Руководство трудовой деятельностью детей в природе

Конспект НОД в старшей группе «Коллективный труд в природе» Цель: создать условия для формирования познавательных интересов и познавательных действий...
Содержание

Цель: создать условия для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение коллективный труд в природе.
Задачи: Образовательные: • Обучать детей способам посадки различных видов растений, • Знакомить с особенности роста и развития растений и способах ухода за ними. • Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата. • Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе. Развивающие: • Развивать общую и мелкую моторику. • Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности. • Развивать положительное отношение к физическому труду. Воспитательные: • Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность. • Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда. • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.

Труд детей в природе

Материал: Семена различных растений, земля, совочки для насыпания земли, стаканчики для посадки семян, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, фартуки, игрушка (любая).

Ход работы:

Воспитатель- Ребята, сегодня утром, ко мне обратился наш друг, собака Шарик, и попросил помочь, посадить семена. Шарик- Здравствуйте ребята, я решил посадить разные цветы, вы мне можете помочь, а то я один не справлюсь? Дети- Да!

Воспитатель- Скажите ребята, какое сейчас время года? (зима) Где же мы можем посадить семена растений? (в группе) Почему нельзя их посадить на улице? (зимой они замерзнут) А потом, когда появятся росточки, мы можем высадить рассаду на участок? Дети- Да, но только надо дождаться весны, чтоб было тепло, тогда можно посадить нашу рассаду в землю на участке.

Шарик- Ой, ребята, а я забыл как надо правильно сажать семена. Дети напоминают последовательность посадки семян — сначала насыпаем землю в стаканчик, потом палочкой делаем дырочку, неглубоко (на палочке есть деление), затем кладем одно семечко и аккуратно присыпаем его землей при помощи маленькой ложечки, потом аккуратно поливаем водой и ставим на окно. Шарик- А зачем надо ставить на окно? Дети- Чтоб солнышко согрело семена, и они быстрее взошли. Шарик- Ну давайте же скорее посадим семена.

Дети начинают работу. Когда семена посажены, проводится анализ выполненной работы. Дети сами оценивают свой труд.

Шарик- Ой, спасибо вам большое ребята, я рад, что есть такие помощники хорошие, весной мы снова встретимся, чтоб высадить нашу рассаду на участок. До свидания. Дети убирают свои рабочие места и садятся рисовать рисунки «Как я посадил семечко». Затем все вместе создают книгу- наблюдений «Как семечко растет»

Статья размещена в авторской редакции

Формирование у детей положительного отношения к природе.

Формировать знания и развивать умения у детей по уходу за объектами природы.

Правила безопасности для детей на природе, в городе, при пожаре. Обучающий мультфильм.

Воспитывать в детях мотив общественно значимого труда.

Совершенствовать трудовые навыки и умения детей.

Материалы к занятию: клеенка, фартуки, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, палочка, лейка с водой, коробка или ведро с землей, совочки, баночки с черенками в воде на каждого ребенка, у воспитателя несколько комнатных растений (Герань), от которых берут черенки.

Ход занятия

Вводная беседа с детьми о комнатных растениях. • Какие растения вы знаете в уголке природы? (Дети называют несколько растений.) • Почему они называются комнатными? (Это растения, которые в нашей местности не растут в открытом грунте круглогодично, т.к. они не переносят холодных зим.) Сюрпризный момент: Слышен стук в дверь, входи почтальон, приносит красивую коробку. Воспитатель объясняет, что чтобы узнать, что лежит в коробке и её открыть, надо отгадать загадку: Загадка. Круглые листочки, Пышные цветочки Даже очень хороши – Так решили малыши. На окне в такую рань Распустилася … (герань).

Воспитатель: Каждый цветок прекрасен по-своему. Герань — символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Не зря еще герань называют «бабушкин цветок». «Бабушкин» — значит родной, привычный, домашний… Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт.

Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию). Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. На листочках как будто нарисованы бурые, коричневатые круги. Цветки растут «букетиком» — соцветием.

Посадка черенка. Воспитатель: Ребята, а кто хочет посадить черенок герани, чтобы потом подарить такое красивое растение маме? (Дети высказываются.) Как сажать черенки? (Показ воспитателя.)

Сделать ямку палочкой, воткнуть в землю и прокрутить.

Поместить черенок в углубление в земле.

Землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю.

Посаженный черенок польём.

Самостоятельная трудовая деятельность. Посадка детьми черенков. Дети считают количество листьев и запоминают. Когда появится новый лист, черенок прижился, растет. Поливают растение.

Итог занятия: Разговор с детьми об уходе за растениями. Напомнить о том, что эти растения ребята принесут в подарок маме.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пространственно-временной ресурс: 25-30 минут, группа.

Цель: Воспитание интереса к уходу за комнатными растениями, желания трудиться сообща в группе.

Задачи:

Развивающие:

· Стимулировать:

— желание узнавать больше о комнатных растениях;

— проявление инициативности и самостоятельности в планировании и реализации совместной трудовой деятельности.

· Развивать активность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

· Воспитыватьготовность работать в группе, налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности;

· Укреплять интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к труду.

· Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними, уточнить представления детей об уходе за комнатными растениями;

· Формировать умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи между особенностями комнатного растения и ухода за ним;

· Формировать у детей обобщённые способы действия, умение самостоятельно находить способы решения задач по уходу за растениями, переносить приобретенные умения в новые условия.

Оборудование и материалы:комнатные растения, тазы с водой, клеенка для столов, фартуки для детей, щетки для столов, тряпочки, палочки для рыхления, кисточки клеевые, бейджи для детей, магнитная доска, карточки-схемы по уходу за растениями, картинки с изображением деревьев и комнатных растений, пустыни, гор, леса.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной трудовой деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:

· интереса к деятельности;

· самостоятельности;

· активностив выполнении деятельности;

· инициативности в общении со сверстниками и взрослым;

· владению конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

· способности планировать и согласовывать свои действия;

· представлениям о причинах разного подхода к уходу за растениями.

Выделяют особенности цветов, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями цветка и ухода за ним.

Готовят самостоятельно рабочее место, договариваются. Задают уточняющие вопросы воспитателю.

Отвечают на вопросы, выполняют действия, стараясь не повредить растение.

Дети умеют договариваться, распределять действия, договариваться, избегая конфликтов.

Умеют организовать рабочее место.

Дети правильно ухаживают за растением.

ТЕМА 21

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЗАДАНИЕ 34

Используя разные информационные источники, дайте определения понятиям: «Гендер», «Гендерное воспитание».

Определите цель гендерного подхода в педагогике.

Выделите сущность гендерного подхода в организации трудовой деятельности дошкольников, заполните таблицу:

Виды и формы организации трудовой деятельности мальчики девочки
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
Поручения
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
ТРУД В ПРИРОДЕ
Поручения
Дежурства
Коллективный труд
РУЧНОЙ ТРУД
Поручения
Коллективный труд

ЗАДАНИЕ 35***

Разработайте рекомендации для родителей по организации детского труда в зависимости от пола ребенка.

Оформите буклет «В семье растет мальчик (девочка)».

ТЕМА 22

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

Для методического сопровождения формирования трудовых навыков детейможновыделить следующие приоритетные векторы:

1. Нормативно-правое сопровождение деятельности воспитателя по формированию трудовых навыков детей дошкольного возраста:

2. Педагогическая диагностика;

3. Внедрение новых подходов, форм и технологий;

4. Анализ педагогических средств, поиск и моделирование новых для обеспечения пространства образовательных возможностей ребенка;

5. Консультативное сопровождение семьи;

6. Мероприятия проектного и исследовательского характера;

7. Конкурсы и олимпиады для дошкольников.

ЗАДАНИЕ 36***

ТЕМА 23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАДАНИЕ 37

Дайте определение и раскройте виды игровых образовательных ситуаций:

— ИОС с игрушками-аналогами;

-ИОС с литературными персонажами;

-ИОС типа путешествий.

ЗАДАНИЕ 38***

Составьте сценарий использования ИОС в организации совместной трудовой деятельности в соответствии со структурой, предложенной в технологии деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:

1. Введение в игровую ситуацию;

2. Актуализация знаний и опыта;

3. Затруднение в игровой ситуации;

4. Открытие детьми нового знания (способа действий);

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний;

6. Осмысление (итог).

Рекомендованные источники:

1. М. В. Крулехт, А. А. Крулехт. Образовательная область «Труд», СПб -Детство-Пресс, 2012;

2. https://www.sch2000.ru/ — «Воспитателям. Методическая копилка».

ТЕМА 24

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП

ЗАДАНИЕ 39***

Соотнесите выбор с требованиями ФГОС ДО (пункт 3.3).

Заполните таблицы:

Таблица 1

Центр (уголок) в группе Назначение Возможная трудовая деятельность

Таблица 2

Виды труда Перечень оборудования Место расположения или хранения в группе

ТЕМА 25

СТРУКТУРА, ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА

ЗАДАНИЕ 40***

Разработайте электронный аннотированный сборник для детей о труде:

ПРИМЕЧАНИЕ:

Обратите внимание, что к сборнику необходимо разработать аннотацию — короткий пересказ пособия.

Аннотация обозначает перспективу практического применения материала данного пособия на практике в работе с детьми. Сделав в аннотации ссылку на современные технологии, методические рекомендации и пособия Вы повысите интерес к своей работе. Напишите о том, кому данный материал предназначен и как может быть использован.

Требования к пособию:

Весь материал оформляется в едином стиле:

шрифт — TimesNewRoman, текст не должен быть большим по объему, лаконичным по содержанию, оформлен в виде схем/таблиц. Если в тексте используются цвета, то не более 3, сочетающихся с дизайном презентации или страницы.

ТЕМА 26

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Подготовьте презентацию своего электронногоаннотированного сборника для детей о труде (задание 40).

ЗАДАНИЕ 41***

Составьте конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Требования к презентации:

1. *Первый слайд презентации должен быть оформлен как титульный лист сборника: наименование ОУ, творческое название, сведения об авторе (Ф.И., группа, шифр и название специальности);

*Второй слайд – аннотация к сборнику;

*Третий слайд — гиперссылки на разделы.

2. Разделы сборника должны быть озаглавлены и иметь перечень содержания;

3. Презентацию необходимо выполнить в едином оформлении (см. задание 41 – «Требования к пособию»);

4. Представление сборника – не более 7 минут;

5. Конспект совместной трудовой деятельности с детьми с использованием материалов сборника сдается в напечатанном виде.

ТЕМА 27

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Диагностика(от греч.«диа»

– прозрачный и
«гнозис»
– знание) — общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе»

ЗАДАНИЕ 42

1. Изучите пункт 3.2.3. ФГОС ДО.

2. Дайте определение понятию «Педагогическая диагностика».

ЗАДАНИЕ 43

1. Сформулируйте цель педагогической диагностики, определите критерии для определения уровня сформированности трудовых умений детей дошкольного возраста с учетом требования образовательной программы.

2. Заполните таблицу:

Труд детей на воздухе

Посильный труд детей на воздухе

Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

В.А. Сухомлинский.

Труд дошкольников в природе имеет свою специфику:

Конечная цель

отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Например, чтобы вырастить овощи, ягоды, цветы и т. п. результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде (сделал какую-то игрушку — можешь играть).

Предполагает участие и помощь взрослого.

Содержание труда детей в природе в каждой возрастной группе.

Детей младшего дошкольног

о возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.

В средней группе

дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы (при вскапывание очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). При этом у детей воспитывают настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т. д.).

Старших дошкольников (5—7 лет)

необходимо приучать работать во все времена года:

Осенью на своем участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы, в перекопке гряд и клумб, в посадке деревьев и кустарников.

Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц.

Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай — летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой.

Организация труда дошкольников.

Детский труд следует дозировать.

Длительность трудового процесса зависит от характера труда, возраста и возможностей ребенка. Например, при посеве семян учитывается величина посадочного материала и техника посева, в прополке требуется от детей сосредоточенность, большое внимание.

Источник: smartdeti.ru

Организация трудовой деятельности в природе в условиях разновозрастной группы. — презентация

Презентация на тему: » Организация трудовой деятельности в природе в условиях разновозрастной группы.» — Транскрипт:

1 Организация трудовой деятельности в природе в условиях разновозрастной группы

2 Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребёнку- дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе

3 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста начинается с уголка природы в группе

4 Опрыскивание Протирание листьев Рыхление почвы Где дети осваивают разные способы ухода за комнатными растениями

5 Стеклянный город позволяет наблюдать за развитием и ростом растений

6 Работая на участке: в огороде, цветнике- дети знакомятся с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их развития, овладевают целым рядом практических навыков. Совместная, дружная и результативная работа способствует развитию у детей умения работать в коллективе, воспитывает чувство ответственности за общее дело, доставляет детям много удовольствия и радости.

7 На территории детского сада имеется: огород цветник ягодник

8 Для работы на огороде и в цветнике приобретен необходимый инвентарь, соответствующий возрасту детей Лопаты, лейки, ведра грабли Садовый инвентарь тачки

9 Распланирован детский огород, где дети выполняют трудовые действия в соответствии с возрастом. Подготавливают почву Делают бороздки Поливают Садят семена Разравнивают почву

10 В огороде дети выращивают Свеклу Горох Бобы

11 Осенью дети участвуют в уборке урожая: дети старшего возраста выполняют более трудоемкую работу Убирают капусту Свеклу Увозят урожай к хранилищу

12 Дети младшего возраста Носят овощи Нагружают в тачки Трудятся совместно со взрослыми

13 Посев семян цветов и уход за ними в основном осуществляют старшие дошкольники

14 Девочки старшего возраста участвуют в составлении букетов для выставки, которая ежегодно проходит в ДК «Прометей»

15 Осенью дети собирают семена цветов Малыши совместно с воспитателем Старшие самостоятельно

16 Дети принимают участие в уборке участка детского сада, выполняя посильную работу Весной сгребают мусор Зимой принимают участие в строительстве горки

17 Дети наблюдают за работой родителей на огороде детского сада во время субботников

18 Положительное отношение к труду людей, к «рукотворному миру», ознакомление с экзотическими растениями дети получают через экскурсии в теплицу ОАО «Южуралзолото Группа Компаний» Ознакомление с природой родного села, позволяет воспитывать у детей бережное отношение к окружающему нас миру, охранять и приумножать природные богатства

19 Спасибо за внимание

Источник: www.myshared.ru

Труд как метод ознакомления с природой

В последнее время в связи с нарастающим глобальным экологическим кризисом стал более значимым и актуальным вопрос экологического образования детей. В дошкольных учреждениях активизировалась работа по формированию у детей начал экологической культуры. Экологическое образование является частью общего образования. Это важное средство всестороннего развития ребёнка и формирования его нравственных чувств. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу; сформировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, навыки ухода за животными и растениями – важная задача и долг педагогов и родителей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Введение.

В последнее время в связи с нарастающим глобальным экологическим кризисом стал более значимым и актуальным вопрос экологического образования детей. В дошкольных учреждениях активизировалась работа по формированию у детей начал экологической культуры. Экологическое образование является частью общего образования. Это важное средство всестороннего развития ребёнка и формирования его нравственных чувств. Ввести ребёнка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу; сформировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам, навыки ухода за животными и растениями – важная задача и долг педагогов и родителей.

Наиболее благоприятные условия для активного формирования и проявления качеств личности представляет труд в целом и особенно труд в природе. Он должен приносить каждому человеку, и взрослому, и ребёнку моральное удовольствие.

Начиная с дошкольного возраста, каждый ребёнок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определённое воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

1.Значение детского труда в природе невозможно переоценить. Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней, уважение к труду взрослых. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней, умение доводить начатую работу до конца. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листьев и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояниях объектов природы. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения), о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. Любить природу ― это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развиваются интеллектуальные умения: планировать работу, самостоятельно подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда, оценивать результаты. Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело. Работая на участке (в огороде, цветнике, ягоднике), а также в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с сельскохозяйственным инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка, стимулирует действие разных органов. В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, результаты работы – эстетическое наслаждение, а это — основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться, устойчивого интереса к труду.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что труд детей в природе содействует их развитию и всестороннему воспитанию: умственному, трудовому, физическому, эстетическому и патриотическому.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей. Труд в природе имеет свою специфику. Это единственный вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.

Конечная цель― вырастить овощи, ягоды, цветы, и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде, например, сделал ребёнок игрушку ― может играть. Цель труда по выращиванию овощей, ягод, цветов отдалена во времени и имеет отсроченный результат: посеяли семена, через какое-то время появились всходы, ещё позже плоды.

Эта особенность требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы, помогает воспитывать выдержку, терпение. Дошкольник в процессе труда испытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых.

Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Например, вырастив овощи на грядках и собрав урожай, старшие дошкольники могут угостить ими малышей. Труд в природе увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества. Труд в природе отличается от других видов труда детей тем, что дети имеют дело с живыми объектами (растениями и животными), а значит, приучаются ответственно относиться к этому труду. Дети понимают, что от их действий зависит на сколько хорошо будут чувствовать себя обитатели природного уголка, какие условия будут созданы для их жизни и роста.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно — бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно — бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд — развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой и т. д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

Для определения содержания труда детей в природе я использовала действующую Программу воспитания и обучения детей в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Младшая группа.

Продолжать формировать у детей умение обслуживать себя. Приучать к опрятности. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончанию игр расставлять игровой материал по местам. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы(без хлеба) и салфетницы.

В помещении и на участке наблюдать как взрослый ухаживает за растениями и животными.

Средняя группа.

Продолжать учить детей поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки. Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и в цветнике. Помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

Старшая группа.

Учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Приучать выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д. Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде. Зимой учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных.

Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады. Летом к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Подготовительная группа.

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность,бережное отношение к окружающей природе. Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы. Продолжать усовершенствовать свой опыт по труду в природе. Полученный из предыдущих групп. Приучать детей делиться своими впечатлениями, оценивать результаты своего труда.

Для того чтобы создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе в уголке природы по уходу за растениями и животными, в огороде и цветнике по уходу за посадками, воспитать любовь к труду и родной природе, необходимо правильно и эффективно организовать труд детей. Великий русский педагог А. С. Макаренко уделял этому вопросу огромное внимание и говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно — два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

Источник: www.referat911.ru

Оцените статью
Добавить комментарий