В соответствии с обращением о проблемных вопросах функционирования сервиса единой системы межведомственного электронного взаимодействия «Упрощенная идентификация пользователей (УПРИД) в ЕСИА» сообщаем следующее.
Владельцем указанного сервиса, соответствующего вида сведений в СМЭВ и оператором инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме , является Минцифры России.
Далее — «инфраструктура взаимодействия».
Взаимодействие оператора инфраструктуры взаимодействия, уполномоченных лиц и участников информационного взаимодействия осуществляется посредством направления запросов посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» на предоставление консультации, оказание технической поддержки, сообщение об ошибках и сбоях в работе информационных систем, плановых и профилактических работах, оказывающих влияние на функционирование информационных систем.
Получение доступа к виду сведений СМЭВ
Далее — «Ситуационный центр».
В этой связи при наличии сбоев в работе УПРИД полагаем целесообразным направлять соответствующие запросы в Ситуационный центр.
Одновременно информируем, что исходя из положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» возможность получения сведений из информационных систем органов государственной власти при проведении упрощенной идентификации посредством УПРИД не предусмотрена.
Далее — «Федеральный закон N 115-ФЗ».
Пунктом 2(1) Перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2012 N 1471-р, МВД России определено в качестве федерального органа исполнительной власти, участвующего в обмене с организациями сведениями о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества, серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента — физического лица, в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.
Предоставление указанных сведений посредством СМЭВ может осуществляться с использованием электронного сервиса МВД России «Сервисный концентратор», а также видов сведений МВД России «Проверка действительности Паспорта Гражданина РФ по серии и номеру», «Сведения о действительности паспорта гражданина Российской Федерации, предъявляемого на определенное имя».
Рассмотрение запросов на предоставление доступа к электронным сервисам и видам сведений СМЭВ осуществляется в установленном порядке при наличии правовых оснований.
Документооборот. СМЭВ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 г. N 839 «О федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и внесении изменений в Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия», приказом Минкомсвязи России от 16 августа 2017 г. N 422 «О порядке функционирования и подключения к федеральной государственной информационной системе «Федеральный ситуационный центр электронного правительства» и признании утратившим силу приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 184″ и Регламентом обеспечения предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде.
Начальник Управления
внешнего электронного взаимодействия
и контроля качества предоставления
государственных услуг
М.И.СМЕТАНИН
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Источник: rulaws.ru
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) описание и функции системы. Информационные технологии
Информационная система, заключающая в себе информационные базы данных, в которых хранятся сведения о программных и технических средствах, применяемых организациями, и которые позволяют пользоваться электронными сервисами, электронными сообщениями при обеспечении муниципальными и госуслугами, а также гарантирующая взаимодействие между электронными информационными системами организаций, которые применяются при предоставлении гос- и муниципальных услуг в форме цифрового документооборота, называется система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Цель разработки системы
Система межведомственного электронного взаимодействия ратифицирована постановлением Правительства РФ от 8.09.2010 за номером 697. В нем прописаны первостепенные правила создания, а также работоспособности системы взаимодействия и передачи информации, которая будет осуществляться с ее использованием между информационными системами госорганов исполнительной власти субъектов страны, федеральных органов исполнительной власти, внебюджетных фондов с господдержкой, муниципальных и госучреждений, МФЦ и прочих органов с целью обеспечения услугами (государственных и муниципальных), а также исполнения функций на муниципальном и государственном уровнях в виде электронного документооборота.
При выполнении муниципальных и государственных функций в системе электронного документооборота и оказании публичных услуг должно быть гарантировано технологическое и информационное взаимодействие всех подключенных органов и организаций. Опираясь на эту цель, была разработана единая система межведомственного электронного взаимодействия. Это полноценная государственная система информации на федеральной основе.
Описание системы
Основное назначение СМЭВ решать круг определенных задач. Как то:
— беспрепятственное осуществление муниципальных и госфункций с помощью электронного документооборота,
— оказание услуг на уровне государства и муниципалитета в электронной форме, включая с использование многоцелевой электронной пластиковой карты и государственной (на федеральной основе) информационной базе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»,
— гарантия при условии электронного документооборота информационного согласования при оказании услуг или функций на муниципальной и/или государственной основе.
Технологическое взаимодействие
Технологически согласовать взаимодействие системы можно, применив электронные сервисы, которые должны быть выстроены по общеустановленным стандартам с задействованием единых технологических приемов и решений, единым классификаторам и описаниями состава баз данных.
Функции системы
Существенными признаны следующие:
— гарантировать обмен запросами, сведениями и документами, необходимыми для выполнения муниципальных и госуслуг, заявленными через единый портал, органов и/или организаций, присоединенных к системе электронного взаимодействия и которым вменено в обязанность обеспечивать граждан запрашиваемыми услугами;
— гарантировать обмен документами в электронном формате между организациями и/или органами, присоединенными к СМЭВ для выполнения услуг или функций на муниципальной и государственной основе;
— гарантировать обмен запросами, сведениями и документами через единый портал, которые уже прошли обработку в информационных системах и базах организаций и органов, а также информации о стадии реализации запроса для исполнения услуги от муниципалитета или государства.
Для осуществления этих функций система межведомственного электронного взаимодействия обязана добиться обеспечения:
— беспрепятственного доступа к электронным базам и сервисам, подсоединенных к СМЭВ информационных систем,
— фиксации, пересылки и обработки цифровых документов в границах взаимодействия организаций и органов с регистрацией времени оформления заявки, целостности и достоверности документов, а также доказательства их авторства и отслеживанием истории движения запроса при обеспечении государственными и/или муниципальными услугами, и/или реализации муниципальных и государственных функций в форме цифрового документооборота,
— возможности присоединения к действующим централизованным базам данных и/или единых классификаторов, входящих в систему,
— защиты находящейся в системе информации от хакерских атак и нелегального доступа, а также ее блокировки или подтасовки с момента поступления цифровых документов до передачи их к другим информационным системам,
— безопасности цифровой документации, хранящейся в реестрах информационных серверов организаций и органов, подключенных к СМЭВ и оценки эффективности, охваченных реестрами электронных сервисов.
Цифровые сообщения и документы, заключающие в себе государственную тайну, к обработке и хранению в системе запрещены.
Составляющие системы электронного взаимодействия
Для эффективной работы СМЭВ к ней должны подсоединиться:
— информационные системы федерального подчинения, которые полезны при обеспечении государственными услугами и исполнениями государственных функций исполнительной властью федерального подчинения и внебюджетными фондами,
— система межведомственного электронного взаимодействия регионального подчинения, которая была выстроена в субъектах страны, с целью гарантировать обеспечения госуслугами в электронной форме и исполнять государственную функцию исполнительной властью регионов РФ, а также обеспечения услугами на муниципальном уровне и исполнения функций руководством муниципального образования,
— информационные системы некоторых органов и/или организаций, участие коих обязательно при исполнении публичных услуг и функций на государственном или муниципальном уровне на договорной основе с провайдером системы или органами и организациями, участниками системы.
Деятельность органов государственного, регионального и/или городского уровня предоставляя публичные услуги должна быть сосредоточена на обеспечении неделимости функционирования системы электронного взаимодействия.
Единая система межведомственного электронного взаимодействия и присоединенные к ней информационные системы выполняют свои функции на бесплатной основе.
Электронное правительство и СМЭВ
Процесс построения электронного правительства значительно продвинулся с появлением системы межведомственного электронного взаимодействия. До ее появления работа не ладилась из-за различных технологий, создаваемых организациями или органами информационных систем. Естественно, что в этих условиях обмен информацией был практически невозможен.
Сегодня же система межведомственного электронного взаимодействия позволяет беспрепятственно, а зачастую автоматически обмениваться информацией между органами и организациями, подключенными к этой системе.
Благодаря электронному взаимодействию электронное правительство дает возможность:
— снизить (если не исключить) влияние географического положения гражданина,
— увеличить политическую активность граждан,
— включить граждан в процесс получения услуги от государства или муниципалитета самостоятельно, используя электронные сервисы,
— быстрее оказывать муниципальные или государственные услуги населению и/иди бизнесу.
Главное, чего добивается электронное правительство – возможность оформлять документы дома не отходя от компьютера. А это повлечет за собой снижение бумажной волокиты и бюрократических препон.
Росреестр и система электронного взаимодействия
Федеральная служба госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр) оказывает услуги по предоставлению информации по системе СМЭВ. Росреестр участвует в обмене информацией в электронном виде между муниципальными, региональными и центральными органами власти. Это позволяет освободить граждан, обращающихся за услугами, сбора нужных документов самостоятельно.
Росреестр, согласно федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ, оказывает услуги прямого доступа к своим информационным системам. Эти электронные сервисы дают возможность некоторым кредитным организациям и девелоперам оформлять заявки на услуги Росреестра в электронном виде.
Крупным потребителем электронного сервиса службы является Сбербанк, который тоже подключен к системе МЭВ. Благодаря этому клиенты банка, приобретающие жилье в ипотеку, регистрируют его не выходя из дома.
Единый электронный сервис
Состоит он из технических и программных средств, которые обеспечивают единый способ электронного документооборота через информационные системы организаций и органов при обмене информацией для оказания муниципальных и государственных услуг населению посредством технологии электронных очередей, не требующей прямого взаимодействия и работающей в асинхронном режиме.
Органы и организации, получающие информацию через электронные сервисы, инициируют запрос, СМЭВ через оператора системы выдает необходимую информацию.
Технические особенности
Система электронного согласования является сетью защищенных каналов связи, которые расположены между узлами, которые, в свою очередь, находятся в центрах обработки баз данных Ростелекома. Узел системы (каждый в отдельности) – это шина на базе Oracle Enterprise Service Bus. Каждый участник системы МЭВ является одновременно потребителем и поставщиком информации:
— каждый поставщик, подключенный к СМЭВ, создает электронный сервис, с целью обработки поступающих запросов и выдачи сведений,
— каждый потребитель создает собственный адаптер, способный безошибочно запрашивать информацию и получать ответ.
Оператор СМЭВ
Оператором системы является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. А за строительство инфраструктуры, как и за технические подробности, отвечает «Ростелеком».
Взаимодействие информационных систем происходит через электронные сервисы, которые реализованы в виде веб-сервисов. Электронные сообщения передаются посредством протокола SOAP поверх HTTP. Электронные подписи передаются в стандартах XMLDsig и PKCS #7. Электронные документы ходят в системе в формате PDF/A, а реквизиты размещаются в XML-файле.
Правила разработки и форматы, применяемые в системе, регламентируются нормативными актами Министерства связи РФ.
Заявителю на заметку
Заявитель, обращаясь в СМЭВ должен знать, что органы, оказывающие государственные и муниципальные услуги не имеют права требовать:
— предоставлять информацию, документы или осуществить действие, не предусмотренное законодательством РФ, регулирующем отношения, возникающие при обращении за муниципальной или госуслугой;
— предоставлять информацию и/или документы, которые находятся в информационных базах органов, осуществляющих муниципальные или госуслуги;
— обращаться в иные муниципальные или государственные органы для получения каких-либо муниципальных или госуслуг, за некоторым исключением, регламентируемым Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ.
Источник: fb.ru
- Главная
- Направления
- Документы
- Новости
- Блоги
- Глоссарий
- Форум
- Главная /
- Направления административной реформы . /
- Межведомственное взаимодействие при предоставлении .
Принятие Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», одним из пунктов которого является утвержденное положение о единой системе электронного межведомственного взаимодействия, ввело в обиход понятие СМЭВ, а также требования, которые предъявляются к данной системе и форме установления взаимодействия между органами исполнительной власти и организациями, исполняющими общественно-значимые функции. Выход в свет Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -210-ФЗ) обозначил дополнительные требования, установив более подробное регламентирование процедур межведомственного обмена информацией и документами.
Коротко о СМЭВ
Система электронного межведомственного взаимодействия (СМЭВ) представляет собой информационную систему, включающую информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через СМЭВ к электронным сервисам, сведения об истории движения в СМЭВ электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций, используемых при предоставлении в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Целью создания СМЭВ является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
— обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
— обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
— обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Проблемы межведомственного взаимодействия при предоставлении услуг в электронном виде
Требованиями 210-ФЗ закреплён срок — 1 июля 2012 года, с наступлением которого органы государственной власти и органы местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям не вправе требовать от заявителя предоставление документов личного хранения, которые или сведения о которых могут быть получены по каналам межведомственного взаимодействия с использованием сервисов, предоставляемых СМЭВ.
Однако, к этому моменту проект по созданию и внедрению СМЭВ на территории всей РФ не был завершён, потому как органы и ведомства столкнулись с рядом проблем, как объективных, зависящих от ряда существенных обстоятельств , так и субъективных.
Полагается, что межведомственное взаимодействие должно не только упростить государственные процедуры для заявителей, сократив длительность и количество их обращений в государственные и муниципальные органы, но и эффективно сказаться на работе государственных регистраторов, помогая в кратчайшие сроки получать документы, ответы на вопросы для решения конкретного регистрационного дела, исключив лишние звонки, дополнительное общение с заявителем, результатом чего явилась бы государственная регистрация заявленных прав и удовлетворение заявителя от полученной государственной услуги.
Но, тем не менее, и по настоящее время процесс организации межведомственного взаимодействия всё ещё находится на промежуточном этапе своего развития. Отметим, что система СМЭВ, которая должна объединить в единое целое всех участников процесса оказания государственных и муниципальных услуг, еще несовершенна.
В числе причин, по которым государственным регистраторам невозможно в полной мере работать с использованием электронных сервисов присутствуют технические проблемы, среди которых:
— разрозненность и несовершенство информационных ресурсов региональных и муниципальных систем взаимодействия, либо их полное отсутствие. Данная проблема характеризуется тем, что если таковые системы отсутствуют, то работа ведётся в примитивной форме: в таблицах Excel, а то и вовсе в бумажной картотеке, и даже при наличии информационной системы зачастую она не соответствует необходимым требованиям.
— отсутствие единой запросно-ответной системы, внедрённой на всей территории РФ, в каждом органе исполнительной власти и организации, задействованной в предоставлении услуг населению. Попытки создать такую систему предпринимались. Это, к примеру, разработка и ввод в опытную эксплуатацию типового решения, предложенного интеграторами ОАО «Ростелеком», СИР Лайт, однако система так и не была принята в промышленную эксплуатацию;
— отсутствие защищённых каналов связи между задействованными во взаимодействии сторонами. Нормы Федерального закона от 27 июля 2006г. №152-ФЗ «О персональных данных» предъявляют жёсткие требования к соблюдению конфиденциальности персональных данных, поэтому успешность реализации СМЭВ напрямую связана с возможностью обеспечения зашифрованных каналов связи между ЦОДами, на которых располагаются сервисы СМЭВ, а также (что является гораздо сложным) обеспечение защиты на всём протяжении за пределами контура сети ЦОДов. Как правило, на реализацию столь масштабных мероприятий требуется выделение большого количества средств, которых не всегда хватает;
— нестабильная работа электронных сервисов, дающих корректный ответ.
Однако кроме технических причин затягивания сроков разворачивания полнофункционального СМЭВ не менее остро стоят организационные проблемы, среди которых можно выделить:
— проблемы с нормативно-правовым регулированием на федеральном уровне, несвоевременный выпуск подзаконных актов, постоянные изменения НПА и отсутствие скоординированного плана их выпуска;
— неполнота планов внесения изменений в НПА, отсутствие координации между органами власти при организации исполнения планов;
— предположительная неполнота перечня выявленных получателями информации межведомственных документов, в том числе признание избыточными документов, подлежащих получению по каналам межведомственного взаимодействия (далее — МВ). Данная проблема образовалась из-за низкого качества разработанных административных регламентов по предоставлению услуг (функций) либо их отсутствия (подробнее Распространенные ошибки при разработке административных регламентов необходимых для автоматизации процессов предоставления услуг (исполнения функций));
— отсутствие унифицированных наименований для документов, подлежащих получению по каналам МВ по причине отсутствия унифицированного перечня услуг;
— необходимость тиражирования электронных сервисов по предоставлению сведений от РОИВ и ОМСУ. Потребность в проведении тиражирования присутствует из-за того, что муниципальные услуги в субъектах РФ и стране в целом до сих пор не прошли процедуры стандартизации и унификации, с приведением к единообразию регламентов их предоставления населению. (подробнее Стандартизация, регламентация услуг, Предоставление электронных услуг)
— отсутствие фиксации временных сценариев МВ;
— несоответствие уже разработанных сервисов требованиям актуальных версий методических рекомендаций. В целом частая смена версий методических рекомендаций приводит к постоянной несогласованности между сервисами в СМЭВ от чего страдает работоспособность системы в целом;
— слабая регламентация действий по получению доступа к сервисам федеральных органов власти;
— низкая оперативность реагирования и действий при работе с федеральными органами власти по вопросам тестирования работы сервисов;
— низкая компетентность и недостаточная информированность сотрудников органов власти, предоставляющих услуги. Семинары и разъяснительная работа, проводимые Минэкономразвития России, не решает данную проблему ввиду их недостаточной регулярности.
В связи с наличием вышеперечисленных проблем, на сегодняшний день документы, которые могут быть получены по каналам СМЭВ, зачастую получаются путем отправки бумажных запросов в органы власти или организации, в распоряжении которых находятся необходимые сведения.
Очевидно, что бумажный документооборот в межведомственном взаимодействии неэффективен как в части сроков оказания государственных услуг, так и увеличения нагрузки на специалистов, постоянного роста почтовой корреспонденции.
Для скорейшего внедрения СМЭВ в целях оказания государственных услуг в электронном виде всем сопричастным сторонам необходимо значительно ускорить работу и повысить её качество. Конечно же, задавать тон и координировать ход работ должно Минэкономразвития России при постоянном контроле соответствующих Правительственных комиссий.
30 мая 2013г.
← Назад
- Направления
- Стандартизация, регламентация услуг
- Предоставление электронных услуг
- Межведомственное взаимодействие при предоставлении услуг
- Многофункциональные центры предоставления услуг
- Направления по повышению доступности услуг в различных сферах
- Открытое правительство
- Выдача, выпуск и обслуживание УЭК
- Документы
- Постановление Правительства РФ от 16.05.11 г. № 373 ( с изм. от 25.08.12 г.) 24 апреля 2013г.
- Постановление Правительства РФ от 08.09.10 г. № 697 (с изм. от 28.11.11 г.) 24 апреля 2013г.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.06. 2012 г. № 1123-р (с изм.от 18.12.2012 г.) 29 июня 2012г.
- Федеральный закон от 27.07.10 г. № 210-ФЗ (с изм. от 28.12.2016 г.) 27 июля 2010г.
- Актуализирован Перечень государственных услуг и функций на 10 июля 2014 года
- Новости
- «Почта России» заявила о готовности стать национальным оператором госуслуг 13 июня 2013г.
- Правительственная подкомиссия по внедрению ИТ обсудила работу СМЭВ в субъектах РФ 13 июня 2013г.
- Полностью электронных госуслуг в России фактически нет — МЭР 8 июня 2013г.
- Портал госуслуг подключили к УЭК 28 мая 2013г.
- Минкомсвязь подготовила техзадание на разработку эталонного справочника документов, необходимых для . 24 мая 2013г.
Источник: www.admreforma.ru