это многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда: на его прежнем или новом рабочем месте, а если это невозможно, то профессиональная подготовка с учетом прежних профессиональных навыков или профессиональное обучение новой специальности, а если и это невозможно, то адаптация инвалида к новой, доступной для него трудовой деятельности, которая в возможной степени способствовала бы его материальному обеспечению, рассматривалась бы как гуманитарная помощь.
Целью П.р.и. является достижение инвалидом материальной независимости и самообеспечения.
П.р.и. включает экспертизу потенциальных профессиональных способностей, профориентацию, профподготовку, профобучение, рациональное трудовое устройство.
Ю.А. Якуба
Найдено научных статей по теме — 11
Проблемы профессиональной реабилитации детей-инвалидов
Садртдинова В. К., Садртдинова А. А.
Особенности профессиональной реабилитации подростков-инвалидов
Модестов А. А., Иванова О. Ю., Смердин С. В., Лихоузова Н. И., Косова С. А.
Как проходит реабилитация инвалидов Воронеже?
Семейный аспект профессиональной реабилитации молодых инвалидов в вузе
Писарева Оксана Николаевна, Смирнова Людмила Николаевна
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИНВАЛИДОВ ТРУДА
Баскакова Марина Евгеньевна, Соболева Ирина Викторовна
Рассматриваются социально-экономические проблемы профессиональной реабилитации, занятости и профессиональной мобильности лиц, получивших травму или профессиональное заболевание на производстве.
Эффективность реабилитации инвалидов вследствие профессиональнеого боронхита и ХОБЛ
Федорова Т.Н., Глотов А.В., Демченко В.Г.
Источник: didacts.ru
Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Предусмотрено пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности; право граждан на материальное обеспечение предусмотрено на весь срок нетрудоспособности.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо заболевший человек прежде всего нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего человека и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др. (18. – С.154).
Реабилитация инвалидов и абилитация инвалидов. Программа реабилитации и абилитации инвалидов
Заболевший либо получивший травму, увечье человек, ставший временно нетрудоспособным или инвалидом, получает не только лечение — органы здравоохранения и социальной защиты, профессиональные союзы, органы образования (если это ребенок), предприятия и организации, где работал больной, принимают необходимые меры к восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.
Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий.
Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. По отношению к взрослым проводятся мероприятия, предусматривающие их подготовку к различным доступным им видам деятельности, создающие также уверенность в том, что приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в последующем трудоустройстве.
Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий: обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем, находящимся вблизи места работы, поддержание уверенности больного или инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное обеспечение больного или инвалида и его семьи путем выплат по временной нетрудоспособности или инвалидности, назначения пенсии и т.п.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования рабочим инструментом, приспособление прежнего рабочего места больного или инвалида к его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем и т.д. (18. – С.155).
В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Длительная бездеятельность расслабляет человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный психологический эффект дает и длительная социальная изоляция неработающего человека.
Трудовая терапия как метод восстановительного лечения имеет, важное значение для постепенного возвращения больных к обычному жизненному ритму. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).
Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость, концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его болезненных переживаний.
Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранения их социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в психиатрии. (Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести определенную квалификацию.) Положение инвалидов, работающих на конкретных рабочих местах, решается в регионах, на предприятиях в рамках действующего законодательства и локальных правовых актов. Одним из примеров такого решения проблем занятости инвалидов на региональном уровне, в частности, является принятие в 1997 году по инициативе областной службы занятости губернатором Челябинской области постановления от 30.07.97. №563 «О мерах по обеспечению занятости инвалидов и других категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите», устанавливающего на территории области для всех организаций с численностью работников свыше 30 человек обязательную трехпроцентную квоту для приема на работу инвалидов. При наличии законодательной базы по введению квоты для приема на работу инвалидов (федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населения в Российской Федерации») на уровне региона был принят нормативно-правовой акт, регулирующий механизм и порядок установления квоты – постановление губернатора Челябинской области от 01.12.97. №789 «Об утверждении Временного порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов» (в ред. Постановления губернатора области от 08.10.1998. №508). (11. – С.117-122).
В результате была значительно расширена база рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Рабочие места, предоставляемые ежемесячно работодателями, не выполняющими установленную квоту, составляют областной специализированный банк вакансий для инвалидов, который содержит в настоящее время от 600 до 800 вакансий.
Финансовые средства, поступающие от работодателей, не выполняющих установленную квоту, являются дополнительным источником для создания рабочих мест для инвалидов. Проблема занятости инвалидов должна решаться путем разработки и реализации региональных программ занятости инвалидов, объединяющих все финансовые ресурсы региона.
В Челябинской области политика занятости инвалидов нашла отражение в областной межведомственной «Программе профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов», реализовавшейся в 1998–2000 годах и в разрабатываемой в настоящее время аналогичной программе на 2001– 2003 годы. В этих программах, на основе реальных потребностей инвалидов (по данным индивидуальных программ реабилитации инвалидов) и реальных источников финансирования, во взаимодействии с заинтересованными ведомствами, общественными организациями инвалидов и решается проблема трудовой занятости инвалидов в регионе.
В 1998–2000 году органами медико-социальной экспертизы области было разработано 5 196 ИПР с соответствующими рекомендациями по профессиональной реабилитации и показаниями по трудоустройству, из них 14 – для инвалидов I группы, 139 – II группы и 5 043 – III группы. Все эти инвалиды являются потенциальными клиентами службы занятости, кроме тех, конечно, кто выберет самостоятельный поиск работы.
Приводим результаты разработки органами медикосоциальной экспертизы области индивидуальных программ реабилитации инвалидов в 1998–2000 годах. Органы Государственной службы занятости в решении проблем содействия трудоустройству инвалидов используют наряду с так называемыми «пассивными» направлениями (поддержание доходов инвалидов – пособия по безработице, материальная помощь) и «активные» направления политики занятости (трудоустройство на квотированные, новые, созданные с участием службы занятости рабочие места, профессиональная ориентация и профессиональное обучение, участие в общественных работах, содействие предпринимательству). Бытовая реабилитация — это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, автомашины с приспособленным управлением и др.). В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет относительно здоровым детям преодолевать страх перед больным ребенком, формировать культуру отношения к слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и независимым.
Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с клиентом, который получил инвалидность в результате общего или профессионального заболевания, травмы или ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на конечную цель — восстановление личного и социального статуса инвалида — и учитывать метод взаимодействия с клиентом, предполагающий:
¾ апелляцию к личности клиента;
¾ его партнерство с социальным работником в реализации целей реабилитации;
¾ разносторонность усилий, направленных на различные сферы жизнедеятельности инвалида и на изменение его отношения к себе и своему недугу;
¾ единство воздействий биологических (медикаментозное лечение, физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и др.) факторов;
¾ определенную последовательность — переход от одних воздействий и мероприятий к другим.
Целью реабилитации больных и инвалидов должна быть не только ликвидация болезненных проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально приспособиться к окружающей среде.
В этой связи особое значение при проведении реабилитационных мероприятий приобретает экспертиза трудоспособности и рационального трудоустройства.
При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно переплетаются на различных этапах адаптации больного к новым условиям жизнеобеспечения.
При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в частности, объясняется необходимость привлечения к работе с инвалидами социальных работников и психологов в самой системе здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий.
Тем не менее реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает выработку совместными усилиями социального работника, медицинского психолога и врача, с одной стороны и клиента и его окружения (в первую очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному приспособлению клиента к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от этапа. Если задача первого этапа — восстановительного. — профилактика дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих этапов — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и трудовое устройство, создание благоприятной психологической и социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны — от первоначального активного биологического лечения до «лечения средой», психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного и социальных условий.
Таким образом, социальный работник обязан учитывать, что реабилитация — это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого клиента, но и на его окружение — в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая (психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой. Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах клиента может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как средство коммуникации. В процессе реабилитации происходит изменение ориентации — от медицинской модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь индивида с социальной средой). В соответствии с этими и решается, кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений и общественных структур должна осуществляться терапия.
Итак, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Социальная поддержка и реабилитация инвалидов, — процесс сложный, противоречивый. Он включает взаимодействие общества, семьи, личности родителей и ребенка-инвалида.
В целях их социальной защиты принимаются законы, выделяются средства на организацию лечения, реабилитации, образования и досуга, предпринимаются меры по безбарьерному доступу в различные структуры и обеспечению информацией. Для людей с ограниченными возможностями здоровья предусматриваются дополнительное питание, летний отдых и т.п. Однако любых усилий государства будет недостаточно, если не проводить целенаправленную социальную работу с самими инвалидами и их семьями, имея в виду возможную активизацию их жизнедеятельности и обеспечение посильной интеграции в общество. Деятельность в сфере социального обслуживания строится на следующих принципах: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.).
Особую категорию «объектов» обслуживания социальными работниками представляет семья, в которой имеется инвалид, нуждающийся в посторонней помощи.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью, характерными для большинства инвалидов. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Проблема всесторонней профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, включения их в активную общественную жизнь является актуальной для всего мирового сообщества. Для России она обострена как в силу отсутствия ее практического решения, так и по причине неблагоприятной динамики роста численности инвалидов с учетом факторов современной экономической ситуации.
Список использованной литературы
1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Библиотечка Российской газеты», выпуск N 22-23, 1999 г.
2. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.
3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник», 1992 г., N 6, с.10.
4. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.
5. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
6. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., N 17(1831).
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.
9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127
10. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2001.
11. Бочко М.Э. Занятость инвалидов в регионе: проблемы, пути решения // Вестник Челябинского Университета – 2007. — №1. С117-122
12. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с.
13. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
14. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина.
Ростов н/Д., 2000.
15. Деятельность психолога в службах медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов / Метериалы всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге 25-28 сентября 2002г. – М., 2002.
16. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия «Высшее образование»). – С.196.
17. Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов / Сб. норм. актов / Сост. О.В. Павленко, Д.А. Туболев, Л.К. Грачев. — М., 2006.
18. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И.Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002. С.427
Источник: kazedu.com
2.
Актуальность темы социальная реабилитация инвалидов и методика
её осуществления обусловлена следующими обстоятельствами:
— во-первых, возрастанием в современных условиях роли институтов
социального обслуживания инвалидов. Это связано, прежде всего, с
увеличением удельного веса этой категории населения;
— во-вторых, повышенной потребностью инвалидов в социальной
реабилитации, потому как эта категория населения является более
уязвимой, и требует к себе большего внимания, заботы и ухода;
— в-третьих, потребностью выявления существующих проблем в области
социальной реабилитации, это необходимо для того, чтобы
предотвратить их усугубление и выяснить какие мероприятия
необходимо провести для стабилизации положения.
3.
• Объект дипломной работы – это социальная
реабилитация. Предметом исследования
является механизм оказания социальной
реабилитации инвалидам.
• Целью дипломной работы является анализ
социальной реабилитации инвалидов и
методика её осуществления, а также
выработка практических рекомендаций,
направленных на совершенствование
функционирования данной системы.
4.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и
решение следующих задач:
— дать определение термину «социальная реабилитация», определить
сущность социальной реабилитации;
— отметить основные цели и задачи социальной реабилитации;
— раскрыть принципы социальной реабилитации;
— установить методику осуществления социально-бытовой адаптации;
— выявить каковы направления и цели социально-бытовой адаптации,
определить методику её осуществления;
— отметить особенности социальной реабилитации инвалидов с
психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью;
— установить, как проводится социальная реабилитация инвалидов с
нарушениями слуха;
— охарактеризовать методику осуществления социальной реабилитации
инвалидов с нарушением зрения.
5.
Говоря об “инвалидности” важно различать
состояние и ограничения, возникающие в
результате того или иного состояния, что
часто обозначают как дефект. Состояние
обычно является стойкой принадлежностью
личности, например, органическое
поражение головного мозга, отсутствие
конечностей, слепота, глухота.
6.
Ученые и специалисты многих стран
работают над решением благородной
задачи – развить какие-то новые,
эффективные программы в целях
повышения “ценности жизни” инвалидов,
их социальной реабилитации, более
широкого и полного участия во всех сферах
жизни, обеспечения равенства с не
инвалидами.
7.
Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной
интеграции, равных прав и возможностей людей с
инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды
дискриминируемая группа. Наши исследования показали, что у
них ниже зарплата и вообще доход, уровень потребления
товаров, уровень образования. Многие остаются
невостребованными обществом: около 20% людей с
инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу.
Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми
в такой важной сфере, как семейная. Среди инвалидов женатых
и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность
приводит к трудностям сохранения семьи, особенно среди
инвалидов 1 группы. Общественная активность людей с
инвалидностью в целом невысока, они меньше интересуются
общественными проблемами – и это естественно, поскольку
они оторваны от жизни общества.
8.
В зависимости от степени расстройства
функций организма и ограничения
жизнедеятельности лицам, признанным
инвалидами, устанавливается группа
инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет
устанавливается категория «ребенок –
инвалид». В Российской Федерации число
детей-инвалидов по приблизительным
подсчетам составляет более 220 тыс.
9.
На территории субъектов Российской
Федерации создаются учреждения
государственной службы медико-социальной
экспертизы первичного уровня – бюро
медико-социальной экспертизы, а также
учреждения высшего уровня – главные бюро
медико-социальной экспертизы субъекта
Российской Федерации. Бюро медикосоциальной экспертизы создаются, как
правило, из расчета одно бюро на 70-90 тысяч
населения при условии освидетельствования в
год 1800-2000 человек.
10. Принципы реабилитации инвалидов
Дифференцированность:
с точки зрения подбора мер воздействия с учетом формы заболевания,
глубины поражения органов и систем;
с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация,
социально-трудовая адаптация, социальная интеграция).
Последовательность:
в видах реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, трудовая,
социальная);
в методах (восстановительная терапия, трудовая терапия, бытовая
адаптация);
в организации (формирование медицинских показаний, выбор видов труда,
досуговых мероприятий).
Комплексность – единовременный “охват”
инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе
реабилитационного воздействия.
11.
Социальная защита инвалидов – система
гарантированных государством
экономических, социальных и правовых
мер, обеспечивающих инвалидам условия
для преодоления, замещения
(компенсации) ограничения
жизнедеятельности и направленных на
создание им равных с другими гражданами
возможностей участия в жизни общества.
12.
Смысл реабилитации не в определении
ущербности, а в выявлении потенциальной
способности инвалида вернуться,
насколько это возможно, в общество и
максимально реализовать свои
ограниченные способности, чтобы не стать
вечной обузой общества и его изгоем.
13.
В законе «О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов» сформированы основные принципы
социального обслуживания инвалидов:
соблюдение прав человека и гражданина;
предоставление государственных гарантий в сфере социального
обслуживания;
равные возможности в получении социальных услуг;
преемственность всех видов социального обслуживания;
ориентации социального обслуживания на индивидуальные
потребности инвалидов;
ответственность органов власти всех уровней за обеспечение
прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.
(ст. 3 закона).
14.
Проблема профессиональной
реабилитации инвалидов рассматривается
отдельно и в силу ее значимости выделена
в особый раздел профессиональнотрудовой реабилитация. В широком смысле
проблема социально-средовой
реабилитации и интеграции инвалидов в
общество не может считаться решенной без
возвращения или приобщения инвалида к
посильной трудовой деятельности.
15.
К задачам социальной реабилитации
относят:
• Содействие социально-бытовой адаптации
клиента с последующим включением его в
окружающую жизнь.
• Оказание помощи в определении
жизненных перспектив и выборе способов
их достижения.
• Развитие коммуникативных навыков.
16. Социально-бытовая адаптация
Социально-бытовой адаптации способствует создание
необходимых условий для независимого существования
инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное
значение, так как в ней он проводит большую, если не всю,
часть своей жизни.
Социально-бытовое устройство составляет важный компонент
социально-бытовой реабилитации, отражая состояние
обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и
вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и
безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое
внимание со стороны государственных структур.
Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение
санитарных норм жилой площади, ее архитектурнопланировочные изменения.
17.
Важно также обучение и просвещение членов
семьи инвалида по различным вопросам: о
характере имеющегося у инвалида заболевания,
возникающих ограничениях жизнедеятельности,
связанных с ними социально-психологических и
физиологических проблемах, видах и формах
социально-бытовой помощи инвалидам, видах
технических средств реабилитации и особенностях
их эксплуатации. Родственников и лиц,
оказывающих помощь инвалиду, необходимо
обучать пользоваться техническими средствами,
особенно предназначенными для облегчения ухода
за инвалидом.
18. Реабилитация инвалидов с нарушением слуха
Инвалиды с выраженной патологией слуха
испытывают определенные сложности в обучении.
Требуются специальные методы в связи с
невозможностью получения а также
воспроизведения информации из-за патологии
коммуникативных функций. Для этой категории
инвалидов существуют специальные школы для
глухих и слабослышащих. Чем раньше начато
обучение, тем больше вероятности развития речи.
Существуют тренажеры для развития слухового,
слухо-вибротактильного восприятия, применяется
аппаратура для коллективных и индивидуальных
занятий.
19. Реабилитация инвалидов с нарушением зрения
Социально-бытовая и социально-средовая
реабилитация инвалидов с нарушениями зрения
обеспечивается системой ориентиров –
осязательных, слуховых и зрительных, которые
способствуют безопасности передвижения и
ориентировке в пространстве.
Осязательные ориентиры: направляющие поручни,
рельефные обозначения на поручнях, таблицы с
выпуклыми надписями или шрифтом Брайля,
рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый
тип покрытия пола перед препятствиями. Слуховые
ориентиры: звуковые маяки при входах,
радиотрансляция.
20. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная реабилитация личности — это сложный
процесс ее взаимодействия с социальной средой, в
результате которого формируются качества
человека, как подлинного субъекта общественных
отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации
является приспособление, адаптация человека к
социальной реальности, что служит, пожалуй,
наиболее возможным условием нормального
функционирования общества.
Источник: ppt-online.org