Наряду с физическим воспитанием, обязанностью тренера является осуществление комплексного подхода к формированию личности на занятиях физической культурой и спортом – осуществление нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания в том объеме, который способствует достижению целей физической культуры и спорта и помогает гармоничному развитию занимающихся.
Задачи нравственного воспитания:
Нравственное воспитание – это педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Задачи:
1.Формирование нравственного сознания: понятий, убеждений, элементов мировоззрения, определяющих нравственные позиции человека.
2.Формирование умений, навыков, привычек нравственного поведения.
3.Развитие нравственных чувств, которые в совокупности формируют важнейшие внутренние механизмы, контролирующие поведение человека, именуемые совестью.
4.Воспитание моральных черт личности и волевых черт характера: целенаправленности, инициативности, собранности, активности, решительности, стойкости.
Основные нравственные нормы современного мира:
-гуманность как сущностное качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать;
-вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистический ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам;
-воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным;
-ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения;
-уважение ко всему живому на земле, к природе, экологическое сознание и поведение;
-честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом;
-умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.
Задачи интеллектуального воспитания:
Задачи интеллектуального воспитания чрезвычайно возросли и усложнились в связи с техническим прогрессом и распространением новых технологий производства, что требует расширения объема знаний, высокого интеллекта и профессиональных компетенций. На смену исполнителю приходит более компетентный и конкурентоспособный специалист.
Задачи:
1.Формирование систематических, сознательно усвоенных знаний основ наук и на этой основе формирование гуманитарных и мировоззренческих взглядов.
2.Формирование компетенций, использования полученных знаний, умений, опыта в жизни. Привитие умения самостоятельно приобретать знания для дальнейшего самообразования.
3.Формирование чувства удовлетворения от интеллектуальной деятельности, радости от приобретения новых знаний и воспитание на этой основе желания познать новое.
4.Развитие познавательных сил и способностей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи трудового воспитания:
Трудовое воспитание в обществе – это система формирования человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет работать в избранной специальности.
Трудовое воспитание (в широком смысле) понимается как готовность личностиЛичность к профессиональному труду в обществе. В узком смысле трудовое воспитание понимается как комплекс характерологических качеств личностиЛичность по отношению к определенному виду профессионального труда (трудолюбие, добросовестность, ответственность, деловитость, творчество, умение планировать свой труд).
Задачи:
1.Формирование знаний о значении и месте труда в жизни общества и убеждений в необходимости трудиться.
2.Формирование умений и навыков самообслуживания и общественно-полезной деятельности и воспитание на этой основе соответствующих привычек.
3.Вспитание положительного отношения к труду, людям труда и результатам труда. Нетерпимое отношение к лодырям и любителям жить за чужой счет. Формирование интереса к трудовой деятельности.
4.Воспитание добросовестного отношения к труду и трудолюбия в избранной области трудовой деятельности, ответственности и настойчивости в достижении трудовой цели, а также ряда других морально-волевых качеств, необходимых для полноценной трудовой деятельности.
Задачи эстетического воспитания:
Эстет и ческое воспит а ние – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.
Прекрасное в жизни – и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, природе, связывается с общественной, профессиональной деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями, спортом.
Спорт позволяет раскрыть предельные возможности человека в двигательной деятельности и психическом ее оформлении. Каждый вид спорта обеспечивает раскрытие этих возможностей со своих позиций, обладая своей специфичной техникой исполнения движений. Правильная спортивная техника всегда красива – в ней заключена наиболее рациональная, выгодная форма движения, позволяющая показать максимальные возможности спортсмена и добиться наилучшего результата.
Понять и усвоить красоту своего вида спорта – значит иметь эталонный образец, к которому будет стремиться спортсмен на пути к высшему мастерству.
Задачи:
1.Воспитание эстетических понятий и суждений. Необходимо добиться единства понимания и переживания прекрасного и сформировать на этой основе эстетические вкусы и идеалы; воспитывать отрицательное отношение ко всему безобразному в обществе.
2.Формирование умений и навыков строить свою жизнь, свой быт по законам красоты; отличать прекрасное от ложной красоты; воспринимать прекрасное в жизни и произведениях искусства; творить, создавать прекрасное и бороться против всего безобразного.
3.Воспитание эстетических чувств.
4.Воспитание качеств личности, связанных с восприятием прекрасного, его утверждением и созданием, а также ряда моральных и волевых качеств, необходимых для борьбы с проявлением безобразного.
Задачи правового воспитания:
Правовое воспитание представляет собой раздел воспитательной работы, направленной на информирование людей о существующих в обществе законах о правах и обязанностях граждан. Этим путем осуществляется выработка уважительного отношения к нормам общежития, закрепленным в правовых актах.
Задачи:
1.Систематическое правовое информирование, умелое внедрение правовых примеров в учебно-воспитательный процесс,
2.Постоянное и корректное напоминание студентам о их личной ответственности за несоблюдение установленных правил общественного порядка,
3.Ознакомление с последствиями правовых нарушений способствует становлению правовой культуры воспитуемых, формированию активной жизненной позиции, сознательной дисциплины и внутренней готовности нести ответственность за нарушение законов.
Задачи гражданского воспитания:
Гражданское воспитание – это система воспитательной работы по формированию качеств, необходимых члену государства (политической культуры, правовой культуры, патриотизма и культуры межнациональных отношений).
Задачи:
1.Знания в области политики и права.
2.Взгляды и убеждения, сознательное отношение к общественной и политической жизни страны.
3.Стремление участвовать в политической жизни, занимать активную гражданскую позицию.
4.Быть законопослушным гражданином, соблюдать законы страны.
Задачи патриотического воспитания:
Патриотическое воспитание – это процесс формирования у человека совокупности чувств, взглядов и действий, в которых отражено отношение личности к своему народу и Отечеству. Слово «патриотизм» (от гр. «родина», «отечество») обозначает любовь к Родине, преданность Отечеству, своему народу.
Задачи:
1.Информационное обеспечение патриотического воспитания.
2.Борьба против иноземных завоевателей.
3.Созидание материальных и культурных отечественных ценностей.
Критериями искренности, глубины и действенности патриотического воспитания служат реальные дела и поступки людей.
Задачи экологического воспитания:
Экологическое воспитание (от греч. oikos – дом, жилище, место пребывания) – одна из важнейших сторон гуманистического воспитания современного человека. Она основана на относительно молодой науке – экологии, изучающей закономерности отношений между природой и деятельностью человека. Экологические исследования приобрели особое значение в связи с усиливающимися отрицательными влияниями технической революции ХХ века на природу, ее загрязнение продуктами человеческого производства. Во многих странах получило развитие движение людей (greenpeace – зеленый мир), объединенных активной борьбой с варварской эксплуатацией природы обществом.
Задачи:
-формирование потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
-формирование установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
-формирование убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
-формирование потребности участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганда экологических знаний.
Задачи валеологического воспитания:
Валеология представляет собой интегративное, системное знание о человеке, о целесообразных и эффективных путях сохранения его здоровья и может способствовать повышению культуры сохранения здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса, включая оптимизацию учебно-тренировочных занятий.
Задачи:
1.Повышение внимания педагогов, тренеров к сохранению индивидуального здоровья учащихся, педагога.
2.Организация безопасных для здоровья и развития учащихся условий обучения на основе современных научных знаний.
3.Выбор методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и исследование возможностей его улучшения.
4.Выявление негативного влияния на здоровье учащихся факторов образовательного процесса.
Источник: mydocx.ru
Значение труда в нравственном воспитании личности
Труд — основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба воспитанников центра, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности.
Всё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно-технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыкам.
Приобщение детей в той или иной форме к производительному труду, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Труд, практическая производственная деятельность оказывают благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движение и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность.
Л.Н. Толстой в своё время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружиться, а в глазах звёзды какие-то, и ночь проводится без сна» Такую же мысль высказал и К.Д. Ушинский.
Кто, — писал он, — не испытывал живительного освежающего влияния труда на чувства? Кто не испытывал, как после тяжёлого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда — тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать».
Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку. Работа на современном производстве требует широкой образовательной и технической подготовки, умения быстро овладевать новой технологией, способностей в области рационализации и совершенствования трудовых приёмов.
Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании личности. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием гражданского сознания воспитанников, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Каждый воспитанник готовиться стать членом трудового коллектива.
Его значение и ценность как гражданина будут зависеть исключительно от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям. В то же время от трудовой подготовки и личного вклада человека в общее дело зависит его материальное благосостояние. Имея в виду именно это, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Существенная функция труда состоит в формировании у воспитанников товарищеских отношений, коллективизма и взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, — отмечал А.С. Макаренко, — позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям — родственную любовь и дружбу отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда».
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, — писал он, — что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие — хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости».
Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе.
Между тем большинство воспитанников после окончания школы вливается в сферу материального производства. Чтобы осуществлять их профессиональную ориентацию, необходимо широко использовать в этих целях организацию различных видов общественно полезного труда, дать им возможность испытать свои силы и способности в разнообразных сферах производительной деятельности.
Всё это показывает, какую огромную роль играет трудовое воспитание в умственном, нравственном формировании и всестороннем развитии воспитанников. В этом смысле особое значение приобретают слова К.Д. Ушинского о том, что «воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».Л.Н. Толстой писал, что стыдиться можно и должно не какой либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного — праздной жизни».
Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности воспитанников и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.
Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего обучения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков.
Трудовая деятельность способствуют формированию у воспитанников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:
- а) потребность в трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;
- б) понимание пользы труда для общества и для себя;
- в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- г) достаточно сильную волю личности.
Поскольку трудовое воспитание осуществляется в процессе включения воспитанников в соответствующую их возрасту трудовую деятельность, возникает вопрос: в какие виды труда необходимо вовлекать детей?
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд, общественно-полезный труд и труд на участке центра, труд по самообслуживанию.
Существенной задачей трудового воспитания является формирование у воспитанников потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создаёт внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает воспитанника бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личных качеств, как трудолюбие и бережливость.
Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Проблема приобщения ребенка к труду в семье всегда привлекала внимание педагогов и ученых. Народная педагогика считала, что чем раньше дети приучатся к труду, тем лучше.
Большое значение уделял трудовому воспитанию А.С. Макаренко. Он считал, что трудовое воспитание нужно начинать в семье. Он выделял пять основных моментов трудового воспитания. Приведем их в кратком изложении.
Первое, о чем должны помнить родители, — это то, что ребенок будет жить и трудиться в обществе. Ценность его будет зависеть от того, какое он сумеет принять участие в труде, от этого зависит его благополучие.
Второе — трудиться можно и по принуждению. Но принудительный труд не приносит радости. Если же труд является жизненной необходимостью человека, то отношение к нему совсем иное. От такого труда человек испытывает радость, подходит к такому труду творчески.
Творческий труд возможен тогда, когда человек любит свою работу, находит в ней удовольствие, когда у человека сформирована привычка к трудовому усилию. Ведь любой труд требует напряжения физических и духовных сил.
Третье — в труде важно взаимоотношение между людьми, умение устанавливать необходимые контакты, взаимодействовать, работать в коллективе.
Четвертое — в труде человек мужает как физически, так и нравственно.
труд нравственное воспитание подросток
Пятое — труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, сколь счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и сколь несчастны те, кто перед каждым пустяком становится в тупик.
К сожалению, мы часто упускаем моральный аспект труда, полагая, что если ребенок чем-то занят, то в нем формируется трудолюбие. Конечно, развивается, но в тесном контакте с эгоизмом. Ребенок трудится для себя. Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании ребенка.
Принимать его помощь надо с благодарностью и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства. Есть люди, которые все делают с удовольствием, а есть — с отвращением, со стоном, с гримасой, так же будут реагировать на труд и их дети.
Воспитание трудолюбия — очень сложная и трудная вещь. Ну а если время упущено в детстве? Кто в этом виноват? В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Ему интересно смотреть и слышать, как вода льется из крана, как кипит вода.
Вот и нужно воспользоваться этим интересом, почаще предлагать ему разные дела: пришить пуговицу, забить гвоздь… Нужно всегда поддерживать любую детскую инициативу. Захотел — делай. И если вы по каким-либо причинам запретите ребенку что-то делать, то приучить его потом к этой деятельности будет сложно, т.к. интерес к ней у него пропадёт.
Самостоятельность — это творчество: когда ребенок делает что-то сам — он творец, а когда человек творит — он счастлив. Для полноты жизни необходимо постоянное ощущение новизны. Творческий труд и дает это ощущение. К тому же творчество — это всегда напряжение ума, усилие. Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам.
Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.
Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа», желая, чтобы они всему научились сами. И бедный ребенок, испытывая трудности первобытного человека, все больше и больше отстает в развитии от своих сверстников, у которых родители не столь невежественны.
Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.
Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей. Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют.
Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал. Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Ребенок должен чувствовать, что вы кладезь выдумки и неисчерпаемой мудрости, из которого он может черпать всю жизнь.
После того, как ребенок приучится прилагать определенные трудовые усилия в интересном для него виде труда, он легко может справиться и с неинтересными делами. Чем нужнее результат труда ребенка, тем больше его воспитательное воздействие. Постепенно надо приучать ребенка делать все качественно, качество труда — четкий показатель культуры. Если ребенок привыкнет делать работу кое-как, он так же будет работать и в более старшем возрасте, а возможно и всю жизнь.
Родители часто иронически относятся к детскому труду, а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности. Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость.
Кроме того, в нем развивается инициативность — качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе. Взросление — это все большая и большая самостоятельность. Поэтому ощущение самостоятельности необходимо ребенку не меньше, чем наша любовь, чтобы он чувствовал свою значимость в этом мире. Трудовые усилия во многом способствуют формированию такого чувства.
Когда ребенок не убирает за собой игрушки, не хочет делать уроки, не помогает по дому — это не только безответственность, но и отсутствие привычки к волевому усилию. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду. Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится.
Нравственное воспитание в труде (стр. 1 из 8)
II. 1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.
2. Сущность, функции труда и трудового воспитания.
3. Формы и методы нравственного воспитания в труде.
4. Содержание нравственного содержания в труде.
5. Нравственное воспитание в труде во внешкольной,
6. Формирование нравственных форм личности в процессе
общественно полезного труда в условиях семьи.
На современном этапе развития педагогической науки возросло внимание к проблематике нравственного воспитания старшеклассников в труде как важнейшему средству формирования научного мировоззрения личности.
Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому тема «Нравственное воспитание старшеклассников в труде» актуальна в условиях рыночных отношений. Очень важно развивать у молодых людей духовную потребность в труде, умение преодолевать трудности, чувство ответственности, долга, заинтересованности в их будущем.
В данной работе объект исследования: система трудового воспитания
Предмет исследования: процесс воспитания нравственной личности
в общественно-полезном труде.
Целью исследования является: проанализировать состояние нравственного воспитания в труде в старших классах общеобразовательной школы, в группах Пятигорского торгово-экономического техникума. Выявит основные направления нравственного воспитания учащихся к общественно полезному труду.
Для достижения цели поставлены задачи исследования:
1. Определить цели и задачи нравственного формирования
личности в труде.
2. Определить формы и методы нравственного формирования
личности в труде.
4. Выявить нравственные черты в труде, формирующиеся
в процессе внешкольной, внеклассной работы.
В процессе решения указанных задач использованы следующие
методы исследования:
— теоретический анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме;
— изучение и обобщение материалов;
— наблюдения, беседы с учителями, с учащимися.
Проведен эксперимент в торгово-экономическом техникуме города Пятигорска, использовалась анкета, разработанная для проведения данного исследования.
Дипломная работа состоит из глав, введения, заключения, библиографии.
Во введении дано обоснование выбора темы, сформулированы цель и задачи исследования.
В основной части дан обзор современной педагогической литературы по проблеме, освещаются формы и методы нравственного воспитания в труде учащихся.
В заключении сформулированы основные выводы исследования.
1. Цель и задачи нравственного воспитания в труде.
В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики нашего государства на рыночные отношения выбор сферы трудовой деятельности становится особенно проблематичным. С появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций.
Тем не менее многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что свобода выбора сферы труда и профессии в демократическом обществе позволит выпускникам школы самим определить место в жизни.
Формирование у учащихся готовности к труду – составная часть целостного педагогического процесса.
Целью нравственного воспитания к труду, осуществляемого в рамках школы Российской Федерации, является вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политехнических и общетехнических знаний, умений, навыков, необходимых для участия в производительном труде, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
Все компоненты трудовой подготовки осуществляются в школе поэтапно, с учетом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности и направлены на решение основной цели: «сформировать устойчивые ориентации на трудовой образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить практическую и нравственно-психологическую готовность к творческому труду; воспитать нравственное отношение учащихся к трудовой деятельности, развить творческие способности, интеллектуальные, психиатрические и физические качества личности. (Концепция трудовой подготовки в системе непрерывного образования. – «Школа и производство», 1990, № 1 с.62).
Трудовая подготовка осуществляется на всех этапах школьного обучения и строится с учетом психического развития и социального статуса старшеклассников. Она направлена на решение следующих задач, вытекающих из основной цели:
· Воспитания трудолюбия как черты общечеловеческой морали.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности стараний и усердия работника. Одно из средств самоутверждения личности.
· Формирование нравственных черт старшеклассников, таких как справедливость, совестливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность.
Что же в себе содержат эти нравственные качества?
Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств
людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующие работника на достижение конечных общественных полезных результатов, способствует заинтересованности в труде, придает ему положительный социально-нравственный смысл.
Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокую требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду «в глаза», требовательность к себе и к другим.
Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.
Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.
· Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях (профессиональной, эстетической, экологической, правовой и др.)
Трудовая культура требует выработки следующих основных навыков: правильно содержать рабочее место и инструменты, умело планировать работу, правильно использовать различную техническую документацию, добиваться высокого качества работы, экономить время, беречь материалы и инструменты.
· Формирование осознанного, творческого отношения к труду, стремления и умения постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
· Воспитание самостоятельности, инициативности, формирование готовности творчески различать проблемные ситуации, старательно и активно участвовать в управлении производством.
Все эти задачи выступают важным фактором воспитания нравственных черт старшеклассника к труду, потребность к трудовой деятельности, в необходимости развития способностей, в выборе сферы труда и профессии. Понимание его высокого экономического и нравственного значения способствует овладению трудовыми умениями и навыками, закаляет волю, что в конечном итоге и формирует трудолюбие, а также бережливость как нравственные качества, помогает жизненному самоопределению старшеклассника.
Задача воспитания трудолюбия – одна из важнейших в системе формирования личности. Именно в этом заключается воспитательная сила труда, его нравственная сущность, что всегда подчеркивали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
2. Сущность, функции труда и трудового воспитания.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы а также нравственные качества.
Содержанием трудового сознания является производственный опыт: профессиональные знания, умения и навыки. В него входят также личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты труда, активное и творческое отношение к нему; стремление труженика к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к труду.
Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, его нравственных черт, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Ведущие функции труда.
Утилитарно-практическая функция.
Утилитарно-практическая функция направлена на создание материальных и духовных ценностей человека. В условиях рыночных отношений увеличивается заинтересованность старшеклассников в преумножении общественного и личного богатства. Она будет связана с воспитанием в них духа предпринимательства, чувства хозяина, распределения и использования результатов труда. Эта функция развивает такие нравственные черты как коллективизм, порядочность, честность.
Будущий руководитель будет иметь дело не только с ресурсами, документами, а также постоянно общаться с людьми, со своими подчиненными, с трудовым коллективом. От этого зависит репутация, авторитет, а соответственно и успех дела.
Источник: smekni.com