Презентация на тему: » Проблемы реформирования системы социального страхования Тема I. Социальное страхование как форма социальной защиты Тема II. Фонды социального страхования.» — Транскрипт:
1 Проблемы реформирования системы социального страхования Тема I. Социальное страхование как форма социальной защиты Тема II. Фонды социального страхования Тема III. Проблемы социального страхования в современной России Тема I. Социальное страхование как форма социальной защиты Тема II. Фонды социального страхования Тема III. Проблемы социального страхования в современной России И.А.Тогунов МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К УЧЕБНОМУ КУРСУ Владимир 2004
2 Необходимое пояснение автора Представляемое методическое пособие, разработанное на базе новейших информационных технологий, является скромной попыткой автора дать основу теоретических знаний в рамках учебного курса «Проблемы реформирования системы социального страхования». Отбор информации, логика изложения и дизайн не претендуют на абсолютную полноту и однозначность.
Социальные риски
Работа, скорее всего, представляет своеобразный набор тезисов в рамках обозначенных тем. Рекомендуется в качестве вспомогательного материала для использования в учебном процессе преподавателей, владеющими темами настоящего курса в общеобразовательных учреждениях, занимающихся повышением квалификации и переподготовкой кадров в рамках специальности «Социальная работа». Материал может служить первым этапом при получения знаний при самостоятельной подготовке студентов, слушателей институтов переподготовки, работников учреждений системы социального страхования. Web-технология позволяет использовать представленный материал в компьютерных презентациях (Microsoft PowerPoint), распространять на бумажных и электронных носителях.
3 «Социальное страхование» — одна из форм социальной поддержки Определения понятия Широкое понятиеУзкое понятие Система институтов (организаций и правил), обеспечивающих компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения граждан вследствие потери работы, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, а также наступления старости Страхование от рисков наступления событий, связанных с изменением физического состояния и социального положения граждан, обуславливающих ухудшение материального положения их самих и членов их семей
4 Основные принципы социальной защиты Самоответственность людей наемного труда, их работодателей за финансовое обеспечение приемлемого уровня социальной защиты Солидарная поддержка трудозанятым населением и работодателями наименее защищенных работников и членов их семей Оптимальная поддержка, принцип субсидиарности, определяющий рамки солидарной поддержки и фиксирующей ее уровень
5 Основные формы социальной защиты («концепция четырех столпов»)
6 Виды социального страхования Страхование от несчастных случаев на производстве (производственный травматизм, профессиональные заболевания, пенсии иждивенцам, погибшим на производстве Пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца) Страхование в связи с безработицей (пособия по безработице, переобучение и трудоустройство) Медицинское страхование (оплата медицинских услуг, включая оплату временной нетрудоспособности
8.7 Социальные вызовы, риски, проблемы.
7 Материнство Трудовое увечье и профессиональное заболевание Трудовое увечье и профессиональное заболевание Временная нетрудоспособность Потеря кормильца Потеря кормильца Инвалидность Наступление старости Смерть застрахованного Потеря работы Виды страховых рисков Виды страховых рисков Необходимость получения медицинской помощи Страховой риск как объект страховой защиты Социальный риск — это вероятность наступления материальной необеспеченности в следствии утраты заработка или трудового дохода
8 Основные показатели измерения социального риска Социальный риск
9 Аспекты рыночной системы социального страхования Определение источников финансирования как способа накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий социальной защиты Распределение финансового бремени между основными субъектами страхования Способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств
10 Содержание страховой части заработной платы Резервируема часть заработной платы Исчисляется с учетом трудового вклада работника Резервируется за счет средств самого работника Выплачивается в явных случаях Рационально распределяется во времени
11 Сущность участия страхуемого в индивидуальном взносе ВКЛАД страхуемого СООТНЕСЕН с размером пенсий и пособий, которые можно рассчитать исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов Своим взносом СТРАХУЕМЫЙ ВОВЛЕКАЕТСЯ в процесс резервирования страховых накоплений Создаются специализированные СТРАХОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ («социальная защита под одной крышей») ГАРАНТИРУЕТСЯ выплата
12 Соотнесение страхового взноса и страховых выплат Вид страхования ГЕРМАНИЯФРАНЦИЯ Пенсия С 65 лет 8,85% от ФОТ + Государственная дотация С 60 лет Работающий – 6,55% от з/п. Работодатель – 8,2% от ФОТ Государственная дотация По болезни 6,1% от ФОТ Выплаты – 80% зарплаты. Первые шесть недель – 100% Работающий – 6,8% от з/п. Работодатель – 12,6% от ФОТ Выплаты: 90% з/п первые 3 месяца Безработица 3,18% от ФОТ Выплаты – 63-65% Работающий – 2,97% от з/п. Работодатель – 4,43% от ФОТ Выплата: общее дневное возмещение + 30,3% последнего дневного дохода
13 Распределение страховых взносов в фонды обязательного социального страхования (Планируемый процент от фонда зарплаты) Вид страхования Социальные объекты Всего РаботодателиРаботникиГосударство Пенсионное 1733 (социальные пенсии) 23 По болезни 415 Медицинское 312 (неработающие члены общества) 6 От несчастных случаев на производстве 33 Профессиональных и региональных пенсий 3 (тариф гибкий: от 1% до 10%) 2 (работающие в экстремальных условиях) 5 По безработице 2125 По уходу 1113 Источник: Социальная политика. Под ред. Н.А.Волгина, М,
14 Проблемы реформирования системы социального страхования Тема II.Фонды социального страхования
15 Цели социального страхования Гарантия доступа к медицинской помощи Гарантия адекватного возмещения утраченного заработка Гарантия предоставления базового дохода Гарантия социальной интеграции и реинтеграции
16 Принципы социального страхования Принцип солидарности Принцип обязательного участия Общая ответственность государства Участие в управлении
17 Страховщики как субъекты социального страхования Страховщиками в системе социального страхования могут выступать: Специализированный государственный фонд, осуществляющий страхование всех категорий застрахованных от рисков, являющихся предметом социального страхования или его конкретного вида Несколько государственных фондов, осуществляющих страхование разных категории граждан от разных рисков, являющихся предметом социального страхования Негосударственные страховые фонды и компании
18 Формы социального страхования Обязательное государственное страхование для определенной категории лиц (государственные служащие категорий «А» и «В», депутаты, военнослужащие и др.) Обязательное социальное страхование с участием фондов (фонд обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд социального страхования) Добровольное страхование – возникает только в результате свободного волеизъявления
19 В и д ы п е н с и о н н о г о с т р а х о в а н и я Государственные пенсионные программы Обязательные накопительные пенсионные Программы Профессиональные пенсионные программы Дополнительные накопительные программы
20 Государственное (обязательное) пенсионное страхование Система правовых, экономических и, организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности, старости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством
21 Динамика соотношения численности занятых на одного пенсионера в годах Источник: Роик В.Д. Социальное страхование в России: проблемы и пути их решения. / В сб. Экономика труда и социальные отношения. РАГС. М., 1998.
22 Принципы сбора и распределения средств государственного пенсионного страхования России ВсеобщностьОбязательность СправедливостьСолидарность Достаточность средств Автономность средств Однократность обложения Определенность (персонификация) Учет трудового вклада Гарантированность
23 Основные направления реформирования пенсионной системы России Персонифицированный учет Индивидуальный коэффициент исчисления и увеличения пенсии Установление оптимального соотношения средней пенсии и средней заработной платы Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения Преодоление кризиса неплатежей в народном хозяйстве страны Устранение несоответствия пенсионной системы новым социально- экономическим условиям Поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот Поэтапный переход от распределительной пенсионной системы к комбинированной системе пенсионного страхования Введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования Формирование системы гибких стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию и в отношении отдельных категорий граждан Формирование системы добровольного пенсионного страхования
24 Субъекты системы здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития Муниципальные органы управления здравоохранением Федеральный фонд ОМС Территориальный Фонд ОМС Страховые медицинские организации Региональные и муниципальные органы исполнительной власти Региональные органы управления здравоохранением
25 Финансовые источники в системе здравоохранения Бюджеты субъектов Федерации Федеральный бюджет Взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) Средства системы добровольного медицинского страхования (ДМС) Средства частных практик и системы платных услуг Теневые средства («из рук в руки») Спонсорские взносы и пожертвования Не медицинская коммерческая деятельность ЛПУ Сфера медицинских услуг
26 Участники обязательного медицинского страхования Страхователи (для неработающего населения – государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающих граждан – предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса); Застрахованные – все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России; Федеральный и территориальные фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово- кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС); Страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.
27 Основные задачи фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) Обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» Обеспечение прав граждан в системе ОМС Обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования Достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС Обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС
28 Методы оплаты амбулаторной помощи Сметное финансирование Оплата отдельных услуг Оплата услуг по бальной шкале По результатам пролеченных больных (законченный случай) По подушевому нормативу
29 Методы оплаты стационарной помощи Сметное финансирование Оплата отдельных услуг По количеству койко-дней По числу пролеченных больных По результатам пролеченных больных (законченный случай) Согласованных объемов медицинских услуг (глобальный бюджет)
30 Принципы медицинской страховой экспертизы Законность действий (иметь документы, дающие право ознакомления с медицинской документацией, врачебной тайной) Своевременность проведения медицинской экспертизы (оперативное и объективное заполнение документации) Планомерность действий (последовательность и логичность экспертных технологий) Объективность (отражение и анализ исключительно тех фактов, которые подтверждаются документами и свидетельскими показаниями)
31 Использование ресурсов здравоохранения Ресурсы здравоохранения Оптимальное использование ресурсов (7-20% случаев) Неоптимальное использование ресурсов (80-90% случаев) Перерасход ресурсов (45-50%) Неполное использование ресурсов (55-60%) Источник: Актуальные вопросы обязательного медицинского страхования. М., С.140
32 Виды пособий и компенсаций системы социального страхования По временной нетрудоспособности В связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием По беременности и родам Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности Единовременное пособие при рождении ребенка Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пособие по уходу за ребенком-инвалидом Пособие на погребение Компенсация расходов на оздоровление работников и членов их семей
33 Направления расходования средств в системе социального страхования Доля выплата пособий по нетрудоспособности, по беременности и родам – 54,9% Доля расходов на выплату пособий, представляющих скорее формы социального обеспечения, чем страховые возмещения – 6,8% Доля расходов на финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления – 33,6%
34 Показатели деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в 1998 – 2000 гг. Показатели1998 г.1999 г.2000 г. Количество оплаченных дней временной нетрудоспособности на 100 работающих размер среднедневного пособия как доля средней дневной заработной платы, % Количество оплаченных дней по беременности и родам на 100 работающих размер среднедневного пособия как доля средней дневной заработной платы, % Количество выплат пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет, млн.
10,510,011,0 Количество оплаченных дней за детьми- инвалидами, млн. 1,7 Источник: Фонд социального страхования Российской Федерации. Основные показатели финансово-экономической деятельности. М. 2001. С.6
35 Проблемы реформирования системы социального страхования Тема III. Проблемы социального страхования в современной России
36 Организационные проблемы социального страхования в современной России Государственно-политические Законодательно-правовые Кадровые Организационно -технологические Морально-этические Информационно-просветительные Управленческие
37 Общие проблемы системы обязательного социального страхования Сохранение нестраховых принципов Отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений Незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат Неблагоприятные демографические тенденции
38 Внутреннее противоречие системы социального страхования Подсистема общего социального страхования Подсистема коллективного (корпоративного) страхования Не соответствие принципам социального страхования в рыночной экономике
39 Положения рыночной модели системы социального страхования Обеспечение финансирования в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и за счет работников (удерживаемых их зарплаты) Установление прямой зависимости размера и качества страховых услуг от размеров страховых взносов
40 Проблемы дифференциации и разграничения компонентов социального страхования Общее социальное страхование: — единый тариф взносов — единый перечень пособий и льгот и однозначные условия их получения — адресное финансирование — реализация в рамках обязательного социального страхования Коллективное (корпоративное) социальное страхование: -самостоятельное установления уровня социальных гарантий -предоставление дополнительных медико-социальных услуг -реализация в рамках добровольного социального страхования обязательного для работодателя
41 Принципы институционализации корпоративного социального страхования РЕАЛИЗУЕТСЯ КАК ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ КАК ДОБРОВОЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ Размер взносов, направление использования собираемых средств, состав и условия получения выплат определяется договорами коллективного страхования Размер взносов, направление использования собираемых средств, состав и условия получения выплат определяется договорами коллективного страхования Выбор страховщика, определение размера страховых взносов, состава возмещаемых рисков, перечня и размера выплат производится на договорной основе в рамках параметров, определенных государством Выбор страховщика, определение размера страховых взносов, состава возмещаемых рисков, перечня и размера выплат производится на договорной основе в рамках параметров, определенных государством
42 Проблемы пособий по временной нетрудоспособности в системе социального страхования Привязка размера пособия по временной нетрудоспособности к величине непрерывного трудового стажа Размер пособия не зависит от длительности заболевания Дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от количества дней болезни Исключение первых дней заболеваний из числа оплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования Возложение на работодателя обязанности частичной оплаты пособий, помимо взносов на социальное страхование
43 Основные направления реформирования системы обязательного социального страхования Соблюдение конституционных прав граждан РФ Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования Соблюдение страховых принципов Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей Устранение дублирования функций Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС
44 Основные механизмы достижения целей при реформировании системы социального страхования Проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования Ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, установление четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определение источников финансирования Осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны Определении потребности системы ОСС в финансовых средствах Изменении законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов ОСС в органах управления системы ОСС Создании условий для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС
45 Предложения по реформированию системы обязательного пенсионного страхования Сокращение расходов ПФР, производимых помимо расходов на выплату текущих пенсий Сокращение долгосрочных обязательств ПФР на выплату пенсий Изыскание дополнительных источников финансирования
46 Предложения по реформированию системы обязательного социального страхования Перенос нестраховых выплат на бюджеты разных уровней Оптимизация страховых расходов
47 Программа социальной поддержки льготных категорий граждан Общий объем финансирования (на 2005 год) 180 млрд. руб. Передача средств пенсионерам Доплата к пенсии в зависимости от категории пенсионера (с индексацией) Улучшение пенсионного обеспечения Финансирование «социального пакета» 67,5 млрд. руб. Лекарственное обеспечение 51 млрд. руб. Санаторно-курортное лечение 9 млрд. руб. Предоставление транспортных услуг 7,5 млрд. руб. Сохранение наиболее социально значимых натуральных льгот Источник: Ж. Российская Федерация сегодня, 16, 2004
48 Модель системы социального страхования в России ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ) СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ (КОЛЛЕКТИВНОЕ И ЛИЧНОЕ) ОБЩЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) РЕГИОНАЛЬНОЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ) ПЕНСИЙ ПО БОЛЕЗНИ МЕДИЦИНСКОЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ (ДОЛГОСРОЧНЫХ) ПЕНСИЙ РЕГИОНАЛЬНОЕ (ДОЛГОСРОЧНЫХ) ПЕНСИЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УХОДУ ЗА ПРЕСТАРЕЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ МЕДИЦИНСКОЕ Источник: Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы (Практика социальных служб, учреждений, организаций). / Учебное пособие. Под ред. В.С. Кукушкина. М. — Ростов-на-Дону, 2003
49 Благоприятные социально-экономические последствия реформ в системе социального страхования Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС; Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из тени при увеличении объемов средств на социальное страхование
51 Контрольные вопросы по курсу «ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ» Кто является субъектами системы здравоохранения? Кто является участники обязательного медицинского страхования? Перечислите финансовые источники в системе здравоохранения. Перечислите основные методы оплаты амбулаторной помощи. Какие формы оплаты стационарной помощи Вы знаете?
Что включают в себя принципы медицинской страховой экспертизы? Какова эффективность использования ресурсов здравоохранения? Назовите основные виду пособий и компенсаций системы социального страхования. Перечислите основные организационные проблемы социального страхования в современной России. Назовите основные положения рыночной модели системы социального страхования.
Как вы понимаете реализацию организационно-правового механизма в системе социального страхования? Обозначьте пути решения проблемы пособий по временной нетрудоспособности в системе социального страхования Каково долевое использование средства в Фоне социального страхования? Приведите Ваши доводы в пользу либо против включения рыночных отношений в систему социального страхования. Приведите примеры проблем социального страхования сотрудников в Вашей организации.
Источник: www.myshared.ru
Страховой риск и страховое обеспечение
Согласно ст.7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» к числу социальных страховых рисков относятся следующие случаи:
- 1. Небходимость получения медицинской помощи;
- 2. Временная нетрудоспособность;
- 3. Трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- 4. Материнство
- 5. Инвалидность;
- 6. Наступление старости;
- 7. Потерю кормильца;
- 8. Признание безработным;
- 9. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его
семьи, находящихся на его иждивении.
Следует заметить что все эти события характеризуются такими признаками, как вероятностный характер (это событие может наступить и не наступить), возможность определения степени вероятности, независимость его наступления от воли застрахованного. Для характеристики социального страхования важно то, что обеспечение связывается не с самим фактом наступления от воли застрахованного. В Федеральном Законе «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 г.» оговаривается финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством РФ о социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей Фонду социального страхования РФ. Федеральный закон от 22.12.2005 г. № 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 г.» п.4 ст.1
Страховое обеспечение определяется характером негативных последствий и как правило изменением материального положения застрахованного (утратой им дохода полностью или частично). Поэтому способом защиты в таком случае становиться возмещение этой утраты. По ст.8 ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в качестве обеспечения предусматриваются прежде всего денежные выплаты размеры которых прямо или косвенно соизмеряются с суммой утраченного дохода. Так как материальное положение может изменяться или пострадавший может понести дополнительные расходы, то в таких случаях обеспечение предоставляется по фактическим расходам или в сумме, установленной в законодательстве. Так, к страховому обеспечению по отдельным видам социального страхования относят:
- 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- 2) пенсия по старости;
- 3) пенсия по инвалидности;
- 4) пенсия по случаю потери кормильца;
- 5) пособие по временной нетрудоспособности;
- 6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- 7) пособие по беременности и родам;
- 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- 9) пособие по безработице;
- 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- 11) единовременное пособие при рождении ребенка;
- 12) пособие на санаторно-курортное лечение;
- 13) социальное пособие на погребение;
- 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:
- 1. пособие по беременности и родам;
- 2. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- 3. единовременное пособие при рождении ребенка;
- 4. ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- 5. ежемесячное пособие на ребенка. Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» ст.3
Источник: vuzlit.com
Страхование в системе управления социальными рисками
Страхование социальных рисков или социальное страхование является основной частью системы социального риск-менеджмента, в более широком смысле организуемой и проводимой государством социальной защиты населения, другой частью социальной защиты является социальное обеспечение (включающее социальное вспомоществование или минимально допустимое социальное обеспечение наиболее незащищенных слоев населения).
Базовым отличием двух направлений социальной защиты являются различные механизмы финансирования: в социальном обеспечении
финансирование осуществляется из бюджетов всех уровней, в социальном страховании — за счет применения страхового механизма или создания и распределения средств страхового фонда среди его участников.
В социальном страховании, так же как в коммерческом страховании речь идет о чистых страховых рисках. Поэтому при рассмотрении последствий реализации социальных рисков мы говорим не об изменении благосостояния, а о его ухудшении.
Не все социальные риски могут быть застрахованы. Риски, подлежащие социальному страхованию, называются социальными страховыми рисками. В настоящее время в Российской Федерации обязательному социальному страхованию, основному механизму, в рамках которого реализуется право граждан на социальное обеспечение, подлежат 8 социальных рисков, еще один социальный риск, обязательное социальное страхование которого осуществлялось до 2001 г., риск признания безработным, управляется через федеральные и региональные органы власти, а также местные органы самоуправления и бюджеты всех уровней. Не подлежит обязательному социальному страхованию в виду своей массовости социальный риск бедности. Управление этим риском осуществляется органами государственной власти в институциональном плане и бюджетами всех уровней в финансовом плане.
В Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» социальным страховым риском признается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, на случай наступления которого проводится обязательное социальное страхование.
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости;
- пенсия по инвалидности;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- пособие по беременности и родам;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им определенного законом возраста;
- пособие по безработице;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- пособие на санаторно-курортное лечение;
- социальное пособие на погребение;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечения оздоровление работников и членов их семей.
Повторим, данные виды страхового обеспечения определены законодательно.
История появления, закономерности развития, периодичность и основания для выплат, порядок определения сумм, основания для расширения перечня видов обеспечения, возможности применения добровольной формы страхования и многие другие аспекты изучаются в рамках предмета
«Социальное страхование». Однако прежде, чем приступить к исследованию теории и практики социального страхования, кратко представим историю и теорию страхового дела.
Источник: laws.studio