Бухгалтерский баланс представляет собой основной документ в работе каждого предприятия. Для правильного составления, ответственный сотрудник должен представлять схему построения бухгалтерского баланса. Далее подробно рассмотрим схему и содержание бухгалтерского баланса.
Что такое бухгалтерский баланс
«Bi» и «lanx» в переводе означают «дважды» и «чаша весов». В общем значении термин бух.баланса означает символ равенства – «двучашие». В бух.учете он представляет собой равенство результата по аналитическим и синтетическим счетам. Также это документ, в котором отражаются итоги работы предприятия за финансовый год.
На основании данных содержащихся в документе каждый контрагент сможет оценить финансовое состояние организации и его ликвидность на рынке. На основании чего главный бухгалтер должен четко знать схемы построения бухгалтерского баланса.
Принципы построения
Для более четкого представления схем по теме баланс бухгалтерский необходимо понять в каком разрезе имеет место рассмотрение баланса организации.
- Горизонтальный – отношения между учетными объектами, расположенными в бух.балансе, т.е. отдельной статье сопоставляется сальдо группы счетов или одного счета;
- Вертикальный – разделение на Актив и Пассив, средства предприятия и источники финансирования соответственно (рассмотрим далее более подробно).
При формировании документа необходимо учесть следующие принципы построения:
- Предприятие должно быть действующим — ликвидация не планируется, срок работы не ограничен;
- Денежный эквивалент – все показатели приведены в едином денежном выражении, объединяющие воедино все бух.показатели;
- Себестоимость-введение активов по закупочным ценам или первоначальным, а не по настоящим рыночным ценам;
- Обособленное подразделение – формируется по единоличному предприятию, а не по отдельно взятым учредителям, кредиторам и проч.;
- Двойственность — равенство левой стороны-Активов правой стороне-Пассивам.
Основные определения
Изучение схемы бухгалтерского баланса следует начать с расшифровки главных определений.
Основные из них:
- Балансовая статья (основной элемент) – соответствующие показатели на конец или начало года, связанные с определенным имуществом (активы организации) или источником формирования (пассивы организации – капитал);
- Актив– совокупность имущества предприятия и прав на него;
- Пассив– источники формирования, состоящие из собственного и заемного капитала, т.е. сколько средств было вложено в деятельность организации, и кто при этом был задействован.
Как было сказано выше, каждому балансу присущ принцип двойственности.
Формула выглядит следующим образом: Активы=Капитал+Обязательства.
Итоги по Активу и Пассиву получили название валюта баланса.
Совет: для проверки, основываясь на принципе двойственности: количество активов не должно превышать источники его формирования.
Экономисты специально разделили ресурсы, находящиеся в собственности организации и денежные средства предприятия с заемными на 2 части. Это позволяет всем желающим оценить состояния предприятия.
Цель разделения баланса по статьям
Разделение по статьям преследуют определенные цели.
- Оценка кредитоспособности и платежеспособности организации, т.е. способность в полном объеме и в срок рассчитываться по своим обязательствам;
- Всеобъемлющая характеристика работы организации за отчетный период – фиксация основных показателей на начало и конец отчетного периода;
Внимание: в схеме бухгалтерского баланса показатели расположены в порядке возрастания ликвидности;
- Оценка деятельности предприятия, которая позволяет принять решение на какую статью следует обратить внимание и снизить или увеличить;
- Прогнозирование периода обращения средств в денежные средства и срок погашения краткосрочных и долгосрочных обязательств.
Схема бухгалтерского баланса
В зависимости от стадии оборота имущества все показатели работы предприятия подразделяются на Внеоборотные активы, Оборотные активы. Источники финансирования классифицируются на Собственный и Заемный капитал.
Рассмотрим левую сторону документа – Активы:
I «Внеоборотные активы»:
- Немат.активы;
- Основные средства – оборудования, здания, машины, сооружения;
- Незавершенное производство;
- Долгосрочные фин.вложения.
II «Оборотные активы» — в разделе собраны все текущие активы предприятия (денежные средства, запасы). Наиболее ликвидные активы расположены в конце раздела. Так, самыми ликвидными являются денежные средства предприятия.
Рассмотрим правую сторону– Пассивы.
III «Капитал и резервы» — совокупность обязательств перед учредителями предприятия. Они составляют практически неизменную часть на протяжении всей работы предприятия. Подразделяется на уставной капитал, добавочный капитал, собственные акции и нераспределенная прибыль.
Задолженность перед сторонними организациями отражена в разделах IV «Долгосрочные обязательства» и V «Краткосрочные обязательства», в зависимости от времени кредита – свыше 1 года и до 1 года соответственно.
Аналогично тому, как Активы предприятия располагаются по степени ликвидности, Пассивы расположены по степени срочности возврата задолженности.
Рассмотрев строение, мы видим, что баланс представляет 2 ряда чисел, сумма которых должна быть равна друг друга – исходя из принципа двойственности.
Каждый бух.баланс представляет собой совокупность имущества (мат.ценности предприятия) и прав на эти статьи и параллельно капитал, который образовался за счет учредителей или кредиторов (банки, инвесторы). Документ отражает общее финансовое состояние предприятие, где каждая статья имеет денежную оценку в валюте РФ.
Построение схемы бухгалтерского баланса
Совет: в начале для построения баланса нужно создать основу для него – бал.таблицу.
Как было сказано ранее, слева заполняются строки по имуществу предприятия, справа по источникам его формирования.
В Актив, в широком смысле, содержится будущий финансовый потенциал организации, который с разной степенью ликвидности будет перемещен в прямом или переносном смысле в денежные средства.
Условия занесения средств в Актив:
- Экономическая обоснованность в будущем;
- Собственность предприятия, которая может быть конвертируема в денежные средства;
- Результат финансовых сделок объекта.
В данный раздел включается имущество и права на него (право обладания ценной бумагой, авторское право).
Правильный анализ актива или инвентаризация в конце отчетного периода позволяет рассчитать сумму чистых активов, определить часть активов, которая способна покрыть кредиторскую задолженность.
Собственный капитал -2 элемент бух.баланса. В данную группу входят взносы в уставной капитал предприятия, резервный фонд, добавочный капитал и нераспределённая прибыль. Таким образом, собственный капитал формируется за счет взносов учредителей и за счет результатов своей деятельности.
«Обязательства» — третий элемент бух.баланса, также получил название заемный капитал. Они представляют собой задолженность предприятия перед третьими лицами на конкретную дату, которые в свою очередь уменьшат эконом.выгоду предприятия. В их число входят обязательства по ценным бумагам, долгосрочные и краткосрочные кредиты, задолженность перед сотрудниками по оплате труда и т.д.
Что означает грамотное построение:
- Всеобъемлющий процесс охвата всей информации по хозяйственной жизни предприятия;
- Правильное разграничение между хозяйственной деятельностью организации;
- Определение связи между этой хозяйственной деятельностью на основании бух.счетов, что позволит произвести оценку движения денежных средств.
Подведем итоги. Схемой бухгалтерского баланса все контрагенты, заинтересованные в работе предприятия смогут оценить ее платежеспособность и финансовые показатели. Документ разделен на 2 части. В левой представлено имущество предприятия и права на их пользование, в правой-источники формирования, которые включают в себя собственный капитал и обязательства организации перед третьими лицами. Статьи актива располагаются по степени ликвидности. Статьи пассива располагаются по степени срочности возврата задолженности.