рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и др.) или моментных наблюдений; при этом максимально используются материалы, связанные с установлением норм затрат труда на выбранных предприятиях;
- • проведение технических расчетов, экспериментальных и других исследовательских работ, обработка собранных материалов.
- 3. Обработка собранных материалов.
Данные работы включают:
- • анализ и обобщение результатов изучения затрат рабочего времени, разработка нормативов (норм) затрат труда;
- • уточнение основных факторов, влияющих на затраты труда; вывод эмпирических (основанных на опыте) формул зависимостей между значениями влияющих факторов и затратами труда;
- • подготовку проекта нормативного документа в первой редакции, а также инструктивных указаний о порядке проведения его проверки непосредственно на предприятии;
- • определение предприятий (учреждений, организаций), их структурных подразделений для проведения на них проверки нормативных материалов;
- • направление проекта нормативного документа с инструктивными указаниями о порядке проведения его проверки на выбранные предприятия (учреждения, организации), в их структурных подразделения.
- 4. Проверка нормативных материалов в производственных условиях.
Целью проверки является выявление характера уточнений и дополнений, подлежащих внесению в проект.
5. Подготовка окончательной редакции нормативных материалов.
Проводятся анализ и изучение результатов проверки проекта нормативного документа в производственных условиях, обобщение полученных отзывов, замечаний и предложений.
Пересмотр установленных норм труда согласно ст. 160 ТК РФ может иметь место по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морального устаревшего оборудования.
Примечание. Не может являться основанием для пересмотра ранее установленных норм достижение высокого уровня выработки продукции (оказания услуг) отдельными работниками за счет применения по их инициативе новых приемов труда и совершенствования рабочих мест (т.е. передовых методов и форм организации труда).
Замена и пересмотр единых и типовых норм осуществляется органами, их утвердившими.
Пересмотренные нормы также подлежат оформлению локальным нормативным актом организации и доведению до работников не позднее чем за 2 месяца до их введения.
Проверка действующих на предприятии (в учреждении, организации) норм труда осуществляется аттестационными комиссиями, утвержденными руководителями предприятий (учреждений, организаций).
По результатам проверки по каждой норме принимается решение: аттестовать или не аттестовать. Аттестованными признаются технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда.
Устаревшие и ошибочно установленные нормы признаются не аттестованными и подлежат пересмотру. Устаревшими, в частности, должны считаться нормы, действующие на работах, трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, роста профессионального мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих. Ошибочными могут считаться нормы, при установлении которых были неправильно учтены организационно-технические условия или допущены неточности в применении нормативных материалов, либо в проведении расчетов.
При проверке норм затрат труда администрация обязана обеспечить тщательную проверку выполнения предусмотренной нормами технологии на всех операциях трудового процесса, соответствия фактически выполненного объема работ объемам, заложенным при расчете норм. Одновременно администрация обязана исходя из определенных производственных условий при проверке норм рационализировать технологические процессы тех операций, условия выполнения которых, предусмотренные нормами, не соответствуют достигнутому уровню организации производства и труда, передовому опыту.
Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки и в размерах, устанавливаемых руководством предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
Пересмотр ошибочных норм осуществляется по мере их выявления по согласованию с профсоюзным комитетом.
Основаниями для применения поправочных коэффициентов к нормам и нормативам могут послужить освоение производственных мощностей, новой техники, технологии, новых видов продукции или несоответствие фактических организационно-технических условий производства предусмотренным во вновь вводимых нормах и нормативах.
В целях планомерной работы по снижению трудовых затрат, обеспечению прогрессивности действующих норм, на предприятии (в учреждении, организации) до начала года может разрабатываться календарный план замены и пересмотра норм труда.
Разработка плана осуществляется на основе намеченных к внедрению мероприятий плана технического развития и совершенствования производства и других мероприятий, обеспечивающих повышение производительности труда, снижение трудоемкости выполнения работ и сокращение численности за счет сокращения трудовых затрат.
В календарном плане предусматриваются, во-первых, разработка норм на новые работы и работы, ранее не охваченные нормированием труда, и, во-вторых, пересмотр норм, признанных в результате их проверки устаревшими.
Размер пересмотра каждой устаревшей нормы затрат труда, указываемый в календарном плане и являющийся основой расчета экономического эффекта, определяется ориентировочно по результатам ее проверки.
Проект календарного плана замены и пересмотра норм затрат труда администрацией предприятия выносится на обсуждение трудового коллектива и с учетом его рекомендаций утверждается руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом.
Администрация предприятия обязана разъяснить каждому работнику основания пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.
Мероприятия календарного плана замены и пересмотра норм обязательно должны быть тесно увязаны с соответству-22
ющими показателями экономического и социального развития предприятия и взаимными обязательствами коллективного договора, соглашения.
Во всех случаях в соответствии со ст. 162 ТК РФ о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца до их введения (до принятия ТК РФ согласно ст. 103 Кодекса законов о труде РФ извещение должно было производиться не позднее чем за 1 месяц).
Утвержденные в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на предприятиях, в учреждениях, в организациях в соответствии с их областью применения и сферой действия.
Вводятся в действие они приказом руководителя по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов и норм, разработанных на их основе, на предприятиях, в учреждениях и в организациях рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- • проверка организационно-технической подготовленности производственных участков и рабочих мест к работе по новым нормам (насколько организационнотехнические условия выполнения работ соответствуют условиям, предусмотренным новыми нормами времени);
- • планирование и реализация в короткие сроки организационно-технических мероприятий по устранению выявленных недостатков в организации труда и производства, а также по улучшению условий труда;
- • ознакомление с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки в соответствии с действующим законодательством.
Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работающих, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно-технических условиях.
Если при проведении указанной работы выяснится, что на предприятии (в учреждении, организации) существующие организационно-технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в отраслевых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые отраслевые нормы или нормативы не внедряются.
На тех предприятиях, где фактические организационнотехнические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений.
По мере внедрения на предприятии (в учреждении, организации), нового оборудования и технологической оснастки, более совершенной технологии и организации производства и труда, чем предусмотрено в нормативных материалах, обеспечивающих рост производительности труда, введенные нормы затрат труда, рассчитанные на их основе, могут быть заменены новыми, более прогрессивными местными нормами времени.
В рамках введения, пересмотра и замены нормы труда, администрация предприятия (учреждения, организации) со своей стороны, во-первых, должна обеспечить нормальные условия работы для выполнения норм выработки, в том числе:
- • исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования;
- • своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией;
- • надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику;
- • условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Во-вторых, администрация обязана разъяснить каждому работнику (бригаде) основания замены или пересмотра норм, ознакомить его с методами, приемами труда и условиями, при которых они должны применяться.
Источник: ozlib.com