Стоимость — затраты факторов производства, овеществленные в данном объекте. Оценка стоимости — определение ценности объекта в конкретный момент времени в соответствии с выбранным стандартом стоимости (рыночная, инвестиционная, ликвидационная и др. вид стоимости).
Определяемая стоимость имущества может быть различной. Вид определяемой стоимости обуславливает цель оценки, а метод оценки — реализацию цели оценки. Согласно федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стоимость бывает: рыночная, стоимость объекта с ограниченным рынком, стоимость замещения, воспроизводства, инвестиционная, для целей налогообложения, ликвидационная, утилизационная, специальная и т.д.
Под балансовой стоимостью понимается стоимость материальных и нематериальных активов, по которой они принимаются к учету. Иными словами, это стоимость имущества, которая отражена в балансе предприятия. Для более точного отражения балансовой стоимости применяется амортизация.
Особо ценное имущество не введенное в эксплуатацию
Имущество может быть принято на баланс предприятия по первоначальной стоимости и по восстановительной. Первоначальная балансовая стоимость будет включать затраты на приобретение, строительство, ввод в эксплуатацию новых производственных или непроизводственных активов.
Восстановительная стоимость подразумевает стоимость приобретения имущества по рыночным ценам на определенную дату. Если сумма первоначальной стоимости определяется как совокупность затрат, то восстановительная стоимость рассчитывается, исходя из анализа среднерыночных цен. Восстановительная стоимость часто корректируется в результате переоценки.
Балансовая стоимость постоянно уточняется, в связи с тем, что имущество предприятия изнашивается, т.е. учитывается его амортизация. Поэтому балансовая стоимость активов определяется как разница между первоначальной стоимостью принятого на баланс имущества и суммой начисленной амортизации.
Необходимость определения балансовой стоимости имеет место в акционерных обществах. Если сделка, связанная с отчуждением или приобретением имущества, составляет более 25 процентов стоимости балансового имущества, она считается крупной. Решение по такой сделке принимается собранием директоров или общим собранием акционеров. В случае неправильного определения балансовой стоимости в этом случае, сделка может считаться недействительной.
Необходимо помнить, что балансовая стоимость активов предприятия должна определяться на дату совершения сделки. В акционерных обществах довольно проблематично составить баланс на промежуточную дату, поскольку большинство операций совершается в конце отчетного периода. Поэтому российским законодательством предусмотрено определение балансовой стоимости активов, в целях принятия решения о размере сделки, на последнюю отчетную дату (месяц или квартал).
Ликвидационная стоимость имущества — стоимость имущества при его вынужденной продаже. Это денежная сумма в виде разницы между доходами от ликвидации объекта и расходами на ликвидацию.
Аренда муниципального имущества в 1С Бухгалтерия 8
Ликвидационная стоимость подразделяется на три вида.
- 1. Упорядоченная ликвидационная стоимость. Распродажа активов предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около 2 лет.
- 2. Принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.
- 3. Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.
На основании общих правил о ликвидации юридических лиц, установленных в ст. 61-65 ГК РФ, главное отличие ликвидации юридического лица (предприятия) от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого предприятия к другим субъектам.
Добровольная ликвидация юридического лица (предприятия) возможна по решению его участников. ГК РФ (п. 1 ст. 61) прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников:
- а) истечение срока, на который создано юридическое лицо;
- б) достижение цели, ради которой оно создавалось;
- в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер, а также по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением акционеров, так и указанием закона.
Существует возможность добровольной ликвидации (самоликвидации) предприятия, в частности в связи с банкротством. В соответствии со ст. 24 федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», при отсутствии возражений кредиторов должник, являющийся юридическим лицом, может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
Следует полагать, что акционеры — владельцы голосующих акций — вправе в установленном порядке принять решение о ликвидации предприятия в связи с нецелесообразностью продолжения его деятельности по любым определяемым ими причинам.
Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов.
- 1. Берется последний балансовый отчет.
- 2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.
- 3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.
- 4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим предприятиям, налоги и сборы). Скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
- 5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.
- 6. Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
- 7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.
При формулировании окончательного вывода относительно ликвидационной стоимости предприятия еще раз анализируются факторы, приведшие к банкротству предприятия. Если ситуация банкротства обусловлена низким уровнем управления, то корректировка полученной в результате расчетов величины ликвидационной стоимости не производится. Если же причиной банкротства явилось местоположение объекта, внешние условия, как-то: общая экономическая ситуация, налоговая политика и т. п., то полученная величина ликвидационной стоимости корректируется в сторону уменьшения.
Источник: studwood.net
Новый стандарт по учету имущества казны
Что такое имущество казны
Если в учреждении имеется имущество, которое фактически не принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а является собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципалитета, то такое имущество относится к имуществу казны. По данному имуществу все решения принимаются субъектами РФ или муниципалитетами. В 2008 г. в послании президента Российской Федерации от 23 июня «О бюджетной политике в 2009-2011 годах» были определены требования о необходимости обеспечить учет имущества казны в полном объеме. В этом же году, Приказом Минфина России от 30.12.2008 г. №148н для учета имущества казны был разработан отдельно специализированный счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», учет на котором ведется в разрезе материальных и нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.
Новый стандарт
- недвижимое имущество, составляющее казну;
- движимое имущество, составляющее казну;
- ценности государственных фондов России;
- нематериальные активы, составляющие казну;
- непроизведенные активы, составляющие казну;
- материальные запасы, составляющие казну;
- прочие активы имущества казны;
- нефинансовые активы, составляющие казну в концессии.
Также, для облегчения понимания что относится к имуществу казны, а что нет, в стандарте выделен перечень объектов, на которые правила Стандарта не распространяются. К ним относятся: биологические активы, объекты библиотечного фонда, финансовые инструменты, объекты незавершенного производства и активы культурного наследия.
Новым Стандартом утверждено, что учет имущества казны должен вестись в стоимостном выражении с указанием реестрового номера в реестре государственного (муниципального) имущества. Учет по соответствующему счету ведется в разрезе объектов имущества казны, идентификационных номеров объектов (реестровых номеров).
Порядок ведения аналитического учета имущества казны должен быть установлен документом учетной политики органа государственной (муниципальной) власти, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении публичного имущества:
- в части федерального имущества – документом учетной политики Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимуществом);
- в части имущества субъектов Российской Федерации, имущества муниципалитетов – документом учетной политики соответствующих комитетов, департаментов, отделов по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации или администрациями муниципалитетов.
Как и прежде, финансовым органом устанавливает отчетная дата, на которую должны быть отражены в учете все операции с объектами имущества казны, только новым стандартом определено, что на каждую такую отчетную дату, все объекты имущества казны должны быть отражены по своей балансовой стоимости в отношении вышеописанных групп.
Признание и оценка имущества казны
Все объекты имущества казны должны быть отражены в учете по первоначальной стоимости. При условии отражения объектов имущества казны, которые были вновь выстроенные (созданные или приобретенные), первоначальная стоимость равна сумме фактических затрат на их приобретение, создание, изготовление. Земельные участки должны быть отражены в составе имущества казны по их кадастровой стоимости.
Объекты, которые предназначены для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, признают по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен (п. 16 Стандарта). Результат уценки (дооценки) до справедливой стоимости отражают в учете и раскрывают в бюджетной отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода.
Обратите внимание: согласно переходным положениям Стандарта, имущество, подлежащее отражению на соответствующих балансовых счетах и ранее не признававшимся таким, а также имущество казны, отраженное на забалансовых счетах, должно быть с 2023 года признано в учете на соответствующих счетах по его первоначальной стоимости. При необходимости может быть проведена реклассификация, т.е. перевод объекта из одной группы в другую, без изменения стоимости, или переоценка имущества.
Амортизация объектов имущества казны
Начисление амортизации на объекты имущества казны зависит от того, было ли данное обязательство закреплено нормативно-правовым актом финансового органа. При отсутствии данного обязательства, начисление амортизации не осуществляется.
Расчет и единовременное начисление амортизации на объекты имущества казны за период нахождения их в составе нефинансовых активов при вовлечении их в хозяйственный оборот (передача объектов казны в аренду, безвозмездное пользование, постоянное пользование или оперативное управление).
По объектам, которые были включены в состав имущества казны после прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения, сумма амортизации, начисленная последним правообладателем, должна быть принята к учету в общей сумме.
Начисления амортизации, в случаях, когда имущество казны находится в концессии, осуществляется уполномоченным субъектом в соответствии с положениями федерального стандарта «Концессионные соглашения».
Прекращение признания активов имущества казны
Признание нефинансовых активов в составе имущества казны может быть прекращено по нескольким объективным причинам, которые нам всем знакомы, а именно, принятие решения о списании данного объекта с учета, передача на договорных условиях объекта, передача в другое учреждение на основании безвозмездного пользования, передача в результате реализации (приватизация, продажа или обмен), а также в случаях хищения, порчи, потерь или уничтожения имущества.
Балансовая стоимость имущества казны при реализации, относится на уменьшение доходов того периода, в котором данная хозяйственная операция была проведена. Доходы и расходы от таких операций отражаются в учете развернуто.
Выбытие нефинансовых активов оформляется в составе расходов текущего года в случаях естественной убыли актива, как чрезвычайный расход текущего года – в результате стихийных бедствий или катаклизм, а вот в случаях кражи, потерь или уничтожение – из балансовая стоимость относится на уменьшение доходов от операции с активами. При обнаружении виновного лица, возмещение ущерба учитывается по справедливой стоимости, которая определяется методом рыночных цен.
Согласно п. 30 Стандарта при выбытии нефинансовых активов имущества казны в части драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, или нефинансовых активов имущества казны, которые не имеют аналогов, их стоимость оценивается по стоимости каждой единицы на дату совершения операции с активом.
Отражение в бюджетной отчетности
При раскрытии информации об имуществе казны в бюджетной отчетности во внимании берутся следующие пункты:
- Методы определения сроков полезного использования;
- Балансовая стоимость и накопленная амортизация;
- Методы начисления амортизации;
- Сверка остаточной стоимости на начало и конец периода.
Данную информацию отражает учредитель управления государственным (муниципальным) имуществом на основании пердоставленных данных от доверительного управляющего.
Источник: www.audit-it.ru
Балансовая стоимость муниципального имущества
У вас уже имеются несохраненные изменения значений показателя.
Добавление нового значения приведет к откату несохраненных данных.
Сохранить все значения Отмена
Режим редактирования
Для работы с данным функционалом необходимо выйти из режима редактирования.
При выходе из режима редактирования произойдет откат несохраненных изменений.
Выйти Отмена
Отменить настройку
Выберите диапазон
Полный текстМетодика расчета
Количественное значение рассчитывается математическим суммированием балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, созданных за счет бюджетных средств, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность в отчетном году.
Динамика изменения балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, созданных за счет бюджетных средств, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность в отчетном году (процентов по отношению к предыдущему году), рассчитывается по формуле:
K — динамика изменения балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, созданных за счет бюджетных средств, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность в отчетном году;
Qк — балансовая стоимость объектов недвижимого имущества, созданных за счет бюджетных средств, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, рассчитанная по итогам отчетного года;
Qк_пред — балансовая стоимость объектов недвижимого имущества, созданных за счет бюджетных средств, переданных из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, рассчитанная по итогам предыдущего отчетного года.
Полный текстКомментарии
Система показателей утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 72
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Разделы ФПСР
Источник: www.fedstat.ru