Традиционно принято различать два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Э.П. — это опытное исследование, направленное непосредственно на объект без промежуточных звеньев. Преобладание созерцания (чувственного познания), рациональный момент (суждения, понятия) присутствует, но имеет подчиненное значение.
Характерные признаки: сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и др. фактофиксирующая деятельность. Структура эмпирического знания: 1. Единичное э. высказывание (фиксирование наблюдения); 2.
эмпирические факты – а) это фрагмент действительности или объективного явления; б) результат наблюдения; с) предложения, фиксирующие эмпирические знания, т.е. полученные в ходе наблюдения или эксперимента.3. Эмпирические законы (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические); 4.
Феноменологические теории (логически организованное множество соответствующих э. законов и фактов). Методы: 1. Наблюдение — предполагает наличие замысла, цели и средств для перехода от объекта наблюдаемого предмета к лько на органы чувств, но и на выработанные наукой методы и средства толкования.
15 ОГРОМНЫХ ПОТЕРЬ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ 2023 ГОДА! Знаменитости которые, умерли со 2 по 8 января 2023 года
Требования: четкая постановка цели, выбор методики и разработка плана, систематичность, контроль за корректностью и надежностью результатов, обработка, осмысление и истолкование обработанного данных. 2.Сравнение — производится по какому-либо точно выделенному признаку предметов, свойству или отношению. Имеет смысл лишь в рамках какого-либо качества, в отношении которого предметы выступают как однородные.3. Измерение – фиксирует не только качественные характеристики объектов и явление но и их количественные аспекты. Это процедура установления одной величины с помощью другой, принятой за эталон
4 . Эксперимент – производится при условии изучения некоторого состояния предмета наблюдения в специально подобранных условиях, которое в естественных условиях не всегда ему присуще или доступно субъекту. В отличие от наблюдения, при постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета, лишь затем, наблюдения за предметом.
Следует выделять два типа экспериментальных задач — 1. Исследовательский эксперимент, который связан с поиском некоторых зависимостей между некоторыми параметрами объекта. 2. Проверочный эксперимент, который применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории.
Познавательная роль эксперимента велика не только в том отношении, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, но и в том, что в ходе его возникают новые проблемы, решение которых требует проведения новых опытов и создания новых экспериментальных установок. 5.Абстрагирование – отвлечение частного, выделение общего (принадлежит идея Аристотелю). В 6.
Индукция – метод движения мысли от менее общего знания к более общему. 7. Фальсификация – доказательство ложности научных гипотез с помощью эмпирического опыта. (Поппер: фальсифицируемость знания является признаком его научности)8. Экстраполяция – экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к-либо гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на другие.
Разбор сложного варианта ЕГЭ по обществознанию № 16
Источник: bsu-philosophy.fandom.com
Доказательство положений сбор фактов описание наблюдаемых явлений
Задание 5. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выявление и объяснение закономерностей
В) описание наблюдаемых явлений
Г) формулирование научной проблемы
Вспомним теорию по теме «уровни научного познания».
Методы научного познания
Установим соответствие между признаками и уровнем научного познания.
А) выявление и объяснение закономерностей — теоретический, 2.
Б) сбор фактов — эмпирический, 1.
В) описание наблюдаемых явлений — эмпирический, 1.
Г) формулирование научной проблемы — теоретический, 2.
Г) выдвижение гипотез — теоретический, 2.
Запишем ответ без пробелов и запятых.
Ответ: 21122
Источник: self-edu.ru
Б. Человек отличается от животного способностью мыслить.
1) Трудовая; 2) инстинктивная; 3) учебная; 4) созидательная; 5) творческая; 6) целенаправленная.
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания.
ПРИЗНАКИ | УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) | |||
A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез | 1) эмпирический 2) теоретический | |||
А | Б | В | Г | Д |
Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира.
1) теоретическое обобщение фактов 2) констатация протекания отдельных событий 3) образность и оригинальность отражения объективной реальности 4) стремление к достоверному, истинному знанию 5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
38. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений:
(1) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (2) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (3) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (4) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (5) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе?
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний 4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями 6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
Источник: lektsia.com