Введение
1.Планирование трудового процесса.
1.1. Трудовой процесс и его составные части . Понятие метода труда.
1.2. Условия труда .
2.Нормирование труда.
2.1.Виды норм труда и их взаимосвязь.
2.2. Сущность и задачи нормирования труда .
2.3. Методы нормирования труда.
Заключение
Список литературы.
Планирование трудового процесса и нормирование труда» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема работы актуальна потому, что операционный менеджер использует методы планирования трудового процесса для такой организации труда, чтобы она удовлетворяла как физические, так и психологические потребности рабочего. Для определения наиболее эффективных способов выполнения конкретной операции, а также для установления приемлемых норм ее выполнения используют методы нормирования труда. Стимулы к работе у людей различны, один из них — денежное вознаграждение. Операционный менеджер должен определять вознаграждения не только для стимулирования высокого качества выполнения работы, но также для выделения других важных приоритетов труда. Кроме того, необходимо практическое знание свойств функций обучаемости, что позволяет операционному менеджеру предвидеть выигрыш в эффективности, естественно возникающий по мере накопления опыта рабочими.
Планирование деятельности предприятия 3ЭР Тема: Планирование труда Тасмаганбетова С.Ж.
Актуальность исследования определила цель работы:
Целью работы является рассмотрение планирование трудового процесса и нормирование труда.
Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о планировании трудового процесса.
3. Рассмотреть сущность и специфику понятия нормирования труда.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
Содержимое работы — 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»»
Кафедра Организации и управления
По дисциплине Менеджмент
На тему: : «Планирование трудового процесса и нормирование труда.»
Выполнил студент 3-его курса
заочной формы обучения
1.Планирование трудового процесса.
1.1. Трудовой процесс и его составные части . Понятие метода труда.
1.2. Условия труда .
2.1.Виды норм труда и их взаимосвязь.
2.2. Сущность и задачи нормирования труда .
2.3. Методы нормирования труда.
- Планирование трудового процесс а .
Трудовой процесс – совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.
Рациональность и качество трудового процесса на всех его стадиях обеспечиваются применяемыми методами выполнения отдельных элементов, позволяющих снижать физические нагрузки, создавать удобства в работе. В основе трудового процесса лежит технология производства. Поэтому эффективность работы зависит не только от исполнителя, но и от конструкции оборудования, организационной и технологической оснастки. При планирование трудового процесса, должны учитываться следующие основные принципы:
Планирование деятельности предприятия.
- Оптимального содержания
- Параллельности работы оборудования и человека
- Экономии движений
- Ритмичности и автоматизма движений
- Оптимальности интенсивности труда
Оптимальность содержания трудового процесса означает включение в его состав лишь тех элементов, которые обеспечивают наиболее благоприятное для работающего сочетание умственной и физической нагрузок, равномерную загрузку различных органов и ритмичность трудового процесса.
Параллельность работы оборудования и человека заключается в обеспечении работы человека и машины либо нескольких машин, одновременного участия в трудовом процессе обеих рук, а если требуется, то и одновременной работы рук и ног рабочего.
Экономия движений ориентирует на такую организацию трудового процесса, которая позволяет осуществлять работу меньшим количеством простых и коротких движений за счет использования обратных движений после перемещения предметов, соблюдения постоянства расположения предметов труда и инструмент.
Ритмичность и автоматизм движений являются предпосылкой для снижения утомления за счет приблизительного равенства затрат энергии на протяжении смены и в каждый отрезок времени.
Оптимальная интенсивность труда заключается в установлении на основе психофизиологических и экономических исследований такой степени нагрузки работника, которая обеспечивает высокую производительность труда при нормальной величине нервного и физического напряжения на основе чередования мышечных и нервных нагрузок, перемене видов его деятельности.
Соблюдение перечисленных принципов является главным условием высокопроизводительного труда, требует тщательного подхода к планированию содержания трудового процесса и методов его осуществления применительно к конкретным условиям.
Для планирования рациональной организации трудового процесса и расчета норм недостаточно разделения трудового процесса по технологическому признаку. Знание последовательности протекания технологического процесса и порядка выполнения тех или иных переходов не позволяет спроектировать наиболее рациональный и производительный способ ее выполнения. Поэтому технологическое разделение трудового процесса должно дополняться его разделением и по трудовому признаку.
В целях изучения, анализа и планирования содержания и последовательности, способа выполнения и длительности элементов операции, последние подразделяются на трудовые движения, действия и приемы. Степень расчленения операции до того ли иного элемента зависит от требуемой точности анализа и планирования.
Трудовое движение является дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой однократное перемещение рабочего органа исполнителя с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность.
Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами исполнителя, плавно переходящих одно в другое.
Трудовой прием представляет собой законченную совокупность трудовых действий исполнителя, объединенных одним целевым назначением и постоянством предметов и орудий труда. Приемы бывают основными, если их целью является непосредственное влияние на технологический процесс, и вспомогательными, которые совершаются для выполнения основных.
- Трудовой процесс и его составные части. Понятие метода труда.
Трудовой процесс — это совокупность действий исполнителей по целесообразному изменению предмета труда. Его организация призвана обеспечить выполнение заданной работы с минимальными затратами рабочего времени, эффективное использование оборудования, оснастки и инструментов, высокое качество продукции.
Содержание трудового процесса определяется совокупностью методов и приемов труда работника (группы работников), необходимых для выполнения работы по всем ее стадиям: получение задания; информационная и материальная подготовка работы; непосредственное трудовое участие в процессе преобразования предметов труда в соответствии с производственной или функциональной технологией; сдача выполненной работы.
Состав трудового процесса отражен на рисунке 1.
Рис.1. Состав трудового процесса.
Трудовое движение является наиболее дифференцированным элементом расчленения операции. Оно представляет собой одно кратное перемещение рабочего органа исполнителя (корпуса, ног, рук, кистей рук, пальцев) с целью взятия, перемещения, совмещения, освобождения предмета, поддержания его в состоянии покоя. Процесс выполнения всех этих действий, как правило, контролируется органами чувств, которые корректируют их направленность, скорость и точность. Например, «протянуть руку к инструменту», «взять (захватить) инструмент».
Трудовое действие — это логически завершенная совокупность трудовых движений, выполняемых без перерыва рабочими органами человека при неизменных предметах и средствах труда. Например, «включить продольную подачу суппорта», «взять инструмент», «положить деталь».
Трудовой прием — законченная совокупность трудовых действий работника, характеризуемая определенным законченным целевым назначением, и представляющая собой технологически завершенную часть операции из нескольких трудовых действий. Например, прием «установить деталь в патроне токарного станка» имеет определенное и законченное целевое назначение: подготовить заготовку к обработке с креплением в патроне. Он включает следующие действия: поднести деталь к патрону и вставить ее в патрон.
Трудовые приемы в зависимости от назначения подразделяются на:
Основные (технологические) приемы предназначены для непосредственного осуществления (реализации) цели данного технологического процесса по изменению физико-химических свойств, формы или положения предмета труда.
Целевое назначение вспомогательных приемов — обеспечение подготовки к выполнению основных приемов.
Операция — законченная часть технологического процесса по обработке одного или одновременно нескольких предметов труда, выполняемая на одном рабочем месте одним или группой рабочих либо без их участия. Операция является основным объектом планирования, учета, контроля производственного процесса, а также нормирования труда.
Метод труда — это способ осуществления работником трудового процесса, характеризующийся составом приемов, последовательностью операций и их взаимосвязью.
Высокие результаты труда отдельных работников, большая или меньшая экономия материальных и трудовых затрат являются не только следствием личных способностей, но и результатом рациональности применяемых приемов и методов труда. Рациональными можно считать такие приемы и методы, которые характеризуются — наименьшими затратами времени, физическими и психическими (нервными) усилиями и затратами энергии.
Основное направление рационализации приемов и методов труда — это оптимизация структуры технологической операции и трудовых приемов за счет сокращения количества трудовых движений и совершенствования способов их выполнения.
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека.
Научно обоснованная оценка состояния условий труда крайне важна, так как дает возможность правильно устанавливать работникам меру материального вознаграждения в тех условиях, когда эти условия из-за объективных причин оказываются неблагоприятными. Кроме того, при планировании социальных и экономических мероприятий это позволяет установить первоочередность автоматизации и механизации тяжелых работ.
Условия труда непосредственно в цехе представляют собой совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность человека и его здоровья в процессе труда. Эти факторы можно разделить на следующие группы:
режим труда и отдыха.
Темп и ритм работы не постоянны. Как правило, в начале и в конце отчетного периода (месяца) они увеличиваются. Это связано со сдачей документов, получением очередных заданий.
Санитарно-гигиенические факторы. К этой группе факторов относятся: микроклимат, состояние воздуха, шум, вибрация, ультразвук, различные виды излучений, санитарно-бытовое обслуживание, то есть они определяют внешнюю производственную среду.
В приготовительном цехе температура воздуха должна составлять около 22-23 градуса (на практике обычно 11-13 градусов, что как и недостаточная влажность воздуха не соответствует санитарным и технологическим нормам), в воздухе пыли нет, шум в цехе от работы сновальных машин нормы не превышает. На данном технологическом участке освещение соответствует нормальной работе мастера и других работников. Обычно на предприятиях имеется медицинский пункт. Уборку в помещении должен осуществлять младший обслуживающий персонал.
Эстетические факторы. Данная группа факторов способствуют формированию положительных эмоций у работника.
Интерьер помещения, в котором работает мастер участка, не отличается особой изысканностью. Как правило, работники сами занимаются усовершенствованием окружающей их обстановки. Они приносят из дома настенные календари, разводят цветы. Стены и колонны в цехе (участке) предпочтительно окрашивать в такой цвет, который бы способствовал эмоциональному умиротворению (обычно это голубой или светло-зеленый тона, окна белого цвета), однако обшарпанность краски может вызвать только уныние.
Социально-психологические факторы. Главным фактором, относящимся к этой группе, являются взаимоотношения в трудовом коллективе. Очень сложно однозначно оценить, хорошие или плохие отношения между сотрудниками. Мастер находится практически постоянно с рабочими, руководя выполняемой работой. Предпочтителен сложившийся коллектив, заработная плата практически одинаковая.
Профессиональная конкуренция отсутствует, поэтому в целом отношения внутри коллектива благоприятные.
Режим труда и отдыха. Режим работы двухсменный. Начало первой смены в 7 00 , обеденный перерыв с 11 00 до 11 30 , конец смены в 15 20 . Вторая смена начинается в 15 20 и заканчивается в 23 40 . Никаких кратковременных перерывов в работе не предусмотрено. Пятидневная рабочая неделя, выходные — суббота, воскресенье.
Иногда предоставляется выходной в пятницу по усмотрению руководства завода или начальника цеха, а также иногда предусматривается работа в выходные. Ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 дней.
В процессе трудовой деятельности физиологические показатели работоспособности, так же как и производственные показатели изменяются циклически. В периоде работоспособности различают три основных периода: врабатывание, устойчивая работоспособность, наступление усталости.
Режим труда и отдыха должен разрабатываться таким образом, чтобы максимально сократить периоды врабатываемости и утомляемости, удлинения периода устойчивости работоспособности.
- Нормирование труда
Среди мер, направленных на рационализацию управленческого труда, особое место занимает его нормирование. Непосредственной задачей нормирования труда является определение трудоемкости работ и необходимой для их выполнения численности работников. Без обоснованных норм невозможны рационализация процессов разделения и кооперации труда, разработка прогрессивных технологий, совершенствование методов работы аппарата управления
Предпринималось множество попыток точно определить, каким количеством человек может эффективно управлять один руководитель. У разных авторов оно варьирует в пределах от трех до пятнадцати. Из-за огромного разнообразия условий и проблем координации ни одна отдельно указанная величина не может считаться правильным ответом при любых обстоятельствах.
То количество машинисток в стенографическом бюро, которым может руководить его заведующий, не равно количеству маркетологов, которыми будет эффективно управлять начальник отдела маркетинга. Вместе с тем отсутствие твердых нормативов на выполнение отдельных видов работ ведет к тому, что одни исполнители не имеют нормальной нагрузки в течение рабочего дня, а другие, наоборот, перегружены. Это порождает конфликтные ситуации, ведет к нерациональному использованию знаний и опыта работников аппарата управления.
Источник: www.turboreferat.ru
Становление разных видов труда.
Овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельность, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи.
Однако овладение отдельными приемами, отдельными трудовыми действиями еще не обеспечивает быстрого достижения результата. Любой трудовой процесс включает ряд последовательных трудовых действий, использование разнообразных материалов, инструментов в определенной последовательности. Отсюда важно, чтобы ребенок освоил весь набор трудовых действий с материалом и инструментами, составляющий тот или иной процесс труда. Последовательное его осуществление требует умения планировать трудовую деятельность.
Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. Оно проходит ряд этапов.
Сначала дети, выяснив цель труда, сразу стремятся ее выполнить, не планируя предварительно свою деятельность, последовательность ее, не готовят необходимые материалы и трудовое оборудование, поэтому деятельность их хаотична, неэкономна по затрате сил и времени. Не умея организовать свой труд, дети часто теряют цель, не достигают результата.
По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к элементарному планированию. Формируется умение самостоятельно планировать и организовывать труд: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.
Для того чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Становление умения планировать трудовой процесс (определить цель, в соответствии с ней подобрать материал, подобрать и организовать оборудование, определить порядок трудовых действий и т. д.) зависит от того, насколько отчетливы и дифференцированы у детей знания о структуре конкретного трудового процесса и организации его взрослым. Наличие таких знаний позволяет ребенку представлять ход трудового процесса, планировать его последовательность, и, наоборот, отсутствие их приводит к тому, что ребенок не справляется с предварительным планированием труда, не достигает результата.
Участие в труде, достижение результата и его использование изменяют отношение детей к труду, мотивы труда, т. е. то, ради чего ребенок трудится. Результативность труда уже у детей дошкольного возраста зависит от того, какие мотивы, сформулированные взрослыми, направляют их деятельность.
Общественные мотивы труда как наиболее ценные возникают уже в дошкольном возрасте. Однако ведущими они становятся не сразу. Для младших дошкольников характерным является интерес к внешней стороне деятельности: к трудовым действиям, к орудиям труда, затем к результату.
Общественные мотивы трудовой деятельности складываются под влиянием следующих условий:
1) знаний о результатах труда, их общественной значимости и необходимости людям, а затем знаний об общественной значимости труда в жизни людей;
2) общественного использования в детском саду и семье (например, в коллективной игре) результатов труда, достигнутых детьми;
3) организации практической деятельности детей, направленной на оказание помощи взрослым, сверстникам, младшим детям;
4) оценки результатов труда взрослым, значимости их для других людей (помощь няне в смене полотенец, поделка для малышей игрушек или ремонт книг и т. п.).
Дети уже младшего и среднего дошкольного возраста, начиная руководствоваться общественными мотивами, пытаются выразить их в речи, объясняя свои трудовые побуждения желанием сделать нужное для других: «помыть чашки, чтоб было детям приятно пить из чистых чашек и не заболеть» или «помочь няне сменить полотенца, чтоб у всех детей были чистые полотенца, чтоб им было руки вытирать приятно» и т. п. Но для детей этого возраста сильным побудителем к труду является и отношение взрослого к тем или иным поступкам. Дети часто объясняют свое стремление трудиться тем, что им: «велели» взрослые, желанием получить похвалу, одобрение воспитателя или родителей. Старшие дети все чаще объясняют свои побуждения трудиться желанием сделать что-то нужное для других. Постепенно под руководством взрослых значимые общественные мотивы становятся внутренней мотивацией самого ребенка.
Источник: poisk-ru.ru
Презентация на тему Планирование труда
ПЛАН 12.1. Планирование труда, его роль в управлении человеческими ресурсами. 12.2. Трудовые показатели, их взаимосвязь и влияние на эффективность деятельность субъектов хозяйствования. 12.3. Виды планов по труду.
12.4.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1Планирование труда
Тема 12.
Слайд 2ПЛАН
12.1. Планирование труда, его роль в управлении
человеческими ресурсами.
12.2. Трудовые показатели, их взаимосвязь и
влияние на эффективность деятельность субъектов хозяйствования.
12.3. Виды планов по труду.
12.4. Методы планирования трудовых показателей на уровне предприятия. Разработка плана производительности труда.
12.5. Методы расчета численности работников.
12.6. Методы планирования фонда оплаты труда.
Слайд 312.1. Планирование труда, его роль в управлении
человеческими ресурсами.
Планирование труда – определение количественных, качественных
и временных параметров, необходимых затрат в процессе функционирования предприятия.
Основой планирования труда является учет всех ресурсов и факторов роста производительности труда, определение оптимальной численности и структуры персонала, обоснованный расчет фонда заработной платы.
Функция планирования труда предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей.
Слайд 412.2. Трудовые показатели, их взаимосвязь и влияние
на эффективность деятельность субъектов хозяйствования.
К трудовым показателям
относятся производительность труда, выработка, трудоемкость производственной программы, трудоемкость единиц продукции, численность и состав персонала, фонд заработной платы, фонд оплаты труда, фонд потребления, средняя заработная плата.
В новых условиях хозяйствования планирование трудовых показателей приобретает особое значение.
На первое место выдвигается задача выполнить производственную программу по выпуску конкурентоспособной продукции, используя лучшие средства с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Это усиливает значение и влияние трудовых показателей на весь ход производственного процесса.
Слайд 5По сути своей, функция планирования отвечает на
три следующих основных вопроса:
1. Где мы находимся в
настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации в таких важных областях как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определить, чего может реально добиться организация.
2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, каким и должны быть цели организации и что может помешать организации достичь этих целей.
3. Как мы собираемся сделать это? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.
Слайд 6Центральное место в системе показателей занимает планирование
производительности труда.
Повышение производительности труда — главный фактор
роста эффективности и развития всего производства.
Трудоемкость единицы продукции составляет основу формирования численности и состава персонала и непосредственно связана с нормированием труда и формированием его оплаты.
Трудовые показатели органически взаимосвязаны с другими показателями оперативных и стратегических планов, поскольку являются составной частью технического, экономического и финансового планирования, и непременно отражаются при определении затрат на производство продукции в расчетах экономического эффекта и в распределении прибыли.
Слайд 712.3. Виды планов по труду.
Стратегический план отражает
стратегию развития предприятия и имеет целью обеспечение
результативности предприятия и освоение им новых возможностей; в нем отражены решения, касающиеся с сфер деятельности и выбора ее направлений Стратегический план не зависит от функции времени, он преимущественно концептуальный характер.
Слайд 8Среднесрочный план — определенной степени детализирован долгосрочный
план, содержащий основные задачи на установленный период,
предусматривает разработку в определенной последовательности мероприятий, определенных в долгосрочном плане. Граница между ними весьма условна и неоднозначна. Этот план содержит количественные плановые показатели деятельности, в нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источники финансирования.
Текущее планирование заключается в разработке планов на всех уровнях управления предприятием и по всем направлениям его деятельности на более короткие периоды (квартал, месяц).
Слайд 9Оперативное планирование — разновидность текущего планирования, предполагает
разработку оперативных планов, направленных на решение конкретных
вопросов деятельности предприятия и его отдельных подразделений в краткосрочном периоде.
Инвестиционные проекты — планы капиталовложений, направленных на создание новых или модернизацию существующих производственных мощностей предприятия
Бизнес-план — план создания новой фирмы, учреждения нового дела или отдельного проекта на существующем предприятии, программа деятельности фирмы, план конкретных мероприятий для достижения конкретных целое ей с оценкой ожидаемых расходов и доходе.
Слайд 1012.4. Методы планирования трудовых показателей на уровне
предприятия. Разработка плана производительности труда.
В планировании трудовых
показателей на предприятии широко используются общие методы планирования, а также те, которые характерны для разработки планов по определенной группы трудовых показателей, в частности, производительность труда, численности работников и заработной платы.
Слайд 11Производительность труда является основным показателем эффективности производства
и всей системы трудовых показателей, от ее
уровня и динамики зависят все основные показатели работы предприятия: объем производства продукции, численность работников, фонд заработной платы, снижения себестоимости продукции, размер прибыли, рентабельность и т.д.
Для планирования производительности труда на предприятии могут использоваться стоимостные и натуральные показатели производства. При планировании производительности труда определяют уровень, темпы и факторы ее роста.
Слайд 12Этот метод планирования роста производительности труда имеет
и определенные недостатки, поскольку зачастую завышает плановую
численность работников, что негативно влияет на повышение производительности труда
Распространенным методом планирования показателя повышения производительности труда является планирование ее за факторами роста, к которым относятся: структурные сдвиги в производстве, совершенствование управления и организации производства и труда, повышения технического уровня производства, изменение объема производства продукции, отраслевые факторы т.д. Определяя количественное влияние отдельных факторов на повышение производительности труда, выходят из относительной экономии численности работников за счет влияния того или иного фактора.
Слайд 13Планирование численности работников всех категорий имеет важное
значение для рационального использования ресурсов труда, повышения
производительности труда и эффективности производства.
Важнейшими задачами планирования численности работников является определение обоснованной потребности в кадрах для обеспечения ритмичного производственного процесса и выполнения производственных заданий.
Планирование численности работников опирается на такие показатели, как списочная численность персонала, среднесписочная численность промышленно-производственного персонала и его категорий, структура работников, потребность в кадрах, баланс рабочего времени одного среднесписочного работника.
Слайд 14К основным принципам планирования численности работников относятся:
соответствие численности и квалификации работников объему запланированных
работ и их сложности, обусловленность структуры персонала в объективными факторами производства, максимальная эффективность использования рабочего времени, создание условий для повышения квалификации и расширения производственного профиля работнику.
Потребность в персонале, его численность на различных предприятиях или фирмах определяется величиной спроса на продукцию, работы или услуги.
Слайд 15Методы планирования фонда заработной платы в зависимости
от стадий планирования могут быть разделены на
укрупненные и детальные.
Укрупненные методы применяются на стадиях предварительного планирования на перспективу и основываются на учете динамики численности работников и средней заработной платы Вторым методом укрупненного планирования является планирование на основе количественно выявленных нормативных величины.
Методы детального планирования фонда заработной платы применяются для расчета фонда заработной платы на очередной плановый год с поквартальной разбивкой и с указанием конкретных мер по уменьшению расходов по заработной плате на единицу продукции.
Слайд 16Средняя заработная плата одного работника определяется делением
планового фонда заработной платы на численность персонала
в соответствующем периоде.
Определяя среднюю заработную плату, необходимо исходить из принципа, что рост производительности труда должен способствовать, с одной стороны, увеличению фонда накопления предприятия, а с другой — росту материального благосостояния работников.
Слайд 17Для разработки плана производительности труда необходимо иметь
план организационно-технических мероприятий, отчетный и плановый балансы
рабочего времени одного рабочего, а также данные о потерях рабочего времени в отчетном периоде на основе фотографий и самофотографий рабочего дня, или данные табельного облику.
Основные этапы планирования производительности труда следующие:
*анализ уровня и динамики производительности труда в предыдущем периоде; *выявление резервов повышения выработки в следующем периоде; *определения ожидаемого уровня производительности труда в текущем периоде; *разработка плана мероприятий по использованию выявленных резервов; *расчет эффективности каждого мероприятия, направленного на повышение производительности труда; *определение возможного уровня производительности труда в плановом периоде.
Слайд 1812.5. Методы расчета численности работников.
Слайд 1912.6. Методы планирования фонда оплаты труда.
При
планировании фонда оплаты труда выделяют четыре основных
метода:
Метод поэлементного планирования;
Укрупненный метод;
Метод экстраполяции;
Нормативный метод.
Слайд 20Метод поэлементного планирования
Методика такого планирования была достаточно
глубоко и точно разработана в период командной
экономики, но ее использование чаще всего было формальным: плановые органы предприятий стремились включить в плановые расчеты как можно больше элементов, формирующих фонд, и не всегда точно определяли исходные данные.
При оплате труда работников по месячным должностным окладам годовой фонд прямой заработной платы определяется умножением численности работников на 12 и на месячный должностной оклад за вычетом средней продолжительности отпусков.
Фонд прямой (тарифной) заработной платы составляет основу всего планового фонда заработной платы рабочих и его наибольшую часть. Далее рассчитывается так называемый фонд часовой заработной платы. Он соответствует всем видам выплат за фактически отработанные часы в течение всего планового периода и включает весь фонд прямой заработной платы.
Слайд 21Плановый фонд дневной заработной платы включает весь
фонд часовой заработной платы и ряд доплат
за те часы, которые в течение рабочих дней не отрабатываются, но за которые по трудовому законодательству за работниками сохраняется ставка, или средний заработок. Такие доплаты сравнительно невелики.
Плановый фонд годовой заработной платы рабочих состоит из фонда дневной заработной платы и планируемых доплат за дни, фактически не отрабатываемые, но за которые рабочим сохраняется или средний заработок, или дневная тарифная ставка. В результате детальных расчетов прямой заработной платы и всех перечисленных выше планируемых доплат, входящих в фонды часовой, дневной и годовой заработной платы, формируется полный годовой фонд заработной платы рабочих. Средняя плановая заработная плата одного рабочего определяется делением полученного планового фонда на плановую численность рабочих.
Слайд 22Укрупненный метод планирования фонда оплаты труда.
На стабильно
работающих предприятиях, где существенно не меняются производственные
и экономические показатели, плановый фонд оплаты труда может исчисляться исходя из прямой заработной платы, рассчитанной по расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, который в условиях инфляции корректируется на ожидаемый инфляционный индекс. Все прочие элементы планового фонда, входящие, как показано выше, в состав часового, дневного и годового фондов, объединяются в так называемый коэффициент дополнительной заработной платы, показывающий, во сколько раз полный годовой фонд оплаты труда больше фонда прямой заработной платы. Этот коэффициент может быть рассчитан по отчету.
Слайд 23Нормативный метод планирования фонда оплаты труда
Одним из
распространенных укрупненных методов планирования фонда заработной платы
является нормативный метод. Он состоит в том, что по базовым показателям, а на новых предприятиях или при существенных изменениях ассортимента продукции – расчетным путем, определяется норматив заработной платы на единицу продукции При расчете по базовым исходным данным фактический расход заработной платы корректируется на плановое отношение индекса роста средней заработной платы к индексу производительности труда:
Нбаз х Iср.з.п. / Iпт ;
где: Нбаз – норматив по базовым показателям
Iср.з.п. – индекс изменения средней заработной платы
Iпт – индекс производительности труда
Слайд 24Планирование фонда оплаты труда методом экстраполяции
Планирование фонда
оплаты труда методом экстраполяции производится в четыре
Сначала по каждому элементу затрат на оплату труда исследуются следующие данные:
*фактические затраты за прошлый год;
*плановые затраты на текущий год;
*ожидаемые затраты за текущий год;
*отклонения (фактические и в процентах);
*причины отклонений;
*пути устранения необоснованных отклонений.
Слайд 25Затем по результатам проведенного анализа планируется фонд
оплаты труда по видам затрат на следующий
год. При этом необходимо учитывать как внешние рыночные факторы (например, рост ставок заработной платы, изменения в законодательстве и т.п.), так и внутрифирменные факторы (изменение численности и структуры персонала, определенная высшим руководством предельная доля фонда оплаты труда в плановом объеме продаж).
После этого проект плана фонда оплаты труда направляется на согласование экспертам, отвечающим за планирование на предприятии. При необходимости, в проект фонда оплаты труда вносятся изменения.
На последнем этапе происходит рассмотрение и утверждение проекта фонда оплаты труда руководством предприятия. На данном этапе возможны корректировки, учитывающие политику руководства в области оплаты труда.
Источник: thepresentation.ru