Задачи, которые были поставлены перед написанием статьи:
-описать порядок формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете;
-определить сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете;
-выявить налоговые и иные риски, которые могут возникнуть у налогоплательщика при применении норм бухгалтерского и налогового законодательства в части формирования резервом по сомнительным долгам.
1. Бухгалтерский учет.
Формирование резерва по сомнительным долгам.
Сомнительный долг — дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резервирование – один из методов оценки активов и имущества организации [1].
Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то следует отметить следующее.
С одной стороны, нормы пункта 70, а также пункта 77 Положения [1] позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.
Учет резервов по сомнительным долгам
С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [2].
По мнению Минфина РФ, нормы пункта 70 Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [3].
Напомним, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [2].
Из разъяснений Минфина РФ можно сделать вывод о том, что наличие или отсутствие записи в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам значения не имеет. Если у организации имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв нужно создавать. Если же в учетной политике имеется запись о том, что организация не создает резерва по сомнительным долгам, то это означает, что организацией в бухгалтерском учете не будет соблюдено требование осмотрительности.
При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:
1) резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков);
2) резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации;
3) величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Конкретный порядок оценки финансового состояния (платежеспособности) должника и вероятности погашения долга нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлен.
В связи с этим следует отметить следующее.
Для анализа финансового состояния организаций существуют общепринятые методики (в частности, расчет коэффициентов (коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования и др.). Информационной базой для проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта является бухгалтерская отчетность. Однако не всегда эта информация может быть доступна организации – кредитору. Следовательно, не всегда можно достоверно определить финансовое состояние (платежеспособность) должника.
Что касается оценки вероятности погашения долга, то данная процедура в нормативных документах по бухгалтерскому учету не прописана.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент оценка вероятности погашения долга основывается на профессиональном суждении главного бухгалтера (носит субъективный характер), а также зависит от организации системы расчетов с покупателями продукции, заказчиками работ и услуг (например, если организация работает с покупателями исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, то необходимости в создании резерва по сомнительным долгам не возникнет вообще).
Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике.
Например, в учетной политике может быть предусмотрено, что резерв формируется в размере величины возможных потерь (убытков) вследствие неоплаты дебиторской задолженности на отчетную дату. При таком подходе сумма резерва равна сумме неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.
Организацией может быть применен подход к определению величины резерва по сомнительным долгам, основанный на ведении аналитического учета дебиторской задолженности в зависимости от периода просрочки платежа и применении определенного процента (процента сомнительной задолженности) к каждой группе задолженности. Ранжирование дебиторской задолженности в зависимости от продолжительности просрочки ее погашения и установление соответствующих полученным величинам средних процентов осуществляется исходя из накопленной за предшествующие годы информации.
В зависимости от оценки вероятности погашения долга и финансового состояния должника, резерв может быть создан как в общей сумме долга, так и на часть задолженности (например, в размере 70%, 50 %, 10 % долга).
Решение о создании резерва оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.
В бухгалтерском учете создание резерва отражается записью по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» [4].
1.2. Периодичность создания резерва.
Анализ норм бухгалтерского учета, в частности, пункта 70 Положения [1] и Инструкции по применению Плана счетов [4] позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.
Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.
1.3. Использование (восстановление) резерва.
При формировании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации за счет созданных резервов.
Списание долга за счет резерва отражается бухгалтерской записью по дебету счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).
Списание долга не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [1].
Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» [4].
Обращаем внимание, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
Изменение оценочного значения (за исключением отдельных случаев), подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации.
Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением [5].
Погашение дебиторской задолженности (бухгалтерская запись: дебет счета 51 «Расчетный счет» (счета 50 «Касса», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит счетов учета задолженности (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), под которую ранее был создан резерв по сомнительным долгам (другими словами корректировка стоимости актива (обязательства)), признается изменением оценочного значения, поэтому восстановленную сумму резерва следует включить в состав прочих доходов на дату погашения задолженности (бухгалтерская запись: дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»).
2. Налоговый учет.
2.1. Формирование резерва.
По мнению контролирующих органов, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть предусмотрен учетной политикой и не может изменяться в течение года (налогового периода). Кроме того, формирование резерва по сомнительным долгам по итогам отчетного периода Налоговым кодексом РФ не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 21.10.2008 г. N 03-03-06/1/594, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).
Однако суды приходят к выводу, что создание резерва без указания на это в учетной политике организации не является нарушением норм налогового законодательства (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007 (Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5913/05-С7)). Кроме того, есть судебные решения, в которых указано, что налогоплательщик может изменить свое первоначальное решение и создать резерв по сомнительным долгам даже в последнем месяце налогового периода (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А21-1369/2006 (Определением ВАС РФ от 08.10.2007 N 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Следует отметить, что позиция контролирующих органов не является однозначной. Так, в Письме от 23.10.2008 N 03-03-06/1/597, Минфин РФ разъясняет, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода.
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам прописан в ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает следующие этапы:
1) поведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, в котором принято решение о создании резерва;
2) определение долгов, по которым может быть создан резерв;
3) расчет суммы отчислений в резерв;
4) использование резерва.
В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете используются данные инвентаризации, проводимой в установленном порядке [8].
Форма N ИНВ-17 и Приложение к форме N ИНВ-17 «Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» [6] предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению Минфина РФ, Налоговым кодексом РФ не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами, поэтому в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации и соответствующие условиям, изложенным в п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина РФ от 26.07.2006 № 03-03-04/1/612).
При расчете резерва принимаются при расчете только долги, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Не учитываются при определении резерва:
-задолженность по выплате штрафных санкций [9];
-задолженность по займам [10].
Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности. При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) [11] за отчетный (налоговый) период.
Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения
Срок возникновения сомнительной задолженности
Сумма, в которой задолженность включается в резерв
Источник: www.intercom-audit.ru
Резерв по сомнительным долгам: управленческое решение или оптимизация налога на прибыль
Для того, чтобы это выяснить, необходимо обратиться к положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) и налоговому кодексу (НК).
Для начала важно выявить определения резерва и сомнительного долга. Согласно толковому словарю Ушакова, резерв – это:
1.Запас чего-н., то, что можно использовать в случае надобности;
2.Запасный фон. Налоговый кодекс РФ (ст.266 НК РФ) приводит следующее определение сомнительного долга: «сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией».
ПБУ определяет «сомнительную дебиторскую задолженность» в Приказе Минфина России от 29.07.1998 № 34н п.70 как задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Упрощая определение, резерв – это запас, подстраховка, которую компания создаёт в случае наличия долга, и задолженность переходит в статус сомнительного.
Создание резерва для бухгалтерского и налогового учета
Для целей бухгалтерского учета и налогового учета резерв создается различными способами и для разных целей.
Резерв по сомнительным долгам | Для налогового учета | Для бухгалтерского учета |
Причина создания | по задолженности, возникшей в связи с не погашенной в срок реализацией | по любой задолженности |
Кто создает | компания может создавать | компания обязана создавать |
Отличия и ограничения | резерв позволяет учесть потери от возможности невозврата задолженности в ранние сроки, уменьшает налогооблагаемую базу в период его создания | цели признания резерва, суммы, сроки, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, прочее |
Для налогового учета резерв создается исключительно по задолженности, возникшей в связи с не погашенной в срок реализацией. По полученным или выданным авансам резерв не создается, как и не создается резерв по займам и кредитам.
В бухгалтерском учете резерв создается по любой задолженности. Компания может создать резерв как по покупателю, так по поставщику не только в случае наличия просроченной задолженности, но и в случае возникновения сомнения в том, что задолженность может быть не погашена в срок. Основанием является признания задолженности сомнительной, и здесь важно профессиональное суждение.
Следующее ключевое отличие заключается в том, что в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом компании, тогда как в бухгалтерском учете – ее обязанностью. Если организация относится к субъектам малого предприятия, она тоже обязана создавать резерв по сомнительным долгам.
Кроме этого существует целый ряд других ограничений по признанию резерва, таких как суммы, сроки, обязательное проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности и другие. Однако самым главным является отличие по цели признания резерва, и здесь решение о целях использования принимает сама компания.
В налоговом учете резерв позволяет учесть потери от возможности невозврата задолженности в ранние сроки. Резерв, в свою очередь, уменьшает налогооблагаемую базу в период его создания. После погашения долга контрагентом резерв необходимо восстановить и увеличить налогооблагаемую базу. Таким образом, компания может в краткосрочном или долгосрочном периоде регулировать налог на прибыль с помощью резерва.
Резерв в управленческом учете
В бухгалтерском или управленческом учете цель создания резерва иная. В процессе осуществления хозяйственной деятельности у компании возникает разного рода задолженность.
Основным требованием к финансовой отчётности является её достоверность, которую можно достичь с помощью создания резерва. При формировании финансового отчета (баланса) дебиторская и кредиторская задолженность указывается за минусом созданного резерва, что показывает достоверное финансовое положение компании как собственникам, так и потребителям отчетности.
К созданию резерва по сомнительным долгам необходимо подходить осознанно, предварительно просчитав все плюсы и минусы. Важно понимание целей его создания, которые могут варьироваться от управленческих до целей уменьшения налога на прибыль.
Получите больше знаний и практических навыков для принятия управленческих решений на курсе «CIMA. Гарантия». Зарегистрируйтесь и пройдите 4 пробных урока курса бесплатно, чтобы оценить, насколько он интересен вашей карьере!
Источник: finacademy.net
Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете
К сожалению, долги, у которых вышли сроки, а также совсем не выплаченные задолженности – довольно частое явление в нашей стране. С целью максимальной точности ведения бухгалтерской отчетности необходимо вести также резервы по задолженностям, по тем, которые не выплачены, а именно: по сомнительным долгам.
Эта сумма является показательной в бухучете и позволяет изменять вид отчетов. Разумеется, она будет вычтена из объема общего долга.
Предпринимателям, занимающимся хозяйственной либо торговой деятельностью необходимо знать, что вышеуказанный резерв относится к средствам, формирующим себестоимость продукции, значит, не учитывается при составлении налоговой отчетности. Это реальная возможность сократить количество средств, перечисляемых в бюджет.
Нормативные акты и документы по формированию резерва по сомнительным долгам:
- Налоговый КодексРоссийской Федерации (часть вторая) ;
- Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
- Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
Отличие налогового и бухгалтерского учета в данном вопросе
Главное отличие состоит в том, что компания обязана указывать резервные активы в бухгалтерской отчетности, а именно, в официальной части отчетной документации.
Правда, многие фирмы без прибыли резервом не пользуются, тем самым сокращая сумму налогов, что вполне законно.
Можно выявить еще несколько отличий. Их можно проиллюстрировать, для этого мы остановимся на положениях, принятых в прошлых и текущем году.
При формировании резервной суммы учитываются различия в налоговом и бухгалтерском учете:
- В бухгалтерии предприятия наличие резервных средств существующих для погашения сомнительных долгов обязательно. (пункт 70 первого абзаца в Положении по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Во время подачи налоговой отчетности создание резерва – только лишь возможно.
- В бухгалтерском учете резерв создается по любым долгам, которые считаются компанией сомнительными. В налоговой отчетности резервная сумма может быть признана, если она возникла в результате долгов за товары и услуги.
Расчет резерва для бухгалтерского учета
Размер резервной суммы на выплату сомнительных долгов бухгалтер компании устанавливает самостоятельно, согласно Положению (РФ № 34н). В этом документе прописаны три способа формирования такой суммы вполне законно:
- Финансовая деятельность фирмы оцениваются согласно всех имеющихся долгов в отдельности. Для каждой задолженности определяется та сумма, которая либо не погашается, либо сроки ее погашения будут отодвинуты. Итоговая сумма резерва представляет собой сумму отдельных долгов и должна быть включена в отчетность предприятия.
- Резервная сумма определяется на основании анализа аналитических данных за последнее время. Бухгалтерия предприятия изучает задолженность за достаточно короткий период (три-пять лет) и рассчитывает средняя сумму дебиторских долгов, которая вносится в резерв, согласно упомянутому выше Положения.
- Отчисления в резервный фонд рассчитываются с учетом просрочки выплаты дебиторских долгов. Этим способом пользуются и налоговики, подробнее о нем в следующих абзацах.
Каждому субъекту предпринимательской деятельности следует остановиться на одном из перечисленных методов формирования резерва по сомнительным долгам и отразить этот способ в учетной политике предприятия. Помимо этого в ней должны быть отражены финансовое состояние должника и показатель его платежеспособности (если выбран первый вариант) или процентная ставка и сроки выплат (когда выбран третий способ).
Изменения в учетной политике предприятия необходимо вносить до начала отчетного периода, учитывая при этом специфику компании и то, как влияет резерв на сумму заявляемой прибыли.
Чересчур завышенный резерв может повредить репутации предприятия.
Формирование резерва в бухгалтерской отчетности
При подаче документов налогового учета вся сумма по просроченным задолженностям резервируется согласно действующему законодательству (ст. 266 п. 3 Налогового кодекса РФ).
В документах нет нужды указывать способ расчета этой суммы, он один на все случаи жизни, довольно будет указать лишь наличие резервной суммы.
Принимать решение о формировании резервного фонда необходимо заранее. После того, как начался отчетный период, документы изменению не подлежат.
Среди главных особенностей при резервировании средств можно отметить:
- В соответствии со статьей 265, все резервы предприятия не подлежат налоговому обложению. Они включаются в финансовые затраты компании и не имеют отношения к прибыли от реализованной продукции.
- Формировать резервный фонд, а значит выводить финансовые средства из-под внимания фискальных органов вправе компании, платящие налоги на прибыль. Следовательно, в случае, когда была избрана упрощенная модель налогообложения, создавать резервный фонд бессмысленно.
Определяя сумму резервирования, необходимо учитывать просрочку погашения. В частности:
- Когда она находится в пределах от 45 до 90 календарных дней, резерв будет составлять 50% от суммы задолженности.
- При превышении просрочки в 90 суток, необходимо резервировать 100% суммы долга.
- Задолженность, не превышающая 45 календарных дней, во внимание не принимается и не может служить поводом для резервирования средств, равно и на предоставление им налоговых льгот.
Еще одним нюансом создания резервной суммы, который упоминается среди налоговых нормативных актов, являются ограничения. Ее объем не может превышать 10% от дохода компании за рассматриваемый период просрочки. Предприятие само может уменьшить эту цифру, с целью увеличения чистового актива.
К разнице формирования резервной суммы в бухгалтерской и налоговой отчетности специалисты относят:
- Компания может создать резерв по сомнительным долгам в налоговых документах, если ее руководство выбрало метод налогообложения, упоминаемый в ст. 266 Налогового Кодекса. При подаче бухгалтерской отчетности резерв формируется одним из перечисленных выше способов.
- В бухгалтерском учете считается сомнительным долг, сроки оплаты которого еще не настали (бухгалтерия уверена, что либо совсем не сможет погасить задолженность, либо просрочит ее). Подавая налоговую отчетность, учитываются лишь упомянутые просрочки.
К дебиторским задолженностям, дающим возможность бухгалтеру предприятия сформировать резервную сумму, относятся долги, отвечающие перечисленным ниже требованиям:
- Несвоевременное погашение задолженности;
- Долг не обеспечивается гарантией банка либо поручительским договором или закладными;
- Долги связаны с реализацией товара или услуг.
Бухгалтерия предприятия, обычно, сама определяет, является ли существующая задолженность сомнительной.
Проводки
Они сведены в таблице ниже:
Дата создания резерва или его увеличения | Д 91 — К 63 | Резерв по сомнительным долгам создан (доначислен). |
Дата списания безнадежного долга за счет резерва | Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3) | Безнадежный долг списан в счет резерва. |
Дата восстановления резерва в части погашенного долга | Д 63 — К 91 | Восстановлен резерв. |
Д 50-51 — К 62, 58, 71, 73, 76 | Погашение задолженности контрагента. |
Инвентаризация сомнительных долгов
Методические указания, регулирующие инвентаризацию выплат компанией ее долгов (финансовых и имущественных) требуют постоянного мониторинга сомнительных долгов в бухгалтерских документах.
Такой контроль обязательно нужно проводить в каждом случае дебиторской задолженности, это даст возможность вовремя оформить изменения учетной политики компании и зарезервировать необходимую сумму.
Помимо этого необходимо регулярно проверять, куда идут эти средства. Инвентаризацию целесообразно проводить перед началом отчетности.
В случае, когда задолженность была погашена, желательно минимум пять лет следить за имущественным состоянием должника, с целью выявить возможность погашения сомнительных долгов.
Пример
Используя данные отдела по контролю за дебиторами, предприятие получает данные о составе дебиторов, сумме их долга и фин. положении.
Всё это будет выводиться на таблицу или в список.
Если использовать условные данные этой таблицы то можно увидеть что предприятие должно выставить счёт дебиторам №1,2 и 4, что в общей сумме 215 тыс р. Далее отразить в учёте сумму.
А далее расчёт коэффициента осуществляется одним из вышеуказанных способов.
Резерв по сомнительным долгам как способ оптимизации налогообложения
На видео ниже организатор юридического треста Владимир Туров рассказывает, как можно использовать резерв по сомнительным долгам для получения налоговых выгод.
Источник: votbankrot.ru