Технология социальной терапии в социальной работе с инвалидами – совокупность форм и методов, обеспечивающих воздействие на гражданина с ограниченными возможностями здоровья с целью его включения в социальную среду, развития или компенсации его способностей, активности, выравнивания или повышения его социального статуса. Она основана на социальном принятии, признании, одобрении результатов творческой деятельности инвалида. В социальной терапии используются следующие приемы:
· систематическое поощрение специалистом по социальной работе всех успехов клиента;
· определение видов деятельности, где клиент может проявить свои способности, раскрыться, показать высокие результаты и быть успешным;
· поддержка его инициативы в выборе видов деятельности, установлении отношений с окружающими людьми;
· отказ от негативной критики действий клиента и его личности.
Технология социальной терапии включает следующие методы: арт-терапию, сказкотерапию, трудовую терапию и др. Результатом их применения является восстановление у инвалида способностей, достижение высоких результатов в значимой для него деятельности, преодоление негативных последствий во взаимоотношениях с близкими людьми. Основой для реализации методов социальной терапии является терапевтическая среда, которая создается и поддерживается специалистами по социальной работе в малых группах инвалидов (группы дневного пребывания, клубы и т.д.) учреждения социального обслуживания населения. С помощью данных объединений происходит формирование у инвалида ценностных ориентаций (забота, взаимопомощь, поддержка и др.), положительных эмоций.
ТРУДОВАЯ ТЕРАПИЯ
Арт-терапия представляет собой совокупность психо-коррекционных методик, имеющих различия и особенности. Она включает изотерапию (воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством); музыкотерапию (воздействие через восприятие музыки); вокалотерапию (воздействие с помощью пения); имаготерапию (воздействие через образ, театрализацию); библиотерапию (воздействие чтением) и др.
Специалист по социальной работе, осуществляющий арт-терапию, специально подбирает – картины, музыку, литературные произведения. Целенаправленное построение эстетической среды позволяет создать для инвалида условия, которые воздействуют на его личность развивающим или компенсирующим образом, а также снимают его эмоциональное напряжение.
Изотерапия применяется для свободного выражения инвалидами своей мечты, надежд, отношения к окружающей действительности, повышения уверенности в себе. При этом используются все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; для создания коллажей или объёмных композиций применяются журналы, газеты, обои, цветная бумага; для лепки (глина, пластилин, дерево, специальное тесто), бумага для рисования, кисти разных размеров, ножницы, клей и т.д. Процесс творческой деятельности позволяет проявить инвалиду такие качества, как сосредоточенность, целеустремленность, изобретательность. Хорошо, когда во время занятий рисованием или лепкой использует музыкальное сопровождение.
«Технологии социальной терапии: арт-терапия, сказкотерапия, трудовая терапия и др.»
Важным направлением арт-терапии является музыкотерапия, которую определяют как контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Одним из примеров музыкотерапии можно привести упражнение «Музыкальные каракули» (М.В. Киселева).
Оно позволяет развить у инвалидов социальные качества, повысить их самооценку. В центр комнаты помещаются различные музыкальные инструменты, клиенты рассаживаются кругом. Специалист по социальной работе и психолог просят участников выбрать один из инструментов и попробовать сыграть мелодию. Участники друг за другом проигрывают композицию.
Весь процесс этой своеобразной музыкальной импровизации записывается на аудио-магнитофон. Далее клиенты прослушивают запись и обсуждают вместе с психологом и специалистом по социальной работе музыкальные произведения, с использованием следующих вопросов: о чём рассказывает их музыка, что привнёс в коллективное творчество каждый участник, как прозвучал его инструмент и т.д.
К социальным нормам и образцам поведения в различных ситуациях инвалиды приобщаются с помощью занятий по фольклоротерапии. Использование фольклорной музыки, народных обрядов, праздников позволяет добиться хороших результатов в социальной работе с инвалидами.
Не малый эффект может дать имаготерапия – использование в целях терапии игры образами: инвалиды во время применения данного метода могут попеременно выступать в качестве актёров и зрителей, участвующих в театральной постановке, игре, кукольном спектакле и др., где моделируются жизненные ситуации.
Библиотерапия как метод социальной терапии предполагает использование специально подобранного для чтения литературного материала с целью решения личностных проблем инвалида. Литературным материалом являются произведения различных жанров: прозы (рассказы, повести, романы, сказки), поэзии (стихи, поэмы). Читая книгу человек, ищет в произведении самого себя, решение свих проблем, разрешения своих ситуаций.
Составляя для инвалида перечень книг для чтения, специалист по социальной работе должен обращать внимание на шрифт, разбивку текста, межстрочные интервалы, которые делают процесс чтения более комфортным; очень важен подбор сюжета произведения, который поможет вызывать у читателя положительные, жизнеутверждающие эмоции. Благодаря проекту «Мы вместе» Российского общества по развитию образования «Сообщество», Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И. Рудомино и других организаций была издана серия книг для подростков и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это заметно расширило возможности использования библиотерапии в работе с инвалидами.
Сказкотерапия в технологии социальной терапии рассматривается как метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Инвалид, принимая участие в сказко- терапевтическом занятии становится более подготовленным к разрешению жизненных ситуаций, обучается способам решения проблем.
К приёмам работы со сказкой относят: анализ, рассказывание, переписывание, постановка, сочинение. Немалую ценность имеет использование приёма анализ сказок. Он применяется с целью осознания и интерпретации клиентом того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета и поведением героев. Важно и то, что рассказывать сказку нужно от первого или третьего лица. Этот приём помогает развить умение инвалида ставить себя на место другого человека.
Клиентам очень нравится постановка сказок с помощью кукол, что предполагает участие инвалида в проигрывании сказочного сюжета. Работа с куклой позволяет ему проявлять эмоции, корректировать свои движения и делать образ персонажа сказочного сюжета более выразительным.
Не менее ценен и такой приём как сочинение, который предполагает «придумывание» сказки самим клиентом с использованием своей проблемной ситуации.
Структура занятий по сказкотерапии для инвалидов может быть разработана на основании схемы, предложенной Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Она включает вхождение в сказку, повторение, расширение, закрепление, интеграцию, резюмирование, выход из сказки. Занятие начинается с ритуала входа в сказку, его назначение состоит в обеспечении готовности участников к совместной работе.
Здесь проводятся коллективные упражнения на сплочение группы и создание благоприятного эмоционального состояния инвалидов. Далее специалист проводит повторение предыдущего занятия по сказкотерапии, в ходе которого участники вспоминают выводы и делятся опытом применения полученных ими умений и навыков.
Расширение социального опыта инвалидов достигается с помощью использования ведущим одного из приёмов работы со сказкой (рассказывание, переписывание, постановка, сочинение). Закрепление социальных умений и навыков клиента достигается с помощью его личного участия в сказочном сюжете в качестве одного из героев.
После проигрывания сказки участники рассаживаются в круг и анализируют вместе со специалистом по социальной работе полученные результаты. Анализируется тема сказки, линия героев, мотивы их поступков, перечисляются способы преодоления трудностей, которые использовались в сказке.
Специалист по социальной работе вместе с участниками определяет, в каких ситуациях из реальной жизни инвалидам можно использовать приобретённые умения и навыки. Далее ведущий занятия совместно с участниками подводит итоги и резюмирует результаты занятия. Он отмечает работу всех участников, перечисляет удачные моменты, которые были у каждого в ходе проведения сказкотерапии. В конце занятия ведущий проводит для участников ритуал выхода из сказки.
Формирование активного образа жизни у инвалидов происходит с помощью трудовой терапии. Она как обязательный компонент должна входить в комплекс социально-терапевтических мероприятий (И.Г. Зайнышев).
Трудовая терапия способствует восстановлению трудовых навыков клиентов, они включаются специалистами в процесс самообслуживания, а именно дежурят в столовой, ухаживают за комнатными цветами, вытирают пыль и т.д. Для инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания населения организуются общественные работы в мастерских, подсобном сельском хозяйстве, на производственных участках. Во время индивидуальных и групповых занятий трудовой терапией граждане с ограниченными возможностями здоровья выполняют различные упражнения, воспроизводят многократные действия, тренируются в применении усвоенного материала на практике и таким образом углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки трудовой деятельности, развивают творческие способности.
Практическое занятие по трудовой терапии в учреждении социального обслуживания населения включает определение темы, порядка работы по освоению инвалидом трудовых умений и навыков, инструктаж по технике безопасности, выполнение клиентом практической работы. Специалист по социальной работе и инструктор по труду контролируют ход проведения занятия, соблюдение техники безопасности, в заключение занятия они подводят итоги и формулируют основные выводы. Положительная оценка специалистами учреждения социального обслуживания населения успехов, достигнутых инвалидом в процессе трудовой деятельности, вызывает у него чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, желание добиваться лучших результатов.
К методам проведения трудовой терапии относят: вербальный (словестный), наглядный, коррекционный. Вербальный (словесный) метод, как отмечают, Н.Ф. Дементьева и Р.С. Яцемирская основывается на инструктаже, объяснении цели и задач трудовой терапии. Он применяется в социальной работе с инвалидами, которым доступно восприятие словесного объяснения и его понимание.
Наглядный метод используется специалистом по социальной работе во время практического занятия по трудотерапии и заключается в показе трудового движения, демонстрации изделия, конечного продукта трудовой терапии. Коррекционный метод имеет целью исправление воздействием трудовой терапии физических недостатков, личностных девиаций, расстройств поведения инвалида.
Учреждения социального обслуживания населения организуют трудовую терапию инвалидов с помощью различных мастерских: швейных, столярных, гончарных и т.д. Здесь гражданин с ограниченными возможностями здоровья принимает участие в трудовой деятельности по желанию, добровольно.
В государственном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» г. Санкт-Петербург осуществляет трудовую терапию социально-трудовое реабилитационное отделение для инвалидов с ограниченными умственными возможностями «Карлсон». Здесь оборудованы рабочие места для 25 инвалидов, занятых приготовлением пищи.
Весь технологический процесс пищевого производства разделен на мелкие операции, которые выполняют граждане с ограниченными возможностями здоровья. В результате трудовой деятельности инвалидов получается готовый продукт их работы, обед, состоящий из четырех блюд. Продукция отделения используется для питания одиноких престарелых, которых социальные работники обслуживают на дому, а также посетителей групп дневного пребывания и самих клиентов, проходящих курс трудовой терапии. Занимаясь трудовой терапией в социально-трудовом реабилитационном отделении, инвалид получает помощь психолога, инструктора по труду, специалиста по лечебной физической культуре, логопеда, специалиста по социальной работе.
Занятие по технологии социальной терапии может состоять из следующих этапов: подготовительного, основного, заключительного. Дадим им характеристику:
1. Подготовительный этап. Специалист по социальной работе определяет состав участников, изучает особенности трудной жизненной ситуации каждого, выбирает методы социальной терапии, разрабатывает сценарий проведения.
2. Вводный этап занятия включает ритуал приветствия и планирования игр и упражнений. Приветствие специалиста по социальной работе должно быть адресовано каждому участнику занятия. Планирование дальнейшей работы в группе (не более 5 человек) осуществляется с помощью следующих вариантов.
После ознакомления с одним из методов социальной терапии предоставляется каждому участнику свобода в творческом самовыражении, импровизация. Второй вариант планирования занятия структурирован – здесь инициатива и разработка сценария принадлежит специалисту по социальной работе. Он информирует участников группы о порядке, содержании и последовательности использования методов социальной терапии. Данный вариант планирования необходим при формировании умений и навыков клиента, способствующих преодолению трудной жизненной ситуации. Специалист по социальной работе сообщает клиентам о цели проводимой формы социальной терапии, (это может быть игра, театрализованное представление и т.д.), её значении для приобретения инвалидом качеств, способностей, умений.
3. Основной этап занимает большую часть времени до (3/4 от всего занятия) и по своему содержанию представляет реализацию сценария, разработанного специалистом по социальной работе индивидуально или совместного с группой.
4. Заключительный этап занятия предполагает подведение итогов и обеспечение перехода из мира игры, сказки в реальную жизнь, где каждый человек несёт определенную ответственность и имеет обязанности. Для подведения итогов участники рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями, мнениями. В заключении проводится специалистом по социальной работе ритуал прощания, способствующий сохранению положительных эмоций у клиентов и формирующий у них желание придти на следующее занятие.
Таким образом, применение различные методов социальной терапии способствует самовыражению, самоутверждению инвалида и позволяет ему освоить социальные умения и навыки. Созданные клиентом в процессе социальной терапии творческие работы и их признание окружающими повышают его самооценку, уровень его самопризнания.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте методы социальной диагностики.
2. Какие виды технологии социального консультирования используются при оказании социальной помощи инвалидам?
3. Назовите этапы технологии социальной реабилитации.
4. Перечислите формы технологии социальной адаптации инвалидов.
5. Какие направления социальной терапии применяются в социальной работе с инвалидами?
Рекомендуемая литература
Веричева О.Н. Особенности социальной адаптации молодого инвалида // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Ежеквартальный бюллетень. – 2008. – №2.
Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов. – М., 2008.
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными проблемными ситуациями. – М., 2005.
Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С., Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. – М., 2009.
Основы социальной работы/ Под ред. Н.Ф. Басова. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
Психолого-педагогическая диагностика/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – 5-е изд., стер. – М., 2008.
Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы. – М., 2008.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. –М., 2006.
Социальная работа/ Под ред. Н.Ф. Басова.– 2-е изд., стер. – М., 2010.
Технология социальной работы./ А.А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д., 2006.
Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – 2-е изд. – М., 2008.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: cyberpedia.su
2.3.2. Формы и методы терапевтического воздействия, применяемые в социальной работе
В содержательном аспекте социальный работник, использующий терапевтические методы, опирается на достижения психологии, психиатрии, психотерапии. Этот междисциплинарный характер методов воздействия на клиентов обусловливает сложность технологии социальной терапии. Методы терапевтического воздействия включают два компонента:
1) интеллектуальный, связанный с информационным воздействием слова;
2) эмоциональный – выражение лица, тембр и интонации голоса, характер и особенности жестов социального работника.
Методы терапевтического воздействия основываются на двух формах работы – индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных навыков, изменение ценностных ориентации. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.
Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его.
Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение. Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, участие в «конструктивном споре», разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций). Участие в процедурах подобного типа предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки поведения.
Состав группы может быть разнообразен как по характеру, так и по целям:
· учебные группы. Помимо получения знаний, есть возможность высказать свое мнение или обсудить личностные проблемы;
· группы совместной деятельности. Занятие общим делом всегда было эффективным методом установления надежного контакта, развития способностей к сотрудничеству, общению, разрешению конфликтов и принятию решений;
· группы для родителей. Являются разновидностью учебной группы, но имеют более широкие цели, например, воспитание детей;
· мужские и женские группы. Обсуждаются проблемы роли женщины в современном обществе, развития солидарности, положения в семье и др.
Рассмотрим некоторые наиболее важные терапевтические методы: трудовая терапию, терапию самовоспитания, поведенческую терапию, социотерапию и т.д.
Трудовая терапия основана на тонизирующем и активизирующем действии труда, который поднимает жизненный тонус. Как метод восстановительного лечения, трудовая терапия имеет большое значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму, повышает социальный статус человека. Терапия в качестве обязательного компонента должна входить в комплекс социально-терапевтических мероприятий с лицами пожилого возраста.
Терапия самовоспитания – это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «Я». В технологическом аспекте этот метод включает следующие приемы:
1) самоизучение, самооценка;
2) переоценку собственной личности;
3) самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»;
4) создание желаемого образа «Я»;
5) формирование индивидуальных формул намерения;
6) использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения;
7) сенсорную репродукцию поведения в различных ситуациях деятельности и общения;
8) «наложение» стереотипов «Я-образа» на реальное поведение в процессе повседневной жизни и деятельности.
Методы поведенческой терапии в группе используются достаточно широко и касаются тренинга социальных навыков. Важную роль здесь играют различные виды тренинговых занятий, такие как:
· тренинг преодоления робости,
· тренинг активности, выражения собственного мнения, преодоления повышенной чувствительности к критике и оценкам окружающих;
· проведение дискуссии на определенную тему в группе или упражнения в навыках конструктивного спора.
Используются различные поведенческие тренинги, в основе которых лежат разнообразные упражнения (создание ситуаций возрастающих трудностей) или различные методики оценки реакций пациента группой.
Дискуссионная терапия является основным методом социального работника и используется регулярно с различными клиентами.
В дискуссии могут быть затронуты как актуальные проблемы, так и темы, связанные с биографическими данными клиентов. Основные содержательные моменты групповой дискуссии:
· знакомство членов группы;
· обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
· переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью;
· нарастание сопротивления и агрессии в отношении руководителя группы, соотношение этих переживаний с прошлым жизненным опытом;
· вскрытие истинных чувств к руководителю, выработка групповых норм в отношении руководителя;
· вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью;
· формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить;
· анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельного человека, в ходе решаются ее основные задачи (коррекция отношений, неадекватных эмоциональных реакций и форм поведения);
· обсуждение результатов терапии, подведение итогов.
Социотерапия – это воздействие на социальное окружение клиента с помощью государственных и общественных организаций. Например, применяется в отношении родителей асоциального поведения и т.д.
Музыкотерапия – один из старейших методов воздействия на психику человека, который может использоваться и в лечебных целях. Групповые, индивидуальные музыкотерапевтические занятия включают в себя музыкальную тему, вызывающую у слушателей переживания, связанные с их прошлым, настоящим и будущим. Для некоторых клиентов метод музыкотерапии является трудной формой, особенно если подопечный не имеет музыкального слуха.
Ритмотерапия тесно связана с музыкотерапией, ритмом природы, присущими человеку естественными биоритмами жизни.
Арттерапия – лечение искусством. Существует несколько вариантов этого метода:
· использование уже существующих произведений искусства для анализа и интерпретации клиентами;
· побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;
· использование произведений искусства и самостоятельное творчество клиентов;
· творчество специалиста, направленное на взаимодействие с клиентом.
Цветотерапия. Психологи заметили влияние цвета на производительность труда (производительность труда при красном свете на короткий срок увеличивается, при синем – снижается). Воздействие цвета на человека постоянно учитывается профессиональными дизайнерами.
Имеются некоторые общие закономерности действия того или иного конкретного цвета на эмоциональное состояние человека: цвета длинноволнового спектра (оранжевый, желтый и т.д.) действуют возбуждающе (мобилизуют, стимулируют), а цвета коротковолнового спектра (начиная с голубого цвета) успокаивают или угнетают. Эти сведения целесообразно сообщать клиентам и рекомендовать им учиться самостоятельно подбирать необходимый цвет как в целях стимуляции, так и коррекции своего состояния.
Психогимнастика – одна из форм психотерапии, при которой взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений: я иду по воде, по горячему песку, спешу на работу, возвращаюсь с работы и т.п. Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для клиента является познанием то, что своим телом можно выразить мысль убедительнее, чем словом.
Значение метода натурпсихотерапии, или лечения природой, будет возрастать вследствие урбанизации социальной среды, ухудшения экологической обстановки, роста отчужденности человека от природы.
Логотерапия – это разговорная психотерапия. Специалист беседует с клиентом, стремясь вербализировать его эмоциональное состояние, чтобы с помощью этого клиент сам справился с трудной ситуацией.
Библиотерапия. В процессе чтения книги клиент ведет записи, анализ которых помогает объективно оценить его состояние. Список книг психотерапевт подбирает в соответствии с проблемой клиента.
Имаготерапия – использование в целях терапии игры образами. Человек создает образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения о заранее заданной ситуации, драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.
В технологии социальной работы не рекомендуется отдавать предпочтение какому-либо одному терапевтическому методу, считая его панацеей. Воздействие наиболее эффективно, если оно применяется с учетом условий и ситуации, приобретенного опыта социального работника, факторов, усиливающих мотивацию подопечного. Клиент, нуждающийся в целенаправленной терапевтической помощи, должен осознавать, что терапия является одним из важнейших методов решения его проблем. При понимании этого клиентом терапевтическая помощь становится наиболее результативной.
Источник: libraryno.ru
Читать диплом по социологии: «Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната» Страница 9
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!
связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию, в возрасте от 18 и до конца жизни. 1.3 Трудотерапия как метод социальной реабилитации в условиях психоневрологического интерната Одно из самых успешных направлений работы с инвалидами получило на Западе название «оккупационная терапия».
Оккупационная терапия, как считает Б.А. Маршинин [11] – это терапия повседневными занятиями – форма профессиональной социальной работы, существующая в большинстве стран мира и занимающая важное место в команде специалистов социальной работы, здравоохранения, образования.
Специалиста по оккупационной терапии в англоязычных странах называют Occupational Therapist, а для краткости используют аббревиатуру «ОТ». В русском языке профессия называется «трудотерапия» [25, 26]. Как считает О.С.
Андреева [2], трудотерапия – один из методов медицинской реабилитации больных и инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Трудовая терапия основывается на закономерностях физиологии, психологии, социологии труда и клинической медицины.
Она включает разнообразные виды физических упражнений, содержащих элементы бытовой и профессиональной деятельности. Основная цель трудотерапии – восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, рукоделия, выполнение трудовых операций [10].
Трудовая терапия осуществляется в комплексе с другими методами восстановительной терапии и реабилитации, закрепляя эффект их воздействия. Трудовая терапия, индивидуально обоснованная и рационально подобранная, выступает как лечебный фактор.
Она способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Благоприятное воздействие труда, по мнению Н.Ф. Дементьевой и А.А.
Модестова [5], в системе реабилитационных мероприятий является клинически установленным фактом. Трудовые движения и операции стимулируют физиологические процессы, мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.
Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности. Вовлечение в трудовую деятельность умственно отсталых лиц преследует еще более широкие цели, имея в виду перспективу обучения трудовым навыкам и трудоустройство с последующей интеграцией в общество. При вовлечении в трудовую деятельность инвалидов необходимо учитывать в первую очередь их интересы, в том числе полезное воздействие труда на их состояние, а затем потребности учреждения. Трудовая терапия используется в индивидуальных и групповых формах. Как считает О.А. Богданова [3], при групповых формах работы трудовая терапия активизирует, организует и коллективизирует деятельность
Похожие работы
Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы
- Интересные статьи
- Рефераты
- Курсовые работы
- Дипломные работы
- Контрольные работы
- Практические задания
- Отчеты по практике
- Сочинения
- Доклады
«РефератКо» — электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю
Источник: referat.co