1. Мною, Савиновой Марией, была пройдена педагогическая практика в МБОУ «Средней школе №82» с 22.02.2016 по 21.03.2016 г.
Юридический адрес: 432029, г. Ульяновск, ул. Самарская,11а.
Тел.: (8422)595930, факс (8422)595932.
Директор школы Чекарев Георгий Александрович — заслуженный учитель РФ.
Общие сведения о классе
Учебное заведение, в котором была пройдена педагогическая практика, является общеобразовательным. В МБОУ средней школе №82 учебный план реализуется на основе ФГОС начального общего и основного общего образования, школа реализует образовательные программы трёх ступеней общего образования.
В период педагогической практики я была назначена классным руководителем 8 «Б» класса. Класс — общеобразовательный. Ближним социумом учащихся являются одноклассники, учителя и родители. Окружение оказывает благоприятное влияние, способствует развитию личности, творческих способностей и познавательной деятельности.
В классе обучается 28 человек в возрасте 13 – 14 лет: 14 мальчиков и 14 девочек. 2 человека из класса освобождены от занятий физкультурой, 4 человека имеют специальную группу и 3 человека — подготовительную. Большинство учащиеся из полных малодетных благополучных семей. Из не полных семей 4 человека. У большей части учащихся родители являются служащими и рабочими в сфере обслуживания, среди матерей встречаются домохозяйки.
Маша и летняя трудовая практика
В целом класс дружелюбный и ответственный, является одним из сильных классов параллели, ребята активно общаются со сверстниками из параллели и ребятами из старших классов. Учащиеся как всем классом, так и лично принимают участие в общешкольных мероприятиях, в районных и областных олимпиадах, конкурсах, а также пишут проектные работы. Во внеурочное время ребята посещают различные кружки и спортивные секции: 1 девочка занимается вокалом, 2 девочки посещают художественную школу, 1 мальчик занимается карате и плаванием, группа из 5 мальчиков состоит в школьной футбольной команде, 3 человека — в школе волонтёров, 2 девочки занимаются бальными танцами.
Класс как учебная группа
Основной целью и мотивом учения в классе является получение новых знаний, освоение новых навыков, а также мотивом для учащихся служит оценка учителя. Уровень познавательных интересов выше среднего. Многие ребята в классе проявляют интерес к внешкольной учебной программе, задают много вопросов по теме.
В классе присутствуют ребята, которые не проявляют никакого интереса к учебной деятельности, их основной целью посещения урока является общение с одноклассниками. Познавательный интерес в большей степени стабильный, но бывают моменты, когда учащиеся не могут сконцентрировать своё внимание.
В классе преобладает ответственное отношение к учебной деятельности, наибольшее внимание уделяется таким предметам, как русский язык, математика, химия и обществознание, реже ученики проявляют интерес к физике, биологии и истории. Именно эти предметы наиболее востребованы в ВУЗах. В целом успеваемость класса хорошая. В классе 2 отличника, 14 ударников и 12 троечников. Успеваемость учащихся не соответствует их способностям, так некоторым ребятам не хватает усидчивости, а некоторым — интереса к тому или иному предмету.
ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА — НЕЗАКОННА
Класс как социально — психологическая группа
Микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся уважительно относятся друг к другу и к учителям. Ребята свободно выражают свою точку зрения, не позволяют друг друга оскорблять и насмехаться друг над другом. Отчуждённых в классе нет. Такую обстановку в классе поддерживает классный руководитель Светлана Петровна, которая учит ребят быть единым коллективом.
В результате наблюдения было выявлено 2 основные микрогруппы: мальчики и девочки. В свою очередь среди девочек выделяется одна микрогруппа: Шаронова Анастасия и Ермалаева Полина, общим интересом является учёба, на уроках сидят вместе.
Среди мальчиков также выделяется микрогруппа: Маслов Александр, Соловьёв Георгий и Кузьмин Данила — самые общительные ребята, большую часть времени проводят вместе. На уроках сидят рядом друг с другом. Все группы выступают на равных друг перед другом, враждебных ситуаций не возникало. Внутри групп также наблюдается доброжелательное отношение друг к другу.
В качестве лидеров как в классе, так и в своих микрогруппах выступают Ермалаева Полина и Маслов Александр. Полина является старостой класса, очень активная, трудолюбивая и ответственная девочка, увлекается наукой, серьёзна подходит к решению любой задачи. Маслов Александр не входит в актив класса, так недостаточно серьёз, в классе занимает должность «заводила».
В результате опроса было выявлено, что ценностью в классе является уважение мнения другого человека. В классе существуют традиции поздравлять друг друга с днём рождения, проводить тематические вечера с чаем, устраивать походы в кино и парки развлечений.
Класс достаточно общительный, преобладает предметно – деловая и внеурочно – личностная формы общения. Ребята обсуждают как учёбу, так и личные вопросы.
Коллектив класса умеет ставить цели в деятельности и выбирать способ её достижения, а также концентрировать все свои усилия на поставленной цели. Показателем могут служить победы и призовые места в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.
В результате наблюдения было выявлено, что по классификации этапов развития А. Н. Лутошкина класс находится на 4 этапе «Алые паруса». Ребята действительно проявляют интерес к делам друг друга, требовательны друг к другу. В классе есть лидер, который может прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Педагогической проблемой в жизни класса является незаинтересованность некоторых ребят в учебной деятельности, как следствие из этого — низкий уровень знаний. Возможным путём решения может служить разработка учителем интересной подачи материала, которая может привлечь внимания учащихся и замотивировать их на его изучение.
2. В начале практики мною как классным руководителем была поставлена цель: способствовать саморазвитию учащихся и создать условия для их самореализации, и следующие задачи:
1) Формировать нравственные и духовные ориентиры;
2) Формирование и развитие коллектива класса;
3) Формирование педагогической культуры;
4) Организовать творческую деятельность;
5) Способствовать формированию здорового образа жизни.
Во время практики у меня не возникло проблем с достижением цели и решением поставленных задач, так как классный руководитель класса, Светла Петровна, ставила те же задачи и проводила работу с классом по их решению. Поэтому мне с ребятами было очень легко найти общий язык.
3. Во время прохождения практики я старалась вовлечь детей в различные виды деятельности: в творческую (подготовка стенгазеты к 8 марта), в научную (несколько ребят из класс проявили желание написать проектную работу по биологии), в игровую (во время классных часов и на уроках), в трудовую (подготовка актового зала к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта).
4. Для работы с учащимися использовала такие способы педагогического взаимодействия, как кооперация, понимание, принятие. Педагогическая ситуация: классу, под моим руководством, было поручено подготовить актовый зал к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта. Ребята очень ответственно и творчески подошли к выполнению этого задание.
Сначала ребята решили, каким образом должен выглядеть зал, а затем разделились на группы и распределили обязанности. Задание было выполнено очень быстро, вследствие сплочённости и организованности учащихся. Эта педагогическая ситуация служит примером педагогического взаимодействия – кооперация.
5. Самоуправление организовано таким образом, что в классе есть староста и заместитель старосты, ответственные за учебной часть. Остальные учащиеся состоят в различных группах, каждая из которых выполняет определённые функции:
1 группа занимается культурной жизнью класса;
2 группа – творческой;
3 группа – спортивной;
4 группа – трудовой.
6. При работе с учащимися я столкнулась с некоторыми проблемами. Первое время было сложно найти контакт с детьми и сконцентрировать их внимание на себя. Чтобы расположить к себе ребят, я провела классный час, где рассказала о себе. После знакомства мне удалось найти общий язык с детьми. Другой проблемой стало волнение.
Первое время эмоции брали надо мной верх, но после проведения нескольких уроков я привыкла к детям и обстановке, вошла в роль учителя, и волнение ушло.
7. Анализ воспитательного дела
Классный час на тему: «Как научиться слушать и слышать, смотреть и видеть».
Форма проведения: беседа с использованием игр.
Период проведения: классный час был проведён на четвёртой недели педагогической практики. Я выбрала эту тему с целью научить ребят внимательнее относится друг к друг и к окружающим, так как за время практики было замечено, что зачастую ученики не понимают друг друга. Цели:
Разграничение понятия «слушать» — «слышать»; «смотреть» — «видеть». Определить актуальность этих различий. Расставить приоритеты.
Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Развитие нравственных личностных качеств: умения анализировать и делать выводы, умение слышать и быть услышанным , умение видеть, чувствовать, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Задачи:
1. Организовать общение между учащимися;
2. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;
3. Воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.
Организация подготовки дела: весь материал был подготовлен мною без участия детей.
Содержание и методика проведения: на начальном этапе я использовала метод увлечения, поскольку мне нужно было заинтересовать детей, показать необходимость проведения данного классного часа. Приемы на данном этапе: вовлечение в тему, приведение примера. Дети реагировали эмоционально, заинтересовались, стали высказывать свои мысли по данной теме.
На втором этапе я пыталась объяснить лексическое значение некоторых слов, чтобы ребята осознали их значение и научились их различать. Использовала следующие методы: открытый диалог, увлечение. Приемы: проявление доброты и заботы, доверие и сотрудничество.
В эмоциональном плане ребята были спокойны, данный этап заставил их задуматься и понять смысл проведения самого классного часа. Третий этап был проведён в виде игр, в которых принял участие весь класс. Целью проведения игр была проверка внимательности учеников друг к другу и научить их развивать навыки «слышать» и «видеть».
Методы: личный пример, переубеждение, вовлечение в деятельность. Приемы: открытый диалог, проявление заботы и доверия. Закончила я классный час рефлексией. Ребята поделились своими впечатлениями и новыми знаниями, которые преобрели.
Моя педагогическая позиция при общении с детьми: с детьми я общалась спокойно, направляла и вовлекала их в деятельность, контролировала и делала соответствующие корректировки. Я использовала демократический стиль общения. Старалась проявлять доверие и уважение к детям, стремилась наладить эмоциональный контакт, не подавляя их строгостью. В общении с детьми давала положительные оценки.
Трудности: во время проведения мероприятия я столкнулась с несколькими трудностями – волнение, не заинтересованность детей, а также неполное знание психологических особенностей школьников . В первые минуты было трудно заинтересовать ребят, но через некоторое время они начали задавать вопросы по теме, после чего удалось наладить диалог и вовлечь весь класс в работу. В результате волнение прошло.
Педагогическая ценность воспитательного дела: воспитательное дело является ценным средством для последующего развития как всего коллектива, так и его отдельных воспитанников. В процессе проведения мероприятия я ближе познакомилась с классом. Я смогла пообщаться с детьми после уроков в более свободной форме. Узнала о их позициях в жизни и их стремлениях.
Дети смогли проявить себя, показать свои положительные качества, примерили новые роли. Ребята провели время в дружной, непосредственной обстановке, отвлеклись от сложных занятий, получили новые знания, много положительных эмоций и благоприятный настрой на дальнейшее взаимодействие.
8. В результате работы с классом для меня оказался «трудным ребёнком» Маслов Александр. Трудность заключается в том, что мальчик не заинтересован учёбой, при этом активно общается с одноклассниками (мальчиками), отвлекая их от учебного процесса. Зачастую пропускает уроки. Во время практики я пыталась всячески вовлечь Александр в учебную деятельность: давала дополнительное задание, спрашивала его точку зрение по отношению к чему – либо и т.д. В результате на последнем уроке биологии он принял активное участие в изучении нового материала и получил отличную оценку.
9. В учебном процессе большинство родителей принимают активное участие: оказывают помощь своим детям в подготовке домашнего задания и психологическую поддержку в подготовке к выпускным экзаменам. Зачастую родители посещают классного руководителя и других учителей, тем самым интересуясь отношениями детей с одноклассниками, их успеваемостью и др. Педагогической ошибкой некоторых родителей является сильное давление на детей или вовсе отсутствие внимания. Большинство родителей ходят на школьные и классные собрания, иногда посещают классные часы и общешкольные мероприятия. Так же родители всегда готовы оказать финансовую помощь школе.
10. Для классного руководителя присущ демократический стиль общения. Учитель проявляет доверие и уважение к учащимся, стремится наладить эмоциональный контакт, не подавляет строгостью и наказанием. Воспитывает организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности и не подавляя активности детей.
11. Истинным авторитетом у школьников является учителя истории и химии. Ученики с интересом посещают их уроки, выполняют дополнительное задание, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по этим предметам.
12. Конфликтов всего класса с учителям нет. Однако возникают неприятные ситуации с отдельными учениками, которые, как правило, не выполняют задания, и учителями – предметниками.
13. От работы с детьми я осталась полностью удовлетворённой. Ученики в классе, в котором я вела уроки биологии и была классным руководителем на время практики, оказались дружелюбными, любознательными и очень смышлёными. С ними было легко работать.
В начале, как я думаю у большинства студентов – практикантов, присутствовало волнение в общении со школьниками, первое время было трудно наладить общий язык или как говорят «настроиться на их волну». Но после знакомства получилось наладить диалог с ребятами, и волнение ушло. По окончанию практики мне удалость решить все задачи и достигнуть цель, которую я перед собой ставила. Я получила ценный опыт, который станет основой для моей дальней работы в роли учителя.
Педагогическая практика даёт огромную возможность нам, студентам, во – первых, попробовать свои силы в роли учителя и здраво оценить их, отработать навыки преподавания; сделать ошибки, проанализировать их и не допустить вновь; во – вторых, поделиться накопленными знаниями и приобрести новые и, в — третьих, пообщаться с детьми, обучить их чему – то новому не только по предмету, но и культурно.
14. При подготовке студентов к классному руководству стоит обратить внимание на психологическую и педагогическую подготовку, Следует воспитывать в студентах умение быть корректным, интересным, многогранным, усидчивым и терпеливым человеком. Студент, который идет на педагогическую практику должен хорошо владеть не только теоретическими знаниями по предмету, но и методами управления коллективом, уметь взаимодействовать с ним. А также необходимо учитывать возрастные особенности школьников, уметь найти подход к каждому ребёнку, и в первую очередь ставить интересы детей выше своих. В университете стоит сделать больше практических занятий по теории и методике преподавания и ввести пассивную практику. Это сможет более качественно подготовить студентов, а именно сформировать правильное представление о самой профессии учителя и о том, каким должен быть учитель.
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
У школьников района началась трудовая практика
Лето – время не только полезного отдыха, но и активной работы для учеников среднего звена. Для них предусмотрена трудовая практика. В течение пары часов практиканты наводят порядок на школьном дворе: подметают, пропалывают сорняки, делают территорию чистой и уютной.
Сегодня мы побывали городской школе №7 и посмотрели, как ученики приступили к летней трудовой практике. В другие школы заглянем в следующий раз.
07.06.2023 12:51
Новости соседних регионов по теме:
В школах Алтайского края проходит летняя практика
Школьники Алтайского края проходят ежегодную летнюю практику. Организуется она с целью создания условий для организованного труда, отдыха,
17:52 09.06.2023 Управление по образованию — Барнаул
Летняя практика – продолжение учёбы
Лето — это долгожданные каникулы, свобода от школьных обязанностей, время заняться любимыми делами.
09:06 09.06.2023 Гaзeтa Обнинск — Обнинск
Летняя трудовая практика
В Сокурской школе, не смотря на летние каникулы, кипит жизнь. С 1 июня началась летняя трудовая практика.
14:32 07.06.2023 Татищевский район — Татищево
ШОК. Школа 1018 в НП. История о том, как учитель не согласилась с нарушением своих прав
Я знаю, что вы писали уже о «школе» 1018, об этом страшном месте, в котором безжалостно уничтожают.
10:50 07.06.2023 Solncewonews.ru — Москва
Летняя трудовая практика в Македоновской школе
Летняя трудовая практика — это одна из полезных школьных традиций. Каждое утро ученики трудятся на благо школы, совместно с учителями облагораживают пришкольную территорию: пропалывают цветники,
07:39 07.06.2023 Татищевский район — Татищево
Подведены итоги конкурса «Я хочу стать врачом»
Традиционный конкурс призван выявить талантливых молодых людей, которые мечтают связать жизнь с медициной и получить достойное образование.
18:42 06.06.2023 Центр медицинской профилактики — Архангельск
Трудовое детство: нужно ли привлекать школьников к общественно-полезным работам?
Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему привлечения школьников к общественно-полезному труду.
19:47 05.06.2023 Pln-Pskov.Ru — Псков
Читинские старшеклассники на пять дней отказались от компьютеров, чтобы заработать
Читинские школьники 8-10 классов объединились в трудовые бригады. Занимаются старшеклассники облагораживанием территории родной школы, и за свою работу получают первую официальную зарплату.
23:30 05.06.2023 РТК Забайкалье — Чита
Подведены итоги деятельности органов местного самоуправления Краснодарского края за 2022 год.
Зори
Фото: пресс-служба администрации Анапы Уникальная зеленая зона раскинется на площади в 30 гектаров.
Кубанские Новости
Уважаемые жители и гости Павловского района! Приглашаем вас 30 сентября на праздничные мероприятия,
Газета Единство
Газета Единство
о том, в каком хозяйстве Павловского района ставят рекорды по сбору кукурузы на зерно – первая страница.
Газета Единство
Фото: unsplash.com Каналы в Telegram теперь могут публиковать истории. Доступной функция станет после того, как пользователи с premium-подпиской поддержат канал голосом.
Кубанские Новости
Сегодня в школе-интернате поселка Ильского прошло торжественное мероприятие, посвященное 50-летию образования учреждения.
Зори
Вчерашний день первая в истории России туристическая группа из Исламской Республики Иран, прибывшая в регион в рамках реализации безвизового механизма обмена туристическими группами между двумя странами,
НИА-Кубань
Команды школьников поселка Черноморского соревновались в преодолении заданий эстафеты.
Зори
У жительницы Новороссийска с банковской карты исчезли больше одного миллиона рублей.
Газета Новороссийский рабочий
Фото: Михаил Ступин Инцидент произошел 22 сентября на станции Пашковской.
Кубанские Новости
Полицейские Краснодарского ЛУ МВД России на транспорте устанавливают обстоятельства травмирования девушки на станции «Пашковская» Евгения ХАЛИКОВА Машинист не смог избежать столкновения с девушкой.
Комсомольская Правда
Помочь 42-летнему жителю Ленинградского района взялись хирурги Зиповской больницы.
SochiStream.Ru
Работодатели могут самостоятельно устанавливать антиковидные ограничения В Роспотребнадзоре оценили необходимость введения масочного режима в России.
KrasnodarMedia
Краснодарская краевая общественная организация памяти маршала Г.К. Жукова отметила свое 30-летие.
Справедливая Россия
Заместитель губернатора Краснодарского края, атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов встретился с многодетными казачьими семьями из различных городов, станиц и поселков Краснодарского края,
Кубанское казачье войско
Красивый вечер. Шикарный город. Великолепный концерт На центральной площади Геленджика состоялся двухчасовой концерт в честь открытия бархатного сезона-2023.
Администрация г. Геленджика
Источник: gulkevichi.bezformata.com
Как студенты практику искали
«Теория практике не товарищ». Такой девиз у сегодняшних студентов и без пяти минут выпускников вузов. У нас, студентов, часто возникает вопрос: почему теоретическая программа, составленная в университете.
«Теория практике не товарищ». Такой девиз у сегодняшних студентов и без пяти минут выпускников вузов.
У нас, студентов, часто возникает вопрос: почему теоретическая программа, составленная в университете, не всегда совпадает с требованиями и навыками, которые запрашивают работодатели? И если согласиться с таким мнением, что «в университете мы получаем образование, а на работе – профессию», то зачем же тогда нужно корпеть над книжками, много заниматься и читать, если это в корне расходится с тем, что будет потом после пяти лет обучения в университете? Получается, что можно особо не стараться, ничего не учить, а просто посещать пары – делать вид, что учишься, да и факультет на таких основаниях можно выбрать тот, где, казалось бы, учиться проще или денег за обучение платить приходилось бы меньше.
Ни для кого не секрет, что молодых специалистов, «зеленых» новичков работодатели неохотно берут не то что на работу, но даже и на практику. Хотя казалось бы чего уж проще, ведь практиканты – как-никак бесплатная рабочая сила. Но и эта сила не всегда востребована.
Для того чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо узнать в деталях, как студенты устраиваются на практику (а потом и на работу), и с чем им приходится сталкиваться. А для этого обратимся к тем, кто уже на собственном опыте прошел через это или, по крайней мере, попытался это сделать.
Выпускник факультета электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства Денис Негин (2010 год): «Практика на нашем факультете начинается летом после 2 курса, длится она около 6 недель, и по ее окончании в университет для подтверждения нужно предоставить письмо – гарант того, что я прошел практику. Место для нее нужно было найти самому, так как я живу в пригороде, то хотел найти место поближе к дому.
Когда я приехал в предполагаемое место практики, то главный инженер сказал мне, что письмо будет предоставлено только в том случае, если я за все время практики ни разу не появлюсь в их организации. Очевидно, практиканты им были не нужны, а письмо он мне отдал сразу, таким образом, вместо первой практики у меня получились каникулы.
Сильно я не расстроился и решил, что на следующий год я не буду тратить время, а просто сразу пойду устраиваться на работу. Так и получилось – на старших курсах я работал, а потом просто делал отчет и вел дневник уже для защиты практики в университете. Звание «практикант» мной благополучно забылось. Считаю, что приобретенные за время учебы теоретические навыки на работе мне действительно пригодились. Если не знать этого минимума, то даже в разговоре коллег ничего не поймешь, не говоря уже о дальнейших заданиях».
А на юридическом факультете нащего университета ситуация несколько иная. С нами делится студент 5 курса Максим Райников:
«Сначала я проходил практику в прокуратуре, в следственном отделе, потом в УВД, тоже в следственном отделе по экономическим преступлениям. Место практики студент нашего факультета должен найти себе сам. Если повезет, то по знакомству, если нет, то можно понадеяться на удачу. В этот раз я проходил практику в Следственном отделе.
Распорядок дня традиционный рабочий, хотя я засиживался часов до 8. Впечатления от этой практики положительные: считаю, что многому научился, но все равно этого опыта недостаточно, чтобы работать следователем. Теория, которую преподавали в университете, мне пригодилась, наизусть надо знать много законов, иначе никак. У нашей специализации такая специфика, – все хотят попасть в прокуратуру или в следственный комитет, а мест там очень мало, поэтому с перспективами трудоустройства пока ничего неясно, хотя уже через несколько месяцев я заканчиваю университет».
Студентка того же вуза факультета лингвистики и перевода Кристина Вайзберг рассказывает: «Практика на нашем факультете начинается после 4 курса. Искать каждому студенту место практики нужно самому. Но мне повезло – позвонила преподавательница с кафедры и попросила для практики студента и, если получится, для дальнейшей совместной работы с турфирмой.
Условия были такими: отличное знание немецкого языка, и умение оформлять документы на визы для поездок в Германию. Я и раньше работала в сфере туризма, но считаю, что теория, приобретенная в университете, на этой практике не пригодилась, пригодился мой жизненный опыт – и то, что я сама много путешествовала и имела дело с такими организациями и то, что знаю немецкий в совершенстве. Ответственность на меня ложилась значительная, так как, помимо языка и оформления документов, мне приходилось работать с большими суммами. После прохождения практики мне предложили и дальше сотрудничать с этой организацией, но мне тяжело было совмещать работу с учебой, поэтому я отказалась. Но так как сейчас я оканчиваю университет, то буду рассматривать этот вариант».
Похожая ситуация сложилась у студента 3 курса института психологии и педагогики Александра Столповских: «Место для прохождения практики каждый будущий психолог ищет себе сам, университет никуда нас не направляет. Можно устроиться в детский садик, школьный лагерь или лагерь на туристической базе. По времени практика длится не меньше 21 дня.
После второго курса я проходил практику в детском садике в области, так как хотелось быть поближе к дому, и устроиться там было легче, чем в городе. У меня остались положительные впечатления, я считаю, что практика для студента – это применение своих знаний в комплексе на глазах и под присмотром профессионалов. Мне нравится достигать поставленных целей и помогать детям, проводить с ними мероприятия и различные игры. Теория здесь мне очень пригодилась, так как первые два курса мы получали только теоретические знания, а практика – это хороший полигон для проверки знаний. Трудно было только найти само место практики».
С помощью практики работу нашла студентка факультета коммерции Александра Белоногова: «На нашем факультете студенты сами ищут место, где будут проходить практику. Но если все совсем плохо, и студент не смог найти в отведенное для этого время, то тогда уже распределяет кафедра. Но, конечно же, лучше найти место практики самостоятельно.
Моя производственная практика началась с третьего курса и длилась шесть недель. А свою первую серьезную практику я проходила в одной из компаний по производству питьевой воды и потом еще проработала там 4 месяца менеджером по стимулированию сбыта воды и кулеров. Это была уже не практика, а самая настоящая работа. Но на кафедре практику, конечно же, зачтут, так как это были прямые продажи, и практика была непосредственно связано с рекламной деятельностью. Я приобрела навыки промоменеджера, консультанта, дегустатора воды, привлекала новых клиентов в компанию, то есть вела клиентскую базу.
Знания, приобретенные в университете, в корне разошлись с тем, что мне пришлось пройти на практике. Но впечатления были только положительные, так как мне нравится моя специальность и со всеми трудностями, я считаю, справилась».
«Нужно сказать, что первая практика у нас была только в этом году на 4 курсе, – делится своим опытом студентка исторического факультета Дарья Миронова. – Изначально места практики предоставляет университет. Но эти места совершенно не связаны с моей специальностью «связи с общественностью», поэтому большинство студентов остаются брошенными на произвол судьбы! Есть, конечно же, вариант самим все искать, но информацию в университете о том, что мы проходим практику, получили ровно за неделю до того момента, когда нужно было предоставить информацию о месте прохождения практики (то есть за семь дней мы должны были обзвонить компании, договориться с ними, а это уже было начало января – праздники, никто не работал).
Именно поэтому место практики я начала искать самостоятельно, уже заранее предусмотрев возможность подобного развития ситуации. В конечном итоге я нашла достойное место практики, чем и осталась довольна. Но в целом с практикой на нашем факультете очень сложно.
Предоставляются места, совершенно не связанные с профессией, распределяются так, что половине студентов их не хватает, так как направляются несколько человек в одну организацию, несколько в другую, а если не успел, то по остаточному принципу куда-нибудь пристроят. А большинство студентов из-за этого не получают никаких практических знаний и умений. И получается, что в нашем обучении никто не заинтересован».
Похожая картина и на факультете журналистики нашего университета. Производственная практика у нас начинается после второго курса. Место практики мы, будущие журналисты, должны найти себе сами. Университет предоставляет список организаций, с которым уже составлен договор, и по правилам там нас должны беспрепятственно принять на летнюю практику, длительностью в пять недель. Нам оглашаются определенные сроки, во время которых мы должны съездить в это место и договориться, подтвердив это письменным бланком.
Но на самом деле некоторые обстоятельства не позволяют положенным событиям развиваться таким образом. Например, на нашем факультете всего одна специальность – журналистика, но она делится еще на три профиля – печать, радио и телевидение. Казалось бы, в городе огромный выбор СМИ, в которых можно попрактиковаться. Однако, столкнувшись лицом к лицу с этой задачей, мы задумались. Если от недостатка печатных изданий еще никто не пострадал, с радиостанциями тоже дефицита не предвидится, то нехватка в городе телеканалов ощущается очень остро.
Когда мы начали обзванивать редакции, то выяснилось, что или практикантов уже набрали и лишние здесь неуместны, или стажеры им просто не нужны, и они отказывают без объяснения причины. Нас охватила паника – сроки в университете поджимают, а нас никуда не хотят брать. Еще остается вариант пройти практику не по своей специальности, например, телевизионщику – в печати или на радио.
Это, конечно, хорошо для собственного опыта и расширения кругозора, но если серьезно оценить ситуацию, то становится понятно, что теоретические и практические навыки (владение техникой и монтажом) у этих профилей существенно расходятся. Но, когда выбирать не приходится, можно всему научиться, и все освоить даже в короткий срок. Так, свою первую практику я, будучи по профилю телевизионщиком, прошла в газете.
На следующий год мы решили к этому делу подойти ответственно и обдуманно, мол, уже опытные. Поэтому еще раньше назначенных университетом сроков мы начали «оккупацию» наших телеканалов. Если на вахте нас не хотели пускать, то мы сначала звонили и, договорившись на встречу, находили отдел кадров, а если же мы не могли дозвониться, то приезжали и звонили с телефона вахты в расстоянии нескольких этажей от редакции.
Таким образом, я и моя одногруппница все-таки устроились на практику на один из телеканалов, заключив договоры раньше положенного срока.
Полностью погрузившись в рабочую атмосферу редакции, мы поняли – нам сильно не хватает практических навыков. То бесчисленное количество книг, которое мы прочитали в течение нескольких семестров, не то чтобы не пригодилось. Нет, они пригодятся, конечно, но это не то, чего требует работа, работа корреспондента, который делает новости. Мы поняли, что навыки надо приобретать сразу на месте, делать все надо оперативно и работать в команде.
Хотя что-то подобное, сильно уменьшенное и отдаленное, мы видели в стенах университета, но все это сильно отличалось от того, что предстояло нам на самом деле. Например, случалось какое-то событие, редактор отправлял меня (сначала с журналистом и я в качестве «хвостика», а потом и самостоятельно) на съемки. Приехав на место с оператором, записав несколько синхронов, общих планов, я строила сюжет, потом уже в редакции нужно было написать закадровый текст (а это для меня было самой большой сложностью – прочитанная классическая литература давала о себе знать, не допуская простоты и легкости мыслей, а именно этого требовал редактор) и быстро смонтировать сюжет. «Взрослые» корреспонденты могли справиться с этим заданием за 50 минут. Мы же, как нас обычно называют, «зеленые» новички, тратили на это чуть ли не целый день. Кстати, по времени он не уступал обычному рабочему дню – приходили и уходили мы вместе с кадровыми журналистами.
А так как практикантов в редакции было всего два человека – я и моя одногруппница (больше они в этот период студентов не брали), то у редактора находилось время, чтобы проверить наши «труды». Чаще всего ему было очень смешно, когда он вслух зачитывал наши закадровые тексты. Он считал, что нам не хватает простоты изложения и ясности мысли.
Мы были ему безмерно благодарны и любую критику воспринимали на ура. Но его последние слова просто выбили меня из колеи, он пожелал нам. читать побольше! Мы очень удивились и даже были обижены, но виду не подали и не сказали, сколько мы до этого прочитали. Ведь, как известно, студенты журфака только и делают, что читают.
Вернувшись на учебу, мы поняли, что приобрели не только бесценный опыт, но и почувствовали себя востребованными, пусть и ненадолго.
И хотя в последнее время часто слышны жалобы студентов на то, что трудно найти место практики, столкнувшись непосредственно там с самой работой, заново приходится многому учиться, потому что багаж знаний, состоящий из голой теории, маловат, в целом самой производственной практикой студенты остаются довольны и втайне надеются на дальнейшее сотрудничество.
Настоящая рабочая среда, в которую они погружаются, чувство востребованности, новый коллектив, а порой и реализованные амбиции позволяют им снова сесть за парты с новыми впечатлениями и готовностью впитать очередную порцию науки.
Источник: 161.ru