Условия социального страхования трудовых отношений

Виды страхования работников от несчастных случаев на производстве Страхование работников от несчастных случаев на производстве является одной из главных...

Страхование работников от несчастных случаев на производстве является одной из главных социальных гарантий. О видах, целях и условиях страхования работников от несчастных случаев на производстве подробно расскажет предлагаемая далее статья.

  • Социальное страхование от несчастных случаев на производстве
  • Добровольное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве
  • Страховой несчастный случай на производстве – это… (понятие и особенности страхового случая)
  • Расчет размеров взносов при социальном и добровольном страховании

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве

Проведение мероприятий по страхованию работающих на производстве сотрудников от несчастных случаев, которые могут произойти при выполнении ими своих профессиональных обязанностей, является обязательным на территории России. Базовым документом, регулирующим данные отношения, является закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Новый формат взаимодействия с Фондом социального страхования с 1 января 2022 года

Социальное страхование производится в отношении всех граждан, основой деятельности которых выступает трудовой договор, а также осужденных лиц, труд которых работодатель использует на своем производстве. Согласно приведенному ФЗ данные граждане признаются застрахованными лицами. Помимо них ФЗ распространяет свое действие на страхователей и страховщика.

Ст. 3 указанного ФЗ относит к страхователям:

Виды страхования работников от несчастных случаев на производстве

  • отечественные и иностранные организации любой организационно-правовой формы, действующие на территории РФ и принимающие в качестве работников граждан России;
  • ИП, которые заключают со своими работниками трудовые соглашения или договоры гражданско-правового характера, направленные на оказание услуг и выполнение работ.

Единственным страховщиком выступает Фонд социального страхования РФ. Бюджет фонда формируется за счет ежемесячных страховых отчислений, которые уплачивает работодатель за каждого застрахованного работника. Конкретный размер взносов определяется в процентном отношении от заработка работника.

Ст. 8 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определяет, что основными целями расходования средств ФСС являются:

  1. Выплата пособий в случае временной нетрудоспособности.
  2. Выплата ежемесячных или единовременных компенсаций в случае гибели работника при производственном несчастном случае.
  3. Возмещение расходов, требуемых для лечения, приобретения медицинских средств и социальной реабилитации пострадавшего работника в случае получения им производственной травмы или увечья и их последствий.

Добровольное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве

Договор личного страхования работников
Скачать форму договора

Добровольное страхование сотрудников от производственного травматизма осуществляется работодателями с учетом правил, которые предусмотрены ст. 934 ГК РФ для договоров личного страхования. Условия страхования определяются сторонами соглашения, которое заключается между администрацией организации или ИП и коммерческой организацией, оказывающей страховые услуги в пользу одного сотрудника либо группы. Работник в данном случае является бенефициаром, что предполагает выплату ему при наступлении несчастного случая компенсации (в случае гибели — его наследникам). Страховые взносы за работника уплачивает работодатель.

Правовое регулирование трудовых отношений

Добровольное страхование от производственных несчастных случаев является дополнительным и применяется компаниями для более существенной материальной поддержки своих работников в случае получения ими травм или увечий на производстве. Преимущества добровольного страхования — в возможности в договорном порядке определить:

  • условия наступления страхового случая;
  • порядок внесения и суммы страховых взносов;
  • порядок и размеры выплаты компенсации;
  • сроки страхования и иные значимые для сторон условия.

Страховой несчастный случай на производстве – это… (понятие и особенности страхового случая)

Выплату страхового возмещения (компенсации работнику при наступлении несчастного случая) законодательство строго увязывает с наступлением страхового случая. Понятие страхового несчастного случая на производстве определяется ст. 3 закона № 125-ФЗ, согласно которой таковым признается задокументированный несчастный случай, произошедший на производстве, повлекший получение увечья, травмы или гибель работника в ходе исполнения им своих трудовых функций. Ко времени работы относится также период следования с работы и на работу в том случае, если перевозка выполняется служебным транспортом, принадлежащим данной организации.

При этом подразумевается, что полученные при произошедшем несчастном случае травмы и увечья должны повлечь последствия, которые выражаются во временной или стойкой потере возможности выполнять свои трудовые обязанности. Перевод работника на иную работу вследствие получения им травмы также свидетельствует о возникновении страхового случая.

Таким образом, из предусмотренного законом определения видно, что социальное страхование охватывает весь период работы сотрудника, вне зависимости от длительности действия трудового соглашения и характера выполняемых работ. Право на осуществление выплат возмещения возникает со дня появления документально зафиксированной производственной травмы.

При добровольном страховании срок действия страховки определяется сторонами соглашения. Он может быть месячным, годичным или иным. Также добровольное страхование может предусматривать выплату возмещения при получении работником увечья в ходе выполнения определенного вида работ, нахождения его в командировке и т. п.

Однако важно помнить при этом, что возмещению подлежит только вред, фактически нанесенный здоровью. Моральный вред взыскивается с причинителя.

Расчет размеров взносов при социальном и добровольном страховании

Размер подлежащих к уплате средств, направляемых страхователем в ФСС РФ, регулируется законодательно. В настоящее время действует закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22.12.2005 № 179-ФЗ. Данным документом утверждены ставки, которые рассчитываются в процентном отношении от заработка работника.

Все виды осуществляемой в РФ экономической деятельности разделены на 32 класса, в зависимости от степени опасности. Принадлежность каждого конкретного вида деятельности к одному из классов определяется в зависимости от ее кода по ОКВЭД. Полный перечень видов деятельности и их сопоставление с конкретными классами опасности определены приказом Минтруда РФ «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска» от 25.12.2012 № 625н. Согласно данному приказу, наименьший размер страхового взноса — 0,2% заработка работника, а наибольший — 8,5%.

При этом самым опасным (отнесенным к 32-му классу) признается труд шахтеров, занятых добычей каменного угля подземным способом согласно коду ОКВЭД 10.10.12. Деятельность же вроде торговли растительным маслом (код ОКВЭД 52.27.22) признается одним из наиболее безопасных видов работы.

Важно помнить при расчете, что под понятием «заработок» понимается не только собственно зарплата работника, но и иные причитающиеся ему выплаты. Для удобства исчисления взносов в ФСС РФ берется общий годовой заработок, куда включаются заработная плата, отпускные, премии и т. д., деленный на 12 (по числу месяцев). Получающаяся в итоге сумма и будет обозначать ежемесячный размер отчисления. В том случае, если организация осуществляет несколько видов деятельности, страхование работников проводится с учетом преимущественного из них.

Схожий механизм расчета размеров взносов определяется и при добровольном страховании. Ставки при этом определяются в диапазоне от 0,1 до 10% размера заработка или в виде фиксированных сумм. Конкретные суммы зависят от вида деятельности организации, количества застрахованных лиц и частоты производственного травматизма.

Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai

Условия социального страхования трудовых отношений

На основе анализа Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных слу-чаев на производстве и профессиональных заболеваний» и иных нормативных правовых актов, данных Фонда социального страхования России, проведенных Уральским межрегиональным филиалом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда», рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на развитие социально-трудовых отношений в этой важной сфере. Предлагаются меры по совершенствова-нию нормативных правовых актов, устанавливающих правоотношения между сторонами трудового до-говора в сфере обязательного социального страхования от профессиональных рисков. Приводится обос-нование необходимости создания механизма обязательного личного страхования ра¬ботников. Вносятся предложения в механизмы возмещения вреда работникам, повышение эффективности функционирова-ния системы управления профессиональными рисками. Сформированы предложения для совершен-ствования упредительных мер в системе управления профессиональными рисками.

безопасные условия труда
акт расследования
уровень профессионального риска
страховой случай
социальное страхование
возмещение вреда здоровью

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. [Элек-тронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).

2. Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ре-сурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).

4. Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые си-стемы (17.12.2012).

5. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». [Электронный ресурс]. – ГАРАНТ ЭКСПЕРТ: Информационно-правовые системы (17.12.2012).

Порядок возмещения работодателем вреда, причиненного работникам, определен Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5], пришедшим на смену «Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессио­нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей» от 24.12.1992 г. № 4214-1. Это преобразование обусловлено совершенствованием механизма социальной защиты работающих.

В первоочередном порядке необходимо возместить причиненный вред, т.е. обеспечить пострадавшему (членам его семьи) достаточный уровень и качество жизни.

Последовательно необходимо защитить интересы общества от последствий такого вреда как в виде государственного регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, так и возложения расходов на профилактику и на возмещение вреда на работодателя — организатора производства.

Востребована защита интересов работодателя от крупных платежей, направленных на возмещение последствий несчастного случая и профессионального заболевания. Выплата этих сумм оказывает существенное воздействие на финансовое состояние экономического субъекта.

Действующим механизмом обязательного социального страхования от риска производственных травм и профессиональных заболеваний все эти проблемы решаются одновременно. В целях развития установленного порядка в направлении повышения эффективности и взаимодействия необходимо всемерное совершенствование обязательной формы данного вида социального страхования.

Разнообразен опыт функционирования механизма социального страхования за рубежом. В России за основу взята немецкая модель страховой защиты как наиболее удобная для начального периода развития социального страхования.

При этом законодатель стремился, с одной стороны, безусловно, обеспечить высокую степень социальной защищенности пострадавших на производстве, законные интересы и естественные права которых зачастую нарушаются, а с другой стороны, надежно обеспечить высокую степень экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда работников.

Первая задача решена введением обязательной формы страхования работодателем своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, гарантированности возмещения вреда работнику, либо членам его семьи страховщиком вне зависимости от воли и финансового положения работодателя, достаточности уровней страховых тарифов. Решение второй задачи возложено на предусмотренный федеральным законодательством порядок двухэтапного дифференцирования страховых тарифов.

Первый этап разграничения заключается в установлении страховых тарифов для различных классов профессионального риска. Базовой установкой является различный уровень риска в конкретных отраслях реального производства и коллективной ответственности всех предприятий отрасли. При этом первоначально осуществляется отнесение отраслей (подотраслей) экономики к установленным классам профессионального риска, а затем организаций-страхователей — к этим отраслям (подотраслям).

Второй этап дифференцирования страховых тарифов заключается в установлении страховщиком ежегодной скидки или надбавки к страховому тарифу. Их размер устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. При этом размер скидок и надбавок не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (подотрасли) экономики.

Обобщение практического опыта обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний показало, что классы профессионального риска, дифференцируя страховые взносы (соответствующие тарифу) по отраслевому (подотраслевому) принципу и обобщая в этих границах экономические показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, не учитывают многие важные характеристики организации охраны труда у конкретных страхователей.

Кроме того, каждый из участников обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний имеет собственную трактовку законодательных положений и делает попытку решения этих задач.

Один из ключевых моментов, который требует единого понимания, — это предмет страхования. Двойственная позиция: или страхование жизни и здоровья работников или возмещение вреда гражданам, пострадавшим при исполнении трудо­вых обязанностей. В рамках теоретико-практического подхода предлагает­ся рассмотреть важнейшее понятие законодательства — «страховой случай».

На основании законодательных положений Фонд социального страхования Российской Федерации вправе про­изводить страховые выплаты только по стра­ховым случаям. У работодателя, работника, профсоюзных органов, государственной инс­пекции труда может быть собственное мне­ние о наличии или отсутствии страхового слу­чая. Как документально подтверждается наступление стра­хового случая? В федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данное положение не регламентируется.

В Фе­деральном законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в ст. 11 определяется право страховщика назначать и проводить экспертизу наступле­ния страхового случая [1]. Соответственно, ре­шение о признании происшествия страховым случаем обязан оформить страховщик на ос­новании полученных от страхователя (ра­ботодателя) документов. При этом доку­мент, оформленный и утвержденный работо­дателем, в том числе и акт по форме Н-1, не может быть определяющим при признании случая страховым. ФСС РФ принимает решение о признании или непризнании случая страховым и несет ответ­ственность за целевое использование средств обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Значима разработка рационального алгоритма принятия решения о на­ступлении страхового случая.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ страховой случай — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производ­стве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Указанное понятие склады­вается из двух составляющих:

— подтвержденный в установленном поряд­ке факт повреждения здоровья на производ­стве;

— возникновение обязательств по страховому обеспе­чению.

Материалы экспертиз наступления страхового случая, а также наличие обязательств по возмещению вреда, выполняемых исполнительными органами Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, свидетельствуют о следующих нарушениях: работодатели скрывают факты несчаст­ных случаев и свою ответственность за проис­шествия; работодатели выдают за несчастный слу­чай на производстве событие, не связанное с исполнением работником трудовых обязан­ностей или работы по заданию работодателя.

Не единичны случаи, когда работодатели оформляют акт о несчастном случае на произ­водстве по форме Н-1 независимо от обстоя­тельств происшествия только потому, что со­бытие произошло на территории работодате­ля. Трудовое законодательство требует расследо­вать и учесть несчастные случаи на производ­стве, произошедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязатель­ному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию работода­теля. По каждому случаю травмы, острого от­равления, теплового удара, ожога, обмороже­ния и пр., произошедшему в рабочее время на территории работодателя, а также при других обстоятельствах, указанных в ст. 227 ТК РФ, назначается комиссия по расследованию [3]. Главная задача комиссии состоит в том, чтобы установить, пострадал ли застрахованный при исполнении трудовых обязанностей. С этой целью комиссия обязана:

  • выявить причины и обстоятельства несча­стного случая;
  • квалифицировать несчастный случай;
  • определить меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на про­изводстве.

Общие основания ответ­ственности за вред, причи­ненный жизни и здоровью гражданина, заключающейся в возмещении в полном объеме лицом, причинившим вред, устанавливает ст. 1064 Гражданского кодекса РФ [1].

Трудовой кодекс РФ в статьях 232, 233 определяет: сторона трудового до­говора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в полном объеме и при условии противо­правного поведения (действия или бездей­ствия) причинителя вреда. О противоправном поведении (действии или бездействии) сторон трудового договора можно судить по содержанию акта по форме Н-1. Таким образом, акт по форме Н-1, составленный в со­ответствии с законодательными требованиями, является одним из оснований для признания несчаст­ного случая страховым. Вторым условием для признания происшествия страховым случаем является наличие обязательств возмещать причиненный вред [2].

Вот уже более десяти лет действует феде­ральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний». Граждане, пострадавшие при исполнении тру­довых обязанностей, получают возмещение вреда страховым способом, независимо от наличия денежных средств на счетах работо­дателя. С помощью учреждений медико-соци­альной экспертизы и лечебно-профилактических учреждений осуществляются медицин­ская, социальная и профессиональная ре­абилитации пострадавших.

Приоритетной, на наш взгляд, в настоящее время является работа по предупреждению производствен­ного травматизма и профзаболеваемости. Необходимо создать такие условия, чтобы ра­ботодателю было выгодно снижать профес­сиональный риск, а работнику было выгодно быть здоровым. Если несчастный случай (профзаболевание) все-таки произошел при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или ра­боты по заданию работодателя, то расследо­вание следует провести не ради соблюдения формальностей (оформления документов и подшивки их в дело). Комиссия с участием всех заинтересованных сторон обязана выя­вить причины несчастного случая (проблемы некачественной организации производства и охраны труда) и предусмотреть меры для того, чтобы подоб­ные случаи не повторились, либо максималь­но снизить вероятность их повторения. Полно и качественно оформленные до­кументы по несчастному случаю позволят быстро принять обоснованное экспертное заключение и назначить страховые выплаты.

Что касается экономической заинтересован­ности работников в снижении профессионального риска, то действующие законодательные положения, на наш взгляд, не обеспечивают стимулирования добро­совестного труда, поддержания высокой трудовой дисциплины и охраны труда. По данным Свердловского регионального отделения ФСС РФ, ни один из по­лучателей страховых выплат, имеющих различную степень утраты про­фессиональной трудоспособности, не обратился в исполнительные органы с просьбой о профессиональной реабилитации. Наоборот, многие застрахо­ванные различными способами стремятся увели­чить степень утраты трудоспособности путем си­муляции или умышленного ухудшения своего здо­ровья. Единицы застрахованных исполняют реко­мендации по профессиональной реабилитации, т.к. не хотят возвращаться на производ­ство.

Все это является стимулом для более глубокой проработки принимаемых нормативных правовых актов в интересах развития трудовых отношений, так как неоднозначная трак­товка нормативных актов и позволяет полу­чать не компенсацию материального ущерба в свя­зи с несчастным случаем на производстве, а возможность застрахованным необоснованно обогащаться. Так, работник, утративший 20 % профессиональной трудоспособ­ности, продолжает трудиться на своем рабочем месте, повышает свою квалификацию и заработок, а ФСС вынужден выпла­чивать этому работнику значительные суммы яко­бы за утраченный заработок. Многие граждане, достигшие пенсионного возраста, не утрачивали своего заработка, а, выйдя на пенсию, требуют компенсировать утраченный зара­боток, считая утрату трудоспособности наградой за долголетний труд. И в то же время работник, который по последствиям произошед­шего несчастного случая (случай признан страхо­вым), нуждается в дополнительных видах помощи, тратит личные средства на лекарства, нуждается, по заключению медико-социальной экспертизы, в са­наторно-курортном лечении. Но Фондом социального страхования не оплачиваются эти расходы потому, что отсутствует стойкая утрата профес­сиональной трудоспособности.

Федеральный закон № 125-ФЗ, как и действовав­шие до 2000 года «Правила возмещения работода­телями вреда, причи­ненного работникам увечьем, профессио­нальным заболеванием либо иным поврежде­нием здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей», регулирует порядок возмещения вреда. При этом многими спе­циалистами представляется то, что указанный закон регу­лирует порядок личного страхования работников, т.е. страхование жизни и здоровья.

Это совершен­но разные механизмы, от правильного понимания кото­рых зависит порядок экспертизы наступления страхового случая. Это перспективы законодательных новаций по личному страхованию.

Работодатель, уплачи­вая страховые взносы на страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профзаболеваний, вправе рассчитывать на то, что вред, причиненный работнику, будет возмещен за счет средств, пе­реданных Фонду социального страхования, а не за счет средств предприятия. Таким образом, стра­хованию подлежит риск ответственности работо­дателя за причиненный его работникам вред.

Толь­ко при наличии обязательств по возмещению вре­да можно признавать происшествие страховым случаем. В ранее действовавших нормативных положениях основания ответ­ственности работодателя были зафиксированы как основания ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью работника трудовым увечьем.

При этом работодатель обязан возместить в полном объе­ме вред, причиненный здоровью работника при ис­полнении им трудовых обязанностей источником повышенной опасности. Если вред причинен здо­ровью работника не источником повышенной опас­ности, то работодатель освобождается от его воз­мещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В настоящее время в Федеральном законе № 125-ФЗ отсут­ствует подобная статья. При этом общие основания ответ­ственности за причинение вреда изложены в ст. 1064 ГК РФ: вред, причинен­ный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Одновременно ст. 1079 ГК РФ говорит об от­ветственности за вред, причиненный деятель­ностью, создающей повышенную опасность для ок­ружающих.

Страхование ответственности работодателя предполагает возможность назначения страховых выплат работнику, пострадавшему только в ре­зультате виновного поведения работодателя (действия или бездействия), приведшего к по­вреждению здоровья. Если вред работнику при­чинен источником повышенной опасности, то от­ветственность работодателя наступает независи­мо от наличия вины.

Тот факт, что работодатель за­частую уклоняется от ответственности за вред, причиненный работнику, и не указывает в актах расследования истинные причины происшествия, не добивается устранения этих причин и пре­дупреждения подобных случаев, говорит только о качестве расследования и добросовестности чле­нов комиссии. Это обстоятельство можно считать недостатком установленного порядка рас­следования, а не системы страхования ответ­ственности страхователя. В целом имеют место случаи, когда действительно работник пострадал не по ви­не работодателя. К примеру, выполняя служебное задание и передвигаясь по городу пешком, работ­ник попал в дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Практика сложилась так, что при отсутствии вины работодателя расходы в связи с утратой тру­доспособности работника относятся на работода­теля, мало того, не в пользу работодателя решает­ся вопрос о предоставлении скидки или установ­лении надбавки к страховому тарифу, уменьшает­ся размер финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травма­тизма (20 % страховых взносов) и пр.

Если работ­ник сам является виновником ДТП, то почему рас­ходы по этому случаю должен нести работодатель, а точнее, другие работники этого предприятия? Ес­ли виновником ДТП является третье лицо, то поче­му бы не возместить ущерб за счет самого винов­ника.

Тем не менее, практика, в том числе и судеб­ная, освобождает истинного виновника происше­ствия от ответственности за возмещение вреда, а расходы относятся на работодателя. Для крупных страхователей такие случаи, возможно, необременительны, однако для малого бизнеса (а таких предприятий становится все больше и больше) — могут нанести существенный финансовый урон.

При страховании ответствен­ности работодателя работник, пострадавший по вине третьих лиц, не получит страховых выплат по нормам федерального закона № 125-ФЗ. Однако это не означает, что суммы возмещения вреда нельзя полу­чить с причинителя вреда. Если Федеральный за­кон № 125-ФЗ не обязывает погашать задолжен­ность третьих лиц за счет страховых взносов, то вправе ли Фонд социального страхования произво­дить выплаты сумм возмещения вреда пострадав­шему вместо фактического причинителя вреда? Кроме того, необходимо учитывать систему обяза­тельного социального страхования, сложившуюся в Российской Федерации, если происшествие не признано страховым случаем по нормам феде­рального закона, то это не лишает пост­радавшего выплат за счет других видов соци­ального страхования (средств Пенсионного фонда, обязательного медицинского страхования, госуда­рственного социального страхования).

На наш взгляд, никакая, даже самая профессиональная, служба по охране труда не добьется снижения уровня про­изводственного травматизма и профзаболеваемости, если мы исключим из этой работы самих работников — самого многочисленного субъекта этих отношений. Без повышения ответственности самого работника, без его экономического стиму­лирования мы не создадим здоровое и трудо­способное общество.

Создание механизма обязательного личного страхования ра­ботников повлечет коренное изменение законода­тельства в этой области. Если заниматься страхова­нием жизни и здоровья работников независимо от наличия ответственности работодателя, то существенно изменится воздействие Фонда соци­ального страхования на снижение уровня производ­ственного травматизма и профзаболеваемости, так как страховые выплаты будут назначаться незави­симо от качества работы страхователя по охране труда.

В таком случае должна быть пересмотрена политика в области тарификации страховых взно­сов (возможны одинаковые страховые тарифы для всех страхователей, личное участие работников в формировании страхового фонда и др.). Утратит свое стимулирующее значение существующая сис­тема скидок-надбавок к страховым тарифам на обя­зательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Стра­ховым случаем будет признаваться любое повреж­дение здоровья работника, это, несомненно, благо для работающего гражданина. На наш взгляд, личное страхование работников должно быть добровольным, а не обязательным, и зани­маться им должно не государство, а частные стра­ховые компании.

Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страхо­вании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сыграл свою по­ложительную роль, обеспечил социальную защиту работников, пострадавших на ликвидированных, обанкротившихся предприятиях. В настоящее время законодательные положения тормозят развитие социаль­но-трудовых отношений, что порождает безответ­ственность и иждивенческие настроения среди значительной части граждан как работающих, так и находящихся на заслуженном отдыхе. Законодательные положения должны гарантировать воз­мещение материального ущерба работникам, пострадавшим из-за некачественной органи­зации производства, вредных и опасных условий труда, что требует коренных изменений действующего механизма.

Рецензенты:

Князева Елена Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой страхования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.

Юзвович Лариса Ивановна, доктор экономических наук, доцент, начальник учебного отдела Института «Высшая школа экономики и менеджмента» ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.

Источник: science-education.ru

Условие о социальном страховании в трудовом договоре директора | Кадровик-практик , Тема №54930

Условие о социальном страховании в трудовом договоре директора

22.06.2022

Заметила, что в трудовом договоре с директором не прописано условие об обязательном социальном страховании. У всех других работников это условие есть, а у директора форма договора какая-то особенная и написано, что предоставляются все социальные гарантии. Надо ли вносить изменение и как это сделать?

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами является обязательным для включения в трудовой договор. Исключения для директорского договора не установлено ни в ст. 57 ТК РФ, ни в главе 43 ТК РФ об особенностях регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации. И фраза о «предоставлении всех социальных гарантий» очень даже вероятно вызовет нарекания при проверке.

Пример.

Решение Ивановского областного суда от 18.08.2016 № 21-207/2016 (выдержка):

«…По результатам проведенной в Обществе проверки выявлены нарушения в части отсутствия в трудовом договоре с Ф.Т.А. обязательного условия об обязательном социальном страховании.

Вопреки доводам жалобы, выводы государственного инспектора труда о нарушении руководителем Общества требований ст. 57 ТК РФ в указанной части являются обоснованными.

Как следует из материалов проверки, пунктом 4 трудового договора с Ф.Т.А. от 20.11.2015 года установлено, что выплаты данному работнику по всем видам социального страхования осуществляются в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с абз. 15 ч. 1 ст. 57 ТК РФ, к числу обязательных условий, подлежащих указанию в трудовом договоре, относится условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами.

Указанное требование закона носит императивный характер, и не может быть заменено включением в договор условий о «выплатах работнику по всем видам социального страхования». При этом необходимо учитывать, что согласно статьей 8 ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» предусмотрены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, где страховым обеспечением в том числе, являются пенсии по старости, инвалидности, что предполагает перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, понятие «выплаты работнику по социальному страхованию» является более узким понятием по отношению к обязательному социальному страхованию.

Кроме того, в тексте трудового договора, касающегося социального страхования, отсутствует слово «обязательное».

Следовательно, отсутствие такого обязательного условия в трудовом договоре является нарушением трудового законодательства…»

В соответствии с ч. 3 ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ТК РФ, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Кто станет сторонами соглашения к трудовому договору?

Одна сторона, понятно, – это сам директор. А вторая? Кто должен подписать соглашение к трудовому договору с наемным директором от имени организации? Условно говоря, это вправе сделать то же лицо, которое подписало трудовой договор.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» договор между обществом и директором подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избран директор, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Соответственно, полагаем, и дополнительное соглашение к трудовому договору, являющееся его неотъемлемой частью, должно подписываться от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Единственный участник общества подписывает трудовые договоры и соглашения с наемным директором сам.

Согласно ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» трудовой договор от имени общества подписывается председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным советом директоров (наблюдательным советом) общества. Эти же лица полномочны подписать и дополнительное соглашение к трудовому договору.

Соглашение оформляется в двух экземплярах (по одному для каждой из сторон), если большее количество экземпляров не предусмотрено для данного работодателя.

Соглашение регистрируется в установленном у работодателя порядке, например, в журнале регистрации трудовых договоров и соглашений к ним.

  • Подработка для директора (доступ свободный)
  • Отзыв директора из отпуска: кто и как делает? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
  • Продление трудовых отношений с директором (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
  • Директор в отпуск не ходит. Чем это чревато. (доступ свободный)
  • Может ли директор подписывать документы во время отпуска? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
  • Директор идет в отпуск (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
  • Отзыв директора из отпуска: кто и как его делает? (доступно подписчикам журнала «Кадровик-практик»)
  • Заключение трудовых договоров в филиале (доступ свободный)

image_kkd.png

Книги «Курс кадрового делопроизводства. Самоучитель» в электронном виде доступны подписчикам журнала «Кадровик-практик» в разделе «Книжная полка». Подписчикам также доступны другие книги, большая справочная база по кадрам и другие ресурсы ИКС.

Цена подписки на журнал ~10 руб./день при годовой подписке. Подписаться >>

11891

Вы в рубрике: ПЕРЕВОДЫ. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Источник: www.kadrovik-praktik.ru

Оцените статью
Добавить комментарий