Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении работоспособности.
Один из объективных признаков утомления — это снижение производительности труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы. Утомление может возникать при любом виде деятельности. Это связано с изменениями физиологического состояния всего организма, причем определенное значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.
При длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиться переутомление, называемое иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.
Основой для возникновения переутомления служит несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха. Кроме того, развитию переутомления могут способствовать неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.
Утомление и восстановление при спорт деятельности / Fatigue and recovery during sports activities.
Симптомы переутомления — различные нарушения со стороны нервно-психической сферы, например ослабление внимания и памяти. Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли, расстройство сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.
Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям, что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.
Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производстве вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности.
Источник: studref.com
Утомление и переутомление. Причины и профилактика
Утомление – физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности. Нередко как синоним утомления употребляется термин «усталость», хотя это не равнозначные понятия: усталость – субъективное переживание, чувство обычно отражающее утомление, хотя иногда чувство усталости может возникать и без предшествующей нагрузки, т.е. без реального утомления.
Утомление может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением продуктивности интеллектуального труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление проявляется нарушением функций мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).
Как человек реагирует на физическую нагрузку? Адаптация и утомление после тренировки
Сроки возникновения усталости зависят от особенностей труда: значительно скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением ограниченных мышц; менее утомительны ритмичные движения. Важную роль в появлении усталости играет также отношение человека к выполняемому делу. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального объема длительное время не возникает признаков утомления и чувства усталости. Недостаточный по времени отдых или же чрезмерная рабочая нагрузка в течение длительного времени нередко приводят к переутомлению. При переутомлении отмечаются головная боль, рассеянность, снижение памяти, внимания, нарушается сон.
Переутомление — это патологической состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга.
Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке.
В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. При действии сильного раздражителя (стрессора) в организме развивается адаптационный синдром, или стресс, в процессе которого усиливается деятельность передней доли гипофиза и коры надпочечников.
Эти изменения в эндокринной системе во многом определяют развитие адаптационных реакций в организме к интенсивной физической или психологической деятельности. Однако хроническое перенапряжение может привести к истощению коры надпочечников и тем самым к нарушению в организме выработанных ранее адаптационных реакций.
Следует подчеркнуть, что в процессе развития переутомляемости центральная нервная система включает и регулирует стрессорные реакции. В основе же патогенеза переутомляемости лежит нарушение процессов корковой нейродинамики аналогично тому, как это имеет место при неврозах. В состоянии переутомления у человека повышается основной обмен и часто нарушается углеводный обмен.
Нарушение углеводного обмена проявляется в ухудшении всасывания и утилизации глюкозы. Количество сахара в крови в покое уменьшается. Нарушается также течение окислительных процессов в организме. На это может указывать резкое понижение в тканях содержания аскорбиновой кислоты.
Существует два вида утомления: одно возникает при умственной деятельности, другое – при мышечной работе. Однако сегодня, когда на производстве происходит сближение умственного и физического труда, стало практически сложно выделить в чистом виде умственное утомление или мышечное. При любой трудовой деятельности присутствуют компоненты, свойственные и умственному и физическому труду.
Профилактика усталости, утомление и переутомления строится на устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
При выполнении определенных физических упражнений в процессе работы достигается три основных результата: ускорение процесса врабатывания; повышение эффективности кратковременного отдыха в процессе труда; поддержание здоровья трудящихся. Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих ее причин.
Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Все нарушения режима жизни, работы, отдыха, сна и питания, а также физические и психические травмы, интоксикация организма из очагов хронической инфекции должны быть устранены. Усиленные занятия после какого-либо заболевания или в состоянии реконвалесценции после перенесенных заболеваний должны быть запрещены.
Проблема восстановления нормального функционирования организма и его работоспособности после проделанной работы (борьба с утомлением и быстрейшая ликвидация его последствий) ‘имеет большое значение в спорте. Дело в том что, но мере роста уровня подготовленности спортсмену нужна все большая сила раздражителя (большие физические нагрузки) для обеспечения непрерывного функционального совершенствования организма и достижения нового, более высокого уровня его деятельности.
Повышение нагрузки обеспечивает структурное и функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы, создание достаточного запаса энергии, увеличение капилляризации скелетной и сердечной мускулатуры. Все это обусловливает повышение потенциальных возможностей организма, увеличение его функционального резерва, адекватное приспособление к физическим нагрузкам, ускорение восстановления. Чем быстрее восстановление, тем больше у организма возможностей к выполнению последующей работы, а, следовательно, тем выше его функциональные возможности и работоспособность. Отсюда ясно, что восстановление неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем непосредственные тренирующие воздействия на спортсмена.
Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и тренированность организма.
Без утомления нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень утомления соответствовала проделанной работе. Степень утомления, как и быстрота восстановления, обусловлена сложным взаимодействием многих факторов, среди которых основное значение имеют: характер проделанной работы, ее направленность, объем и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст и индивидуальные особенности тренирующегося, предшествовавший режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если это соревнования, то существенную роль играет степень их напряженности и ответственности, соотношение сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное действие различных тренировочных нагрузок и режимов работы на двигательный аппарат и вегетативное его обеспечение при утомлении и восстановлении.
Существенное влияние на течение восстановительных процессов оказывает и кумуляция утомления при определенных режимах тренировки. Продолжительность восстановления различна от нескольких минут до многих часов и суток в зависимости от выраженности перечисленных факторов. Чем быстрее восстановление, тем лучше адаптация организма к следующей нагрузке, тем большую работу с более высокой результативностью он может при этом выполнить а, следовательно, тем в большей степени растут его функциональные возможности и выше эффективность тренировки.
При повторных больших физических (напряжениях в организме могут развиваться два противоположных состояния: а) нарастание тренированности и повышение работоспособности, если процессы восстановления обеспечивают восполнение и накопление энергетических ресурсов; б) хроническое истощение и переутомление, если восстановления систематически не наступает.
Приведенное положение, конечно, не означает, что тренировка квалифицированных спортсменов должна всегда проводиться на фоне полного восстановления либо сверхвосстановления. За последнее десятилетие спортивная практика убедительно доказала не только возможность, но и целесообразность в определенные периоды микро — и макроциклов тренировки на уровне недовосстановления, что служит стимулом для дальнейшего повышения уровня деятельности организма и его работоспособности. Врачебные исследования показали при этом отсутствие (конечно, при соблюдении всех необходимых условий) каких-либо неблагоприятных изменений в организме спортсмена. Однако на определенных этапах тренировки на фоне недовосстановления периодически необходима компенсация, обеспечивающая прочное восстановление.
Следовательно, ускорение восстановления направленное действие на восстановительные процессы один из действенных рычагов управления тренировочным процессом. Ускорения восстановления можно добиться как естественным путем (восстановительные процессы тренируемы и не случайно быстрота восстановления один из диагностических критериев тренированности), так и направленным воздействием на течение процессов восстановления с целью их стимулирования.
Использование вспомогательных средств может дать соответствующий эффект только в сочетании с естественным путем ускорения восстановления, обусловленным нарастанием тренированности. В противном случае сдвиги восстановления во времени не будут в должной мере обеспечены ресурсами организма, что может не только затормозить естественное ускорение восстановления, но и неблагоприятно отразиться на функциональном резерве организма. Управление процессами восстановления важно не только для квалифицированных спортсменов, тренирующихся с большими нагрузками, но и для всех других контингентов, занимающихся физической культурой и массовым спортом, поскольку способствует наиболее благоприятному восприятию нагрузок организмом, а тем самым и оздоровительному эффекту занятий. К настоящему времени разработан и внедрен в практику немалый арсенал восстановительных средств, которые можно классифицировать по разным признакам: по направленности и механизму действия, времени использования, условиям применения и т. п. Наибольшее распространение получило разделение восстановительных средств на три большие группы педагогические, психологические и медико-биологические, комплексное использование которых в зависимости от направленности тренировочного процесса, задач и этапа подготовки, возраста, состояния и уровня подготовленности тренирующегося, предшествовавшего режима и составляет систему восстановления.
Педагогические средства обеспечивают эффективность восстановления за счет соответствующего построения тренировки и режима. Эта группа средств должна рассматриваться как основная, ибо какие бы специальные средства ни применялись для ускорения восстановления, они окажут должное действие только при правильной тренировке и режиме. К педагогическим средствам относятся: рациональное сочетание средств общей и специальной подготовки, правильное сочетание нагрузки и отдыха в микро-, макро- и многолетних циклах подготовки, введение специальных восстановительных циклов и профилактических разгрузок, варьирование нагрузок, условий тренировок, интервалов отдыха между занятиями и упражнениями, широкое использование переключении с одного вида упражнений на другой, с одного режима, работы на другой, полноценная разминка, использование в ходе занятий упражнений для расслабления мышц, дыхательных упражнений, приемов самомассажа и пр., полноценная заключительная часть занятия, а также большая индивидуализация тренировки, рациональный режим (особенно пред — и постсоревновательного периода), достаточная эмоциональность занятий и др.
Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно-психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований, при комплектовании команд, расселении спортсменов на сборах и т.п., индивидуальный подход), так и психогигиенические средства регуляции и саморегуляции психических состояний: удлинение сна, внушенный сонотдых, психорегулирующая, аутогенная тренировка, цветовые и музыкальные воздействия, специальные приемы мышечной релаксации, управления тонусом произвольной мускулатуры, использование некоторых медикаментозных средств для уравновешивания нервных процессов и пр.
Основные медико-биологические средства восстановления это рациональное питание (включая использование дополнительных его факторов и витаминов), физические факторы (гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, массаж, аэроионизация), некоторые естественные растительные и фармакологические средства, рациональный суточный режим, климатические факторы.Механизм воздействия этих средств можно представить себе как сочетание неспецифических (действие на эащитно-приспособительные силы организма) и специфических влияний, непосредственно направленных на быстрейшую ликвидацию проявлений общего и локального утомления, вызванного проделанной работой. Через нейрогуморальные механизмы регуляции эти средства воздействуют на измененные вследствие физической нагрузки метаболизм, температуру и кровоснабжение тканей, способствуют восполнению затраченных энергетических и пластических ресурсов, быстрейшему выведению из организма продуктов распада, восстанавливают нормальное соотношение нервных процессов, способствуя тем самым восстановлению функций регулирующих механизмов и эффекторных органов, ликвидации чувства усталости. Это позволяет ускорить естественное течение восстановительных процессов, повысить адаптацию организма к последующей мышечной деятельности и его работоспособность.
Использование вспомогательных средств для управления физиологическими процессами, измененными под влиянием проделанной работы, в целях ускорения его восстановления и предупреждения перенапряжения при последующих нагрузках физиологически оправдано и не имеет ничего общего с искусственным стимулированием организма для повышения его работоспособности. Использование восстановительных средств должно носить системный характер, предусматривающий комплексное применение средств разного действия в тесной увязке с конкретным режимом и методикой тренировки, то есть рациональное сочетание отдельных средств в соответствии с видом спорта, задачами и периодом тренировки, характером работы, степенью утомления, состоянием спортсмена.
Восстановительные процессы характеризуются неравномерностью, фазностью (фаза пониженной, исходной и повышенной работоспособности последняя регистрируется не после каждой работы, а на более длительных этапах тренировки), гетерохронизмом. Гетерохронизм в восстановлении вегетативной и двигательной сферы организма, а также отдельных вегетативных звеньев наиболее выражен в позднем восстановительном периоде после нагрузок, а также у менее тренированных лиц. Поэтому при выборе восстановительных средств ‘следует предусмотреть возможность одновременного влияния на разные функциональные званья организма, обеспечивающие его работоспособность психическую и соматическую сферы, двигательный аппарат, центральную нервную и вегетативную системы с тем, чтобы одновременно снять как нервный, так и физический компоненты утомления.
Источник: megaobuchalka.ru
Общая характеристика состояний организма и психики — Понятие утомления и работоспособности
Объективные, естественные, характерные для большинства профессий процессы снижения способности организма работающего человека выполнять трудовые функции по мере увеличения продолжительности работы принято обозначать термином «утомление». Характеристика самой трудовой деятельности и ее условий, с точки зрения ее влияния на работоспособность субъекта, обозначается термином «утомление». Предрасположенность человека к развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его трудоспособности называется утомлением.
Состояние утомления сопровождает любую деятельность человека. Оно является нормальной реакцией организма на рабочую нагрузку, но в острой и хронической формах вызывает нарушение работоспособности.
Утомление — это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций, в ряде
субъективных ощущений, объединенных чувством усталости в результате интенсивной или длительной работы. Это определение отражает три обязательных признака утомления: во-первых, снижение работоспособности; во-вторых, предшествующая длительная или напряженная работа; в-третьих, снижение работоспособности временное, обратимое.
При длительном воздействии чрезмерных нагрузок и отсутствии условий для полного восстановления функциональных нарушений состояние утомления может перейти в переутомление. С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует о значительном снижении внутренних резервов организма и переходе к менее выгодным видам режима труда: поддержание минутного объема крови за счет увеличения частоты сердечных сокращений вместо увеличения ударного объема; двигательные реакции осуществляются с вовлечением большего числа мышечных групп; при ослаблении силы сокращения отдельных мышц нарушаются сила и скорость сокращения и устойчивость вегетативных функций, процессов высшей нервной деятельности. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, ритм и координация движений; повышается физиологическая стоимость работы; изменяется характер протекания психических процессов; снижается сенсорная чувствительность: повышаются абсолютные и дифференциальные пороги; увеличивается время реакции, но скорость реакции может возрастать с увеличением ошибок. Страдает внимание — сужается объем, нарушается переключение и распределение, нарушается сознательный контроль деятельности. Трудно извлекать информацию из долговременной памяти, страдает кратковременная память. Ухудшается эффективность мыслительных процессов за счет преобладания стереотипных способов, когда требуется принимать новые решения [3]
Усталость выражается и в субъективных переживаниях человека. При различной степени сознанием воспринимается состояние физиологического и психического дискомфорта: потливость, одышка, тремор, нелокализованные боли, нарушение характеристик внимания, дефекты мышления и памяти, нарушения в сенсорной сфере, ослабление воли. При тяжелых степенях утомления наблюдаются отрицательные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприятие окружающей среды. Медицинскими показателями утомления являются травмы и профессиональные заболевания. Экономические — снижение количества и качества работы. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к труду, что отражается в сознании в виде ощущения внутреннего препятствия и желания прекратить работу, что и называется усталостью [8]
Понятие утомления и работоспособности
К дополнительным причинам утомления, которые могут ускорить развитие этого состояния или усилить тяжесть его проявлений, относятся:
- воздействие на организм неблагоприятных факторов окружающей среды (шум, вибрация, гипоксия);
- повышенное нервно-психическое напряжение, эмоциональный стресс;
- чрезмерная интенсивность физических и умственных нагрузок перед основной работой (занятия физкультурой и спортом, выполнение домашних заданий).
Факторами, предрасполагающими к возникновению утомления, являются: нарушение рационального режима труда, отдыха и питания, длительные перерывы между работой (профессиональная дезадаптация), остаточные функциональные нарушения (снижение резервов организма) после болезни, недостаточное физическое развитие, наличие вредных привычек, недостаточный уровень физической подготовленности.[9]
Развитие утомления обусловлено влиянием двух групп факторов. Во-первых, развитие тормозных процессов в ЦНС, а во-вторых, нарушение обменных процессов и снижение энергетических ресурсов в работающих органах и тканях.
Теоретическое обоснование этих представлений заключается в том, что во время любой деятельности на нервные центры ложится основная работа по обработке потоков возбуждений, связанных с формированием команд управления на основе следов предыдущих раздражителей и сигналов, поступающих в кору головного мозга во время работы. В ЦНС также поступают сигналы от органов и тканей, отражающие химические сдвиги в их работе. Кроме того, факторами утомления являются изменения внутренней среды организма, в частности, сдвиги физико-химических свойств крови, накопление в крови продуктов обмена веществ, снижение количества сахара — гипогликемия, которые возникают при длительных и интенсивных нагрузках. Эти сдвиги снижают работоспособность нервных центров как непосредственно за счет изменений внутренней среды, к состоянию которой клетки коры головного мозга очень чувствительны, так и опосредованно, путем раздражения различных рецепторов. В зависимости от конкретных условий на первый план в развитии утомления выходят различные факторы.
По типу утомление может быть физическим, умственным, эмоциональным, а также общим и местным, мышечным, зрительным, слуховым, интеллектуальным.
По форме это состояние классифицируется на компенсируемое, острое, хроническое утомление и переутомление. [см. Приложение Г].
Современная классификация утомления строится на основе учета трех групп показателей:
- причины его возникновения;
- симптомы его проявления;
- способы и продолжительность восстановления работоспособности.
Норма в проявлении утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления работоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перенастроиться, появляется возможность компенсировать страдающие функции.
В том случае, когда человек выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, развивается острое утомление, с характерными быстро нарастающими функциональными нарушениями центральной нервной системы. В случае недостаточного отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку необходим длительный отдых для восстановления работоспособности (несколько недель, месяц). Если такой длительный отдых не предоставляется и человек продолжает интенсивно работать, то развивается переутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. Существует четыре степени переутомления: начало, легкая, выраженная и тяжелая. [см. приложение D].
Работоспособность человека как субъекта труда
На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, активационные процессы в организме, нейродинамические свойства. В процессе труда организм человека может испытывать неблагоприятные воздействия факторов производственной среды, к которым относятся: температура, влажность и скорость движения воздуха; атмосферное давление; шум, вибрация, излучения — электромагнитное, инфракрасное и т.д.; параметры освещения рабочего места; временный режим работы; контакт с ядами, пылью; контакт с микроорганизмами. Эти воздействия (если их интенсивность превышает допустимые значения) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания относительного постоянства внутренней среды и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, метаболических процессов и т.д.).
Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне, можно изучить его опыт, навыки, стиль деятельности, адаптивные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или ведущие к профессиональной дезадаптации. Могут быть изучены причины снижения работоспособности, характерные для большинства работников данной профессиональной сферы, а также индивидуальные варианты профессионального поведения. Выделение типичных факторов снижения работоспособности, понимание природы развития неблагоприятных функциональных состояний при конкретных видах труда создают основу для разработки путей оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации орудий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий [12]
Механизмы и модели агрессии
Существует несколько моделей агрессии, таких как: Морфологическая модель, Нейронная модель, Биологическая модель, Социально-психологическая модель и Психологическая модель. Ниже я хотел бы описать каждую модель более подробно.
Морфологическая модель. Исследования функции лобных долей, проведенные в 1934 году учеными, показали изменения в поведении животных, когда части мозга кошек и обезьян были повреждены, у этих животных пропадали реакции агрессии. Но с другой стороны, возникало состояние постоянной агрессии, то есть вызывалось торможение агрессии. Ученые также выявили, что у агрессивно-насильственных преступников были повреждены такие участки мозга, как: передняя верхняя височная доля и миндалина, а также изменения в биоэлектрической активности — медленные и острые волны.
Нейронная модель. Основная идея этой модели заключается в том, что нарушения в электропроводности мембран нейронов, то есть снижение уровня этой проводимости, приводит к облегчению проведения импульсов. Повторяясь несколько раз, это явление вызывает процесс притупления нейронной сети, и те процессы, которые раньше протекали согласованно, теперь протекают менее адекватно.
Биологическая модель. В 1999 году ученые, изучающие агрессию на биологическом уровне, смоделировали ее на основе экспериментов с макаками. Они выдвинули две категории агрессии — атакующую и оборонительную. Вызванная страхом оборонительная агрессия в первую очередь связана с активностью в правой лобной доле мозга и повышенной концентрацией кортизола.
Кортизол является гормоном стероидной природы, то есть имеет в своей структуре стериновое ядро. Повышенный уровень тестостерона и пониженный уровень кортизола вызывают импульсивную агрессию. Прежде всего, агрессия, независимо от вида, является плодом факторов окружающей среды.
Точно так же соотношение кортизола у человека выявляется во время депрессии и стресса. Некоторые ученые указывают на зависимость агрессивной активности от биологических ритмов, то есть резких изменений климата и тому подобного. Они утверждают, что такие внезапные изменения климата вызывают нарушения поведения, как правило, без сексуального или материального интереса. А агрессия, несущая насилие, убийства и другие преступления были связаны с лунным ритмом, а вместе с ним сердечно-сосудистые расстройства и смертность.
Социально-психологическая модель. Основным рядом факторов, влияющих на агрессию, являются: интеллектуальные, социальные и личностные характеристики. В основе формирования агрессии лежит неполноценность интеллекта, эта агрессия направлена не только внутрь, но и вовне. Такая же агрессия присуща личностям с гиперактивным поведением.
Конечно, городская культура оказывает влияние на восприятие агрессии. Огромную роль здесь играют неблагоприятные семейные условия: сексуальное насилие в семье, алкоголизм и наркомания одного из старших членов семьи, а также подверженность детей сексуальному насилию со стороны взрослых. Все это влечет за собой, скажем так, психологическую травму, и в будущем такой человек может стать, с психической стороны, неуравновешенным.
Психологическая модель. Для полного понимания этой модели я введу понятие фрустрации. Фрустрация — это состояние психики, возникающее в ситуации реальной или мнимой невозможности удовлетворения потребностей. Авторы этой теории, теории фрустрационной агрессии, считали, что возникновение такого поведения обусловлено только наличием этой фрустрации, или фрустрация влечет за собой агрессию. Но, люди постоянно страдают, получают отказ, и не все отвечают агрессией, следовательно, агрессия не обусловлена воздействием этой фрустрации, а зависит от ситуации, в которой, по мнению агрессора, присутствует элемент несправедливости.
Конечно, важным фактором фрустрации является характер человека. Именно от него зависит интенсивность реакции, вызванной фрустрацией.
Возрастные морфофункциональные и педагогические аспекты
Долгое время количество спортивных секций по различным видам борьбы в нашей стране было крайне ограничено, так как считалось, что она оказывает вредное воздействие на молодой организм.
Например, занятия самбо впервые были проведены с юношами в Москве в 1935 году. Тренерам приходилось разъяснять родителям своих подопечных о пользе таких занятий.
Важную роль в развитии борьбы среди подростков и юношей сыграли отделения борьбы при детских спортивных школах, которые начали свою работу в 1945 году, и отделения борьбы при спортивных школах молодежи, которые были созданы в 1946 году.
В 1966 году в нашей стране для подростков и юношей были установлены следующие возрастные группы:
- подростки — 12-13 лет;
- юниоры — 14-15 лет;
- старшие юноши — 16-18 лет.
Таким образом, дети, подростки и юноши могут заниматься борьбой с 10 до 18 лет [32, с. 12].
Успешная работа в тренерской деятельности требует не только знания теории и методики избранного вида спорта, но и определенных знаний в области физиологии спорта.
Борьба относится к нестандартным (ситуационным) видам спорта и характеризуется следующими особенностями [33, с. 5]:
- Движения носят скоростно-силовой характер, а по структуре преимущественно ациклические.
- В единоборствах необходима постоянная оценка внешней ситуации, творческая мозговая деятельность, выраженные процессы экстраполяции.
- мощность работы переменная, с большой долей максимальной и субмаксимальной мощности.
- Соревновательные схватки требуют от спортсменов оптимального соотношения аэробной и анаэробной производительности, необходимо учитывать весовые категории и индивидуальные особенности.
- Борьба предъявляет большие требования к нервной системе, двигательному аппарату и сенсорным системам.
Организм подростков и юношей имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности.