В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с влиянием внешней трудовой миграции на развитие социально-трудовых отношений в Тамбовской области; приводятся результаты анализа внешней трудовой миграции в регионе и намечены пути повышения эффективности управления трудовой миграцией.
_Ключевые слова: Тамбовская область, трудовая миграция, социально_трудовые отношения, мониторинг, рынок труда
Создание условий для формирования эффективно функционирующего рынка труда, снижение напряженности социально-трудовых отношений и развитие полной, продуктивной и стабильной занятости населения являются ключевыми задачами государственной политики занятости. Для решения этих задач особое значение приобретает реформирование профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и обеспечение рынка квалифицированной рабочей силой, в том числе за счет внешней трудовой миграции.
Трудовая миграция в России
Трудовая миграция в России приобретает все большую социальную и экономическую значимость. Крупнейшая страна мира, Российская Федерация, является основной страной приема для мигрантов — выходцев из стран Центральной Азии и Южного Кавказа. С момента принятия нового миграционного законодательства в начале 2007 г. в
Влияние миграции на сельское развитие в Кыргызстане — анимационный видеоролик
Дементьев Николай Викторович
Какушкина Марина Анатольевна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г.Москва
Российской Федерации были зарегистрированы более 1,9 млн трудящихся-мигрантов. Глава ФМС привел данные, согласно которым в России находятся 9,5 млн иностранных граждан. «Из них примерно 1,3 млн работают законно, 3,7 млн — условно приехали «в гости». Из оставшейся категории риска в 4,5 млн чел. около 3,2 млн мигрантов находятся в России более 3 месяцев и для обеспечения своего проживания, по-видимому, могут нелегально работать, соответственно, не платя налоги», — констатировал глава ФМС. «Таким образом, в России находятся порядка 4,5 млн иностранных граждан, которые законно и незаконно осуществляют трудовую деятельность», — заключил глава ведомства [1].
Трудящиеся мигранты чаще всего заняты в неформальной экономике, отличительными чертами которой являются отсутствие правовой защиты и недостаток информации о правах, необходимой им для того, чтобы не стать жертвами эксплуатации и других нарушений со стороны работодателя, посредников и представителей власти. Мигранты также становятся жертвами проявлений расизма и ксенофобии.
Большинство мигрантов занимают на рынке труда ниши, которые не заполняются местными работниками. Важно отметить, что трудовая миграция и денежные переводы мигрантов на родину становятся способом выживания для их семей и обеспечивают их финансовую независимость.
Денежные переводы мигрантов составляют значительную часть ВВП в таких странах, как Армения, Таджикистан и Киргизстан. Недостаток информации о реальных возможностях трудоустройства и условиях труда в принимающих странах открывает возможности для эксплуатации труда мигрантов, выливающуюся в принудительный труд, наихудшие формы детского труда, торговлю людьми и другие формы насилия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, становятся жертвами торговли людьми. Тем мигрантам с неурегулированным статусом, кого высылают в страну гражданства, на родине оказывается весьма незначительная социальная и экономическая помощь. Во многих случаях эти люди подвергаются стигматизации, и им необходимо приложить много усилий, чтобы вернуться к прежней жизни.
Основы культуры и психологии в сфере трудовой миграции (влияние менталитета и традиций на адаптацию)
. на бытовом уровне приезжие из ближнего зарубежья воспринимаются
не как иностранцы,_
ресурсов инициируют процессы привлечения
Миграцию не следует воспринимать только как вопрос пограничного контроля, ведь она является важной экономической проблемой, проблемой прав человека и трудового права. Миграция оказывает огромное влияние на экономику как стран приема, так и направляющих стран. Правительства, работодатели и организации работников играют ключевую роль в деле регулирования миграции и в защите работников от ненужных рисков [2].
Миграционные процессы последнего десятилетия, происходящие в России, резко отличаются от процессов, наблюдавшихся в аналогичный по продолжительности до проведения переписи период. Они являются отражением особенностей современного этапа экономического и социально-политического развития регионов и страны в целом.
Развитие миграционных процессов в России в стоящее время можно охарактеризовать про-лжающимся возвратом населения с территорий .1вших республик СНГ и Европейского севера. а ряде территорий, прежде всего на юге страны, чрезмерная концентрация вынужденных мигрантов вызывает дополнительные экономические трудности, оказывая деструктивное воздействие на региональные рынки труда и уровень жизни населения. В других регионах, в связи с оттоком населения, возникают трудности иного плана [3]. Интенсивность и направленность миграционных потоков, а также их степень влияния в различных регионах не одинакова, следовательно, к каждому конкретному региону должны применяться индивидуальные методы исследования. На данный момент нас интересует сложившаяся ситуация с притоком гастарбайтеров в Тамбовскую область и как это отразится на экономической безопасности региона. Для этого необходимо провести анализ внешней трудовой миграции в регионе.
Анализ внешней трудовой миграции в Тамбовской области
Основой повышения эффективности мер по регулированию трудовой миграции представляются оценка и учет качественных параметров иностранной рабочей силы, условий и характера ее занятости. Для Тамбовской области трудовая
иммиграция важна как средство решения проблем структурного дефицита рабочих кадров [4]. Областное управление занятости населения области заявило, что без помощи гастарбайтеров Тамбовской области будет тяжело. Сейчас привлекаемая рабочая сила не превышает 1% от экономически активного населения, но в дальнейшем ситуация может кардинально измениться.
Давление на региональный рынок труда растет. С нового года помогать нам будут почти пять тысяч гостей из-за рубежа, хотя запросы намного выше. Потребность в дополнительных работниках испытывают многие отечественные предприятия промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. Причем кроме низко квалифицированных работников требуются высококвалифицированные инженерные кадры и топ-менеджеры [5].
Необходимо отметить, что количество мигрантов в регионе должно соответствовать определенной квоте. На данный момент при администрации Тамбовской области работает межведомственная комиссия, которая определяет потребность региона в привлечении иностранной рабочей силы. В
2011 г. квота составила 4201 человек, в 2012 квота «подросла» — 5366 человек. В соответствии с квотой и выдается разрешение на работу. Однако желающих работать гастарбайтеров оказывается всегда больше, чем определено квотой. Например, в
2012 г. 9317 человек указали в миграционной карте, что цель их приезда в Тамбовскую область — работа. Если в течение 90 суток иностранный гражданин не решил проблему с трудоустройством, то по закону он должен убыть. Проблему «лишних» мигрантов решили с помощью выдачи патентов. Патент — это разрешение на работу, но у физического лица.
По патенту иностранный гражданин может работать, к примеру, садовником, нянечкой, строителем (помогать строить дом, баню). Госпошлина на патент составляет тысячу рублей в месяц.
Всего, фактически в 2012 г. было выдано 3263 патента. Чтобы оценить потенциал и перспективы привлечения и использования трудовых мигрантов, необходимо знать природу мотивов переезда на работу в наш регион.
на данный момент
силы из бывших_
советских республик -около 92,9%_
шире, чем для женщин
Для начала необходимо рассмотреть национальный состав работающих в области мигрантов. По данным УФМС по Тамбовской области видно, что основная масса рабочих приезжает нам из стран СНГ — это порядка 92,9%. Самым большим поставщиком рабочей силы на данный момент является Узбекистан. От туда приезжает более половины всех трудовых мигрантов, порядка 66,4%. Также к основным поставщикам рабочей силы можно отнести Украину — 9,4%; Армению — 7,6%; Молдову — 3,2%; Азербайджан — 2,8 и Таджикистан — 2,4%.
С других же стран доминируют потоки из Китая -41,0%; Вьетнама — 30,6% и Турции — 15,6% [6]. Главным мотивом, определившим намерение иностранных работников временно покинуть родину, явились более благоприятные социально-экономические условия. Также можно отметить и мотивы, связанные с занятостью в местах постоян-го проживания. Как правило: здесь более высокие заработки, чем на родине, ньше инфляция, стабильная денежная единица; — многие у себя дома не могут найти работу и вообще там существуют серьезные проблемы с трудоустройством.
Кроме того, ориентация на Российскую Федерацию, в том числе и на Тамбовскую область, проявляемая трудовыми мигрантами из других республик бывшего Советского Союза, во многом сформировалась благодаря территориальной близости государств, прозрачности межгосударственных границ, знанию ими русского языка, сохранению с российскими предприятиями и гражданами деловых отношений и дружеских связей. Невозможно не считаться и со следующим обстоятельством.
Основная часть трудового контингента, поставляемого ближним зарубежьем (почти 52,2%), привлекается для работы сроком до одного года. Около 17% падают на долю работающих от полугода до девяти месяцев. Примерно 14,5% трудятся от трех до шести месяцев. И мигрантов, приезжающих на сезонные работы, приблизительно 16,3% (см. рис.1).
Разумеется, зачастую иностранцы остаются для работы по продленным контрактам. Но нередки случаи, когда в ходе оформления или до окончания срока контракта гастарбайтеры увольняются по собственному желанию. Чтобы работа не пострадала от текучести кадров, руководители предприятий должны иметь больше возможностей оперативно пополнять их состав.
На нынешнем этапе трудовой миграции в Россию эта значимая проблема только начинает проявляться. Вот почему уже сейчас в механизм привлечения работников из-за рубежа надо вводить гибкие меры регулирования их численности. Данный процесс нужно корректировать в направлении упрощения процедуры продления сроков найма или введения долгосрочных контрактов в случаях производственно-технологической необходимости.
Зарубежные мигранты привлекаются в первую очередь на работы, связанные с ручным или машинно-ручным трудом. Лишь у 25% труд механизирован или автоматизирован. Однако тяжелым большинство (70%) его не считает. И это, пожалуй, объяснимо.
Ручной или машинно-ручной труд предопределен технологическими особенностями производства и воспринимается респондентами как естественно-необходимый. Поэтому рабочие условия они оценивают в основном как нормальные. Да, и к тому же заранее были на них ориентированы.
В отношении оплаты труда внешних трудовых мигрантов, можно отметить, что заработки иностранцев находятся примерно на том же уровне, что и у местных тружеников, занятых такими же видами деятельности. Этот уровень служит одним
60,00% 40,00% 20,00% 0,00%
От 3 до 6 месяцев
От 6 до 9 месяцев
От 9 до 12 месяцев
тт ■ Сроки контракта
Рис. 1. Сроки действия контрактов иностранных работников
из факторов создания заинтересованности в работе и является существенным вкладом в семейный бюджет мигрантов, более 85% которых улучшили материальное положение своих семей после начала работы в нашей стране. Однако не все полностью удовлетворены заработками.
Это можно объяснить тем, что приезд в Россию имеет четкое целевое назначение — побольше заработать, обеспечить себя и семью впрок ввиду нестабильности экономической ситуации на родине. Обратим внимание и на то обстоятельство, что почти каждый второй иностранный работник выражает недовольство организацией труда на предприятии, где он работает. Причины как объективные (к примеру, простои из-за нехватки сырья), так и субъективные (неоперативность непосредственных руководителей в решении возникающих производственных проблем). Также есть некоторые проблемы в процедуре трудоустройства и оформления прописки.
Чтобы прибыть, находиться и осуществлять трудовую деятельность на территории нашей области, иностранному гражданину приходится собирать достаточно внушительный пакет документов. Это паспорт, миграционная карта (свидетельствующая о том, что иностранный гражданин законно прибыл на территорию другого государства), фотография, свидетельство регистрации, разрешение на работу.
Чтобы получить разрешение, нужно обратиться в Многофункциональный центр предоставления услуг населению (МФЦ) с заявлением, оплатить госпошлину в размере трех тысяч рублей. В течение 10 рабочих дней разрешение будет готово, однако получить его имеет право далеко не каждый. Тому, кто имеет за плечами два и более административных правонарушения, в услуге будет отказано [6].
Анализ положения внешних трудовых мигрантов
Социальные аспекты условий труда во многом связаны с взаимоотношениями в коллективе. Между мигрантами и российскими кадрами они складываются нормально и, по сути, свободны от прямой конкуренции. Нет и языкового барьера. Кроме того,
. на данный момент
_не превышает 1%
на бытовом уровне приезжие из ближнего зарубежья воспринимаются не как иностранцы, а скорее как сограждане. А вот в их взаимоотношениях с руководителями производственных коллективов сложности возникают, причем чаще всего касающиеся оплаты труда и некоторых организационных моментов приема и обустройства (1/3 так или иначе чем-либо недовольна).
Вероятно, именно здесь кроются главные причины проблем социальной адаптации иностранной рабочей силы. Анализ положения внешних трудовых мигрантов не дает оснований для простых оценок. Складывающаяся ситуация противоречива.
Сохраняющиеся и в условиях становления рыночной экономики определенные несоответствия между потребностью в рабочей силе и наличием трудовых ресурсов инициируют процессы привлечения иностранных работников. Поэтому трудовая миграция в Тамбовскую область объективно обусловлена, ее нельзя запретить, а можно лишь оптимизировать. Но в то же время, как показывает опыт, гастарбайтеры создают и новые проблемы, успех решения которых зависит от того, насколько полно учтены характер социально-демографической структуры потоков прибывающих по найму из-за рубежа, особенности их трудового и миграционного поведения.
На данный момент, проводя динамику количества работающих в Тамбовской области внешних трудовых мигрантов за последние годы можно отметить, что на протяжении шести лет количество внешних трудовых мигрантов продолжает увеличиваться. Особенно увеличение наблюдалось с 2007 по 2009 гг., затем небольшой спад и снова увеличение, причем значительное — на 47,2% (см. рис 2). Даже небольшой спад по количеству гастарбай-теров в 2010 г. не дает оснований для того, что в дальнейшем их численность будет понижаться. Данное понижение связано в первую очередь со снижением количества иностранных рабочих в сельском хозяйстве и небольшом изменении в сторону понижения в строительстве и занятых финансовой деятельностью. В 2012 г. ситуация по количеству внешних трудовых мигрантов изменилась в сторону увеличения, т.к. потребность в дополнительных работниках испытывают многие
. можно говорить о необходимости
Источник: uchimsya.com
Влияние миграции на развитие рынка труда в Саратове
Происходящие социально-экономические изменения повлекли за собой изменения в миграционных процессах в Российской Федерации. По данным официальной статистики за 10 лет в Россию прибыли 8 млн. человек из зарубежья и более 0,6 млн. из других государств. Одновременно выбыли из России соответственно 3,8 млн. и 1,2 млн. человек.
До 1994 года происходило постоянное увеличение въезда и одновременное сокращение оттока. 1994-й год стал «пиковым» по количеству иммигрантов из стран СНГ и Балтии и по размеру чистой миграции. Сказались такие факторы как наличие большого миграционного потенциала — относительно лучшая экономическая ситуация в России, а значит возможность получения работы или занятий приносящих доход.
Начиная с 1995 года, иммиграционный поток заметно снижается. Это говорит об утрате Россией явных экономических преимуществ. Эта же тенденция сохранялась и в 1999 году.
Основной поток мигрантов в последние годы Россия приняла из Казахстана (его доля в общем потоке мигрантов выросла к 2005 году до 42%). Стабильно высока остается доля Украины — 20-25% от общего объема прибытий за последние годы.
С 1992 года, по мере возрастания естественной убыли населения России, миграция стала играть компенсирующую роль в динамике численности населения страны. За период с 1992-го по 1994-й годы миграция восполнила почти 80% сокращения численности населения. Затем миграционный прирост начал сокращаться и соответственно сокращалась его позитивная роль в росте численности населения (в 1995 г. — 60% от естественной убыли, в 1996-98 гг. — немногим более 40%). И уже в 1999 г. миграционному приросту удалось перекрыть естественную убыль населения лишь менее чем на 20%.
Иммиграция в Россию из стран СНГ и Балтии пополняется за счет въезда в поисках заработка трудящихся мигрантов, которые в последующем возвращаются к постоянному месту жительства. Эта форма миграции в условиях развивающихся рыночных отношений, когда цена труда определяется стоимостью рабочей силы и при неразвитом рынке жилья получила большое распространение. Особенно в сфере применения преимущественно физического труда.
В соответствии с официальными данными более половины иностранной рабочей силы (ИРС) используется в строительстве, каждый десятый в сельском и лесном хозяйстве, около 10% в промышленности, более 8% в торговле и общепите. Здесь уместно заметить, что численность и доля занятых в строительстве российских граждан неуклонно снижалась.
Основными странами, поставляющими в Россию работников являются Украина (30%), затем Турция, Китай, Югославия, Молдова, КНДР, Вьетнам.
Истинные масштабы трудовой миграции по оценкам специалистов по меньшей мере втрое выше «разрешенной», т.е. имеющей официальное разрешение на занятие трудовой деятельностью. Значит нелегальными остаются минимум две трети трудящихся мигрантов. В существующем правовом поле такая форма миграции пожалуй имеет больше минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно, вытекают главным образом из нелегального характера миграции, к ним в первую очередь относятся:
возможность занижения цены труда для коренного населения, т. к. мигранты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешевой рабочей силой;
уход от уплаты налогов;
возможность развития криминального (поскольку нелегально) бизнеса;
нелегальное проживание тормозит развитие цивилизованного рынка жилья;
отток капитала в страну постоянного проживания мигрантов.
Общая миграционная активность населения за прошедшее десятилетие уменьшилась. При общем снижении миграционной активности населения, сильно изменились региональные предпочтения как внутренних, так и внешних мигрантов. Особенно отчетливо изменилась география внутренних миграционных потоков. Очень различна степень влияния внешней и внутренней миграции на изменение численности населения отдельных регионов.
Положительное или отрицательное миграционное сальдо может складываться под воздействием различных составляющих — внутренней межрегиональной миграции и внешней миграции. За счет их различного сочетания регионы могут испытывать миграционный прирост или убыль населения. Отмечены пять вариантов сочетаний:
1. Миграционный прирост за счет положительного сальдо как внешней, так и внутренней миграции;
2. Миграционный прирост за счет превышения положительного сальдо внешней миграции над отрицательным сальдо внутренней миграции;
3. Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внутренней миграции над положительным балансом внешней миграции;
4. Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внешней миграции над положительным балансом внутренней миграции;
5. Общая миграционная убыль за счет внешней и внутренней миграции.
Анализ показал, что изменившиеся направления миграционных потоков четко разделили регионы на отдающие и принимающие население. Причем в последнее время роль каждого изменилась на противоположную. Приток мигрантов идет в центральные и южные регионы страны, а зона оттока расположена на севере и крайнем юге (национальные республики Кавказа и Калмыкия).
Принимающими мигрантов регионами являются самые густонаселенные территории, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн. человек). Эта зона располагается от Калининградской области до Западной Сибири и от Карелии до Краснодарского края.
В большинстве этих регионов на две трети миграционный прирост обеспечивается внешним положительным балансом и на треть (34%) за счет внутренней межрайонной миграции. Эта группа регионов поглощает все 1,6 млн. человек, которые выезжают из остальных регионов страны и 86% прироста за счет внешней миграции
Второй тип составляют регионы, имеющие положительный миграционный прирост за счет большого внешнего прироста, который перекрывает отрицательный баланс внутренней миграции.
Приобретает постоянное население за счет иммиграции даже сельская местность Российской Федерации. На этой ситуации сказалось то, что в первой половине 90-х годов иммиграция носила ярко выраженный вынужденный характер, а сельские регионы, с точки зрения получения занятия, дающего возможность существовать и наличия свободного жилья имели явные преимущества перед городами.
На территориальное распределение внешних потоков мигрантов большой отпечаток накладывает вынужденный характер миграции в 90-е годы. Фактически под влиянием «выталкивающих» факторов, т.е. по существу в качестве вынужденных мигрантов в Россию за этот период въехала большая часть и чисто «экономических» мигрантов. Это касается в первую очередь иммигрантов из Украины и Казахстана.
Второй тип регионов расположен некомпактно, к нему принадлежит большая часть областей Урала, а также Рязанская, Тамбовская области и республика Мордовия в самом центре России. Эти регионы теряют население в обмене с другими центральными областями, но приобретают за счет восточных территорий. Особенно существенно оттягивает население из этих регионов Москва и столичная область. (Данные официальной статистики по крупнейшим городам, из-за ограничений в прописке-регистрации, не вполне адекватно отражают реальную миграционную ситуацию для них).
В пределах основной «принимающей» зоны выделяются сверхпритягивающие регионы. Таким является Центральный экономический район, получивший за последние 10 лет за счет других регионов страны 416 тыс. человек. Правда при этом 290 тыс. человек пришлось на Москву и столичную область. Также значительной миграционной привлекательностью отличаются Белгородская, Воронежская и Липецкая области, принявшие 134 тыс. человек только из других регионов страны.
В Поволжье Волгоградская и Самарская области забирают более 70% положительного миграционного баланса всего экономического района.
Самый мощный миграционный поток пришелся за последнее десятилетие на Краснодарский, Ставропольский края и Ростовскую область. Они приняли 473 тыс. человек из других российских регионов, в т.ч. 177 тыс. человек из национальных республик Северного Кавказа.
Ежегодно на территорию России прибывают более 20 миллионов мигрантов, преимущественно из республик бывшего СССР. По экспертным оценкам, около 10 миллионов из них являются нелегальными.
Значительные суммы средств нелегально отправляются мигрантами за границу. Например, сумма денежных переводов, осуществляемых грузинскими мигрантами в России на свою родину, составляют 20% от ВВП Грузии. Соответствующие переводы в Молдавию составляют 30% от ВВП страны. Из России в Таджикистан ежегодно переводится 1 миллиард долларов, из которого нелегально — 500 миллионов. Но что удивительно: последняя цифра составляет годовой бюджет этой страны.
За 2005 год к административной ответственности в сфере правонарушений миграционного законодательства привлечено 1,5 миллиона человек. В 2003-2004 годах российское гражданство получили 361 тысяча мигрантов, а в 2005 году — 507 тысяч.
Источник: studentopedia.ru
Трудовая миграция и экономическое развитие: последствия и система показателей
Цитировать книгу:
Гребенюк А.А. Трудовая миграция и экономическое развитие: последствия и система показателей. М.:Креативная экономика, 2017. – 252 с. – ISBN: 978-5-91292-180-3 – doi: 10.18334/9785912921803
Похожие статьи:
Аннотация:
Монография посвящена широкому кругу проблем воздействия трудовой миграции на экономическое развитие стран-доноров и стран-реципиентов трудовых ресурсов. Определены последствия (эффекты) этого воздействия, проведена их типология. В работе особое внимание уделено разработке системы аналитических показателей оценки воздействия трудовой миграции на посылающие и принимающие мигрантов страны. Книга рекомендуется студентам, аспирантам, ученым, а также всем интересующимся миграционными процессами.
Ключевые слова: система показателей, экономическое развитие, трудовая миграция
Еще статьи:
О миграционной политике России в области трудовой миграции (Красинец Е.С.) // Миграция и социально-экономическое развитие. № 3 / 2016
Теоретические подходы к изучению международной трудовой миграции (Гребенюк А.А.) // Миграция и социально-экономическое развитие. № 1 / 2016
Подробнее об авторе:
Гребенюк Александр Александрович
кандидат экономических наук, заместитель директора по развитию Высшей школы современных социальных наук (факультет) МГУ им. М.В. Ломоносова
SPIN (elibrary.ru): 4007-9651
Источник: 1economic.ru