Формулировка определения «сомнительная задолженность» изменилась. В нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету были внесены изменения. Основанием этому явился приказ Минфина России от 24.12.2010 г. № 186н.
В частности, в п. 70 раздела «Капитал и резервы» Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, были внесены изменения, касающиеся создания резерва по сомнительным долгам. Если ранее предприятия могли создавать такой резерв, то есть, это было их правом, сейчас же данный пункт гласит: «организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации». Получается, что организации просто обязаны создавать такой резерв.
Изменилась и сама формулировка определения «сомнительная задолженность». На сегодняшний она звучит так – сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В это понятие была добавлена фраза – с высокой степенью вероятности.
Резервы сомнительных долгов
Вышеуказанные изменения породили множество вопросов. Например, так надо ли создавать резерв по сомнительным долгам или нет, какой размер штрафа ожидает налогоплательщика в случае игнорирования данного положения?
Российский налоговый портал попросил экспертов дать комментарий по следующим вопросам:
- Как, по вашему мнению, создавать резерв по сомнительным долгам – это право или обязанность?
- Будет ли привлечена к ответственности компания, которая не создаст такой резерв, ссылаясь на положения п. 3 ст. 266 НК РФ, в котором ясно сказано, что налогоплательщик вправе создавать такой резерв?
- Как вы думаете, как определять теперь ту степень вероятности, чтобы отнести задолженность к сомнительной?
Любовь Потемкина, эксперт-методолог аутсорсингового подразделения группы BDO в России:
— Правила бухгалтерского и налогового учета по-разному определяют учет резерва сомнительных долгов.
Бухгалтерский учет: создавать резерв по сомнительным долгам – это обязанность.
Основание: п. 70 приказа Минфина России № 34н от 29.07.98г. ПБУ 21/2008 Приказ Минфина РФ № 106н от 06.10.2008г.
Налоговый учет: создавать резерв по сомнительным долгам – это право. Основание: п. 3 ст.266 НК РФ.
Если организация не создает в налоговом учете резерв по сомнительным долгам, она не может быть привлечена к налоговой ответственности. В этом случае организация использует свое право по п.3 ст.266 НК НФ – не создавать резерв. Такое действие не является нарушением налогового законодательства.
Если организация не создает в бухгалтерском учете резерв по сомнительным долгам, она может быть привлечена к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ. Штраф может быть наложен в размере до 3000 руб. на должностных лиц организации за искажение не менее, чем на 10% любой строки формы бухгалтерской отчетности.
Начисляем резервы! Как сформировать резерв сомнительных долгов. Видеоурок Бухгалтер 911
Поскольку понятие «степень вероятности» четко не определено, то допускается субъективная оценка в профессиональном суждении специалистов, анализирующих бухгалтерскую отчетность. На наш взгляд, эта вероятность начинается с момента наступления срока погашения обязательств по договору.
Далее, организация должна провести инвентаризацию расчетов с контрагентом и таким образом предпринять все возможные меры для оценки вероятности погашения дебиторской задолженности. По возможности запастись документами, подтверждающими намерение организации-дебитора: погасить долг. Это может быть дополнение к договору, акт сверки, переписка.
Устные договоренности на уровне руководителей также принимаются в расчет. Для бухгалтера устную информацию желательно также подтвердить письменно, хотя бы в одностороннем порядке. Это может быть служебная записка финансового менеджера (директора) с перечнем дебиторов, погашение задолженности, по которым ожидается в течение 12 месяцев. Если подтверждающих документов не окажется, бухгалтеру будет трудно объяснить аудиторам отказ признать просроченную по договору задолженность сомнительной.
Полную версию статьи вы можете прочитать на сайте http://www.taxpravo.ru.
Другие публикации
- 15 Мая 2018 Хочу уволить генерального директора. Как это сделать?
- 7 Мая 2018 Новое в процедуре перехода организации из одной налоговой в другую
- 4 Мая 2018 Новая стоимость патента для работников-иностранцев
- 2 Мая 2018 Прожиточный минимум и МРОТ: что изменилось
- 30 Апреля 2018 НДФЛ и страховые взносы: изменения и разъяснения
Источник: bporus.ru
Формирование резерва по сомнительным долгам в кредитных организациях
В последнее время все больше кредитных организаций рассматривают формирование резерва по сомнительным долгам как одно из действенных средств для снижения налоговой нагрузки. Если ранее одна часть сомнительной задолженности все-таки погашалась с течением времени, а остальная часть была незначительной по сумме, то экономия на налоге на прибыль была не настолько велика, чтобы оправдать трудозатраты. В последнее время просроченная задолженность на счетах накапливается, ее сроки растут. Чтобы сгладить негативные последствия такой ситуации, кредитными организациями принимается решение в пользу формирования резерва по сомнительным долгам, несмотря на увеличение нагрузки на сотрудников налоговых служб.
Порядок формирования резервов по сомнительным долгам регулируется ст. 266 «Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам» Налогового кодекса РФ.
Далее последовательно рассмотрим некоторые особенности формирования в кредитных организациях резерва по сомнительным долгам.
1. Необходимо соблюсти все критерии признания сомнительного долга и соответствующим образом закрепить факт наличия таких критериев в регистрах налогового учета.
Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Таким образом, сомнительным долгом может признаваться задолженность, возникающая только на основании договоров, в которых зафиксирована сумма долга и предусмотрен срок погашения. По иным основаниям, в том числе и исходя из решений судов, возникающая задолженность в целях гл. 25 НК РФ сомнительной не признается.
Задолженность в целях признания ее сомнительной должна быть просрочена и не обеспечена.
По поводу выполнения критерия необеспеченности сомнительного долга в Письме от 06.03.2008 N 03-03-06/2/23 Минфин России поясняет: если задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, в том числе вследствие утраты обеспечительных функций по причине, например, утраты залога, смерти поручителя и т.д., то задолженность может быть признана сомнительным долгом.
Если на последнее число отчетного (налогового) периода по результатам инвентаризации выявлена непогашенная просроченная задолженность по процентам, по которой отсутствует обеспечение, банк по своему усмотрению может сформировать резерв по сомнительным долгам. Иными словами, резерв по сомнительным долгам может создаваться в отношении начисленных процентов по просроченной ссуде, резерв по которой ранее не создавался в связи с наличием обеспечения по кредиту, но по которой на отчетную дату обеспечение отсутствует. Подобные ситуации рассматриваются в Письмах Минфина России от 17.12.2009 N 03-03-06/2/234 и от 16.04.2009 N 03-03-06/2/85.
На практике встречаются ситуации, когда на конец отчетного периода обеспечение по кредиту является недостаточным для покрытия суммы просроченных процентов ввиду его обесценения. В таком случае банк не имеет права сформировать резерв по сомнительным долгам в части просроченной задолженности по процентам, превышающим оценочную сумму обеспечения, поскольку проведение переоценки предмета залога на основании внутренних документов банка не является достаточным основанием для создания резерва по сомнительным долгам. По данному вопросу Минфин России дает разъяснения в Письме от 06.11.2009 N 03-03-06/2/217.
2. Формирование резерва по сомнительным долгам возможно только в отношении задолженности, по которой не создается резерв на возможные потери по ссудам.
Для налогоплательщиков-банков не признается сомнительной задолженность, по которой в соответствии со ст. 292 НК РФ предусмотрено создание резерва на возможные потери по ссудам.
Банки вправе формировать резервы по сомнительным долгам в отношении задолженности, образовавшейся в связи с невыплатой процентов по долговым обязательствам, а также в отношении иной задолженности, за исключением ссудной и приравненной к ней задолженности.
Для банков особенно актуальным является вопрос формирования резервов по сомнительным долгам в отношении процентов, начисленных по кредитным договорам, которые в полном объеме увеличивают базу по налогу на прибыль, но при этом в бухгалтерском учете признаются доходом только при наличии определенности в получении такого дохода.
По нашему мнению, подход к формированию резервов по сомнительным долгам в равной степени относится как к просроченным процентам, отраженным в бухгалтерском учете, так и к процентам, которые не отражены в бухгалтерском учете (ставка составляет 0%) и начисляются только в налоговом учете в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. Кроме того, считаем возможным при соблюдении п. 3 ст. 266 НК РФ формировать резерв по сомнительным долгам также в отношении процентов, начисляемых конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора и рассматриваемых для целей налогообложения прибыли как проценты.
По вопросу о возможности применения положений ст. 6 НК РФ в отношении процентов, начисляемых конкурсным управляющим на сумму требований конкурсного кредитора, можно руководствоваться Письмом Минфина России от 17.03.2010 N 03-03-06/2/48.
Следует отметить, что под имеющуюся просроченную дебиторскую задолженность в виде штрафов, пеней, неустоек кредитные организации не формируют резервы по сомнительным долгам. Такое мнение, в частности, высказано в Письмах Минфина России от 19.03.2010 N 03-03-06/2/52 и от 01.02.2010 N 03-03-06/2/19. Согласно ст.
317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
3. Формирование резервов по сомнительным долгам — это право, а не обязанность банка. Применение ст. 266 НК РФ должно быть закреплено в учетной политике банка.
Налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Возможны ситуации, когда кредитные организации по тем или иным причинам отказываются от формирования резерва по сомнительным долгам. Такое решение также должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения на следующий год. При этом вся сумма резерва, не использованная в текущем налоговом периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, подлежит включению в состав внереализационных доходов в соответствии с п. 7 ст. 250 НК РФ в последнем отчетном периоде текущего года.
4. По состоянию на последнее число отчетного (налогового) периода необходимо проводить инвентаризацию задолженности и документировать ее. В регистрах налогового учета следует указывать срок возникновения задолженности.
Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:
1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.
Что касается инвентаризации задолженности, то количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации в соответствии с законодательством.
Сведения о порядке проведения инвентаризации отражаются в утвержденной учетной политике банка.
Многие кредитные организации принимают решение о формировании резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности, возникшей в прошлых налоговых периодах, а не в отчетном периоде. Зачастую величина задолженности ранее была не столь существенна, и кредитная организация считала вообще нецелесообразным формировать резервы по сомнительным долгам, поскольку ожидаемая выгода от экономии на налоге на прибыль превышала трудозатраты налоговых служб. Налоговым законодательством не предусматривается ограничений по созданию резерва по сомнительным долгам по задолженности, возникшей в прошлых налоговых периодах в период действия гл. 25 НК РФ (в случае если ранее по этой задолженности резерв по сомнительным долгам не создавался) на основании инвентаризации, проведенной в текущем налоговом периоде. Таким образом, при принятии кредитной организацией решения впервые формировать в целях налогового учета резерв по сомнительным долгам есть возможность сформировать резервы не только по задолженности, возникшей в текущем отчетном периоде, но и по задолженности прошлых периодов.
Банк имеет право формировать резерв по сомнительным долгам только в отношении определенных видов дебиторской задолженности, а не всей дебиторской задолженности по банку на основании данных инвентаризации, специально проведенной для целей налогового учета по отдельным видам дебиторской задолженности, на конец отчетного (налогового) периода. Такая позиция подкреплена мнением Минфина России (в частности, в Письме от 17.07.2008 N 03-03-06/2/84).
Интересным является тот факт, что наличие акта сверки с контрагентом, в отношении которого возникла задолженность, на дату создания резерва не является обязательным условием для включения соответствующей сомнительной задолженности в расчет резерва (Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612).
5. Следует установить порядок контроля за величиной создаваемого резерва по сомнительным долгам с целью соблюдения лимита в 10% от суммы доходов.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам для банков не может превышать 10% от суммы доходов, определяемых в соответствии с гл. 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов.
При этом кредитная организация должна рассчитывать выручку от реализации за каждый налоговый период отдельно. Такова позиция Минфина России, выраженная в Письме от 04.04.2006 N 03-03-04/1/319, в отношении учета объема выручки на стыке отчетных периодов. В случае если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде (например, в IV квартале), а 90 — в другом (например, в I квартале следующего года), то относительно ко второй части сомнительного долга кредитная организация должна применять размер выручки от реализации следующего отчетного (налогового) периода (т.е. I квартала следующего года).
6. Следует установить порядок регулирования величины резерва по сомнительным долгам и его переноса на следующие периоды.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Итак, регулирование величины резерва по сомнительным долгам следует совершать по состоянию на конец каждого отчетного (налогового) периода. Погашение задолженности, к примеру, не ведет к немедленной (в момент погашения) корректировке величины резерва.
Обращаем внимание, что резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Для кредитных организаций, как правило, интересен вопрос учета в целях налогообложения прибыли убытков в виде начисленных процентов по кредиту. На основании пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
Таким образом, если судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства по обязательству в виде процентов по кредиту, задолженность по начисленным, но не выплаченным должником процентам может быть признана безнадежной.
Безнадежная задолженность по процентам списывается за счет средств ранее созданного резерва по сомнительным долгам. Суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет резерва, приравниваются к внереализационным расходам. Такая позиция изложена в Письме Минфина России от 16.08.2010 N 03-03-06/2/146.
7. Следует разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета резервов по сомнительным долгам.
Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, разрабатываются кредитной организацией самостоятельно, но в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
— наименование регистра;
— период (дату) составления;
— измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
— наименование хозяйственных операций;
— подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
В регистрах учета резервов по сомнительным долгам следует указать перечень сомнительных долгов и расчетную сумму резерва по ним, суммы изменения в размере резерва по сомнительным долгам, подлежащие включению во внереализационные доходы или расходы.
Приведем примеры регистров налогового учета резервов по сомнительным долгам (см. таблицы).
Расчет величины резерва по сомнительным долгам на 31 декабря 2011 года
Величина задолженности
по срокам возникновения,
руб.
Расчетная
сумма резерва,
руб.
Источник: www.mosbuhuslugi.ru
Создание резерва по сомнительным долгам — обязанность или право?
Консультант по юридическим вопросам, эксперт сайта. Окончил Юридический факультет СПбГУ по специальности Юриспруденция. Более 20 лет опыта работы финансовым юристом.
Время чтения: 3 минут(ы)
Дебиторская или кредиторская задолженность – это обыкновенное явление, с которым в ходе хозяйственной деятельности сталкивается каждая организация. В зону риска вынужденных заемщиков нередко включаются именно те хозяйствующие субъекты, которые первыми отгрузили товар, выполнили услугу или определенные работы.
Если после проведения таких действий на расчетный счет продавца сразу же не поступает оплата, образуется задолженность. Когда долг не погашен за определенное время, он переходит в категорию сомнительной задолженности. О том, зачем нужен резерв по сомнительным долгам, мы и поговорим в этой статье.
Сомнительная задолженность — это
Сомнительная задолженность – это долг, который не погашен в сроки, установленные оформленным в письменным виде договором, и при этом не обеспечен соответствующими гарантиями. Сомнительная задолженность вычисляется через инвентаризацию расчетов. Инвентаризации подлежат не только долги за проданные товары, выполненные работы и услуги, но и долги поставщиков по выданным авансам.
Поскольку в бухгалтерском балансе отчетность должна быть достоверной, специалисты формируют резерв по сомнительным долгам для отражения его в балансе.
Законодательная база
Законодательно сомнительная задолженность определяется и регулируется письмом Минфина РФ от 15.10. 2003 г. № 160014-316 «О сомнительном долге организации». Налоговый учет по сомнительному долгу ведется согласно статье 266 Налогового кодекса РФ.
Специалистам также рекомендуется изучить приказ Министерства финансов РФ от 24.12.2010 №186 и положение по ведению бухгалтерского учета в РФ №34.
Особенности создания
Процесс создания резерва сомнительного долга закрепляется в учетной политике предприятия. Размер отчислений устанавливается в зависимости от платежеспособности задолжавшей стороны и от степени вероятности погашения задолженности.
Порядок оформления резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете не закреплен законодательством, поэтому компания разрабатывает способ его формирования самостоятельно.
Часто бухгалтер организации включает всю сумму выявленного долга в резерв. А вот составить резерв по сомнительным долгам можно в соответствии с предложенным в статье 266 Налогового кодекса вариантом.
Пункт 70 положения по бухгалтерскому учету гласит, что величина резерва вычисляется отдельно по каждому конкретному сомнительному долгу в зависимости от показателей платежеспособности должника. Если организация в совокупности выявила несколько категорий долга, то требуется фиксировать каждую из них отдельно.
Особенности налогового и бухгалтерского учета
Финансовый учет резерва по сомнительным долгам обязателен для предприятия и ведется на основании внутренней политики компании, при этом величина его не лимитирована. В то же время ведение налогового учета — не обязанность, а право организации, несмотря на то, что его размер оговаривается нормами НК РФ.
Полученное в приведенных видах учета значение станет отличаться по причине разного подхода при определении сроков просрочки и из-за расхождения алгоритмов расчета резерва.
Условия формирования
Создать резерв можно при условии проведения инвентаризации. При его составлении организация может опираться не только на финансовую отчетность текущего года, но и на результаты за месяц или квартал. При этом периодичность его формирования в обязательном порядке всегда указывается в учетной политике.
При составлении соблюдаются следующие условия:
- создается по расчетам с другими организациями;
- формируется на основе результатов выполненной инвентаризации;
- величина фиксируется отдельно по каждому сомнительному долгу.
Приказ о создании оформляется руководителем организации, а рассчитать резерв может бухгалтер или финансовый директор.
Отражение в бухгалтерском учете
В финансовом учете резервы отражаются специфическими проводками — записью по дебетовому счету 91 через субсчет «Прочие расходы» и счету по кредиту 63 «Резервы по сомнительным долгам». Списание долгов фиксируется по дебету счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расходов.
Списание не является аннулированием задолженности, она будет отражается за балансом во вкладке 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» еще пять лет с момента списания.
Право налогового учета
В процессе формирования или восстановления резерва статья 266 Налогового кодекса РФ и выделяет следующие шаги:
- выполнение инвентаризации в конце отчетного периода;
- определение долгов;
- расчет суммы отчислений.
Размер резерва будет зависеть от сроков возникновения долга, однако общая сумма отчислений не может быть выше 10% выручки от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, сомнительная задолженность подразумевает долги, которые не были выплачены в срок. Организация обязана создавать и сравнивать резерв по сомнительным долгам – он составляется ежеквартально или ежемесячно, а его периодичность зависит от выбранного отчетного периода.
Источник: dolg-faq.ru