- Новости школы и не только
- Сведения об образовательной организации
- Основные сведения
- Структура и органы управления
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
- Новости ГИА
- Нормативно-правовые документы
- Информационные материалы
- ГИА обменник
- Порядок проведения ГИА
- Расписание ГИА
- Новости образования
- Образовательный процесс
- ФГОС
- Всероссийские проверочные работы
- Обучение детей с ОВЗ
- Семейное образование
- Профильные классы
- Всероссийская олимпиада школьников
- Предметные олимпиады
- Открытые олимпиады
- Конкурсы
- Рабочие программы
- Методические объединения
- Городские конкурсы
- Добровольческий отряд «Сокол»
- Летний школьный лагерь
- Летний отдых и оздоровление
- Осенний школьный лагерь
- Информация по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
- Профориентация
- Мы встречаем новый год
- Новогоднее оформление ОУ в 2019-2020 учебном году
- Финансовая грамотность
- Новости науки
- Библиотека материалов
- Электронный класс
- Расписание уроков
- Прием и перевод в школу
- Школьное питание
- Организация питания в образовательной организации
Источник: s63.com.ru
2. Понятие, признаки и функции государства.
Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы
Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.
Признаки социального государства. Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.
3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.
Правовое государство: понятие и признаки
4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.
5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.
6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.
7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.
8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:
а) достойных условий существования;
б) социальной защищенности;
в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).
10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.
Функции социального государства. Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:
а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;
в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.
К последним, в частности, относятся:
1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
2. охрана труда и здоровья людей;
3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;
5. поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);
6. финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;
7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;
8. поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;
9. участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;
10. забота о сохранении мира в обществе.
Типы социального государства:
* первичное социальное государство;
* государство социальных услуг;
* государство социального благоденствия;
Периодизация развития социального государства:
первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;
второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;
третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;
четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;
пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;
шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.
Первый тип социального государства — первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.
На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.
Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства. Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.
Третий тип – государство всеобщего благоденствия. Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики. Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.
Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.
Источник: studopedia.org
Понятие и признаки государства
1. Разнообразие подходов к
определению понятия «государство».
2. Понятие и признаки государства.
3. Сущность государства.
4. Государственная власть: понятие,
признаки. Легальность и
легитимность государственной
власти.
3.
1. Разнообразие подходов к
определению понятий
«государство»
4.
Различные подходы к пониманию
государства
теологический
классический
кибернетический
социологический
либеральный
марксистский
5.
теологический подход
христианское учение
мусульманское учение
— государство – это продукт
божественного
происхождения;
— государство – это власть
Божия, целью которой
является
не преимущество
правителя, а благо тех, кем
он правит, а также мир,
добрый порядок
— глава государства халиф –
наследник пророка
Мухаммеда;
— государство есть не что
иное, как слуга религии,
божественного закона,
данного Аллахом пророку
Мухаммеду, содержащегося
в священном Коране
6.
классический подход
государство есть
совокупность трех
элементов:
власть, территория,
население
7.
кибернетический подход
государство
рассматривается как
определенная система,
в рамках которой
движется информация
с прямыми
и обратными связями
8.
социологический подход
государство – явление социальное, существующее только
в обществе, тесно с ним связано, им предопределено
два подхода
государство
отождествляется с
обществом, государство
есть само общество,
особым образом
организованное
— государство –
относительно
самостоятельная
организация,
не совпадающая
с обществом;
— четкое разграничение
государства и
гражданского общества
9.
либеральный подход
государство – это
«ночной сторож»
государство
не вмешивается
в экономические
и социальные
отношения, а только
устанавливает
«правила игры» нормы права,
охраняет в обществе
порядок и т.п.
10.
марксистский подход
государство – особая
организация,
выделившаяся из
общества в результате
разделения
общественного труда
государство – орудие
политического
господства одного
класса над другим
11.
2. Понятие и признаки
государства
12.
признаки государства
наличие государственной территории
институт гражданства (подданства)
аппарат публичной политической власти
государственный суверенитет
наличие права
13.
наличие государственной территории
наличие государственных границ
разделение населения по административнотерриториальному признаку
органы государственного аппарата имеют, как
правило, территориальные пределы
выполнения своих полномочий и управляют
определенными административнотерриториальными единицами
14.
наличие государственной территории
территория государства включает сухопутные,
водные, подземные и воздушные пространства
существует разделение государственной
территории на фактическую и
юрисдикционную территории (посольства,
военные суда и самолету и т.п.)
у каждого государства есть право
и обязанность на защиту своей территории
и своих граждан, проживающих на данной
территории
15.
институт гражданства (подданства)
становясь гражданами (подданными) государства,
индивиды теряют абсолютную свободу
передвижения и выбора места жительства
взамен они получают право требовать от
государства защиты своих субъективных прав
и свобод, как в самом государстве, так и за его
пределами
16.
институт гражданства (подданства)
ст. 3. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ
«О гражданстве Российской Федерации»
гражданство
Российской Федерации
устойчивая правовая связь лица
с Российской Федерацией, выражающаяся
в совокупности их взаимных прав
и обязанностей
17.
аппарат публичной политической власти
государственная власть осуществляется через
государственный аппарат, для которого характерны
следующие черты
специально создается для управления обществом
обладает властными полномочиями вплоть
до применения принуждения
право принятия общеобязательных для исполнения
актов
наличие особого слоя людей, для которых работа
в государственном аппарате является профессией
(профессиональные управленцы)
18.
аппарат публичной политической власти
государство в лице публичной политической власти
обладает монополией на легальное и легитимное
применение силы, физического принуждения
охраняет и регулирует жизнь общества на основе
права, путем издания законов и правил, обязательных
для всего населения
располагает системой принудительного взимания
налогов и иных обязательных платежей, которые
обеспечивают его экономическую самостоятельность
19.
государственный суверенитет
суверенитет
(в переводе)
верховный
означает
верховенство государственной
власти внутри страны, то есть
ее самостоятельность в
определении содержания своей
деятельности, ее полноправие в
установлении режима жизни
общества в пределах своей
территории, и независимость
во взаимоотношениях с другими
государствами
20.
государственный суверенитет
два главных
свойства
верховенство
независимость
внутренний
суверенитет
внешний
суверенитет
21.
наличие права
системы общеобязательных
правил поведения, которым
государство придает
официальный характер
(закрепляя в официальных
источниках), с помощью
которых государство
осуществляет управление
обществом
22.
государство
это политико-правовая организация
общества, распространяющая свою
суверенную власть на занимаемую
территорию, действующая в интересах
всего общества или отдельной его части,
обладающая монополией на
законотворчество, правосудие,
легальное принуждение
(Р.А. Ромашов)
23.
государство
это специфическая, суверенная
социально-политическая организация,
осуществляющая управление обществом
на определенной территории при помощи
права
24.
3. Сущность государства
25.
сущность
любого явления
(в философии)
совокупность наиболее важных, устойчивых,
глубинных связей, отношений и внутренних
закономерностей, присущих данному явлению
и определяющих его главные черты
и тенденции развития
26.
применительно к государству
определить его
сущность
значит установить, в чьих руках
сосредоточена государственная власть,
чьим интересам она служит,
чью волю выражает
27.
основные подходы к трактовке сущности
государства
общественный
классовый
государство есть
средство решения
общих дел;
регулирует
отношения
правителей и народа
государство –
средство для
обеспечения
интересов
господствующего
класса
28.
4. Государственная власть:
понятие, признаки.
Легальность и легитимность
государственной власти.
29.
Понятие государственной власти
социальная
власть
присущее всякой общности
людей отношение господства
и подчинения между
субъектами, опирающееся
на принуждение
разновидность
социальной
власти
государственная
власть
это публично-политическое
отношение господства
и подчинения между
субъектами, опирающееся
на государственное
принуждение
30.
признаки государственной власти
распространяется на все общество
носит публично-политический
характер
опирается на государственное
принуждение
31.
признаки государственной власти
осуществляется специальными
лицами
(чиновниками, политиками и т.п.)
устанавливает систему налогов
организует население
по территориальному признаку
характеризуется легальностью
и легитимностью
32.
легальность и легитимность
государственной власти
легальность
легитимность
означает юридическое
обоснование власти,
ее соответствие правовым
нормам
это доверие и оправдание
власти
юридическая
характеристика
нравственная
характеристика
33.
Типы легитимности
государственной власти
рациональный
идеологический
традиционный
харизматический
(персональный)
34.
рациональный
когда власть узаконена
установленными
демократическим путем
и признанными нормами прав,
основана на подчинении не
личности руководителя, а законам,
в рамках которых избираются и
действуют представители власти
35.
идеологический
когда власть признается
обоснованной в силу внутренней
убежденности или веры в
правильности тех идеологических
ценностей, которые
ею провозглашены
36.
традиционный
когда власть признается
оправданной в силу обычаев,
традиций, привычки
повиноваться, веры в
непоколебимость и священность
издревле существующих порядков
37.
харизматический (персональный)
когда власть основывается на
вере масс в исключительные
качества, особые способности
политического лидера
(вождя от Бога, обладающего
чудесным даром), на личном
авторитете правителя и т.п.
Источник: ppt-online.org