Амортизация представляет собой износ имущества предприятия на определенную дату. Любая собственность предприятия обладает сроком полезного использования (СПИ). Имущество амортизируется раз в месяц, и в расчет берется покупная стоимость объекта. Затем чтобы признать имущество амортизирующем, необходимо проверить его по четырем признакам. Если одно условие не выполняется, то амортизация начисляться не будет. В этой статье рассмотрим, в каких случаях амортизация не начисляется и как отражаются хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете.
Какими законодательными документами обязан руководствоваться бухгалтер?
В бухгалтерском и налоговом учете любая хозяйственная операция регулируется законодательными документами. Бухгалтер обязан руководствоваться следующими законодательными документами:
- ПБУ 6/2001 «Основные средства» от 30.03.2001 г.;
- Методическими указаниями по учету основных средств №91н от 13.10.2003 г.
Если следовать законодательными документами, то в учете соответственно не должно быть искажений и ошибок по начислению износа. Стоит учесть, что законодательная база постоянно изменяется, поэтому главный бухгалтер обязан следить за изменениями и нести ответственность за действия своих подчиненных.
В НК РФ закреплены правила амортизации имущества предприятия. Согласно ст. 256 – 259 бухгалтер должен соблюдать все условия амортизируемого имущества для налога на прибыль. Во-вторых, важным документом деятельности компании является Учетная политика организации за отчетный период, где прописываются все аспекты бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов, а также начисление амортизации по ним.
На какие внеоборотные активы в бухгалтерском учете не начисляется амортизация?
Амортизация не начисляется на внеоборотные активы, потребительские свойства которых со временем не изменяются. Сюда можно отнести земельные участки и объекты природопользования. В налоговой декларации земельные участки отражаются по кадастровой стоимости. В случаях, если срок полезного использования не определен, то нематериальные активы не амортизируются. В балансе предприятия нематериальные активы следует отражать без начисления амортизации, то есть по первоначальной стоимости.
На какие активы не начисляется амортизация в налоговом учете?
- Сырье и материалы;
- Топливо;
- Строительные материалы;
- Прочие материалы;
- Товары;
- Незавершенное строительство;
- Векселя;
- Ценные бумаги;
- Финансовые сделки;
- Полученные безвозмездно;
- Здание или сооружение на консервации более 3 месяцев или на реконструкции и модернизации более 12 месяцев.
Необходимо отметить, что на основные средства в запасе амортизация будет начисляться, согласно правилам нормативных актов. Таким образом, следует, что активы не амортизируются, если они учитываются на других счетах. Активы, по которым начисляется износ, учитываются на счете 01 «Основные средства» и 04 «НМА».
Не амортизируются объекты, которые распределяются по имуществу бюджетных и некоммерческих предприятий. А если компания приобрела, объекты внешнего благоустройства или поступило имущество с использованием бюджетных средств целевого финансирования или приобретено на безвозмездной основе образовательным учреждением на ведение уставной деятельности. Издания, книги и произведения искусства не амортизируются. Исключением является следующие условия:
- Если компания использует имущество для предпринимательской деятельности;
- Если компания приватизировало здание или сооружение.
Личное имущество для индивидуального предпринимателя не относится к его активам, не относятся нематериальные активы, которые были созданы или приобретены предпринимателем. К примеру, покупка компьютерной программы.
На какие основные средства не начисляется амортизация?
Прежде чем поставить на учет основное средство, бухгалтеру необходимо руководствоваться некоторыми правилами, которые закреплены в ПБУ 6/01. Все правила должны быть соблюдены при передаче основного средства в эксплуатацию, а именно:
- Использование объекта в производственных или управленческих целях (например, приобретен станок по производству каких-либо изделий);
- Срок использования должен быть более 12 месяцев;
- Если не подразумевается последующая продажа (например, приобретено оборудование и оно же продано другому контрагенту);
- Экономическая выгода в будущем (например, оборудование по изготовлению продукции, должен быть экономически выгоден для компании, а именно приносить доход от деятельности).
Если компания приобрела объект, прежде чем поставить на учет и начать начислять амортизацию, необходимо проверить все условия, согласно нормативным документам и ПБУ 6/01.
Если сумма приобретенного объекта ниже 40 000 рублей, то износ не начисляется. Условие должно быть прописано в учетной политике организации за отчетный год. Имущество должно учитываться на балансе компании. Если фирма арендует имущество, то их нужно отнести на забалансовый счет 001 «Арендованные основные средства».
Индивидуальные предприниматели не должны начислять амортизацию на основные фонды, которые переданы безвозмездно, согласно статье 256 НК РФ. В случае если фактические затраты не подтверждаются документально, то фонды не амортизируются. Стоит отметить, что правила закреплены только за индивидуальными предпринимателями.
Таким образом, если правильно следовать условиям и принципам законодательных документов, то можно избежать ошибок в финансовом и налоговом учете. Иначе это приведет к искажению информации, пени и штрафов со стороны налоговой инспекции, а именно:
- Неправильное отражение налоговой отчетности может привести к штрафам и пени за налоговый период;
- Неправильное составление финансовой отчетности приведет к искажению информации, так как в балансе предприятия основные средства и нематериальные активы должны отражаться по остаточной стоимости.
Таким образом, на главного бухгалтера возложена ответственность за правильное ведение и отражения хозяйственных операций предприятия и составления годовой отчетности.