Стоимость чистых активов в бюджетном балансе строка

Чистая стоимость активов: влияние операций бюджетной деятельности на ее изменение • операции, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения в...

• операции, приводящие к изменению активов и обязательств учреждения в течение финансового года:

• бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, объемы финансирования;

• финансовый результат деятельности учреждения.

С финансовым результатом деятельности учреждения напрямую связаны его доходы и расходы.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под этими понятиями подразумевается (гл.1, ст.6 БК РФ):

доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;

Эти определения напрямую привязаны к сути бюджетных процессов, отражающих операции по исполнению бюджета определенного уровня бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствие с Инструкцией по бюджетному учету по методу начисления подразумеваются:

Лекция 10. Бюджетное администрирование

доходы- операции, которые увеличивают чистую стоимость активов;

расходы — операции, которые уменьшают чистую стоимость активов.

Чистая стоимость активов — это разница между активами и обязательствами учреждения (вновь введенное понятие).

Поскольку одной из целей бюджетной реформы поставлена результативность деятельности учреждения и оценка эффективности использования бюджетных средств, все операции с доходами, расходами и обязательствами оцениваются с позиции воздействия на этот показатель — чистую стоимость активов. Рассмотрим на примерах.

Пример № 1. Бюджетное учреждение принимает к учету построенное здание. На протяжении всего строительства делались финансовые вложения в объект, а когда стройка завершена, делается проводка по принятию здания к бюджетному учету, то есть списываются все сделанные вложения на увеличение первоначальной стоимости здания. При этом чистая стоимость активов
не изменяется.

Д 1 101 11 310 – К 1 106 11 310

Пример № 2. Начислена сумма налога на доходы физических лиц. Операции по начислению сумм налога на доходы физических лиц связаны
с изменением формы кредиторской задолженности (задолженность перед физическими лицами уменьшается и одновременно увеличивается задолженность перед бюджетом). При этом чистая стоимость активов
не изменяется.

Д 1 302 11 830 – К 1 303 01 730

Пример № 3. Казенным учреждением — администратором доходов, начислены доходы, например налоговые. При начислении налоговых доходов появляется актив, возникает требование к налогоплательщику не из-за какой-то сделки или заключения договора, а в силу налогового права — требование к налогоплательщику возникает потому, что налогоплательщик должен платить налоги государству. В этом случае прирастает актив в виде требований к налогоплательщику и никаких обязательств не возникает. При этом увеличивается дебиторская задолженность, увеличиваются финансовые активы, и увеличивается чистая стоимость активов, а, следовательно, это доходы.

Бухгалтеру бюджетной сферы. Новации в учете расчетов межбюджетных трансфертов

Д 1 205 11 560 – К 1 401 10 110

Пример № 4. Оплачены расходы по оплате коммунальных услуг.
В бюджетном учреждении потребили электроэнергию, у него возникло обязательстве по оплате. При перечислении денежных средств с лицевого счета в погашение долга уменьшаются активы учреждения и одновременно уменьшаются обязательства по оплате коммунальных услуг. При этом чистая стоимость активов уменьшилась на сумму оплаченных обязательств.

Д 1 302 23 830 – К 1 201 21 610

При методе начислений можно оценить, сколько активов получено, сколько потрачено, а не просто, сколько денег было потрачено, то есть, остаток денежных средств сбалансировали.

В текущие доходы не включается весь результат от реализации имущества, объектов основных средств, а включается только разница, превышающая рыночную стоимость над балансовой стоимостью. Все остальное просто не может быть объектом учета доходов. Следовательно, текущие расходы и текущие доходы являются экономическими потоками, изменяющими чистую стоимость активов.

Таким образом, все операции бюджетной деятельности могут быть сведены к основным четырем типам операций (см. рис. 1):

Тип хозяйственной операции Актив Пассив Валюта баланса
on =
on =
o o o
n n n

Где: o — увеличение,

Рис. 1. Типы хозяйственных операций

1. операции по Активу Баланса, изменяющие только форму самого актива, но не изменяющие чистую стоимость активов (пример № 1);

2. операции по Пассиву Баланса, изменяющие только форму пассива, но не изменяющие чистую стоимость активов (пример № 2);

3. операции по Активу и по Пассиву Баланса в сторону увеличения чистой стоимости активов (пример № 3);

4. операции по Активу и по Пассиву Баланса в сторону уменьшения чистой стоимости активов (пример № 4).

Следовательно, в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету финансовый результат деятельности учреждения по методу начисления определяется как разница между доходами и расходами учреждения, связанными с производимыми операциями с конкретными нефинансовыми или финансовыми активами учреждения или его бюджетными обязательствами:

положительный результат деятельности учреждения — доходы превышают расходы;

отрицательный результат деятельности учреждения — расходы превышают доходы.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Новый порядок определения стоимости чистых активов

Приказом Минфина России от 28.08.2014 №84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов» введен новый порядок расчета стоимости чистых активов.

Согласно вышеназванному Порядку величина чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются.

Порядок применяется для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, хозяйственных партнерств, также данный порядок распространяется в том числе на организаторов азартных игр. Однако его не смогут применять кредитные организации и акционерные инвестиционные фонды.

Показатель стоимости чистых активов имеет большое значение в хозяйственной деятельности. В целях налогообложения он необходим, например, в случаях реорганизации юридического лица (п. п. 5, 6 ст. 277 Налогового Кодекса РФ), признания доходов и расходов от покупки предприятия как имущественного комплекса (п. п. 1, 2 ст. 268.1 НК РФ).

Формула расчета чистых активов

Согласно Приказу стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета как разность между величинами принимаемых к расчету активов и обязательств организации.

Чистые активы = Активы — Обязательства

Принимаются к расчету все активы, исключая дебиторскую задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал, по оплате акций.

Принимаются к расчету все обязательства, исключая доходы будущих периодов, признанных организацией в связи с получением госпомощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества (п. 9 ПБУ 13/2000).

Сумма чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета. При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухбалансе, исходя из правил оценки соответствующих статей баланса. К регулируемым величинам, в частности, относятся начисленная амортизация и оценочные резервы (резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, по сомнительным долгам).

Таким образом, формула расчета чистых активов принимает следующий вид:

ЧА = (стр. 1600 — Дзуч) — (стр. 1400 + стр.1500 — ДБп)

где,
ЧА — Чистые активы;
ДЗуч — дебетовое сальдо по счету 75 «Расчеты с учредителями»;
ДБп — государственная помощь и безвозмездно полученное имущество (часть счета 98 «Доходы будущих периодов»)

Пример расчета чистых активов АО

Пример. По данным бухгалтерской отчетности предприятия, являющегося непубличным акционерным обществом, остатки средств на 31.12.2016 составляют:

  • стр. 1600 — 44 418 тыс. руб.;
  • стр. 1400 — 23 967 тыс. руб.;
  • стр. 1500 — 19 355 тыс. руб.;
  • счет 75 «Расчеты с учредителями» — 0 тыс. руб.;
  • счет 98 «Доходы будущих периодов» — 416 тыс. руб. (в том числе государственная помощь и безвозмездно полученное имущество — 416 тыс. руб.).

Рассчитаем стоимость чистых активов: ЧА = (44 418 — 0) — (23 967 + 19 355 — 416) = 1 512 тыс. руб.

В бухгалтерской отчетности величина чистых активов указывается по строке 3600 «Чистые активы» раздела 3 Отчета об изменениях капитала.

Обязанности предприятий по соблюдению достаточности чистых активов

Законодательство о хозяйственных обществах содержит ряд норм, которые регулируют поведение предприятий в зависимости от величины и динамики ЧА. Ниже в табличном виде обобщены основные контрольные механизмы.

Контроль величины чистых активов

Описание обязанности Нормы
Общество обязано обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости его истых активов Пункт 3 ст. 35 Закона № 208-ФЗ, п. 2. ст. 30 Закона № 14-ФЗ
Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: Пункт 6 ст. 35 Закона № 208-ФЗ, п. 4 ст. 30 Закона № 14-ФЗ
1) об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;
2) о ликвидации общества
Если по окончании второго финансового года или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов АО окажется меньше величины минимального уставного капитала (для – АО 100 тыс. руб., ООО и непубличного акционерного общества – 10 тыс. руб., ст. 26 Закона №208-ФЗ, п. 1 ст. 14 Закона №14-ФЗ), АО не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года обязано принять решение о своей ликвидации Пункт 11 ст. 35 Закона № 208-ФЗ
АО не вправе объявлять о выплате дивидендов по акциям (выплачивать объявленные дивиденды по акциям), если на день принятия такого решения (выплаты) стоимость чистых активов АО меньше его уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия данного решения (выплаты дивидендов) Пункты 1 и 4 ст. 43 Закона № 208-ФЗ
ООО не вправе принимать решение о распределении своей прибыли между участниками общества (выплачивать участникам общества прибыль), если на момент принятия такого решения (выплаты) стоимость чистых активов ООО меньше его уставного капитала и резервного фонда или станет меньше их размера в результате принятия данного решения (выплаты) Пункты 1 и 2 ст. 29 Закона № 14-ФЗ
Сумма, на которую увеличивается уставный капитал общества за счет имущества общества, не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества Пункт 5 ст. 28 Закона № 208-ФЗ, п. 2 ст. 18 Закона № 14-ФЗ

Роль государственных органов в контроле величины чистых активов

Пунктом 3 ст. 61 ГК РФ установлены случаи ликвидации юридического лица по решению суда на основании иска государственного органа. В настоящее время судами выработана единая позиция в отношении исков ФНС о ликвидации юридических лиц в связи с отрицательным значением чистых активов, и формулируется эта позиция следующим образом.

Закон не возлагает на суд обязанность принять решение о ликвидации в случае выявления допущенных обществом нарушений закона. Такие нарушения должны быть настолько существенными, что позволили бы суду сделать вывод о невозможности дальнейшей деятельности общества. Несоответствие размера чистых активов общества требованиям законодательства не носит неустранимого характера и может быть исправлено в ходе дальнейшего осуществления хозяйственной деятельности (Постановление АС МО от 27.08.2014 №Ф05-8758/2014 по делу №А41-49477/13).

К числу обстоятельств, свидетельствующих о возможности дальнейшей работы предприятия, суды относят, в частности (Постановления АС МО от 30.07.2015 №Ф05-9431/2015 по делу №А41-74388/14, АС МО от 28.07.2015 №Ф05-8528/2015 по делу №А41-74211/14): отсутствие задолженности по налогам и сборам; представление налоговой и бухгалтерской отчетности; отсутствие задолженности по заработной плате.

Приказ Минфина России вступил в силу 4 ноября 2014 года. С этого момента утратили силу три акта, регулирующие порядок расчета стоимости чистых активов:

  1. Приказ Минфина РФ и ФКЦБ от 29 января 2003 г. №10н/03-6/пз;
  2. Приказ Минфина РФ и ФСФР от 1 февраля 2007 г. №7н/07-10/пз-н;
  3. Приказ Минфина РФ от 2 мая 2007 г. №29н.

Организации обязаны обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости чистых активов. Указанная информация предоставляется АО в семидневный, а ООО в трехдневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Ранее же существовавшую процедуру ежеквартального предоставления в ЕГРЮЛ сведений о стоимости чистых активов законодатель признал обременительной для организаций и заменил ее на более простую, действующую в настоящее время.

До вступления в силу вышеназванного Приказа порядок расчета стоимости чистых активов для некоторых организаций не определен. В частности, такая ситуация характерна для обществ с ограниченной ответственностью. В судебной практике не сложилась единая позиция, однако большинство судов приходили к выводу, что этим обществам следует применять правила, предусмотренные для акционерных обществ.

Источник: afdanalyse.ru

Стоимость чистых активов в бюджетном балансе строка

от 28 августа 2014 г. N 84н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423; 2006, N 31, ст. 3445; 2009, N 52, ст. 6428; 2011, N 30, ст.

4576), пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2321; 2001, N 21, ст. 2062; 2011, N 49, ст. 7040), абзацем первым пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 2011, N 30, ст.

4576), абзацем третьим пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2011, N 49, ст. 7040), частью 3 статьи 32 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.

41; 2011, N 49, ст. 7040; 2013, N 30, ст. 4084), частью 7 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 7; 2010, N 17, ст. 1987; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 43, ст. 5781; 2014, N 30, ст.

4223, 4279), частью 3 статьи 15 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7058), пунктом 1 и подпунктом 5.2.29(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.

3258; 2005, N 52, ст. 5755; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 441; 2010, N 5, ст.

531; 2011, N 1, ст. 238; N 36, ст. 5148; 2012, N 20, ст. 2562; 2013, N 20, ст. 2488, N 36, ст.

4578), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1221 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения стоимости чистых активов хозяйственного партнерства на основании данных бухгалтерского учета» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 49, ст. 6866) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок определения стоимости чистых активов.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2003 г., регистрационный N 4252; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 18);

приказ Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам от 1 февраля 2007 г. N 7н/07-10/пз-н «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 2007 г., регистрационный N 9235; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 18);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 мая 2007 г. N 29н «Об утверждении Порядка расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 мая 2007 г., регистрационный N 9523, Российская газета, 2007, 26 мая).

приказом Министерства финансов

от 28 августа 2014 г. N 84н

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЧИСТЫХ АКТИВОВ

1. Настоящий Порядок применяют акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, производственные кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, хозяйственные партнерства (далее — организации).

2. Настоящий Порядок распространяется на организаторов азартных игр.

3. Настоящий Порядок не распространяется на кредитные организации, акционерные инвестиционные фонды.

4. Стоимость чистых активов определяется как разность между величиной принимаемых к расчету активов организации и величиной принимаемых к расчету обязательств организации. Объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении стоимости чистых активов к расчету не принимаются.

5. Принимаемые к расчету активы включают все активы организации, за исключением дебиторской задолженности учредителей (участников, акционеров, собственников, членов) по взносам (вкладам) в уставный капитал (уставный фонд, паевой фонд, складочный капитал), по оплате акций.

6. Принимаемые к расчету обязательства включают все обязательства организации, за исключением доходов будущих периодов, признанных организацией в связи с получением государственной помощи, а также в связи с безвозмездным получением имущества.

Организации, являющиеся ответственными исполнителями Программы строительства олимпийских объектов, не включают в принимаемые к расчету обязательства также денежные обязательства по полученным кредитам государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

Организации, созданные в 2019 и 2020 годах (государственная регистрация юридических лиц и внесение записи о них в Единый государственный реестр юридических лиц осуществлены в 2019 и 2020 годах), 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, являющиеся специально созданными проектными компаниями, участвующими в реализации проекта «Арктик СПГ 2», не включают в принимаемые к расчету обязательства также денежные обязательства по полученным кредитам государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ».

7. Стоимость чистых активов определяется по данным бухгалтерского учета. При этом активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе организации (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Организаторы азартных игр в казино и залах игровых автоматов, которым разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выданы до 1 апреля 2020 г., для целей определения величины чистых активов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 7; 2019, N 52, ст. 7813) в период до 31 декабря 2021 г.:

принимают к расчету обязательства по полученным кредитам в сумме, не превышающей величину обязательств по полученным кредитам по состоянию на 1 апреля 2020 г.;

принимают к расчету стоимость основных средств без вычета начисленной по ним амортизации.

Судебная практика и законодательство — Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н (ред. от 27.11.2020) Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активовСудебная практика высших судов РФ

2.2.2. Величину чистых активов заемщика (контрагента) (активов, обеспеченных собственным капиталом организации) рекомендуется рассчитывать в соответствии с Порядком определения стоимости чистых активов, утвержденным приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов» (зарегистрирован в Минюсте России 14 октября 2014 г., регистрационный N 34299, Российская газета, 2007, 24 октября) (далее — Приказ N 84н).

4.1. Стоимость чистых активов рассчитывать в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов».

4.2. Стоимость ликвидных активов (ЛАорг) рассчитывать с использованием данных бухгалтерской отчетности по форме бухгалтерского баланса (форма по ОКУД 0710001), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ Минфина N 66н), по следующей формуле:

в абзаце седьмом примечание 1 исключить, после слов «чистых активов» дополнить словами «в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2014 года N 34299 (Российская газета от 24 октября 2014 года),»;

заверенные копии балансов юридических лиц (с отметкой налогового органа об их принятии) на две отчетные даты, предшествующие дате составления плана мер, и расчет их чистых активов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2014 года N 34299 (Российская газета от 24 октября 2014 года), или заверенные копии справок о доходах физических лиц за период не менее одного года по состоянию на дату их представления (если планом мер предусмотрено внесение учредителями (участниками), кредиторами и третьими лицами дополнительных взносов в уставный капитал кредитной организации или оказание ими иной финансовой помощи в осуществлении мер по финансовому оздоровлению);

Расчет стоимости чистых активов (собственных средств) акционера (участника) Заявителя — юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 августа 2014 года N 84н «Об утверждении Порядка определения стоимости чистых активов», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2014 года N 34299 (Российская газета от 24 октября 2014 года)».

Источник: legalacts.ru

Оцените статью
Добавить комментарий