Административная ответственность за трудовые правонарушения

Составы административных правонарушений в сфере труда и социального обеспечения Составы административных правонарушений в области трудового права...

Составы административных правонарушений в области трудового права

Объектом «нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (5.27 КоАП РФ) являются трудовые права граждан, а также право на безопасные и здоровые условия труда.

Объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает законодательство:

  • 1) о труде, при этом речь идет:
  • • о праве граждан поступить на работу, праве на предоставление им гарантий и компенсаций, связанных с этим, на предоставление отпуска и других видов отдыха, предусмотренных в ТК;
  • • задержках выплаты заработной платы, занижении оплаты труда, неправомерных переводах на другую работу, необоснованном увольнении и т.п.;
  • • специальных правах в области труда, предоставленных некоторым категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.);
  • • любых других нарушениях трудового законодательства;

Субъектом правонарушения считается должностное лицо, т.е. работодатель или представитель работодателя, на которого возложены обязанности по обеспечению условий труда и по охране труда.

2. Административная ответственность за нарушения законодательства РФ при привлечении к трудовой д…

Субъективная сторона состоит в том, что это правонарушение может быть совершено как умышленно, так и неосторожно.

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, — относительно новый состав (ст. 5.27.1).

Объектом «уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения» (ст. 5.28 КоАП РФ) являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу ведения переговоров о заключении коллективного договора.

Объективная сторона выражается как в действии, так и в бездействии, заключающихся в уклонении от участия в переговорах о заключении, изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо в необеспечении работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения.

Субъектами правонарушения могут являться работодатель и лица, его представляющие.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения обычно характеризуется умышленной формой вины, реже — неосторожной

Еще одним составом правонарушения является непредос-тавление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ).

Здесь объект представляет собой общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Под объективной стороной правонарушения понимается действие либо бездействие, в результате которого не была предоставлена в срок информация, необходимая для проведения коллективных переговоров, а также для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.

Административные правонарушения и административная ответственность

Субъектами правонарушения могут являться работодатель и лица, его представляющие, граждане и юридические лица.

Субъективная сторона — умысел либо неосторожность.

Другим составом правонарушения является необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда, по поводу заключения коллективного договора.

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения состоит в том, что виновный:

  • 1) необоснованно (т.с. без установленных в законе оснований) отказывается от заключения коллективного договора (соглашения). Статья 5.30 предусматривает ответственность за факт отказа от заключения коллективного договора (соглашения). Иначе говоря, возможно, и переговоры состоялись, и информация необходимая была предоставлена, но коллективный договор (соглашение) не заключили именно вследствие отказа заключить коллективный договор (соглашение);
  • 2) допускает упомянутый отказ в любой форме (устной, письменной, по электронной почте и т.п.). По существу, отказом является и неподписание уже согласованного текста коллективного договора (соглашения).

Субъектами правонарушения могут являться работодатель и лица, его представляющие, граждане и юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения — только умысел

КоАП РФ предусматривает такой состав правонарушения, как нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ).

Объектом этого правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу выполнения обязательств по коллективному договору.

Объективная сторона правонарушения может выражаться как в действии, так и в бездействии, результатом которых является нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.

Субъектами правонарушения могут являться работодатель и лица, его представляющие. Вина как умышленная, так и по неосторожности.

КоАП РФ предусматривает ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и охраны труда по поводу коллективных трудовых споров.

Под объективной стороной правонарушения следует понимать действие или бездействие по уклонению от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.

Субъектами правонарушения могут быть наблюдатель и сто представитель. Вина — как умышленная, так и по неосторожности.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется только умышленной формой вины

КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение соглашения (ст. 5.33 КоАП РФ).

Здесь объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере труда и защиты труда по поводу соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры.

Под объективной стороной рассматриваемого правонарушения следует понимать действие либо бездействие работодателя или его представителя по невыполнению обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры.

Субъектом правонарушения является работодатель или его представитель.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется прямым умыслом

Другим составом правонарушения является увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ).

Здесь объектом являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и охраны труда по поводу возникшего коллективного трудового спора и его разрешения.

Объективная сторона правонарушения может выражаться только в действии, заключающемся в увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Субъектом данного правонарушения являются работодатели — юридические лица, индивидуальные предприниматели, госорганы и иные работодатели, указанные в ст. 56 ТК.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется лишь прямым умыслом.

В КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости (ст. 5.42 КоАП РФ).

Объектом здесь являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и связанные с предоставлением рабочих мест инвалидам. Объективная сторона может быть выражена как в действии, так и в бездействии лица. Например, работодатель умышленно отказывает в приеме на работу инвалиду, ссылаясь на отсутствие рабочих мест, либо игнорирует требование законодателя об установлении на предприятии определенной квоты мест для работников-инвалидов. Субъектом данного правонарушения является работодатель или его представитель. Субъективная сторона выражается в умысле.

Законом налагается административная ответственность за принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке (ст. 5.40 КоАП РФ).

Объект здесь составляют общественные отношения в сфере трудового права, связанные с защитой прав граждан, в том числе и права на участие либо в отказе от участия в забастовке.

Объективная сторона выражается как в действии, так и в бездействии правонарушителя. Субъектом могут выступать как граждане, так и должностные лица. Субъективная сторона выражается в умысле.

Источник: ozlib.com

Нарушение административного законодательства о труде и о несовершеннолетних

Нарушение административного законодательства о труде и об охране труда

Ответственность организации за нарушения в области охраны труда выражается в применении к ответственным лицам тех или иных санкций в случае, если они не выполняют требований к безопасности условий труда на рабочих местах, установленных российскими законодательными актами различного уровня. Предметом рассмотрения данной статьи является административная ответственность за подобные нарушения.

Правовая база ответственности за нарушение требований охраны труда закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) , Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, иных федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Трудовое законодательство направлено в том числе на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация трудовых отношений включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение .

В сфере охраны труда правовая база, определяющая обязанности работодателя и работника, закреплена в ст. ст. 212 и 219 ТК РФ и ответственность (только работника) за их выполнение — в разд. VIII ТК РФ под названием «Трудовой распорядок. Дисциплина труда».

В ст. 212 ТК РФ регламентировано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Там же приведен исчерпывающий перечень обязанностей работодателя в этой сфере, хотя исчерпывающим его можно назвать, как представляется, условно (ведь многие пункты в этом списке можно трактовать весьма расширительно). Статья 219 ТК РФ, в свою очередь, закрепляет права работника в этой области. Перечень также является закрытым.

В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда определена в КоАП РФ.

В ст. 5.27 КоАП РФ регламентировано, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

  • — на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
  • — на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Судебная практика. Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет .

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств .

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, а также ст. ст. 5.28 — 5.34 и 15.34 (носят характер трудового спора), рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда вправе:

  • — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  • — главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  • — главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  • — руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
  • — руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  • — начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.

Указанные лица имеют те же полномочия для целей рассмотрения дел об административных правонарушениях, что и федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени .

Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. № 60 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — Перечень должностных лиц) .

Согласно Перечню должностных лиц вправе составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), ч. 1 ст. 19.4 и ст. 19.7 КоАП РФ:

  • — руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда — заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
  • — начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;
  • — начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
  • — руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • — начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • — главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности):

  • — руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда — заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
  • — начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
  • — начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
  • — руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;
  • — начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
  • — главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
  • — государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

В приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.

Источник: vuzlit.com

Оцените статью
Добавить комментарий