Бухгалтерский баланс бюджетных учреждений и его структура

Баланс исполнения бюджета ГМУ, его структура и назначение Бухгалтерский баланс – это отчетный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке...

Бухгалтерский баланс – это отчетный документ, в котором отражены и обобщены в денежной оценке на определенную дату средства учреждения по видам и использованию, а также по источникам их образования и целевому назначению

Баланс состоит из двух частей – актива и пассива.

В активе отражаются средства, которыми располагает учреждение и их размещение: основные средства, материалы и запасы, затраты на производство, денежные средства.

В пассиве баланса – источники образования средств: финансирование, фонды и средства целевого назначения, расчеты, реализация продукции и доходы, финансирование капитального строительства, финансовый результат.

Актив и пассив баланса состоят из статей, каждая из которых содержит наименование отдельных вдов средств и источников их образования.

Однородные по экономическому содержанию статьи объединены в разделы.

Баланс является основным отчетным документом, необходимым для управления, анализа хозяйственной и финансовой деятельности учреждения, контроля за использованием по назначению предоставленных бюджетных средств.

Государственный бюджет — просто о сложном

По данным баланса можно судить о состоянии основных средств, материальных запасов, расчетов. В нем виден размер фактически произведенных расходов.

Инструкцией предусмотрено составление единого баланса по бюджетным средствам, средствам полученным от приносящей доход деятельности

Тема 2.2 «Нефинансовые активы государственного (муниципального)

Учреждения»

1. Понятие основных средств, задачи их учета. Классификация основных средств.

2. Оценка основных средств.

3. Источники финансирования и порядок документального оформления приобретения, перемещения и выбытия основных средств.

4. Синтетический и аналитический учет основных средств

5. Учет амортизации основных средств

6. Состав и назначение материальных запасов, задачи их учета и оценка.

7. Порядок документального оформления поступления и выбытия материалов.

8. Синтетический и аналитический учет материалов.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Как правильно вести бухучет в бюджетном учреждении

Ведение бухгалтерского учета — это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

Особенности составления некоторых отчетных форм 28 06 2022 лектор Фирсанова Н Е

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2022 года.

Об авторе статьи

Задорожнева Александра

Задорожнева Александра

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Источник: gosuchetnik.ru

Бюджетный баланс

Сущность бюджетного баланса и цели его формирования

Определение 1

Бюджетный баланс – это некоторый вид бюджета, целью которого является прогнозирование и контроль движения активов и пассивов экономического субъекта.

В профессиональной литературе бюджетный баланс также называют «бюджет по балансовому листу», «ББЛ», «бюджет баланса», «прогнозный баланс экономического субъекта».

Можно выделить основные цели бюджетирования, достигаемые благодаря формированию бюджетного баланса экономического субъекта, а именно:

  • Контроль за целостностью сформированной финансовой модели экономического субъекта;
  • Увеличение эффективности использования активов экономического субъекта и источников их финансирования;
  • Проведение комплексного финансового анализа деятельности экономического субъекта;
  • Прогнозирование и контроль уровня финансовой устойчивости, деловой активности, ликвидности и рентабельности экономического субъекта.

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
*количество мест ограничено

Отличие бюджетного баланса от бухгалтерского баланса

Существует ряд отличий бюджетного баланса от формы №1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс организации», а именно:

  • Бюджетный баланс формируется на базе сведений управленческого учета, бухгалтерский – на базе данных бухгалтерского учета;
  • Бухгалтерский баланс отражает фактическое имущественное положение экономического субъекта на конкретную дату, в то время как бюджетный баланс формируется для определения прогнозного имущественного положения экономического субъекта;
  • Порядок формирования бухгалтерского баланса строго регламентируется действующими законодательными и правовыми актами (например, Положениями о бухгалтерском учете), в то время бюджетный баланс может быть сформирован в любом виде, который удобен для пользователей.
  • Бухгалтерский баланс формируется с регламентированной периодичностью, в то время как бюджетный баланс может формироваться ежедневно.

Порядок формирования бюджетного баланса

Формирование бюджетного баланса осуществляется на уровне экономического субъекта. В случае, когда в состав компании входят обособленные подразделения – формируется отдельные бюджетные баланс таких подразделений, которые потом консолидируются в общий баланс. В группе компаний бюджетный баланс формируется по каждой из организаций, входящей в состав группы, также формируется консолидированный бюджетный баланс по всей группе предприятий. Для корректного формирования бюджета по балансовому листу необходимо:

«Бюджетный баланс»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

  • Разработать план счетов бюджетирования. Использование метода двойной записи позволяет оценить сбалансированность активов и пассивов экономического субъекта. Стоит отметить, что формирование бюджетного баланса посредством плана счетов не является обязательным, т.к. существуют и другие способы формирования бюджета по балансовому листу;
  • Разработать перечень статей бюджета;
  • Сформировать методику, инструкцию или регламент формирования каждой из статей прогнозного баланса;
  • Разработать и утвердить формат бюджетного баланса экономического субъекта;
  • Обозначить периодичность формирования и сроки предоставления прогнозного баланса экономического субъекта;
  • Разработать и утвердить инструменты контроля исполнения прогнозного баланса.

Стоит отметить, что для формирования бюджетного баланса (например, если в крупной компании необходимо частое формирование такого баланса) можно использовать различные автоматизированные системы и специализированное программное обеспечение.

Источник: spravochnick.ru

Оцените статью
Добавить комментарий