Концепция достойного труда является одной из последних инициатив Международной организации труда (МОТ). Впервые это понятие было публично оглашено в докладе «Достойный труд» генерального директора МОТ Х. А. Сомавиа на 87-й сессии этой организации. Достойный труд определялся как труд, при котором права трудящихся защищены, они получают адекватный доход, и обеспечивается их социальная защищенность. Соблюдение принципов достойного труда означает, что занятость, требуемые доход и социальная защищенность могут быть достигнуты без компромисса между правами трудящихся и социальными стандартами жизни.
Международной организации труда исполнилось 95 лет, из которых последние 70 лет после радикального изменения ее устава она, наряду с МВФ, Всемирным банком, ВТО и другими международными институтами, верой и правдой служит интересам транснационального капитала. В основе идеологии МОТ лежит принцип трипартизма (практика трехсторонних консультаций с целью выработки компромиссного трехстороннего соглашения профсоюзов, предпринимателей и представителей государства в лице правительственных организаций). Документы МОТ в формате конвенций или рекомендаций задают направления переговорной работы, результаты которой никак не регламентируются. В условиях естественного конфликта интересов работников, работодателей и капиталистического государства отсутствие количественно измеряемых критериев в документах объективно работает против интересов наемных работников.
Заставляют увольняться? МОТ против! Шпаргалка по правам рабочих 2021. Изменения в трудовом кодексе
Если судить по положениям упомянутого доклада Х. А. Сомавиа, то теперь волки (бизнес) будут сыты, а овцы (наемные работники) будут надежно защищены. Так ли это?
Федерация независимых профсоюзов России приняла по рекомендации МОТ программу «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны», раскрыв в ней свое понимание задач. Многостраничный документ был посвящен расшифровке понятий достойного труда, благосостояния человека и их значений для развития общества. Затем, согласно трипартистской процедуре МОТ предстояло добиться отражения важнейших элементов социальной политики в Генеральном соглашении (далее ГС). По изложенной выше причине – двое против одного, попытка не удалась.
Представители профсоюзов долго сопротивлялись выхолащиванию смысла соглашения, но вынуждены были уступить. В ГС перечень показателей достойного труда превращен в перечень индикаторов, хотя показатель и индикатор отнюдь не синонимы, а желаемая динамика индикаторов забаррикадирована записями типа «провести консультации сторон», «разработать предложения».
Приведем перечень показателей-индикаторов (приложение 2 к ГС), снабдив некоторые из них комментариями.
Доля занятых лиц в общей численности населения в возрасте 15-72 лет. Спрашивается, чем обусловлено увеличение продолжительности трудовой активности сверх установленной трудовым законодательством и какую полезную информацию можно извлечь из динамики этого показателя?
Уровень (доля) безработицы среди населения в возрасте 15-72 лет. Ценность показателя сомнительна из-за того, что в России лица пенсионного возраста не регистрируются в качестве безработных. Обратим внимание и на то, что расширение базы до 72 лет приводит к занижению относительного значения показателя из-за наличия в указанной группе пенсионеров.
Международная организация труда
Доля молодежь, которая не учится и не работает в возрасте 15-24 лет, в общей численности населения соответствующей возрастной группы. При такой формулировке речь идет не о молодежной безработице, а о численности «золотой молодежи».
Доля неформального сектора в общей занятости.
Доля работающих по найму в общей численности малоимущего населения.
Доля занятых с низким уровнем заработной платы (ниже двух третьих медианы почасового заработка).
Доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов (более 48 часов в неделю; «фактическое» количество часов). Следовательно, до 48 часов – нормальная продолжительность вопреки законодательно установленным 40 часам.
Детский труд, (доля занятых в возрастной группе 15-17 лет).
Доля детей, занятых в условиях, не отвечающим гигиеническим нормативам условий труда, среди лиц моложе 18 лет. Пусть работают?
Сегрегация в видах занятий (профессий) по половому признаку.
Гендерный разрыв в заработной плате, процентов.
Уровень производственного травматизма со смертельным исходом и не со смертельным исходом на 100000 работающих.
Количество потерянных рабочих дней в случае временной нетрудоспрособности на одного пострадавшего.
Доля населения, получающего трудовые пенсии. Это из другой «оперы».
Расходы на здравоохранение, финансируемые не за счёт личных домашних хозяйств (процентов). И это тоже.
Дети, которые не посещают школу (процент возрастной группы). И это.
Производительность труда (темпы роста).
Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных слоев населения.
Темпы инфляции (индекс потребительских цен).
Занятость по отраслям экономической деятельности.
Доля заработной платы в ВВП.
Нагромождение случайного набора показателей не раскрывает целей программы «Достойного труда». Он предполагает трудоемкий и бессмысленный мониторинг изменений показателей, не предусматривая устранение прямых нарушений законодательства. Поэтому складывается впечатление, что задача МОТ заключается в стремлении утопить решение назревших проблем в процедуре бесконечных и бесплодных согласований.
Против интересов работников используется не только декларативность документов и право бизнеса, в том числе бизнеса во власти ограничивать прогресс в динамике социальных стандартов в своих интересах, но и преднамеренное включение в статистическую картину состояния социально-экономического положения фальшивых ориентиров. Отметим, что к компетенции МОТ относится методология государственной статистики, которая должна соблюдаться статистическими ведомствами стран.
Претензии к содержанию показателей и к методологии статистического наблюдения рассмотрим на характерных, взаимосвязанных примерах.
Оценка уровня занятости
Положение на рынке труда, оценка численности и структуры занятых в экономике, уровень оплаты труда в экономике в целом и по видам экономической деятельности, межотраслевые подвижки рабочей силы исключительно важны для формирования социально-экономической политики. В связи с этим к этой информации предъявляются особые требования по ее соответствию планируемым показателям и недопущению различных трактовок полученных оценок. О том, что эти требования не соблюдаются можно судить по «Прогнозу баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности», разработанному Минтруда (документ датирован декабрем 2013 г.).
Процитируем документ. «Баланс трудовых ресурсов относится к числу сводных экономических балансов и является инструментом комплексного изучения состава и использования трудовых ресурсов и динамики их изменения. Он служит основой для анализа источников формирования рабочей силы, её распределения относительно экономической активности, а также структурных пропорций занятого населения по видам экономической деятельности».
Замечу, что ресурсная и распределительная части баланса сформированы на основе данных из разных источников информации. Ниже приводятся данные по отчету за 2012 г., что дает возможность сопоставления данных Минтруда и Росстата (в млн. чел.).
Источник: reosh.ru
Международная организация труда (МОТ): история создания, структура, значение
Международная организация труда (МОТ, International Labour Organization) – одно из самых первых специализированных и крупных учреждений Организации Объединенных Наций, ответственное за выработку стандартов в области социально-трудовых отношений.
Многолетняя и плодотворная деятельность МОТ, по праву, позволили считать данную организацию одной из самых эффективных в системе ООН.
Миссия МОТ – борьба за социальную справедливость. На первом камне, заложенном в фундамент здания штаб-квартиры МОТ в Женеве в 1926 г., высечено латинское выражение: «Si vis pacem, cole justitam» («Хочешь мира – добивайся справедливости»).
История создания Международной организации труда (МОТ)
Впервые идея создания международной организации по разрешению глобальных проблем в социально-трудовой сфере возникла еще в XIX в. Именно в это время отмечался бурный рост промышленности, который был связан, в том числе, и с повышенным использованием труда работников.
В этой связи философы, экономисты, социологи стали активно заявлять о необходимости обратить внимание на невыносимые условия труда рабочих. Однако, идею необходимости формирования стандартов в области международного фабричного права разделяли и некоторые предприниматели. Например, такие выдающиеся промышленники как Роберт Оуэн и Даниель Легран, считали необходимым проведение социальной реформы, чтобы предупредить возможные социальные потрясения в будущем.
В 1886 г. и 1891 г. состоялись I и II Конгрессы интернационалов, на которых были приняты важнейшие документы в сфере труда и социальных гарантий трудящихся:
- о 8-часовом рабочем дне для рабочих;
- об охране труда женщин;
- об организации труда детей;
- о развитии профессиональных союзов и др.
В 1901 г. в Базене была создана Международная ассоциация защиты трудящихся.
Первая мировая война, плохие условия труда рабочих в послевоенное время, революционный переворот в России – все эти факторы послужили причиной создания Международной организации труда. Большую активность в данном вопросе проявили профсоюзы.
11 апреля 1919 г. на заседании Парижской мирной конференции был утверждён Устав МОТ, разработанный специальной Комиссией по международному трудовому законодательству. В ее состав вошли представители 9 стран – Бельгии, Кубы, Чехословакии, Франции, Италии, Японии, Польши, Великобритании и США под председательством Американской федерации труда.
28 апреля 1919 г. была утверждена Декларация принципов работы МОТ. Устав и Декларация вошли в качестве части XIII в Версальский мирный договор.
29 октября 1919 г. в Вашингтоне начала свою работу первая Международная конференция труда как структурное подразделение Лиги Наций. Эта дата считается «днём рождения» МОТ.
В 1944 г., в период окончания Второй мировой войны, была принята Филадельфийская декларация, уточняющая цели и задачи МОТ в послевоенное время. В ней провозглашены следующие принципы:
- труд не является товаром;
- свобода слова и свобода объединения являются необходимыми условиями постоянного прогресса;
- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
- все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН.
Структура Международной организации труда (МОТ)
Органами МОТ являются:
Генеральная конференция МОТ – это высший орган МОТ, который определяет основные цели МОТ и способы их достижения.
Генеральная конференция МОТ обладает широкими полномочиями:
- принимает нормы международного права;
- определяет общую политику МОТ;
- каждые два года утверждает двухлетнюю программу деятельности;
- осуществляет выборы Административного Совета, комитетов и конференц-групп;
- принимает новых членов;
- рассматривает и утверждает бюджет;
- следит за применением Конвенций и Рекомендаций на национальном уровне и др.
Генеральная конференция – это мировой форум для обсуждения глобальных трудовых и социальных вопросов. Каждое государство-участник имеет право направить на конференцию четырех делегатов: двух от правительства и по одному от представителей трудящихся и работодателей. При этом каждый делегат наделен правом самостоятельного выступления и независимого голосования.
Административный Совет – это высший исполнительный орган МОТ. Избирается на сессии Генеральной Конференции на срок 3 года.
Полномочия Административного Совета:
- выбирает Генерального Директора;
- руководит деятельностью Международного бюро труда и Генерального директора;
- определяет и разрабатывает повестки дня Конференции и др.;
Административный Совет состоит из 56 постоянных членов и 66 заместителей. Из них – 28 членов представляют правительства государств-членов МОТ; причем, 10 из них не избираются, а выдвигаются от 10 промышленно развитых стран мира: Бразилия, Китай, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Россия, Великобритания, США.
Административный Совет возглавляет Председатель и два его заместителя.
Международное бюро труда (МБТ) – это постоянно действующий секретариат, который выполняет функции оперативного штаба, исследовательского и издательского центра. Возглавляет МБТ Генеральный директор, избираемый на 5 лет.
Основные задачи МБТ – это подготовка документов и докладов для конференций и заседаний МОТ и руководство программами сотрудничества.
МБТ имеет более 40 представительств по всему миру.
Цели, задачи и значение Международной организации труда
Согласно статье 1 Устава МОТ, организация создается для содействия достижения целей, изложенных в преамбуле к Уставу и Декларации о целях и задачах МОТ.
Целями МОТ являются:
- достижение всеобщего мира на основе социальной справедливости;
- улучшение условий труда, влекущих за собой несправедливость, нужду и лишения для большего числа людей и порождающих недовольство, подвергающее опасности мир и согласие во всем мире путем, в том числе:
- регламентации рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели;
- регламентации набора рабочей силы;
- борьбы с безработицей,
- гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни;
- защиты трудящихся от болезней, профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве;
- защиты детей, подростков и женщин;
- пенсий по старости и инвалидности;
- защиты интересов трудящихся, работающих за границей;
- признания принципа равной оплаты за равный труд;
- признания принципа свободы объединения; организации профессионального и технического обучения и других мероприятий;
Стратегические цели МОТ, обусловливающие смысл данной организации:
- развитие и реализация норм и основополагающих принципов и прав в сфере труда;
- создание более широких возможностей для женщин и мужчин по обеспечению достойной занятости;
- расширение охвата и повышение эффективности социальной защиты для всех;
- укрепление трехсторонней структуры и поддержание социального диалога.
В Декларации 1944 года определены программные задачи МОТ, охватывающие большую часть направлений социального прогресса:
- полная занятость и повышение жизненного уровня;
- удовлетворение работой;
- обеспечение возможностей обучения и передвижения рабочих в целях устройства на работу и поселения;
- политика в области заработной платы, рабочего времени и прочих условий труда;
- признание права на коллективные переговоры;
- расширение социального обеспечения; необходимая защита жизни и здоровья рабочих на всех работах;
- защиты благосостояния детей и матерей;
- обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;
- обеспечение равных возможностей в области общего и обязательного образования.
Роль и значение МОТ обусловлена местом труда в жизни общества, поскольку нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы достигнуть существенных результатов без труда. Проблема труда – это одна из самых актуальнейших проблем жизнедеятельности человека.
На момент создания МОТ в ее деятельности участвовали 42 государства, сейчас (2021 г.) количество ее членов составляет 187 стран.
СССР является членом МОТ с 1934 г. В 1940 г. членство было приостановлено, в 1954 г. – возобновлено. С 1991 г. Россия стала членом МОТ, став преемницей СССР. В марте 2022 года Международная организация труда объявила, что она приостанавливает техническое сотрудничество с Россией из-за проводимой последней спецоперации в Украине (это не затрагивает оказание гуманитарной помощи). Такое решение будет действовать до достижения решения о прекращении огня и мирном урегулировании спора.
Одна из ключевых функций МОТ – нормотворческая деятельность, которая осуществляется в виде принятия Конвенций и Рекомендаций.
МОТ – это единственная международная организация, осуществляющая свою деятельность на принципе трипартизма, когда компромиссное решение вырабатывается и принимается с участием трех сторон – профсоюзов, предпринимателей и представителей государства.
Принцип трипартизма символично воплощен в устройстве парадных ворот штаб-квартиры МОТ: чтобы открыть их, нужны три ключа, которые символизируют равную значимость её трехсторонних участников.
Источник: studentprof.ru
МОТ и трудовые ресурсы
Введение……………………………………………………………………………3
1.Система управления трудовыми ресурсами……………………………4
2. Законодательная исполнительная, судебная власть МОТ………………7
3. Международная организация труда — основные цели…………………10
Заключение………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………13
Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая работает в народном хозяйстве или же способна работать, но по тем или иным причинам не работает (домохозяйки, учащиеся с отрывом от производства и др.). Можно сказать, что трудовые ресурсы объединяют как занятых, так и потенциальных работников
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие: формализация методов и процедур отбора кадров, разработка научных критериев их оценки, научный подход к анализу потребностей в управленческом персонале, выдвижение молодых и перспективных работников, повышение обоснованности кадровых решений и расширение их гласности, системная увязка хозяйственных и государственных решений с основными элементами кадровой политики. Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством при становлении рыночной экономики.
Источник: vsem-studentam.ru