Что такое трудовое воспитание определение

Лекция 14. Трудовое воспитание Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремление и умение участвовать в...

Трудовое воспитание — это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремление и умение участвовать в трудовом процессе. Интеллектуальная собственность зависит от культуры умственного потенциала человека, где особое значение приобретает социальная значимость продукта труда.

Задачи трудового воспитания:

  • 1. Воспитание психологической и практической готовности к труду (через обучение конкретному виду труда).
  • 2. Формирование личных и общественных мотивов трудовой деятельности (которые не должны находиться в противоречии).
  • 3. Формирование культуры труда (умение определить цель, планировать рациональный путь для ее достижения, отбор средств и материала, умение работать в коллективе, устанавливать деловые и личные связи, качество работы, экономическое воспитание и т.д.).
  • 4. Воспитание культуры чувств (уважение к собственности, к продуктам и средствам труда, к людям).
  • 5. Выявление индивидуальных способностей (выбор профессии, обучение определенному виду трудовой деятельности).

Виды трудового воспитания в начальных классах: учебный, ручной, хозяйственно-бытовой, производительный труд, самообслуживание, труд в природе.

В школах вводится трудовое воспитание. Что это?

Источник: vuzlit.com

Трудовое воспитание: новый взгляд

Президент России Владимир Путин подписал изменения в закон об образовании. В числе новшеств — привлечение учащихся школ к общественно полезному труду. Раньше это можно было сделать только с согласия родителей, но теперь данная норма упразднена. Современные школьники будут обязаны участвовать в общественно полезном труде, с учетом возрастных и психофизических особенностей.

Первый заместитель губернатора Челябинской области Ирина Гехт поддержала подобное нововведение. «Речь идет о том, чтобы поддерживать порядок в классах и на пришкольной территории вместе с детьми. Конечно, задачи должны соответствовать возрасту и силам ребят. При этом технический персонал школы будет по-прежнему выполнять свои обязанности», — написала Ирина Гехт в своем телеграм-канале.

Она отметила, что подобная практика знакома многим. До начала 90-х в школах практиковались летние отработки, а в течение года ребята помогали в хозяйственных делах. «Особенно здорово, когда педагоги умеют вовлечь учеников в процесс. В моем детстве для нашего класса отработки превращались в настоящую тусовку. Пару часов в день мы работали, а потом всей компанией шли гулять или в кино», — вспоминает вице-губернатор.

Она уверена, что трудовое воспитание будет полезным и для современных детей. Так они смогут научиться работать в команде, отвлечься от гаджетов, изменить свое отношение к работе техперсонала. Когда школьник своими руками что-то починит или приведет в порядок, то станет больше ценить и свой, и чужой труд. Напомним, закон расширяет понятие «воспитание» и содержит указание, что это деятельность, направленная в том числе на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам. В школы вернутся дежурства по классу и работа на пришкольных участках.

Трудовое воспитание

Источник: expert-club.online

Трудовое воспитание начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью.

Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания. В условиях общеобразовательной школы решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:

формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде; воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда. Содержание трудового воспитания определяется названными задачами, а также рядом хозяйственно-экономических факторов, производственными условиями района, области, возможностями школы, ее материальной базой, преподавательскими кадрами, традициями школы и т.д. Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют следующие виды труда.

Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности.

Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности.

Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах, тимуровскую работу.

Производственный труд предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Российская школа имеет богатый опыт включения детей в производительный труд — это ученические производственные мастерские и цеха, школьные районные и межрайонные заводы и т.п. Приобщение школьников к производственному труду не теряет своей актуальности и целесообразности и сегодня.

Педагогические условия организации трудового воспитания

Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:

1. Подчинение труда учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.

Источник: kazedu.com

Оцените статью
Добавить комментарий