Всякое предприятие имеет объекты имущества, признанное малоценным. Учет списания малоценных основных средств – весьма важная часть бухгалтерского учета. Ни одна организация не сможет избавить учет от этого. Малоценные основные средства – имущество предприятия, стоимость которого меньше определенного законодательными регламентами лимита. При этом эту стоимость разрешается учитывать единовременно в категории расходов. Критерии, по которым происходит выделение малоценных ОС, а также как происходит списание, будет рассмотрено в этой статье.
Какое имущество относится к малоценному
Для определения объектов, причисляемым к ОС такого типа потребуется знание предельных лимитов ценности. Пределы первоначальной стоимости ОС были скорректированы. Сейчас к таким ОС, подлежащие списанию на забаланс в момент оприходования, относят имущество, стоимость котороо 10 тыс. рублей и меньше. Начисление стопроцентной амортизации необходимо на ОС стоимость которых в пределах от 10 тыс. до 100 тыс. рублей.
Таким образом, малоценные и быстроизнашивающиеся объекты – это предметы труда, но их цена включается в запасы организации. Главным правилом классификации того или иного объекта к этой категории является:
- Установление его периода службы;
- Первоначальная стоимость.
Важно понимать, что к малоценным основным средствам относится так часть МПЗ организации, период службы которых менее года, в таком случае их цена не имеет значения (они являются быстроизнашивающимися).
Другим же критерием является верхний предел цены основного средства. Она указывает относить объект к основным средствам или же к малоценному имуществу.
Вне зависимости от СПИ и стоимости к МБП относят:
- Инструменты;
- Объекты специализированного применения, используемые в производственных целях;
- Запасные части;
- Бензопилы.
Для МБП характерно:
- Использование в процедуре приготовления товара непосредственно либо для управленческих целей;
- Дальнейшая перепродажа не планируется;
- Применение с целью получения прибыли.
Малоценное основное средство – объект, который приобретается организацией для продолжительного использования. Однако их первоначальная стоимость подвергается списанию на себестоимость продукции.
Учетная политика малоценных основных средств
Учетная политика организации должна иметь такие установки, которые преследуют цели бухгалтерского учета:
- Определен ценовой критерий, устанавливаемый на отнесение объектов к малоценным ОС. Лимит не может быть более 100 тыс. рублей. Если предельные лимиты не определены, они автоматически приравниваются к нулю.
- Способы оценки малоценки в случае выбытия. Существует несколько методов:
- Ориентируясь на себестоимость всякой единицы;
- По средней себестоимости;
- Руководствуясь себестоимостью МПЗ, которые приобретались раньше по времени.
- Первичная документация (с указанием форм документов), которая будет служить для перемещения имущества этого типа:
- Постановка на учет;
- Ввод в эксплуатацию;
- Выбытие;
- Инвентаризация.
- Для ведения бухгалтерского учета малоценных ОС, потребуется дополнить утвержденный план счетов:
- Субсчетом к счету 10, служащий для отражения перемещения объектов малоценного имущества;
- Забалансовые счета, которые будут показывать фактическое наличие объектов.
Учет малоценных основных средств
- Дт10 Кт60 – объекты приняты к учету на по первичным документам, которые предоставил продавец;
- Дт19 Кт60 – НДС по СЧФК от продавца;
- Дт20,26,44 Кт10 – имущество передано для использования, списана стоимость на затраты;
- Дт68 Кт19 – принят к вычету НДС;
- Дт60 Кт51 – перечислены денежные средства поставщику.
Когда такие ОС выбывают из учета организации, бухгалтеру следует сделать такие проводки:
- Дт10 Кт91/1 – принят к учету списанный по рыночной стоимости объект на число оприходования;
- Дт62 Кт91/1 – признан доход на число, когда объект был принят в собственность;
- Дт91/2 Кт68 – НДС начислен к выплате в бюджет;
- Дт51,50 Кт62 – получены деньги от покупателя;
- Дт91/2 Кт10 – признаны расходы при списании стоимости ОС.
Обычно учет малоценных основных средств, которые введены в эксплуатацию, производится на забалансовых счетах. Этот метод способствует:
- Отслеживанию фактического наличия малоценных объектов после их списания;
- Контролировать материальную ответственность за малоценные основные средства сотрудников;
- В случае наличия дополнительных расходов, которые связаны с применением малоценных основных средств, важно доказывать их законность.
Различия в бухгалтерском и налоговом учете
По причине того, что бухгалтерский и налоговый учет устанавливает разные пределы для классификации стоимости ОС складываются различия между налоговым и бухгалтерском учете малоценки.
К примеру, если предприятие приобретает персональный компьютер, персональная стоимость которого составляет 50 тыс. рублей (без НДС). То в бухгалтерском учете ПК будет признан ОС и будет амортизирован, а в налоговом будет списан на расходы с начала его применения.
ОС, которое стоит не больше 40 тыс. рублей (или еще ниже лимита, который прописан в учетной политике) будут учтены в бухучете как МПЗ на сч.10 и списаны в дебет затратного счета с начала применения в производстве плательщика налогов (сч. 20, 23, 44 и прочее).
ОС, которые будут стоить от 40 тыс. рублей (или ниже установленного учетной политикой лимита) и до 100 тыс. рублей будут учтены как ОС на счете 01 и амортизированы. Налоговый же учет списывает на расходы разово в момент начала использования объекта.
Как оформляется списание
Когда организация решает списать малоценное основное средств, требуется оформление акта на списание установленной формы. На данный момент это типовая форма МБ-8.
Предприятие может разработать и собственный шаблон, при условии, что там также будут все необходимые данные.
Решение о том, какая форма будет использоваться для этой цели, прописывается учетной политикой. При этом до документального оформления требуется принятие решения специально сформированной комиссии. Она должна постановить, какое именно малоценное основное средство не будет далее использоваться для производства.
В случае, когда требуется произвести списание нескольких объектов, то акт оформляется отдельно для каждого вида объектов. Общий документ разрешается только для однотипных объектов.
Акт оформляется в одном экземпляре. После формирования и подписания документа, имущество, которое списано, перемещается в утиль. Акт же передается в бухгалтерию.
При заполнении акта важно, чтобы в нем присутствовала такая информация:
- Название объекта, которые проходит процедуру списания;
- Данные о номенклатуре и инвентарном номере;
- Единица измерения;
- Стоимость объекта и количество объектов к списанию (при условии, что они одного вида);
- Данные паспорта объекта;
- Дата начала ввода в эксплуатацию;
- Дата и причины к списанию.
После оформления и заполнения акта, в завершении документа проставляют подписи и инициалы членов комиссии. Кладовщик, в впоследствии, проставляет дату поступления на склад объекта, который подлежит ликвидации.
Важно чтобы, поэтому же принципу заполнялся самостоятельно разработанный предприятием документ.
Таким образом, объекты имущества предприятия следует оценивать согласно установленных учетной политикой критериев. Учет таких объектов производится в соответствии с бухгалтерским и налоговым учетом, который действует в организации. При этом важно корректно оформить соответствующие документы, которые сопровождают процесс списания малоценных основных средств.