Трудовой капитал как часть человеческого капитала

Человеческий капитал, как фактор производства Понятие "человеческий капитал" приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов -...

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов — теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития. В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование.

1.Введение.2
2.Понятие человеческого капитала.3
3.Оценка качества человеческого капитала, как фактора производства.4
4. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в среде бизнеса. 7
5.Заключение.10

2.Понятие человеческого капитала.3

3.Оценка качества человеческого капитала, как фактора производства.4

4. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в среде бизнеса. 7

Понятие «человеческий капитал» приобретает в настоящее время большое значение не только для экономистов — теоретиков, но и для отдельных фирм. Резко возрос интерес экономической науки к человеческим созидательным способностям, к путям их становления и развития.

Как моделировать человеческий капитал?

В большинстве компаний начинают придавать большое значение накоплению человеческого капитала, как самого ценного из всех видов капитала. Одним из способов накопления человеческого капитала является инвестирование в человека, в его здоровье и образование. Сегодня изучение проблем повышения эффективности использования производительных сил людей, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является не просто актуальным, а выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально — экономических исследований. Это предполагает проведение глубоких научных исследований данной проблемы.
Теорией человеческого капитала начали заниматься уже с XIX века. Такие известные экономисты — теоретики как В. Петти, А. Смит, Дж. С. Милль и К. Маркс включали развитые полезные способности человека в понятие основного капитала. Не прерывалась дискуссия о необходимости и целесообразности трактовки человека и его способностей как своеобразного основного капитала. Такие экономисты, как Жан-Батист Сэй, Джордж Маккуллох, Нассау Сениор, Вальтер Рошер, Генри Маклеод, Леон Вальрас, Иоганн фон Тюнен, Ирвин Фишер считали возможной и полезной трактовку человека как основного капитала.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. В дальнейшем понятие человеческого капитала существенно расширилось. Последние расчеты, сделанные экспертами Всемирного банка, включают в него потребительские расходы — затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели [1] [2] .

Человеческий капитал — просто о сложном

Особенности человеческого капитала:

* в современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста;

* формирование человеческого капитала требует от самого человека и всего общества значительных затрат;

* человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым;

* человеческий капитал может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться;

* человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности;

* человеческий капитал неотделим от его носителя — живой человеческой личности;

* независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными и др., использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком.

Человеческий капитал — это важнейшая составная часть современного производительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. Основным фактором существования и развития человеческого капитала являются инвестиции в человеческий капитал.

Оценка качества человеческого капитала как фактора производства.

Основные методики оценки человеческого капитала
Человеческий капитал как сложная экономическая категория имеет качественные и количественные характеристики. В рамках современной теории человеческого капитала оценивается не только объем вложений в человеческий капитал, но и объем аккумулированного индивидуумом человеческого капитала. При этом подсчитывают стоимость общего объема человеческого капитала как для одного индивидуума, так и для всей страны.

В экономической литературе используется большое разнообразие подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки.

Одним из наиболее простых способов является способ, использующий натуральные (временные) оценки, измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Распространенным методом измерения человеческого капитала является принцип капитализации будущих доходов, основанный положении о так называемом «предпочтении благ во времени». Суть метода: люди склонны выше оценивать определенную сумму денег или набор благ в настоящем времени, чем такую же сумму или набор благ в будущем.
Каждого человека можно рассматривать как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем человеческого капитала. Следовательно, и заработную плату, которую получает любой работник, также можно рассматривать как сочетание рыночной цены его «плоти» и рентного дохода от вложенного в эту «плоть» человеческого капитала. Человеческий капитал в качестве компонента имущества приносит доход, который можно представить как дисконтируемую заработную плату, получаемую работником в течение всего трудоспособного периода жизни. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть «перманентный» (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества. В отечественной экономической литературе долгое время вместо понятия «человеческий капитал» использовали понятие «фонд образования», который представляет собой стоимостную оценку накопленных работниками знаний, навыков, умений и опыта.

При оценке фонда образования используются два основных подхода:

1) Подсчитываются фактические затраты на образование, осуществленные в течение того или иного длительного периода времени. За этот период, отделяющий время получения образования от момента подсчета, последовательно увеличивается и сам уровень образования, а также возрастает стоимость обучения. С учетом соответствующих корректив возрастного оборота рабочей силы и смертности населения можно построить ряды показателей фонда образования, представляющие собой кумулятивную сумму всех прошлых фактических затрат за вычетом средств, затраченных на обучение лиц, уже выбывших к моменту исчисления из состава рабочей силы населения.

2) Производится оценка реальной производительной ценности того запаса знаний, навыков, умений, опыта, которыми обладает рабочая сила в определенный отрезок времени. Для современных компаний можно предложить ряд основополагающих подходов для оценки их человеческого капитала.

Методы расчета стоимости человеческого капитала компании:

1. Метод расчета прямых затрат на персонал. Наиболее простой способ для менеджеров компании рассчитать общие экономические затраты, осуществляемые компанией на свой персонал, включая оценку затрат на оплату персонала, сопряженные с этим налоги, охрану и улучшение условий труда, расходы на обучение и повышение квалификации. Достоинство этого метода — простота. Недостатки — неполная оценка реальной величины человеческого капитала. Часть его может просто не использоваться на предприятии.

2. Метод конкурентной оценки стоимости человеческого капитала. Этот метод основан на сумме оценки затрат и потенциального ущерба, наносимого компании при возможном уходе из нее работника:

* полных затрат на персонал (см. метод 1), производимых ведущим конкурентом (с учетом сопоставимых мощностей производства);

* индивидуальных премий каждому работнику компании (полученных на основе квалифицированных экспертных оценок), которые могла бы заплатить конкурирующая компания за его переход к ним;

* дополнительных затрат компании, необходимых на поиск эквивалентной замены работника в случае его перехода в другую компанию, затраты на самостоятельный поиск, рекрутинговые агентства, объявления в прессе;

* экономического ущерба, который понесет компания на период поиска замены, снижение объема продукции или услуг, затраты на обучение нового работника, ухудшение качества продукции при замене работника новым;

* потери уникальных интеллектуальных продуктов, навыков, потенциала, который работник унесет с собой в компанию конкурента;

* возможности потери части рынка, роста продаж конкурента и усиления его влияния на рынке;

* изменения системных эффектов синергии и эмерджентности (усиления взаимного влияния и появления качественно новых свойств) членов группы, в которой находился работник.

Структура приведенной оценки человеческого капитала показывает, что реальная стоимость человеческого капитала в 3-500 раз выше номинально оцениваемой сегодня в большинстве российских компаний в зависимости от уровня интеллекта и квалификации работника. Это минимальная оценка для малоквалифицированного труда, но даже здесь она выше, чем оценка простой оплаты труда, так как теряется опыт работника и сложная система его взаимодействия с другими работниками. Оценка максимальна для «золотых воротничков», наиболее квалифицированных работников фирмы в сфере менеджмента, информационных системах, инновационных интеллектуальных процессах.

Этот метод сложнее, но он дает гораздо более эффективную оценку реальной стоимости человеческого капитала фирмы. Опыт массового переезда за рубеж и перехода многих российских работников в зарубежные фирмы показывает, что многие работники, имевшие в российских условиях ежемесячную заработную плату в размере 700-1500 руб. получили за рубежом работу с заработной платой более $100 тыс. в год.

3. Метод перспективной стоимости человеческого капитала.
Учитывает в дополнение к методу конкурентной стоимости оценку динамики стоимости человеческого капитала в перспективе на 3, 5,10 и 25 лет. Эта оценка, в первую очередь, необходима для компаний, занимающихся разработкой крупных и долгосрочных проектов, например, проводящих исследования в сфере создания инноваций или строящих крупные высокотехнологичные объекты, так как стоимость ряда сотрудников при этом меняется неравномерно, резко вырастая в период достижения ими наиболее важных результатов по истечении достаточно длительного периода времени и приближения ими к получению ожидаемых конечных результатов, когда возможный уход из компании части персонала сопряжен с большими экономическими потерями.

4. Оценка стоимости человеческого капитала на основе испытаний в среде бизнеса. Эта оценка может быть получена на основе двух подходов:
— по конкретным результатам, полученным работником, исходя из прибыли, которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных. Эта оценка широко распространена в бизнесе, так как наиболее проста. Но одновременно она наиболее жесткая и нередко ошибочна.

По мнению одного из ведущих российских бизнесменов, если менеджер проваливает бизнес один раз, он теряет 50% своего имиджа, если второй раз — он полностью теряет свою репутацию. Однако в рамки такого подхода не вписываются многие ведущие менеджеры мировых корпораций-лидеров, которые неоднократно терпели неудачи, но поднимались вновь и создавали еще более эффективный бизнес.

Кроме того, во многих случаях провал бизнеса может быть вызван совершенно непрогнозируемым мировым кризисом или случайным крупным колебанием конъюнктуры. В результате будет «списан» менеджер, имеющий огромный потенциал, талант и перспективы, но ставший жертвой действия двух крупных кризисов. Однако нельзя не считаться и с тем, что оценка по конечному результату, а не по обилию дипломов, отзывов, мнений, связей (что наиболее характерно для российских условий) — наиболее точный и правильный подход. Поэтому предлагается другой подход, основанный на концепции, которая позволяет получить оценку на базе конечных результатов, но, образно говоря, с «человеческим отношением к человеческому капиталу»: которую он принес фирме, или по увеличению ее активов, в том числе интеллектуальных.
— оценка человеческого капитала на основе системы Деловых Учений по менеджменту, экономике и маркетингу на базе высоких информационных технологий. Эта концепция основывается на прогнозе результатов работы менеджера в среде бизнеса, максимально приближенной к его реальной среде. По мере усложнения рыночных условий предприниматели быстро поняли, что каждый доллар, вложенный в подготовку кадров менеджмента, дает наиболее высокую отдачу в экономике. Для того чтобы привлечь менеджеров, обеспечивающих прорыв компании на рынке и переход из зоны убытков в зону прибылей, компании готовы затратить суммы, измеряемые десятками миллионов долларов. Неудивительно, что наиболее высокооплачиваемым трудом в рыночных условиях является труд менеджера, от квалификации и таланта которого зависит процветание или разорение на рынке.

Человеческий капитал – вероятностная величина. Каждая из составляющих человеческого капитала также носит вероятностный характер, и, как было показано выше, зависит от многих факторов. Некоторые составляющие человеческого капитала можно рассматривать как независимые величины, а некоторые – как условно зависимые. Например, наличие хороших или плохих природных способностей не изменяет вероятности существования хорошего или плохого здоровья, наличие тех или иных знаний, хорошей или плохой мотивации к постоянному развитию или производительному труду. Наличие профессиональных знаний может повышать вероятность существования высокой мотивации к труду, но (при отсутствии высокой общей культуры) может не оказать на неё никакого влияния.

Источник: www.myunivercity.ru

Человеческий капитал как социально-экономическая категория

1. Человеческий капитал как социально-экономическая категория

2. Определение ЧК

Человеческий капитал — это креативные профессионалы,
интеллект, знания, креативная часть трудовых ресурсов,
качественный и высокопроизводительный труд и высокое
качество жизни.
Человеческий капитал является естественным развитием и
обобщением понятий человеческий фактор, трудовые
ресурсы, интеллектуальный капитал и социальный
капитал, однако ЧК является более широкой социальноэкономической категорией.
Человеческий капитал формируется за счет инвестиций в
воспитание, образование, культуру, здоровье, науку,
безопасность людей, в качество их жизни и
интеллектуальной деятельности и в другие составляющие
ЧК.

3. Этапы развития человеческого капитала

Экономическая категория
«человеческий капитал»
формировалась постепенно и
на первом этапе была
ограничена знаниями и
способностью человека к труду.
Длительное время человеческий
капитал считался только
социальным фактором
развития, т. е. затратным
фактором, с точки зрения
экономической теории.
Считалось, что инвестиции в
воспитание, в образование
являются непроизводительными,
затратными.

4. Первый этап

Человеческий
капитал
Знания
Способность
человека к труду

5. Второй этап

Наука
Человеческий
капитал
Информационное
обслуживание
Культура и
искусство
Образование
Здравоохранение

6. Третий этап

Институциональное
обслуживание
Гражданское
общество и
экономическа
я свобода
Предпринимат
ельские
способности и
климат
Приток ЧК
извне
Безопасность
Наука
Человеческий
капитал
Информационное
обслуживание
Образование
Воспитание
Подготовка
элиты
Здравоохранение
Культура и
искусство
Знания

7. Сущность человеческого капитала как социально-экономической категории

1. Это накопленный запас знаний, умений, навыков, способностей, имеющий
количественную, качественную и стоимостную характеристики.
2. Это результат тех или иных инвестиций в человека. Затраты, связанные с инвестициями в
человеческий капитал, можно разбить на следующие группы:
а) расходы потенциального работника
б) упущенные заработки, проявляющиеся в экономических потерях индивида, связанные с тем,
что в процессе обучения (производства собственного образовательного капитала) работник
теряет время, на протяжении которого ему не удается работать вообще или приходится
осуществлять трудовую деятельность в ограниченных временных рамках;
в) моральный ущерб в результате трудностей и неудобств при получении образования,

8. Сущность человеческого капитала как социально-экономической категории

3. Потенциальный человеческий капитал.
4. Реально функционирующий человеческий капитал.
5. Это такой запас знаний, умений, навыков, способностей, которые
использовались в системе общественного воспроизводства, но на данный
момент морально устарели, они перенесли свою стоимость на
изготовляемую продукцию и поэтому определяются как амортизированный
человеческий капитал.
6. Это такой запас знаний, умений, навыков, способностей, который может
привести в перспективе, приводит в настоящее время или приводил прошлом
к росту производительности труда экономического человека, а также
обеспечивает получение им дополнительного дохода.

9. Сущность человеческого капитала как социально-экономической категории

7. Это такой запас знаний, умений, навыков, способностей,
который потенциально или реально в настоящее время
способен привести к росту дохода общества, организации и
конкретного работника.
8. Это такой запас знаний, умений, навыков, способностей,
который через рост доходов общества, организаций и их
носителей стимулирует, с одной стороны, вложения в
экономического человека со стороны государства,
отдельных организаций, семей, организаций, с другой создает мотивации к высокопроизводительному труду
работника, совершенствованию его человеческого капитала
в процессе трудовой деятельности.

10. Теоретические позиции российских ученых

11. Теоретические позиции российских ученых

Л.И. Абалкин определяет социальноэкономический прогресс, прежде
всего, новыми знаниями, полученными
научно-исследовательскими
работниками и осваиваемые в
дальнейшем в процессе образования
и профессиональной подготовки и
переподготовки работников.
Основными сферами деятельности,
формирующими человеческий
капитал, являются научнообразовательный комплекс, система
здравоохранения, сферы,
непосредственно формирующие
условия жизни и быта.

12.

Человеческий капитал
Отрицательный(разрушительный)
(1)
Положительный(созидательный)
(2)
Пассивный
(3)
1)ЧК, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для
общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения,
развитию общества и личности. Требует дополнительных инвестиций в ЧК для
изменения сущности знаний и опыта;
2) ЧК, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы
развития и роста. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание
качества жизни населения, в рост инновационного потенциала и
институционального потенциала и т.д.;
3)ЧК, не вносящий вклада в процессы развития страны, в инновационную
экономику, направленный в основном на собственное потребление
материальных благ.

13. Отрицательный ЧК

Индивид с отрицательным ЧК — только
потребитель, разрушитель и иждивенец для
созидательной части населения. Такой индивид
за счет, например,коррупционной
деятельности живет за счет присвоения части
национального богатства, не внося в него
своего личного вклада, и препятствует
эффективной работе других людей.
Причем в отрицательную часть ЧК входят и
люди с высшим образованием. В состав
отрицательного ЧК входят некомпетентные
управленцы и некомпетентные специалисты во
всех видах деятельности, лжеученые и
лжеинноваторы, деятельность которых
наносит вред науке, экономике и обществу.

14. Отличительные черты человеческого капитала

1) человеческий капитал неотделим от его
носителя – живой человеческой личности;
2) человеческий капитал в виде навыков и
способностей является определенным
запасом;
3) использование человеческого капитала и
получение прямых доходов контролируются
самим человеком;
4) человеческий капитал отличается от
физического капитала по степени
ликвидности;

15. Отличительные черты человеческого капитала

5) функционирование человеческого капитала
обусловлено индивидуальными интересами и
предпочтениями индивида, его материальной и
моральной заинтересованностью,
ответственностью, мировоззрением и общим
уровнем культуры;
6) вложения в человеческий капитал обеспечивают
социальный эффект;
7) инвестиционный период у человеческого
капитала значительно длиннее, чем у
физического;
8) человеческий капитал более мобилен.

16. Вывод

Объединяя сущностные черты
человеческого капитала, можно
сформулировать его социальноэкономическую сущность. Человеческий
капитал — это сформированный в
результате инвестиций государства,
организаций, частных лиц запас знаний,
умений, навыков, опыта, здоровья,
интеллектуальных и физических
способностей к труду, которые могут
использоваться или используются в
экономических целях для получения или
увеличения дохода общества,
организации или работника. Он
определяет повышение
профессионального статуса работника,
совершенствование структуры занятости
и развитие субъективной культуры и
личностных свойств населения.

Источник: ppt-online.org

ПРОБЛЕМА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Человеческий капитал, как и другие виды капитала, подвержен износу со временем. Износ человеческого капитала связан с возникающими со временем проблемами со здоровьем, устареванием знаний, утратой способностей и навыков. В связи с объективным присутствием данных тенденций должно иметь место не только формирование, но также и воспроизводство человеческого капитала. В целях эффективного воспроизводства человеческого капитала, направленного на формирование его количественных и качественных характеристик, необходимо вложение средств в здоровье, в повышение квалификации в условиях происходящих изменений в науке и технике, а также инвестирование в другие компоненты человеческого капитала [2].

Рассмотрение проблем воспроизводства человеческого капитала основывается на использовании специфических методологических принципов, к которым относятся, прежде всего, следующие:

1) человеческий капитал существует и воспроизводится как капитал и как рабочая сила одновременно, а его воспроизводство является непрерывным;

2) процесс воспроизводства человеческого капитала включает в себя стадии формирования (производства), распределения, обмена, потребления;

3) для воспроизводства человеческого капитала необходимым является трансформация определённой части созданного продукта в инвестиционные ресурсы, направляемые на воспроизводство структурных элементов человеческого капитала;

4) воспроизводство человеческого капитала бывает трёх видов: суженное или деградирующее, простое и расширенное или инновационное;

5) движение человеческого капитала характеризуется инвестиционным периодом, связанным с формированием основы человеческого капитала, и период активной трудовой деятельности (сам процесс воспроизводства), характеризующийся непосредственным участием человеческого капитала в процессе общественного производства[6].

Простое воспроизводство человеческого капитала связано с воссозданием и поддержанием человеческого капитала в необходимом объёме и в соответствии с бытующими требованиями к его качеству. Суженное воспроизводство человеческого капитала характерно для хозяйственной деятельности современной Российской Федерации, что непосредственным образом связано с постепенной деградацией как количественных, так и качественных, характеристик человеческого капитала.

Есть основания утверждать, что процессы формирования и воспроизводства человеческого капитала в России не подкрепляется в необходимой мере развитием капитала вещественного. Разрыв в развитии между вещественным и человеческим капиталами должен преодолеваться не в последнюю очередь за счёт активного накопления вещественного капитала. Однако в российской практике имеет место процесс совершенно противоположный, заключающийся в приведение человеческого капитала в соответствие с состоянием вещественного капитала. Результатом такого подхода в разрешении обозначенной проблемы, как ёмко отметил Ю. Петров, является воспроизводственный коллапс.

Воспроизводство человеческого капитала, выступая самостоятельной экономической категорией, характеризует совокупность специфических социально-экономических отношений, возникающих в связи с формированием, сохранением и совершенствованием человеческого капитала, в частности, умений, навыков, знаний, и индивидуальных способностей человека, а также его физического, интеллектуального и творческого потенциала. При этом объектом этих отношений выступают процессы восстановления и сохранения необходимого уровня работоспособности индивида, его меньшей восприимчивости к заболеваниям, создания условий для его культурного и физического развития, совершенствования интеллектуальных и навыков, накопления знаний, а также формирования умения их применять в хозяйственной деятельности, что находит своё отражение в каждом человеке и являются неотделимыми от него.

Исследуя проблематику процессов воспроизводства человеческого капитала, нельзя не остановиться на объективных функциях, присущих данного процессу:

1) Экономическая функция обеспечивает ускоренные темпы экономического роста, а также приращение национального богатства государства, выраженные в приросте доходов человека для существования в качестве субъекта человеческого капитала.

2) Стимулирующая функция способствуют обеспечению прироста прибыли за счет создания и использования систем знаний и основанных на них отношений, в свою очередь обеспечивающих эффективную производственную деятельность.

3) Инновационная функция содействует развитию научно-технического прогресса, т.к. человеческий капитал рассматривается в качестве главного источника новаций.

4) Социальная функция способствует развитию личности человека, что способствует повышению социального статуса человека.

5) Инвестиционная функция предполагает инвестирование в человеческий капитал, что способствует его расширенному воспроизводству. Вложение средств в человеческий капитал даёт возможности для высокого дохода в будущем как для каждого индивида, так для иных потенциальных инвесторов.

6) Креативная функция способствует выражению автономности и реализации интеллектуальных и творческих возможностей индивида [9].

На качество человеческого капитала страны, обеспечивающего устойчивый экономический рост, решающее влияние оказывает качество образования и современное состояние науки. Помимо него определяющим фактором воспроизводства человеческого капитала является и система здравоохранения, оказывающее определяющее влияние на здоровье нации, а, следовательно, и на качество человеческого капитала [5].

Опыт реформ в России показывает, что рост инвестиций на воспроизводство человеческого капитала не всегда даёт однозначно положительную отдачу. В частности, примером того могут служить низкая рождаемость и высокая смертность в России. В настоящий момент суммарный коэффициент рождаемости равен 1,2, а для простого воспроизводства человеческого капитала, т.е. простого замещения поколений, необходимо примерно 2,6 рождений на одну супружескую пару (половина супружеских пар в стране должна иметь не менее 2-3 детей).

Россия занимает 107 место по показателю продолжительности жизни в мире, при этом с 70-х годов прошлого века наметились неблагоприятные тенденции в плане снижения продолжительности жизни, Основная часть снижения продолжительности жизни связана с ростом смертности. Наиболее распространённой является смертность у мужчин в возрасте 25–40 лет, т.е. в период наибольшей работоспособности.

Так, в развитие здоровья вкладывается не более 3% ВВП, по некоторым оценкам ещё меньше. В противоположность этому в США доля расходов на охрану здоровья составляет 14% ВВП, а в ряде европейских государствах данный показатель колеблется от 8–10% [7]. Если не изменить ситуацию к лучшему, то подобного рода экономия на системе здравоохранения может стать причиной колоссальных демографических потерь, что, в свою очередь, способно повлечь за собой значительный экономический ущерб, связанный с утратой весомой части человеческих ресурсов.

Ещё одной причиной неэффективного воспроизводства человеческого капитала в нашей стране является отсутствие действенного рыночного механизма в части профессиональной подготовки человека. Так, вкладывая средства в повышение квалификации и получение образования, люди стремятся ориентироваться на те специальности, в настоящее время востребованные бизнесом, а, следовательно, и приносящие доходы. Однако в течение 5-7 лет такая ситуация на рынке труда может существенно измениться. Переизбыток ранее престижных специалистов может в дальнейшем создать условия для возникновения проблем с их трудоустройством. Даже сейчас имеются некоторые проблемы с трудоустройством выпускников вузов по специальностям, связанным с экономической направленностью и областью права, и лишь только от 30 до 50% только что выпустившихся специалистов, в этих сферах деятельности могут без труда найти свободные вакансии [8].

Стоит отметить тот факт, что научный потенциал высшей школы не находит соответствующей востребованности бизнесом, а также характеризуется недостаточным ресурсным обеспечением со стороны государства. В соответствии со статистическими данными, количество организаций, занимающихся научными разработками и исследования, в Российской Федерации в целом характеризуется тенденцией к сокращению. Та же самая тенденция характерна и для численности персонала, который занят научными исследованиями и разработками.

На процессы формирования человеческого капитала, а также на его расширенное воспроизводство оказывают влияние такие факторы, как интеллектуальный потенциал, трудовые навыки, социальный статус, семейный климат, здоровье, финансовый капитал, экологическая обстановка, институциональная среда, предпринимательский потенциал.

При этом под влиянием изменения данных факторов и течения дальнейшей жизни индивидов человеческий капитал способен развиваться и совершенствоваться, а также оставаться на устоявшемся сформированном уровне или, напротив, терять своё качество[4].

Механизмы распределения, рассматриваемые в качестве элемента общественного экономического процесса, включает в себя как распределение результатов производства, доведение товаров и услуг до конечного потребителя, так и распределение факторов производства или ресурсов. Человеческий капитал при этом выступает фактором производства, который принадлежит вполне конкретному собственнику, т.е. человеку, рассматриваемого как субъект воспроизводства человеческого капитала, заинтересованного в своих будущих доходах. Именно от этого по большей части и зависит протекание процессов распределения человеческого капитала[3].

Политико-экономическая концепция воспроизводства исходит из того, что распределение представляет собой общественные отношения, связанные не только с отношениями собственности на средства производства, но и с распределением людей по родам деятельности, на основе которого возникают отношения обмена деятельности, известное как разделение труда.

Список литературы

1. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Концептуализация духовно-нравственных проблем современного российского общества: экзистенционально-ценностный аспект. Монография. Москва, 2016. 242с.

2. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х., Глушко И.В., Городова Т.В., Курушина Е.В., Минакова И.В., Бурдейный А.А., Политова И.П., Фокина О.А., Шмакова М.В., Кузнецова Ю.А. Проблемы социально-экономического развития общества St. Louis, 2013

3. Дегтярев В.А., Михайлюк О.В., Темиров С.Е., Костяная О.М., Ефимов А.В., Куцевич А.Ф., Николаев В.А., Днепров М.Ю., Марченко Л.В., Аврамова О.Р., Вертинская Ю.К., Давыдов А.Ю., Касаева Т.В., Колядин А.П., Гершкович Б.Я., Поландова М.П., Мамонова Е.Н., Бадальян М.Н., Бояхчян А.Б., Дмитриева И.Е. и др. Актуальные проблемы экономического развития российской федерации // УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ЧТЕНИЯ — 2010 Часть XII Секция 1 симпозиума 3 / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ», Под редакцией доктора экономических наук, профессора Ю.С. Давыдова. Пятигорск, 2010.

4. Дикинов А.Х., Анасов В.В., Исмаилов М.Ю., Касаева Т.В. Моделирование процессов устойчивого развития территорий // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России » 2016. С. 36-40.

5. Дикинов А.Х., Касаева Т.В., Цалоева М.К. Математические модели прогнозирования сложных социально-экономических систем и процессов: особенности практического применения//Известия Кабардино-БалкарскогонаучногоцентраРАН. 2015. №5 (67). С. 80-87.

6. Касаева Т.В. Проблемы и особенности функционирования человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011.- 167с.

7. Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Пятигорск, 2007

8. Касаева Т.В., Батралиева А.Ш. Стратегия развития национальной экономики России в условиях мировых геоэкономических процессов // Университетские чтения — 2015 Материалы научно- методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 138-142.

9. Касаева Т.В., Бондарская Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая силы современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2014.– № 2 (130). – С. 51-56.

Источник: izron.ru

Оцените статью
Добавить комментарий