Роль физической культуры в трудовой деятельности

ЛЕКЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4-го КУРСА ЛЕКЦИЯ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА Научная организация труда (НОТ)...

ЛЕКЦИЯ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Научная организация труда (НОТ) заключается в том, чтобы на основе новейших современных достижений науки и техники выработать и практически использовать такие методы и формы организации трудовой деятельности, которые позволяли бы с максимальной эффективностью использовать технику, совершенствовать технологию производства, повышать производительность труда при сохранении здоровья трудящихся (Гужаловский, 1986).

По мере развития производства и его автоматизации возрастают функции организации и управления трудовым процессом, а следовательно, увеличивается удельный вес умственного труда. Внедрение достижений технического и научного прогресса в производство изменило условия и характер труда, в котором они протекают. Такой характер труда требует от работающих концентрированного внимания, высокой подвижности нервных процессов при незначительной (малой, недостаточной) доле физических усилий.

Вопросы подготовки людей к труду, охраны их здоровья и всестороннего гармонического развития решаются в процессе разнообразных специально направленных мероприятий и видов деятельности. В комплексе мер по улучшению условий труда и отдыха людей и в интересах сохранения их здоровья и повышения производительности труда важное место занимает физическая культура.

Развитие физической культуры в России

Роль физической культуры в системе НОТ состоит в том, что в процессе труда физические упражнения помогают бороться с умственным и физическим утомлением, а также способствуют формированию более совершенной координации движений. Это качество очень важно для производственной деятельности человека, так как работающие мышцы меньше устают и потому сохраняют большой резерв повышения производительности труда.

Физическая культура в системе НОТ помогает сокращать потери рабочего времени, обеспечивает профилактику заболеваний, сохраняя постоянную и надежную готовность к работе, повышая результативность трудовой деятельности, работоспособность и сохраняя здоровье.

Цель физической культуры в системе НОТ заключается в содействии подготовке человека к труду, повышении результативности трудовой деятельности, сохранении и поддержании здоровья и высокой работоспособности.

Задачами физической культуры в системе НОТ являются:

  • • формирование прочной основы обшей физической подготовленности для развития профессионально важных физических качеств и двигательных навыков, качественного освоения специфических производственных движений и действий;
  • • внедрение в практику наиболее рациональных и экономичных форм двигательной деятельности для конкретных профессий, операций;
  • • теоретическая разработка и внедрение в практику производства эффективных методов использования физических упражнений для оптимизации условий режима труда и отдыха, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, недели;
  • • внедрение профессионально-прикладной физической подготовки.

Внедрение производственной гимнастики в режим рабочего дня как элемент НОТ является одним из важных резервов повышения работоспособности и производительности труда, средством сохранения и укрепления здоровья. Производственной гимнастике отводится место профилактического средства поддержания работоспособности на протяжении дня.

Роль Физического воспитания при подготовке специалистов, имеющих ОПФР

Вводная гимнастика, физкультурная пауза являются формами производственной гимнастики.

Цель вводной гимнастики (ВГ) — в течение нескольких минут с помощью гимнастических упражнений ускорить протекание физиологических процессов в мышцах и центральной нервной системе и создать состояние готовности к работе. В комплекс упражнений ВГ следует включать такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Для более быстрого усвоения производственного темпа работы рекомендуется выполнять упражнения, несколько превышающие темп работы, (примерные комплексы и режимы выполнения см. на рис. 13, 14).

Для рационального подбора физических упражнений ВГ необходимо учитывать следующие факторы трудовой активности:

  • • рабочие движения — быстрые, медленные, с большой амплитудой или малой амплитудой;
  • • рабочая поза — сидя, стоя, положение туловища;
  • • характер труда — быстрота движений, точность, концентрация внимания;
  • • степень усилий, характер утомления (по субъективным показателям).

Физкультурная пауза (ФП) используется как форма активного отдыха во время работы для снижения утомления и сохранения работоспособности в течение рабочего дня. Упражнения подбираются с учетом особенностей труда и его условий (степень тяжести, рабочая поза, характер психофизической нагрузки, физическая нагрузка и ее направленность). Продолжительность ФП — 5-10 мин, количество упражнений — 6-8. Физкультурную паузу эффективнее проводить при появлении начальных признаков утомления.

Исследованиями ряда авторов показано, что выполнение комплекса упражнений ФП в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо быстрее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Нагрузка в комплексе ФП обычно нарастает в середине, а затем снова снижается. Это зависит от характера трудовых действий, физической подготовленности человека.

При физическом труде нагрузка больше приходится на мышечную активность. При физическом утомлении уменьшаются сила и выносливость, возрастают энерготраты организма. Утомление при физической работе представляет собой временный отказ от работы в результате нарушения функционирования одного из многочисленных звеньев двигательной системы. Чем выше мощность выполняемой работы, тем выше вероятность того, что таким звеном является нервно-мышечный аппарат.

Без утомления нет тренировки, т.е. нет адаптации организма к физической или умственной деятельности. Утомление стимулирует процесс восстановления, расширяет резервные возможности организма, выполняет не только охранительную роль, но имеет важное тренировочное значение в совершенствовании рабочих движений и повышении работоспособности. Для активного отдыха при выполнении физической работы рекомендуется применять упражнения на расслабление мышц и дыхательные упражнения.

Работоспособность зависит от многих факторов: умственного, физического развития, от степени тренированности организма и его адаптации к физическому или умственному труду, от условий труда, от состояния здоровья.

В современном производстве дробление труда на отдельные операции привело к появлению работников, занятых монотонным трудом. При монотонном труде человек на протяжении всей рабочей смены выполняет одну и ту же операцию, что негативно влияет на состояние организма. Это представители конвейерных линий, труд которых характеризуется однообразием операций, высоким темпом движений и действием на одни и те же структуры организма — нейроны, мышцы, сухожилия. При организации этой работы необходимо, чтобы каждая операция длилась в пределах одной минуты. Для борьбы с монотонней рекомендуются микропаузы (по 5-10 с), производственная гимнастика, функциональная музыка, рациональная организация рабочего места.

Для работников умственного труда, деятельность которых отличается низким уровнем двигательной активности, в занятия ФП рекомендуется включать упражнения с большой амплитудой и значительным напряжением на мышечные группы и на их растягивание (примерные комплексы ФП см. на рис. 15, 17 — для женщин; на рис. 16, 18 — для мужчин).

При умственном труде увеличивается нагрузка на нейроны коры больших полушарий головного мозга. Представителям этой категории профессий рекомендуется гимнастика, способствующая переключению умственной деятельности на двигательную. Упражнения направлены на стимуляцию нервно-мышечного аппарата и укрепление костно-мышечной системы. При напряженной умственной работе, особенно с выраженным нервным возбуждением, нагрузка во время ФП должна быть увеличена.

Необходимо вводить ВГ и ФП не только в производственную практику, но и в учебный процесс: в младшей, средней и высшей школе.

Если упражнения производственной гимнастики выбраны в соответствии с характером труда, т.е. правильно, то «по закону индукции в мышцах и нервных центрах, «утомленных” предыдущей работой, индуцируется торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых». Чем сильнее возбуждение новых нервных центров при активном отдыхе, тем сильнее индуцируемые процессы восстановления ранее работающих центров и выше эффект отдыха.

Умственный труд — это процесс, требующий активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, обеспечивающих такие психические процессы, как внимание, память, мышление, эмоции. Все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоциональных и психических факторов.

Особенностью умственной деятельности является то, что после работы это воздействие может продолжаться значительное время. Нервно-эмоциональная напряженность объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать мозгу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Механизмы умственной деятельности — это главным образом психическая активность, которая протекает с участием многих отделов мозга: коры больших полушарий, подкорковых образований, лимбической системы. Доказано, что напряженная умственная деятельность без достаточного отдыха между периодами рабочего времени приводит к появлению перенапряжения. Оно может проявляться в повышении АД, нарушении тонуса вегетативной нервной системы, снижении показателей общей мозговой активности.

Для того чтобы приостановить мыслительный процесс, необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую.

Труд медицинских работников, людей творческого труда характеризуется использованием большого объема памяти, личной ответственностью, повышенным вниманием, высоким нервно-эмоциональным напряжением. Если умственный труд организован правильно, то он не оказывает отрицательного влияния на организм человека, а его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье.

Факторы риска сердечнососудистой патологии у людей умственного труда — повышенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия и гиподинамия (недостаток количества движений и ограниченное напряжение мышц при работе), избыточная масса тела, курение и другие вредные привычки.

Научные исследования убедительно доказывают, что люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями, меньше утомляются, творческая активность у них выше, продолжительность жизни больше.

Профессионально прикладная физическая подготовка (ППФП) в системе НОТ представляет собой специализированный вид физического воспитания и направлена на развитие и поддержание на оптимальном уровне функциональной устойчивости организма, психических и физических качеств, к которым предъявляет требования конкретная профессиональная деятельность.

Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения, на создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности. ППФП также способствует повышению устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижению заболеваемости, способствуя профессиональному долголетию.

Это свидетельствует о том, что ППФП конкретно воплощается в один из принципов педагогической системы — принцип органической связи физической культуры с практикой трудовой деятельности.

Источник: studref.com

Физическая культура в быту трудящихся

Для физической культуры в быту трудящихся характерны следу­ющие функции:

— оптимизация физического развития человека (совершенство­вание тех или иных физических качеств, формирование правиль­ного телосложения, укрепление функциональных систем и т.д.);

— коммуникативная, удовлетворяющая потребность людей в.приятном общении в процессе совместных занятий физическими упражнениями;

— организация здорового досуга, в частности активизация восстановления жизненных сил человека после производствен­ной деятельности:

— социально-профилактическая, тесно взаимосвязанная с организацией здорового досуга (предупреждение появления таких асоциальных привычек, как алкоголизм, курение, наркомания, пустое времяпровождение и т.д.);

— психорегулирующая, направленная на воспитание культуры управления психическим состоянием человека с помощью физи­ческих и психофизических упражнений, (дыхательной гимнасти­ки, психомышечной тренировки и др.);

— эстетическая, связанная с проявлением эстетических начал в физкультурной деятельности (с формированием красивого телосложения, культуры движений, познанием эстетических закономерностей в процессе осуществления данной деятельности и т.п.);

— педагогическая, проявляющаяся в совместных занятиях е физическими упражнениями родителей и детей, в процессе физического самовоспитания и т.д. (И.И.Сулейманов, 1987). К основным формам использования трудящимися физической культуры в быту относятся [4]:

— базово-пролонгирующая физическая культура;

— гигиеническая и рекреативная физическая культура;

— оздоровительно-реабилитационная физическая культура;

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направ­ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физическая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии

Основными формами занятий физическими упражнениями являются секции общей физической подготовки и самостоятель­ные занятия.

Секции ОФП. Создаются в коллективах физической культуры для желающих заниматься физическими упражнениями, но не проявивших склонности к занятиям определенным видом спорта. Группы комплектуются по возрастному и половому признакам в количестве 20—25 человек в одной группе. Занятия проводятся 2— 3 раза в неделю в среднем по 1,5—2 ч каждое.

Главная задача занятий в секции состоит и обеспечении оптимального уровня всесторонней физической подготовленности, гарантирующей сохранение здоровья и работоспособности за­нимающихся.

Средствами обычно являются самые разнообразные физичес­кие упражнения, в том числе из легкой атлетики, основной гим­настики, спортивных и подвижных игр, плавания и т.д. Эти сред­ства легко поддаются дозировке и в то же время эффективно воз­действуют на жизненно важные функции организма. Удельный вес физической подготовки значительно больше, чем технической, Обучение технике может быть ограничено правильным освоени­ем движения до уровня двигательного умения (т.е. безошибочное выполнение основы техники, его пространственных, временных; и динамических характеристик).

В рамках непосредственно физической подготовки предпочтение отдается воспитанию общей выносливости и силы основных мышечных групп двигательного аппарата.

Методика занятий осуществляется в соответствии с методи­ческими принципами физического воспитания (см. главу 5). Соблюдастся также трехструктур нос построение занятия, т.е. сохра­няется подготовительная, основная и заключительная части с их содержательными и методическими установками.

Самостоятельные занятия. Они решают ряд задач — от про­стой профилактики и послерабочего восстановления работоспособности до достижения высокой физической подготовленности. Средствами самостоятельных занятий являются различные физи­ческие упражнения: оздоровительный бег, атлетическая гимнас­тика, плавание, калланстика, стретчинг и др.

Количество занятий в неделю может варьировать от 3 до 7. Диапа­зон оптимальных недельных затрат времени на физические упраж­нения также может колебаться от 2 до 10ч (Л. Н. Нифонтова, 1979; К.Купер, 1989). Практика показывает, что занятия с периодично­стью менее 3 раз в неделю не оказывают заметного положительно­го влияния на состояние организма. Более частые физические на­грузки способствуют повышению функциональных возможностей, а также эффективнее снимают послерабочую усталость.

Гигиеническая и рекреативная физическая культура. Основное наз­начение данного направления заключается в оперативной опти­мизации организма человека в рамках повседневного быта и рас­ширенного отдыха.

Гигиеническую функцию в этом аспекте выполняет утренняя гимнастика; рекреативную, связанную с восстановлением работо­способности после трудового дня, — занятия различными видами, такими, как туристские походы, водный туризм, лыжные прогул­ки, купание и плавание, закаливающие процедуры и т.д.

Утренняя гигиеническая гимнастика. Является самой массовой, и широко распространенной формой занятий физическими уп­

ражнениями в быту различных контингентов трудящихся, осо­бенно у людей умственного труда. Ее основное назначение связа­но с переводом организма от пассивного состояния к деятельно­му, рабочему.

Число упражнений в комплексе обычно колеблется от 8 до 12, каждое из них повторяется 10-—12 и более раз. Продолжительность выполнения всех упражнений составляет 10—15 мин. Комплекс пе­риодически обновляется. Очередность упражнений должна выглядеть примерно так: сначала ходьба, потягивание и дыхательные упражнения; затем поочередно выполняют упражнения для мышц плечевого пояса, туловища, брюшного пресса, а также общего воз­действия (приседания, махи, выпады, прыжки и упражнения на (расслабление). В заключение дается спокойная ходьба, сочетаемая с дыхательными упражнениями.

Гигиенический эффект утренней гимнастики возрастает при проведении водных процедур, выполняющих не только тоннзирующую, но и закаливающую функцию. Рекреативная (восстановительная) форма физической культуры. Используется в выходные и праздничные дни, а также в отпускное время с целью снятия кумулятивного утомления, восстанов­ления работоспособности, укрепления здоровья и организации I культурно-развлекательного досуга трудящихся.

Одним из наиболее массовых видов физической рекреации яв­ляется туризм с использованием различных средств передвиже­ния — пешком, на велосипеде, лыжах, байдарках.

Незаменимым средством физической рекреации, доступным для всех возрастов, являются лыжные прогулки. По оздоровитель­ному эффекту они занимают ведущее место среди различных физ­культурных занятий.

Достаточно ценными средствами восстановления сил после трудовой деятельности являются:

~ всевозможные массовые игры и элементарные соревнова­ния (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и др.) в выходные дни и отпускное время;

— купание и плавание в водоемах, реках, озерах;

~ рыбная ловля, походы в лес за грибами и ягодами и др. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Термин «реабилитация», по определению Всемирной организации здра­воохранения, означает помощь больному в достижении им соци­ально-профессиональной полноценности, на которую он спосо­бен в рамках существующего заболевания.

Лечение с помощью физических упражнений основано на улуч­шении циркуляции крови, снабжении кислородом больных и здо­ровых тканей организма, повышении мышечного тонуса, умень­шении жировой прослойки и т.д.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено следующими основными формами:

1) группами ЛФК при больницах, врачебно-физкультурных

диспансерах, поликлиниках и т.д.;

2) группами здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельными занятиями по предписанной врачами (методистами ЛФК) программе и методике. Занятия в группах ЛФК осуществляются, как правило, специалистами фнзкультурно-медицинского профиля. Группы здоровья формируются с учетом состояния здоровья, а также возраста, пола и уровня физической подготовленности. Численность занимающихся в одной группе может быть от 15 до -20 чел. Занятия носят общеоздоровительный характер для людей не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья, и спе- циально направленный лечебный характер с учетом специфики заболевания.

Основными средствами являются легкодозируемые по нагрузке упражнения основной гимнастики, плавания, легкой атлетики.Лучший оздоровительный и тонизирующий эффект достигается при комплексном использовании разнообразных упражнений.

Занятия проводятся обычно 3 раза в неделю по 45—90 мин. Моторная плотность занятий вначале невысока — 40—45%, в даль­нейшем может постепенно увеличиваться до 60%.

В методике проведения занятий центральное место занимает строго индивидуальное дозирование нагрузки и отдыха. Мера до­ступности определяется методистом, врачом и самим занимаю­щимся. Нагр зки считаются доступными, если после занятий на­блюдаются небольшая и приятная усталость, чувство удовлетво­рения, небольшое потоотделение.

Самостоятельные занятия носят как общеоздоровительно-профилактечский, так и специально направленный лечебный характер. Например, при функциональных нарушениях сердечно-сосудистой и дыхательной систем целесообразно применять циклическиские физические упражнения аэробного характера.

Базовый спорт является наиболее эффективным средством повышения общей и специальной работоспособности человека, и спорта трудящихся организуются коллективами физической культуры, функционирующими при крупных предприятиях и учреждениях. При коллективах физичес­кой культуры создаются спортивные секции (по видам спорта), в которых могут заниматься все желающие при наличии разреше­ния врача и хорошей физической подготовленности. Тренировочный процесс осуществляется круглогодично в течение многих лет. Секционные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю с учетом закономерностей спортивной тренировки. Численный состав одной группы зависит от вида спорта и уровня спортивной квалификации.

В возрасте 20—30 лет, когда организм находится в стадии эволю­ционного развития, во многих видах спорта (легкая атлетика, лыж­ный спорт, тяжелая атлетика и др.) можно достигнуть хороших спортивных результатов. На рубеже 30—40 лет спортивная актив­ность и спортивные результаты снижаются. Спорт постепенно за­меняется базово-пролонгирующей физической культурой, а в даль­нейшем гигиенической и рекреативной физической культурой.

Источник: infopedia.su

Роль физической культуры в трудовой деятельности

ПРОБЛЕМЫ ФИЗКУЛЬТУР-
НОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Abstract

FUNCTIONS OF PROFESSIONALLY- APPLIED PHYSICAL CULTURE

S.S. Korovin, doctor of pedagogy, lecturer

Orenburg state pedagogical institute, Orenburg

Key words: permanent education, student youth, biological and social nature of personality, professionally-applied physical culture, functions.

To analyse the system of the professionally-applied physical culture’s functions was the purpose of this study.

It had been stated that the realization of the professionally-applied physical culture’s functions on the basic and specializing stages of the permanent education ensures the social and personal demands of the personality in the improvement of his (her) biological and social nature on the way of the personality’s maturation and preparation for the practice of the professional labour. In this connection the general cultural, specific and inner functions of professionally-applied physical culture had been revealed and characterized as the factors, contributing the effective improvement of the certain professionally important properties, qualities and functions of a person.

ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат педагогических наук, доцент С.С. Коровин
Оренбургский государственный педагогический институт

Ключевые слова: непрерывное образование, учащаяся молодежь, биологическая и социальная природа личности, профессионально-прикладная физическая культура (ППФК), общекультурные, специфические и внутренние функции ППФК.

В настоящее время все более актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования учащейся молодежи с целью обеспечения двух основополагающих аспектов: сформированности личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главный из которых — производительный труд.

Принцип деятельностного подхода к формированию личности побуждает к поиску и обоснованию видов деятельности, комплексно воздействующих на индивида на пути его восхождения к личности, отвечающей потребностям общества.

В связи с этим возникает основное противоречие, нуждающееся в научном обосновании: с одной стороны — реальная необходимость совершенствования системы непрерывного образования для удовлетворения потребностей общества в воспитании личности, подготовленной к практике труда, а с другой — теоретический поиск, методологическое и экспериментальное обоснование видов рассматриваемой деятельности.

Общественная и личностная потребность, накопление значительного теоретического и практического материала о существенном потенциале физкультурной деятельности в становлении личности, подготовленной к практике труда, обусловили выделение специфической и профилированной отрасли физической культуры — профессионально-прикладной физической культуры (ППФК).

Под ППФК следует понимать специфическую отрасль физической культуры, изучающую биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающую на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью.

Таким образом, ППФК призвана удовлетворить общественные и личностные потребности в обеспечении сформированности, во-первых, личности с характерным набором как общих, так и профессионально-прикладных личностных свойств, качеств и функций и, во-вторых, комплекса прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах образования и дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.

Обозначенное основное противоречие обусловливает формирование концепции ППФК, согласно которой она представляет собой совокупность видов физкультурной деятельности, используемых на различных этапах непрерывного образования и обеспечивающих двоякий социально значимый эффект:

— на основе социализации индивида, обогащения его духовности — сформированность личности, профессионала с характерным набором как общих, так и прикладных личностных свойств и качеств;

— на основе воздействия на биологическую сущность индивида — сформированность прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков, психофизиологических функций.

Системное видение ППФК как специфического вида человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее важнейшего методологического элемента — функций как объективно присущих свойств и возможностей в преобразовании личности.

По нашему представлению, совокупна система функций ППФК и форм их реализации может быть проиллюстрирована следующим образом (см. рисунок). При определении функций ППФК мы исходили из того, что функции есть отражение видов деятельности, которые характеризуют сущность форм; необходимо процесс ППФК насытить такими видами деятельности, которые обеспечивали бы последовательную и преемственную реализацию основных целей и задач целостной системы образования. Иными словами, представленные функции не есть отражение того, что она (ППФК) может (исходя из сложившихся на сегодня представлений), а того, что она должна благодаря весьма обширным, присущим ей дидактическим возможностям.

К общекультурным функциям ППФК, подчеркивающим связь с общественными явлениями, следует отнести нравственно-мировоззренческие, культурологические, профессио-графические, ценностно-ориентационные и спортивные.

Мировоззрение личности предусматривает единство научных взглядов с процессами познания и творческого их применения в трудовой практике. Осмысленность действительности на основе знаний естественных наук (анатомия, физиология и др.) позволит активизировать личность в отношении собственных взглядов, убеждений в практику труда. Нравственность есть отражение в личности норм и правил поведения, которые, моделируясь в процессе ППФК, обеспечат сформированность норм общественной морали, нравственного и ответственного поведения в интересах общества; происходит развитие волевой сферы личности, характеризующейся проявлением целеустремленности, настойчивости, инициативы, смелости и решительности и других личностных качества.

Система функций профессионально-прикладной физической культуры

Основу культурологических функций ППФК составляет возможность воздействовать на этическую и эстетическую сферы личности, в результате чего формируются способность и умение видеть, воспринимать и понимать прекрасное в спортивных и трудовых движениях и, главное, следовать прекрасному в своих действиях и деятельности за счет собственного физического совершенствования.

Профессиографические функции ППФК тесно связаны с эргономикой — наукой о системе знаний трудовой деятельности человека с целью обеспечения ее эффективности, безопасности и комфорта. Свои профессиографические функции ППФК реализует во взаимосвязанных процессах профессио- и спортографии, направленных на исследование особенностей той или иной профессии на организм и выявление видов физкультурной деятельности, способствующих формированию физических и духовных сил человека, соответствующих требованиям профессии.

Ценностно-ориентационные функции следует понимать в двух аспектах. Первый предполагает сформированность дифференциации личностью различных ценностей по степени их важности «для себя». Второй предусматривает формирование нравственных, мировоззренческих, этических и эстетических, гражданских оснований оценок личностью явлений действительности и нахождения себя в ней. В результате осуществляется социализация личности на основе усвоения ценностей социального опыта, формирования активной жизненной позиции.

Через реализацию спортивных функций ППФК расширяются знания и представления о возможностях человеческого организма, составляющих основу поиска путей совершенствования человека для практики жизни и труда. Кроме того спортивные функции ППФК обеспечивают процесс сближения людей в сфере спортивных контактов, воплощения гуманистических идей сотрудничества.

Под специфическими функциями ППФК следует понимать лишь те, которые свойственны ей как специфической отрасли общей физической культуры. В целом набор специфических функций определяется наличием тех свойств, которые на разных этапах образования удовлетворяют общественные потребности в прикладном физкультурном образовании (образовательные), оптимизации физического состояния (оздоровительные), полноценной профориентации и профадаптации учащейся молодежи.

Реализация специфических функций осуществляется преимущественно в ходе профилированного физического воспитания, под которым следует понимать специализированный педагогический процесс с использованием специально подобранных форм, средств и методов, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессионально-прикладной подготовленности на всех этапах образования. Кроме того, эффективны мероприятия профессионально-прикладного физкультурно-рекреативного и реабилитационного характера.

Образовательные функции ППФК находят выражение в систематическом формировании комплекса профессионально-прикладных двигательных умений и навыков, воспитании прикладных физических и личностных свойств и качеств и связанных с ними способностей, овладении знаниями профессиографического характера, основ теории и методики физического воспитания.

Основные оздоровительные функции обеспечивают закаливание организма и повышение его сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды и характерным условиям производства; приобщение учащейся молодежи к здоровому образу жизни; специальные умения по использованию оздоровительных мер профессионально-прикладного и физкультурно-гигиенического характера.

Выделение профориентационных функций ППФК обусловлено зависимостью качества выбора профессии и дальнейшего труда в ней от физического состояния и природной предрасположенности к определенной профессиональной деятельности. В системе образования на основе знаний о профессии, способов совершенствования в ней и подготовки к труду происходит выбор профессии, который, строясь на основе соединения знаний с профессиональной деятельностью, предполагает выявление соответствия физического статуса человека требованиям профессии (по результатам профдиагностики). Важна и другая направленность этого процесса, т.е. осуществление комплекса мероприятий по изменению физического статуса человека в соответствии с выбранной или предполагаемой к выбору профессией (что, собственно, и повысит эффективность выбора профессии в ходе профилированного физического воспитания и ППФП).

Сущностью профадаптивных функций ППФК следует считать нормализацию процессов становления и сохранения динамического равновесия в системе «личность — профессиональная среда». В этой связи профадаптация представлена психофизиологическим компонентом (адаптация к физическим условиям труда), профессиональным (адаптация к задачам, операциям, действиям и целостной профессиональной деятельности) и социально-психическим (адаптация к социальным компонентам профессиональной среды).

Реализация собственно внутренних функций ППФК, являющихся таковыми по отношению к специфическим, осуществляется преимущественно в процессе ППФП и профессионально-прикладного физического развития (ППФР).

Адаптационные внутренние функции отражают психофизиологические аспекты профадаптации и связаны с оптимизацией взаимоотношений двигательной и вегетативных функций, обеспечивающих успешность проявления прикладных физических качеств, двигательных умений и навыков.

Профдиагностические функции преимущественно направлены на выявление негативных отклонений в профессионально-прикладной подготовленности и подбор прикладных видов физкультурной деятельности для ее коррекции.

Развивающие внутренние функции отражают суть развития частных профессионально важных психофизиологических и личностных свойств и качеств, а также профессионально важных морфофункциональных свойств и качеств.

Предложенная парадигма функции ППФК, ее анализ позволяют сделать следующие основные заключения:

1. ППФК, отража принципы общей физкультуры, через реализацию своих функций представляет собой специфический вид человеческой деятельности, в ходе которой преобразуется социальная и биологическая природа индивида на пути формирования личности, гармонически развитой и подготовленной к практике труда.

Поступила в редакцию 31.10.96

Источник: sportlib.info

Оцените статью
Добавить комментарий