Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его статей.
Бухгалтерский баланс – отражает состояние хозяйственных средств и имущества предприятия, а также источников образования этих средств на определенную отчетную дату и показывает в обобщенном виде финансовое состояние предприятия..
Баланс имеет две составные части – актив и пассив. В активе отражаются конечные дебетовые остатки на бухгалтерских счетах, т. е. информация о средствах предприятия с точки зрения их состава и размещения, а в пассиве – конечные кредитовые остатки на счетах, т. е. информация об источниках образования хозяйственных средств. Состоянии капитала и обязательств. В активе и в пассиве баланса отражаются одни и те же средства, но рассматриваются они с различных точек зрения: в активе – что имеем, а в пассиве – за счет чего имеем.
Итоги актива и пассива баланса должны быть равны, величину итогов актива и пассива называют валютой баланса. .
Актив баланса состоит из двух разделов:
- Внеоборотные активы
- Оборотные активы
В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:
1. Капитал и резервы
2. Долгосрочные займы
3. краткосрочные обязательства.
В каждом из указанных пяти разделах в отдельных строках, называемых статьями баланса , отражены соответствующие виды имущества и источники их формирования.
В зависимости от целевого назначения применяют различные виды бухгалтерских балансов:
1. Вступительный баланс – отражает активы организации и ее обязательства в начале ее деятельности. Вступительные балансы вновь создаваемых организаций отражают уставный капитал организаций и внесенное учредителями имущество.
2. Ликвидационные балансы составляются при ликвидации организации ( на начало периода ликвидации, промежуточные ликвидационные балансы, заключительные ликвидационные балансы). В ликвидационных балансах имущество организации отражается не по учетной стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива на момент ликвидации.
3. Текущие балансы составляются в течение всего времени функционирования организации и подразделяются на начальные, промежуточные и заключительные. Начальные и заключительные балансы составляются на начало и конец отчетного года, промежуточные – ежемесячно.
4. Разделительные балансы составляются в момент разделения организации на несколько более мелких, объединительные – на момент объединения нескольких организаций в одну, более крупную организацию.
5. Сводные балансы составляются министерствами и ведомствами и содержат агрегированные данные по всем организациям и предприятиям министерств и ведомств.
Консолидированные балансы составляются материнской организацией и содержат обобщенную информацию об имуществе и обязательствах материнской организации и ее дочерних организаций
Порядок расчета оборотной ведомости и баланса.
Задание. Рассчитать баланс за текущий месяц..
Для расчета баланса за текущий месяц необходимо иметь следующие данные:
- Баланс предприятия на начало месяца;
- Журнал с отражением хозяйственных операций, которые прошли в течение месяца с указанием корреспонденции счетов.
На основании этих данных выполняют:
- Расчеты на бухгалтерских счетах;
- Расчеты оборотной ведомости;
- Расчет баланса на конец месяца.
Источник: nsportal.ru
1 Методика формирования бухгалтерского баланса
1.1 Понятие, назначение и функции бухгалтерского баланса
Термин «баланс» происходит от латинских слов bi – дважды и lanx – чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства.
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения [15, c. 86]: 1) равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и по соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.; 2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Равные итоги по активу и пассиву баланса горизонтальной формы располагаются на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия. Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату.
В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета [16, c. 335].
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, выполняет экономико-правовую функцию. Таким образом, обеспечивается реализация одного из важных принципов бухгалтерского учета — имущественной обособленности хозяйствующего субъекта.
Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей, поскольку он знакомит собственников, менеджеров и других лиц, причастных к управлению, с имущественным состоянием организации. Это вторая функция баланса.
Третьей функцией баланса является информирование о степени предпринимательского риска, то есть из баланса получают ответ на вопрос — сумеет ли организация в ближайшее время выполнить взятые на себя обязательства перед третьими лицами (инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и др.) или ей угрожают финансовые затруднения. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль отчетного периода (непогашенный убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных обязательных аналогичных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения [16, c. 336].
Особенность бухгалтерского баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги). При этом имущество может оказаться равным долгам, быть больше или меньше долгов. Если имущество равно долгам, то права и обязательства взаимно погашаются. Если оно больше долгов, имеется превышение имущества над обязательствами.
Если имущество меньше долгов, возникает дефицит. В теории бухгалтерского учета имущество стали называть активом, долги (обязательства) — пассивом. Многие организации имеют сложную структуру, а их подразделения ведут самостоятельный бухгалтерский учет и составляют самостоятельные балансы.
Располагая балансами и отчетностью дочерних и зависимых организаций, руководители акционерного общества могут координировать деятельность всей группы взаимосвязанных организаций. Каждый пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью модели баланса стремится решать свои задачи [18, c. 112].
Кредиторов волнует платежеспособность организации, поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации. Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество.
В этом случае составляется актуарный баланс, в котором имущество оценивается по цене возможной реализации и который представляет собой одну из разновидностей статического баланса. Администрацию и собственников волнует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому они рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую представить финансовый результат хозяйственной организации за отчетный период.
Для налоговых органов составляются налоговые декларации, которые могут быть увязаны с балансом, например по налогу на имущество организации. В практике российского учета преобладает статическая трактовка баланса. В балансе показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации. Таким образом, под бухгалтерским балансом понимают способ экономической группировки состава и размещения ресурсов хозяйствующего субъекта, включаемых в актив баланса, и юридических источников их формирования в виде заемного и собственного капитала, отражаемых как пассив (обязательства) баланса на отчетную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Источник: studfile.net
Анализ бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс является информативным источником данных для анализа. Он позволяет оценить структуру и динамику имущества и обязательств организации, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость. Результаты анализа представляют интерес для внешних и внутренних пользователей отчетности.
Цель анализа — выявление и раскрытие информации о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и перспективах его развития, необходимой для принятия решений заинтересованными пользователями отчетности.
Основные задачи анализа баланса:
- 1) оценка имущественного положения организации;
- 2) анализ ликвидности отдельных групп активов;
- 3) изучение состава и структуры источников формирования активов;
- 4) характеристика обеспеченности обязательств активами;
- 5) анализ взаимосвязи отдельных групп активов и пассивов;
- 6) анализ способности генерировать денежные средства;
- 7) оценка возможности сохранения и наращивания капитала.
Порядок проведения анализа можно условно представить следующими этапами [45]:
- 1) предварительная оценка, включающая следующие процедуры:
- — просмотр отчетности по формальным признакам,
- — ознакомление с заключением аудитора,
- — ознакомление с учетной политикой организации и оценка надежности информации,
- — выявление «слабых» статей в отчетности и их оценка в динамике. Под «слабыми» статьями понимают статьи, свидетельствующие о сложившемся неблагоприятном финансовом положении, например, «Непокрытый убыток», «Кредиторская задолженность просроченная»,
- — чтение пояснительной записки (аналитических разделов отчетности);
Цель экспресс-анализа — получение оперативной и простой оценки финансового состояния и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс-анализ не должен занимать много времени, а его реализация не предполагает сложных расчетов и детализированной информационной базы.
Цель углубленного анализа — выяснить причины, по которым произошли негативные изменения, и определить, как должно действовать руководство в этом случае. Углубленный анализ конкретизирует и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа.
Основные процедуры этого этапа:
- 1) общая оценка имущественного и финансового состояния, включая расчет финансовых коэффициентов и интерпретацию полученных результатов;
- 2) формулирование основных проблем и ключевых моментов, которые необходимо выяснить в процессе углубленного анализа;
- 3) формулирование выводов по результатам анализа.
Каждому балансу свойственно некоторое балансовое уравнение, объясняющее логику его построения и задающее его формат. В российской практике используется уравнение
Данное уравнение означает, что актив (А) равен пассиву (П). Так как пассив представляет собой сумму собственного капитала и обязательств организации, балансовое уравнение принимает вид
где СК — собственный капитал;
Это уравнение отражает всю совокупность активов и источников их финансирования;
4) прогнозный анализ основных финансовых показателей.
Цель прогнозного анализа — выяснить, как прошлые события и сложившиеся тенденции, а также вновь принимаемые решения могут повлиять на способность организации сохранять финансовую устойчивость.
Источник: bstudy.net