Влияние государства на трудовые ресурсы

1. Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия. 2. Минимальная заработная плата: теория и практика использования в...

Презентация на тему: » 1. Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия. 2. Минимальная заработная плата: теория и практика использования в России.» — Транскрипт:

2 1. Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия. 2. Минимальная заработная плата: теория и практика использования в России и за рубежом. 3. Трудовое законодательство и иные правовые аспекты как форма регулирования трудовых отношений.

3 1. Государство на рынке труда: административные и экономические меры воздействия Воздействие государства на рынок труда Административные рычаги Экономические рычаги

4 возраст выхода на пенсию минимальный уровень заработной платы коэффициент повышенной оплаты сверхурочных работ нормы безопасности труда льготы отдельным категориям работников и др.

5 Законы страны : запрещают дискриминацию в трудовых отношениях определяют порядок заключения коллективных договоров регулируют деятельность профсоюзов регулирует въезд в страну и использование иностранной рабочей силы

Роль государства в экономике | Обществознание ЕГЭ 2022 | Умскул

6 Меры экономического регулирования рынка труда Политика занятости Финансирование общественного сектора Система государственного потребления в частном секторе Система социальной защиты населения

7 субсидии найма субсидии занятости

8 Государственное регулирование рынка труда во многих странах мира включает законодательное установление минимальной заработной платы: В России с 1 июня 2011 года в сумме рублей 1570 евро в месяц в Люксембурге

9 удовлетворение насущных потребностей работника и его семьи; объем и темпы роста национального дохода; уровень занятости; платежный баланс страны.

10 В развитых странах МРОТ определяется исходя из: потребностей работников и членов их семей общего уровня заработной платы в странестоимость жизни и ее колебанияуровня жизни разных социальных групп воздействие МЗП на производительность труда и уровень занятости

11 Правильно определенный уровень МЗП позволяет: улучшить социально-экономическую ситуацию в стране; увеличить потребительский спрос, стимулирует развитие производства, усиливается мотивация рабочих, уменьшается чрезмерная дифференциация доходов, снижается напряженность в обществе.

12 Низкий уровень МРОТ способствует занижению общего уровня заработков в экономике; ослаблению мотивационной функции заработной платы, увеличению бедности и препятствует росту платежеспособного спроса.

13 Необходимо реализовать следующие мероприятия повышать МРОТ, одновременно осуществляя реструктуризацию экономики; МРОТ не с прожиточным минимумом, а со средней заработной платой; приближаться к пропорции между ними на уровне 30%; расчет МРОТ производить в каждом регионе; ввести понижающий коэффициент МРОТ для молодежи и некоторых слабоконкурентных категорий работников; продолжить снижение ставки ЕСН.

14 Система законодательной и нормотворческой деятельности охватывает занятость социальную политику условия и охрану труда миграционную и демографическую политику

Бюджет 2020-22: возможен ли рост трудовых ресурсов и снижение бедности

15 Акты компетентных органов государства международные договоры с участием Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Конституции (уставы) субъектов РФ, их законы и постановления, приказы и инструкции федеральных и республиканских министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров предприятий, фирм и т.п., решения органов местного самоуправления.

16 Обязанности работников добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда (ст. 2 КЗоТ РФ).

17 В качестве локальных правовых актов выступают: коллективный договор ; трудовой договор (контракт) ; нормативные акты.

Источник: www.myshared.ru

Влияние государства и профсоюзов на функционирование рынка труда

Кроме природных талантов и уровня образования и квалификации на цену труда влияют профсоюзы и государство, что объясняет несовершенство конкуренции на рынке труда.

Влияние государства на функционирование рынка труда проявляется разнообразно. Но определяющую роль играет установление минимальной заработной платы действующим законодательством. Целью такого правительственного влияния является социальная защита наемного работника от произвола работодателя. А сопутствующим негативным следствием такого влияния является рост вынужденной безработицы (рис. 13.9).

Очерк. 13.9 кривая предложения труда изображена ломаной линией, горизонтальный отрезок которой соответствует установленной законодательно минимальной заработной плате, а восходящий показывает зависимость предложения труда от рыночной ставки заработной платы.

Если кривая предложения труда пересекается кривой спроса на восходящем отрезке, то равновесие устанавливается в точке £ . ей соответствует равновесная рыночная ставка заработной платы и равновесная занятость И0.

Если же кривая предложения пересекается кривой спроса на горизонтальном отрезке, то равновесие устанавливается в точке Ег ей отвечают минимальная ставка заработной платы, установленная административно (законодательно) со^, и зайнятістьХ,. Если бы не было законодательного ограничения минимального уровня заработной платы, то равновесие рыночного спроса 2) и рыночного предложения 5 была бы установлена в точке Е. ей отвечала бы равно

Рис. 13.9. Последствия законодательного установления минимальной заработной платы

ставка заработной платы ш], которая является ниже от со ., и равновесный уровень занятости И»‘.

Как показано на рис. 13.9, установление минимальной границы заработной платы на уровне, выше рыночного, порождает вынужденную безработицу в размере ЬХЬ’Х*

Несовершенную конкуренцию на рынке труда обусловливают также действия профсоюзов, которые выступают на рынке труда со стороны предложения от имени и в интересах наемных работников. При таких условиях цена труда определяется не только функциями спроса и предложения, но и целями профсоюзов. Если профсоюз сильный и авторитетный и ставит себе целью максимизировать заработную плату, то заработная плата может существенно отклоняться от рыночной в сторону роста, но это приведет к уменьшению занятости.

Если профсоюз свою цель видит в максимизации занятости, соответственно будет уменьшаться ставка заработной платы.

Поскольку есть два сектора экономики: охваченный профсоюзом и не охвачен ею, то, как правило, профсоюзный сектор решает свои проблемы за счет наемных работников, которые не являются членами профсоюза. Как правило, те наемные работники, которые не нашли себе работы в секторе, охваченном профсоюзом, находят себе работу в секторе, где профсоюза нет.

Давление профсоюзов заставил работодателей объединяться в союзы предпринимателей с целью создания противовеса на рынке труда.

Если продавец (профсоюз) является монополистом, а покупатель — монопсоністом, возникает двусторонняя монополия* Если сила профсоюза примерно равна силе союза предпринимателей, то рынок труда тяготеет к конкурентным условиям, которым соответствует равновесная ставка заработной платы и уровень занятых, близкий к полной занятости.

Если сильнее окажутся профсоюзы, зарплата будет превышать равновесный рыночный уровень.

Если сильнее окажется союз предпринимателей, зарплата наемных работников будет ниже равновесной рыночной ставки.

Влияние государства на рынок труда

Например, государством устанавливается минимальная ставка заработной платы, определяется максимальная продолжительность рабочей недели, разрабатываются нормы техники безопасности и так далее. Законами запрещается дискриминация, регулируется деятельность монополий и профсоюзов, определяется порядок проведения забастовок.

Помимо законодательных, государством используются и экономические меры. Это, с одной стороны, выплата различных субсидий и трансфертов, с другой — налогообложение (как предприятий, так и отдельных граждан). Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно, нанимая работников. Государственные закупки товаров и услуг оказывают косвенное влияние на рынок труда.

Влияние государства на рынок труда

Значительное влияние государства — еще одна из специфических особенностей рынка труда. Причем это влияние выражено как в специальных мероприятиях, призванных регулировать ситуацию на рынке труда, так и в многочисленных мерах государства, не имеющих своей изначальной целью воздействие на рынок рабочей силы.

Для регулирования условий труда и режима рабочего времени государство может использовать законодательные меры. Например, государством устанавливается минимальная ставка заработной платы, определяется максимальная продолжительность рабочей недели, разрабатываются нормы техники безопасности и так далее.

Законами запрещается дискриминация, регулируется деятельность монополий и профсоюзов, определяется порядок проведения забастовок. Помимо законодательных, государством используются и экономические меры. Это, с одной стороны, выплата различных субсидий и трансфертов, с другой — налогообложение (как предприятий, так и отдельных граждан). Кроме того, государство влияет на рынок труда непосредственно, нанимая работников. Государственные закупки товаров и услуг оказывают косвенное влияние на рынок труда.

§1. Минимальная ставка заработной платы.

Во многих странах мира государство законодательно устанавливает минимальный уровень заработной платы. Эффект оказываемый этой мерой на рынок труда неоднозначен, и многие экономисты уже давно исследуют этот феномен, по-разному его интерпретируя.

Дж. Стиглером была предложена модель конкурентного рынка труда, в соответствии с которой превышение зарплатой равновесного уровня приводит к безработице. До введения минимальной заработной платы её равновесный уровень установился в точке WE. При новом уровне оплаты труда Wmin готовы трудиться L1 работников, а фактически будет нанято только Lmin работников. Так что в результате оказывается, что благие устремления государства приводят к возникновению безработицы (L1 – Lmin).

Однако на практике такая теория не нашла подтверждения — значительного снижения занятости в ответ на рост ставки минимальной заработной платы не наблюдалось. Поэтому многими экономистами было сделано предположение относительно того, что существуют два сектора рынка труда — первый, где действует законодательный минимум заработной платы, и второй, где зарплата устанавливается ниже минимума. Это так называемый «вторичный» рынок труда, на котором мелкие фирмы нанимают работников без контрактов, часто с нарушением законодательства.

Пусть до введения обязательного минимума в обоих секторах рынка установилась равновесная ставка заработной платы на уровне WE. После введения в первом секторе обязательного минимума Wmin занятость падает до Lmin. Часть рабочих из первичного сектора (LE – Lmin) согласны работать при более низкой ставке заработной платы, поэтому они будут искать себе работу во вторичном секторе.

В результате чего предложение труда во вторичном секторе увеличится (S1b=>S2b). Установится новый уровень заработной платы W1E и соответствующий ему уровень занятости L1E. Тем не менее работу получат не все, и (L2-L2E) человек пополнят ряды безработных. При этом чем выше эластичность предложения труда во вторичном секторе, тем более значительными будут потери занятости.

Приведенная модель «двухсекторного рынка» достаточно хорошо объясняет, почему не наблюдается значительного роста безработицы при введении законодательного минимума зарплаты. Специфическая ситуация при введении минимальной ставки зарплаты на рынке, где действует монополист.

§2 Влияние налоговой политики на рынок труда

Любому государству необходимо собирать налоги, как с фирм, так и с отдельных граждан, и это обстоятельство оказывает значительное влияние на рынок труда.

Во всех странах мира граждане обязаны платить подоходный налог. В большинстве государств мира используется система прогрессивного налогообложения. Как это воздействует на рынок труда показано на рис. 9. Равновесный уровень заработной платы до введения налога установился в точке W0, а уровень занятости — в точке L0.

Подоходный налог снижает реальную заработную плату, получаемую работниками. То есть возникает определенная разница между уровнем зарплаты, которую готов платить наниматель (W1), и той зарплатой, которую реально получат работники (W`1). В итоге, с точки зрения работников спрос на их труд падает (DL=>D`L).

Устанавливается новая равновесная ставка заработной платы в точке W`1, и новый уровень занятости в точке L1. Оказывается, что в результате введения налога падает и зарплата, и занятость. Надо сказать, что конечные последствия введения налога сильно зависят от эластичности кривых спроса и предложения. При абсолютно эластичном предложении произойдет резкое падение уровня занятости, при неизменной ставке заработной платы. Наоборот, при абсолютно неэластичном предложении упадет ставка зарплаты, а не уровень занятости.

Кроме граждан, налоги обязаны платить и предприятия. Например, все работодатели обязаны производить отчисления в фонды социального страхования соцобеспечения, в фонд занятости и в пенсионный фонд — это так называемый налог на фонд зарплаты. Рассмотрим изменения, происходящие на рынке труда, при введении этих налогов.

В отсутствие налогов равновесные уровни занятости и зарплаты устанавливаются соответственно в точках L0 и W0. Введение налога фактически означает, что каждый работник будет обходиться нанимателю дороже, так как кроме зарплаты, фирма будет вынуждена выплачивать за него определенные отчисления.

Налог повышает цену труда для нанимателей или снижает предельный продукт труда в стоимостном выражении. Так как спрос на труд определяется его предельным продуктом, то ясно, что наниматели не захотят нести убытки и снизят спрос на труд. При этом кривая DL переместится в положение D`L, а уровни ставки заработной платы и занятости установятся в точках W1 и L1 соответственно. Что означает снижение и зарплаты, и числа нанятых работников.

§3 Влияние трансфертов и субсидий на рынок труда.

Государство может выплачивать отдельным гражданам трансферты или субсидии, которые становятся прямым приращением их денежного дохода. Возникает чистый эффект дохода, который, при прочих равных условиях, снижает индивидуальное предложение труда. Но вместе с тем, эти выплаты повышают спрос населения на товары и услуги, а, следовательно, и на спрос на труд, так как он является производным.

Субсидии, в отличие от трансфертов, имеют целевое назначение и, следовательно, ведут к росту спроса на определенные товары и услуги. Например, субсидирование медицинской помощи вызовет повышение спроса на лекарственные препараты и на услуги здравоохранения. Соответственно, именно в сфере здравоохранения возрастет спрос на труд.

Трансферты целевого назначения не имеют, но они обычно затрагивают определенные категории население. Следовательно, выплата трансфертов увеличит спрос на товары и услуги в соответствии с потребностями данной категории населения. Например, дополнительные пособия многодетным матерям приведут, вероятнее всего, к повышению спроса на детские товары и продукты питания, в то время, как повышение стипендии вызовет увеличение спроса на товары молодежного ассортимента. Что, несомненно, приведет к увеличению спроса на труд именно в этих сферах.

Такая ситуация отображена на Рис. 11. В результате субсидирования или трансфертных платежей спрос на товар А повысился. Это, в свою очередь, привело к повышению спроса на труд в отрасли, производящей товар А. Также при прочих равных в отрасли повысится равновесная ставка заработной платы и возрастет уровень занятости.

Различные субсидии, выплачиваемые фирмам, также могут привести к росту спроса на рынке труда. Существуют специальные субсидии, стимулирующие занятость — это так называемые субсидии найма и субсидии занятости. В первом случае наниматель получает определенную сумму в расчете на каждого вновь нанятого работника, а во втором — в расчете на всех нанятых. Это делает работников «дешевле» для фирмы, и поэтому она увеличивает свой спрос на труд. Однако реальный эффект от этих субсидий во многом зависит от эластичности спроса и предложения на рынке труда.

При абсолютно неэластичном предложении труда (рис. 13) весь эффект субсидий трансформируется в рост заработной платы, поэтому стимулировать занятость не имеет никакого смысла.

Итак, очевидно, что на рынке труда практически всегда преобладает несовершенная конкуренция. Это происходит из-за наличия многочисленных внеконкурентных факторов. Прежде всего, это такие институты, как крупные корпорации, профсоюзы, государство. Именно на рынке труда встречаются такие экзотические формы несовершенной конкуренции, как монопсония или двусторонняя монополия, что также свидетельствует об отсутствии на рынке труда совершенной конкуренции.

Государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишает заработную плату рыночной гибкости. Оно устанавливает минимальный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов, выплачивает субсидии и трансферты, вводит налоги тем самым, оказывая непосредственное влияние на спрос и предложение на рынке труда.

Значительное воздействие на рынок труда оказывают также крупные корпорации. Они тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени ставки заработной платы, отказываясь часто пересматривать её в зависимости от конкретного соотношения спроса и предложения на рынке труда.

Профсоюзы, выступающие как монополисты в предложении рабочей силы, оказывают значительное влияние на уровень заработной платы. Как правило, они добиваются достаточно значительного её повышения для своих членов. Это в свою очередь сильно влияет на ситуацию на всем рынке труда.

Официально
зарегистрированы
в службах занятости
на конец месяца

Источник: www.myunivercity.ru

Оцените статью
Добавить комментарий