Значение труда для становления личности, место предмета «Технология» в современных системах образования, пути усовершенствования содержания и организации современного урока технологии, которые реализуются недостаточно эффективно в рамках требований Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики.
15 декабря 2021 Дидюра Виктория Викторовна
Содержимое публикации
Проблемы и реалии современного обучения предметов «Технология», «Информатика», «Информатика и ИКТ»
Дидюра Виктория Викторовна
учитель технологии
МОУ «ШКОЛА № 15 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Проблемы и реалии современного обучения предмета «Технология»
Аннотация. Значение труда для становления личности, место предмета «Технология» в современных системах образования, пути усовершенствования содержания и организации современного урока технологии, которые реализуются недостаточно эффективно в рамках требований Государственного образовательного стандарта Донецкой Народной Республики.
Современные формы и методы воспитательной работы педагога (Апанасенко О.Н.)
Ключевые слова : технология, трудовое воспитание, Государственный образовательный стандарт, проектная технология, здоровье-сберегающие технологии, игровые технологии, групповые технологии.
Актуальность. Современный этап становления и развития Донецкой Народной Республики вызывает необходимость соответствующих преобразований в деятельности социальных институтов общества, нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Подготовка молодежи к самостоятельному труду, профессиональному самоопределению и овладению профессиями является одной из главных целей системы общего образования, и, в первую очередь, ее важнейшая составляющая –технологическая подготовка школьников. [4]
Цель. Анализ современного обучения по предмету «Технология», проблемы и пути их решения.
Анализируя программы предмета «Технология» [3], можно сделать вывод, что все они касаются не столько содержательного наполнения программ, сколько организационно-процессуальной стороны трудового обучения в школе. Учителя-практики обеспокоены вопросом в каких условиях осуществлять трудовое обучение обучающихся 1-8 классов. Сегодня актуальным является вопрос оптимальных форм организации учебного процесса в условиях действующих образовательных стандартов, выяснение путей выполнения образовательных функций учителя технологии в современных условиях.
Среди вопросов, которые остро волнуют учителей трудового обучения сегодня являются: тенденция к сокращению часов преподавания технологии в учебных планах; устаревшая база школьных мастерских; разделение классов, в зависимости от наполненности, на подгруппы; как достичь цели изучения тем учебной программы учащимися за один урок в неделю?
Анализ исследований и публикаций.
«Технология» занимает важное место в современных системах общего образования и входит в перечень концептуальных разделов подготовки школьников всех развитых государств. Она играет стратегическую роль в обеспечение непрерывного образования человека-труженика, развитии его творческих способностей, воспитании стремления к постоянному самосовершенствованию.
Интерактивные методы обучения. Часть 1. Начало урока
В работах учёных-педагогов о значении труда сказано очень много.
В. А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134].
По мнению К. Д. Ушинского «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [7].
Трудовое воспитание способствует физическому, нравственному воспитанию, и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого); формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Занятые различными видами труда дети сообразительны, изобретательны, у них богатый словарный запас. Участие в трудовых процессах положительно влияет на их поведение, дисциплинирует. [7]
А. С. Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. [2, с.143]
Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации. Еще А. С. Макаренко говорил о социальной значимости труда: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» [2, с. 228]. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в команде.
Изложение основного материала. Основной целью технологической подготовки обучающихся является формирование технически развитого человека, подготовленного к жизни и активной трудовой деятельности в современном высокотехнологичном, информационном обществе; жизненно необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, основных компонентов информационной культуры учащегося, обеспечение условий для их профессионального самоопределения, выработки у них навыков творческой деятельности, воспитание культуры труда, формирование графических умений и навыков, пространственного мышления. [5, с.216].
В рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудового обучения затрудняют некоторые факторы:
Возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Домашние задания по школьным предметам практически не оставляют обучающимся времени для рукоделия и творчества. Теоретические домашние задания по трудовому обучению не могут принести радости созидательного труда.
Престиж предмета «трудовое обучение» в сравнении с математикой, языками, историей и т.д. у родителей и обучающихся достаточно низкий. Большинство из них считают трудовое обучение легким предметом, не требующим особой подготовки к урокам, а это самое пугающее заблуждение.
Ведь ребенок не только должен знать устройство швейной машины или станка, а и уметь на них работать, устранять несложные неполадки. Знать терминологию разных видов работ, классификацию материалов и их свойства. Уметь планировать процесс изготовления изделия и изготавливать его с соблюдением правил охраны труда. И на все это один час в неделю.
В некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому и трудовое обучение в школе для них становится нежеланным предметом, и переубедить, вдохновить на работу таких детей сложно.
Трудовое обучение самый дорогой для родителей школьный предмет. Как бы учитель не пытался подобрать объекты труда с наиболее низкой себестоимостью, все равно нужны материалы, а иногда и недостающие в мастерской инструменты. Хорошо бы, если бы была возможность обеспечивать обучающихся одинаковыми материалами.
Устаревшая материальная база школьных мастерских . В большинстве школ нет станков, верстаков, швейных машин, кухонного оборудования. Материалы для практических работ учителя приобретают самостоятельно, с учетом имеющего оборудования для его обработки.
Среди ведущих мотивов трудовой деятельности обучающихся можно выделить познавательный интерес. Но удивить сегодня ребят непросто, так как в Интернете можно найти множество обучающих мастер классов. С одной стороны, такие видео являются хорошим подспорьем на уроке, а с другой стороны обучающиеся, которые предпочитают работать с видео дома, теряют интерес к урокам. Здесь нужно думать над поощрением самостоятельной работы, которая, возможно, станет хобби ребенка. Огромным пробелом для трудового обучения является отсутствие компьютерной техники и сети Интернет в мастерских.
Невероятно изобретательному приходится сегодня быть учителю при изучении любимой темы многих поколений обучающихся «Кулинария» и все равно это не те уроки, о которых рассказывают девчонкам мамы, как они варили, жарили, запекали, консервировали. Неужели никогда нам не договорится с санэпидемстанцией о приемлемых нормативах проведения практических работ.
Четкая организация труда и рабочего места, безукоризненное знание приемов безопасной работы, умение работать с технической документацией иногда кажутся обучающимся несущественными, а показать, как это важно можно разве что с помощь виртуальной экскурсии. Предприятия не работают, а увидеть производственный процесс в живую должен каждый ребенок хоть один раз.
Отсутствие связи с предприятиями – это самая большая проблема профориентационной работы. Изучение производств по видео и картинкам никогда не сравнится с экскурсией.
Растет количество детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор заданий в соответствии с ними.
Еще один фактор, который вносит раздор в организацию трудового обучения, деление обучающихся на группы. Например, в одной параллели 2-3 класса, с разным количеством обучающихся, разным количеством мальчиков и девочек. Один делится на гендерные группы, другой на смешанные, а третий вообще не делится. И тут начинаются жалобы родителей и детей. Чтобы ребята учились с удовольствием, классы, на мой взгляд, должны делится по гендерному признаку, независимо от количества обучающихся.
Вывод. Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Сокращаются часы на преподавание предмета. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения.
Предмет «Технология» знакомит детей с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играет важную роль в развитии самостоятельности обучающихся, их эстетической, экологической культуры. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.
Задача учителей предмета «Технология» находить пути решения существующих проблем. Разрабатывать программы кружков и факультативов, находить спонсоров, браться за проекты с призовым фондом, вовлекать родителей для организации экскурсий. А пока каждый обязан, используя весь свой талант, разнообразные методики и технологии, сделать урок максимально эффективным, раскрывающим перед ребенком мир творчества, дарящий радость успеха. А успех окрыляет, делает человека счастливым, готовит к новым открытиям на пользу себе и Родине.
Список использованной литературы:
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования на 20 20-2021 год. Приказ МОН ДНР № 1182 от 26 .0 8 .20 20 г.
Макаренко А.С. Воспитание гражданина. / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
«Программы основного общего образования. Трудовое обучение. 5-8 классы. Программа для общеобразовательных организаций. Донецк 2015 г.» в трёх вариантах – для мальчиков, для девочек и для классов, которые не делятся на подгруппы.
Серебрянников Л.Н. Тенденции и перспективы технологического образования. [Электронный ресурс] режим доступа file :/// C :/ Users / OLEG / Desktop /конференция/перспективы%20труд.обуч. pdf
Скляр В.Ф, Беликова И.Г. Научно – методическое сопровождение процесса образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов. Образовательная отрасль «Технологии». Журнал «Педагогическая сокровищница Донеччины» №2, 2016г.
Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. С. Соловейчик. М.: Изд-во политической литературы, 1988. — 269 с.
Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении Собрание сочинений. М.: 1974.— 1 82 с .
Источник: www.art-talant.org
3 секция (2013)
Использование современных форм, методов и приемов трудового обучения в совершенствовании успешности и социализации учащихся
Вторушина Галина Александровна, учитель трудового обучения по профилю «Штукатурно-малярное дело», ГКОУ СО «НСКОШИ № 15», Нижний Тагил
Обучение штукатурно-малярному делу ведется с 5-х классов. На профиле обучаются как девочки, так и мальчики.
Наиболее успешно и интересно приходят занятия в группах, где одни девочки или большинство девочек.
После сообщения учебной темы, ознакомление с теоретической частью и настроя на практическое выполнение занятий, девочки подходят более ответственно: работа строго по плану урока, не нарушая т/б при выполнении операций.
С мальчиками приходиться сложнее: теоретическую часть урока не считают важной, при выполнении практической части часто выполняют работу, не придерживаясь плана урока. Нарушается т/б, постоянные проблемы с дисциплиной. На что уходит много времени.
До 7 класса идет отработка приемов по определенным операциям одинаково для всех учащихся.
Начина с 7 класса в последующем процессе своей работы всех учащихся делю на 3 педагогических группы по уровню знаний, умений и навыков, учитывая при этом психофизические недостатки детей со сниженным интеллектом.
Практическую работу начинаем выполнять с несложных объектов с участием учителя, с постепенным углублением задания.
После выполнения определенного объема заданий в групповой беседе разбираем допущенные ошибки: найди брак в работе, его причину и способ устранения.
Свои ошибки учащиеся не всегда замечают, но хорошо их видят у товарищей, правильно называя причину ошибки и способ устранения.
В целях экономии строительных материалов отработка приемов ведется непосредственно на объекте работы, что также очень важно для ребят. Это побуждает их более ответственно относиться к практическим занятиям после настроя учителя и разъяснения учащимся важности и значимости этого объекта.
Все выше перечисленные методы ведут к более эффективному обучению штукатурно-малярного дела.
Начиная выполнять комплексные работы с 7 класса группу, разбиваю на звенья по 3-м педагогическим группам:
- 1 педагогическая группа — выполняет работы, требующие интеллектуальных способностей;
- 2 педагогическая группа — выполняет не сложные операции;
- 3 педагогическая группа – в основном выполняет вспомогательные работы, не требующие умственных и физических усилий.
В 8-9 классах, знакомя учащихся с основным объектом работы, они уже самостоятельно могут определить, чье звено будет выполнять тот или иной вид работы по сложности назначения.
В 9 классе почти каждый учащийся может оценить свои способности при практическом повторении.
Заканчивая задания урока, подводим обязательно итог: каждый учащийся отвечает на вопросы: какую операцию он выполнял? Какой использовал материал? Каким инструментом пользовался? Интересуюсь: какие трудности испытывал при выполнении задания, к кому обращался за помощью, какая часть работы выполнена самостоятельно, как соблюдались правила т/б, экономное расходование материала. Поставь сам себе оценку.
Формы, методы и приемы особо не изменились при обучении. В последние 2 года используем при выполнении практических заданий много новых материалов, таких как «Кнауф» — сухие шпаклевки, которые очень удобны в работе (они долго хранятся, не теряя своих качеств), их можно самостоятельно приготовить до нужной густоты. Очень удобен при обучении ремсостав «Крепс».
Он эластичен, подвижен и удобен при обучении штукатурных работ. Много и других современных материалов, такие, как самоклеящиеся пленки. Большой выбор как водных, так и не водных красок, обойные клеи быстрого приготовления и др.
При работе с новыми материалами изучаем состав смесей, технологию приготовления и способ применения. А приемы и способы нанесения на поверхности остались прежними.
Новые материалы более удобны в работе: их можно приготовить непосредственно на рабочем месте, с различными сроками твердения, что очень важно при практическом обучении.
При выполнении комплексных работ с применением новых материалов сроки выполнения сокращаются, качество работ становиться выше.
В работе с учениками замечаю малейшие их успехи: не умел – научимся, не знал – запомнил, не хотел – заинтересовался. Даже за малейшее достижение поощряю более высокой оценкой. Если же ученик старался, прикладывал усилия, а продвижений нет, то плохих оценок не ставлю, а наоборот подбадриваю, уверяя его в том, что на следующий раз обязательно получиться. Похвала сопровождает ученика в течение всего урока за малейшее достижение.
Особо удаются комплексные работы, о чем свидетельствует объем выполненных работ по ремонту школы-интерната.
После завершения объекта вместе с учащимися принимаем свой сдаточный объект; вспоминаем: с чего начинали, что давалось легко и просто, а что наоборот очень трудно, кому приходилось очень часто обращаться за помощью учителя.
Кто как показал себя при работе. Это самые счастливые минуты: тут и смех, и шутки, есть и осадок от небольших неудач. Но это все уже позади, работа выполнена и в основном на хорошо. А впереди новые работы, новые трудности, а значит и новые испытания.
Источник: xn—-8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai
Современные образовательные практики в обучении швейному делу на этапе внедрения ФГОС
Егорова Елена 5.0
Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям
Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу.
С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.
Наговицина Ольга Витальевна 5.0
учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ
Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу , выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время , своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.
Чазова Александра 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ
Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.
Лосеева Татьяна Борисовна 5.0
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса
Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво . Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио . Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!
Язенина Ольга Анатольевна 4.0
учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы
Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара.
Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!
Арапханова Ашат 5.0
ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД
Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников.
Удачи и успехов Вам в дальнейшем!
Дамбаа Айсуу 5.0
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Спасибо огромное, очень много экономит времени , т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Хостинг от uCoz
- Опубликовать урок
- Опубликовать статью
- Дать объявление
- Частые вопросы
сервис вебинаров —>
О работе с сайтом