Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию, полученную из всех видов учета, и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия субъектами хозяйствования.
Цель бухгалтерской отчетности – обобщение учетных данных, собранных на синтетических и аналитических счетах за определенное время, и представление их в наглядной форме заинтересованным пользователям.
В соответствии с п. 4 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основании данных бухгалтерского учета.
Приказом № 66н утверждены формы бухгалтерской отчетности, действующие, начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год [1] .
В соответствии с этим приказом, который был принят взамен приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н, годовая бухгалтерская отчетность включает:
- 1) бухгалтерский баланс;
- 2) отчет о финансовых результатах;
- 3) приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
- – отчет об изменениях капитала;
- – отчет о движении денежных средств;
- – отчет о целевом использовании полученных средств, включаемый в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг);
- – иные приложения (пояснения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
В Приказе № 66н в составе форм бухгалтерской отчетности не поименовано аудиторское заключение. Однако на необходимость его представления в составе годовой отчетности указано в ПБУ 4/99. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с учетом изменений) обязательный аудит проводится в следующих случаях: 1
- 1) если организационно-правовая форма организации – ОАО;
- 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
- 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
- 4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб.;
- 5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
- 6) в иных случаях, установленных федеральными законами [2] .
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита (бухгалтерской) финансовой отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В Приказе № 66н отсутствуют указания об объеме и порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.
Ниже приведены основные отличия новых форм бухгалтерской отчетности от ранее действовавших.
Организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетности исходя из принципа существенности, а также специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация должна быть зафиксирована в учетной политике организации.
Организации – субъекты малого предпринимательства могут формировать бухгалтерскую отчетность но упрощенной системе:
- – в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- – в приложениях к балансу и отчету о финансовых результатах приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (например, информация о методе, применяемом организацией – субъектом малого предпринимательства при определении доходов и расходов: кассовый или метод начисления).
Приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 144н внесены изменения (начиная с годовой отчетности за 2010 г.) в п. 18 ПБУ 9/99 и в п. 12 ПБУ 10/99. В соответствии с этими изменениями субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, имеют право признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков), а расходы – после осуществления и погашения задолженности.
Приказом Минфина России от 17 августа 2012 г. № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 55н» для малых предприятий введены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
Упрощенные формы отчетности включают следующие показатели. В бухгалтерском балансе: материальные внеоборотные активы, нематериальные, финансовые и другие активы, запасы, денежные средства и денежные эквиваленты, финансовые и другие оборотные активы; но пассиву: капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные заемные средства, другие долгосрочные и краткосрочные обязательства; в отчете о финансовых результатах: выручку, расходы по обычной деятельности, проценты к уплате, прочие доходы и расходы, налог на прибыль и чистую прибыль.
К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относятся организации, в которых:
- – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц в уставном капитале не превышает 25%;
- – средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- – выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает предел, установленный Правительством РФ (постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки для малых предприятий установлены в размере 400 млн руб.).
В действующих формах нет нумерации, есть только названия.
В составе отчетности не предусмотрена форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» (аналогичной формы Приказ № 66н не предусматривает). Необходимые пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (фактически это пояснительная записка к бухгалтерской отчетности) могут быть представлены в табличной или текстовой форме. Содержание пояснений, оформленных в виде таблицы, организации определяют самостоятельно с учетом приложения № 3 к Приказу № 66н.
В новых формах коды строк приведены в приложении № 4 «Коды строк в формах бухгалтерской отчетности, указываемые в годовой отчетности организации, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти» к Приказу № 66н.
- [1] Показатели промежуточной бухгалтерской отчетности, состоящие в соответствии с п. 49 НБУ 4/99 из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, представляются в 2011 г. в соответствии с Приказом № 66н.
- [2] В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
Источник: studme.org
Экономическая характеристика бухгалтерского баланса как главного источника информации анализа финансового состояния
Основным источником информации для проведения финансового анализа является бухгалтерский баланс. Баланс отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств хозяйствующего субъекта на определенную дату.
Бухгалтерский баланс представляет собой систему моментальных показателей, характеризующих состояние средств на определенную дату.
Баланс — это стержень, вокруг которого группируются остальные формы бухгалтерской отчетности, составляющие в совокупности бухгалтерский отчет.
Бухгалтерский баланс классифицируется по следующим признакам:
1. По времени составления:
• вступительный (на момент возникновения предприятия),
• текущий (на начало и конец анализируемого периода),
• ликвидационный (при ликвидации предприятия),
• разделительный (на момент разделения предприятия на насколько предприятий),
• объединительный (на момент объединения предприятий в одно).
2. По источникам составления:
• инвентарный (на основе инвентарной описи),
• книжный (на основе книжных записей текущего учета),
• генеральный (на основании данных книжных записей и инвентаризации).
3. По объему информации:
• единичный (деятельность только одного предприятия),
• сводный (путем сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов).
4. По характеру деятельности:
5. По формам собственности:
6. По объекту отражения:
7. По способу очистки:
• баланс-брутто — это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими статьями называются статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из сумм других статей;
• баланс-нетто — это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется очисткой. Баланс-нетто обычно составляется при анализе финансового положения предприятия, для упрощения расчета. Виды средств в балансе отражены не с позиций качества, а со стоимостной стороны. Информация в балансе дается в одном измерителе — денежном.
Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финансовой деятельностью.
Отсюда следует, что бухгалтерский баланс есть способ экономической группировки и обобщенного отражения состояния средств по видам и источникам их образования на определенный момент времени в денежном измерителе.
Общий итог баланса называется валютой баланса и характеризует размер средств хозяйствующего субъекта.
Одним из показателей финансового положения предприятия является ликвидность средств, т.е. скорость превращения средств в реальные деньги. Поэтому доминирующим признаком при характеристике активов является их ликвидность. Актив начинается с характеристики внеоборотных, а затем оборотных активов. Внеоборотные активы приобретаются предприятием не для продажи, они не предназначены для быстрого превращения в реальные деньги; они имеют либо длительный срок использования, либо длительный срок окупаемости, а также к ним относятся активы, способные приносить доход длительный период. Они представлены нематериальными активами, основными средствами, незавершенным строительством, доходными вложениями и долгосрочными финансовыми вложениями.
Оборотные активы предназначены для реализации или потребления. Они расположены по возрастающей ликвидности, т.е. в порядке возрастания скорости превращения этих активов в денежную форму. Оборотные активы включают следующие группы: запасы, дебиторскую задолженность, краткосрочные финансовые вложения и денежные средства, прочие оборотные активы.
Пассив используется для характеристики состава и состояния источников формирования средств и их назначения.
Информация об источниках группируется:
• по характеру закрепления,
• по сроку использования.
По характеру закрепления источники средств делятся на собственные и заемные. По срокам использования — на долгосрочные и краткосрочные.
Основной состав источников средств отражен в разделе 3 «Капитал и резервы». Это источник долгосрочного использования. Первое место занимает уставный капитал, который является наиболее постоянной частью баланса.
Наряду с источником долгосрочного использования у предприятия имеются собственные источники краткосрочного периода формирования и использования: «Задолженность участниками по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резерв предстоящих расходов и платежей».
Долгосрочные пассивы относятся к источникам долгосрочного использования, но это заемные средства.
Краткосрочные пассивы дают информацию о заемных краткосрочных кредитах и займах и о кредиторской задолженности, подлежащих погашению в течение года.
Таким образом, активы дают определенное представление об экономических ресурсах или потенциале хозяйствующего субъекта по осуществлению будущих затрат.
Обязательства (пассивы) показывают объем средств, полученных хозяйствующим субъектом, и их источники, а активы — как хозяйствующий субъект использовал полученные средства.
В балансе помимо средств, используемых в кругообороте, дается информация о средствах, которые могут «выпадать» из оборота в результате их неэффективного использования, — это убытки. Информация по ним дается по периодам их возникновения, т.е. прошлых лет или отчетного года.
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей и будущей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников и эффективность их привлечения.
На основе изучения баланса внешние пользователи принимают решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным хозяйствующим субъектом; оценивают кредитоспособность хозяйствующего субъекта как заемщика; оценивают возможный риск своих вложений, целесообразность приобретения акций.
В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство хозяйствующего субъекта. Руководство хозяйствующего субъекта анализирует финансовое состояние с целью повышения доходности капитала и обеспечения стабильности положения хозяйствующего субъекта. На основе этой информации принимаются управленческие решения в области производства, сбыта, финансов, инвестиций, нововведений.
Источник: infopedia.su
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ КАК ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации и финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельности предприятия.
Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом статистическом учете, для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности. Пользователями информации, отраженной в типовой бухгалтерской отчетности организации, являются различные потребители-инвесторы; кредиторы; кредитные учреждения; различные юридические и физические лица, предоставившие займы организации; государственные органы; администрация организации и ее работники и другие пользователи. Потребности пользователей информации различны[1].
Инвесторы должны знать, как сохраняются и используются их вложения, получат они доходы (дивиденды) по ним или нет, хранить им денежные средства в этой организации или вложить в другую.
Кредиторы, кредитные учреждения и другие заимодавцы заинтересованы в информации о платежеспособности организации, которой они отпустили в кредит товарно-материальные ценности, выполнили работы и услуги, предоставили кредиты и займы.
Государственным органам необходима информация о финансовом состоянии организации, защите прав собственников, прибылях и убытках, подтверждающая данные по расчетам налогов в бюджет, отчислениям в фонды социального страхования и обеспечения.
Администрация организации использует данные отчетности для контроля за текущей деятельностью и принятия определенных управленческих решений, а работников организации интересует стабильность в ее деятельности, которая сохраняет им рабочие места и позволяет получать удовлетворительную оплату своего труда.
Некоторые из указанных пользователей располагают полномочиями давать указания организации по объему и составу бухгалтерской отчетности, расширяя круг показателей, предусмотренных в типовой отчетности Министерством финансов Российской Федерации, а также указания по изменениям сроков представления отчетности.
Обобщая сказанное можно констатировать основную цель бухгалтерской отчетности как предоставление пользователям своевременной и полезной для них информации.
На всех этапах развития к бухгалтерской информации предъявлялись такие требования, как объективность, достоверность, своевременность и оперативность. Информация должна быть высокого качества и эффективной, удовлетворять потребностям собственника. Это означает, что бухгалтерская информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления. Информация должна быть необходимой и целесообразной, исключающей лишние показатели. Необходимо также, чтобы бухгалтерская информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.
Наиболее информационно емкими участками бухгалтерского учета являются такие, как учет расчетов с персоналом по оплате труда, учет производственных запасов, учет затрат на производство, учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации. Благодаря информации, для расчетов, анализа труда и заработной платы, для управления трудовыми ресурсами создается достаточная информационная база.
Существует взаимосвязанное отражение в учете отражение финансовой и хозяйственной деятельности, обусловленное взаимной зависимостью совершающихся факторов. Так при поступлении материальных ресурсов на склады предприятия обязательно должно быть указано, откуда они поступили: от поставщиков или в результате передачи из цеха в цех. Выплата работникам заработной платы из кассы наличными подтверждает уменьшение задолженности предприятия работающим, а так же уменьшение денежных средств в кассе. Поступление выручки от реализации продукции увеличивает наличие денежных средств в кассе или банке, но подтверждает уменьшение продукции как на складах предприятия, так и в отгрузке потребителям.
Использование финансового учета как целостной системы, позволяет предприятиям наиболее эффективно управлять хозяйственной деятельностью, удовлетворять запросы потребителей продукции, выполнять работы и оказывать услуги, оценить положение предприятия на рынке.
В современных условиях, предполагающее широкое использование ЭВМ, важным теоретическим и методологическим вопросом является качество использования информации для подготовки, обоснования и принятия соответствующих решений на различных уровнях управления. Конечным результатом получаемой информации являются целенаправленные единые действия всех работников предприятия по улучшению качества работы, по повышению производительности труда, достижению высоких финансовых результатов.
Источник: kazedu.com