Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как можно снизить напряженность трудового процесса у водителей и механизаторов.И как это можно оформить в плане мероприятий.Спасибо.
Душа Форума
Сообщений: 46859 Баллов: 562720 Авторитет пользователя: 501 Регистрация: 11.01.2012
26 ноября 2012 10:40
Наталья Волкова пишет: Здравствуйте, подскажите пожалуйста, как можно снизить напряженность трудового процесса у водителей и механизаторов.И как это можно оформить в плане мероприятий.Спасибо. |
Здесь могут быть только профилактичские мероприятия — физкультурная минутка, физкультурная пауза, психологическая разгрузка в специально оборудованных комнатах, регламентированные перерывы, санаторно-курортное лечение и т.п.
На каждое ваше «увы» есть наше «зато»
Постоянный участник
Сообщений: 120 Баллов: 241 Авторитет пользователя: 2 Регистрация: 01.03.2012
26 ноября 2012 10:49
Это может быть применимо думаю только офисным работникам, а водителям и механизаторам, наверно только регламентированные перерывы, но они у нас прописаны в коллективном договоре. И как это оформить в плане мероприятий?
Равновесие тел. Условие равновесия тел. Центр масс и центр тяжести. Практическая часть. 10 класс.
Душа Форума
Сообщений: 46859 Баллов: 562720 Авторитет пользователя: 501 Регистрация: 11.01.2012
26 ноября 2012 10:54
Наталья Волкова пишет: Это может быть применимо думаю только офисным работникам, |
Наталья Волкова пишет: как это оформить в плане мероприятий? |
Так и написать: организовать проведение физкульт.минуток, посещение комнат эмоциональной разгрузки и т.п.
http://limej.ru/index.php/home/228-stat/70381-Psihofiziologiya_truda.html
1. Своевременное назначение отдыха — активного или пассивного; при неглубоком, невыраженном утомлении даже кратковременный отдых, например, 3-5 минут в среднем, дает положительный эффект.
2. Увеличение микропауз — промежутков между отдельными операциями.
3. Регламентация физической и умственной нагрузки; при развитии утомления целесообразно снизить мощность выполняемой работы.
4. Использование функциональной музыки.
5. Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС — например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, щей, туловища.
6. Аутогенная тренировка, дыхательная гимнастика.
7. Использование фармакологических препаратов, повышающих работоспособность, например, глюкозы, витамина С, глютаминовой кислоты, элеутерококка, женьшеня, желтого сахара (адаптогенов), стимуляторов мобилизующего действия (например, адреномиметики непрямого или смешанного действия типа фенамина), веществ с общестимулирую-щим действием на ЦНС, например; аналептиков (стрихнин, секуринин, кофеин, в том числе в виде напитков чая или кофе), ингибиторов МАО (ниаламид), а также стимуляторов «экономизирующего» типа, например, антигипоксанты.
Явление тяготения. Сила тяжести. Практическая часть — решение задачи. 7 класс.
Для повышения умственной работоспособности, профилактики умственного утомления и борьбы с ним, предлагаются следующие фармакологические препараты:
1. Вещества, повышающие «тонус» мозга и уровень эмоционального реагирования:
* адреномиметики непрямого действия — фенамин, центедрин, реактиван;
* ингибиторы фосфодиэстеразы и антагонисты аденозина — кофеин, теофиллин и другие ксантины;
* стимуляторы ЦНС с общетонизирующим действием — стрихнин, китайский лимонник, женьшень, элеутерококк, желтый сахар;
* антидепрессанты с преобладанием активирующего эффекта типа ниаламида.
2. Вещества, повышающие процессы медиации в структурах мозга, имеющих отношение к процессам обучения:
* антихолинэстеразные вещества (галантамин и др.);
* олигопептиды памяти — фрагменты АКТГ, кортикотропин, меланоцитстимулирующий гормон, лизил-вазопрессин.
3. Вещества, активирующие энергетический и пластический обмен мозга:
* психоэнергизаторы, ноотропные вещества (пирацетам, мефексамид);
* актопротекторы типа пирувата.
4. Вещества, оптимизирующие эмоциональный статус и уровень возбудимости мозга в стрессовых ситуациях:
транквилизаторы, антидепрессанты с преобладанием седативного (успокаивающего) действия, бета-адреноблокаторы типа обзидана, анаприлина.
3.4. Организация распорядка рабочего дня
Микропаузы
Это промежутки между отдельными операциями или между отдельными элементами операций. Обычно продолжительность каждой микропаузы 1-2 сек. В среднем за весь рабочий день сумма всех микропауз должна составлять 7-10% от рабочего времени, например, при 8-часовой смене — 48 минут. Отсутствие микропауз в условиях конвейерного производства вызывает глубокое утомление.
Поэтому микропаузы должны предусматриваться при расчетах нормы выработки. Во время микропауз возникают условия для кратковременного отдыха, что предотвращает развитие глубокого утомления.
Макропаузы
Представляют собой перерывы на отдых длительностью 5-10 минут или больше. Чем выше мощность выполняемой работы (чем выше тяжесть работы), тем больше требуется времени на отдых. Например, шахтеры примерно 50% времени пребывания под землей вынуждены отдыхать: в противном случае, если длительность отдыха будет уменьшена, их производительность труда существенно упадет.
Итак, суммарное время отдыха (сумма макропауз) определяется тяжестью работы. При легком по тяжести и напряженности трудовом процессе достаточно в каждой половине рабочей смены 1-2 перерыва на отдых длительностью 5-10 минут. Длительные (более 10 минут) или частые перерывы снижают работоспособность и требуют дополнительного времени для врабатывания.
В период макропауз (и в период обеда) может быть предоставлен активный и пассивный отдых. Активный отдых — это отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Например, движение ногами при постоянной работе руками. Феномен активного отдыха был выявлен И. М. Сеченовым.
Активный отдых эффективнее для восстановления работоспособности, чем пассивный отдых. Это положение подтверждено многочисленными наблюдениями, но в последние годы показано, что эффективность активного отдыха зависит от мощности выполняемой работы: при средней и высокой тяжести труда (III, IV ст.) его эффективность меньше, чем при легком труде; у пожилых людей эффективность активного отдыха ниже, чем пассивного. Следовательно, подход к использованию активного отдыха должен быть дифференцированным. Формы активного отдыха — производственная гимнастика или произвольные самостоятельные движения работающего в цехе или за его пределами.
Обеденный перерыв
В отличие от микро- и макропауз, не входит в понятие «рабочее время», так как согласно трудовому законодательству, время на обеденный перерыв идет за счет личного бюджета времени работающего. Его продолжительность не должна быть меньше 30 минут, т. к. более короткий промежуток времени не дает полноценного восстановительного эффекта.
Этот перерыв предназначен не только для приема пищи (кстати, при работе не рекомендуется обильный обед), но и для отдыха — пассивного или активного, что определяется характером работы. При умственной деятельности, как правило, во всех случаях рекомендуется активный отдых во время макропауз и обеденного перерыва. При умственной деятельности макропаузы назначаются каждые 45 минут, в основном по 5 минут, а ближе к обеденному перерыву — по 10 минут. Обеденный перерыв назначают в середине рабочей смены.
В режим рабочего дня также вводят элементы производственной гимнастики и функциональной музыки.
Производственная гимнастика
Вводную гимнастику используют для повышения скорости врабатывания; физкультпаузу проводят ежедневно в течение 5-10 минут от 1 до 4 раз в смену с целью поддержания высокой работоспособности в течение рабочего дня и назначают ее в период начинающегося утомления, в момент снижения кривой работоспособности; физкультпаузы проводят с целью снижения усталости: в пределах 2-3 минут выполняют 2-3 упражнения, например, первое упражнение — это «потягивание», второе и третье упражнения — это разминка мышц шеи, рук, ног — той части тела, в которой ощущается наибольшая усталость.
Источник: ohranatruda.ru
Задачи по тяжести трудового процесса
Описание работы. Укладчица хлеба вручную в позе стоя (75% времени смены) укладывает хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг) и перемещает на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11 000 батонов. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30 0 ) наклоны, число которых достигает 200 за смену.
1. ШАГ. Ознакомиться с инструкциями по оценке тяжести физического труда (приложение 18, 19 учебного пособия). Определить показатели, требующие расчетов, для оценки тяжести труда. Составить протокол (табл.
1).
2. ШАГ. Подсчитать физическую динамическую нагрузку. Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах.
Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг х м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену, в зависимости от вида нагрузки (региональная или общая[1]) и расстояния перемещаемого груза, определяют, к какому классу относится данная работа (приложение 18, 19). Вопрос: работа укладчицы хлеба предполагает общую или региональную нагрузку?
3. ШАГ. Проведите расчеты по формуле:
Х1 – региональная физическая динамическая нагрузка, кг х м
а1 – масса двух батонов, кг
в1 – расстояние, на которое перемещается груз, м
с1 – количество батонов, укладываемых за смену (это количество делится вдвое, так как за один раз работница поднимает два батона).
Протокол оценки условий труда по показателям
тяжести трудового процесса
1. ФИО ______________________________________________
2. Пол _______________________________________________
3. Профессия ________________________________________
4. Предприятие ______________________________________
5. Краткое описание выполняемой работы _________________
Окончательная оценка тяжести труда
Определите класс условий труда по данному показателю, внесите полученные значения в протокол.
4. ШАГ. Определите показатели массы поднимаемого и перемещаемого вручную груза (кг) (пункты 2.2, 2.3. в таблице 1) и класс условий труда по данным показателям, внесите полученные значения в протокол. Расчет суммарной массы груза в течение каждого часа смены проведите по формуле:
Х2 – суммарная масса груза в течение каждого часа смены, кг
а1 – масса двух батонов, кг
с1 – количество батонов, укладываемых за смену (это количество делится вдвое, так как за один раз работница поднимает два батона)
8 – число часов за смену.
5. ШАГ. Определите количество стереотипных движений при укладке хлеба за смену (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса) и класс труда согласно этому показателю.
6. ШАГ. Определите статическую нагрузку по формуле
Х3 – статическая нагрузка за смену, кгс х с
А2 – масса одного батона, кг
d1 – время, в течение которого удерживается груз, сек
с2 – количество батонов, укладываемых за смену одной рукой.
Определите класс условий труда по данному показателю, внесите полученные значения в протокол.
7. ШАГ. Оцените рабочую позу и класс согласно этому показателю.
8. ШАГ. Оцените наклоны корпуса за смену и класс согласно этому показателю.
9. ШАГ. Оцените перемещения в пространстве и класс согласно этому показателю.
10. ШАГ. Оформите протокол. Проведите окончательную оценку тяжести труда.
11. ШАГ. Сформулируйте рекомендации по оптимизации условий труда и профилактике вредного воздействия данных условий труда на организм.
b. Оцените напряженность труда студента 3 курса медицинской академии. При решении задачи используйте извлечения из Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса (приложение 18, 19). Заполните протокол, приведенный в таблице 2.
Протокол оценки условий труда
по показателям напряженности трудового процесса
1. ФИО ________________________________________________
2. Пол _________________________________________________
3. Профессия ___________________________________________
4. Предприятие _________________________________________
Краткое описание выполняемой работы _________________
Класс условий труда
1. Интеллектуальные нагрузки
2. Сенсорные нагрузки
3. Эмоциональные нагрузки
4. Монотонность нагрузок
Количество показателей в каждом классе
Общая оценка напряженности труда
Дата: 2019-03-05, просмотров: 380.
Материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления пользователям Интернета и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. https://findout.su/4×1608.html» target=»_blank»]findout.su[/mask_link]
Учебно-методическое пособие к выполнению контрольной работы по дисциплине «Промышленная санитария и гигиена труда»
Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. К свободным позам относят удобные позы сидя, которые дают возможность изменения рабочего положения тела или его частей (откинуться на спинку стула, изменить положение ног, рук).
Фиксированная рабочая поза — невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга. Подобные позы встречаются при выполнении работ, связанных с необходимостью в процессе деятельности различать мелкие объекты.
Наиболее жестко фиксированы рабочие позы у представителей тех профессий, которым приходится выполнять свои основные производственные операции с использованием оптических увеличительных приборов -луп и микроскопов. К неудобным рабочим позам относятся позы с большим наклоном или поворотом туловища, с поднятыми выше уровня плеч руками, с неудобным размещением нижних конечностей. К вынужденным позам относятся рабочие позы лежа, на коленях, на корточках и т. д. Абсолютное время (в минутах, часах) пребывания в той или иной позе определяется на основании хронометражных данных за смену, после чего рассчитывается время пребывания в относительных величинах, т. е. в процентах к 8-часовой смене (независимо от фактической длительности смены). Если по характеру работы рабочие позы разные, то оценку следует проводить по наиболее типичной позе для данной работы.
Пример. Врач-лаборант около 40 % рабочего времени проводит в фиксированной позе – работает с микроскопом. По этому пункту его работу можно отнести к классу 3.1.
Работа в положении стоя — необходимость длительного пребывания работающего человека в ортостатическом положении (либо в малоподвижной позе, либо с передвижениями между объектами труда). Следовательно, время пребывания в положении стоя будет складываться из времени работы в положении стоя и из времени перемещения в пространстве.
Задание для самостоятельного решения
Дежурный электромонтер (длительность смены — 12 часов) при вызове на объект выполняет работу в положении стоя. На эту работу и на перемещение к месту работы у него уходит 4 часа за смену.
Определить класс условий по показателю рабочей позы.
3.6 Наклоны корпуса (количество за смену)
Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножается на число операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого простого приспособления для измерения углов (например, транспортира).
Пример. Для того, чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 200 глубоких наклонов (более 30°). По этому показателю труд относится к классу 3.1 (приложение А).
Задание для самостоятельного решения
Для того, чтобы взять детали из контейнера, стоящего на полу, работница совершает за смену до 90 глубоких наклонов (более 30°).
Определить класс условий по количеству наклонов за смену.
3.7 Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали – по лестницам, пандусам и др., км)
Самый простой способ определения этой величины – с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить на его поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимать). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский – 0,5 м), и полученную величину выразить в км. Перемещением по вертикали можно считать перемещения по лестницам или наклонным поверхностям, угол наклона которых более 30° от горизонтали. Для профессий, связанных с перемещением как по горизонтали, так и по вертикали, эти расстояния можно суммировать и сопоставлять с тем показателем, величина которого была больше.
Пример. По показателям шагомера работница при обслуживании станков делает около 12000 шагов за смену. Проходимое ею расстояние составляет 6000 м или 6 км (12000 ∙ 0,5 м). По этому показателю тяжесть труда относится ко 2 классу (приложение А).
Задание для самостоятельного решения
По показателям шагомера работник при обслуживании теплосетей делает около 19000 шагов за смену по наклонным поверхностям, угол наклона которых более 30 0 .
Определить класс условий по показателю перемещения в пространстве.
3.8 Общая оценка тяжести трудового процесса
Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол (приложение Б), а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну степень выше.
3.8.1 Пример оценки тяжести труда
оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса
Ф. И. О. Иванова В.Д. , пол ж
Профессия: укладчица хлеба
Краткое описание выполняемой работы.
Работница вручную в позе стоя (до 75 % времени смены) укладывает готовый хлеб с укладочного стола в лотки. Одновременно берет 2 батона (в каждой руке по батону), весом 0,4 кг каждый (одноразовый подъем груза составляет 0,8 кг), и переносит на расстояние 0,8 м. Всего за смену укладчица укладывает 550 лотков, в каждом из которых по 20 батонов. Следовательно, за смену она укладывает 11000 батонов. При переносе со стола в лоток работница удерживает батоны в течение 3 секунд. Лотки, в которые укладывают хлеб, стоят в контейнерах, и при укладке в нижние ряды работница вынуждена совершать глубокие (более 30°) наклоны, число которых достигает 200 за смену.
Проведем расчеты:
п. 1.1 – физическая динамическая нагрузка: 0,8 кг ∙ 0,8 м ∙ 5500 (т.к. за один раз работница поднимает 2 батона) = 3520 кгм – класс 3.1;
п. 2.2 – масса одноразового подъема груза: 0,8 кг – класс 1;
п. 2.3 – суммарная масса груза в течение каждого часа смены – 0,8 кг ∙ 5500 = 4400 кг и разделить на 8 ч работы в смену = 550 кг – класс 3.1;
п. 3.2 – стереотипные движения (региональная нагрузка на мышцы рук и плечевого пояса): количество движений при укладке хлеба за смену достигает 21000 – класс 3.1;
п. 4.1 – 4.2 – статическая нагрузка одной рукой: 0,4 кг ∙ 3 с = 1,2 кгс, т.к. батон удерживается в течение 3 с. Статическая нагрузка за смену одной рукой 1,2 кгс ∙ 5500 = 6600 кгс, двумя руками – 13200 кгс (класс 1);
п. 5 – рабочая поза: поза стоя до 80 % времени смены – класс 3.1;
п. 6 – наклоны корпуса за смену – класс 3.1;
п. 7 – перемещение в пространстве: работница в основном стоит на месте, перемещения незначительные, до 1,5 км за смену.
Вносим показатели в протокол.
региональная – перемещение груза до 1 м
- от 1 до 5 м
- более 5 м
Источник: geum.ru