Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуальным особенностям. Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, например, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают (а помехой тут может быть просто частое появление поблизости «начальства» и пр.), и в то же время быстро теряются, демобилизуются, если их начинают торопить или даже просто стоять у них молча «над душой», «глазеть» около их рабочего места.
Каждый человек склонен «играть на тех струнах, которыми располагает», — максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодолевает те качества, которые этому успеху препятствуют. Например, «живой», подвижный человек в условиях однообразной, скучной именно для него работы начинает себя искусственно «веселить» (напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лишние маршруты, движения), иначе его «тянет ко сну».
Основы общей психологии. Лекция 4. Человек как субъект деятельности
Это реальность, и с ней нельзя не считаться. Человек медлительный чаще делает контрольные осмотры изделия и оборудования, чем это, быть может, требуется типовой инструкцией.
Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождает себя от тревожности, от опасений, что возникнет необходимость «рывков» в работе, с которыми он трудно справляется (в отличие, скажем, от человека подвижного, которого не слишком затрудняет «авральный» режим по исправлению допущенных оплошностей и пр.). Каждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой «почерк» — индивидуальный стиль в работе и когда этот стиль ему не мешают себя реализовать, «быть самим собой».
Чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства). Нужно уважать в работнике его «чудинку», а не стараться ее стереть, сломать ради квазиэстетики единообразия, которая, надо признать, «тешит душу» некоторых руководителей со сложившимися у них техническими, «технократическими» стереотипами мышления (культ «стандарта» во всем, включая и психическую реальность, где этот культ неуместен). Иногда эти стереотипы мало осознаны, в своем роде бессознательны, и человек реализует их не по «злому умыслу», а просто потому, что ничто другое ему в голову не приходит («Криво рак выступает, да иначе не знает»). Если в технике, технологии стандарты, жесткие «допуски» (пределы допустимого варьирования признаков объекта) являются благом, то в отношении человеческого фактора производства аналогичный вопрос требует во всяком конкретном случае очень специального рассмотрения.
Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его телесного и духовного развития. Человеческое дитя рождается одним из самых беспомощных существ на Земле; на третьем году развития оно произносит свое знаменитое «Я сам!», «Я сама!», а через полтора-два-три десятилетия после этого становится мощным генератором общественно важных деяний, преобразующих действительность, субъектом продуктивной профессиональной деятельности.
Психология. Индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность по Б.Г. Ананьеву.
Этот удивительный ход развития еще раз обязывает нас очень специально, по-особому относиться к уже сформировавшемуся и к формирующемуся субъекту труда и вместе с тем вызывает много вопросов. Каковы основные направления и этапы этого развития? Каковы его основные двигатели, факторы, признаки?
Как на него влиять и как обеспечить его саморегуляцию, полезную творческую «самочинность»? Какова структура субъекта труда как сложной системной организации психики? Остановимся здесь лишь на отдельных вопросах.
Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь, — приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.
В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятельности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения.
Человек — система саморегулирующаяся. При этом, как мы помним, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное отображение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую («надситуативную») активность. В связи с этим отметим еще одно направление развития человека как субъекта труда — формирование направленности, в частности трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются внутренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не говоря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).
Одно из направлений развития человека как субъекта труда — усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая и внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные). Вместо зубов, когтей, мускульной силы и в дополнение к своим интеллектуальным возможностям человек строит, использует, совершенствует инструменты, станки, машины, приборы, аппараты, средства искусственного интеллекта, автоматы и сложные автоматические системы управления производственными (в широком смысле слова) процессами, безгранично расширяющие его познавательные и исполнительные возможности.
И ориентировка в среде, и функции направленности личности, и исполнительные операции предполагают развитие некоторых личных психологических качеств, способностей. Так, например, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направленность — определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удерживались, не искажались и образы предметов, и общие правила; нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими образами, их элементами; нужно, чтобы человек мог, удерживая в сознании общее правило, мысленно сличать его с частными случаями. Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и реакций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двигательных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят требования к соответствующим качествам, устойчивым характеристикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как «мощность», «прочность», «быстродействие» и пр.).
В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда — формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции).
Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.
Источник: neudov.net
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления
Оглавление
Введение
Понятие субъект труда
Периодизация развития субъекта трудав отечественной психологии
Периодизация развития субъекта трудав зарубежной психологии
Заключение
Список использованных источников
Введение
В течение многих лет вотечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессиональногостатуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является однойиз самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не толькоматериальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества,общения, познает свои способности и возможности.
К сожалению, в течениемногих лет вопросами профессионального самоопределения, роста занимались людидалекие от психологии. А ведь именно психология позволяет найти ответ на этивопросы.
Б. М. Теплов писал: «Психологиядает возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо длясамовоспитания…для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такуюработу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить большевсего удовлетворения» [6, с. 230].
За минувшее столетиеизменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональнойдеятельности. Если первоначально в системе «субъект — объект труда» ставилисьзадачи подбора стандартных или «идеальных» исполнителей, но поэтапно в решениезадачи адаптации стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры,профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда.
В круг задач психологиитруда все более входит изучение закономерностей функционирования работника нетолько как индивида, как обезличенного субъекта, но и как личности. Все болеепоследовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности – внастоящем пока еще в отношении отдельных профессий. В настоящее время всемипсихологами признается проблематичность путей становления человека как субъектатруда, как профессионала.
В данной работе мыпопытались рассмотреть понятие «субъект труда», основные этапы развития субъектатруда, периодизации развития субъекта труда в отечественной и зарубежнойпсихологии.
1. Понятие субъекттруда
Впонятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности,зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной исоциальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое пониманиесоответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159].
Активностьпсихического отображения реальности находит выражение в формировании,построении человеком своей трудовой деятельности [2, с. 160]:
· целей
· системдействий
· внешнихи внутренних средств
· условий
· индивидуальногостиля
Психическоеотображение реальности проявляется в том, что человек, обладая характернымиустойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не простоследует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует:
· обстоятельства
· самогосебя
· своивзаимоотношения с другими людьми
· укладобщественной жизни [2, с. 160].
Объект здесь — “приемник” воздействий (если этосоциальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект — ихинициатор в системе “субъект — объект” [2, с. 160].
Любому субъекту труда, профессионалу, присущииндивидуальные особенности, поэтому каждый человек:
-стремится максимально использовать свои качества,влияющие на продуктивность деятельности;
-различными способами преодолевает те качества, которыепрепятствуют достижениям;
-работаетс удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему“почерк” — индивидуальный стиль [2, с. 162].
Помнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менееон похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162].
Условиемэффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого вовтором (свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта).Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь — приобретение человеком все более точной и широкой познавательнойориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию(природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ееопределенными законами, искусственная среда обитания, включая технику, потокиинформации). Благодаря речи и общению с себе подобными, человек можетиспользовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества [2, с.163].
Вконтексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировкичеловека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъектатруда, является формирование направленности, в частности, трудовой,профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям исмыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системетрудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественноценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формированиянаправленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений,навыков.
Ещеодно направление развития человека как субъекта труда — усвоение общественновыработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности(включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные).
ЕвгенийАлександрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развитиячеловека как субъекта труда:
-формирование системы устойчивых личных качеств, создающихвозможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что впсихологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможностив области активности и саморегуляции)” [2, с. 165].
-формирование индивидуального стиля деятельности (совершенствованиезнаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способоврешения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.
2. Периодизацияразвития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различныепериодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных вотечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2,с. 162-172].
Допрофессиональноеразвитие
1.Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функцийвосприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок,которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходитосвоение ребенком “основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомствос конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). Помнению Д.Б. Эльконина «игра-это дитя труда» и само возникновение детскойсюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок не мог уже непосредственноосваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнениетруда [9, с.56].
3.Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивноразвиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать своюдеятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует своевремя при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабитьсяпосле школы.
4.Стадия оптанта «оптации» (осознанной подготовки к “жизни”, к труду,планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. «optatio»- желание, избрание) [2, с. 167].
Период оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Эта стадия подготовкик жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выборапрофессионального пути; соответственно человек находящийся в ситуациипрофессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этойстадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться ивзрослый человек, например безработный.
Стадияоптанта завершается оформлением специфического для нее психическогоновообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании):реалистического представления о некоторой референтной профессиональнойобщности, в которую он включает себя в перспективе [2, с. 168].
Развитиев период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5.Стадия адепта- это профессиональная подготовка, которую проходит большинствовыпускников школ. Возрастной период, охватываемый стадией профессиональнойподготовки в разных случаях составляет отрезок времени от 15-18 до 16-23 лет.
6.Стадия адаптанта — вхождение в профессию после завершения профессиональногообучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7.Стадия интернала – вхождение, а профессию в качестве полноценного коллеги, способногостабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит:«субъект вошел в профессию вполне определенно, как в самосознании, так и всознании других» [2, с. 170].
8.Стадия мастера — работник способен решать как простые, так и самые трудныепрофессиональные задачи. Ему характерны или специальные качества, илиуниверсализм, широкая ориентировка в профессиональной области, возможно, онсочетает первое и второе. Субъект труда обрел свой определенный индивидуальныйстиль деятельности. Обычно он обладает формальными показателями квалификации.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшимсреди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.
Биологическийвозраст может сказываться на количестве энергии, потенциале работника, чтоэффективно компенсируется организационными навыками, опытом и профессиональнымикачествами [2, с. 171].
10. Стадия наставника — высший уровень работы любогоспециалиста. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии приобретаетединомышленников, перенимающих опыт, подражающих, последователей, учеников(независимо от соответствующих официальных статусов). Работник становится непросто великолепным профессионалом в своей области, но и Учителем, способнымпередать свой опыт ученикам. Таким образом, высший уровень развития любогоспециалиста- это педагогический уровень.
А.К.Маркова выделяет следующие уровнипрофессионализма:
допрофессионализм (человек работает, но не обладаетполным набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильноработает и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм (творчество, личностноеразвитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешнедостаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» вработе, либо сам деградирует как личность);
послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионаломв прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем,наставником для других специалистов).
А.К.Маркова выделяет более конкретные этапы освоенияпрофессии:
1) адаптациячеловека к профессии;
2) самоактуализация человекав профессии (приспособление к профессии- «выработка индивидуальнойпрофессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работникпытается приподнять);
3) гармонизация человекас профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);
4) преобразование, обогащениечеловеком своей профессии. Это уровень творчества;
5) этап освоениясвободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамкиформальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет«наставник»;
6) этап творческогосамоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своейработе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этоговозможности и силы.
По мнениюА.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы супер профессионализма [4,с.49-54] .
3. Периодизацияразвития субъекта труда в зарубежной психологии
На Западехорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера,включающая следующие этапы:
Этап роста(от рождения до 14 лет), когда происходит развитие основных интересов испособностей.
Этаписследования своих сил и устремлений — происходит апробация своих сил вразличных видах трудовой и учебной деятельности (от14 до 25 лет).
Пробныйэтап(25-30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного«конкурировать» с более опытными работниками.
Этапстабилизации (от 30 до 44 лет)- утверждение себя в качестве надежного ипреуспевающего специалиста. Предполагает дальнейшее профессиональное образованиеи упрочнение своих позиций в обществе.
Этапподдерживания, сохранения достигнутых позиций (от 45 до 64 лет). Человек наданном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение.
Этап спада,ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Различия вклассификациях разных авторов объясняется не только несовпадениемтеоретико-методологических взглядов, но и особенностямисоциально-экономического и духовного развития общества, так как в современномзападном обществе увеличивается не только продолжительность жизни, но иудлиняются период детства и период подростничества. Общество дает подросткамвремя для выбора профессии, для получения более серьезного образования и длятого, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональнойдеятельности [5, с. 113].
Так, напримерголландский психолог Б. Ливехуд возраст от 21 до 28 лет, так называемые им«двадцатые годы», называет первой фазой взрослости. «Молодой человек хочетпроявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и своиспособности… Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, этонеобходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имеявозможности изучить при этом что-то новое»,- отмечает Б. Ливехуд [5, с. 113].
А Адлерсчитал, что еще в детстве у ребенка формируется «план жизни» (как основноенаправление своей будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее образжизни). Позже формируется «взгляд на жизнь» (как черновой вариант, который«постепенно оформляется в связную схему».) К 5-6 годам у ребенка формируется«жизненный стиль». Если с ребенком работать «с умом», то и после 5-6 лет онбудет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля. Но еслине работать, то его представление о будущей жизни может как бы «застрять» всвоем развитии [1, с.5].
По Э.Берну,еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже вовзрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто непозволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. своюсобственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры [7, с 121].
Прирассмотрении линий развития человека нередко обнаруживаются перекосы различныхлиний (составляющих) этого развития. Известно, например, что очень быстро человексозревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овладеваетинтеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной,гражданской составляющей. Безнравственный профессионал особенно опасен. Упрофессионалов такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональныедеструкции [5, с. 116].
Заключение
Понятие субъект трудаявляется фундаментальной категорией психологии. Данная категория отражаетспособность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основепсихического отражения предметного мира.
Субъектом труда можетбыть конкретный человек или социальная группа. Для того чтобы стать субъектомтруда необходимо
-достижение высокогоуровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности
— адекватное отражениеобъекта труда
-удовлетворенность трудом
— развитие системысаморегуляции
-усвоениеобщественно-выработанных способов деятельности
-развитие навыковсамооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Трудовая деятельность неявляется простым следствием календарного возраста развивающегося человека. Онавозникает и развивается как некоторое системное качество человека вопределенной человеческой же среде. Эта общая закономерность начинаетобнаруживаться уже в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда.
Существуют различныепериодизации развития человека как субъекта труда. Самой популярной вотечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым,которая состоит из 10 стадий. На западе одной из самых известных являетсяпериодизация американского психолога Дональда Сьюпера.
Различия в классификацияхразных авторов объясняется не только несовпадением теоретико-методологических взглядов,но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества, таккак в современном западном обществе увеличивается не только продолжительностьжизни, но и удлиняются период детства и период подростничества.
1. Адлер. Понятьприроду человека. СПб., 1997.
2. Климов Е. А.Введение в психологию труда. М., 1998.
3. Климов Е. А. Психологияпрофессионала.- М., 1996.
4. Маркова А. К.Психология профессионализма. М., 1996.
5. Пряжников Е. Ю.Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
6. Теплов Б. М. Психология.Учебник для средней школы. М., 1953.
7. Толочек В. А.Современная психология труда. СПб., 2005.
8. Эриксон Э. Детствои общество. СПб., 2000.
9. Эльконин Д. Б.Психология игры. М., 1978.
Источник: 2dip.su
Реферат: Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления
В течение многих лет в отечественной психологии мало уделялось внимания проблеме профессионального статуса, развития, активности человека как профессионала. Однако труд является одной из самых важных сторон жизни человека. С помощью труда человек решает не только материальные проблемы, но и вопросы самореализации, личностного роста, творчества, общения, познает свои способности и возможности.
К сожалению, в течение многих лет вопросами профессионального самоопределения, роста занимались люди далекие от психологии. А ведь именно психология позволяет найти ответ на эти вопросы.
Б. М. Теплов писал: «Психология дает возможность понимать самого себя… А знать себя необходимо для самовоспитания…для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить больше всего удовлетворения» [6, с. 230].
За минувшее столетие изменилось понимание механизма адаптации человека к профессиональной деятельности. Если первоначально в системе «субъект — объект труда» ставились задачи подбора стандартных или «идеальных» исполнителей, но поэтапно в решение задачи адаптации стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда.
В круг задач психологии труда все более входит изучение закономерностей функционирования работника не только как индивида, как обезличенного субъекта, но и как личности. Все более последовательно обозначается вектор изучения человека как индивидуальности – в настоящем пока еще в отношении отдельных профессий. В настоящее время всеми психологами признается проблематичность путей становления человека как субъекта труда, как профессионала.
В данной работе мы попытались рассмотреть понятие «субъект труда», основные этапы развития субъекта труда, периодизации развития субъекта труда в отечественной и зарубежной психологии.
1. Понятие субъект труда
В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала [2, с. 159].
Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности [2, с. 160]:
· внешних и внутренних средств
Психическое отображение реальности проявляется в том, что человек, обладая характерными устойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не просто следует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует:
· свои взаимоотношения с другими людьми
· уклад общественной жизни [2, с. 160].
Объект здесь — “приемник” воздействий (если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект — их инициатор в системе “субъект — объект” [2, с. 160].
Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности, поэтому каждый человек:
-стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности;
-различными способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям;
-работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему “почерк” — индивидуальный стиль [2, с. 162].
По мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » [2, с. 162].
Условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь — приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказывается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собственная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). Благодаря речи и общению с себе подобными, человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества [2, с. 163].
В контексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировки человека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъекта труда, является формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков.
Еще одно направление развития человека как субъекта труда — усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные).
Евгений Александрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развития человека как субъекта труда:
-формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции)” [2, с. 165].
-формирование индивидуального стиля деятельности (совершенствование знаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.
2. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Одной из самых известных в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым [2, с. 162-172].
1. Стадия предыгры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду.
2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит освоение ребенком “основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.). По мнению Д.Б. Эльконина «игра-это дитя труда» и само возникновение детской сюжетно-ролевой игры произошло тогда, когда ребенок не мог уже непосредственно осваивать труд взрослых, когда произошло историческое разделение и усложнение труда [9, с.56].
3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. Особенно важно, когда ребенок самостоятельно планирует свое время при выполнении домашнего задания, преодолевая желание погулять и расслабиться после школы.
4. Стадия оптанта «оптации» (осознанной подготовки к “жизни”, к труду, планирования, проектирования профессионального жизненного пути; от лат. «optatio» — желание, избрание) [2, с. 167].
Период оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Эта стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно человек находящийся в ситуации профессионального самоопределения, называется оптантом. Парадоксальность этой стадии заключается в том, что в ситуации «оптанта» вполне может оказаться и взрослый человек, например безработный.
Стадия оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в структуре субъекта деятельности (в его самосознании): реалистического представления о некоторой референтной профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе [2, с. 168].
Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала
5. Стадия адепта- это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. Возрастной период, охватываемый стадией профессиональной подготовки в разных случаях составляет отрезок времени от 15-18 до 16-23 лет.
6. Стадия адаптанта — вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
7. Стадия интернала – вхождение, а профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне. Это стадия, о которой Е.А.Климов говорит: «субъект вошел в профессию вполне определенно, как в самосознании, так и в сознании других» [2, с. 170].
8. Стадия мастера — работник способен решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Ему характерны или специальные качества, или универсализм, широкая ориентировка в профессиональной области, возможно, он сочетает первое и второе. Субъект труда обрел свой определенный индивидуальный стиль деятельности. Обычно он обладает формальными показателями квалификации.
9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. Естественно, не каждый работник может достичь этого уровня.
Биологический возраст может сказываться на количестве энергии, потенциале работника, что эффективно компенсируется организационными навыками, опытом и профессиональными качествами [2, с. 171].
10. Стадия наставника — высший уровень работы любого специалиста. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии приобретает единомышленников, перенимающих опыт, подражающих, последователей, учеников (независимо от соответствующих официальных статусов). Работник становится не просто великолепным профессионалом в своей области, но и Учителем, способным передать свой опыт ученикам. Таким образом, высший уровень развития любого специалиста- это педагогический уровень.
А.К.Маркова выделяет следующие уровни профессионализма:
допрофессионализм (человек работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала);
профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется);
суперпрофессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме»- вершина профессиональных достижений);
непрофессионализм, псевдопрофессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность);
послепрофессионализм (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
А.К.Маркова выделяет более конкретные этапы освоения профессии:
1) адаптация человека к профессии;
2) самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии- «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять);
3) гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства»- по Е.А.Климову);
4) преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества;
5) этап освоения свободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет «наставник»;
6) этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.
По мнению А.К.Марковой четвертый, пятый и шестой – это этапы супер профессионализма [4, с.49-54] .
3. Периодизация развития субъекта труда в зарубежной психологии
На Западе хорошо известна периодизация американского психолога Дональда Сьюпера, включающая следующие этапы:
Этап роста (от рождения до 14 лет), когда происходит развитие основных интересов и способностей.
Этап исследования своих сил и устремлений — происходит апробация своих сил в различных видах трудовой и учебной деятельности (от14 до 25 лет).
Пробный этап(25-30 лет). Человек «пробует» себя в качестве полноценного специалиста, способного «конкурировать» с более опытными работниками.
Этап стабилизации (от 30 до 44 лет)- утверждение себя в качестве надежного и преуспевающего специалиста. Предполагает дальнейшее профессиональное образование и упрочнение своих позиций в обществе.
Этап поддерживания, сохранения достигнутых позиций (от 45 до 64 лет). Человек на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение.
Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной и социальной активности (от 65 лет и более).
Различия в классификациях разных авторов объясняется не только несовпадением теоретико-методологических взглядов, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества, так как в современном западном обществе увеличивается не только продолжительность жизни, но и удлиняются период детства и период подростничества. Общество дает подросткам время для выбора профессии, для получения более серьезного образования и для того, чтобы вообще разобраться со смыслами своей будущей профессиональной деятельности [5, с. 113].
Так, например голландский психолог Б. Ливехуд возраст от 21 до 28 лет, так называемые им «двадцатые годы», называет первой фазой взрослости. «Молодой человек хочет проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности… Худшее, что может случиться с человеком в этой фазе его жизни, это необходимость в течение десяти лет выполнять одну и ту же работу, не имея возможности изучить при этом что-то новое»,- отмечает Б. Ливехуд [5, с. 113].
А Адлер считал, что еще в детстве у ребенка формируется «план жизни» (как основное направление своей будущей жизни). Поначалу это очень простой план (скорее образ жизни). Позже формируется «взгляд на жизнь» (как черновой вариант, который «постепенно оформляется в связную схему».) К 5-6 годам у ребенка формируется «жизненный стиль». Если с ребенком работать «с умом», то и после 5-6 лет он будет способен к изменению и совершенствованию своего жизненного стиля. Но если не работать, то его представление о будущей жизни может как бы «застрять» в своем развитии [1, с.5].
По Э.Берну, еще в детстве закладываются основы для «жизненных сценариев», которые уже во взрослой жизни бывает довольно сложно преодолевать. Эти сценарии часто не позволяют человеку прожить действительно интересную и неординарную, т.е. свою собственную жизнь, заставляя его «играть» в чужие игры [7, с 121].
При рассмотрении линий развития человека нередко обнаруживаются перекосы различных линий (составляющих) этого развития. Известно, например, что очень быстро человек созревает как организм (физическая составляющая), довольно быстро он овладевает интеллектуальной составляющей, но гораздо сложнее обстоит дело с нравственной, гражданской составляющей. Безнравственный профессионал особенно опасен. У профессионалов такие перекосы часто образуют профессиональные кризисы и профессиональные деструкции [5, с. 116].
Понятие субъект труда является фундаментальной категорией психологии. Данная категория отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основе психического отражения предметного мира.
Субъектом труда может быть конкретный человек или социальная группа. Для того чтобы стать субъектом труда необходимо
-достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности
— адекватное отражение объекта труда
— развитие системы саморегуляции
-усвоение общественно-выработанных способов деятельности
-развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Трудовая деятельность не является простым следствием календарного возраста развивающегося человека. Она возникает и развивается как некоторое системное качество человека в определенной человеческой же среде. Эта общая закономерность начинает обнаруживаться уже в дошкольном онтогенезе человека как субъекта труда.
Существуют различные периодизации развития человека как субъекта труда. Самой популярной в отечественной психологии является периодизация, предложенная Е.А.Климовым, которая состоит из 10 стадий. На западе одной из самых известных является периодизация американского психолога Дональда Сьюпера.
Различия в классификациях разных авторов объясняется не только несовпадением теоретико-методологических взглядов, но и особенностями социально-экономического и духовного развития общества, так как в современном западном обществе увеличивается не только продолжительность жизни, но и удлиняются период детства и период подростничества.
Список использованных источников
1. Адлер. Понять природу человека. СПб., 1997.
2. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.
3. Климов Е. А. Психология профессионала.- М., 1996.
4. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
5. Пряжников Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
6. Теплов Б. М. Психология. Учебник для средней школы. М., 1953.
7. Толочек В. А. Современная психология труда. СПб., 2005.
8. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Источник: 5rik.ru