Балансовая стоимость движимого имущества

Понятие оценки стоимости движимого имущества и объекты оценки Имущество - это объекты окружающего мира, обладающие полезностью, и права на них....

Имущество — это объекты окружающего мира, обладающие полезностью, и права на них. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г., № 127-ФЗ.

Согласно статье 130 Гражданского Кодекса РФ, движимым имуществом признаются «вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги». Таким образом, оценка стоимости движимого имущества подразумевает определение стоимости широкого спектра оборудования и машин, транспортной техники, станков, приборов, компьютеров, автомобилей, технологических комплексов, поточных линий, силовых агрегатов, оргтехники, мебели, офисного оборудования, бытовых предметов и прочих объектов. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 04.10.2010).

Движимое имущество может быть в материальном или в нематериальном виде. Материальное движимое имущество — это осязаемые физически вещи, которые непрочно присоединены или прикреплены к недвижимости и обычно характеризуются возможностью перемещения.

Готовимся к квалэкзамену по оценке движимого имущества: решаем сложные задачи с Николаем Корольковым

Нематериальное движимое имущество — это не имеющие физической, осязаемой формы нематериальные блага, то есть права, дающие возможность получать определенную экономическую выгоду и связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с теми материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками гражданского оборота по поводу распределения этого имущества и обмена (товарами, услугами, работами, ценными бумагами, деньгами и др.), обязательственные права, права авторов и изобретателей на вознаграждение за созданные ими произведения (сделанные изобретения), наследственные права.

Оценка движимого имущества — это упорядоченный и целенаправленный процесс определения в денежном выражении рыночной стоимости объекта движимого имущества и юридических прав на него.

Рыночная стоимость движимого имущества — это расчетная денежная сумма, за которую состоялся бы обмен движимого имущества на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом в результате коммерческой сделки после проведения надлежащего маркетинга, при которой каждая из сторон действовала бы, будучи хорошо осведомленной, расчетливо и без принуждения. Щербакова Н.А. Оценочная деятельность. — Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 320 с.

Потребность в оценке рыночной стоимости движимого имущества возникает тогда, когда объект гражданских прав, относящийся к данному виду имущества, вступает в хозяйственный оборот, и с ним совершаются те или иные хозяйственные операции. Оценка рыночной стоимости движимого имущества на сегодняшний день является одной из наиболее востребованных среди множества задач в теории оценки.

Эта оценка используется для различных целей, в зависимости от потребностей собственника. Оценка движимого имущества иногда является единственным способом определить рыночную стоимость активной части основных фондов. Зная стоимость имущества, собственник может определить наличие или отсутствие спроса на данный вид собственности на открытом рынке, текущее состояние данного сегмента рынка, доходность или убыточность объекта и в соответствии с этим принимать управленческое решение, привлекать инвесторов, реорганизовывать бизнес, определять эффективность технологических процессов на предприятии и т.д. В отличие от недвижимого имущества, где каждый объект обладает уникальными свойствами, затрудняющими подбор аналогов, движимое имущество, как правило, является объектом массового производства, что упрощает схему оценки. При этом важно учитывать состояние движимого имущества, условия хранения, а также достоверность источников информации о ценах продаж на аналогичное движимое имущество.

Оценка движимого имущества

К объектам оценки движимого имущества традиционно относят:

Машины и оборудование, которые включают в себя: автомобили грузовые и легковые, станки и силовые машины, технологическое оборудование, подъемно-транспортное оборудование, технологические линии, железнодорожный транспорт (грузовой и пассажирский);

Нематериальные активы, которые включают в себя финансовый интерес (право обладания долей, паями, акциями в собственности в хозяйственных товариществах и обществах, субаренде, в совместных предприятиях), авторское право или договор об использовании имени и товарного знака фирмы, которые могут быть использованы в экономической деятельности, опционное право купить или продать имущество по указанной цене в пределах определенного периода, или от создания инвестиционных инструментов, обеспеченных объединенными активами недвижимости;

Прочее движимое имущество, не относящееся к машинам и оборудованию и нематериальным активам, которое включает в себя инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь, офисная, бытовая и вычислительная техника, товарно-материальные запасы и другое. Международные стандарты оценки. Общие понятия и принципы оценки. М., 1994.

Оценка движимого имущества начинается с изучения общей информации идентифицирующей объекты оценки. Таковыми являются документы, предоставляемые клиентом, нуждающимся в независимой оценке движимого имущества.

Перечень документов, необходимых для оценки движимого имущества:

Полное наименование объекта: марка, модель, серия.

Завод (фирма) — изготовитель.

Технический паспорт на объект оценки либо технические характеристики объекта (мощность, масса, размеры, пробег, производительность и т.п. — согласно технической документации).

Инвентарный номер, полная и остаточная балансовая стоимость на последнюю отчетную дату перед датой оценки (если собственник объекта — юридическое лицо). Сведения о консервации и ремонте (замена узлов, агрегатов, усовершенствование). Для автотранспортных средств: талон о прохождении государственного технического осмотра; свидетельство о регистрации транспортного средства. Инвентарная карточка учета основного средства (только для собственников — юридических лиц). Федеральный стандарт оценки № 2 «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержден приказом Минэкономразвития России 20.07.2007 № 255.

Перечень документов, необходимых для оценки объектов интеллектуальной собственности:

Наименование объекта интеллектуальной собственности (ОИС) и его описание; правоустанавливающие документы на ОИС: патенты, свидетельства, лицензионные договора, авторские договора и др.

Характеристики ОИС или товаров, производимых с использованием ОИС, при необходимости в сравнении с аналогичными или конкурирующими.

Источники получения доходов от использования ОИС.

Описание рынка ОИС.

Затраты, производимые на приобретение прав и использование ОИС.

Себестоимость и цена единицы товара с использованием ОИС.

Технические (потребительские), эксплуатационные, экологические и экономические показатели получения доходов от использования ОИС.

Выручка от продажи имущественных прав или продажи лицензий на использование ОИС.

Экономия на капиталовложениях в разработку ОИС.

На приобретение имущественных прав на ОИС.

На освоение в производстве и организацию выпуска и реализации ОИС или товаров с использованием ОИС.

На правовую и другие виды охраны ОИС.

На маркетинг ОИС или товаров с использованием ОИС.

На страхование рисков осуществления проектов с использованием ОИС и (или) их доходности. Севостьянов А.В. Экономика имущества: Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. Заведений/А.В. Севостьянов — М.: КолосС, 2007. — 276 с.

Изучив документы, оценщик обязан провести физический осмотр объекта движимого имущества.

Далее он производит непосредственно оценку стоимости движимого имущества тремя методами: затратным, доходным и сравнительным.

После следует расчет итоговой рыночной стоимости с использованием стоимостей, рассчитанных на основе этих трех подходов.

Движимое имущество может оцениваться в соответствии с его рыночной стоимостью, утилизационной стоимостью или ликвидационной стоимостью. Народная бухгалтерская энциклопедия. При определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. При определении утилизационной стоимости объекта оценки определяется стоимость собственности, рассматриваемая не при существующем использовании, а как совокупность материалов, содержащихся в ней, без дополнительного ремонта и адаптации. Эта стоимость может рассчитываться как общие или как чистые затраты на реализацию и, в последнем случае, может совпадать с чистой стоимостью реализации.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. Ю.В. Козырь.

Методика определения ликвидационной стоимости // Вопросы оценки. 2000. № 4 -с. 49-50.

Источник: vuzlit.com

Рекомендация Р-135/2022-ОК НКО «Переход на новый порядок учета основных средств в некоммерческих организациях»

В связи с вступлением в силу ФСБУ 6/2020 «Основные средства» у некоммерческих организаций (далее – НКО) возникает необходимость начислять амортизацию по основным средствам.

В соответствии с пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утратившего силу с 01.01.2022), по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начислялась, по ним на забалансовом счете производилось обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 ПБУ 6/01.

ФСБУ 6/2020 в пунктах 48, 49 и 51 предусматривает несколько вариантов изменения учетной политики в связи с началом применения Стандарта, в том числе порядок определения накопленной амортизации на дату начала его применения. Однако Стандарт не содержит специальных переходных положений для НКО, в частности, не дает разъяснений о соотнесении признаваемой накопленной амортизации с числящимся в учете НКО за балансом накопленном износом. Также ФСБУ 6/2020 не содержит положений по корректировке статей целевого финансирования НКО, в частности, «Фонда недвижимого и особо ценного движимого имущества», учет которого по сложившейся практике в НКО традиционно увязывался с учетом основных средств.

В соответствии с изложенным настоящая Рекомендация определяет порядок отражения в бухгалтерском учете последствий изменения учетной политики НКО в связи с началом применения ФСБУ 6/2020, принимая во внимание специфику учета в некоммерческих организациях.

РЕШЕНИЕ

1. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 48 Стандарта, рассчитывает все составляющие балансовой стоимости основных средств, указанные в пункте 25 Стандарта, – первоначальную стоимость, накопленную амортизацию и накопленное обесценение, – на начало отчетного периода, начиная с которого применяет Стандарт, как если бы Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни, а также пересчитывает эти же величины на начало периода, предшествующего отчетному, и корректирует связанные с ними показатели за период, предшествующий отчетному. Накопленный за балансом износ основных средств списывается.

2. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 49 Стандарта, признает на начало отчетного периода, начиная с которого применяет Стандарт, накопленную амортизацию, определяя ее в соответствии со Стандартом исходя из первоначальной стоимости, признанной до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом. При этом другие составляющие балансовой стоимости основных средств не пересчитываются, сравнительные показатели за период, предшествующий отчетному, также не пересчитываются. Накопленный за балансом износ основных средств списывается.

3. Некоммерческая организация, принявшая решение отражать последствия изменений учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с пунктом 51 Стандарта, сохраняет все составляющие балансовой стоимости основных средств в тех суммах, в которых они сформировались в бухгалтерском учете некоммерческой организации до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой. При этом с начала отчетного периода, начиная с которого некоммерческая организация применяет Стандарт, накопленный за балансом износ основных средств считается накопленной амортизацией этих основных средств. В этой связи, начиная с указанного момента, такая накопленная амортизация (бывший накопленный износ) вычитается из первоначальной стоимости основного средства в целях определения его балансовой стоимости в соответствии с пунктом 25 Стандарта.

4. В случае если организация до начала применения ФСБУ 6/2020 увязывала порядок учета какой-либо статьи (статей) целевого финансирования бухгалтерского баланса (например, «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества» или «Целевые средства») с порядком учета основных средств, такая организация должна принять решение о целесообразности дальнейшего формирования такой статьи (статей) в условиях нового порядка учета основных средств с 1 января 2022 года с учетом необходимости определения их балансовой стоимости в соответствии с пунктом 25 ФСБУ 6/2020.

5. Сальдированный результат корректировки составляющих балансовой стоимости основных средств в соответствии с пунктами 1 – 3 настоящей Рекомендации в части влияния на чистые активы некоммерческой организации относится на статью (статьи) целевого финансирования бухгалтерского баланса некоммерческой организации («Целевой капитал», «Целевые средства», «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества», «Резервный и иные целевые фонды» или др.). При этом некоммерческая организация самостоятельно определяет статью (статьи) целевого финансирования, на которые относится этот результат, сообразно своей учетной политике в отношении этих статей исходя из их экономического содержания, с учетом решения, принятого в соответствии с пунктом 4 настоящей Рекомендации.

ОСНОВА ДЛЯ ВЫВОДОВ

В соответствии с пунктом 27 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость основных средств погашается посредством амортизации, если иное не установлено Стандартом. При этом Стандарт не предусматривает исключения по начислению амортизации для некоммерческих организаций в отличие от ранее действовавших правил. Так, в соответствии с п. 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, которое утратило силу с 1 января 2022 г., по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом применительно к порядку, приведенному в пункте 19 Положения.

Кроме того, в соответствии с п.25 ФСБУ 6/2020 в бухгалтерском балансе основные средства отражаются по балансовой стоимости, которая представляет собой их первоначальную стоимость, уменьшенную на суммы накопленной амортизации и обесценения. Действовавшее ранее ПБУ 6/01 не содержало понятие балансовой стоимости основных средств и не устанавливало каких-либо требований в отношении стоимости, по которой основные средства должны отражаться в бухгалтерском балансе. При этом по сложившейся практике, поскольку большинство НКО не признавали обесценение основных средств, а также ввиду начисления износа за балансом вместо амортизации, основные средства НКО отражались в бухгалтерском балансе по первоначальной стоимости. В этой связи с началом применения ФСБУ 6 в любом случае (независимо от способа перехода на новый стандарт) балансовая стоимость амортизируемых основных средств НКО изменится, так как начиная с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) для её определения из первоначальной стоимости основных средств должна вычитаться, как минимум, накопленная амортизация, тогда как ранее эта амортизация начислялась в форме износа за балансом и поэтому не влияла на балансовую стоимость.

ФСБУ 6/2020 предусматривает три способа отражения последствий изменений учетной политики в связи с началом применения этого Стандарта. Так, в соответствии с пунктом 48 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения настоящего Стандарта отражаются ретроспективно (как если бы настоящий Стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни), если иное не установлено настоящим Стандартом (далее – ретроспективный способ перехода).

В свою очередь в соответствии с пунктом 49 в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, начиная с которой применяется настоящий Стандарт, допускается не пересчитывать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному) в соответствии с данным пунктом. Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения Стандарта в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии со Стандартом исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии со Стандартом (далее – ограниченно ретроспективный способ перехода).

Кроме того, в соответствии с пунктом 51 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начать применять Стандарт перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения Стандарта, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета) (далее – перспективный способ перехода).

Таким образом, от выбранного организацией способа перехода зависит характер и объем корректировок сформированной в бухгалтерском учете информации об основных средствах, которые необходимо сделать с началом применения ФСБУ 6/2020.

В случае выбора ретроспективного способа перехода по пункту 48 ФСБУ 6/2020 организация должна заново определить все компоненты балансовой стоимости основных средств – первоначальную стоимость, накопленную амортизацию, накопленное обесценение – как на дату начала отчетного периода, так и на дату начала представляемого в бухгалтерской отчетности сравнительного периода, вместе с пересчетом данных за этот сравнительный период. При этом организация исходит из предположения о том, что ФСБУ 6/2020 применялся всегда (с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).

В случае выбора ограниченно ретроспективного способа перехода по пункту 49 ФСБУ 6/2020 организация должна заново определить только накопленную амортизацию основных средств. При этом накопленное обесценение основных средств не принимается во внимание, а первоначальная стоимость сохраняется в той сумме, в которой она сформировалась в учете до начала применения ФСБУ 6/2020 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой. Накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с Главой III ФСБУ 6/2020 на основе всей имеющейся информации по состоянию на дату перехода исходя из ликвидационной стоимости, соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования и выбранного организацией способа амортизации. Суммы накопленного за балансом износа при этом списывается. Для целей определения накопленной амортизации сумма ранее начисленного износа не имеет значения и на порядок определения не влияет.

В случае выбора перспективного способа перехода по пункту 51 ФСБУ 6/2020 (при наличии такого права) организация сохраняет сформированные ранее данные бухгалтерского учета основных средств в прежних суммах. При этом накопленный за балансом износ с 1 января 2022 г. (или ранее при досрочном применении) считается накопленной амортизацией. Эта амортизация в силу требований пункта 25 ФСБУ 6/2020 должна, начиная с указанной даты, вычитаться из первоначальной стоимости при определении балансовой стоимости основных средств. В этой связи на указанную дату чистые активы НКО уменьшатся на сумму сформированного в учете накопленного износа основных средств ввиду его переклассификации в накопленную амортизацию.

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

Матрица решений по корректировке компонентов балансовой стоимости основных средств некоммерческой организации при переходе на ФСБУ 6/2020 на дату начала отчетного периода, начиная с отчетности за который применяется Стандарт

Порядок перехода

Первоначальная стоимость

Накопленная амортизация

Накопленное обесценение

Источник: bmcenter.ru

Имущество бюджетного учреждения

Согласно ст. 298 ГК РФ на праве оперативного управления имущество закрепляется за государственными учреждениями, которые владеют, пользуются и распоряжаются им в соответствии с назначением и целями уставной деятельности. Собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное за учреждением. Бюджетное учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться государственным или муниципальным имуществом: списывать его, продавать, осуществлять безвозмездную передачу, сдавать в аренду.

Надо отметить, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

К недвижимому имуществу согласно ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также к объектам недвижимого имущества относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Другие объекты имущества, не относящиеся к недвижимости, включая денежные средства и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Распоряжаться имуществом бюджетные учреждения могут с учетом следующих ограничений, установленных законодательством:

  • 1) они не вправе распоряжаться любым недвижимым имуществом без согласия собственника (п. 10 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ);
  • 2) не могут самостоятельно распорядиться особо цепным движимым имуществом, закрепленным за ними учредителем или приобретенным за счет выделенных учредителем средств. Заметим, что особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетные учреждения вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно законодательству к особо ценному движимому имуществу относится движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.

В соответствии с данным постановлением в перечень особо ценного движимого имущества включается:

  • 1) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:
  • – для федеральных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200000 до 500000 руб.;
  • – для автономных и бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, – размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 000 до 500 000 руб.;
  • – для муниципальных автономных и бюджетных учреждений – размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50000 до 200000 руб.;

Перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. Например, приказом Минфина России от 28.02.2011 № 25н утверждены перечни особо ценного имущества в отношении учреждений, находящихся в ведении Минфина России.

Приказом Минобрнауки России от 31.12.2010 № 2261 «Об определении видов особо ценного движимого имущества» установлен стоимостной критерий отнесения к особо ценному движимому имуществу для учреждений, подведомственных Министерству образования и науки:

  • – для бюджетных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций – движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 тыс. руб.;
  • – для иных бюджетных учреждений – движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 200 тыс. руб.

Ниже представлен рекомендуемый образец Перечня учета объектов, включенных в состав особо ценного движимого имущества.

Источник: studme.org

Оцените статью
Добавить комментарий