Бухгалтерский баланс фз о бухучете

Закон 402 о бухгалтерском учете с последними поправками Для должной ясности в финансовых операциях вся оформляемая документация должна подчиняться единым...

Для должной ясности в финансовых операциях вся оформляемая документация должна подчиняться единым требованиям, чтобы не возникало беспорядка и пресекались случаи мошенничества. С этой целью был принят закон о бухгалтерском учёте, который предусматривает единые для всех правила и порядки оформления бухгалтерских документов.

Общие положения

Федеральный закон 402 был принят Государственной Думой в третьем чтении 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 29.11.2011. Закон был подписан президентом и вступил в силу 6 декабря 2011 года.

ФЗ-402 устанавливает единые требования к бухгалтерскому учёту, включая бухгалтерскую (финансовую) отчётность, и создаёт законную систему регулирования бухгалтерского учёта. Закон регламентирует оформление и систематизацию документации об объектах по предусмотренным данным законодательствам требованиям.

Настоящий ФЗ распространяется на следующие экономические субъекты:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • государственные органы управления (федеральные и местные), а также внебюджетные государственные фонды и организации;
  • Центральный банк РФ;
  • индивидуальные предприниматели, включая адвокатов, нотариусов и других лиц, которые занимаются частной практикой;
  • представительства и филиалы зарубежных и международных компаний, которые находятся на территории Российской Федерации, если международный договор РФ не предусматривает других условий.

Также Федеральный закон № 402 применяется в следующих сферах:

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (актуален на 12.05.2022)

  • при управлении бюджетными активами РФ и её субъектов. Действие распространяется на все операции с данными активами, влекущие за собой их изменения;
  • при ведении бухгалтерского учёта определённого имущества, как собственного, так и переданного на доверительное управление или одним из его совладельцев;
  • при оформлении бухгалтерского учёта во время раздела продукции, если в соответствии с Федеральным законом № 225-ФЗ не предусмотрены другие условия;
  • ФЗ-402 не используется при создании внутренних отчётов для внутренних целей субъекта, отчётов, которые предоставляются кредитной организации согласно её условиям, а также для других отчётов, если законодательство РФ не предусматривает использование настоящего ФЗ.

Закон о бухгалтерском учёте состоит из 4 глав и 32 статей. Последняя редакция настоящего законодательства состоялась 18.07.2017 под номером 160-ФЗ.

Какие были внесены изменения?

Федеральный закон № 160-ФЗ от 18.07.2017 привнес в текущее законодательство следующие изменения:

  • В статье 21 были произведены нижеперечисленные правки:
  • в первой части, предусматривающей документы, которые регулируются бухгалтерским учётом, были добавлены в пункте 2.1 нормативные акты Центробанка РФ;
  • третья часть, перечисляющая объекты, на которые устанавливаются федеральные стандарты бухгалтерского учёта, была изменена в 5 пункте: план счетов бухгалтерского учёта и его применение, кроме данной документации для кредитных и некредитных организаций;
  • шестая часть предусматривает, что Центральный банк Российской Федерации своими нормативными актами устанавливает порядок оформления и применения планов счетов бухгалтерского учёта, а также их отражение на отдельных и групповых счетах и формы выявления информации в финансовой отчётности кредитных и некредитных организаций;
  • пятнадцатая часть текущей статьи была дополнена и переизложена и на данный момент гласит, что федеральные стандарты, а также, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, акты Центробанка РФ не должны противоречить Федеральному закону о бухгалтерском учёте.

Статья 1 определяет цели и предмет ФЗ-402. Целью настоящего Федерального закона является установление универсальных стандартов бухгалтерского учёта и формирование законного механизма регламентирования бухгалтерской отчётности.

Также текущая статья даёт определение бухгалтерскому учёту. Под данным термином понимается создание документов с систематизированной информацией об объектах, предусмотренных настоящим законодательством, согласно требованиям, предусмотренным Федеральным законом о бухгалтерской отчётности.

Статья 5 определяет объекты бухгалтерского учёта, которыми являются:

  • данные о хозяйственной деятельности;
  • обязанности;
  • активы;
  • доходы;
  • расходы;
  • источники финансирования;
  • другие, установленные федеральными стандартами объекты.

Статья 6 предусматривает обязанности субъекта при ведении бухгалтерского учёта. Состоящая из 5 частей, она устанавливает следующие положения:

  1. Экономическое лицо обязано осуществлять бухгалтерский учёт согласно требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, если он не устанавливает иное.
  2. Финансовый учёт в соответствии с настоящим ФЗ могут не вести следующие лица:
    • индивидуальные предприниматели и лица, которые занимаются частной практикой, если согласно настоящему закону они ведут учёт доходов, расходов и других видов налогообложения, определяющих конкретный тип предпринимательской активности;
    • филиал иностранной организации, находящийся на территории РФ. В таком случае учреждение ведёт бухгалтерский учёт в соответствии с законодательством своей страны, если международным договором не предусмотрены другие условия;
    • Бухгалтерский учёт следует вести регулярно, без прерываний, со дня регистрации предприятия в государственном регистре и до окончания его существования в результате ликвидации или реорганизации.
    • Текущий ФЗ допускает применение упрощённого финансового учёта для следующих субъектов:
      • представители малого предпринимательства;
      • некоммерческие организации;
      • организации, которые являются участниками научных исследований и разработок, согласно ФЗ-244 “Об инновационном центре “Сколково”.
      • Упрощённые способы ведения бухгалтерской отчётности не ведутся следующими лицами:
        • учреждения, чьи финансовые отчёты должны быть в обязательном порядке подвергнуты аудиту, согласно законодательству РФ;
        • квартирные и жилищно-строительные объединения;
        • кредитные организации, включая сельскохозяйственные кредитные потребительские объединения;
        • микрофинансовые компании;
        • учреждения государственной сферы;
        • политические партии и их местные филиалы;
        • адвокатские объединения;
        • бюро адвокатов;
        • адвокатские палаты;
        • учреждения предоставляющие юридические консультации;
        • нотариальные офисы;
        • некоммерческие организации, которые исполняют обязанности иностранных агентов, согласно п. 10 ст. 13.1 ФЗ-7 от 12.01.1996.

        Статья 9, состоящая из 8 частей, устанавливает порядок и особенности оформления первичных учётных документов.

        1. Все аспекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны быть отражены в первичном учётном документе. Документы, которые содержат несуществующие факты и фиктивные сделки, не допускаются к бухгалтерскому отчёту.
        2. Первичный учётный документ должен содержать следующие обязательные данные:
          • название документа;
          • дата оформления документа;
          • имя субъекта, который составил документ;
          • предмет хозяйственной деятельности;
          • размер натурального и денежного объёма предмета хозяйственной деятельности с обозначением единиц измерения;
          • установление должностных лиц, совершивших сделку и лиц ответственных за её оформление и документирование;
          • подписи участников с указанием необходимой информации для их идентификации.
          • Первичный учётный документ необходимо оформлять во время совершения факта хозяйственной деятельности, если это невозможно, тогда сразу по его завершению. Ответственное за составление первичного акта лицо обязано вовремя передавать первоначальные учётные документы для регистрации информации в бухгалтерском отчёте, а также оно отвечает за подлинность этой информации. Лицо, которое ведёт бухгалтерский учёт, не отвечает за достоверность информации, предоставленной им другими лицами, ответственными за предоставление первичных данных.
          • Форму первичных учётных актов утверждает глава экономического субъекта, в соответствии с требованиями лица, которое ведёт бухгалтерский учёт. Для государственных организаций форма документов определяется согласно бюджетному законодательству РФ.
          • Исходный учётный акт составляется в письменном виде, на бумаге или в электронном формате с электронной подписью.
          • Если законодательство Российской Федерации или договор предусматривает необходимость предоставления первоначального учётного акта другому лицу или в государственные органы в бумажном виде, тогда субъект должен на свой счёт подготовить бумажные копии документов по соответствующему истребованию.
          • В исходном учётном документе допустимы исправления, если это не запрещено федеральным законодательством или другими законными постановлениями, регламентирующими ведение бухгалтерского учёта. Исправление должно содержать сноску, где указана дата исправления и данные о лицах, которые составили, подписали и внесли исправления в документ.
          • Если по законам РФ первоначальные учётные акты, включая в электронном формате, конфискуются, то копии этих документов включаются в бухгалтерский отчёт.

          Статья 11 регламентирует проведение инвентаризации активов и обязательств, что является необходимым действием для мониторизации работы предприятия и установления достоверности задокументированной и фактической информации.

          • Во время инвентаризации определяется фактическое количество, объём и состояние объектов и сопоставляется с информацией из бухгалтерских отчётов.
          • Порядок проведения инвентаризации (периодичность, сроки, обстоятельства и перечень инвентаризируемых объектов) устанавливает экономический субъект, кроме случаев обязательной инвентаризации. При необходимости обязательной инвентаризации, порядок и условия её проведения устанавливаются законодательством РФ по федеральным отраслевым стандартам.
          • При нахождении во время инвентаризации несоответствий между фактическими данными и зафиксированными в бухгалтерском регистре, найденные расхождения необходимо внести в бухгалтерский отчёт, относящийся к периоду проведения проверки.

          Статья 12, состоящая из трёх частей, предусматривает порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учёта. Статья устанавливает следующие положения:

          1. Предметы бухгалтерского учёта необходимо измерять в денежном эквиваленте.
          2. Денежная оценка объектов из бухгалтерского регистра осуществляется в валюте Российской Федерации.
          3. При оценивании в иностранной валюте, стоимость предметов необходимо пересчитать в валюте Российской Федерации, если законодательство не предусматривает других условий.

          Статья 15 устанавливает длительность отчётного периода.

          • Отчётный период для годовых финансовых отчётов составляет 1 календарный год, то есть с 1 января до 31 декабря включительно.
          • Первый отчётный год составляет отрезок времени с момента регистрации экономического субъекта в государственном реестре до 31 декабря текущего календарного года включительно.
          • Если регистрация в госреестре была проведена после 30 сентября, то первым отчётным годом считается период со дня регистрации до 31 декабря следующего за текущим календарного года, при условии, что субъект не устанавливает другие условия.
          • Отчётный интервал времени для промежуточных бухгалтерских отчётов составляет период с 1 января до отчётной даты срока включительно, за который необходимо составить промежуточный финансовый отчёт.
          • Первый отчётный период для промежуточного отчёта составляет срок с даты регистрации субъекта в госреестре до отчётной даты срока промежуточного финансового отчёта.
          • Датой составления бухгалтерского отчёта (отчётная дата), является последний календарный день периода, для которого составляется отчёт, кроме случаев, когда юридическое лицо ликвидируется или реорганизуется.

          Скачать 402 ФЗ в новой редакции

          Для более детального ознакомления закон № 402 о бухгалтерском учёте в последней редакции, включающей последние актуальные правки, можно скачать по ссылке ниже.

          Источник: lawlinks.ru

          Бухгалтерский баланс фз о бухучете

          Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

          1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

          2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

          3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

          4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

          5. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

          Источник: legalacts.ru

          Краткий обзор федерального закона номер 402 о бухгалтерском учете

          При организации своей работы предприятия руководствуются требованиями закона 402-ФЗ, который начал действовать с начала этого года. Законодательные изменения и отличия от «предшественника» номер 129 ФЗ в сфере учета кратко освещены в статье.

          Бугхалтерия

          Сфера действия ФЗ 402

          Под действие закона попадают:

          1. Все структуры.
          2. Государственные, местные органы, а также органы управления внебюджетных фондов.
          3. ЦБ РФ.
          4. ИП, адвокатов, нотариусов.
          5. Филиалы, представительства, которые находятся в стране.
          • Бухгалтерская отчетность – информация о финансовом положении организации.
          • План счетов – систематический перечень счетов бухучета.
          • Руководитель хозяйственного субъекта – физическое лицо, осуществляющее управление организацией.
          • Уполномоченный федеральный орган – федеральный орган исполнительной власти.
          • Стандарт бухучета – документ, утверждающий требования, по которым ведется учет.
          • Международный стандарт – стандарт бухучета. Приближение к ним является целью РФ.
          • Отчетный период – промежуток времени, по результатам которого проводится подсчет налогов и других показателей.
          • Факты хозяйственной жизни это сделки, влияющие на итог работы.

          Объекты по закону

          Объектами бухгалтерского учета являются:

          1. Активы. К ним относят хозяйственные средства, контроль над которыми получила организация в ходе своей деятельности. Активы могут способствовать притоку денежных средств в будущем.
          2. Обязательства – задолженность организации, которая возникла в результате совершения хозяйственных операций.
          3. Факты хозяйственной жизни – сделки, влияющие на финансовое положение предприятия. Раньше это именовалось хозяйственными операциями, но теперь определение расширили.
          4. Доходы – экономические выгоды, величина которых исчисляется исходя из цены соглашения.
          5. Расходы – ресурсы, использованные в ходе деятельности организации. Выражаются в стоимостной оценке.

          Объектами бухгалтерского учета

          Обязанности субъекта

          Организация ведения учета в соответствии с законом ФЗ 402 представляет собой:

          1. Ведение бухучета возлагается на руководителя организации.
          2. ИП, адвокатам и нотариусам разрешено вести бухучет без привлечения бухгалтеров.
          3. Руководитель поручает ведение учета главному бухгалтеру или заключает договор с организацией со стороны. Директор банка возлагает организацию учета только главному бухгалтеру. Глава малого и среднего бизнеса не должен приглашать стороннего специалиста. Он может сам заниматься учетом.

          Разрешено не осуществлять учет:

          • ИП и адвокатам, если они ведут учет доходов и расходов;
          • филиалам и представительствам иностранных государств, которые находятся на территории РФ, если они ведут учет доходов и расходов;
          • членам проекта «Сколково» могут применять упрощенную отчетность.

          Финансы

          Особенности процесса

          В Законе описаны особенности в отчетах ликвидируемого юридического лица:

          1. Отчетным годом считается период с 1 января до даты внесения записи в ЕГР, то есть на дату, предшествующую этому событию.
          2. Если организация признана банкротом, то последняя отчетность составляется ликвидационной комиссией.
          3. Последний отчет составляется на основании ликвидационного баланса с даты его утверждения до внесения в ЕГР.
          4. Порядок составления отчета бюджетной организации при ее ликвидации устанавливает федеральный орган.
          5. На последнюю отчетность ликвидируемого юридического лица не распространяется требование ст. 18 Закона о формировании государственного информационного ресурса и предоставления в связи с этим отчетности в налоговый орган по месту нахождения организации.

          Ответственность за организацию

          Особенности применения закона

          Некоторые особенности применения Закона, в редакции от 30.12.2021г., вступившего в силу с 01.01.2022г.:

          • С 1 января 2022г. в России появились четыре новых федеральных стандарта бухучета (ФСБУ), которые регулируют бухгалтерский учет.
          • Для коммерческих организаций с 01.01.2021г. существовал только один обязательный ФСБУ – Запасы. Не применять его могли только микропредприятия на упрощенке
          • ФСБУ были сначала утверждены для бюджетных организаций, а с текущего года и для коммерческих.
          • Новые ФСБУ: Основные средства, Капитальные вложения – эти два стандарта заменяют действующее ранее положение о бухучете. Документы и документооборот, Бухгалтерский учет аренды – два новых стандарта.
          • Не применять пункты, утвержденные стандартами, разрешается организациям на упрощенке.

          Особенности применения закона

          Важно! За нарушение требований новых стандартов или неследование им, можно получить штраф.

          Изменения в законе

          Стоит обратить внимание на изменившиеся нормы и дополнения к закону:

          1. Устанавливаются другие правила для главных бухгалтеров компаний, имеющих на балансе ценные бумаги. Это наличие высшего образования и стажа работы. Такие требования не распространяются на тех, кто уже находился на 1 января 2022 года в должности главбуха.
          2. Ужесточились требования к первичным документам по статье 9 закона: к регистрам учета. Теперь они утверждаются руководителем по представлению главбуха и должны иметь обязательные реквизиты. При хранении в электронной форме нужно иметь электронную подпись.
          3. Уточнилось, что отчетность должна храниться не меньше 5 лет, прошедших с отчетного года. А учетная политика, стандарты подлежат хранению не меньше 5 лет после года, прошедшего с использования.
          4. Теперь во время инвентаризации, если найдут нестыковки с учетом, данные исправляют во время проведения инвентаризации.
          5. Отчетность только тогда будет считаться составленной, если ее подпишет на бумажном носителе руководитель организации. Ранее она подписывалась еще и главбухом.
          6. Закреплены особенности в составлении отчетности юридического лица, находящегося в процессе ликвидации.

          Изменения в законе

          Чем должен обладать сотрудник для ведения учета

          Теперь, главбуху нужно:

          1. На должность главного бухгалтера организации назначаются лица, имеющие:
          • диплом ВУЗа;
          • стаж в области учета не менее 3 лет из 5, а при отсутствии необходимого образования, стаж должен быть – 5 из 7 лет;
          • не иметь непогашенной судимости за совершенные преступления.
          1. Если организация заключает договор оказания услуг по ведению учета с физическим лицом, то его навыки должны соответствовать требованиям, установленным в Законе, в части 4, статьи 7 ФЗ 402. То же касается договора с юридическим лицом.
          2. Главный бухгалтер банка согласовывается с правилами ЦБ РФ.
          3. Если руководитель отдает бухгалтеру приказ о проведении спорной операции, то:
          • данные отражают в регистрах (или нет), если бухгалтер имеет распоряжения или приказ начальника в письменном виде. Однако в дальнейшем он единолично несет ответственность.
          • объект бухучета отражается главбухом в финансовой отчетности на основании письменного приказа директора, который в дальнейшем несет ответственность за достоверность финансового результата.

          Чем должен обладать сотрудник для ведения учета

          Внимание! Закон 402 ФЗ освобождает от ответственности бухгалтера за ошибки или действия против закона, к которым его принуждает директор организации. Однако, если на спорное действие нет письменного распоряжения руководителя, то бухгалтер не освобождается от ответственности.

          Заключение

          Бухгалтерский учет в Российской Федерации является инструментом проведения финансовой и налоговой политики. Учет в РФ – устоявшаяся отрасль, а потому трудно поддающаяся изменениям и преобразованиям. Однако в условиях развития рыночных отношений законы не всегда успевают за темпами роста экономики.

          Принимая новый Закон, отвечающий современности, законодатели стремятся максимально сблизить российский и международный учет.

          Источник: gorodpro.org

          Оцените статью
          Добавить комментарий