Страны импортеры трудовых ресурсов это

Международное регулирование миграционных процессов Одним из проявлений интернационализации и демократи­зации хозяйственной и социально-культурной жизни...

Одним из проявлений интернационализации и демократи­зации хозяйственной и социально-культурной жизни челове­чества, а также последствий острых межнациональных про­тиворечий, прямых столкновений между народами и страна­ми, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые пере­мещения населения и трудовых ресурсов в разных формах

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее не­посредственно размеров, особенностей и последствий мигра­ционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разре­шению острых ситуаций и коллективному регулированию Миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирова­ния, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют миро­вому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере меж­дународной миграции населения и нормализовать миграцион­ные потоки.

Культурная деградация страны. Кому это выгодно?

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географические центры иммиграции — наиболее развитые страны — США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономичес­ким ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объеди­ненные Арабские Эмираты и т. д.)

Внешняя трудовая миграция относится к одному из ви­дов международной миграции населения, который характе­ризуется перемещением рабочей силы из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.

Мировой опыт свидетельствует: трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим ра­бочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы! Учи­тывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной полити­ки, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным при­держиваться определенных правовых норм и стандартов, зак­репленных в документах международных организаций. Рати­фицируя международные конвенции, страны, регламенти­рующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодатель­ством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы в том, что регулирование данного процесса осуществ­ляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна — импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны — экспорте­ра рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Страны второй свежести. Заметки из жизни рабов

Во многих аспектах интересы стран — экспортеров и им­портеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглаше­ний по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международной организации труда), организа­ция набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран — экспортеров и импортеров рабочей силы?

Международное регулирование миграционных процессов

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также регио­нальных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей пре­дусматривает регулирование миграции населения.

Ряд меж­дународных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организа­цией здравоохранения), содержит специальные нормы, ко­торые касаются физического состояния трудящихся-мигран­тов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направлен­ие на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее орга­низация, обмен опытом и информацией по указанным вопро­сам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспе­чением и защитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организа­ций имеют большое значение применительно к национально­му законодательству, поскольку при формировании нацио­нальной политики в области внешней трудовой миграции дол­жны быть учтены требования международных конвенций.

Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах — это признание государствами, ратифицирую­щими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит статьи, направлен­ные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

♦ организацией бесплатных служб для помощи мигран­там и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

♦ принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

♦ принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

♦ организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

♦ разрешением переводить на родину заработок и сбере­жения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, разме­щения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении указывается, что посред­нической деятельностью по трудоустройству мигрантов мо­гут заниматься:

♦ наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от ком­петентных властей и под их контролем;

♦ частное агентство, получившее на это предваритель­ное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглаше­нием между компетентными органами принимающей и направ­ляющей стран.

В данной Конвенции указывается, что лицо или органи­зация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается необходи­мость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания и в уровне минимальной за­работной платы, а в тех странах, где это предусмотрено на­циональными законодательствами, — возможность участво­вать в процедурах по установлению размера заработной пла­ты. Заработная плата трудящимся-мигрантам должна выпла­чиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящего­ся-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается воз­можность для трудящихся-мигрантов получить образование. Или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению обра­зования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать поотношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусмат­ривать одну или более социальных гарантий: медицинское об­служивание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т. п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны: выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые к государствам в отно­шении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изло­жена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения.

Назначение данной Конвенции — координация нацио­нальных систем социального обеспечения с учетом различи в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами между­народных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, — необходимое условие для их осуществления. Страны -— импортеры трудовых ресурсов постоянно испытывающие потребность в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают на мерах регулирова­ния численности и качественного состава прибывающих трудящихся- мигрантов.

В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который еже годно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям при­влекаемого населения (половозрастным группам, образова­нию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.

Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов.

Качественный состав трудящихся-иммигрантов регули­руется в принимающих странах путем использования различ­ных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).

Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным кате­гориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Одной из целей иммиграционной политики является защита националь­ного рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы.

МОТ так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способ­ствовать сокращению безработицы, поступлению от трудя­щихся-эмигрантов валютных средств, которые используют­ся для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответству­ющий жизненный уровень; требование возвращения на ро­дину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция харак­теризуется активизацией и ростом влияния стран — экспор­теров рабочей силы, применяющих различные методы и сред­ства для достижения целей эмиграции, а именно:

♦ методы и средства защиты интересов государства — экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масшта­бов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав сво­их граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в от­ношении высококвалифицированных специалистов и при не­хватке квалифицированной рабочей силы, а также при не­благоприятной демографической ситуации;

♦ методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т д. Ряд госу­дарств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференци­рованную по категориям) долю полученной за границей зара­ботной платы. Государство привлекает также средства част­ных посреднических организаций, занимающихся трудоуст­ройством граждан за границей, путем введения обязатель­ных вкладов и страховок;

♦ методы и средства по защите прав трудящихся-эмиг­рантов путем использования двусторонних соглашений и кон­трактной формы найма рабочей силы для работы за грани­цей, которая призвана обеспечить определенные экономичес­кие и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и меди­цинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специ­альных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполне­нием условий международных соглашений по трудовой миг­рации, решения спорных вопросов в стране пребывания миг­рантов и соблюдения их основных прав.

В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, призванные обеспе­чивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение пе­реговоров с работодателями.

Заслуживает внимания опыт создания специальных фон­дов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обес­печения медицинского обслуживания, жилищного строитель­ства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на роди­ну мигрантов:

♦ меры, способствующие защите как государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Госу­дарство стремится выработать такой механизм регулирова­ния миграции, который позволял бы совмещать защиту госу­дарственных интересов и его граждан. Одним из инструмен­тов реализации данной задачи является введение порядка обя­зательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирова­ния — наделение правом посредничества при трудоустрой­стве за границей только тех организаций, которые облада­ют достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести ма­териальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;

♦ меры, направленные на взаимную защиту интересов стран — экспортеров и импортеров трудовых ресурсов (на­пример, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования воз­вращения мигрантов на родину).

Источник: poisk-ru.ru

Государственное регулирование миграционных потоков

Каждое государство старается регулировать миграционные процессы, так как заинтересовано в привлечении наиболее нужных в данный момент работников, и в то же время ни одна страна мира не хочет того, чтобы наиболее квалифицированные кадры уезжали за рубеж. В связи с этим практически во всех развитых странах мира созданы специальные органы, которые занимаются вопросами проникновения иностранных рабочих на внутренние рынки труда.

Федеральные органы занимаются вопросами предоставления виз, устанавливают порядок их выдачи. Существуют службы, контролирующие въезд и пребывание иностранцев в стране, которые могут даже депортировать при нарушении закона.

Кроме того, до выдачи разрешения на работу в этой стране анализируется ситуация и разрешение выдается в том случае, если действительно существует необходимость в привлечении иностранной рабочей силы. Миграцию ограничивают количественно.

Для этого несколько стран заключают между собой международные соглашения, в которых оговариваются действия в отношении мигрантов из этих стран, в том числе и их количественное ограничение. Существует довольно сложная система ограничений для иммигрантов, с которой сталкиваются иностранные граждане.

Это в первую очередь диплом об образовании, хотя диплом одной страны не всегда признается другой страной. Это и стаж работы (не менее 3–5 лет) по полученной специальности. Существуют и возрастные ограничения. Связано это с тем, что страны-импортеры трудовых ресурсов хотят получить на работу лиц наиболее трудоспособного возраста, от которых можно ожидать наибольшей отдачи.

Многие промышленно развитые страны предъявляют некоторые требования к состоянию здоровья иностранных работников. Для сохранения стабильности в своей стране ограничивается доступ в некоторые страны лиц, которые на родине были осуждены за серьезные преступления и проживание на ее территории которых может нанести ущерб репутации этого государства перед международным сообществом.

Регулирование происходит и с помощью других ограничений, не касающихся качеств определенного человека. Государство может устанавливать соотношения между иностранными и отечественными рабочими, регулировать время работы в данной стране, запрещать иностранцам заниматься определенными видами деятельности и т. д. В последнее время ужесточаются меры, применяемые к нарушителям миграционного законодательства. За это не только взимают большие штрафы или депортируют, но и могут привлечь к уголовной ответственности. Санкции применяются не только в отношении мигрантов, но и к их работодателям, которые получают выгоду от использования незаконных мигрантов.

Не сдавайте скачаную работу преподавателю!

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Источник: 2dip.su

Влияние миграции на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы

Прежде чем приступить к раскрытию содержания данного пункта курсовой работы необходимо дать определение терминам «страны-импортеры» и «страны-экспортеры». Итак, страны-импортеры(страны — реципиенты) — страны, прини- мающие трудоспособное население, страны-экспортеры (страны-доноры) — страны, из которых идет отток миграционных кадров.

Отдельные государства, в том числе и Россия, являются одновременно и странами-экспортерами и странами-импортерами. Америка выступает экспортером для государств Латинской Америки, Великобритании и Австралии. Однако, Россия, будучи и страной-экспортером и импортером, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов. Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. Рассмотрим подробнее возникающие последствия.

Приток иностранной рабочей силы оказывает положительное влияние на страны-реципиенты.

Одним из, несомненно, положительных следствий притока иностранной рабочей силы является получение странами-реципиентами иностранной квалифицированной рабочей силы, на подготовку которой страна не расходовала ни финансовые средства, ни учебное время.

Так же к положительным влиянием миграции кадров специалисты относят следующие: иностранные рабочие участвуют в создании экономического продукта страны пребывания, а также в ряде экономически развитых государств, и прежде всего в странах Европейского Союза, «арбет-гайстеры» (то есть рабочие гости) нередко используются в неквалифицированных видах труда, на низкооплачиваемых работах и заняты в «непристижных» видах труда: строительство, сфера гостиничного хозяйства, общественного питания, общественного транспорта, разнорабочие и т.д.

Наряду с положительными последствиями миграции кадров существуют и отрицательные. Массовый приток иностранной рабочей силы, особенно когда приглашаются с семьями, осложняет нравственно-культурную среду в местах работы и местах компактного проживания иностранных рабочих, так как трудоиммигранты зачастую являются представителями совершенно другой культуры, религиозных убеждений, обычаев, традиций и менталитета.

Несомненно, и то, что многие ученые из развивающихся стран, повысив свою квалификацию и поработав, например, в США или других развитых странах, возвращаются к себе на родину, положив начало научным школам и направлениям в своих странах. К такой группе людей можно отнести не только ученых. Получив образование и поправив материальное положение, возвращаются и представители других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Все они привносят в свои страны новые знания, квалификацию. Важно, чтобы и эти страны научились ценить свои кадры и создавали для них условия для реализации их потенциала, нормальные условия для работы и жизни.

Рассмотрим последствия миграции рабочей силы для стран-доноров. Итак, для стран-доноров отток трудоспособного населения приносит следующие явления:

1) снижает социально-политическую напряженность в обществе, приводит внутренний рынок труда к относительному равновесию, что является позитивным фактором;

2) трудоэмигранты для поддержания своих семей высылают валютные переводы, которые становятся важным фактором притока иностранной валюты в страну донора.

3) трудоэмиграция приносит определенную выгоду странам-донорам и по возвращении граждан, выехавших на временную работу за границу, они привозят накопленные валютные средства, нередко обзаводятся определенными орудиями труда за границей и привозят их с собой, используют производственную культуру из-за рубежа, получают новые умения и знания, которые применяют в своей стране.

В то же время трудоэмиграция сопровождается и негативными последствиями для стран-доноров:

1) определенная часть трудоспособного населения отвлекается от националь- ного производства и не участвует в создании ВВП.

2) часть трудоэмигрантов положительно зарекомендовавшая себя на работе в заграничных фирмах либо лангирует свое там пребывание, либо остается на постоянное место жительства, и страна теряет определенную часть квалифицированной рабочей силы (этим каналом происходит «утечка мозгов»). Например, Россия по оценкам специалистов из-за стихийного потока трудоиммиграции уже потеряла около четверти научных работников. Общий ущерб от выезда ученых и квалифицированных инженерно-технических, а также станочных работников исчисляется миллиардами долларов ежегодных потерь.

3) трудоиммигранты удачно устроившиеся с работой и бытом за границей нравственно расстраивают определенную часть населения своей страны, представители которой трудятся на родине и с такой же отдачей сил и профессиональных знаний, но получают заработную плату намного ниже своих иммигрировавших коллег. [21 c. 78-81]

Таким образом, в данном пункте курсовой работы были подробно рассмотрены последствия миграции кадров, как для стран-импортеров, так и для стран-экспортеров.

Содержание, цели и методы миграционной политики

Любая политика — это выбор определенных решений и способов их осуществления в конкретной сфере жизнедеятельности общества. Это инструмент воздействия на различные социальные процессы, в число которых входит и миграция населения.
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне властных структур идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей.

Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).

Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возрасти, пол, профессию, состояние здоровья и др.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

— уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;

— первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

— налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

-ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу.

Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

— профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом.

В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании;

— ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимаю- щих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование.

— большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы;

— экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве;

— временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавлива- ют максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;

— географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона.

Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче.

Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение.

Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.

Миграционная политика Российской Федерации включает в себя:
— Концепцию, которая представляет собой фундамент миграционной политики, систему взглядов, определяющих границы правового, этического и идеологического пространства, в рамках которого могут формироваться программные документы по миграции населения и другим направлениям государственного регулирования демографических процессов. Концепция миграционной политики, если она выступает правовым документом федерального уровня, включает принципы, согласно которым должно осуществляться регулирование миграционных процессов во всех субъектах Российской Федерации. Подобные документы регионального уровня должны соответствовать основополагающим положениям Концепции миграционной политики РФ. Основными элементами Концепции миграционной политики, помимо принципов, определяющих правовое и этическое пространство, в рамках которого допустимо воздействие на миграционные процессы, являются цель, обусловленные ею задачи по всем направлениям миграционной деятельности, приоритеты и механизмы осуществления политики. Исходным при этом является
обоснование цели миграционной политики. Для этого возможны разные подходы: с позиции обеспечения развивающейся экономики трудовыми ресурсами; с позиции характера демографического развития (миграция как компенсатор естественной убыли населения); с позиции геополитических интересов государства, его национальной безопасности. Эти и иные подходы могут использоваться либо самостоятельно, либо одновременно с другими.
Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы, а следовательно, цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Стратегические задачи миграционной политики Российской Федерации:
— контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в Россию; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.
Задачи миграционной политики формулируются в русле концепции (цели) и ситуации, сложившейся в миграционной сфере. Острота миграционных проблем определяет выбор приоритетов, очередность решения тех или иных задач.
Собственно, с этим связано и формирование миграционных программ -концепту- ально единой системы мер и механизмов регулирования различных видов миграции — это вторая часть миграционной политики. Меры эти могут быть стимулирующими и сдерживающими миграционную активность, могут оказывать воздействие на человека непосредственно (это относится в первую очередь к запретительным мерам) и могут быть направлены на создание таких условий, которые будут способствовать добровольному принятию людьми решений, соответствующих национальным интересам государства. Во втором случае регулирующие миграцию средства не ведут к нарушению прав человека, поскольку каждый принимает собственное решение.
— Повседневная деятельность тех государственных органов (занятых в них служащих, подготавливаемые документы и инструкции), в обязанность которых входит регулирование миграционных процессов.
Основными механизмами реализации такой политики должны быть:
— комплексное и универсальное миграционное законодательство;
— единая классификация категорий мигрантов;
— разграничение федеральной и региональной ответственности, а также ответственности предприятий различных форм собственности за решение возникающих проблем;
— система экономических и административных мер государственного регулирования миграционных потоков;
— система гарантированных форм государственной поддержки вынужденных категорий мигрантов;
— концентрация федеральных и региональных бюджетных средств, выделяемых на решение проблем отдельных категорий мигрантов, с целью более эффективного их использования; применение рыночных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).

Источник: lektsia.com

Оцените статью
Добавить комментарий