Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека почти полностью или даже полностью из отдельных подразделений организации, роль и значение человека в организации не только не упали, но даже увеличились. В настоящее время говорят о социально ориентированной экономике, одним из направлений которой является развитие человека в процессе труда. Это означает превращение труда в сферу развития человека, постепенный переход к содержательному труду в комфортных условиях, изменение отношений в коллективе и т. д.
Человек стал самым дорогостоящим ресурсом. Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п., а о числе работников в организации. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией. Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации обеспечивает основу эффективного функционирования любой организации.
Тема 4. Адаптация персонала
Данное исследование направлено на изучение процесса трудовой адаптации, с тем чтобы выявить экономическую целесообразность, необходимые затраты и источники финансирования мероприятий по адаптации. Объектом исследования является организация. Предмет исследования – экономические аспекты управления трудовой адаптацией на предприятии.
Глава I. Трудовая адаптация как объект управления в организации
Главная цель деятельности любого предприятия получение максимальной прибыли при минимальных издержках. Достигнет ли предприятие данной цели, это зависит от объема выпускаемой продукции, ее качества и цены.
Показатель способности производителя производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами факторов производства называется эффективностью производства. Говорят, что одна компания эффективнее другой, если она может производить столько же продукции , сколько и другая компания, но с меньшими затратами факторов производства [11, 341].
Эффективность (результативность) определяется рядом факторов, включающих способность к труду, отношение к труду и усилия. Влияние указанных трех факторов на данную работу и результативность опосредуются системой целей, задач, операций, обучения и стандартов (ЦЗООС), а также общим управленческим процессом планирования, руководства, организации, контроля и адаптации (ПРОКА) [10;341].
Эффективность большинства работ в большинстве организаций измеряется и оценивается в той или иной форме в зависимости от организации и уровня внутри организации. Тем не менее, главные цели одинаковы: измерить, оценить и вознаградить результативность индивида.
KEF-2016. Адаптация рынков труда к рецессии: случай России: Анна Лукьянова
Бытует мнение, что, пожалуй, достаточным показателем эффективности, результативности какого-либо предприятия является прибыль. На первый взгляд – да, если опираться на некоторый экономико-технократический подход, оставляющий вне поля зрения «человеческий фактор» и производителя, и потребителя. Это управленческая логика времен У.Тейлора и, увы, нашего отечественного движения к рынку. Современные исследователи организационных систем смотрят на проблему иначе, и следующие два примера — лучшие тому свидетельства.
По Д.С. Синку по Т.Питерсону и Р.Уотермену
Действенность Верность своему делу
Ориентация на действие
Лицом к потребителю
Связь с жизнью, ценностное
Экономичность Простота форм, скромный штат
Производительность Производительность от человека
Качество трудовой жизни
Нововведения Самостоятельность и
Рис. 1.1. Критерии результативности; приводится по [5 ;315].
Можно начертить обобщающую схему эффективности, условно разделив при этом ее критерии на психологические и непсихологические (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Критерии эффективности; приводится по [5, .315].
Качество трудовой жизни – один из критериев эффективности. Под ним понимается реакция людей на условия труда и жизни в организационных системах. О качестве трудовой жизни мы судим по удовлетворенности людей условиями труда, чувству безопасности, уверенности и т. п., другими словами, по уровню адаптации человека в трудовом коллективе.
Таким образом, адаптация является одним из критериев эффективности предприятия и оказывает влияние на способность фирмы производить максимальный объем продукции приемлемого качества с минимальными затратами человеческих, временных, информационных и др. ресурсов производства.
1.1. Содержание и структура, критерии трудовой адаптации
Адаптация означает включение личности в новую для нее предметно-вещевую и социальную среду. Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними pаботник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.
Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.
Принято выделять первичную и вторичную адаптацию [6, 29]. Первичная происходит при первоначальном вхождении молодого человека в настоящую трудовую деятельность. Вторичная происходит в двух случаях: при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии, а также при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.
Трудовая адаптация имеет сложную структуру. В ней выделяют психофизиологический, социально-психологический и профессиональный аспекты [6, 31]:
- Психофизическая адаптация — это процесс освоения совокупности всех условий, необходимых для работника во время труда.
- Социально-психологическая адаптация — это включение работника в систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
- Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессиональных качеств, в развитии положительного отношения работника к своей профессии.
На степень трудовой адаптации работников воздействуют различные факторы, связанные с одной стороны с фактическим состоянием элементов общественного труда, а с другой стороны, с уровнем требований работающих к этим элементам [6, 31].
1.2. Факторы трудовой адаптации, расчеты экономического эффекта
Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса. Поскольку адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные [6, 31].
Личностные
Производственные
2.Условия труда и правила
4. Социальное происхождение
организация труда, руководство
5. Уровень притязаний
квалификации, участия в
6. Восприятие самого себя
обсуждении принимаемых решений
4.Виды и способы передвижения
7. Степень профессионального
на работу, продолжительность
передвижения на работу
8. Степень заинтересованности
в собственном заработке
6. Психологический климат
9. Наличие установки на
10. Знание производственных
Рис. 1.3. Факторы трудовой адаптации ;приводится по [3, 200].
Расчет экономического эффекта
Для достижения своих целей организация может влиять на процесс адаптации. Регулирование адаптации предполагает проведение системы мероприятий, направленных
на ускорение адаптации новых работников. Существует ряд факторов, на которые организация не может влиять. Это такие личностные факторы, как пол, возраст, семейное положение, планы на будущее, нормы и ценности молодого работника. Действие производственны:»: факторов во многом управляемо.
В литературе по трудовой адаптации выделяют следующее факторы s
1.Содержание трудовой деятельности — совокупность выполняемых работником действий, их соотношение и взаимосвязь [8;стр.30]. Главный фактор, обуславливающий изменение трудовых функций — научно — технический прогресс. Его сущностью является переход от простых машин к автоматизированным. Техническая база предприятия представляет собой сложное переплетение орудий и средств труда различного типа. Совершенствование содержания условий труда будет иметь как прямое, так ни косвенное влияние на результат деятельности предприятия: достижение целей при меньших затратах труда и времени и ускорение процесса адаптации.
2.Условия труда — совокупность технике — экономических и технике — организационных форм, в которых происходит процесс труда [6;стр.31]. При благоприятных условиях работоспособность человека повышается, так как отсутствует необходимость в затрате сил на защиту организма от воздействия вредных и опасных производственных факторов. Кроме того, повышается эффективность использования рабочего времени за счет снижения потерь рабочих дней, вызванных временной нетрудоспособностью работников. Для оценки санитарно — гигиенической обстановки используются следующие показатели:
а) удельный вес рабочих мест, отнесенных по условиям труда к благоприятной зоне, Крм определяется по формуле:
где Мб — количество мест с благоприятными условиями труда
Мо — общее количество рабочих мест [9;стр.84]
б) удельный вес показателей санитарно — гигиенических условий труда Кс, имеющих отклонения от предельных норм в меньшую сторону (рассчитывается аналогично Крм)
в) удельный вес рабочих, которые трудятся в условиях, не соответствующих санитарно — гигиеническим нормам Кгн определяется по формуле:
где Чрн — численность работников, которые трудятся в условиях, несоответствующих санитарно — гигиеническим нормам
Чо — общая численность рабочих [9;84]
Неблагоприятные условия труда приводят к увольнениям, что влияет на величину потерь рабочего времени. Для расчета этой величины (П) используется следующая формула [9;81]
где Ч — численность работников, уволенных по собственному желанию из-за неудовлетворительных условий труда
Пд — потери рабочего времени в расчете на одного уволившегося
0,5 — коэффициент, показывающий, что мероприятия осуществляются в течении года равномерно [9;31]
Годовая экономия себестоимости продукции Эт в результате улучшения условий труда:
где, Ут — среднегодовой ущерб, причиняемый текучестью рабочей силы по причине плохих условий труда (руб.)
Кт1 и Кт2 — коэффициенты текучести рабочей силы до и после внедрения мероприятий по улучшению условий труда (%)
L — коэффициент, учитывающей долю работников, уволившихся по причине неудовлетворенности условиями труда в общем числе увольнений по собственному желанию [9;81]
Улучшение условий труда и внедрение мероприятий по обеспечению его безопасности приводит к сокращению профессиональной, производственно — обусловленной заболеваемости и производственного травматизма, увеличивает эффективный фонд рабочего времени, приводя тем самым к существенному экономическому эффекту.
Еще одним резервом экономии материальных средств, связанных с улучшением условий труда, является сокращение затрат на льготы и компенсации работающим во вредных условиях. В настоящее время широко применяется система предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда [2;47]. Сюда входит сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск от 6 до 36 дней, лечебно — профилактическое питание, повышенные тарифные ставки, пенсии на льготных условиях (снижение на 5-10 лет пенсионного возраста, уменьшение требуемого стажа работы для назначения пенсии, увеличение ее размера). На предоставление льгот и компенсаций государство расходует огромные средства, которые значительно превосходят расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий труда.
3. Повышение квалификации является одним из требований организационной культуры «образцовых компаний» Необходимость постоянного приобретения новых знаний обусловлена многими причинами, в частности, изменениями технике — технологического плана, переводом предприятий на выпуск более совершенной продукции и т.д., словом, прежде всего вызвана ситуацией, складывающейся на потребительском рынке.
Работники общих категорий изучают функциональные дисциплины и основы человеческих отношений. Подготовка ведется на рабочем месте и вне него и, кроме того, предполагается самоподготовка. Самоподготовка и саморазвитие — важный аспект обучения работников. Компания способствует этому, распространяя печатные материалы и субсидируя покупку соответствующей литературы.
Самостоятельное обучение, в том числе и приобретение теоретических знаний, поощряется администрацией как в плане продвижения по службе, так и повышения заработной платы. Что касается обучения вне рабочего места, то оно осуществляется в учебных центрах компании или в учебных центрах вне компании. Все подобного рода занятия финансируются компанией. По данным журнала «Форчун», в 1987 году, например, «ИБМ» занимала четвертое место в мире по объему продаж (54.2 млрд. долларов) и не имела себе равных по объему прибыли (5.4 млрд. долларов) и величине рыночной стоимости (68.1 млрд. долларов). При этом общие расходы компании на обучение и переподготовка кадров превысили 600 миллионов долларов ( 5 стр.317).
Руководитель может выразить удовлетворенность или неудовлетворенность трудом своих работников, формы их выражения — поощрения и наказания. В связи с этим необходим расчет индексов, характеризующих распределение поощрений и наказаний. Индекс поощряемости рассчитывается по формуле:
In=Nm/Mn,
где, N — число рабочих всей изучаемой совокупности
М — число морально поощренных по всей совокупности
n — число рабочих данной социальной группы (адаптантов)
m — число морально поощренных адаптантов [7;45]
При расчете соответствующих индексов материального поощрения, естественно, берется во внимание как средний размер выплат из фонда материального поощрения, так и из других фондов, которыми распоряжается данный руководитель.
Размер премии, как было показано Ф. Тейлором, должен составлять не менее 30% основной заработной платы. В противном случае премия теряет свою стимулирующую силу .
К системе поощрений необходимо добавить ряд льгот, являющихся составной частью любой постоянной работы, а именно: оплаченные отпуска, страхование жизни и здоровья, оплату больничных, пенсионное обеспечение. Кроме того, организации используют и такие косвенные вознаграждения, как оплата детских учреждений и части строящегося жилья, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей сотрудников в высших учебных заведениях, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи и т.д. При этом необходимо учитывать индивидуальные запросы людей в зависимости от их возраста, семейного положения, размера семьи и т.д. Молодых работников чаще всего интересует немедленное получение денег, людей с большими семьями — размер льготного медицинского обслуживания и страхование жизни. Д.С.Синк подчеркивает, что «в основе хорошо спроектированных и разработанных систем прямого финансового поощрения» лежит ряд принципов, имеющих психологическую специфику» [10;390].
5. Психологический климат в коллективе. Неблагоприятный психологический климат может привести к чисто экономическим последствиям. Для оценки потерь рабочего времени в следствие неудовлетворительного психологического климата используется показатель потерь рабочего времени из- за текучести кадров по этой причине:
Пт = Ч х Пд х 0,5,
где, Ч — численность работников, уволенных по собственному желанию из-за неблагоприятного психологического климата (чел.)
Пд — потери рабочего времени в расчете на 1 увольнение
0,5- коэффициент, показывающий, что мероприятия осуществляются в течении года равномерно [9;31]
Необходимо сравнивать величины потерь рабочего времени из-за нарушения дисциплины труда в коллективах с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом, что позволит определить потери рабочего времени из-за нарушений дисциплины труда, происходящих вследствие неблагоприятного психологического климата.
Косвенные показатели непроизводственного использования рабочего времени в коллективах с неблагоприятным психологическим климатом, является увеличение брака продукции и времени, затрачиваемого на его исправление [9;32]. Практикой установлено, что конфликтные ситуации способствуют увеличению брака продукции и нерациональных затрат рабочего времени на его исправление. Величины этих потерь можно определить по доплатным листкам, выписываемым рабочим за выполнение сверхплановых работ по исправлению брака или по количеству забракованных изделий.
Кроме того системы вознаграждения, рассматриваемые в отрыве от характера взаимоотношений в коллективе, не могут сами по себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет на взаимоотношения в группе, на поведение членов коллектива. Например, нельзя оценить влияние на группу индивидуально — сдельной оплаты или же оплаты на основе фиксированного бюджета группы, если не знать характера деятельности группы.
При анализе оплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:
1) насколько взаимосвязаны взаимодействия членов группы;
2) насколько велика дифференциация в оплате.
Возможны четыре комбинации этих факторов:
1) низкая взаимозависимость — низкая дифференциация в оплате ;
2) низкая взаимозависимость — высокая дифференциация в оплате ;
3) высокая взаимозависимость — низкая дифференциация в оплате ;
4) высокая взаимозависимость — высокая дифференциация в оплате [1;83].
Источник: student-files.ru
73. Понятие и стадии трудовой адаптации
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации т. п. От человека, занимающего каждую из этих позиций, ожидается соответствующее ей трудовое поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации, к условиям труда и его мотивации.
Трудовая адаптация может быть первичной и вторичной. Первичная трудовая адаптация имеет место при первоначальном вхождении работника в новую производственную среду. Вторичная трудовая адаптация происходит при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях производственной среды.
Трудовая адаптация представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, психофизиологической, общественно-организационной, экономической и культурно-бытовой адаптации.
Профессиональная адаптация характеризуется освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формирование профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своему труду.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами трудовой организации.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий (физические и психические нагрузки, удобство рабочего места и др.), оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда.
Общественно-организационная адаптация представляет собой освоение новыми работниками организационной структуры предприятия, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и др.
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Культурно-бытовая адаптация – это участие новых работников в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.
В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:
1) стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения;
2) стадия приспособления, когда работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;
3) стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой;
4) идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.
Неумение адаптироваться в трудовой организации приводит к ее дезорганизации.
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором и человек и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. Трудовая адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости человека в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации т. п. От человека, занимающего каждую из этих позиций, ожидается соответствующее ей трудовое поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации, к условиям труда и его мотивации.
Трудовая адаптация может быть первичной и вторичной. Первичная трудовая адаптация имеет место при первоначальном вхождении работника в новую производственную среду. Вторичная трудовая адаптация происходит при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях производственной среды.
Трудовая адаптация представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, психофизиологической, общественно-организационной, экономической и культурно-бытовой адаптации.
Профессиональная адаптация характеризуется освоением профессиональных возможностей (знаний и навыков), а также формирование профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своему труду.
Социально-психологическая адаптация заключается в освоении человеком социально-психологических особенностей трудовой организации, вхождения в сложившуюся в ней систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с членами трудовой организации.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий (физические и психические нагрузки, удобство рабочего места и др.), оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда.
Общественно-организационная адаптация представляет собой освоение новыми работниками организационной структуры предприятия, системы управления и обслуживания производственного процесса, режима труда и отдыха и др.
Экономическая адаптация позволяет работнику ознакомиться с экономическим механизмом управления организацией, системой экономических стимулов и мотивов, адаптироваться к новым условиям оплаты своего труда и различных выплат.
Культурно-бытовая адаптация – это участие новых работников в традиционных для данного предприятия мероприятиях вне рабочего времени.
В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:
1) стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения;
2) стадия приспособления, когда работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;
3) стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой;
4) идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.
Неумение адаптироваться в трудовой организации приводит к ее дезорганизации.
Источник: 5rik.ru
Презентация на тему Трудовая адаптации персонала
Слайд 1Выполнила
Студентка гр. 9691
Виноградова Мария
Трудовая адаптация персонала
Слайд 2Адаптация – это …
процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией
и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды
активная
пассивная
Слайд 3Процесс адаптации
1.Оценка уровня подготовленности нового работника
2. Ориентация
3. Действенная адаптация
4. Функционирование
Слайд 4Управление адаптацией
Задачи:
Устранение причин
Снижение негативных моментов
создание алгоритма (процедуры)
сокращение неблагоприятных последствий
от деятельности работника;
стабилизация коллектива;
координация деятельности всех работников.
Слайд 5Участники
· HR-служба · PR-отдел · Центр обучения · Руководители подразделений · Отдел АСУ ·
Сотрудники компании
Слайд 6Задачи куратора
помощь в адаптации нового сотрудника;
планирование развития;
сопровождение работы
нового сотрудника на период срока.
Слайд 7Решение организационных вопросов при приеме нового сотрудника
Правила внутреннего трудового распорядка
Инструктаж
на рабочем месте
Знакомство с электронно-информационной и справочной литературой
Слайд 8Информирование нового сотрудника
Задачи и требования к его работе
Система оценки
Информационное пособие
об основах корпоративной культуры компании
2 рабочие недели
Слайд 9Организация введения в должность нового сотрудника
Слайд 10Организация работы нового сотрудника в должности
Слайд 11Оценка качества проведения введения в должность нового сотрудника
Карта контроля введения
в должность нового работника
По окончанию 1-го месяца работы
Слайд 12Оценка результатов адаптации
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и
самого человека.
Психофизиологическая сторона.
Профессиональная сторона
Социально-психологическая сторона
Сравнение полученных результатов
с запланированными
Слайд 13Спасибо за внимание!
Похожие презентации
Обратная связь
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Что такое TheSlide.ru?
Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.
Источник: theslide.ru