style=»max-height: 50vh;»>
Пошаговый алгоритм действий должностных лиц ФССП России в рамках исполнительного производства с учетом последних законодательных изменений, а также судебной и ведомственной практик.
style=»max-height: 50vh;»>
6. Акты органов, осуществляющих контрольные функции
(в том числе Пенсионного фонда РФ
и Фонда социального страхования РФ)
В настоящее время некоторым органам (организациям) предоставлены полномочия по осуществлению финансового контроля за деятельностью юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В соответствии с данными полномочиями указанные органы (организации) вправе требовать представления финансового отчета, проводить проверки финансовой деятельности, а также в установленных законом случаях и в особом порядке проводить безакцептные списания денежных средств с банковских счетов должников. К таким субъектам традиционно относятся: налоговые органы, таможенные органы, а также органы фонда социального страхования, пенсионного фонда.
Чем отличается дознаватель от следователя — Консультация адвоката по уголовным делам
При этом, как подчеркивают суды, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств признаются исполнительными документами только в случае приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований . В отсутствие подобных отметок судебный пристав-исполнитель должен отказать в возбуждении исполнительного производства в силу п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
———————————
См.: Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2009 г. N 17АП-5194/2009-АК, ФАС Дальневосточного округа от 6 июля 2009 г. N Ф03-2964/2009 // «».
Не подлежат принудительному исполнению в рамках исполнительного производства постановления налогового органа о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества, поскольку они не отвечают требованиям п. п. 5 и 8 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, так как не являются актами о взыскании денежных средств и к ним не приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов, и в то же время не являются актами другого органа, не осуществляющего контрольные функции . Следовательно, действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрены случаи принудительного исполнения решений об обеспечительных мерах, принимаемых налоговыми органами, осуществляющими контрольные функции в сфере налогообложения.
———————————
См.: Постановление ФАС Поволжского округа от 21 января 2010 г. по делу N А12-14053/2009 // «».
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках или его электронные денежные средства, а в определенных законом случаях — на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.
Контрольный тест на знание системы ПОД/ФТ. Отвечаем на вопросы.
При этом взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на бумажном носителе или в электронном виде на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Если денежные средства на счетах налогоплательщика отсутствуют или их недостаточно или же отсутствует информация о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ. В этом случае налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исходя из абз. 2 п. 1 ст.
47 НК РФ исполнение осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве, но с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. В то же время в силу ч. 2 ст. 3 Закона об исполнительном производстве нормы федеральных законов (а следовательно, и НК РФ), регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать Закону об исполнительном производстве. Полагаем, что в данной ситуации необходимо руководствоваться общими правилами принудительного исполнения исполнительных документов.
Кроме того, следует учитывать, что не допускается одновременное взыскание задолженности за счет денежных средств должника, находящихся на расчетных счетах в банке либо ином кредитном учреждении, в порядке ст. 46 НК РФ и за счет иного имущества должника в порядке ст. 47 НК РФ, что может повлечь за собой взыскание задолженности по налогам и сборам в двойном размере . При таких обстоятельствах (об этом, в частности, может свидетельствовать отсутствие отметок о полном или частичном исполнении) судебный пристав-исполнитель должен отказать в возбуждении исполнительного производства на основании п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
———————————
См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 августа 2008 г. по делу N А79-1298/2008 // «».
Налоговое законодательство устанавливает, что решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
НК РФ (ст. 47) предусмотрена необходимость вынесения постановления о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, которое, будучи исполнительным документом, должно содержать: 1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление; 2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента; 3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента — организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика — индивидуального предпринимателя или налогового агента — индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание; 4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя; 5) дату вступления в силу решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя; 6) дату выдачи указанного постановления.
С учетом того что ст. 13 Закона об исполнительном производстве также устанавливает ряд требований к содержанию исполнительного документа, указанное постановление налогового органа должно одновременно соответствовать как требованиям названного Закона, так и требованиям, установленным НК РФ. Подобный вывод согласуется с позицией Минюста России и налоговых органов, нашедшей свое нормативное закрепление в п. 2.1 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утв. совместным Приказом МНС России и Минюста России от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215 .
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 35 (с послед. изм.).
При этом следует подчеркнуть, что проверка обоснованности принятия решения и постановления налогового органа о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика не входит в компетенцию судебного пристава-исполнителя. Соответственно, неосуществление судебным приставом-исполнителем указанной проверки не может рассматриваться в качестве основания для признания недействительным вынесенного им постановления о возбуждении исполнительного производства .
———————————
См.: Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 2009 г. N ВАС-16353/09 // «».
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
Что касается неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, то в этом случае предусмотрен общий порядок обращения взыскания на имущество должника. Налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ст. 48 НК РФ). Расчет осуществляется исходя из всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым (таможенным) органом заявления о взыскании в суд. При этом указанное заявление по общему правилу может быть подано в суд при условии, что общая сумма задолженности превышает 1 500 руб.
В соответствии с вынесенным по данному делу судебным решением может выдаваться исполнительный лист, который и подлежит принудительному исполнению.
Акты, обладающие силой исполнительного документа, может, в частности, выносить и Фонд социального страхования РФ. Согласно положениям п. 6 ст. 22.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при недостаточности либо отсутствии денежных средств на счетах страхователя или отсутствии информации о счетах страхователя исполнительный орган фонда вправе взыскать недоимку по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя. При этом действия исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по реализации права взыскания недоимки по страховому взносу и пени за счет иного имущества страхователя регламентируются ст. 47 НК РФ.
———————————
СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803 (с послед. изм.).
Взыскание недоимки по страховым взносам и пени за счет иного имущества страхователя производится по решению руководителя (его заместителя) исполнительного органа фонда путем направления в течение трех дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления для исполнения судебному приставу-исполнителю.
Постановление о взыскании страхового взноса за счет имущества страхователя должно быть подписано должностным лицом соответствующего органа и заверено печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ. При этом требования к содержанию данной категории исполнительных документов также определяются положениями ст. 13 Закона об исполнительном производстве.
Важно отметить, что акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, направляются без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если такой должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.
Кроме того, одновременно с постановлением исполнительного органа фонда в службу судебных приставов направляется заявление о наложении ареста на имущество должника.
Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Источник: kommentarii.org
Получить подробные данные по номеру исполнительного производства и реквизитам акта органа осущ. контрольные функции
На сайте ФССП нашел четыре исполнительных производства за 2011 и 2012 годы на своё имя в качестве должника. Предмет исполнения — страховые взносы, предположительно за 2010 и 2011 годы. Где можно получить подробные данные по номеру исполнительного производства и реквизитам акта органа осущ. контрольные функции?
Никаких уведомлений о судебных производствах или ещё каких внесудебных административных актах я не получал, в судебных процессах не участвовал и нигде не расписывался, поскольку не живу по месту прописки примерно с конца 2009-го. Узнал об этих исполнительных производствах несколько дней назад случайно зайдя на сайт ФССП, имея намерения получить загранпаспорт за границей. Имею желание получить документы в электронном виде и оспорить их не въезжая в Российскую Федерацию ничего не оплачивая. Согласен оплатить услуги адвоката дистанционно.
Источник: pravoved.ru
1.3.1 Исполнительные документы
К исполнительным документам относятся следующие предусмотренные ст.12 закона об исполнительном производстве юрисдикционные акты:
1) исполнительные листы;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
4) удостоверения комиссии по трудовым спорам;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Исполнительные листы выдаются судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Здесь необходимо учитывать, что основанием выдачи исполнительного листа являются прежде всего:
· решения, определения и постановления судов общей юрисдикции по гражданским делам;
· приговоры в части имущественных взысканий по уголовным делам;
· постановления в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
· решения арбитражных судов в предусмотренных законом случаях.
Кроме того, указанные судебные акты, решения и определения судов общей юрисдикции и арбитражных судов могут быть вынесены, в свою очередь, на основании:
а) решения Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
б) решения иностранных судов и арбитражей по ходатайству заинтересованного лица в суд РФ по месту нахождения должников и арбитражных судов. В рамках СНГ согласно Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. страны СНГ, присоединившиеся к Конвенции, признают и исполняют следующие решения, вынесенные на территории государств – участников СНГ: решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба;
в) решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, например, Европейского суда по правам человека, Комитета министров Совета Европы и др.
Выдача судебных приказов урегулирована гл. 11 ГПК РФ (ст. 121 – 130).
Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов заключаются в порядке, установленном гл. 16 СК РФ.
Удостоверения комиссии по трудовым спорам выдаются на основании ее решений.
К актам органов, осуществляющих контрольные функции, относятся решения (постановления) о взыскании денежных средств с приложением документов,
содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований. Под оформленными в установленном порядке требованиями органов, осуществляющих контрольные функции, по-видимому, следует понимать инкассовые поручения, оформленные в соответствии с правилами о проведении безналичных расчетов.
Органами, осуществляющими контрольные функции, являются государственные органы, обладающие правом безакцептного списания денежных средств в случаях, установленных законом (например, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, налоговые органы). Следует особо отметить тот факт, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 12 закона об исполнительном производстве указанные требования органов приобретают силу исполнительных документов, принудительно исполняемых судебными приставами-исполнителями только в тех случаях, когда законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.
К судебным актам, актам других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, которые исполняет судебный пристав-исполнитель относятся, в частности:
а) постановления о наложении штрафов (ст. 32.2. КоАП РФ);
б) постановления о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ).
Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, определены в законодательстве об административных правонарушениях, которое согласно Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Таким образом, указанные органы могут определяться не только в КоАП РФ и специальных федеральных законах, но и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст. 14 закона об исполнительном производстве, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом РФ, главным судебным приставом субъекта РФ, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также – должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного
документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Под постановлениями судебных приставов-исполнителей понимаются:
· постановления о розыске должника (ч. 1 ст. 65);
· постановления о взыскании исполнительского сбора (ст. 112);
· постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий (ч. 3 ст. 117);
· постановления о наложении ареста на денежные средства (ч. 2 ст. 70; ч. 1 ст. 81);
· постановления о наложении ареста на иное имущество (ст. 80);
· постановления о продаже иностранной валюты (ст. 71);
· постановления о наложении штрафов (ст. 113).
Содержание указанных постановлений определяется ч. 2 ст. 14 закона об исполнительном производстве. Так, в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:
· наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
· дата вынесения постановления;
· должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
· наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
· вопрос, по которому выносится постановление;
· основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
· решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
· порядок обжалования постановления.
Постановления судебных приставов-исполнителей должны соответствовать также требованиям ст. 13 закона об исполнительном производстве, в частности быть подписаны судебными приставами-исполнителями и заверены печатью подразделения службы судебных приставов.
Применение пункта об актах других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, на практике вызывает большие затруднения. Например, исполнительные надписи, проставляемые на документах нотариусами, согласно Основам законодательства о нотариате, имеют силу исполнительных документов,
однако приказом Минюста России от 30 ноября 1999 г. № 346 «Об отмене приказов, распоряжений и писем Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению деятельности нотариата» признано утратившим силу письмо Минюста России от 26 января 1995 г. №09-1600/13 об исполнительной надписи органов, совершающих нотариальные действия. То есть фактически судебным приставам-исполнителям рекомендовано не принимать исполнительные надписи нотариусов для исполнения.
Между тем в Основы законодательства о нотариате изменения в этой части не вносились. Известно, что исполнительная надпись является особой формой внесудебной защиты субъективных прав, которая характеризуется прежде всего не бесспорностью заявленного требования, а бесспорностью установленного порядка взыскания, поэтому отказываться от подобного института внесудебной защиты нецелесообразно. Тем более что у должника имеется возможность оспорить исполнительную надпись в суде. Такую же позицию занимает Конституционный Суд РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ от 06 июля 2001 г. № 150-О).
Относительно самого распространенного вида исполнительных документов – исполнительных листов – необходимо отметить, что судебные и иные акты, являющиеся основанием для выдачи исполнительных листов, по характеру различны. Например, известны судебные акты о присуждении, о признании, об изменении фактически существующих правоотношений. В судебной практике постепенно формируется позиция, согласно которой судебные акты о признании не подлежат принудительному исполнению в порядке, установленном законом об исполнительном производстве, хотя не во всех случаях с таким подходом можно согласиться.
В качестве исполнительных документов в предусмотренных законом случаях могут выступать также их дубликаты. Согласно ч. 2 ст. 12 закона об исполнительном производстве, исполнительным документом в случае утраты подлинника исполнительного документа является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт.
К лицу, виновному в утрате исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель вправе применить санкции в виде штрафа. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в утрате исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц – от 15000 до 20000 руб.; на юридических лиц – от 50000 до 100000 руб.
Существенной гарантией реализации прав граждан и организаций в исполнительном производстве являются те требования, которые предъявляются к исполнительным документам.
В исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
· для граждан – фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также – год и место рождения, место работы (если оно известно);
· для организаций – наименование и юридический адрес;
· для Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования – наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
Если до выдачи исполнительного документа предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то в исполнительном документе указывается, с какого времени начинается срок исполнения содержащихся в нем требований.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
Исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего.
Содержание судебного приказа и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется федеральными законами. Эти исполнительные документы подписываются лицами, принявшими или удостоверившими их, и заверяются печатью.
В случае отсутствия в исполнительных документах необходимых сведений ст. 31 закона об исполнительном производстве предусмотрена возможность отказа в возбуждении исполнительного производства.
В ст. 12 и других статьях закона об исполнительном производстве не говорится о количестве выдаваемых экземпляров исполнительных документов. Однако в соответствии со ст. 429 ГПК РФ по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Но, если решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд по просьбе взыскателя должен выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения или той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению.
На основании решения или приговора суда о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя должно быть выдано несколько исполнительных листов, число которых соответствует числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должны быть указаны общая сумма взыскания, все ответчики и их солидарная ответственность.
Источник: libraryno.ru