1 октября 1977 года, к 60-летию Советской власти была принята очередная Конституция СССР. Необходимость принятия нового Основного закона обосновывалась тем, что в соответствии с марксистско-ленинским учением советское государство, выполнив задачи диктатуры пролетариата, стало общенародным.
Исходя из этого было объявлено о построении в СССР зрелого, развитого социализма. КПСС становилась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Пожалуй, это были скорее идеологические постулаты, нежели новые конституционно-правовые принципы в регулировании институтов государственности и демократии. Принятие «брежневской» Конституции не было обусловлено сколько-нибудь значительными переменами в социально-политической жизни российского общества и государства, поэтому изменения, произошедшие в конституционном регулировании, в общественной жизни оказывались весьма незначительными.
Конституция 1977 года не внесла принципиальных изменений в систему высших органов власти, лишь изменила формулировку норм, определяющих компетенцию Верховного Совета. Так, было закреплено, что «Верховный Совет правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР». Кроме того, были зафиксированы исключительные полномочия Верховного Совета. Но на практике это никак не сказалось на реальных возможностях Верховного Совета влиять на принятие решений: на его пленарных заседаниях единогласно штамповались подготовленные заранее ЦК КПСС и Советом министров решения.
Политическая система | Обществознание ЕГЭ
К числу демократических новаций следует отнести развитие в Конституции СССР 1977 года категории полновластия народа. Однако прежде отметим тот факт, что Конституция общенародного государства хотя и продолжала идеологическое соперничество СССР с западными демократиями, впервые за многие годы употребляла в своем тексте термин «демократия».
Так, в статье 9 было зафиксировано, что «основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии». Таким образом, понятие «демократия» было возвращено в политический, правовой лексикон, но только в контексте развитого социализма. Помимо понятия демократии, в Конституции был зафиксирован принцип полновластия народа. Статья 2 гласила, что «вся власть в СССР принадлежит народу». Это давало основания говорить не только о замене принципом полновластия народа прежнего положения о полновластии Советов депутатов трудящихся, но и об определенном дополнении и развитии понятия демократии.
Как следствие, Конституция СССР зафиксировала не только государственные, но и общественные формы народовластия (демократии). Она не только говорила об осуществлении народом принадлежащей ему государственной власти через Советы (ст. 2), но также предусмотрела участие в управлении государственными и общественными делами общественных организаций и трудовых коллективов (ст. 7-8).
Конституция предусмотрела (ст. 5) возможность вынесения наиболее важных вопросов государственной жизни на всенародное обсуждение, а также постановки их на всенародное голосование (референдум).
Политическая система общества | Обществознание ЕГЭ | Умскул
За гражданами закреплялось право участвовать в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения (ст. 48). Концептуально предполагалось, что вся политическая система советского общества как совокупность государственных и негосударственных организаций (государство, КПСС, общественные организации, трудовые коллективы) будет использоваться для реализации полновластия народа. Эти положения Конституции требовали принятия соответствующих законов, предусматривающих механизмы реализации народовластия, однако такие законы не были приняты.
В отношении трудовых коллективов вопрос решался непросто. Сначала в проекте Конституции статья о них находилась в главе, посвященной экономической системе, то есть трудовым коллективам тем самым как бы отводилась роль лишь первичной производственной ячейки.
Затем данная статья была перемещена в главу первую, посвященную политической системе общества. Этим подчеркивалась возможность для трудовых коллективов участвовать и в политической жизни страны.
Конечно, предполагалось, что они будут участвовать прежде всего в делах городских и районных органов власти — изначально не предусматривалось выведение трудовых коллективов на более высокий политический уровень. Однако в дальнейшем включение статьи о трудовых коллективах в главу о политической системе потребовало принятия Закона СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями», который ориентировал последние на развитие производственной демократии, выборность руководителей. При этом расчет был и на то, что в каждом коллективе есть ячейка компартии, которая сможет проводить правильные решения. Однако позже, когда стали возникать различные партии, и их партийные ячейки в трудовых коллективах стали выяснять между собой отношения, статус трудовых коллективов был пересмотрен.
Конституция СССР 1977 года содержала также много других декларативных норм, которые в принципе были направлены на дальнейшее расширение и углубление социалистической демократии и полновластия народа. Формально эти два понятия стали употребляться как синонимы, что объяснялось не только переплетением государственных и общественных начал в демократии, но и множеством форм участия граждан в решении задач общества и государства как лично, так и через общественные организации, трудовые коллективы, органы общественной самодеятельности населения. Произошло определенное сближение коллективных и индивидуальных прав.
По-прежнему довольно детально в Конституции СССР 1977 года была отражена роль представительных органов государственной власти. Конституция дала им новое наименование — Советы народных депутатов. Кроме того, статья 2 по-прежнему подчеркивала роль Советов как главной формы осуществления власти народа; в ней зафиксировано также, что все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам.
То есть советская социалистическая демократия, оставаясь однопартийной, не нуждалась в парламентаризме и серьезном продвижении по пути разделения властей, профессионализации депутатской деятельности и контроля за исполнительной властью.
Особая роль Советов обусловила включение в Конституцию специального четвертого раздела — «Советы народных депутатов и порядок их избрания». В этом разделе была закреплена вся система Советов, увеличен с 4 до 5 лет срок полномочий верховных и с 2 до 2,5 лет — местных Советов, а также предусмотрено руководство Советов непосредственно и через создаваемые ими органы всеми отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принятие ими решений, обеспечение их исполнения, осуществление контроля за проведением решений в жизнь, закреплены принципы деятельности Советов.
Новшеством явилось и включение в Конституцию специальной главы о народном депутате, основой для ее создания явился Закон СССР 1972 года о статусе народных депутатов в СССР.
Еще одна претензия Конституции СССР 1977 года состояла в попытке обосновать индивидуальный статус личности. Как мы уже отмечали, это был определенный шаг в сторону признания наряду с коллективными правами (Советов, профсоюзов, колхозов) индивидуальных прав личности. Однако введение понятия статуса личности, на наш взгляд, послужило причиной ослабления ответственности государства перед гражданами, сократило возможности граждан требовать от государства должного отношения к себе, а государству, напротив, дало дополнительную возможность требовать от гражданина еще большего учета его (государства) интересов и потребностей. Как следствие, в Конституции был закреплен широкий круг не только прав и свобод, но и обязанностей граждан СССР.
Далее, хотя формально в Конституции был зафиксирован принцип законности (ст. 4) как один из принципов работы всех элементов политической системы общества, появилась и статья 57, в которой говорилось, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц».
К сожалению, многие из этих, вне всякого сомнения, позитивных конституционных новаций так и остались декларацией, потому что в последующем не были созданы правовые механизмы их реализации.
Это касалось не только отдельных прав и свобод, но и самого политического режима, реформировать который одним провозглашением конституционных принципов было невозможно. Тем не менее с принятием Конституции СССР 1977 года все-таки произошла активизация если не политической, то научной дискуссии о политической системе развитого социализма.
Одним из первых в нашей стране данной категорией стал пользоваться Ф.М. Бурлацкий68. Указанная категория достаточно быстро вошла в научный оборот в нашей стране. Уже в начале 1970-х годов ее разрабатывают такие ученые, как Б.Н. Топорнин71, Ю.А. Тихомиров72, Н.Н.
Разумович73 и др. Однако надо сразу же отметить, что в отечественной науке понятие «политическая система» изначально употреблялось для характеристики развития социалистического общества и государства. На Западе появление данной категории было вызвано внедрением в политические исследования системного подхода и использованием научных наработок для оптимизации взаимоотношений общества и институтов власти. В нашей же стране заимствованный термин «политическая система» служил исключительно для обоснования и усиления влияния партии и государства.
Политическая система общества в этот период рассматривалась как узкая совокупность традиционных элементов (государство, профсоюзы, другие массовые общественные организации) при руководящей роли КПСС. Собственно, введение этой категории в политический и правовой оборот было призвано лишь подкрепить вывод о перерастании государства диктатуры пролетарі!- ата в общенародное государство, обосновать расширение его социальной и политической основы и в конечном итоге обновить сталинский тезис об усилении роли государства по мере продвижения к социализму. Такая государственно-бюрократическая интерпретация понятия политической системы разительным образом отличалась от тогдашних западных образцов организации публичной власти. Она не выдерживала и серьезной конкуренции с конституционными наработками Н.И. Бухарина, которые были сделаны еще 40 лет назад и обосновали необходимость развития в обществе горизонтальных экономических, социальных связей, автономных от государства институтов и объединений, созданных гражданами для защиты своих интересов.
Таким образом, Конституция СССР 1977 года стала еще одним закономерным этапом на пути дальнейшего огосударствления политической системы общества.
Все элементы последней были по-прежнему подчинены партийно-бю- рократическому режиму управления страной, сложившемуся еще во времена Сталина. Система социализма, как и прежде, базировалась не на горизонтальных гражданских отношениях, а на гипертрофированных вертикальных связях, обеспечивающих тотальный государственный контроль за общественной и личной жизнью граждан.
В части регулирования избирательных прав Конституция 1977 года закрепила уже известные принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Но она содержала и ряд новых моментов: снижение возраста пассивного избирательного права во все Советы до 18 лет (ранее для верховных Советов республик — 21 год), в Верховный Совет СССР — до 21 года (до этого 23 года); право граждан и общественных организаций активно участвовать в подготовке и проведении выборов; возможность избрания гражданина, как правило, не более чем в два Совета; отнесение расходов по выборам на счет государства; включение в Конституцию по итогам всенародного обсуждения статьи о наказах избирателей.
Конституция СССР первоначально предоставляла право выдвижения кандидатов в депутаты организациям Коммунистической партии, профессиональным союзам, ВЛКСМ, кооперативным и другим общественным организациям, трудовым коллективам, а также собраниям военнослужащих по воинским частям. Появление среди субъектов выдвижения трудовых коллективов явилось частью общей тенденции повышения роли трудовых коллективов в политической жизни страны. Вместе с тем прежняя практика выдвижения кандидатов по производственному принципу и их избрания по территориальному, а также «выборов без выбора» продолжала сохраняться. Гражданин не мог, как правило, быть избран более чем в два Совета народных депутатов (в более поздней редакции Основного закона эта норма звучала более категорично — гражданин не мог быть одновременно депутатом более чем двух Советов).
Конституция впервые продекларировала также принцип свободных выборов, зафиксировав, что гражданам и общественным организациям гарантируется свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право проводить агитацию на собраниях, в печати, по телевидению, радио.
К числу новых конституционных конструкций в организации и проведении выборов следует отнести и принцип проведения выборов избирательными комиссиями как негосударственными органами. Возведение этого принципа на уровень конституционного было призвано подчеркнуть общественный статус избирательных комиссий и тем самым не только придать выборам больший демократизм, но и дистанцировать комиссии от влияния со стороны государственных органов или подчинения им.
Однако, как показала дальнейшая законодательная практика регулирования статуса избиркомов, их общественный статус оказался фикцией. Комиссии по-прежнему были жестко централизованы, находясь под полной опекой парткомов и исполкомов Советов, и не смогли оказать сколько-нибудь серьезного влияния на дебюрократизацию избирательных процедур. Персональные составы комиссий утверждались соответствующими президиумами верховных Советов и исполнительными комитетами местных Советов. Закон не содержал каких-либо упоминаний о работе центризбиркомов или окружных избирательных комиссий (их должностных лиц или членов комиссий) на постоянной основе. Вместе с тем предусматривалось, что председатель, его заместитель или секретарь участковой избирательной комиссии освобождаются от выполнения производственных или служебных обязанностей в период подготовки и проведения выборов на 30 календарных дней с сохранением среднего заработка по месту основной работы.
Были введены уровневое распределение компетенции между избирательными комиссиями и право на обжалование избирателями решений (действий) нижестоящих комиссий в вышестоящие. На избирательные комиссии возлагались обязанности по осуществлению контроля за ходом подготовки и проведения выборов. Кроме того, избирательным комиссиям были предоставлены дополнительные полномочия, связанные с финансовым обеспечением выборов, в частности право самостоятельно распределять средства для организации и проведения выборов.
Порядок проведения выборов народных депутатов определялся законами СССР, союзных и автономных республик. Законом СССР от 6 июля 1978 года «О выборах в Верховный Совет СССР» был определен порядок выборов депутатов в Совет Союза и в Совет национальностей Верховного Совета СССР. Выборы назначались Президиумом Верховного Совета СССР.
Они проводились по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в один тур. Избранным считался кандидат в депутаты, получивший на выборах больше половины голосов всех избирателей округа. Выборы признавались несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей округа.
Как уже отмечалось, Конституция СССР ввела институт наказов избирателей, что свидетельствовало об императивном мандате депутата. Депутат был обязан отчитываться о своей работе и работе Совета перед избирателями, а также перед коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. В развитие этих положений Конституции был принят Закон «О порядке отзыва народного депутата СССР»69.
Закрепленная советской Конституцией 1977 года политическая система, система представительных органов власти, а также порядок выборов и избирательная система просуществовали в неизменном виде более десяти лет, войдя в историю как период застоя общественной и государственной жизни. Этому прежде всего способствовала практика монополизации КПСС принятия всех важнейших решений.
Брежневская Конституция 1977 года явилась логичным продолжением сталинской концепции усиления роли государства на этапе развитого социализма. В качестве дополнительных аргументов в пользу усиления роли государства стали приводиться доказательства того, что граждане не могут непосредственно и целиком взять на себя выполнение многообразных функций государства в силу ряда объективных факторов: низкого уровня жизни, слабой сознательности, продолжительности рабочего дня. В то же время отрицалась внешняя необходимость профессионализации депутатской деятельности, возможности контроля населения в лице представительных органов власти за деятельностью исполнительных структур, сросшихся с партийным аппаратом. Иными словами, цинично доказывалась необходимость закрепления особой разновидности партийно-чиновничьего труда и партийной касты чиновников со всеми их льготами и привилегиями — это и стало застойным прочтением марксистско-ленинского учения о государстве.
В то же время в обществе нарастал системный кризис. Партия и государственная бюрократия в лице единой административно-командной системы стали откровенно тормозить развитие общественных инициатив, подавлять самостоятельность граждан. Руководство партии, достигшее преклонного возраста, не признавало изменений в обществе, занимаясь теоретизированием и обоснованием возрастания своей собственной руководящей роли. В обществе появилась напряженность, все более явными становились признаки отторжения государственности, построенной на монополии одной партии.
Источник: libr.link
Исследование социально-экономических процессов
Власть можно считать центральным элементом политической системы, в первую очередь потому, что она, власть, регламентирует поведение людей в обществе и политике и взаимодействие политических субъектов.
Сущность и роль политической власти мы рассмотрим позже. Можно лишь заметить, что с появлением политической системы управление обществом приобрело политический характер. В современных политических системах регламентация поведения людей от отношений диктата и господства все больше переходит к отношениям социального партнерства.
Под политической организацией понимается, в первую очередь, государство. Оно является ведущим политическим институтом, сосредоточившим в себе максимальную политическую власть.
Некоторые политологи к политической организации относят средства массовой информации, церковь. По мнению политологов-марксистов, к политической организации относятся и трудовые коллективы. Они считают, что трудовые коллективы все больше расширяют воздействие на политическую жизнь общества.
Трудовой коллектив становится политическим субъектом, потому что:
- может самостоятельно принимать решения;
- имеет средства и возможности эти средства реализовать;
- отвечает за свои действия.
Видимо, наделение трудовых коллективов политическими функциями возможно лишь в условиях плановой, социалистической экономики. В рыночных условиях политическая активность в рабочее время неизменно входит в противоречие с экономическим интересом (на время политических акций останавливаются станки, не выполняется норма и т.д.). Да и главное назначение трудового коллектива — труд, а политической деятельностью его члены могут заниматься в нерабочее время.
Типология политических систем
Важная роль в понимании сущности политических систем принадлежит их типологии, классификации. В этой области существует несколько подходов.
Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры.
Исходя из этих критериев, выделяются следующие политические системы:
- рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная;
- социалистическая.
Основанная на классовой теории, данная типология политических систем указывает не только формационный тип системы, но и правящий класс — рабовладельцев, буржуазию, пролетариат. Отличительной чертой этой типологии является противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.
В соответствии с социальной основой выделяются:
- военная (военизированная) политическая система (когда у власти государства стоят военные);
- гражданская;
- национально-демократическая система;
- буржуазно-демократическая политическая система.
Военное правление является временным, переход к гражданскому государственному управлению обычно связан с принятием конституции, проведением свободных выборов, упразднением военных структур власти, созданием парламента, формированием партий, принятием нового законодательства.
На основе характера политического режима выделяют политические системы:
- демократические;
- либеральные;
- тоталитарные;
- авторитарные.
Широко распространено деление политических систем на:
- Традиционные — в их основе лежит неразвитое гражданское общество , слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти.
- Модернизированные — имеют развитое гражданское общество, рациональный способ обоснования власти.
Государство — основной субъект социальной политики
Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия на сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, мы сможем также уяснить особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием, как «социальная политика»
Объект социальной политики — это то, на что она направлена. Несмотря на различные точки зрения ученых по поводу описания социальной сферы, большинство, в том числе и мы, не сомневается, что именно она является объектом социальной политики. Уточняя объект социальной политики, исследователи или называют непосредственно социальную сферу, или выделяют ее различные элементы, стороны, аспекты: социальные отношения, людей (общество, население, граждане, различные социальные группы, индивиды), условия жизни и деятельности людей и т.п. Также есть мнения, что объектом социальной политики являются социальное развитие, воспроизводство социальных ресурсов, благосостояние, социальная безопасность, социальный потенциал, социальная структура, удовлетворение потребностей, социальные процессы, основные направления развития общества, социальные проблемы, система социальных неравенств, согласование интересов социальных общностей и другие.
Большинство ученых в качестве субъекта социальной политики называют государство, некоторые добавляют к нему различные управленческие, общественные организации, предприятия. Иногда в определениях социальной защиты субъектом «назначается» общество.
Политический процесс, классификация.
Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами , которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве.
Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно- территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций , классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию , изменение во времени и пространстве.
Классификация.
Общие и частные политические процессы.
Итак, что понимается под общим политическим процессом? Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.
Частные политические процессы — это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по управлению обществом).
Эти процессы также отражают различные пути презентации различными политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличных шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе, деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Не смотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества. Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.
Список использованной литературы:
- Мухаев Р. Политология, учебник, Москва, 2007г.
- Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. — 3-е изд. — М., 2007г.
- Дягтерев А.А. Основы политической теории. — М.: Высшая школа, 2008г.
- Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, М.: Университет, 1999г
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Источник: www.freepapers.ru
Входят ли в политическую систему общества трудовые коллективы, почему?
- 27 April 2021
- Ответ оставил: Gressik
Любой человек в обществе — политичен. Он обладает избирательным правом и принимает активную роль в жизни государства. Трудовой коллектив — совокупность работников предприятия т.е. другими словами обычных людей, граждан. Получаетмч, что трудовые коллективы входят в полит. систему общества.
Нравится —> 0
- НЕ НАШЛИ ОТВЕТ?
Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: обществознание.
На сегодняшний день (22.09.2023) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: обществознание. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.
Нажимая на кнопку «Ответить на вопрос», я даю согласие на обработку персональных данных
Ответить на вопрос
Последние опубликованные вопросы
Остальные предметы Скрыть
Источник: edubirdie.pro