С 30 декабря 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2021 №435-ФЗ, в соответствии с которым часть 6 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» признана утратившей силу.
Этой статьей была предусмотрена обязанность внесения сведений о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – Федресурс). Между тем, осталась обязанность вносить в Федресурс сведения об отчетности организаций и результатах обязательного аудита на основании подпункта «л.2» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно данному подпункту обязательному внесению в Федресурс подлежат сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации. Так, например, публиковать отчетность в СМИ обязаны:
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ЗА 2021. РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ РЕСУРСЕ
- публичные акционерные общества, а также непубличные акционерные общества с числом акционеров более 50, а также акционерное общество в случае размещения им облигаций или иных ценных бумаг (ст. 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. п. 56.1, 56.2, 56.5, 56.6 Положения Банка России от 27.03.2020 N 714-П);
- ООО в случае публичного размещения облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг
(ст. 49 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью»); - организации, составляющие консолидированную финансовую отчетность (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности)», а также страховщики, кредитные организации.
В подпункте «л.2» пункта 7 статьи 7.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен исчерпывающий перечень сведений о бухгалтерской отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии), а также о результатах обязательного аудита
этой отчетности (ранее — конкретизация сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности отсутствовала; перечень сведений об обязательном аудите был установлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»).
Состав сведений, раскрываемых в Федресурсе, зависит от того, представляется ли отчетность и аудиторское заключение о ней в ГИРБО.
Данное требование не действует в отношении сведений, составляющих государственную тайну, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
С 2022 года не все организации, проводящие обязательный аудит, обязаны вносить сведения об отчетности организаций и результатах обязательного аудита в Федресурс.
Источник: rc-prm.ru
Раскрытие информации о финансовой или бухгалтерской отчетности.
Ограничение раскрытия информации в бухгалтерской отчетности с 2021 года: что про это нужно знать
С 27 февраля 2021 года внесено важное изменение в ряд основных ПБУ. Согласно ему, организации получили право на ограничение раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчётности с 2021 года. Что это значит, ситуации, случаи и примеры с комментариями Минфина (ИС-учет-32) приводим в этой статье.
Что изменилось
- 9/99 «Доходы организации»;
- 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- 12/2010 «Информация по сегментам».
Поправка везде одинаковая и касается объёма раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Согласно дополнению в каждое из перечисленных ПБУ, если раскрытие информации приведет или может привести к экономическим потерям и/или урону деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон, такие сведения можно не отражать в пояснениях к бух. балансу и отчете о фин. результатах.
То есть, информацию теперь можно раскрывать в ограниченном объёме — не поясняя те сведения, которые обусловливают указанные потери и/или урон.
Отметим, что это изменение бухгалтерам следует применять, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Считается, что новая особенность снизит риски отчитывающейся организации, возникающие, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухотчетности приводит и/или может привести к последствиям, нежелательным для организации и/или иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Понятия
Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:
- о доходах организации;
- о связанных сторонах;
- о договорах строительного подряда;
- по сегментам.
Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.
Пример
Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.
Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
- пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
При этом раскрытие информации в ограниченном объеме — это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из баланса, отчета о фин. результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.
Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Примеры случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации
ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ
ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА
- общее количество организаций, с которыми есть указанные договоры, с указанием тех, на которые приходится основная часть такой выручки;
- доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
- способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.
Информация о связанных сторонах
- характер отношений (в соответствии с п. 6 ПБУ 11/2008);
- виды операций;
- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
- стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
- условия и сроки проведения (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;
- величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
- величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в т. ч. за счет резерва по сомнительным долгам.
Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Исключение — случаи, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухотчетность организации, составляющей её.
Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывают по группе связанных сторон, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрывается.
Договоры строительного подряда
- общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;
- сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;
- сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.
Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывают по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.
Информация по сегментам
- наименование покупателя (заказчика);
- общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
- наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.
Кто принимает решение
Степень ограничения раскрываемой информации отчитывающаяся организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности у себя, контрагентов, связанных сторон.
В приказе Минфина от 27.11.2020 № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении её из отчетности полностью.
Руководство организации принимает решение:
- о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- какую информацию раскрывать в ограниченном объеме;
- о степени такого ограничения.
Как аудитор проверяет ограничение информации в пояснениях к бухотчётности
Независимый аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности рассматривает и подтверждает:
- обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме;
- наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- допустимость принятой степени ограничения раскрываемой информации.
А в публичных акционерных обществах (ПАО) данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
- ПБУ
- раскрытие информации
- бухгалтерская и налоговая отчетность
Источник: www.klerk.ru
Право ограниченно раскрывать информацию в пояснениях к бухотчётности с 2021 года
С 27 февраля 2021 года внесено важное изменение в ряд основных ПБУ. Согласно ему, организации получили право на ограничение раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерской отчётности с 2021 года. Что это значит, ситуации, случаи и примеры с комментариями Минфина России (ИС-учет-32) приводим в этой статье.
Что изменилось
С 27 февраля 2021 года вступил в силу приказ Минфина от 27.11.2020 № 287н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». А именно, ПБУ:
- 9/99 «Доходы организации»;
- 11/2008 «Информация о связанных сторонах»;
- 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
- 12/2010 «Информация по сегментам».
Поправка везде одинаковая и касается объёма раскрытия информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Согласно дополнению в каждое из перечисленных ПБУ, если раскрытие информации приведет или может привести к экономическим потерям и/или урону деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон, такие сведения можно не отражать в пояснениях к бух. балансу и отчете о фин. результатах.
То есть, информацию теперь можно раскрывать в ограниченном объёме – не поясняя те сведения, которые обусловливают указанные потери и/или урон.
Отметим, что это изменение бухгалтерам следует применять, начиная с раскрытия информации в бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Считается, что новая особенность снизит риски отчитывающейся организации, возникающие, когда раскрытие той или иной детализированной информации в бухотчетности приводит и/или может привести к последствиям, нежелательным для организации и/или иных лиц, в отношении которых организация раскрывает такую информацию.
Понятия
Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:
- о доходах организации;
- о связанных сторонах;
- о договорах строительного подряда;
- по сегментам.
Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, – это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.
Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, – это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.
Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, – это:
- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
- пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);
Допустимый характер ограничения – это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.
При этом раскрытие информации в ограниченном объеме – это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.
Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из баланса, отчета о фин. результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.
Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.
Примеры случаев допустимого ограничения объема раскрываемой информации
ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ
ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА
Доходы организации
- общее количество организаций, с которыми есть указанные договоры, с указанием тех, на которые приходится основная часть такой выручки;
- доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
- способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Информация о связанных сторонах
- характер отношений (в соответствии с п. 6 ПБУ 11/2008);
- виды операций;
- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
- стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
- условия и сроки проведения (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;
- величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
- величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в т. ч. за счет резерва по сомнительным долгам.
Договоры строительного подряда
- общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;
- сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;
- сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.
Информация по сегментам
- наименование покупателя (заказчика);
- общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
- наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
Кто принимает решение
Степень ограничения раскрываемой информации отчитывающаяся организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности у себя, контрагентов, связанных сторон.
В приказе Минфина от 27.11.2020 № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении её из отчетности полностью.
Руководство организации принимает решение:
- о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- какую информацию раскрывать в ограниченном объеме;
- о степени такого ограничения.
Как аудитор проверяет ограничение информации в пояснениях к бухотчётности
Независимый аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности рассматривает и подтверждает:
- обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме;
- наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
- допустимость принятой степени ограничения раскрываемой информации.
А в публичных акционерных обществах (ПАО) данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).
Источник: buhguru.com