1 источник трудового права это

§ 1. Понятие и виды источников трудового права Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы...

Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы права. Под источником права обычно понимают внешнюю форму права , форму установления и выражения правовых норм , объективированный в документальном виде акт правотворчества .

Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исключительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все большее число представителей теории права отходят от этой доктрины .

См.: Чиркин В.Е. Закон как источник права в развивающихся странах // Государство и право в развивающихся странах. Источники права. М., 1985. С. 5.

См.: Кечекьян С.Ф. О понятии источника права // Ученые записки МГУ. Вып. 116. Кн.

2. М., 1946. С. 4; Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 15; Керимов Д.А. Философские проблемы права.

М., 1972. С. 218; Зивс С.Л. Источники права. М., 1982. С. 22, 23.

См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. С. 314.

См.: Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 49 — 52.

Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об источниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права.

Обычно выделяют четыре группы таких источников:

1) нормативный правовой акт;

2) нормативный договор;

3) судебный прецедент;

Некоторые ученые добавляют к числу источников принципы права , юридическую доктрину, религиозный памятник, естественное право .

См.: Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. С. 171 — 177.

См.: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов и факультетов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. С. 400 — 404.

В теории трудового права долгое время к источникам относили лишь нормативные правовые акты (при этом нормативным актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется широкий подход к определению источников трудового права. Нет сомнений относительно существования в системе источников трудового права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор . Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент . С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики) .

См., например: Курс российского трудового права. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. С. 556 — 558.

См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2002.

С. 183, 192 — 195; Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России: Учебник для вузов. С. 36 — 38.

См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина. М.: Юристъ, 2002. С. 183, 195, 196.

В связи с этим первый вопрос, на который необходимо ответить: что можно (и нужно) отнести к источникам трудового права?

— Начнем с нормативных правовых актов, включение которых в систему источников трудового права является очевидным и сомнений не вызывает.

Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционированные государством и содержащие нормы трудового права.

В иерархии источников трудового права нормативный правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в силу качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права.

Нормативные правовые акты весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям.

Наиболее общее деление — это деление на акты, принимаемые органами государственной власти, и акты, принимаемые иными субъектами с санкции государства.

Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы и подзаконные акты.

Среди законов надо выделить Основной Закон Российской Федерации — Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли — Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы) .

Подробнее см. § 3 настоящей главы учебника.

В строгом смысле слова только к законам применим термин «трудовое законодательство».

Подзаконные нормативные акты различаются по своей юридической силе и месту в системе источников. Высшей юридической силой обладают указы Президента РФ , за ними следуют постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты субъектов РФ (указы, постановления, положения и т.п.) , акты органов местного самоуправления .

Указы Президента РФ, равно как и акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и т.д., могут носить нормативный характер, т.е. содержать нормы права или быть правоприменительными либо распорядительными актами.

Об актах субъектов РФ см. § 3 настоящей главы учебника.

Подробнее см. там же.

Нормативные правовые акты, принимаемые работодателем в установленном законом порядке, именуются локальными нормативными актами.

Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права .

Подробнее см. там же.

— Следующий вид источников трудового права — нормативный договор.

К нормативным договорам относятся:

а) международные (многосторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией ;

§ 3 настоящей главы учебника.

б) акты социального партнерства (нормативные соглашения или коллективно-договорные акты) — коллективные договоры и соглашения .

Подробнее см. § 4 настоящей главы учебника.

Нормативные договоры, как международные, так и заключенные социальными партнерами, приобретают все большее значение. Высказываются даже предположения о том, что соглашения и коллективные договоры призваны нести основную нагрузку по регулированию трудовых отношений .

См.: Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина. С. 189.

В последнее десятилетие отдельные представители науки трудового права стали относить к источникам права и трудовой договор . Эта позиция основана на широком представлении о праве, включении в понятие права не только позитивного права в виде системы правовых норм, но и субъективного права.

См.: Курс российского трудового права. Т. 1: Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. С. 556; Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П.

Маврина. С. 190, 191.

Безусловно, трудовой договор можно признать источником субъективного права, т.е. актом, устанавливающим субъективные права и обязанности работника и работодателя. Однако норм права он не содержит. Если исходить из широкой трактовки права, то правильнее говорить не об источниках, а о формах существования права, и рассматривать все формы, включая, например, правоотношение и правосознание. Этого в указанных работах не делается, чем, на наш взгляд, совершается методологическая ошибка: источник права «в широком смысле» указывается в одном ряду с источниками позитивного права.

— Что касается судебного прецедента и обычая, то надо подчеркнуть, что указанные источники включаются в ту или иную национальную систему права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку ни конституционное, ни трудовое законодательство РФ не указывает на возможность отнесения обычая и судебного прецедента к источникам права, последние в российской правовой системе таковыми не являются. Кроме того, роль судебного прецедента в его классическом понимании даже в странах обычного права серьезно меняется. На первое место выходит так называемый прецедент толкования, т.е. интерпретация статутного права. Как совершенно справедливо отмечают исследователи, в России речь идет не о развитии судебного прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отступлением от идеи верховенства закона), а об усилении позиции судов в толковании закона . Именно в этом направлении развивается судебная практика, которая играет существенную роль в правильном понимании и применении закона. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда РФ, которые, по существу, отменяют или изменяют нормы права и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ .

См.: Богдановская И.Ю. Судебный прецедент — источник права? // Государство и право. 2002. N 12. С. 8 — 10.

Надо признать, что вопрос о расширении круга источников права вообще и трудового права в частности носит дискуссионный характер. По этому вопросу см., например: Лившиц Р.З. Судебная практика как источник права // Журнал российского права. М., 1997. N 6; Марченко М.Н. Является ли судебная практика источником российского права? // Журнал российского права. 2000. N 2; Нешатаева Т.Н.

К вопросу об источниках права — судебном прецеденте и доктрине // Вестник ВАС РФ. 2000. N 5.

Источник: all-sci.net

§ 1. Понятие источников трудового права и их особенности

Источники трудового права — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

Об источниках трудового права необходимо говорить в двух аспектах.

Первый из них означает формальное проявление источников трудового права. В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Действительно, вначале правовым нормам придается определенная форма.

Но придание данной формы вовсе не означает, что источнику права гарантирована реализация в отношения, для регулирования которых он создавался. Материализуются источники трудового права при реализации в конкретные отношения, превращая их в категорию правоотношений, то есть отношений, урегулированных нормами права. Сказанное позволяет говорить о материальном аспекте источников трудового права. Изучение источников права в материальном аспекте предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет трудового права. Только после перехода указанных отношений в категорию правоотношений можно сделать вывод о материальном проявлении источников трудового права.

Таким образом, между формальным и материальным проявлением источников трудового права находится процесс реализации.

Источники трудового права имеют особенности. Во-первых, они издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. Во-вторых, источники трудового права могут быть приняты не только государственными органами, но и по их поручению органами местного самоуправления, субъектами трудового права.

В-третьих, источники трудового права отражают как общие, так и специальные формы регулирования труда. В-четвертых, источники трудового права могут применяться не только исходя из приданной им юридической силы, но и по принципу отражения в них интересов работников.

Нормативный акт, содержащий дополнительные льготы для работников, применяется и в том случае, когда такие льготы отсутствуют в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В-пятых, многие источники трудового права не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению.

Причем в правоприменительной деятельности нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, заменяется актом, изданным работодателем, который не желает предоставлять работникам предусмотренные в нем льготы. Имеющиеся способы реализации норм трудового права связаны с подачей жалобы работника на работодателя.

Далеко не каждый работник способен жаловаться на своего работодателя. В силу чего нормы трудового права остаются без исполнения. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нормы трудового права должны иметь дополнительные способы реализации, обеспечивающие их переход от формального к материальному выражению. Такие способы могут появиться лишь благодаря созданию Трудового процессуального кодекса РФ (ТПК РФ), который должен предусматривать гораздо больше способов защиты трудовых прав работников, чем дает действующий ГПК.

Источник: all-sci.net

2.1. Понятие источников трудового права, их виды

Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения. Совокупность источников трудового права образует систему трудового права, которая называется трудовым законодательством.

Система источников трудового права Республики Беларусь имеет некоторые особенности, которые заключаются в следующем: — на развитие источников трудового права большое влияние оказывают международные правовые акты; — на территории Республики Беларусь временно применяются нормативные правовые акты бывшего СССР, если они не противоречат Конституции и другим нормативным правовым актам Республики Беларусь и если эти отношения еще не регулируются нормами белорусского законодательства (например, «дежурство»); — наличие нормативных правовых актов, в создании которых принимают участие субъекты социального партнерства; — значительное количество нормативных правовых актов содержит специальные нормы, рассчитанные на правовое регулирование трудовых отношений отдельных категорий и групп работников. Источники трудового права можно классифицировать по различным критериям: по юридической силе; по системе трудового права; ее институтам; органам, принявшим нормативный правовой акт; по его форме; по сфере действия; по степени обобщенности.

Согласно ст. 7 ТК источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются: 1) Конституция Республики Беларусь; 2) Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде; 3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; 4) трудовые договоры. Основополагающий источник — Конституция Республики Беларусь. Она является Основным Законом Республики Беларусь и обладает высшей юридической силой. Все другие нормативные правовые акты издаются на основе Конституции и в соответствии с ней.

В Конституции закреплены права граждан: на труд и защиту от безработицы (ст. 41); на отдых (ст. 43); на охрану здоровья (ст. 45): на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца (ст.

47); на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование (ст. 42) и др.

Кодифицированным нормативным правовым актом является Трудовой кодекс Республики Беларусь, подписанный Президентом Республики Беларусь 26 июля 1999 г. и вступивший в силу с 1 января 2000 г. (с изм. и доп.). Структура Трудового кодекса определяет структуру всего трудового права Республики Беларусь.

Наряду с Трудовым кодексом источником регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются и другие акты законодательства. Важное место среди них занимают законы (например, «О занятости населения Республики Беларусь», «О профессиональных союзах» и др.). Источником трудового права являются нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь — декреты, указы.

Декреты Президента могут быть двух видов — декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты, издаваемые Главой государства в силу особой необходимости. Указы Президента Республики Беларусь обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь и не должны противоречить Конституции и другим законам Республики Беларусь. Следующими по юридической силе среди иных нормативных правовых актов являются постановления Совета Министров Республики Беларусь, издаваемые на основе и во исполнение законов, декретов, указов в целях их конкретизации и развития. В постановлениях и разъяснениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь устанавливается порядок применения законодательства. Определенное место в системе источников трудового права отведено ведомственным актам, издаваемым министерствами, комитетами, ведомствами.

Местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений (например, по установлению брони приема на работу). Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (постановления Пленума), Генерального прокурора Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции.

В современных условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль коллективно-договорного регулирования и локальных нормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. К локальным относятся, например, коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, инструкции по технике безопасности и охране труда, графики сменности и т.д.

Соглашения могут заключаться на республиканском, отраслевом и местном уровнях. Коллективные договоры заключаются между нанимателем и представителями работников организации. Трудовой договор не является разновидностью нормативного регулирования и не относится к области правоприменения. Однако трудовой договор является правовым регулятором индивидуальных трудовых отношений, поскольку порождает индивидуальные права и обязанности сторон, определяет их поведение.

Источник: lib.sale

Оцените статью
Добавить комментарий