Структура личности на трудовую деятельность

Социально-психологическая структура личности - реферат Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением,...

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.

Структура личности — почему мы такие???

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета — является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность» «индивидуальность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии

Социальная психология. Структура личности по К.К. Платонову.

Человек — с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек — существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. Человек осознаёт себя человеком, если он видит в других людях человека.

Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо, продукт общественного развития. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью.

Индивидуальность — это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид — человек как единица общества.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например: биогенетический подход — (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой развития личности биологические процессы созревания организма,

социогенетический — (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества, способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.

психогенетический — (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие собственно психических явлений.

Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием научных работ: К. А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина, В.Н.

Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и др.

Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий, действующих через внутренние причины.

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

Блок психических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):

Влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

Опыт личности — обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

знания — система научных понятий о закономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;

умения — способность человека на основе знаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в новых условиях;

навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной сознательной деятельности;

Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включает формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

Биологически обусловленные свойства и качества личности:

антропологические признаки — расовые, половые, возрастные и др.;

физические особенности — размеры тела и его структурно-механические свойства;

внешняя анатомия тела;

биохимические особенности и патологии выделенных элементов;

свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности;

целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности — психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью

Формирование и развитие личности.

Основной источник активности личности — это потребности.

Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.

Потребность — это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.

Естественные (природные) — непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.

Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).

Очень важное значение имеет потребность в труде.

Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.

Нормальное состояние человека (если только он не спит) — активное, деятельное.

Внешней (движение, мышечные усилия).

Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.

Деятельность — активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь:

В процессе деятельности человек познает окружающий мир.

Создает материальные условия жизни для себя — жилище, одежду, пищу.

В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.

Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.

Деятельность человека формирует и изменяет его самого.

Для всякой деятельности необходимы психические процессы:

С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.

Различают три основных вида деятельности:

Они отличаются друг от друга по:

Труд — основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)

Творческая деятельность — ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)

Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом — напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.

Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).

«Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Чайковский.

Учение — деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.

Игра не дает общественно значимого продукта.

Различны и мотивы этих видов деятельности:

Мотивом труда является осознание общественной необходимости.

Игра мотивированна интересом.

Различны и организация этих видов деятельности.

Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.

Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:

Цель — то ради чего действует человек.

Мотив — то почему, он так действует.

Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:

Деятельность Действия Движения

Например: пошить пальто — деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.

Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.

Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.

Интерес — избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.

Бывают разные виды интересов:

Материальные — стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример — Плюшкин.

Духовные — характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.

Непосредственный — интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.

Опосредованный — интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.

Пассивный — интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).

Активный — интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).

В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.

К основным факторам формирования личности относятся:

Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.

Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);

социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;

естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.

наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;

обучение, воспитание, образование;

степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.

Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.

Заключение

Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании.

До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности человека является его субъективность.

Взгляд на личностное в человеке как проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли. Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике; литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен.

В этом сходятся научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не достаёт рабу, — писал Гегель — это признания его личности; принцип же личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его » Я» есть господин».

Личность есть господин самого себя, — такова максима ценностного осмысления феномена личности в культуре.

Литература

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? — М., 1991

2. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций. Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. — 88с.

3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности — М. 1997

4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Радугин А.А. Москва, 1997. — 256с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Источник: studentbank.ru

Профессионально обусловленная структура личности специалиста

В качестве методологического базиса используется концепция профессионального становления личности, в соответствии с которой ядром профессионального становления является развитие личности в процессе обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности. Центральными в данной концепции являются две категории. Первая из них — категория профессионально обусловленной структуры личности, смысл которой заключается в том, что обучение и активное участие в профессиональной деятельности накладывают специфический отпечаток на личность специалиста. Такая профессионально обусловленная специфика необходима для того, чтобы специалист, с одной стороны, был способен эффективно решать профессиональные задачи, а с другой стороны, мог максимально полно реализовать себя как личность не просто в жизни как человек и гражданин, но и в рамках своей профессиональной деятельности. Вторая важнейшая категория — профессионально обусловленная структура деятельности специалиста. Личность формируется в сложном процессе деятельности, внутри которого для каждого типа профессионализации обычно выделяют три уровня обобщения:

1) виды деятельности и ситуации,

2) типовые профессиональные функции и задачи,

3) профессиональные действия, умения и навыки.

Важной чертой профессиональной деятельности является ее становление в ряде последовательных этапов, каждый из которых завершается достижением определенного уровня подготовки. Основополагающим положением концепции является признание того, что профессиональная деятельность направлена не только на внешний мир, на преобразование материальных предметов, но и служит важнейшим фактором формирования самой личности человека.

Анализ структуры личности специалиста-естественника позволил выделить в ней два основных аспекта: «профессиональный мир», на который направлена активность субъекта, и «профессиональные средства», с помощью которых субъект реализует свою познавательную и преобразующую деятельность. Профессиональный мир специалиста-естественника является относительно узким срезом природного мира, причем угол зрения определяется спецификой тех задач, которые он должен решать в ходе своей профессиональной деятельности.

Извлекаемая из природного мира информация составляет эмпирическую основу любой науки, но специалисты разных профилей «смотрят» на мир различными способами. Так, астроном «видит» Землю как материальную точку, а геолог — как чрезвычайно сложную геологическую структуру.

Белки и нуклеиновые кислоты для биолога — это основа жизни, тогда как для химика они представляют собой лишь частные примеры двух классов химических соединений. На основе анализа законов психологии восприятия и мышления показано, что профессиональный мир специалиста конституируется за счет особой ментальной структуры — категориально-понятийной структуры (системы кодирования), которая развивается у субъекта в ходе его обучения, воспитания и общения, а также рефлексии, интуиции, воображения.

Можно сказать, что физики, химики и т.д. приобретают в ходе профессионального обучения и развития как бы особые дополнительные органы чувств, обеспечивающие иное и более полное восприятие действительности, чем у обычного человека. Наличие этих особых, не данных биологически «органов» и обеспечивающегося ими умения увидеть, выделить в природе нечто «свое» и поэтому нужное и важное, является одним из наиболее существенных профессиональных качеств специалиста.

Всякий профессионал (физик, химик, биолог) все, с чем он сталкивается на практике, интерпретирует уже на стадии восприятия посредством осознания в специальной кодовой системе — профессиональном мышлении и соответствующем профессиональном языке (физическом, химическом, биологическом). Таким образом, научение специалиста правильно — с профессиональной точки зрения — видеть окружающий мир отнюдь не сводится к обучению простым умениям и навыкам, а требует достижения определенного уровня культуры мышления.

Можно заключить, что внешний мир в сознании специалиста подвергается расщеплению посредством системы научных категорий и понятий, специфичных для каждой научной дисциплины. Посредством такого расщепления специалист вычленяет из реальности свой профессиональный мир, противостоящий ему как субъекту, определяет в этом мире свои интересы, получает возможность направить на него свою активность.

Эта активность и составляет сущность профессиональной деятельности специалиста, которая направлена на разработку общих методов и практическое решение некоторого класса задач, имеющих общественную значимость. Особенностью большинства практически важных естественнонаучных задач является то, что они не имеют однозначного и окончательного решения, такого, как в случае задач, например, арифметических.

В силу этого специалист не только должен найти решение задачи, но и принять его. Он должен оценить это решение в определенной системе критериев и решить, является ли оно в данной ситуации достаточным, надежным, правильным, точным и т.д. Принятие решения есть акт не алгоритмический, а творческий, волевой, в основе которого лежат определенные убеждения, интуиция или даже вера специалиста в правильность найденного результата. Такая деятельность по принятию решений составляет неразрывное единство с деятельностью по решению задач. Анализ философских и методологических аспектов научной деятельности, ее основных принципов и закономерностей показал, что у специалиста каждого профиля эта деятельность имеет явно выраженную специфику, характеризующуюся следующими аспектами:

а) как именно формулируется задача и какого типа вопросы задаются,

б) каковы поставленные цели и прогнозируемые результаты,

в) каковы критерии и способы определения эффективности и ценности получаемых результатов.

Так, стратегия решения общенаучной задачи изучения некоторого, не известного ранее вещества будет различной, в зависимости от специальности исследователя. Физик поставит эту проблему как измерение количественных характеристик этого вещества — плотности, твердости, проводимости, электрической и магнитной восприимчивости и т.д.

Полученные числовые значения этих физических свойств будут для него вполне удовлетворительными результатами, если обеспечены их точность и воспроизводимость. Химик поставит задачу иначе: «каково положение данного вещества в совокупности уже известных химических соединений» и будет искать ответы на два вопроса: 1) из каких веществ его можно синтезировать? и 2) для синтеза каких веществ его можно использовать?

Только такой перечень химических свойств вещества будет удовлетворительным решением с точки зрения химика. Биолога будет интересовать возможная роль нового вещества в жизнедеятельности отдельных организмов или их сообществ, т.е. лишь биохимический или экологический аспекты. Указанные различия не являются, конечно, абсолютными. Методы всех естественных наук основаны на общих философско-методологических требованиях (объективности, эффективности, воспроизводимости, непротиворечивости, редукционизме, системности и т.д.). На основе анализа профессиональной деятельности специалистов-естественников показано, что неотъемлемыми атрибутами этой деятельности являются:

а) личностные компоненты, такие как ценности и идеалы, потребности и интересы, мотивы и отношения;

б) общественный характер;

а необходимыми условиями ее эффективного осуществления:

а) владение категориально-понятийной структурой научной дисциплины,

б) профессиональным языком,

в) практическими способами решения задач.

Основная задача профессиональной подготовки специалиста-естественника состоит в том, чтобы:

1) на основе общенаучной картины мира установить границу, определяющую область его деятельности —внешний профессиональный мир,

2) сформировать у него специфические профессиональные потребности,

Профессионально обусловленная структура личности специалиста является развитием общечеловеческой личности и в своей основе опирается на менталитет (глубинные, корневые основы личности как представителя определенного социума, группы) и общую культуру (понимаемую в самом широком, общечеловеческом смысле), придающую личности «объем», многосторонность. Главным развивающим результатом процесса обучения является приобретение будущим специалистом профессиональной культуры, т.е. профессионально ориентированных и профессионально обусловленных особенностей личности.

Базис профессиональной личности, обеспечивающий ее цельность и устойчивость, составляет профессиональный менталитет, включающий ряд профессионально обусловленных личностных компонентов:

а) систему смыслов профессиональной деятельности, задающую глубинные мотивы и определяющую характер деятельности человека в качестве профессионала;

б) идеалы и ценностные ориентации — систему идеальных моделей должного и оценок, а также устремленность личности к их достижению;

в) профессиональную позицию (направленность) — осознание себя как профессионала, своих целей и задач, профессионально содержательное и профессионально ответственное отношение к миру, обществу, своей деятельности;

г) профессиональные нормы — общепринятую систему правовых, методологических, этических норм и правил, ориентирующую профессиональную направленность и регулирующую деятельность;

д) социально-профессиональный статус — осознанное и личностно-принятое отношение к своему месту и своей роли в общей системе человеческого общества и деятельности.

Эта совокупность «ментальных» компонентов обусловливает саму возможность профессиональной деятельности, дает ей основание, обеспечивает ее осмысленность и целесообразность. Однако необходимо иметь не только мотив и систему целей, но и возможности достижения этих целей оптимальным способом. Они обеспечиваются второй совокупностью компонентов, которую можно обозначить как «профессиональную компетентность». В качестве ее первого уровня выступает «профессиональная грамотность», включающая в себя:

а) общенаучное и профессиональное мировоззрение — систему глобальных научных представлений, общенаучную и профессионально ориентированную картину мира, способ видения мира и положения в нем себя лично, своего коллектива и профессионального сообщества в целом;

б) владение структурированной системой общих понятий и их значений, в которых заключены в объективированном и свернутом виде все накопленные человечеством научные знания (теории, законы, классификации, способы и логика рассуждения и т.д.) и опыт деятельностей;

в) владение профессиональным языком, в котором материализована система значений и который позволяет конкретному индивиду, с одной стороны, интриоризовать, присвоить накопленные человечеством знания, а, с другой стороны, экстериори-зовать свои личные достижения и результаты, объективизировать их, сделать их общим достоянием. Уровень собственно профессиональной компетентности требует ряда надстроек над базовым уровнем грамотности в виде:

г) творческого владения основными видами профессиональных действий, нужного для обеспечения эффективного и адекватного поставленным целям решения конкретных практических задач;

д) специальной и практической подготовки, необходимой для облегчения профессиональной адаптации и состоящей в освоении узкопрофессиональных и высокоспециализированных действий, операций, приемов, выработке определенных умений и навыков;

е) философско-методологической и исторической подготовки, необходимой для целостного, системного взгляда на текущее состояние своей профессиональной области, на цели, предмет, характер и результаты своей профессиональной деятельности; ж) междисциплинарной подготовки, необходимой для повышения эффективности профессиональной деятельности. Данная группа компонентов обеспечивает способность специалиста реализовывать мотивы, достигать своих целей, самостоятельно и активно участвовать в решении профессиональных задач. Третья группа включает в себя набор профессионально важных качеств, определяющих продуктивность данного вида деятельности. Такие, относительно устойчивые для каждой профессии, ансамбли профессиональных характеристик называются «ключевыми квалификациями». Для специалистов-естественников в эту группу следует включить:

а) ряд особенностей мышления (абстрактность, системность, вариативность, рефлексивность),

б) трудоспособность и целеустремленность,

в) коммуникабельность и способность к сотрудничеству,

д) умение учиться и обновлять свои знания,

е) самостоятельность, способность принимать ответственные решения.

Такой уровень, с одной стороны, вполне достижим в реально существующих условиях, и что особенно важно — достижим практически для каждого студента, а не только для особо одаренных, и с другой стороны, он полностью соответствует общему направлению глобального педагогического вектора, поскольку создает необходимую основу и потенции для дальнейшего развития грамотного специалиста по направлению к идеалу — всесторонне развитой личности. Ограничение уровнем профессиональной грамотности позволяет сосредоточить усилия на исследовании конкретной образовательной ситуации — первой ступени обучения студентов в вузе в рамках отведенного времени. Хотя категория «грамотность» еще не получила в педагогике широкого распространения и развернутой трактовки, в настоящее время представления о ее смысле и значении быстро развиваются.

Таким образом, можно полагать, что граница уровня вузовской профессиональной подготовки должна лежать в интервале от уровня грамотности, обеспечивающего необходимый минимум и возможности дальнейшего роста, до уровня компетентности, которым завершается профессиональное становление специалиста и возможности собственно обучения. В конкретно-содержательном отношении можно полагать, что необходимая граница уровня фундаментальной подготовки должна определяться спецификой конкретной специальности и соответствующей ей профессиональной деятельности.

Здесь можно выделить два случая. Первый — подготовка по профилю рассматриваемой специальности.

Например, профессиональная химическая подготовка специалиста-химика должна состоять из двух основных этапов: 1) фундаментальная подготовка, которая на основе «профессиональной грамотности», создает потенциал для всего дальнейшего развития; 2) специальная подготовка, обеспечивающая достижение уровня образованности. Второй случай — подготовка, непрофильная для рассматриваемой специальности. Например, химическая подготовка физиков или биологов должна быть ограничена фундаментальным уровнем, т.е. уровнем профессиональной грамотности. Разумеется, между фундаментальной химической подготовкой физиков, биологов, геологов и т.д. должны существовать определенные различия в прикладной ориентации, учитывающие специфику конкретной области деятельности.

Таким образом, модель специалиста должна не только иметь определенную структуру, но содержать конкретные указания на необходимый уровень освоения входящих в нее компонентов. Оптимальная структура междисциплинарной подготовки в естественнонаучном образовании в качестве необходимых компонентов включает следующие:

1) гуманитарные аспекты профессиональной деятельности (гуманитарная ориентация научной деятельности в целом, конкретная дисциплина как часть общей культуры, личностный характер профессиональной деятельности конкретного специалиста, проблемы ценностей, отношений, доверия, этики, эстетические и интуитивистские критерии, психологические и социальные аспекты деятельности, экономический и правовой базисы профессиональной деятельности и др.);

2) общая математическая подготовка (математические идеи и методы, особенности математического языка, проблемы адаптации математических методов в химии и их эффективность, необходимый формальный и вычислительный аппарат);

3) общая физико-химическая подготовка (идеи и методы, особенности физического и химического языков, основные понятия, модели и способы действия, проблемы адаптации физико-химических методов в других областях естествознания, их эффективность).

Источник: poisk-ru.ru

Структура личности на трудовую деятельность

В психической структуре личности 3. Фрейд выделял три компонента бессознательное ид (Оно)-область влечений, слепых инстинктов сознательное эго (Я)-воспринимающее информацию об окружающем мире и состоянии организма, сдерживающее импульсы ид , регулирующее действия индивида супер-эго (Сверх-Я) — область социальных норм и нравственных установок.- Прим. ред. [c.198]

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКА -сочетание индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности, проявляемых через отношение работника к окружающим явлениям и событиям, а также через своеобразие реализации его внутренних психологических функций (память, воображение и т.п.). [c.367]

XX. Причины несчастного случая в психологической и психофизиологической структуре личности пострадавшего 1—внимание 2—оперативное мышление 3 — быстрота суждений 4 — память 5 — пространственное представление 6 — уровень подготовки к работе. [c.221]

Наиболее интересная и ценная информация будет извлекаться при количественном изучении связи между опасными терблигами и типом ЧМС, категорией оператора, травматологическим последствием, временем несчастного случая, гелиофизическими факторами, санитарно-гигиеническими условиями при помощи информационно-поисковой системы, количественных методов и ЭВМ. Особый интерес для анализа производственного травматизма представляют сведения о месте причины несчастного случая в психофизиологической структуре личности пострадавшего. Обусловлено это тем, что психофизиологическая сфера в структуре личности современного человека с точки зрения эффективности и безопасности операторской деятельности является определяющей. Во всех видах операторской деятельности основная производственная нагрузка и тяжесть падают именно на эту сферу. [c.228]

Синергетический подход к образованию (синергетика образования) может быть охарактеризован аналогичным образом. Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — не перекладывание знаний из одной головы в другую, не преподнесение готовых истин.

Это — нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи между обучающим и обучаемым, образовательного процесса. Это — пробуждение собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития, когда знание не просто накладывается на структуры личности или тем более навязывается ей. Синергетическое образование действует подспудно. Оно стимулирует собственные скрытые линии развития. Стимулирующее, пробуждающее образование, открытие себя, сотрудничество с самим собой и другими людьми — единственный путь преодоления того образовательного кризиса, которым поражены сейчас все страны мира. [c.391]

Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали. [c.65]

Самостоятельная» работа, прежде всего, завершает задачи всех других видов учебной работы. Никакие знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием человека. Помимо практической важности, самостоятельная работа имеет большое воспитательное значение она формирует самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Поэтому на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы всех без исключения студентов под руководством преподавателя. Более оправдан дифференцированный подход -подготовленным студентам давать одни задания, а менее подготовленным — другие. [c.41]

Формирование нравственной структуры личности связана с ее психологическими свойствами (направ темпераментом, характером и т.д.). Уровень нравственной культуры человека имеет в свое детерминацию (обусловленность), а не простое подчинение внешним (общественным) нормам, конформизм, пассивное приспособленчество к окружающей действительности. [c.167]

Во-вторых, понимание потребности как отношения личности выгодно тем, что оно выводит важнейшую проблему формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей воспитания и тем самым ведет к познанию психологического механизма формирования этого центрального явления в структуре личности. Следовательно, психологический механизм формирования потребности представляет собой процесс отражения социальных эталонов потребления. Это положение позволяет создать теоретическую модель процесса целенаправленного формирования потребностей. [c.104]

Важное место в учебнике занимают социально-экономические, организационные и экономические аспекты управления персоналом. В частности, рассматриваются социально-психологические аспекты взаимоотношений» личности и коллектива, такие как адаптация личности в коллективе, биосоциальная природа и структура личности, влияние темперамента и характера на трудовую деятельность. [c.3]

Однако в профессиональной ориентации до настоящего времени слишком мало используются возможности психологии. Между тем накопленный потенциал этой науки позволил бы многим людям быстрее и успешнее решить проблему выбора профессии. В частности, еще до окончания школы учащиеся могут выбрать направление деятельности с помощью Дифференциально-диагностического опросника (см. Приложение 1). Для успешной профессиональной ориентации необходимо понимание биосоциальной природы, индивидуально-типологических особенностей и структуры личности, а также знание темперамента и характера. [c.72]

Чтобы исследовать проблему индивидуального и типичного в человеке, необходимо иметь четкое представление о структуре личности. [c.72]

Структура личности может быть представлена как совокупность основных качеств человека, которые остаются относительно стабильными при различных изменениях на протяжении всей его жизни. [c.72]

В структуре личности можно выделить несколько составляющих направленность, опыт (наиболее динамичная часть структуры), устойчивые особенности отдельных психических процессов, [c.72]

Первую составляющую структуры личности — направленность — можно охарактеризовать как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека. Среди этих мотивов обычно выделяются интересы, убеждения, психологические установки. [c.73]

Вторая составляющая структуры личности — опыт. Опыт — это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание окружающего мира. Опыт обычно рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков. [c.73]

Третья составляющая структуры личности — устойчивые особенности отдельных психических процессов — охватывает прежде всего память, волю и эмоции человека. [c.73]

Четвертая составляющая структуры личности — биологически обусловленные особенности личности — пол, возраст, внешность и т.п. [c.73]

Что представляет собой структура личности [c.93]

Личностно-деловые качества менеджера — это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывают решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные е психологическом плане образования, зависящие от многих факторов особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способностей, условий деятельности. Например, дисциплинированность менеджера может зависеть от присущего ему самоконтроля, внутренней организованности, осознания своей социальной роли, но может зависеть и от боязни неожиданного контроля вышестоящего руководителя или от действия всех перечисленных причин вместе. [c.160]

Критериями отбора в корпус специалистов антикризисного управления должны быть структура личности, опыт практической деятельности, характер образования и социально-психологический стиль управления. [c.57]

По первой форме мотивирования путем внешних воздействий на человека возникают определенные мотивы, которые влекут за собой те или иные поступки человека, приводящие к результату, желательному для мотивирующего субъекта. Такая форма мотивирования требует знания мотивационной структуры личности и приемов пробуждения у человека желательных мотивов. Если между субъектом и объектом мотивирования нет условий взаимодействия, то и процесс пробуждения мотивов поведения не может состояться. [c.106]

В качестве примера можно привести оптимальную модель личности менеджера, которая прошла апробацию путем экспериментального исследования особенностей личности менеджера в ее динамике на ряде Тульских машиностроительных заводов. В условиях эксперимента была изучена психологическая структура личности 60 менеджеров (30 человек — экспериментальная группа и 30 — контрольная группа). Полученные данные обработаны разностным методом вариационной статистики и представлены в табл. 6.1. [c.108]

Группа v испытуемых (менеджеров) Уровень сформированное структуры личности менеджера [c.108]

Проектирование оптимальной структуры личности менеджера и ее высоких уровней (обучающая комплексная тренинговая программа) предусматривает следующие направления работы [c.109]

Приведите структуру личности менеджера. [c.109]

Дайте характеристику оптимальной структуры личности менеджера. [c.109]

В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людях. На материале из психиатрической практики были прослежены сложность и многоплановость структуры личности, значение внутренних конфликтов и кризисов в ее развитии, последствия неудовлетворенных желаний. [c.378]

Развивая отдельные положения данных обобщений можно сослаться на А. Моль, который отмечал С появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает свое значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет сегодня не сумма знаний, полученная в семье или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или газете. В результате прежняя, более или менее целостная система знаний и ценностей, составляющая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа 17. [c.21]

Сам автор так характеризовал структуру личности Во-первых, личность есть элемент памяти общества, того богатства знаний, умений, навыков, которые оно накопило на протяжении своей истории. Эти знания хранятся и в головах людей. Во-вторых, личность — это какой-то узел культуры, т.е. тех норм и требований, которые предъявляются в обществе к любой социальной группе, социальному институту, ко всему, что в обществе существует и действует. В-третьих, человек не только хранит в себе некоторую долю норм, правил и т.д., человек активен, т.е. он имеет определенные потребности, чего-то требует от общества, среды, ближних и добивается удовлетворения этих потребностей. Благодаря этому он выс- [c.63]

Активность. На поверхности изображенной выше структуры личности располагаются быстротекущие, меняющиеся желания. За ними существуют интересы — более устойчивые и менее подверженные изменениям. Далее мы обнаруживаем ценностную ориентацию — устойчивую направленность человека (например, насколько ценны для личности деньги, карьера, семья, образование и т.д.).

В ядре располагаются самые общие ценности, определяющие смысл жизни. Отметим, что конечные ценности смысла жизни связаны с таким актом человеческой воли, как вера. Это индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, стремление к сохранению или изменению, атеизм-или набожность, вера в судьбу или в свои силы и т.д. [c.65]

Все три элемента структуры личности одинаково важны. Более того, все они взаимодействуют. Квалифицированный, опытный, но не заинтересованный в успехе общего дела сотрудник так же плох, как невежа (невоспитанный, не соблюдающий правила поведения) [c.65]

Наполните структуру личности своими лучшими качествами. Найдите также то, что хотели бы изменить в себе. Определите, желаемые изменения относятся к периферийным слоям структуры или вы хотите изменить себя в корне (в ядре). [c.78]

Способности и призвание человека в структуре трудового потенциала. Учет пола и возраста при анализе трудового потенциала важен постольку, поскольку каждый работник в данное время является представителем одной из половин человечества в определенном возрасте. Но есть элементы, которые непосредственно взаимосвязаны с системой реализации трудового потенциала и вне ее не существуют, — это способности, призвание личности. Именно они приводят в действие весь производственный процесс. Специалисты считают, что способности — это такая часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней 1. [c.61]

Исследования связи психофизиологических ошибок с категориями операторов, типами человеко-машинных систем, санитарно-гигиеническими условиями, терблигами, элементами умственной деятельности, а также со временем несчастного случая, местом его в структуре личности человека окажутся весьма ценными не только для выявления опасной рассогласованности, эргономических недостатков в ЧМС и основных компонентах, но и для накопления значительных по объему данных для решения ряда фундаментальных проблем современной профессиографии (профотбор, профподбор, профориентация и др.). [c.229]

Оценка выраженности 16 личностных черт, предложенных Кеттелом в качестве модели структуры личности доброжелательность, интеллект, эмоциональная устойчивость, доминантность, беспечность, моральная нормативность и др. Оценка каждой из черт производится по стандартизованной 10-балльной шкале [c.449]

Юнг Карл швейцарский ученый (1875-1961) утверждал, что индивиды мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит в глубь истории эволюции. Делил структуру личности на [c.18]

Используемое в кадровом менеджменте понятие структура личности позаимствовано из общей психологии. Структура (от лат. stru tura — строение, расположение, порядок) — это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. [c.72]

В основе жизнедеятельности человека лежит удовлетворение базовых (основных) потребностей. Большинство психологов склоняются к мнению, что можно выделить первичные и вторичные потребности. Первичные, как правило, являются врожденными и включают в себя физиологические потребности организма в пище, воде, дыхании, отдыхе и т. п. Такие потребности заложены в человеке генетически.

В отличие от первичных, вторичные потребности являются психологическими и обычно осознаются с приобретением социального опыта. Учитывая, что у разных людей приобретенный социальный опыт различен, то и их вторичные потребности различны. Это, например, потребность в уважении, привязанности, богатстве, власти, принадлежности к определенной социальной среде.

Помимо этого, человек стремится к удовлетворению духовных потребностей. К ним обычно относят потребности в определении смысла жизни, понимании других людей, определения места человека в социальном окружении. Австрийский ученый В. Франкл рассматривал потребность в смысле жизни как наиболее важную в структуре личности, оказывающую влияние на жизнедеятельность человека в целом, в том числе на его трудовую деятельность. Согласно В. Франклу, неудовлетворение потребности в смысле жизни, которую человек не всегда может осознать и сформулировать, зачастую приводит к возникновению экстан-циальной фрустрации. Удовлетворение этой потребности находится в прямой зависимости от личностных особенностей человека и его воспитания. В ряде случаев неудовлетворенность потребности в смысле жизни может принимать уродливые формы стремления к богатству, власти и т. п. [c.105]

Анализ данных, представленных в табл. 6.1, позволяет отметить следующие закономерности после проведения формирующего эксперимента (использование комплексной тренинговой обучающей оис-темы-программы), в экспериментальной группе достоверно увеличилось количество менеджеров с высоким уровнем сформированности оптимальной структуры личности с 15,0 0,26% до 48,0 0,51%, т.е. р

Источник: economy-ru.info

Оцените статью
Добавить комментарий