После ликвидации наркоматов внутренних дел союзных республик выполнявшиеся ими задачи, как уже отмечалось выше, были распределены между различными ведомствами. Так например, исправительно-трудовые лагеря, созданные в 1929 г., были подведомственны ОГПУ, в из числе были Управление Соловецких лагерей особого назначения (УСЛОН) и исправительно-трудовые лагеря, обеспечивавшие строительство Беломоро-Балтийского канала. Общие места заключения — тюрьмы, колонии и др. — Наркомюсту РСФСР. Ведущее место отводилось исправительно-трудовым лагерям, находившимся в ведении ОГПУ СССР.
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, принятый 1 августа 1933 г., не предусматривал прогрессивной системы отбывания наказания, вместо культурно-просветительной работы вводилась политико-воспитательная работа с осужденными, предусматривалась возможность условно- досрочного освобождения и зачета рабочих дней, несколько расширялась система ИТУ (предусматривались школы ФЗУ сельскохозяйственного и индустриального профиля для несовершеннолетних правонарушителей). Однако, надо отметить, что действие ИТК РСФСР 1933 г. распространялось лишь на обшие места заключения, находившиеся в ведении Наркомюста, которые, как уже отмечалось, были переполнены. Для разгрузки общих мест лишения свободы СНК СССР Постановлением от 11 марта 1933 г. обязал перевести оттуда в исправительно-трудовые лагеря значительную часть заключенных. Для этой же цели были созданы трудпоселения, куда были направлены более 133 тыс. заключенных.
Главное Управление Исправительно-трудовых лагерей и колоний, ГУЛАГ. Советский Союз
С этого времени основными нормативными актами, регламентировавшими деятельность ИТУ, стали ведомственные акты НКВД СССР и его органов.
С начала 1930-х годов «население» ГУЛАГа в условиях сотворения и реализации мифа «о всеобщем заговоре» росло. Уже в 1933 г. было арестовано 505 тыс. человек, более половины из которых были осуждены за контрреволюционные преступления. А к 1937 г. в системе ИТК и ИТЛ находилось более 1 млн 200 тыс. заключенных. К этой цифре следует добавить 1 млн спецпереселенцев, принадлежавших к так называемым раскулаченным.
Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. и ИТК союзных республик были преданы забвению. Поэтому не случайным оказалось то, что в 1935 г. было отменено деление заключенных по степени общественной опасности. Заключенные делились лишь по признаку пола, а также на соблюдающих инесоблюдаюших режим. Несколько позднее было отменено условно-досрочное освобождение заключенных.
Серьезные нарушения законности были допущены в тех местах заключения, где содержались необоснованно обвиненные в контрреволюционных преступлениях. Государственный и общественный контроль за ИТУ был почти полностью ликвидирован. В системе ИТУ возникла сеть специальных судебных органов. В ноябре 1934 г. при исправительно- трудовых лагерях были организованы отделения краевых и областных судов для рассмотрения в порядке упрощенного судопроизводства по делам о преступлениях, совершенных в лагерях.
В 1935 г. создаются новые исправительно-трудовые учреждения — трудовые колонии для несовершеннолетних. В августе 1936 г. учреждаются тюрьмы. В начале 1938 г. насчитываюсь уже 417 тюрем.
ГУЛАГ. Воспоминания узника Сергея Афанасьева | History Lab. Интервью
Накануне войны обстановка в местах лишения свободы еще более осложнилась. Это было вызвано рядом причин: увеличением максимального срока лишения свободы с 10 до 25 лет; отменой зачета рабочих дней и условно-досрочного освобождения и т.д.
Весьма показательны данные о численности содержавшихся в местах лишения свободы: в лагерях и колониях в 1934 г. насчитывалось 510 307, в 1935 г. — 965 742, в 1936 г. — 1 296 494, в 1937 г. -1 196 369, в 1938 г. — 1 881 570 заключенных.
Приказом НКВД СССР от 1 июня 1939 г. «Об административной ссылке и высылке» с объявлением «Инструкции о порядке исполнения решений Особого совещания при НКВД СССР и осуществления гласного надзора за ссыльными и высланными» по-новому регулировалось исполнение органами внутренних дел таких мер уголовной репрессии как ссылка и высылка.
Под административной ссылкой подразумевалась такая мера наказания, когда лицо, в отношении которого вынесено такое постановление Особого совещания, ссылается в определенную местность под гласный надзор органов НКВД.
Ссыльные проживали по специальным удостоверениям, выдаваемым органами НКВД и ограничивались в правах передвижения пределами определенной республики, края, области или района (что должно быть указано в постановлении Особого Совещания).
Административная высылка предусматривала выселение лица с постоянного места жительства под гласный надзор органов НКВД, с запрещением проживания в определенных местностях СССР.
Административно высланные проживали по паспортам, выдаваемым органами милиции, с запрещением выезда в местности и населенные пункта по специальному перечню. Они имели право проживания на всей территории СССР, за исключением запрещенных для них местностей.
Лица, отданные под гласный надзор по месту постоянного жительства, оставались на жительстве в тех местностях, где они постоянно проживали до ареста. Без предварительного разрешения органов НКВД они не имели права менять место жительства.
По прибытии на место ссылки или к избранному месту жительства административно-ссыльные и высланные немедленно брались под гласный надзор соответствующим органом НКВД.
Состоящие под гласным надзором лица (ссыльные и высланные) были обязаны периодически являться на регистрацию в орган НКВД и без предварительного разрешения последних не имели права, хотя бы и временно, никуда отлучаться.
Ссыльные (за исключением лиц, для проживания которых в решении Особого совещания был точно определен населенный пункт) имели право передвигаться в пределах той республики, края, области, на территории которых им постановлением Особого совещания разрешено было проживать (исключая режимные пункты). Вопрос о перемене места ссылки разрешается только постановлением Особого совещания.
За нарушение правил гласного надзора, уклонение от явки на регистрацию, самовольный выезд с места постоянного жительства лица, состоящие под гласным надзором, согласно статьи 82 УК РСФСР 1926 г., подлежали ответственности в виде замены ссылки лишением свободы на тот же срок; злостные нарушители привлекались к уголовной ответственности, с последующим представлением дела в Особое совещание при НКВД, на остальных взыскания налагались распоряжением начальника УНКВД в виде учащения сроков явки на регистрацию и лишения права временных отлучек.
Ссыльным и высланным предоставлялось право на поступление на работу в государственные, кооперативные и другие учреждения и предприятия. Трудоспособным административно ссыльным и высланным, которые не могли самостоятельно подыскать себе работу в месте ссылки или высылки, органы НКВД обязаны были оказывать содействие к устройству их на работу по месту из нахождения.
1. Когда и почему были ликвидированы НКВД РСФСР и других союзных республик?
2. Когда и с какой целью были созданы исправительно-трудовые лагеря?
3. Когда был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР и каковы были его полномочия?
4. Какие органы внесудебной репрессии были образованы в 30-е годы?
5. Какие изменения были произведены в организации и деятельности милиции?
6. Какие формы участия общественности в охране общественного порядка практиковались в изучаемый период?
Смотрите также:
ГУЛАГ — главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (1930–1960).
В1923 году было организованно первое в СССР «исправительно-трудовое» учреждение – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН).
создание Соловецкого лагеря принудительных работ особого. строительство исправительно-трудового лагеря в Республике.
ГУЛАГ — главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений (1930–1960).
Соловецкий лагерь особого назначения. Создание. Вначале 1914 года тюремная система России насчитывала 719 тюрем, 495 этапов и полуэтапов и 61.
Источник: bibliotekar.ru
Создание и организационное устройство ГУЛАГа
15 апреля 1919 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет за подписью председателя М.И. Калинина издал декрет «О лагерях принудительных работ». Этот декрет узаконил два положения, которые сопутствовали 18-месячному существованию Советской республики, а именно: утверждение лагерной системы и утверждение принудительного труда.
Насколько широко внедрялись эти положения, видно из того, что декрет предусматривал организацию лагерей принудительных работ «при Отделениях Управления Губернских Исполнительных Комитетов», т.е. этим все губернские комитеты обязывались создать лагери. Организация и заведывание лагерями возлагались на Губернские Чрезвычайные Комиссии; лагери в уездах открывались с разрешения Народного Комиссариата Внутренних Дел.
Уже в этом первом постановлении о лагерях предусматривается, что побег из них «подлежит самым суровым наказаниям». Но текст декрета от 15 апреля 1919 года, по-видимому, оказался недостаточным, и 17 мая 1919 года за подписью председателя ВЦИК В. А. Аванесова (рисунок 1) был опубликован новый расширенный декрет «О лагерях принудительного труда», разработан очень подробно и имел следующие разделы:
- а) организация лагерей и управление лагерями;
- в) караульная команда;
- г) санитарный и медицинский надзор;
- д) о заключенных;
- е) помещение.
Необходимо отметить, что за побег в первый раз устанавливалось увеличение срока заключения в десять раз, а за вторичный Революционный Трибунал имел право применить расстрел. Этим декретом были заложены все основные положения принудительного труда, ставшего неотъемлемым элементом государственной жизни Советского Союза и постепенно трансформировавшегося в ныне существующую систему рабского труда.
Основы исправительной трудовой политики были на VIII съезде РКП (б) (март 1919) включены в новую партийную программу. Полное же организационное оформление лагерной сети по Советской России строго совпало с первыми коммунистическими субботниками (12 апреля — 17 мая 1919 г): постановления ВЦИК о лагерях принудительных работ состоялись 15 апреля и 17 мая 1919 гг. По ним лагеря принудительных работ создавались (усилиями ГубЧК) непременно в каждом губернском городе (по удобству — в черте города, или в монастыре или в близкой усадьбе) и в некоторых уездах (пока — не во всех). Лагеря должны были содержать каждый не менее трехсот человек (дабы трудом заключенных окупались и охрана, и администрация) и находиться в ведении Губернских Карательных Отделов. Руководство ГУЛАГ осуществлялось непосредственно начальниками управления: Ф. И. Эйхманс (апрель — июнь 1930 г.); Л.И. Коган (до 9 июня 1932 г.); М. Д. Берман (до 16 августа 1937 г.); И. И. Плинер (до 16 ноября 1938 г.); Г. В. Филаретов (до 18 февраля 1939 г.); В. В. Чернышев (до 26 февраля 1941 г.); В. Г. Наседкин (до 2 сентября 1947 г.); Г. П. Добрынин (до 31 января 1951 г.); И. И. Долгих (до 5 октября 1954 г.); С. Е. Егоров (до 4 апреля 1956 г.); П. Н. Бакин (до 6 мая 1958 г.); М. Н. Холодков (до 13 июня 1960г.)
Первые руководители ГУЛАГа, — Ф. И. Эйхманс; Л.И. Коган; М. Д. Берман; И. И. Плинер — в числе прочих видных чекистов погибли в годы «большого террора». В 1937—1938гг. они были арестованы и вскоре расстреляны.
25 июля 1922 года Совет Народных Комисаров принял постановление о сосредоточении руководства основными местами заключения (кроме общих тюрем) в одном ведомстве и чуть позже, в октябре того же года, был создан единый орган в системе НКВД— Главное управление местами заключения.
В последующие десятилетия структура государственных органов, ведающих местами лишения свободы, менялась неоднократно, хотя коренных изменений не произошло.
- 24 апреля 1930 года по приказу Объединенного Государственного политического управления (ОГПУ) при Совете Народных Комисаров СССР было образовано Управление лагерями. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей ОГПУ) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931 года.
- 10 июня 1934 года согласно Постановлению Центрального Исполнительного Комитета СССР при образовании нового союзно-республиканского НКВД в его составе было образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений. В октябре того же года это управление было переименовано в Главное управление лагерей, трудпоселений и мест заключения.
В дальнейшем это управление еще дважды переименовалось и в феврале 1941 года получило закрепившееся за ним название Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР. После окончания Великой Отечественной войны, в связи с реорганизацией наркоматов в министерства, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний в марте 1946 года вошло в состав МВД СССР.
Следующим организационным изменением системы исполнения наказаний в СССР стало создание в октябре 1956 года Главного управления исправительно-трудовых колоний, которое в марте 1959 было переименовано в Главное управление мест заключения.
Ведомственная принадлежность ГУЛАГа после 1934 года менялась всего один раз — в марте 1953 ГУЛАГ был передан в ведение Министерства юстиции СССР, но в январе 1954 года вновь возвращен в МВД СССР.
После октября 1917 и вплоть до 1934 гг. общие тюрьмы находились в ведении республиканских Народных комиссариатов юстиции и входили в систему Главного управления исправительно-трудовых учреждений. В 1934 году общие тюрьмы были переданы в ГУЛАГ НКВД СССР, а в сентябре 1938 — в составе НКВД было образовано самостоятельное Главное тюремное управление.
При разделении НКВД на два самостоятельных наркомата — НКВД и НКГБ — это управление было переименовано в Тюремное управление НКВД. В 1954 году по постановлению Совета Министров СССР Тюремное управление было преобразовано в Тюремный отдел МВД СССР.
В марте 1959 Тюремный отдел был реорганизован и включен в систему Главного управления мест заключения МВД СССР.
В секретных документах появилась аббревиатура ГУЛАГ, ставшая своеобразным символом политического режима сталинизма. Впервые завесу секретности над ГУЛАГом поднял в 50-е годы писатель А. И. Солженицын — бывший узник (рисунок 2), прошедший все «круги ада». Его книга «Архипелаг ГУЛАГ» потрясла страшной правдой и отечественную историю, и мировую общественность.
Источник: vuzlit.com
Система спецпоселений, исправительно-трудовых лагерей и тюрем в 30-е годы 20 века
Новейшая история Система спецпоселений, исправительно-трудовых лагерей и тюрем в 30-е годы 20 века
Осокина И.
Назначение уголовного наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения с их стороны новых преступлений.
Для обеспечения этих целей создаются специализированные государственные органы и учреждения, вид которых зависит от характера уголовно-правового воздействия конкретного наказания.
Построение системы органов, обеспечивающих осуществление уголовно-правового принуждения, во все времена напрямую зависело от существующей системы уголовных наказаний и от сложившейся практики их применения.
Действующая в современной России система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, сформировалась в советский период истории нашего государства.
После Октябрьской революции новая власть сломала старую буржуазную государственную машину с ее тюремно-карательной системой и построила новый аппарат, сформировав параллельно и новые принципы уголовно-исправительной политики и новые исправительные учреждения.
В период с 20-х годов ХХ века практически до середины 50-х годов, как свидетельствует анализ многочисленных законов и подзаконных актов, политика в области системы исправительно-трудовых учреждений не была однозначной. Кроме того, значительная часть информации о том, что происходило в структурах исправительно-трудовых учреждений, длительное время была секретной.
И сегодня мы можем рассмотреть и дать объективную оценку ситуации, имевшей место в системе исправительно-трудовых учреждений страны в 30-е годы ХХ века.
Первым правовым основанием функционирования мощного карательного института, которым впоследствии на протяжении длительного времени являлись исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) и иные исправительные учреждения, стало постановление ЦИК и СНК СССР от 6 ноября 1929 года «Об изменении статей 13, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик», в котором в качестве меры социальной защиты судебно-исправительного характера предусматривалось в том числе лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР.
Однако функционирование ИТЛ как самостоятельного вида учреждений для исполнения наказаний в виде лишения свободы началось еще до принятия какого-либо акта на законодательном уровне.
Первый такой лагерь начал свою деятельность в апреле 1929 года, но только в ноябре, когда уже было создано Северное управление исправительно-трудовыми лагерями, постановлением ЦИК и СНК СССР были внесены необходимые изменения в действующие Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.
В нем, в частности, с целью урегулирования отдельных вопросов исполнения данного вид наказания делались ссылки на Положение об исправительно-трудовых лагерях.
Само же Положение было принято лишь через полгода постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.
Согласно Положению, перед исправительно-трудовыми лагерями ставилась задача охраны общества от особо опасных преступников путем их изоляции и использования в общественно полезном труде с приспособлением к общим правилам трудового общежития.
Заключенные в исправительно-трудовые лагеря лица в зависимости от их социального положения и характера совершенного преступления делились на три категории:
— трудящиеся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся до осуждения избирательными правами, осужденные впервые на срок от 3 до 5 лет не за контрреволюционные преступления;
— те же социальные прослойки, но осужденные на срок свыше пяти лет;
— нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления.
Заключенные третьей категории являлись, в основном, представителями бывших имущих классов и не обладали правом занимать административно-хозяйственные должности в лагере.
В лагерях устанавливались три вида режима:
— первоначальный;
— облегченный;
— льготный.
На облегченном режиме заключенные могут отлучаться из лагеря, получать премии. А на льготном – даже занимать административно-хозяйственные должности в управлении лагерями и по производству работ, последнее не относится к нетрудовым элементам и лицам, осужденным за контрреволюционные преступления. Работа в учреждениях, на предприятиях и промыслах должна была производиться в соответствии со специальностью и квалификацией заключенных.
К осужденным, которые проявят усердным отношением к труду и хорошим поведением признаки исправления, могли применяться различные меры поощрения. На практике дело доходило иногда и до очень серьезных поощрений, не предусмотренных Положением. Так, в 1933 году по окончании строительства Беломорско-Балтийского канала ЦИК СССР за трудовой героизм, проявленный на работе, снял судимость с 500 заключенных, восстановил в политических правах, а группа заключенных даже была награждена орденами. Аналогичные поощрения были применены в 1938 году к строителям канала Волга – Москва.
К заключенным в лагерях, пользовавшимся до вынесения приговора избирательными правами и обнаруживающим исправление, могло быть применено условно-досрочное освобождение с поселением в районе данного лагеря на не отбытый срок заключения или без поселения.
Осужденные могли подвергаться и дисциплинарным взысканиям: выговорам, ограничению или лишению права получения передач (посылок), ограничению или лишению права переписки и т.д. Что касается исправительно-трудовых колоний, то в 1930 году в связи с ликвидацией наркомвнуделов союзных республик они были переданы в ведение наркоматов юстиции, в составе которых были созданы главные управления исправительно-трудовых учреждений. Порядки в них с 1933 года стали регулироваться новыми исправительно-трудовыми кодексами. ИТК РСФСР предусматривал различные места и способы лишения свободы, но основными из них стали колонии различных видов. Сохранялся принцип направления в места лишения свободы по социальному положению. «Классово враждебные» и лица, совершившие тяжкие преступления, направлялись в колонии массовых работ в отдаленных местностях, а злостные нарушители режима общих колоний – в штрафные колонии.
24 апреля 1930 года при СНК СССР было образовано Управление лагерей ОГПУ СССР, а по состоянию на 1 мая этого же года в системе НКВД РСФСР функционировало 279 учреждений, где содержался 171 251 осужденный, а в системе исправительно-трудовых лагерей ОГПУ – 100 тысяч человек.
15 декабря 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление о передаче исправительно-трудовых колоний, находившихся в ведении НКВД, под управление НКЮ республик. При народных комиссариатах юстиции союзных республик созданы главные управления исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ).
Согласно Временному положению о местах лишения свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР предусматривались следующие места лишения свободы:
— изоляторы для подследственных;
— пересыльные пункты;
— исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ, штрафные);
— больницы и учреждения для медицинской экспертизы;
— учреждения для несовершеннолетних правонарушителей.
Вскоре, в связи с ликвидацией Народного комиссариата внутренних дел РСФСР Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР организация ссылки возложена на Народный Комиссариат юстиции РСФСР.
1 июля 1931 года СНК СССР принял Постановление «Об устройстве спецпереселенцев», согласно которому все административно-организационное управление спецпоселками возложено на ГУЛАГ ОГПУ СССР.
В результате на государственном уровне было завершено формирование системы концентрационных лагерей для ссыльных крестьянских семей, в которые только за годы «великого перелома» было отправлено около 12 миллионов крестьянских душ. Лишь в 1947 году с оставшихся в живых 80 тысяч ссыльных крестьян сняты основные ограничения в гражданских правах.
10 сентября 1931 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Устав службы в ИТУ РСФСР, действие которого распространялось на лиц административно-хозяйственного и оперативного состава.
Устав определил:
— общие права и обязанности работников исправительно-трудовых учреждений;
— порядок их приема на службу и увольнение со службы, правила ее прохождения;
— перечень дисциплинарных взысканий, налагаемых на них;
— меры поощрения и премирования;
— правила о резерве начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений, перечень которых устанавливался Народным комиссариатом юстиции РСФСР.
Новый Устав службы в ИТУ продлевал срок обязательной службы до двух лет.
Для работников оперативного и административно-хозяйственного состава ИТУ устанавливались периодические надбавки к заработной плате за выслугу лет в следующем размере: за 3 года непрерывной службы в ИТУ – 10 процентов, за 6 лет – 20 процентов, за 9 лет – 30 процентов и за 12 лет – 50 процентов от основного оклада по занимаемой в данный момент должности.
Для лиц, окончивших учебные заведения по подготовке и переподготовке работников ИТУ, время обучения в них принималось в расчет в двойном размере.
На административно-хозяйственный и оперативный состав распространялись льготы в области народного образования, землепользования, сельского хозяйства, а также жилищные льготы и льготы по местным налогам и сборам, представляемые военнослужащим РККА и их семьям.
К 1932 году в Советском Союзе функционировало 11 исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) ГУЛАГа:
— Белбалтлаг;
-«Соловки» (Соловецкий лагерь особого назначения);
— Свирлаг;
— Ухтпечлаг;
— Темлаг;
— Вишлаг;
— Сиблаг;
— Дальлаг;
— Среднеазиатский лагерь (Сазлаг);
— Балахлаг;
— Карагандинский лагерь (Карлаг).
Порядок исполнения наказаний в исправительно-трудовых колониях, подведомственных Народному комиссариату юстиции (НКЮ) РСФСР, до 1933 года регулировался Исправительно-трудовым кодексом РСФСР (1924 года) и Временным положением о местах лишения свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР от 31 июля 1931 года.
1 августа 1933 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР был утвержден новый Исправительно-трудовой кодекс. В нем подробно регламентировалось исполнение наказания в виде лишения свободы в местах заключения, подведомственных НКЮ.
Согласно новому ИТК РСФСР целями исправительно-трудовой политики провозглашались:
— постановка осужденных в условия, преграждающие им возможность нанесения ущерба социалистическому строительству;
— перевоспитание и приспособление осужденных к новым условиям трудового общежития.
Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения свободы – трудовая коммуна.
Кодекс регламентировал исполнение лишения свободы на срок до трех лет, исправительно-трудовых работ без лишения свободы и ссылки, соединенной с исправительно-трудовыми работами.
Исполнение лишения свободы на срок от трех до десяти лет по-прежнему регулировалось Положением об исправительно-трудовых лагерях, утвержденным Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 года.
ИТК РСФСР 1933 года уточнил состав, функции и права наблюдательных комиссий. В состав комиссий входили народный судья, начальник места заключения, представители РКИ, общественных (в первую очередь профсоюзных) и хозяйственных организаций, с которыми учреждение было тесно связано. На заседания комиссии обязательно приглашался прокурор.
Решение наблюдательной комиссии могли опротестовать в краевом, областном суде ее председатель, прокурор и начальник мест заключения.
Наблюдательные комиссии представляли собой весьма действенные органы по контролю и направлению деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Однако наблюдательные комиссии просуществовали сравнительно недолго. В 1934 году органы НКВД на местах были выведены из-под контроля местных Советов, а наблюдательные комиссии ликвидированы.
Исправительно-трудовой кодекс РФ провозгласил в качестве основного типа мест лишения свободы трудовые колонии различных видов, куда помещались осужденные «применительно к их трудовым навыкам, в зависимости от их классовой опасности, социального положения, возраста и успешности исправления».
Были ликвидированы изоляторы специального назначения, реорганизованы дома заключения и переходные дома, система мест лишения свободы упростилась. Согласно новому кодексу места лишения свободы делились на следующие виды:
— изоляторы для подследственных, где содержались лица, находившиеся под следствием или судом до вступления в силу приговора суда;
— пересыльные пункты, где содержались осужденные к лишению свободы, ожидающие направления в исправительно-трудовые учреждения, а также осужденные под следствием;
— учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера, то есть институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных;
— учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы, то есть школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа;
— исправительно-трудовые колонии, в том числе:
а) фабрично-заводские – для осужденных из среды трудящихся;
б) сельскохозяйственные – для осужденных из среды трудящихся;
в) массовых работ – для осужденных из среды классово-враждебных элементов и опасных преступников из среды трудящихся;
г) штрафные – для осужденных, переведенных из других колоний за систематические нарушения.
Кодекс установил единый для всех мест заключения режим отбывания наказания, предусмотревший ослабление изоляции заключенных от внешнего мира. Некоторое различие существовало лишь в сроках предоставления свиданий, получения посылок и передач.
Этот законодательный акт представляет определенный интерес с точки зрения реализации принципов исправительно-трудовой политики в изменившихся социальных условиях, но его действие фактически прекратилось с изданием Временной инструкции по режиму содержания заключенных в исправительно-трудовых колониях НКВД СССР от 4 июля 1940 года.
10 июля 1934 года ЦИК СССР принял Постановление о создании союзно-республиканского НКВД. В его составе образовано Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений НКВД СССР.
Согласно этому постановлению при НКВД СССР сформировано «Особое совещание», которому предоставлены широкие права, в том числе право на применение в административном порядке ссылки, заключения в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР.
А в октябре этого же года ЦИК и СНК СССР издали Постановление «О передаче исправительно-трудовых учреждений народных комиссариатов юстиции союзных республик в ведение НКВД СССР».
Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений НКВД СССР было переименовано в Главное управление лагерей, трудопоселений и мест заключения НКВД СССР.
5 ноября ЦИК и СНК СССР приняли Постановление «Об особом совещании при Народном Комиссариате Внутренних Дел Союза ССР», согласно которому, ему предоставлено право применять к лицам, признанным общественно опасными лишение свободы, ссылку, высылку как внутри страны, так и за ее пределы.
Убийство С.М.Кирова 1 декабря 1934 года в Ленинграде явилось поводом к новому витку репрессий в стране.
В октябре-декабре 1934 года в лагеря ГУЛАГа поступило 88 917 человек. За 1934 год в лагерях ГУЛАГа умерло 26 295 заключенных.
В системе ГУЛАГа НКВД СССР функционировало около 40 лагерей, среди которых наиболее крупными являлись:
— Соловецкий (основные виды работ – торфоразработка, лесозаготовка, звероводство);
— Беломоро-Балтийский (дорожное строительство, лесозаготовки);
— Волховский (алюминиевые заводы);
— Дмитлаг (строительство канала Москва-Волга);
— Котласский (строительство железной дороги);
— Ленский (добыча золота);
— Нарымский (лесозаготовки);
— Сахалинский (рыбная ловля);
— Байкало-Амурский (строительство железной дороги).
По состоянию на 1 января 1935 года в системе Отдела мест заключения (в тюрьмах и колониях) НКВД СССР находилось 254 354 заключенных, из них в РСФСР – 169 505 человек.
Функционировало 15 лагерей, в том числе:
— Дмитровлаг (строительство канала Москва-Волга) – 192 649 человек;
— Бамлаг (строительство вторых путей Забайкальской и Уссурийской железных дорог и Байкало-Амурской магистрали) – 153 547 человек;
— Беломоро-Балтийский комбинат (обустройство Беломоро-Балтийского канала) – 66 444 человека;
— Сиблаг (строительство Горно-Шорской железной дороги, добыча угля на шахтах Кузбасса, строительство Чуйского и Усинского трактов, предоставление рабочей силы Кузнецкому металлургическому комбинату, Новосиблесу и др., собственные свиносовхозы) – 61 251 человек;
— Дальлаг (строительство железной дороги Волочаевка-Комсомольск, добыча угля на рудниках «Артем» и «Райчиха», строительство Седанского водопровода и нефтехранилищ «Бензостроя», строительные работы «Дальпромстроя», «Комитета резервов», авиастройки, рыбные промыслы) – 60 147 человек;
— Свирлаг (заготовка дров и делового леса для Ленинграда) – 40 032 человека;
— Севвостлаг (трест «Дальстрой», работы на Колыме) – 36 010 человек;
— Темлаг Мордовской АССР (заготовка дров и делового леса для Москвы) – 33 048 человек;
— Среднеазиатский лагерь (Сазлаг) (предоставление рабсилы Текстильстрою, Чирчикстрою, Шахрудстрою, Хазарбахстрою, Чуйскому Новлубстрою, совхозу «Пасха-Арал», собственные хлопковые совхозы) – 26 829 человек;
— Карагандинский лагерь (Карлаг) (животноводческие совхозы) – 25 109 человек;
— Ухтпечлаг (работы Ухто-Печерского треста: добыча угля, нефти, асфальта, радия и др.) – 20 656 человек;
— Прорвлаг (позднее – Астраханлаг) (рыбная промышленность) – 10 583 человека;
— Саровский лагерь НКВД (лесозаготовки и лесопиление) – 3337 человек;
— Вайлаг (добыча цинка, свинца, платинового шпата) – 1209 человек;
— Охунлаг (дорожное строительство) – 722 человека.
Источник: historicus.ru