Проблема технологического образования возникла одновременно с появлением общественного трудового опыта, т.е. исторически ее корни уходят в глубину веков, ко времени образования общественно-экономических формаций. Цели, конкретный характер, роль и место труда в формировании человека определяются социальными условиями. Из истории педагогики известно, как на различных ступенях развития общества решались вопросы использования труда для воспитания человека, какие глубокие противоречия возникали во взглядах различных представителей философии и педагогики на роль и место трудовой деятельности в жизни человека.
В основу педагогической деятельности отечественной общеобразовательной школы заложена концепция формирования всесторонне и гармонично развитой творческой личности. Рыночная экономика предъявляет дополнительные требования к общетрудовым и профессиональным качествам работника. Поэтому неоспоримые преимущества получат те из них, кто с детства приучен добросовестно трудиться и обладает для этого необходимыми знаниями, умениями и навыками. Причем, и это очень существенно, речь идет не о подготовке школьников к конкретной профессии (это было главной задачей трудового обучения недавнего прошлого), а о формировании личности, готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций.
Важные Свойства древесины. Дистанционный урок по ТЕХНОЛОГИИ (трудовому обучению) в школе.
Трудовую подготовку школьников можно рассматривать как интегральный процесс и результат воспитания трудолюбия и политехнического образования при изучении основ наук, осуществления на политехнической основе трудового обучения, трудового воспитания и профессиональной ориентации, сельскохозяйственного опытничества, технического творчества, общественно полезного, производственного труда учащихся. Взаимосвязь между указанными отдельными процессами и трудовой подготовкой в целом имеет диалектический характер и указывает на соотношение целого и его частей.
Трудовое обучение — процесс умственных и физических действий, совершаемых учащимися под руководством учителя, благодаря которым учащиеся приобретают знания о предметах, средствах и процессах труда, практические умения и навыки, необходимые для выполнения производительного труда и определенной его области, развивают свое мышление и качества личности, способствующие сознательному выбору профессии и скорейшему включению в общественную трудовую деятельность.
Трудовое воспитание — формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в широком смысле — целенаправленное формирование серьезного отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитание высокосознательного и всесторонне развитого человека; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и подростков к трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация — управление процессом профессионального самоопределения учащихся, нацеленное на оказание выпускникам школы действенной помощи в сознательном выборе профессии в соответствии с призванием, способностями и с учетом общественных потребностей.
Трудовое обучение мальчиков в школе.
В новом учебном плане отечественной школы место, которое раньше отводилось предмету «Трудовое обучение», заняла Образовательная область «Технология». Но это не простая подмена, подретушированная некоторыми изменениями. Главная суть преобразования — в объективных требованиях, обусловливающих необходимость разработки новых подходов к трудовой и технологической подготовке молодежи. Эти объективные требования вызваны изменениями в мировом общественном производстве в связи с появлением новых технологий во всех сферах деятельности человека. Высокие технологии в промышленности, принципиально новые подходы к сельхозпроизводству, появление информационного мира резко меняют функции человека.
Главными в современном производстве становятся работа с новой информацией, черпаемой из единого мирового информационного пространства, и творческие решения постоянно возникающих производственных задач.
Сегодня очевидно, что лидерами мирового развития становятся страны, поставившие целью и способные обеспечить высокий уровень образованности своего народа, гуманитарной, естественной и технологической культуры молодежи, ведущую роль науки как созидательной силы общества. По существу, в обеспечении национальной безопасности ключевая роль отводится образовательной системе как основе решения глобальных проблем, стоящих перед современной цивилизацией: экологией, энергетикой, информацией, развитием межнациональных отношений.
Авторы «Концепции формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе» (П.Р.Атутов, О.А.Кожина, В.П.Овечкин, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцев) определяют технологию как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды. Изучение средств и методов этих преобразований направлено в конечном счете на развитие личности, ее преобразующего мышления.
Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по ее социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям.
Для подобных комплексных подходов к выбору способа деятельности, для реализации именно такого, а не прежнего технократического решения требуется иная идеология, другой взгляд на порядок вещей. Вот почему, не отвергая в принципе той базы, которую создала на основе политехнического принципа прежняя система трудовой подготовки, образовательная область «Технология» вносит целый ряд принципиальных новаций:
1. «Технология» как образовательная область синтезирует знания математики, физики, химии, биологии, других научных дисциплин. Но они, эти знания, рассматриваются как фактор развития промышленности, энергетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других сфер деятельности человека. Показ востребованности этих знаний, их применяемости при трудовой деятельности очень важен: школьники проникаются пониманием значения качества собственной подготовки.
2. Одной из задач обучения становится формирование творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. При этом, возможно, впервые в истории отечественной школы, прямо заявляется, что эта задача перекладывается на самих школьников. Они должны осознать ответственность за собственную подготовку к будущей жизни, за успешность самоопределения в ней.
3. Когда ученик начинает понимать, где, как и почему используемые им знания составляют требуемое целое, когда он ощущает способность понять, проанализировать и интерпретировать факты к области экономики и производства, у него появляются качества активного участника процесса познания. Это уже не объект, пассивно воспринимающий информацию (что чаще всего имело место в традиционной системе трудовой подготовки), а индивидуум, способный планировать и осуществлять свою деятельность в направлении наивысшего личного результата, соответствующего его потенциальным возможностям.
4. Принципиален подход к системе обучения: не узкопредметный, а интегративно ориентированный, проектно-созидательный. При этом включение учащихся в процессы проектирования, конструктирования и моделирования, реализации проекта с последующей оценкой достигнутого результата деятельности становится обязательным фактором взаимодействия учителя и учеников. Проектно-творческий метод следует рассматривать как основной связующий элемент программы, ее сердцевину.
Из истории становления и развития общеобразовательной школы известно, как на различных этапах решались задачи по осуществлению трудовой подготовки учащихся. Анализ исторического опыта позволяет выделить следующие устойчивые тенденции в работе по трудовому обучению школьников:
- воспитывающая, политехническая, трудовая направленность всех видов учебно-воспитательной работы с учащимися;
- осуществление трудового обучения как необходимой составной части общего образования;
- включение учащихся в общественно полезный, производительный труд как в процессе трудового обучения, так и в порядке самообслуживания, в организации трудовых объединений школьников и в других формах;
- достижение наибольшей эффективности в работе по трудовой подготовке школьников благодаря совместным усилиям коллективов школ и предприятий;
- сочетание трудовой деятельности учащихся в условиях школьной учебно-мастерской базы с их производительным трудом в составе коллективов рабочих.
Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников — способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности. Постановка этой общей цели обусловлена по крайней мере следующими двумя факторами:
- Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд. Это положение говорит об определяющей роли трудового воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности. Многофункциональный характер труда (способ удовлетворения человеческих потребностей, создатель общественного богатства, фактор общественного прогресса, средство формирования человека и развития общества в целом и т.д.) обуславливает его многостороннее влияние на формирование личности. Таким образом, труд служит могущественным средством развития всех сил и способностей человека (духовных, нравственных, физических).
- Весь учебно-воспитательный процесс в школе направлен на формирование всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, а трудовая подготовка — необходимая составная часть этого процесса.
Учитель технологии должен понимать: именно он отвечает за то, как реализуется творческий потенциал, которым обладает, в принципе, каждый его ученик, и как будет сформирована психологическая и практическая готовность к активной самостоятельной творческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- http://www.yspu.ru Серебренников Л.Н. «Технологическое образование школьников в свете современных задач».
- Атутов П.Р. Дидактика технологического образования. — М.: ИОСО, 1997.
- Горбунова Т.В. Методика производственного обучения. Курс лекций. — Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. — 100 с.
- Еременко Т.И. Иголка — волшебница: Кн. для учащихся сред. шк. — М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
- Казакевич В.М. и др. Основы методики трудового обучения / В.М. Казакевич, В.А. Поляков, А.Е. Ставровский; Под ред. В.А. Полякова. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.
- Максимова З.Н. Народное искусство в эстетическом и традиционном воспитании детей // Школа и произподство. — 1992. — № 2. — с.
- Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии — Брянск: Изд. Брянского гос. пед. Университета им. Академика И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. — 235 с.
- Программа общеобразовательных учреждений (трудовое обучение) Программа подготовлена научным коллективом «Технология». Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 2006. — 240 с.
Другие статьи автора Падежная система современного русского языка
Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различе�.
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необход.
Другие статьи в «Наука XXI века №10 2018» — Педагогические науки Трудовое воспитание школьников
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека к�.
Падеж как словоизменительная категория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различе�.
Источник: nauka21veka.ru
Методика преподавания технологии в начальной школе, Учебно-методическое пособие, Семёнова Н.А., 2009
Методика преподавания технологии в начальной школе, Учебно-методическое пособие, Семёнова Н.А., 2009.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Методика преподавания технологии в начальной школе, Учебно-методическое пособие, Семёнова Н.А., 2009 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник: obuchalka.org
Методика преподавания технологии
Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ.
1.ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ КУРСА МПТ.
Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ.
Методика преподавания технологии, имеет свой предмет изучения,
использует и свои присущие ей методы исследования. Специфика и
своеобразие этих методов зависит от предмета науки, его содержания и
Среди этих составляющих предмета методики преподавания технологии
технологии обработки материалов, энергии и информации. От него зависят и
им определяются формы, методы и средства обучения технологии.
Трудовое обучение – учебный предмет, имеющий целью расширение и углубление политехнического образования, осуществление допрофессиональной подготовки к труду и трудовое воспитание учащихся
Технология — (от греч . techne — искусство, мастерство, умение ), совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.
Современная методика преподавания технологии в начальной школе как отрасль педагогической науки развивалась со временем и сегодня решает следующие задачи: во-первых, определение содержания дисциплины «Технология», а также способов организации деятельности детей на данных уроках; во-вторых, разрабатывает способы подготовки будущих учителей с позиции их творческого подхода к реализации учебного процесса, самостоятельности и активности в самообразовании
Все это накладывает свой отпечаток на методы педагогического
исследования образовательной области технологии, их выбор и применение.
Педагогическое исследование — это сложная деятельность по установлению
закономерностей учебно-воспитательного процесса с помощью самых
различных методов. Процесс педагогического исследования условно можно
разделить на ряд этапов.
Первый этап — определение конкретной области исследования, выбор
темы, постановка целей и задач исследования. Это связано с изучением
литературы и состояния учебно-воспитательной практики по выбранной
Второй этап — построение гипотезы, то есть предположения о характере и
формах связи исследуемых педагогических явлений, о причинах этих
явлений. Гипотеза строится на основе научного материала, полученного в процессе ознакомления с теорией и историей вопроса, изучения
Третий этап — проверка гипотезы с помощью эксперимента или
дополнительного изучения практического опыта.
Четвертый этап — оформление результатов исследования.
И, наконец, пятый этап — пропаганда результатов исследования и
внедрение их в практику.
На разных этапах исследования используются различные методы. То
есть при проведении научно-педагогического исследования применяется
сразу комплекс методов. Широкое применение в научно-педагогических
исследованиях получили: теоретический и исторический методы,
педагогическое наблюдение, метод беседы, анкетный опрос, изучение
учебной документации и продуктов обучения, педагогический эксперимент.
2.ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧ.КЛАССАХ.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Готовность к труду достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:
1) осознание целей и задач труда;
2) воспитание мотивов трудовой деятельности;
3) формирование трудовых умений и навыков
Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
Формирование отношений к предмету труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетической культуры личности. Таким образом, оно способствует гармоничному развитию личности, деятельность которой отличается творческим и созидательным трудом.
Отношения к средству труда возникают в результате применения технологии, техники, орудий труда для обработки предмета труда, с целью создания изделия. На основе возникающих отношений к средству труда у младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности. Процесс обработки предмета труда с помощью средств труда завершается вещественным результатом, содержательная ценность которого определяется его целесообразностью, удобством в использовании и красотой. Формирование отношения к результату труда имеет особое значение для развития у младших школьников аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело, бережного отношения к результатам человеческого труда
Трудовое обучение как составная часть общей системы политехнического обучения имеет свою систему, в которой I степень — трудовое обучение в начальных классах, II степень — труд в мастерских в основной школе, III степень — трудовая подготовка в старших классах. Система трудового обучения требует соблюдения преемственности между всеми ее звеньями, а также между начальными классами школы и дошкольными детскими учреждениями.
Содержание учебного предмета определяется программой. При заключении содержания программы трудового обучения руководствуются следующими дидактическими принципами: политехнизма; научности; связи теории с практикой; систематичности и последовательности; доступности и посильности труда для учащихся; сознательности и активности учащихся в трудовом научебе; наглядности; воспитания и развития учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом. Каждый из них раскрывается и реализуется через правила обучения, которые определяют способы деятельности учителя и учащихся по реализации принципа в конкретных условиях учебного процесса.
Трудовое обучение в начальных классах является важным звеном в системе учебных предметов, направленных на всестороннее гармоничное развитие школьников. Его целью является развитие личности через приобщение школьников к творческому труду, формирование конструктивного подхода к решению трудовых задач. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
1)ознакомление учащихся с основами современного производства и формирование умений и навыков работы ручными орудиями труда
2)пропедевтики ориентация в разных типах профессий
3)воспитание творческого отношения к труду
4)посильное участие в производительном труде.
3.ПСИХОЛОГИЧ. МЕХАНИЗМЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТ-ТИ, ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ТРУДУ
Во многих случаях психологические знания используются с эвристическими целями – для объяснения механизмов эффективности тех или иных способов обучения и воспитания, для предсказания результатов их применения.
Наиболее распространенными методами при исследовании психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, обобщение независимы характеристик, тесты.
Благоприятное влияние на детей оказывают не только традиционные уроки труда, но и уроки с творческим подходом ( подготовка к различным праздникам ). Это наиболее плодотворный момент в воспитательных целях. В младшем школьном возрасте трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств характера, укреплению типа темперамента.
Психологическая подготовка учащихся к труду — процесс сложный и противоречивый.
При планировании трудовой деятельности нужно учитывать как возрастные особенности, так и темперамент учащихся.
Подготовка подрастающего поколения к труду является важнейшим звено в процессе совершенствования школьного образования. В этой связи особую актуальность приобретает изучение психологических аспектов готовности к труду.
Культура учебного труда — система знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовывать обучение, обеспечивать его высокую производительность.
Организация труда при минимальных затратах дает максимальные результаты. К ее основным элементам относятся плановость в работе, детальная подготовка к ней, постепенное вхождение в нее, соблюдение определенного режима, чистота и порядок на рабочем месте и т.д.
Источник: www.myunivercity.ru