Развитие легальной международной трудовой миграции это

Нелегальная миграция как форма международной трудовой миграции (стр. 1 из 11) Актуальность темы. В последнее время о проблеме нелегальной миграции можно...

Актуальность темы. В последнее время о проблеме нелегальной миграции можно услышать все чаще. Здесь имеются ввиду различного рода способы и ухищрения проникновения за рубеж при отсутствии у иммигранта рабочей визы и разрешения на работу. Нелегальная миграция имеет место не только в России, но и во многих других странах.

Согласно российской правоприменительной практике, незаконными (нелегальными) мигрантами считаются лица, нарушившие правила въезда на территорию страны либо правила пребывания на ее территории. К этой категории причисляют также тех, кто занимается незаконной (нелегальной) трудовой деятельностью. К сожалению, при таком подходе в одну группу оказываются включенными как сознательные нарушители закона, так и люди, оказавшиеся на нелегальном положении из-за чрезмерно усложненной процедуры регистрации, получения разрешения на работу (для легального трудоустройства необходимо представить в миграционную службу свыше полутора десятков различного вида документов), вида на жительства.

Worksa — член ассоциации содействия международной трудовой миграции

Регулирование процессов миграции и борьба с нелегалами – важная задача каждого государства. Европейские страны уже обожглись на либеральном отношении к привлечению рабочей силы из стран третьего мира и ужесточают иммиграционную политику. И в России исследователи не раз указывали на угрозу со стороны нелегальных мигрантов при нашем демографическом спаде и нестабильной экономике. Чтобы победить врага – надо его знать. И если у РФ хватит сил перевести незаконную миграцию в законную и поставить ее на службу интересам экономики и народа — это даст большой потенциал для развития гражданского общества и правового государства.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является формирование целостного представления о нелегальной миграции, предпосылок и проблем ее возникновения, а также выявление основополагающих моментов противодействия ей со стороны органов власти. Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:

— определение понятия и причин возникновения нелегальной миграции;

— выявление предпосылок нелегальной миграции, и возможностей их ликвидации;

— рассмотрение мер противодействия этому явлению со стороны государственных органов, анализ их действенности и возможности большей эффективности;

— выявление пробелов и недостатков и определение перспектив развития российского законодательства и правоприменительной практики в данной области в XXI веке.

Методологическая база исследования. При написании данной работы применялись различные общенаучные и частнонаучные методы исследования, анализировалось законодательство о нелегальной миграции, проблемы и предпосылки этого явления.

Структура работы представляет собой две главы. В первой главе дается определение нелегальной миграции, выявляются ее причины, оценивается закрепление данной категории в международных актах и российском законодательстве, выявляются сходства и различия. Во второй главе дается общий анализ российской нелегальной иммиграции, выявляются предпосылки и проблематика этого явления, разбираются действующие административные и уголовно-правовые меры борьбы с незаконными мигрантами, указываются недостатки российского законодательства и правоприменительной практики в этой сфере, а также дается анализ существующего на данный момент положения в стране.

Вебинар: От кризиса беженцев к трудовой миграции и обратно?

Практическое значение работы. В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выделяют на решение этой проблемы немалые силы и средства. Наша же страна пока с большим скрипом двигается в этом направлении. Нет четкой концепции миграционной политики, законодательство в этой сфере довольно противоречиво, правоохранительные органы действуют не совсем эффективно.

Возможно, выводы, полученные в ходе написания данной работы, помогут лучше понять поднятую проблему, осознать ее важное значение для нашей страны и выбрать наиболее оптимальный путь для ее разрешения.

Глава I. Понятие и нормативно-правовое регулирование нелегальной миграции

§1. Понятие легальной (трудовой) и нелегальной миграции

Миграция — неотъемлемая характеристика образа жизни современного общества, органичная часть его экономики. На данный момент во всем мире развитие миграции идет крайне противоречиво. Неэффективность господствующей модели международной миграции выражается в огромном размахе нелегальной миграции, состоящей из дешевой и бесправной рабочей силы. Эти нелегитимные, но, тем не менее, существующие в громадных масштабах миграции вовлекают в людской оборот миллионы человек и представляют собой часть современного глобального миграционного режима, который обеспечивает функционирование и воспроизводство господствующего в мире экономического порядка.

Миграция (лат. migratio, от migro – перехожу, переселяюсь) – перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Такое ее определение дано в Большой Советской Энциклопедии 1 . Более объемное определение дает Демографический энциклопедический словарь: “Миграция населения – перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время… Статистика ООН признает мигрантами тех лиц, которые проживают на новом месте более 6 месяцев” 2 .

Развитие интеграции в современном мире резко усиливает миграционные процессы, что обусловлено политическими и социально-экономическими изменениями, произошедшими за последнее десятилетие.

Происходящие миграционные процессы как в мире, так и в России неоднородны. В этой связи в юридической литературе делались попытки классифицировать миграцию по тем или иным родовым признакам. Наиболее полная и объективная классификация, на мой взгляд, дается Л.В.Андриченко и В.О.Елеонским 3 .

Исходя из определения основных направлений миграционных потоков, они различают миграцию по причинам (добровольная, вынужденная и принудительная), по типу (внешняя и внутренняя), по временным критериям (возвратная и безвозвратная). Также они выделяют индивидуальную, семейную (перемещение группы родственников для восстановления или сохранения семейных связей) и коллективную (организованное переселение группы лиц) миграцию. В системе добровольной миграции выделяется экономическая и, прежде всего, трудовая миграция.

Наиболее тяжелые как для личности, так и для общества, государства последствия, по мнению указанных авторов, несет вынужденная миграция. Так же, как и добровольная, она может иметь различные характеристики. Вынужденная миграция может быть внешней (лица, ищущие убежище, в том числе беженцы) и внутренней (перемещенные внутри страны лица, вынужденные переселенцы), возвратной и безвозвратной, легальной и нелегальной и т.д.

В данной работе будет рассмотрена нелегальная миграция.

Нелегальная миграция по определению не может быть количественно точно отражена на официальном уровне. Всего в настоящее время в России по разным данным находятся от 5 до 13,5 млн. мигрантов. Точную цифру ни легальных, ни нелегальных мигрантов, не знает никто.

Пример: (13.08.2009. www. migrant.ferghana.ru). В России в настоящее время находятся 5,4 миллиона иностранных граждан, в то время как в прошлом году их число достигало 13 миллионов человек, сообщила заместитель директора Федеральной миграционной службы России Екатерина Егорова.

1 См.: Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. Т.16. / Под ред. А.М.Прохорова. — 3-е изд. – М., 1974. – С. 208.

2 Демографический энциклопедический словарь / Под ред. Д.И. Валентей. – М., 1985. – С. 254.

3 См.: Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодатель-

ства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2003. — №4. – С. 3.

Источник: smekni.com

Международное регулирование трудовой миграции

Международная миграция рабочей силы — явление сложное и, по своим последствиям, неоднозначное как для стран иммиграции, так и для стран эмиграции.

Использование иностранной рабочей силы приносит существенные выгоды странам иммиграции:

  • 1) приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные (отраслевые и региональные) изменения в экономике страны;
  • 2) экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов;
  • 3) иностранная квалифицированная рабочая сила оплачивается ниже национальных кадров, поэтому фирмы экономят на издержках, и повышается конкурентоспособность производителей или продукции;
  • 4) иммигранты, расширяя емкость внутренних товарных рынков, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания, а аккумулированные на их счетах в сберкассах значительные суммы денег могут быть использованы как дополнительный источник накопления принимающей страны;
  • 5) иностранные рабочие часто служат амортизатором между работодателями и национальными кадрами в периоды кризисов, т.к. их увольняют первыми;
  • 6) иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения.

Но иммиграция порождает в принимающих странах ряд проблем и противоречий:

  • 1) обостряется ситуация на национальном рынке труда;
  • 2) вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной;
  • 3) провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами.

Неоднозначны последствия миграционных процессов и для стран эмиграции. Положительным в отдающих странах является то, что:

  • 1) эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда;
  • 2) после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны;
  • 3) для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

Вместе с тем эмиграция наносит своим странам и экономический ущерб:

  • — потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения;
  • — теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов;
  • — отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

Система межгосударственного регулирования миграционных процессов включает:

  • · двусторонние и многосторонние международные соглашения использования труда мигрантов и их социально-экономических прав;
  • · деятельность международных экономических организаций, таких, как Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация по миграции (MOM) и др.

Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит Международной организации труда (МОТ), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 г. по Версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда.

Согласно уставу, целями МОТ являются достижение всеобщего и прочного мира «на основе социальной справедливости» и улучшение существующих условий труда, что может быть достигнуто регламентацией рабочего времени (включая установление максимальной продолжительности рабочего дня), охраной труда, безопасностью и распространением всех названных норм на иммигрантов и т.п. Отличительной особенностью участия в МОТ стран-членов является трехсторонний принцип представительства — от правительства, работодателей и профсоюзов.

МОТ осуществляет деятельность по следующим направлениям:

  • 1. разработка конвенций и рекомендаций о труде;
  • 2. оказание технической помощи развивающимся странам Азии, Африки и Латинской Америки;
  • 3. обучение и просвещение по вопросам, входящим в круг деятельности МОТ.

Каждая страна-член МОТ принимает на себя обязательства:

  • · обеспечивать применение принципа равных возможностей трудящихся-мигрантов и членов их семей с гражданами своей страны, изучать жалобы на несоблюдение этого принципа;
  • · в случае нарушения законов предпринимателями или другими лицами или организациями, несущими ответственность за их выполнение, должны применяться меры административного, гражданского и уголовного наказания;
  • · обеспечивать соответствие национальных законов и правил международным нормам по правам мигрантов;
  • · содействовать скорейшему воссоединению семей, для чего заключать двусторонние и многосторонние соглашения;
  • · содействовать координации деятельности социальных служб на своей территории с социальными службами других стран и нести ответственность за работу социальных служб;
  • · проводить консультации по вопросам проблем мигрантов с предпринимателями, социальными службами и другими организациями.

На международном уровне также действует Международная организация по миграции (MOM). Она разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции MOM входит:

  • — способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;
  • — способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;
  • — организовывать перемещение беженцев.

Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных двух- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики.

Международная миграция рабочей силы на современном этапе имеет ярко выраженные особенности.

  • 1. Возрастание масштабов миграции.
  • 2. Промышленно развитые страны продолжают оставаться главными мировыми центрами притяжения рабочей силы.
  • 3. Появление новых центров притяжения миграции. В настоящее время в мире сложились и функционируют 7 мировых центров притяжения рабочей силы: страны Западной Европы, Северная Америка, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Австралия, страны Латинской Америки, страны Африки.
  • 4. Сформировался круг государств «специализирующихся» на экспорте своих трудовых ресурсов: Югославия, Пакистан, Турция, Польша, Испания, Португалия, многие из стран с переходной экономикой.
  • 5. Среди трудящихся-мигрантов преобладают молодые люди (до 35 лет) преимущественно рабочих профессий.
  • 6. «Утечка умов» в современных условиях дополняется их диверсификацией (циркуляцией) не только по принципу «к капиталу», но и «одновременно с капиталом».
  • 7. Высок уровень нелегальной иммиграции во всех мировых центрах притяжения рабочей силы, что заставляет правительства ужесточать борьбу с ними.
  • 8. Усиление значения государственного и международного регулирования трудовой миграции.
  • 9. Усиление роли ТНК в миграционных процессах.

Источник: studwood.net

Развитие легальной международной трудовой миграции это

Тысячи правильных ответов на различные тесты

Тысячи проверенных ответов

  • влечет за собой увеличение отставания страны-донора от развитых стран по уровню использования современных технологий и повышения уровня квалификации рабочей силы
  • способствует проникновению в страны-доноры современных технологий производства, особенно связанных с деятельностью малого бизнеса
  • препятствует рациональному использованию национальной рабочей силы
  • способствует более рациональному использованию трудовых ресурсов в мировой экономике
Оцените статью
Добавить комментарий