Бухгалтерский баланс — важнейшая форма бухгалтерской отчетности. Он представляет собой систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, состояние его средств и их источников на определенную дату в единой денежной оценке.
Бухгалтерский баланс применяется для обобщения показателей о состоянии, размещении, использовании средств предприятия, и об источниках их образования в стоимостном измерителе на определенную дату. Структура баланса представляет собой двухстороннюю таблицу. Левая сторона, в которой сгруппированы хозяйственные средства по составу и размещению, называется активом.
Правая сторона, отражающая средства по источникам их образования и целевому назначению, называется пассивом. Актив и пассив баланса имеют несколько разделов, которые объединяют экономически однородные по своему составу группы средств и состоят из отдельных статей, отражаемых по определенным строкам в балансе. Общий итог баланса называется его валютой.
Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу в определенной денежной оценке, а в пассиве — их же источники образования.
Глава 15. Тема : «Бухгалтерский баланс. Виды»
Баланс на 1 марта 200_ г.
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Наименование хозяйственных средств | Сумма | Наименование источников средств | Сумма |
I. Внеоборотные активы 1. Основные средства Итого по I разделу II. Оборотные активы 2. Материалы 3. Касса 4. Расчетный счет 5. Готовая продукция 6. Расчеты с подотчетными лицами (дебиторы) Итого по II разделу | III. Капитал и резервы 1. Уставный капитал 2. Прибыль Итого по III разделу IV. Долгосрочные обязательства V. Краткосрочные обязательства 3. Расчеты с персоналом по оплате труда 4. Расчеты с поставщиками и подрядчиками Итого по V разделу | — | |
БАЛАНС | БАЛАНС |
2 Существуют различные виды бухгалтерских балансов.
По времени составления они подразделяются на:
Ø текущий — составляется периодически;
Ø годовой — составляется за год;
Ø вступительный баланс — составляется при создании нового или при преобразовании ранее действовавшего предприятия;
Ø ликвидационный — составляется при ликвидации организации;
Ø разделительный — составляется при разделении организации на несколько более мелких;
Ø объединительный — формируется при объединении нескольких организаций в одну.
По объему информации:
· сводный баланс — составляется путем объединения определенных заключительных балансов (применяется министерствами, концернами);
· сводно-консолидированный баланс — составляется посредством объединения балансов самостоятельных, но взаимосвязанных между собой предприятий (используют, например, холдинговые компании).
· По способу очистки:
· баланс-брутто — бухгалтерский баланс, содержащий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»);
Состав бухгалтерской отчётности и ее виды. Лекция.
· баланс-нетто — бухгалтерский баланс, не включающий регулирующих
статей.
По характеру деятельности:
§ по основной деятельности;
§ по неосновной деятельности.
Баланс-брутто на 1 сентября 200_ г.
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Наименование хозяйственных средств | Сумма | Наименование источников средств | Сумма |
Основные средства Материалы Готовая продукция Расчетный счет Касса | Уставный капитал Расчеты с персоналом по оплате труда Кредиторы Расчеты с поставщиками Резервный капитал Амортизация основных средств | ||
БАЛАНС | БАЛАНС |
Баланс-нетто на 1 сентября 200_ г.
АКТИВ | ПАССИВ | ||
Наименование хозяйственных средств | Сумма | Наименование источников средств | Сумма |
Основные средства * Амортизация основных средств * Остаточная стоимость основных средств Материалы Незавершенное производство Готовая продукция Расчетный счет Касса | Уставный капитал Нераспределенная прибыль Расчеты с персоналом по оплате труда Расчеты с поставщиками Расчеты с внебюджетными фондами Расчеты с бюджетом | ||
БАЛАНС | БАЛАНС |
* — данные статьи в валюту баланса не включаются.
3 Бухгалтерский баланс является важнейшим источником информации о
финансовом положении предприятия за некоторый период. Он позволяет определять:
· состав и структуру имущества предприятия;
· мобильность и оборачиваемость оборотных средств;
· и состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности;
· конечный финансовый результат (прибыль или убыток).
Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и других лиц, связанных с управлением имуществом, с состоянием предприятия; показывает, чем владеет собственник, каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса.
По бухгалтерскому балансу можно определить взятые предприятием на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами и другими субъектами; угрожают ли предприятию финансовые затруднения. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекцией и полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.
Содержание и структура бухгалтерского баланса
1 Статья бухгалтерского баланса — показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Балансовые статьи объединяются в группы, группы — в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания .
2 Особенностью баланса является равенство итогов актива и пассива. Это объясняется тем, что в активе показаны средства по их составу, а в пассиве — их же источники образования, то есть обе части показывают одно и то же имущество, но сгруппированное по разным признакам:
* в активе — по составу и его функциональной роли, то есть показывает в чем размещено имущество и какую функцию оно выполняет;
* в пассиве — по источникам образования, то есть показывает откуда (от кого) получены средства.
Так как наличие имущества говорит об источнике его поступления, то актив баланса (сумма его по составу и размещению) равен пассиву баланса (сумме источников имущества). Общий итог баланса называется валютой бухгалтерского баланса (по активу и пассиву она равна).
3. Статьи баланса сгруппированы в пять разделов. Активные статьи объединены в два раздела.
I. Внеоборотные активы.
II. Оборотные активы.
Характерной особенностью действующей структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его разделе в строго определенной последовательности в зависимости от степени их ликвидности, то есть возможности их превращения в деньги для оплаты обязательств организации.
В составе первого раздела актива «Внеоборотные активы» содержатся наименее ликвидные статьи баланса:
· долгосрочные финансовые вложения и др.
Во второй раздел актива «Оборотные активы» включены более ликвидные статьи по мере нарастания уровня их ликвидности:
§ запасы (сырье, материалы);
§ затраты в незавершенном производстве, издержках обращения;
§ расходы будущих периодов;
§ готовая продукция и товары для перепродажи;
§ налог на добавленную стоимость (НДС);
§ краткосрочные финансовые вложения;
§ денежные средства и др.
4 Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела:
III.Капитал и резервы.
V. Краткосрочные пассивы.
Третий раздел баланса «Капитал и резервы» характеризует собственный капитал организации:
§ нераспределенная прибыль и убыток прошлых лет и отчетного года.
В четвертом разделе баланса «Долгосрочные пассивы» отражаются заемные средства (кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты), прочие долгосрочные пассивы.
Пятый раздел, находящийся в пассиве баланса, «Краткосрочные пасси вы», включает такие статьи, как:
· кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, векселя к уплате, задолженность по оплате труда, социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом);
· задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;
· доходы будущих периодов;
· резервы предстоящих расходов и другие краткосрочные обязательства.
Источник: infopedia.su
Виды бухгалтерского баланса
В зависимости от назначения, содержания и порядка составления различают несколько видов бухгалтерского баланса.
Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке активы предприятия и источники их образования по состоянию на определенную дату. Баланс составляется бухгалтерией организации путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.
Оборотный баланс помимо остатков активов и источников их образования на начало и конец периода содержит данные об их движении (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период.
Вступительный баланс (начальный) – первый баланс, составляемый на дату регистрации организации. Актив такого баланса характеризует состав имущества хозяйствующего субъекта, с которым начинается его деятельность, а пассив – источники его возникновения. Вступительный баланс содержит меньше статей, чем последующие балансы, отражающие результаты хозяйственной деятельности за определенный период времени. Перед составлением вступительного баланса, как правило, проводятся инвентаризация и оценка имеющихся ресурсов организации.
Заключительный баланс – отчетный документ о производственно-финансовой деятельности организации за определенный период времени. Он составляется на основе проверенных бухгалтерских записей (выверка оборотов по счетам, проверка активов инвентаризацией).
Ликвидационный баланс предназначен для характеристики имущественного состояния организации на дату прекращения ее деятельности как юридического лица.
Предварительный баланс разрабатывается заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества организации. Основой для составления такого баланса служат фактические данные о состоянии активов и пассивов предприятия на момент его составления и ожидаемые данные о хозяйственных операциях, которые будут совершены до окончания отчетного периода.
Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто – баланс, из которого исключены регулирующие статьи «Амортизация основных средств», «Амортизация нематериальных активов» и др.
Источник: psyera.ru
Виды балансов и их краткая характеристика
В зависимости от пользователя на которого направлена отчетности определены следующие виды отчетности:
· Внутренняя отчетность – для внутренних пользователей
· Внешняя отчетность – для внешних пользователей
Внешняя делится на:
· Специализированная отчетность (в различные фонды –> социального и медицинского страхования, РосПриродНадзор)
· Бухгалтерская отчетность – единая система данных о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности.
Бухгалтерская отчетность делится на:
· Индивидуальная бухгалтерская отчетность – отельного юридического лица, который включает в себя показатели всех филиалов, подразделений. Индивидуальная отчетность составляется на основании данных синтетического и аналитического учета и выполняет функции:
-контрольная, которая реализуется посредством соотнесения учетных и отчетных данных
-информационная, обусловлена тем что бухгалтерская отчетность служит базой для принятия управленческих решений пользователями этой отчетности
· Консолидированная финансовая отчетность, которая представляет собой отчетность группы взаимосвязанных организаций, находящихся в отношении контроля. В состав сходят: головная и дочерняя организация. Головная организация включает информацию о дочерних обществах в бухгалтерскую отчетность при выполнении следующих критериев:
-головной организации принадлежит более 50% уставного капитала дочерней организации (количественный критерий)
-головной организации исходя из условий договора может принимать решения в дочерней организации (качественный критерий)
Консолидированная финансовая отчетность выполняет только информационную функцию, т.к. характеризует финансовое положение и финансовый результаты деятельности группы взаимосвязанных организаций. Не выполняет контрольную функцию, т.к. она составляется на основании данных индивидуальных отчетностей юридических лиц, входящих в группу, а не на основании данных синтетического и аналитического учета.
Виды балансов и их краткая характеристика
В зависимости от цели составления бухгалтерские балансы классифицируются по различным признакам.
По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:
· вступительные (составляют на момент возникновения организации. Баланс определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность);
· текущие (составляют периодически в течение всего времени существования организации);
· санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);
· ликвидационные (составляют при ликвидации организации);
· разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелкие структурные единицы);
· объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).
По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:
· статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);
· динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении — в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).
По источникам составления балансы подразделяются на:
· инвентарные (составляются только на основе инвентаря/ описи средств);
· книжные (составляется на основе гол ько данных текущего бухгалтерского учета/книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации):
· генеральные (составляют на основе данных бухгалтерского учета, которые подтверждены данными инвентаризации).
По объему информации балансы подразделяются на:
· единичные (отражают деятельность только одной организации);
· сводные (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);
· консолидированный баланс — объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Он объединяет бухгалтерские балансы головной организации, ее зависимых и дочерних обществ.
По способу «очистки» могут быть:
· балансы-брутто (включающие в себярегулирующие статьи —амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);
· балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».
По характеру деятельности балансы могут быть:
· основной деятельности (соответствующей уставу);
· неосновной деятельности (ЖКХ. транспортное хозяйство и др.). По целям составления различают балансы:
· пробные (составляют для проверки тождества баланса);
· окончательные (являются официальными документами);
· отчетные (составляют за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета);
· прогнозные (составляются учетом прогнозирования и планирования деятельности организации на перспективу).
По форме собственности различают балансы государственных и муниципальных, кооперативных, общественных, частных и совместных организаций.
Содержание и техника составления отчета о движении капитала (Ф №3)
Дата добавления: 2015-07-14 ; просмотров: 1088 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: Значение и функции баланса в рыночной экономике | Структура оборотных активов. | Понятие чистых активов | Методы оценки статей баланса | Инвентаризация статей баланса | Структура оборотных активов. | Прочие обязательства | Раздел 3. Финансовые вложения | Информация о выбывших финансовых вложениях организации. |
| | следующая страница ==> | |
Истоки и смысл арабской революции //Полит.ру. 7 июня 2011 года.URL: [Электронный ресурс]. | | | Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в РФ |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.011 сек.)
Источник: mybiblioteka.su