Иванова, О. Л. Развитие личности ребенка с ОВЗ на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида / О. Л. Иванова, Е. А. Михайлов, Е. А. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12938/ (дата обращения: 22.09.2023).
Трудовое обучение в коррекционной школе VIII вида не просто один из предметов школьного курса. Его назначение гораздо шире, а влияние на дальнейшую судьбу обучающихся трудно переоценить.
Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация).
К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.
Предпрофильная подготовка учащихся в медицинских и инженерных классах, поддержка профильного …
Коррекционная направленность и четкая организация трудового обучения позволяет подготовить большинство выпускников специальной (коррекционной) школы к работе по профессиям квалифицированного труда, предъявляющего определенные (более высокие, чем при неквалифицированном труде) требования к интеллектуальным возможностям работающего. Это накладывает особую ответственность на учителей трудового обучения.
Можно учить по-разному. Можно учить ребенка часами делать одну и ту же операцию, тренировать один и тот же навык выполнения стандартного изделия. Это будет обучение ремеслу. А возможно обучение поставить совсем по-иному. Можно организовать так, чтобы оно было связано с изучением материала и инструмента, чтобы ребенку стало ясно: для использования разного материала нужен разный инструмент, а также зачем необходимо то или иное изделие, где и как его можно применять.
Сегодняшние первоклассники через 9–11 лет вольются в ряды работников производства. Поэтому школа, начиная с первого года обучения, должна дать учащимся всестороннюю подготовку, включающую формирование общетрудовых компетенций, психологическую подготовку к труду, развитие посредством труда всех сфер личности ребенка: сенсорно-перцептивную, психомоторную, когнитивную, эмоционально-волевую, коммуникативную, духовно-нравственную, креативную.
В связи с этим все задачи по трудовому обучению и воспитанию подрастающего поколения можно объединить в четыре блока:
1. Политехническая подготовка учащихся к труду.
2. Психологическая подготовка учащихся к труду.
Профессионально-трудовое обучение умственно-отсталых школьников.
3. Всестороннее развитие учащихся в труде.
4. Практическая подготовка учащихся к производительному труду.
Политехнический принцип в обучении предполагает ознакомление учащихся с
— предметом труда (обрабатываемыми материалами),
— орудиями труда (инструментами),
— деятельностью человека в труде (оперированием орудиями труда),
— продуктом труда (законченным изделием).
Важной задачей учителя следует считать систематическое ознакомление детей с орудиями труда (ножницами, ножом, иглой, отверткой, лобзиком и т. д.), приемами работы с ними и безопасными условиями их использования. Изучение приемов работы с ручными инструментами следует рассматривать как базу для изучения машинных орудий труда.
Не менее важная задача — знакомство учащихся с технологической последовательностью выполнения любого изделия. Оно включает в себя несколько этапов:
— чертеж будущего изделия;
— необходимые материалы и инструменты.
Рассказывая о технологическом процессе, учитель указывает на то, что в производительном труде все: и предмет труда и орудия труда, и деятельность человека в труде — соединяются в продукте труда, в законченном изделии, несущем в себе пользу для окружающих людей, для общества.
Психологическая подготовка учащихся к производительному труду предполагает формирование положительного отношения к трудовому обучению, интереса к производственным профессиям, развитие навыков трудовых процессов, создание условий для успешного овладения трудовыми умениями.
Психологическая подготовка к труду предусматривает развитие и совершенствование таких психических процессов, как чувственное познание, психомоторика, внимание, мышление, эмоции, воля.
Наиболее важное значение в труде имеет зрительная ориентировка. Прекрасным средством развития зрительного внимания является выполнение аппликаций из цветной бумаги и ткани, работа с природными материалами.
Важное значение в трудовой деятельности имеет восприятие пространственных отношений, формы и величины предметов, расстояний между ними, соотношений частей и деталей предметов. Активным средством воспитания правильных пространственных представлений у детей младшего школьного возраста могут быть работы по изготовлению объемных предметов из картона, природных материалов и пластилина.
Существенную роль в труде играет кинестетическая ориентировка, осуществляемая с помощью кожных и суставно-мышечных рецепторов. Кинестетическая ориентировка у младших школьников формируется при работе с бумагой и картоном, тканью, глиной и пластилином, природными материалами, имеющим различные структуры поверхности. Кинестетические ощущения развиваются у детей в процессе определения характера поверхности материалов, их пластичности, твердости, вязкости и др.
Любая производственная операция выполняется с помощью движений различных групп мышц, контролируемых сознанием. Мускульная работа в процессе целенаправленной трудовой деятельности влечет за собой качественные функциональные изменения клеток, повышая их работоспособность. Систематическая трудовая деятельность вместе с мышцами укрепляет скелетную систему.
В процессе трудовой деятельности усиливается кровообращение и учащается дыхание. Во врем посильного физического труда ребенок глубже дышит, его сердце и легкие работают на полную мощность, происходит интенсивное обогащение всего организма кислородом, устраняются застойные явления во всем организме, в том числе и в головном мозге. Известный факт: развитие мелкой моторики пальцев рук влияет на общее интеллектуальное развитие.
Трудовые задания необходимо давать таким образом, чтобы ученик сначала мог больше поработать головой, чем руками. Ученик должен ясно представлять конечный результат работы, спроектировать продукт труда, спланировать трудовой процесс, продумать организацию рабочего места, осмыслить последовательность технологических операций, провести самоконтроль и контроль за выполнением изделия.
Умения быстро воспринимать информацию формируются у детей при демонстрации наглядных пособий, технических рисунков. Умения принимать правильные решения — при решении проблемных ситуаций, самостоятельном выполнении заданий. Умения осуществлять нужные действия — при разметке, сгибании, резании, отделке, монтаже.
Известно, что мыслей без языковой формы не существует. Вместе с мышлением в труде развивается и речь ребенка. На уроках технологии дети учатся давать полные ответы, проговаривать свои действия, давать анализ и оценку качества выполненной работы, расширяется и активизируется словарь за счет изучения новой терминологии: материалов, инструментов, технологических операций.
Всестороннее развитие учащихся в труде предполагает эстетическое воспитание в труде. Выполняя работу по росписи барельефов, деревянных досок, ребенок выбирает нужную цветовую гамму; выполняя аппликации, составляет красивые композиции. Первостепенную роль в воспитании эстетических вкусов детей, чувства меры играют образцовые изделия, представленные учителем. Эстетические вкусы и чувства формируют и рабочее помещение, и материалы, и инструмент. На уроках труда осуществляется развитие дизайнерских навыков креативного начала и творческих способностей личности ребенка.
Воспитательное значение труда и его положительное влияние на эмоциональное состояние детей при коллективной организации оказывает влияние также на развитие нравственных качеств учащихся.
Первостепенное значение в нравственном воспитании детей имеет профориентационная работа, цель которой состоит в том, чтобы сформировать у детей положительное отношение к труду, уважение к званию рабочего, адекватное восприятие своих способностей и возможностей при овладении навыками той или иной профессии.
Практическая подготовка учащихся к производительному труду начинается с подготовки материально-кадровых и организационно-педагогических условий:
— обеспечение школы материально-технической базой (оснащение кабинетов, приобретение расходных материалов),
— тесная взаимосвязь школы, базовых предприятий, профтехучилищ,
— выбор и применение форм и методов трудового и профессионального обучения,
— обеспечение современными программами, пособиями, методической литературой,
— высокий профессиональный уровень мастерства педагогов.
Процесс трудового обучения в коррекционной школе организуется в различных формах (учебные занятия, производственная практика, общественно-полезный производительный труд, кружковая работа) и отражает определенную специфику:
— более низкий уровень сложности учебного материала;
— замедленный темп обучения;
— использование наглядных методов обучения;
— коррекция присущих учащимся недостатков.
К учебному занятию по технологии предъявляются следующие требования:
1. Целенаправленность занятий.
Каждое занятие должно иметь конкретную учебную, реально выполнимую на данном занятии цель.
2. Научность содержания и оптимальность объема учебного материала.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия.
Каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру или дидактические этапы (повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний, комплексное их применение, контроль, оценка и коррекция знаний, подведение итогов, рефлексия).
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
Необходимо подбирать такие методы обучения, которые в данных условиях дадут наибольший эффект в усвоении знания и овладении умениями и навыками.
5. Рациональное использование учебного времени.
Каждая минута урока должна быть насыщена учебной работой. Темп практической части занятия должен постепенно возрастать.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Это требование означает создание оптимальных условий для обучения каждого ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов ведет к исправлению недостатков, присущих детям с интеллектуальным недоразвитием, что позволяет ослабить или преодолеть дефекты ребенка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть его в развитии. Показателем в развитии обобщенных учебных и общетрудовых умений служит уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
2. Копылова, Т. Г. Система профессиональной работы в коррекционной школе VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. — 2006. — № 5
3. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др. — М.: Дрофа, 2009. — С. 288–301.
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 классы / Под ред. В. В. Воронковой; 4-е издание. — М.: Просвещение, 2006. — С. 157–160.
5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5–9 классы. В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. — С. 3–6.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовое обучение, труд, производительный труд, учебный материал, материал, орудие труда, продукт труда, ребенок, трудовая деятельность, кинестетическая ориентировка.
Похожие статьи
Художественный труд в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»
Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Приобщение детей к миру взрослых | Статья в журнале.
Компоненты трудовой деятельности. Трудовая деятельность — широкое понятие
Трудовое обучение оказывает существенное воздействие на характер знаний детей о труде.
Детям предлагаются картинки с изображением орудий труда людей разных профессий.
Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»
Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх).
Художественный ручной труд в ДОУ | Статья в сборнике.
Художественный ручной труд это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Трудовое воспитание детей младшего школьного возраста как.
трудовая деятельность, трудовое воспитание, труд, воспитание, творческий труд, школьник, образовательный процесс, современная школа, трудовое обучение, трудовой процесс.
Развитие трудовых умений и навыков детей старшего.
Труд является одним из универсальных средств приобщения к человеческой культуре, а также социализация и формирование личности ребёнка. Сегодня в обществе утрачено уважительное отношение к труду.
Труд как воспитательный элемент современного общества
Итак технология трудового воспитания и обучения включает: трудовое воспитание, трудовое обучение, производительный труд, политехническое образование и воспитание, профессиональная ориентация.
Развитие творческих способностей детей на уроках.
С начало на занятиях творческим трудом используются доступные детям виды практической деятельности.
Социально-бытовая ориентировка, помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.
Трудовое воспитание и профориентация детей в коррекционных.
Трудовая деятельность — один из важных аспектов социально-реабилитационной работы.
– коллективный труд в кружках, трудовых бригадах
Очень немного учебных заведений принимают на обучение детей-сирот.
Источник: moluch.ru
Этапы трудового и профессионального обучения учащихся вспомогательной школы
Основной характеристикой трудовой деятельности является сознательность. Трудовые действия человека подчиняются определенной цели – будущему результату этих действий. Цель деятельности формируется в голове работника до начала фактических действий в виде сознательного представления не только конечного результата своих будущих действий, но и всего процесса достижения своей цели. Однако для детей с задержкой умственного развития такие представления не всегда очевидны. Таким образом, обучение умственно отсталых детей навыкам трудовой деятельности, направленной на достижение определенной цели, складывается из трех основных этапов.
1. Развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности.
2. Обучение (путем постоянного тренинга) самостоятельной разработке программы действий (плана работы).
3. Обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы.
Непременное условие каждого из названных этапов – постоянный контроль действий и результатов, как во время всего процесса обучения, так и на каждом отдельном участке работы.
На первых двух этапах ребенок должен в уме осуществить свой замысел и мысленно создать идеальный образ будущих действий и их результатов. Это называют предварительной ориентировкой в задании. Основным ориентиром является сохраняемый в памяти образ будущего результата.
Во время предварительной ориентировки формируются также представления и знания ребенка об условиях выполнения задания. Они, также как и образ будущего результата, служат ориентирами для последующих практических действий. На уроках труда учащиеся обычно используют и другие ориентиры, специально созданные учителем (наглядные пособия, учебные инструкционные карты и т. п.).
Цель использования этих ориентиров – облегчить и активизировать умственные трудовые действия учащихся. Этап планирования заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели с учетом имеющихся условий. Результативность труда во многом зависит от полноты содержания плана работы.
Важным этапом работы является практическое усвоение учеником приемов работы. Трудовой прием – это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.
Однако выполнение приема первого типа не приводит к изменению объекта труда. Практическое выполнение приема предметной деятельности изменяет объект труда, т. е. изменяются его форма, размеры, положение, внутреннее состояние или на объект труда наносятся знаки для выполнения последующих операций. Важным свойством трудовой деятельности является возможность работающего использовать в своем труде ранее сформированные навыки, которые должны закрепляться посредством повторения.
Источник: studopedia.su
Лауткина Основы кор пед курс лекций. Основы коррекционной педагогики
Организация педагогического процесса в специальных учебно-воспитательных учреждениях имеет коррекционную направленность. Содержание коррекционно-восстановительной и образовательной работы и методы, используемые педагогическим коллективом, должны обеспечивать преодоление недостатков развития ребенка, затрудняющих усвоение основ наук и социальную адаптацию в об ществе и быту.
Классы (группы) с трудовой подготовкой открываются на базе специальных (коррекционных) общеобразователь ных учреждений. Открытие классов (групп) с трудовой подготовкой возможно лишь при наличии хорошей материально-технической базы производственного обучения, программно-методического и кадрового обеспечения.
В устав учреждения обязательно должны быть внесены изменения и дополнения, определяющие новый статус школы и его обеспечение. Учащиеся принимаются в коррекционные классы с трудовой подготовкой на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование классов (групп) проводится в соответствии с Типовым положением.
Состав контингента обучающихся может носить смешанный ха рактер по степени умственной отсталости и может быть однород ным, что предпочтительнее. При организации трудового обучения во вспомогательной школе в 5-10 классах разрешается деление класса на две подгруппы (учебно-трудовые группы). Также разрешается организация трудового обучения учащихся с использованием учебно-материальной базы учреждений, которые обеспечивают профессионально-техническое обучение.
Трудовая практика в выпускном классе на базовых предприятиях может быть организована на протяжении учебного года. Содержание практики должно соответствовать профилю трудового обучения.
Распределение учебных часов по предметам и набор учебных предметов определяется самим учреждением на основании Учебного плана вспомогательной школы и зависит от степени умственной отсталости обучающихся. Распределение учебных часов и набор предметов также должны соответствовать основным задачам образования.
Выпускникам специальных образовательных учреждений, сдав шим выпускной квалификационный экзамен по трудовому обучению в установленном порядке выдается свидетельство (удостоверение) с присвоением квалификации, которое является основанием для приема на работу по данной специальности.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду. Сложность решения этой задачи главным образом обусловлена недостатками психического развития, которые присущи умственно отсталым детям. Но при условии обеспечения высокого уровня организации педагогического процесса можно говорить о достижении весьма серьезных положительных результатов. На развитие трудовых возможностей учащихся вспомогательных школ влияет вся система учебно-воспи тательной работы, однако непосредственное научение трудовой дея тельности осуществляется на занятиях труда в учебных мастерских, в процессе кружковой работы и во время производственной практи ки.
Уроки трудового обучения создают наиболее благоприятные условия для устра нения (коррекции) недостатков, имеющихся у умственно отсталых детей в трудовой, а также познавательной деятельности. Сравни тельно высокие возможности развития мыслительных процессов на уроках труда могут быть объяснены, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю педагога.
Тем же фактором в значительной мере определяется эффективность как нравственного и физического, так и эстетического воспитания школьников посредством трудового обучения. Характерные для олигофрениче ского слабоумия особенности психики препятствуют формирова нию, прежде всего, умственных трудовых действий школьников, и в результате их трудовая деятельность оказывается не столь совершен ной, как у учащихся с нормальным интеллектом. Это проявляется в особенностях усвоения цели в планировании работы, в трудностях овладения необходимыми знаниями и сложными двигательными действиями, в особенностях переноса трудового опыта. Однако пу тем специальной организации обучения общий уровень развития трудовой деятельности школьников может быть существенно повышен.
Решается также ряд частных задач организационного характера: создание специальных (имеющих коррекционную направленность) методов и приемов обучения, организация учебной мастерской с учетом специфики, характерной для вспомогательной школы, уста новление для учащихся общих правил, помогающих им правильно д ействовать как при выполнении трудовых приемов и операций, так и в соблюдении организационных требований.
- Этапы трудового и профессионального обучения учащихся вспомогательной школы
- Развитие интеллектуальных и волевых качеств, направленных на осознание цели и условий деятельности.
- Обучение (путем постоянного тренинга) самостоятельной раз работке программы действий (плана работы).
- Обучение детей технологическим приемам, необходимым для непосредственного выполнения работы.
На первых двух этапах ребенок должен в уме осуществить свой замысел и мысленно создать идеальный образ будущих действий и их результатов. Это называют предварительной ориентировкой в задании. Основным ориентиром является сохраняемый в памяти образ будущего результата.
Во время предварительной ориентировки формируются также представления и знания ребенка об условиях выполнения задания. Они, также как и образ будущего результата, служат ориентирами для последующих практических действий. На уроках труда учащиеся обычно используют и другие ориентиры, специально созданные учителем (наглядные пособия, учебные инструкционные карты и т. п.).
Цель использования этих ориентиров – облегчить и активизировать умственные трудовые действия учащихся. Этап планирования заключается в определении порядка и содержания действий для достижения цели с учетом имеющихся условий. Результативность труда во многом зависит от полноты со держания плана работы.
Важным этапом работы является практи ческое усвоение учеником приемов работы . Трудовой прием – это комплекс практических действий, направленный на получение промежуточного, элементарного и законченного результатов трудовой деятельности. Различают приемы умственной и практической (предметной) деятельности. Во время практической работы используются оба типа приемов.
- пропедевтический (работа в I-III классах);
- профессионально-ориентировочный (работа в учебных мастерских в IV классе);
- профессионально-трудовой (профессионально-трудовое обучение в мастерских для учеников V-X классов);
- производственный (обучение учеников в XI-XII классах углубленной социальной и профессиональной подготовки).
Содержание уроков в I-III классах определяет учебная программа, составленная по концентрическому принципу. Виды труда разнообразные, они повторяются с усложнением, углублением и расширением конкретных заданий в зависимости от уровня развития учеников. Школьники работают с бумагой и картоном, глиной и пластилином, природными материалами и текстилем, проволокой и древесиной, конструктором.
Направление профессиональной подготовки учеников на втором этапе (IV класс) определяется на основе учета их физического и психического развития и социальных нужд определенного региона. Профили профессионального обучения очень разнообразные, они отображают требования производственной необходимости региона. Наиболее распространенными являются следующие профессии: столяр, плотник, слесарь, штукатур, полевод, животновод, швея, переплетчик, обувщик.
По степени сложности выделяют профессии трех групп. Первая группа: доярка, садовод, швея-мотористка. Для учеников этой группы нужна хорошая координация движений. Вторую группу составляют профессии: столяр, штукатур, кузнец, слесарь, каменщик, маляр.
Тут важным является развитость кинестетического контроля, способности правильно учитывать условия, которые меняются. Третья группа: рабочий-полевод, грузчик, рабочий столовой, рабочий животноводческой фермы, подсобный рабочий. Тут нужна выносливость и сила. В IV классе создаются условия для того, чтобы ученики познакомились с разными профилями работы и посредством учителя сориентировались в выборе соответствующей способностям профессии.
На третьем этапе (V-X классы) ученики приобретают профессию. Наиболее распространенными в белорусских вспомогательных школах являются следующие профили подготовки: слесарное, столярное, швейное дело, сельскохозяйственный труд. Ведется также подготовка по спаренным профилям: столярно-плотническое, штукатурно-малярное, картонажно-переплётное дело. В некоторых школах ведется подготовка в сфере общественного питания (посудомойка, уборщица), в качестве младшего медицинского персонала (санитарка), озеленителя, дворника.
Обучение ведется преимущественно на операционно-комплексной основе. Ученики предварительно отрабатывают отдельные рабочие операции, затем используют их при выполнении изделий полезного назначения.
В практике применяются разнообразные эффективные средства прямого и опосредованного педагогического руководства учебно-трудовой деятельностью школьников. На уроках имеют место индивидуальные и бригадно-групповые формы работы, выбор которых зависит от ряда условий: разновидности труда, новизны и сложности учебного материала, уровня развития учеников и г. д.
Содержание профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе определяется следующими принципами: социальной значительности содержания обучения с учетом перспектив трудоустройства выпускников; доступности содержания трудового обучения; учета коррекционной значимости содержания трудового обучения; дифференцированного учета возможностей, индивидуальных и типологических особенностей умственно отсталых детей. При выборе профиля трудового обучения берется во внимание возможный квалификационный уровень овладения профессией учеником.
В настоящее время в некоторых вспомогательных школах с целью углубленного овладения рабочей специальностью создаются XI-XII классы. В учебный план включаются общеобразовательные предметы и предметы по профилю профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка предполагает изучение «охраны труда», «обучение по специальности, в том числе и производственную практику». Изучение курса «Охрана труда» организуется с учетом профиля профессиональной подготовки и направлена на формирование у учащихся ответственного и квалифицированного подхода к вопросу обеспечения охраны труда на трудовом месте. Работа в классах организуется по производственному типу (есть плановое задание, ведется пооперационный учет и контроль знаний, создаются бригады, работа стимулируется материально).
5.5. Профориентация. Проблемы трудоустройства
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-педагогической реабилитации детей с ОПФР для их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования.
Прежде всего, необходимо правильное профессиональное ориентирование обу чающихся. Для этого педагогами коррекционных учреждений раз рабатываются авторские программы по вводимым профилям трудо вого обучения. Профессиональная ориентация, привитие трудовых навыков, а отчасти и профессиональное обучение в специальных (коррекционных) школах осуществляются на уроках трудового обучения.
Профессиональная ориентация воспитанников специальных образовательных учреждений осуществляется также на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Проводятся беседы, утренники, КВНы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища (лицеи), встречи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно-воспитательной работы учреждений.
Однако реальность такова, что многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне спо собными к производительному труду, так и не могут влиться в обыч ную жизнь. Это вызвано тем, что в Белоруссии сегодня практически полностью отсутствуют условия для детей-инвалидов с серьезными нарушениями психического развития.
Специальные об разовательные учреждения любого типа, в том числе специальные (коррекционные), перестали отвечать за трудоустройство своих вы пускников. Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников специ альных (коррекционных) образовательных учреждений по профи лям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела).
- Каковы задачи трудового обучения, этапы трудового обучения?
- Определите потенциальные возможности подготовки лиц с умственной отсталостью легкой степени, умеренной и тяжелой к бытовому и производственному труду (в рамках изучавшихся социально-педагогических характеристик).
- Составьте список статей по вопросам трудовой подготовки учащихся с интел лектуальной недостаточностью опубликованных в журнале «Дэфекталог i я», начиная с 2000 г.
- Обоснуйте необходимость увеличенного (в сравнении с другими категориями учащихся) объема трудового обучения учащихся с интеллектуальной недостат очностью.
- Определите основные аспекты проблемы совершенствования трудовой подго товки лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Источник: topuch.com