Бухгалтерский баланс субъекта бюджетного учреждения это

Понятие и особенности бюджетного учета Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят...

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту. Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру. Каковы основы бюджетного учета и бюджетной отчетности?

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации. К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом. Как отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете неустойку, взысканную учреждением?

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

ВАЖНО! Учетная политика бюджетного учреждения от КонсультантПлюс доступна по ссылке Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

    Откуда берутся деньги

    Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

    • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
    • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
    • средства по медстрахованию;
    • собственные доходы учреждения и др.

    Отличия в отчетности

    Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

    ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

    Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

    • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
    • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
    • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

    Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

    • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
    • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
    • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
    • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
    • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
    • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

    Отражение средств на балансе

    Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

    1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
    2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
    3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
    4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

    Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

    Источник: assistentus.ru

    V9: Тема 09. Отчетность бюджетных организаций

    -: утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

    -: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

    +: составление и утверждение бюджетной росписи; утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям; утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств; подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

    IX:

    S: Бухгалтерский баланс субъекта бюджетного учреждения — это:

    +: составная часть бухгалтерской отчетности, обеспечивающая пользователей информацией о финансовом положении организации, которое определяется существующими в распоряжении организации активами (ресурсами), структурой обязательств и капитала, а также ее способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования.

    -: документ бухгалтерского учета, представляющий совокупность показателей, характеризующих финансовое и хозяйственное состояние фирмы на определенную дату, чаще всего на конец или начало календарного периода.

    -: форма обобщения и отражения в стоимостных показателях бюджетных и внебюджетных средств по видам, размещению и использованию и по источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

    IX:

    S: Балансы органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов и главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств имеют:

    -: отличаются на один раздел.

    IX:

    S: В структуру бухгалтерского баланса финансовых органов включены:

    +: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    -: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    -: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

    IX:

    S: В структуру бухгалтерского баланса органов Федерального казначейства включены:

    -: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    +: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    -: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

    IX:

    S: В структуру бухгалтерского баланса Главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств включают:

    -: финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    -: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета;

    +: финансовые активы, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета.

    IX:

    S: Сколько уровней в системе нормативного регулирования бюджетной отчетности можно выделить:

    IX:

    S: Пользователями бюджетной отчетности являются:

    +: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

    -: руководство и сотрудники бюджетного учреждения; главные распорядители, распорядители; федеральное казначейство; министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

    -: министерство финансов РФ; федеральная служба финансово-бюджетного надзора; контрольные и финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    IX:

    S: Лица, подписывающие бюджетную отчетность:

    -: руководитель и главный бухгалтер;

    -: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов;

    +: руководитель и главный бухгалтер главного распорядителя средств бюджетов.

    IX:

    S: Бюджетная отчетность подразделяется на виды в зависимости от:

    +: периодичности представления; степени консолидации показателей; состава отчетности;

    -: степени консолидации показателей; состава отчетности;

    -: периодичности представления; степени консолидации показателей.

    IX:

    S: Из каких разделов состоит Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета ( ф. 0503127):

    +: доходы бюджета, расходы бюджета, источники внутреннего и внешнего финан­сирования дефицитов бюджетов;

    -: доходы бюджета, расходы бюджета;

    -: доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования дефицитов бюджетов.

    IX:

    S: К первому уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:

    +: Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ;

    -: Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

    -: Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

    VII:

    S: К третьему уровню нормативного регулирования бюджетной отчетности относятся:

    -: приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;

    +: методические рекомендации, приказы и письма Минфина России и Федерального казначейства;

    -: письма Минфина России, методические рекомендации.

    IX:

    S: Заключительные корреспонденции по закрытию счетов текущего финансового года отражается:

    -: Дт 040110100 Кт 040120000

    +: Дт 040120300Кт 040110100

    -:Дт 040130200 Кт 040120100

    IX:

    S: __________ устанавливает государственные задания в виде субсидий, доводит лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета:

    -: Распорядитель бюджетных средств

    +:Главный распорядитель бюджетных средств

    -: Получатель бюджетных средств

    IX:

    S: __________ принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства:

    -:Главный распорядитель бюджетных средств

    -: Распорядитель бюджетных средств

    +: Получатель бюджетных средств

    IX:

    S: Счет 050100000 «Лимиты бюджетных обязательств» предназначен:

    -: для учета учреждениями, финансовыми органами показателей утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода

    -: для учета финансовыми органами, главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств сумм лимитов бюджетных обязательств на текущий, очередной финансовый год, первый и второй года планового периода, подлежащих распределению в установленном порядке по подведомственным им распорядителям, получателям бюджетных средств, а также сумм внесенных изменений в показатели распределенных в течение текущего финансового года лимитов бюджетных обязательств.

    +: для учета финансовыми органами, получателями бюджетных средств (в том числе главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств как получателями бюджетных средств), объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств, их исполнение в текущем, очередном финансовом году, первом и втором году планового периода, а также сумм внесенных изменений в показатели лимитов бюджетных обязательств.

    IX:

    S: Счет 050106000 «Лимиты бюджетных обязательств в пути» отражает следующие операции:

    -: по дебету счета отражаются суммы утвержденных по главным распорядителям бюджетных средств показателей лимитов бюджетных обязательств (внесенных изменений) в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 01000 «Доведенные лимиты бюджетных обязательств»

    +: по кредиту счета отражаются суммы лимитов бюджетных обязательств в пути в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 501 05000«Полученные лимиты бюджетных обязательств»

    IX:

    S: На каком счете ведется учет санкционирования расходов бюджета:

    -: счет 0 402 20000

    -: счет 0 202 22000

    +: счет 0 501 00000

    IX:

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Прямо сейчас студенты читают про:

    Международные организации и союзы Международные организации — одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами.
    Основные и исходные положения Основная стойка – это вертикальное положение на одной или обеих ногах (рис.
    Подготовка больного и сбор мочи по Нечипоренко Исследование мочи по методу Нечипоренко применяется для количественного определения форменных элементов в моче: лейкоцитов.
    Средневековая схоластика. Фома Аквинский Схоластика (греч. scholastikos – ученый, школьный) – этап в развитии христианской философии ХIII –XIХ вв., когда.
    Деньги и их функции Денежно-кредитная система и финансовые рынки 1. Деньги и их функции. Деньги и финансы. 2. Спрос на деньги и его мотивы. Предложение.

    Источник: studopedia.ru

    Бюджетный учет. Особенности и общие принципы

    Нашей сегодняшней публикацией мы начинаем курс статей, раскрывающих особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях. В бюджетном учете крайне много нюансов, которые вызывают затруднения и вопросы у бухгалтеров. Поэтому, я думаю, эти статьи будут актуальны и востребованы у моих коллег.

    Начнем с рассмотрения самых важных отличий учета в бюджетных организациях от коммерческих структур.

    Во-первых, давайте уточним, какие предприятия считаются бюджетными .

    Это некоммерческие организации, которые создаются Российской Федерацией. В отличие от предпринимателей их главная цель не получение прибыли, а культурная, социальная, образовательная направленность и т.п.

    Такие предприятия, частично или полностью, финансируются из средств бюджета .

    Но, для того, чтобы были выделены бюджетные деньги, учреждениям необходимо вести не только бухгалтерский учет и отчетность, регулируемые законодательством РФ, но и формировать доходные и расходные сметы с целью мониторинга целевого использования бюджетных средств.

    Такая система учета и называется бюджетным учетом .

    Особенности бюджетного учета

    Так же, как и в коммерческих компаниях, в бюджетной сфере организация бухучета руководствуются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ .

    Помимо этого, предприятия пользуются Инструкцией по бухгалтерскому учету учреждений и организаций, состоящих на бюджете (Приказ Министерства финансов РФ №107 н), Бюджетным кодексом РФ, Планом счетов бюджетного учёта и инструкцией по его применению , принятым Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н.

    Пожалуй, самой главной отличительной чертой бухгалтерского учета в бюджетных организациях считается использование специального Плана счетов , включающего в себя так называемую бюджетную классификацию, состоящую из 26 разрядов.

    Каждый из таких разрядов несет информацию об организации. К примеру, в разрядах с 1 по 17 кодируется классификация доходов и расходов, а также источники субсидирования. В 18 разряде содержатся данные о видах деятельности, каждой из которой также присваивается определенный номер.

    Вот посмотрите, цифра 1 проставляется, когда организации работают на средства, находящиеся во временном использовании, 2 — занимаются деятельностью, приносящей учреждению доход, цифра 3 указывается в том случае, если ведется бюджетная деятельность.

    Более подробно бюджетный план счетов мы разберем в нашей следующей статье.

    Нужно обратить внимание на то, что отчётность бюджетников имеет отличие от компаний, занимающихся коммерческой деятельностью.

    Общий состав бюджетной отчетности определен п. 3 ст. 264.1 БК РФ .

    «Баланс государственного (муниципального) учреждения» (ф.0503730);

    По большому счету, суть и структура баланса схожа с балансом коммерческих организаций. В нем также отражается имущество организации — активы , и средства обеспечения — пассивы . Однако в силу специфики бюджетного учета баланс бюджетных учреждений состоит из финансовых и нефинансовых активов . Обязательства не распределяются на краткосрочные и долгосрочные.

    А вот что касаемо имущества, наоборот, в бюджетном балансе более подробно расшифровывается первоначальная стоимость, остаточная, амортизация, отдельно выделяется особо ценное имущество.

    «Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения» (ф.0503721);

    Отчет подразумевает более подробную классификацию доходов и расходов. В отдельный блок выделяются бюджетные средства .

    Существуют также иные формы отчетности, присущие только бюджетным организациям.

    Сдача отчетности тоже имеет свою специфику и особый порядок, закрепленный в Инструкции № 33н

    Получатели средств бюджета отчитываются перед вышестоящей организацией, то есть перед учредителем. В свою очередь, последний обязан формировать консолидированную (сводную) отчетность для передачи финансовому органу соответствующего бюджета ( согласно п. 11 Инструкции № 33н ).

    Отмечу еще некоторые сведения, касающиеся учета в бюджете, такие как особенность учета основных средств, учет денежных средств, а также учет расчетов с дебиторами и кредиторами, отраслевые особенности учета, о которых я непременно расскажу в следующих статьях.

    Общие принципы бюджетного учета

    Но, какова бы ни была специфичность бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, фундаментальные его принципы определены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и заключаются в следующем:

    К сожалению, в силу ограниченности публикации, не представляется возможным затронуть все нюансы особенностей ведения бюджетного учета, но, записавшись на курс «Бухгалтерский учет в государственных и муниципальных учреждениях с применением 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.3», Вы не только сможете разбираться в теоретических аспектах бюджетного учета, но и на практике углубленно изучить всю специфику работы, т.к. обучение максимально приближено к реальной деятельности бюджетного учреждения.

    Источник: cpb-runo.ru

    Оцените статью
    Добавить комментарий