Страхование работников от несчастных случаев на производстве является одной из главных социальных гарантий. О видах, целях и условиях страхования работников от несчастных случаев на производстве подробно расскажет предлагаемая далее статья.
- Социальное страхование от несчастных случаев на производстве
- Добровольное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве
- Страховой несчастный случай на производстве – это… (понятие и особенности страхового случая)
- Расчет размеров взносов при социальном и добровольном страховании
Социальное страхование от несчастных случаев на производстве
Проведение мероприятий по страхованию работающих на производстве сотрудников от несчастных случаев, которые могут произойти при выполнении ими своих профессиональных обязанностей, является обязательным на территории России. Базовым документом, регулирующим данные отношения, является закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Новый формат взаимодействия с Фондом социального страхования с 1 января 2022 года
Социальное страхование производится в отношении всех граждан, основой деятельности которых выступает трудовой договор, а также осужденных лиц, труд которых работодатель использует на своем производстве. Согласно приведенному ФЗ данные граждане признаются застрахованными лицами. Помимо них ФЗ распространяет свое действие на страхователей и страховщика.
Ст. 3 указанного ФЗ относит к страхователям:
- отечественные и иностранные организации любой организационно-правовой формы, действующие на территории РФ и принимающие в качестве работников граждан России;
- ИП, которые заключают со своими работниками трудовые соглашения или договоры гражданско-правового характера, направленные на оказание услуг и выполнение работ.
Единственным страховщиком выступает Фонд социального страхования РФ. Бюджет фонда формируется за счет ежемесячных страховых отчислений, которые уплачивает работодатель за каждого застрахованного работника. Конкретный размер взносов определяется в процентном отношении от заработка работника.
Ст. 8 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет, что основными целями расходования средств ФСС являются:
- Выплата пособий в случае временной нетрудоспособности.
- Выплата ежемесячных или единовременных компенсаций в случае гибели работника при производственном несчастном случае.
- Возмещение расходов, требуемых для лечения, приобретения медицинских средств и социальной реабилитации пострадавшего работника в случае получения им производственной травмы или увечья и их последствий.
Добровольное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве
![]() |
Скачать форму договора |
Добровольное страхование сотрудников от производственного травматизма осуществляется работодателями с учетом правил, которые предусмотрены ст. 934 ГК РФ для договоров личного страхования. Условия страхования определяются сторонами соглашения, которое заключается между администрацией организации или ИП и коммерческой организацией, оказывающей страховые услуги в пользу одного сотрудника либо группы. Работник в данном случае является бенефициаром, что предполагает выплату ему при наступлении несчастного случая компенсации (в случае гибели — его наследникам). Страховые взносы за работника уплачивает работодатель.
Правовое регулирование трудовых отношений
Добровольное страхование от производственных несчастных случаев является дополнительным и применяется компаниями для более существенной материальной поддержки своих работников в случае получения ими травм или увечий на производстве. Преимущества добровольного страхования — в возможности в договорном порядке определить:
- условия наступления страхового случая;
- порядок внесения и суммы страховых взносов;
- порядок и размеры выплаты компенсации;
- сроки страхования и иные значимые для сторон условия.
Страховой несчастный случай на производстве – это… (понятие и особенности страхового случая)
Выплату страхового возмещения (компенсации работнику при наступлении несчастного случая) законодательство строго увязывает с наступлением страхового случая. Понятие страхового несчастного случая на производстве определяется ст. 3 закона № 125-ФЗ, согласно которой таковым признается задокументированный несчастный случай, произошедший на производстве, повлекший получение увечья, травмы или гибель работника в ходе исполнения им своих трудовых функций. Ко времени работы относится также период следования с работы и на работу в том случае, если перевозка выполняется служебным транспортом, принадлежащим данной организации.
При этом подразумевается, что полученные при произошедшем несчастном случае травмы и увечья должны повлечь последствия, которые выражаются во временной или стойкой потере возможности выполнять свои трудовые обязанности. Перевод работника на иную работу вследствие получения им травмы также свидетельствует о возникновении страхового случая.
Таким образом, из предусмотренного законом определения видно, что социальное страхование охватывает весь период работы сотрудника, вне зависимости от длительности действия трудового соглашения и характера выполняемых работ. Право на осуществление выплат возмещения возникает со дня появления документально зафиксированной производственной травмы.
При добровольном страховании срок действия страховки определяется сторонами соглашения. Он может быть месячным, годичным или иным. Также добровольное страхование может предусматривать выплату возмещения при получении работником увечья в ходе выполнения определенного вида работ, нахождения его в командировке и т. п.
Однако важно помнить при этом, что возмещению подлежит только вред, фактически нанесенный здоровью. Моральный вред взыскивается с причинителя.
Расчет размеров взносов при социальном и добровольном страховании
Размер подлежащих к уплате средств, направляемых страхователем в ФСС РФ, регулируется законодательно. В настоящее время действует закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Данным документом утверждены ставки, которые рассчитываются в процентном отношении от заработка работника.
Все виды осуществляемой в РФ экономической деятельности разделены на 32 класса, в зависимости от степени опасности. Принадлежность каждого конкретного вида деятельности к одному из классов определяется в зависимости от ее кода по ОКВЭД. Полный перечень видов деятельности и их сопоставление с конкретными классами опасности определены приказом Минтруда РФ «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» от 25.12.2012 № 625н. Согласно данному приказу, наименьший размер страхового взноса — 0,2% заработка работника, а наибольший — 8,5%.
При этом самым опасным (отнесенным к 32-му классу) признается труд шахтеров, занятых добычей каменного угля подземным способом согласно коду ОКВЭД 10.10.12. Деятельность же вроде торговли растительным маслом (код ОКВЭД 52.27.22) признается одним из наиболее безопасных видов работы.
Важно помнить при расчете, что под понятием «заработок» понимается не только собственно зарплата работника, но и иные причитающиеся ему выплаты. Для удобства исчисления взносов в ФСС РФ берется общий годовой заработок, куда включаются заработная плата, отпускные, премии и т. д., деленный на 12 (по числу месяцев). Получающаяся в итоге сумма и будет обозначать ежемесячный размер отчисления. В том случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности, страхование работников проводится с учетом преимущественного из них.
Схожий механизм расчета размеров взносов определяется и при добровольном страховании. Ставки при этом определяются в диапазоне от 0,1 до 10% размера заработка или в виде фиксированных сумм. Конкретные суммы зависят от вида деятельности организации, количества застрахованных лиц и частоты производственного травматизма.
Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai
Условия социального страхования трудовых отношений
На основе анализа Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иных нормативных правовых актов, данных Фонда социального страхования России, проведенных Уральским межрегиональным филиалом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда», рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие социально-трудовых отношений в этой важной сфере. Предлагаются меры по совершенствова-нию нормативных правовых актов, устанавливающих правоотношения между сторонами трудового до-говора в сфере обязательного социального страхования от профессиональных рисков. Приводится обос-нование необходимости создания механизма обязательного личного страхования ра¬ботников. Вносятся предложения в механизмы возмещения вреда работникам, повышение эффективности функционирова-ния системы управления профессиональными рисками. Сформированы предложения для совершен-ствования упредительных мер в системе управления профессиональными рисками.
безопасные условия труда
акт расследования
уровень профессионального риска
страховой случай
социальное страхование
возмещение вреда здоровью
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. [Элек-тронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).
2. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ре-сурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).
4. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые си-стемы (17.12.2012).
5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).
Порядок возмещения работодателем вреда, причиненного работникам, определен Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5], пришедшим на смену «Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24.12.1992 г. № 4214-1. Это преобразование обусловлено совершенствованием механизма социальной защиты работающих.
В первоочередном порядке необходимо возместить причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (членам его семьи) достаточный уровень и качество жизни.
Последовательно необходимо защитить интересы общества от последствий такого вреда как в виде государственного регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и возложения расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя — организатора производства.
Востребована защита интересов работодателя от крупных платежей, направленных на возмещение последствий несчастного случая и профессионального заболевания. Выплата этих сумм оказывает существенное воздействие на финансовое состояние экономического субъекта.
Действующим механизмом обязательного социального страхования от риска производственных травм и профессиональных заболеваний все эти проблемы решаются одновременно. В целях развития установленного порядка в направлении повышения эффективности и взаимодействия необходимо всемерное совершенствование обязательной формы данного вида социального страхования.
Разнообразен опыт функционирования механизма социального страхования за рубежом. В России за основу взята немецкая модель страховой защиты как наиболее удобная для начального периода развития социального страхования.
При этом законодатель стремился, с одной стороны, безусловно, обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую нарушаются, а с другой стороны, надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников.
Первая задача решена введением обязательной формы страхования работодателем своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированности возмещения вреда работнику, либо членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и финансового положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов. Решение второй задачи возложено на предусмотренный федеральным законодательством порядок двухэтапного дифференцирования страховых тарифов.
Первый этап разграничения заключается в установлении страховых тарифов для различных классов профессионального риска. Базовой установкой является различный уровень риска в конкретных отраслях реального производства и коллективной ответственности всех предприятий отрасли. При этом первоначально осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам профессионального риска, а затем организаций-страхователей — к этим отраслям (подотраслям).
Второй этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком ежегодной скидки или надбавки к страховому тарифу. Их размер устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер скидок и надбавок не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.
Обобщение практического опыта обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показало, что классы профессионального риска, дифференцируя страховые взносы (соответствующие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не учитывают многие важные характеристики организации охраны труда у конкретных страхователей.
Кроме того, каждый из участников обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний имеет собственную трактовку законодательных положений и делает попытку решения этих задач.
Один из ключевых моментов, который требует единого понимания, — это предмет страхования. Двойственная позиция: или страхование жизни и здоровья работников или возмещение вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудовых обязанностей. В рамках теоретико-практического подхода предлагается рассмотреть важнейшее понятие законодательства — «страховой случай».
На основании законодательных положений Фонд социального страхования Российской Федерации вправе производить страховые выплаты только по страховым случаям. У работодателя, работника, профсоюзных органов, государственной инспекции труда может быть собственное мнение о наличии или отсутствии страхового случая. Как документально подтверждается наступление страхового случая? В федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данное положение не регламентируется.
В Федеральном законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в ст. 11 определяется право страховщика назначать и проводить экспертизу наступления страхового случая [1]. Соответственно, решение о признании происшествия страховым случаем обязан оформить страховщик на основании полученных от страхователя (работодателя) документов. При этом документ, оформленный и утвержденный работодателем, в том числе и акт по форме Н-1, не может быть определяющим при признании случая страховым. ФСС РФ принимает решение о признании или непризнании случая страховым и несет ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Значима разработка рационального алгоритма принятия решения о наступлении страхового случая.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ страховой случай — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Указанное понятие складывается из двух составляющих:
— подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья на производстве;
— возникновение обязательств по страховому обеспечению.
Материалы экспертиз наступления страхового случая, а также наличие обязательств по возмещению вреда, выполняемых исполнительными органами Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, свидетельствуют о следующих нарушениях: работодатели скрывают факты несчастных случаев и свою ответственность за происшествия; работодатели выдают за несчастный случай на производстве событие, не связанное с исполнением работником трудовых обязанностей или работы по заданию работодателя.
Не единичны случаи, когда работодатели оформляют акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 независимо от обстоятельств происшествия только потому, что событие произошло на территории работодателя. Трудовое законодательство требует расследовать и учесть несчастные случаи на производстве, произошедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию работодателя. По каждому случаю травмы, острого отравления, теплового удара, ожога, обморожения и пр., произошедшему в рабочее время на территории работодателя, а также при других обстоятельствах, указанных в ст. 227 ТК РФ, назначается комиссия по расследованию [3]. Главная задача комиссии состоит в том, чтобы установить, пострадал ли застрахованный при исполнении трудовых обязанностей. С этой целью комиссия обязана:
- выявить причины и обстоятельства несчастного случая;
- квалифицировать несчастный случай;
- определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.
Общие основания ответственности за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина, заключающейся в возмещении в полном объеме лицом, причинившим вред, устанавливает ст. 1064 Гражданского кодекса РФ [1].
Трудовой кодекс РФ в статьях 232, 233 определяет: сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в полном объеме и при условии противоправного поведения (действия или бездействия) причинителя вреда. О противоправном поведении (действии или бездействии) сторон трудового договора можно судить по содержанию акта по форме Н-1. Таким образом, акт по форме Н-1, составленный в соответствии с законодательными требованиями, является одним из оснований для признания несчастного случая страховым. Вторым условием для признания происшествия страховым случаем является наличие обязательств возмещать причиненный вред [2].
Вот уже более десяти лет действует федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Граждане, пострадавшие при исполнении трудовых обязанностей, получают возмещение вреда страховым способом, независимо от наличия денежных средств на счетах работодателя. С помощью учреждений медико-социальной экспертизы и лечебно-профилактических учреждений осуществляются медицинская, социальная и профессиональная реабилитации пострадавших.
Приоритетной, на наш взгляд, в настоящее время является работа по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваемости. Необходимо создать такие условия, чтобы работодателю было выгодно снижать профессиональный риск, а работнику было выгодно быть здоровым. Если несчастный случай (профзаболевание) все-таки произошел при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или работы по заданию работодателя, то расследование следует провести не ради соблюдения формальностей (оформления документов и подшивки их в дело). Комиссия с участием всех заинтересованных сторон обязана выявить причины несчастного случая (проблемы некачественной организации производства и охраны труда) и предусмотреть меры для того, чтобы подобные случаи не повторились, либо максимально снизить вероятность их повторения. Полно и качественно оформленные документы по несчастному случаю позволят быстро принять обоснованное экспертное заключение и назначить страховые выплаты.
Что касается экономической заинтересованности работников в снижении профессионального риска, то действующие законодательные положения, на наш взгляд, не обеспечивают стимулирования добросовестного труда, поддержания высокой трудовой дисциплины и охраны труда. По данным Свердловского регионального отделения ФСС РФ, ни один из получателей страховых выплат, имеющих различную степень утраты профессиональной трудоспособности, не обратился в исполнительные органы с просьбой о профессиональной реабилитации. Наоборот, многие застрахованные различными способами стремятся увеличить степень утраты трудоспособности путем симуляции или умышленного ухудшения своего здоровья. Единицы застрахованных исполняют рекомендации по профессиональной реабилитации, т.к. не хотят возвращаться на производство.
Все это является стимулом для более глубокой проработки принимаемых нормативных правовых актов в интересах развития трудовых отношений, так как неоднозначная трактовка нормативных актов и позволяет получать не компенсацию материального ущерба в связи с несчастным случаем на производстве, а возможность застрахованным необоснованно обогащаться. Так, работник, утративший 20 % профессиональной трудоспособности, продолжает трудиться на своем рабочем месте, повышает свою квалификацию и заработок, а ФСС вынужден выплачивать этому работнику значительные суммы якобы за утраченный заработок. Многие граждане, достигшие пенсионного возраста, не утрачивали своего заработка, а, выйдя на пенсию, требуют компенсировать утраченный заработок, считая утрату трудоспособности наградой за долголетний труд. И в то же время работник, который по последствиям произошедшего несчастного случая (случай признан страховым), нуждается в дополнительных видах помощи, тратит личные средства на лекарства, нуждается, по заключению медико-социальной экспертизы, в санаторно-курортном лечении. Но Фондом социального страхования не оплачиваются эти расходы потому, что отсутствует стойкая утрата профессиональной трудоспособности.
Федеральный закон № 125-ФЗ, как и действовавшие до 2000 года «Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», регулирует порядок возмещения вреда. При этом многими специалистами представляется то, что указанный закон регулирует порядок личного страхования работников, т.е. страхование жизни и здоровья.
Это совершенно разные механизмы, от правильного понимания которых зависит порядок экспертизы наступления страхового случая. Это перспективы законодательных новаций по личному страхованию.
Работодатель, уплачивая страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, вправе рассчитывать на то, что вред, причиненный работнику, будет возмещен за счет средств, переданных Фонду социального страхования, а не за счет средств предприятия. Таким образом, страхованию подлежит риск ответственности работодателя за причиненный его работникам вред.
Только при наличии обязательств по возмещению вреда можно признавать происшествие страховым случаем. В ранее действовавших нормативных положениях основания ответственности работодателя были зафиксированы как основания ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем.
При этом работодатель обязан возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности. Если вред причинен здоровью работника не источником повышенной опасности, то работодатель освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В настоящее время в Федеральном законе № 125-ФЗ отсутствует подобная статья. При этом общие основания ответственности за причинение вреда изложены в ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Одновременно ст. 1079 ГК РФ говорит об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
Страхование ответственности работодателя предполагает возможность назначения страховых выплат работнику, пострадавшему только в результате виновного поведения работодателя (действия или бездействия), приведшего к повреждению здоровья. Если вред работнику причинен источником повышенной опасности, то ответственность работодателя наступает независимо от наличия вины.
Тот факт, что работодатель зачастую уклоняется от ответственности за вред, причиненный работнику, и не указывает в актах расследования истинные причины происшествия, не добивается устранения этих причин и предупреждения подобных случаев, говорит только о качестве расследования и добросовестности членов комиссии. Это обстоятельство можно считать недостатком установленного порядка расследования, а не системы страхования ответственности страхователя. В целом имеют место случаи, когда действительно работник пострадал не по вине работодателя. К примеру, выполняя служебное задание и передвигаясь по городу пешком, работник попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Практика сложилась так, что при отсутствии вины работодателя расходы в связи с утратой трудоспособности работника относятся на работодателя, мало того, не в пользу работодателя решается вопрос о предоставлении скидки или установлении надбавки к страховому тарифу, уменьшается размер финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма (20 % страховых взносов) и пр.
Если работник сам является виновником ДТП, то почему расходы по этому случаю должен нести работодатель, а точнее, другие работники этого предприятия? Если виновником ДТП является третье лицо, то почему бы не возместить ущерб за счет самого виновника.
Тем не менее, практика, в том числе и судебная, освобождает истинного виновника происшествия от ответственности за возмещение вреда, а расходы относятся на работодателя. Для крупных страхователей такие случаи, возможно, необременительны, однако для малого бизнеса (а таких предприятий становится все больше и больше) — могут нанести существенный финансовый урон.
При страховании ответственности работодателя работник, пострадавший по вине третьих лиц, не получит страховых выплат по нормам федерального закона № 125-ФЗ. Однако это не означает, что суммы возмещения вреда нельзя получить с причинителя вреда. Если Федеральный закон № 125-ФЗ не обязывает погашать задолженность третьих лиц за счет страховых взносов, то вправе ли Фонд социального страхования производить выплаты сумм возмещения вреда пострадавшему вместо фактического причинителя вреда? Кроме того, необходимо учитывать систему обязательного социального страхования, сложившуюся в Российской Федерации, если происшествие не признано страховым случаем по нормам федерального закона, то это не лишает пострадавшего выплат за счет других видов социального страхования (средств Пенсионного фонда, обязательного медицинского страхования, государственного социального страхования).
На наш взгляд, никакая, даже самая профессиональная, служба по охране труда не добьется снижения уровня производственного травматизма и профзаболеваемости, если мы исключим из этой работы самих работников — самого многочисленного субъекта этих отношений. Без повышения ответственности самого работника, без его экономического стимулирования мы не создадим здоровое и трудоспособное общество.
Создание механизма обязательного личного страхования работников повлечет коренное изменение законодательства в этой области. Если заниматься страхованием жизни и здоровья работников независимо от наличия ответственности работодателя, то существенно изменится воздействие Фонда социального страхования на снижение уровня производственного травматизма и профзаболеваемости, так как страховые выплаты будут назначаться независимо от качества работы страхователя по охране труда.
В таком случае должна быть пересмотрена политика в области тарификации страховых взносов (возможны одинаковые страховые тарифы для всех страхователей, личное участие работников в формировании страхового фонда и др.). Утратит свое стимулирующее значение существующая система скидок-надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Страховым случаем будет признаваться любое повреждение здоровья работника, это, несомненно, благо для работающего гражданина. На наш взгляд, личное страхование работников должно быть добровольным, а не обязательным, и заниматься им должно не государство, а частные страховые компании.
Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сыграл свою положительную роль, обеспечил социальную защиту работников, пострадавших на ликвидированных, обанкротившихся предприятиях. В настоящее время законодательные положения тормозят развитие социально-трудовых отношений, что порождает безответственность и иждивенческие настроения среди значительной части граждан как работающих, так и находящихся на заслуженном отдыхе. Законодательные положения должны гарантировать возмещение материального ущерба работникам, пострадавшим из-за некачественной организации производства, вредных и опасных условий труда, что требует коренных изменений действующего механизма.
Рецензенты:
Князева Елена Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой страхования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.
Юзвович Лариса Ивановна, доктор экономических наук, доцент, начальник учебного отдела Института «Высшая школа экономики и менеджмента» ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.
Источник: science-education.ru
Условие о социальном страховании в трудовом договоре директора | Кадровик-практик , Тема №54930
Условие о социальном страховании в трудовом договоре директора
22.06.2022
Заметила, что в трудовом договоре с директором не прописано условие об обязательном социальном страховании. У всех других работников это условие есть, а у директора форма договора какая-то особенная и написано, что предоставляются все социальные гарантии. Надо ли вносить изменение и как это сделать?
Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами является обязательным для включения в трудовой договор. Исключения для директорского договора не установлено ни в ст. 57 ТК РФ, ни в главе 43 ТК РФ об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. И фраза о «предоставлении всех социальных гарантий» очень даже вероятно вызовет нарекания при проверке.
Пример.
Решение Ивановского областного суда от 18.08.2016 № 21-207/2016 (выдержка):
«…По результатам проведенной в Обществе проверки выявлены нарушения в части отсутствия в трудовом договоре с Ф.Т.А. обязательного условия об обязательном социальном страховании.
Вопреки доводам жалобы, выводы государственного инспектора труда о нарушении руководителем Общества требований ст. 57 ТК РФ в указанной части являются обоснованными.
Как следует из материалов проверки, пунктом 4 трудового договора с Ф.Т.А. от 20.11.2015 года установлено, что выплаты данному работнику по всем видам социального страхования осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с абз. 15 ч. 1 ст. 57 ТК РФ, к числу обязательных условий, подлежащих указанию в трудовом договоре, относится условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами.
Указанное требование закона носит императивный характер, и не может быть заменено включением в договор условий о «выплатах работнику по всем видам социального страхования». При этом необходимо учитывать, что согласно статьей 8 ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, где страховым обеспечением в том числе, являются пенсии по старости, инвалидности, что предполагает перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, понятие «выплаты работнику по социальному страхованию» является более узким понятием по отношению к обязательному социальному страхованию.
Кроме того, в тексте трудового договора, касающегося социального страхования, отсутствует слово «обязательное».
Следовательно, отсутствие такого обязательного условия в трудовом договоре является нарушением трудового законодательства…»
В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Кто станет сторонами соглашения к трудовому договору?
Одна сторона, понятно, – это сам директор. А вторая? Кто должен подписать соглашение к трудовому договору с наемным директором от имени организации? Условно говоря, это вправе сделать то же лицо, которое подписало трудовой договор.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» договор между обществом и директором подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избран директор, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Соответственно, полагаем, и дополнительное соглашение к трудовому договору, являющееся его неотъемлемой частью, должно подписываться от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Единственный участник общества подписывает трудовые договоры и соглашения с наемным директором сам.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» трудовой договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества. Эти же лица полномочны подписать и дополнительное соглашение к трудовому договору.
Соглашение оформляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон), если большее количество экземпляров не предусмотрено для данного работодателя.
Соглашение регистрируется в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации трудовых договоров и соглашений к ним.
- Подработка для директора (доступ свободный)
- Отзыв директора из отпуска: кто и как делает? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
- Продление трудовых отношений с директором (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
- Директор в отпуск не ходит. Чем это чревато. (доступ свободный)
- Может ли директор подписывать документы во время отпуска? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
- Директор идет в отпуск (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
- Отзыв директора из отпуска: кто и как его делает? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
- Заключение трудовых договоров в филиале (доступ свободный)
Книги «Курс кадрового делопроизводства. Самоучитель» в электронном виде доступны подписчикам журнала «Кадровик-практик» в разделе «Книжная полка». Подписчикам также доступны другие книги, большая справочная база по кадрам и другие ресурсы ИКС.
Цена подписки на журнал ~10 руб./день при годовой подписке. Подписаться >>
11891
Вы в рубрике: ПЕРЕВОДЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Источник: www.kadrovik-praktik.ru